02.06.04
Лев МОСКОВКИН
Охотный
ряд
У
депутатов не суд и не смертная казнь, а палата –Любовь Слиска
В среду на
пленарном заседании Госдумы депутаты переподчинили Счетную палату президенту и
одобрили в первом чтении новую редакцию Федерального конституционного закона «О
референдуме Российской Федерации».
Спешно
продвигает закон председатель Центризбиркома Александр Вешняков – в 24 июня ЦИК
сдаст Федеральному Собранию финансовый отчет по президентским выборам, они
будут считаться закончившимися, соответственно и прекратится мораторий на
референдум. Оппозиционные партии только того и ждут, небольшую стайку
реликтовых от демократического десятилетия парнокопытных согнали в угол
политического поля и в предчувствии политической смерти они выставили наперевес
острые рога референдума.
Александр
Альбертович призван обломать последнее оружие и «Единая Россия» в этом поможет,
хотя защищать товарищей волков собственно не от чего, ни один
несанкционированный референдум в России не прошел.
В начале
недели профильный думский комитет по конституционному законодательству и
государственному строительству выпустил перегретый пар из оппонентов.
Одновременно выявились последние резиденты тех организаций, на которых столь
недвусмысленно указал президент Путин в своем послании. Причину спешки
определил Сергей Попов – независимый депутат, а по сути кусочек «Яблока» на
Охотном ряду.
Первый
вице-спикер Госдумы Любовь Слиска нашла в проекте положительные стороны. Более
полно учитывается федеративный характер российского государства. Расширяется
круг субъектов, обладающих правом инициирования референдума. В соответствии с
проектом закона, наряду с гражданами РФ, которых должно быть не менее 2 млн., и
Конституционным Собранием, которое вправе вынести на всенародное голосование
проект новой Конституции, инициировать плебисцит по вопросам международного
значения могут федеральные органы государственной власти. Повышаются требования
к содержанию и формулировкам вопросов, выносимым на голосование. Слиска
считает, что «Все это делается для того, чтобы исключить возможность
использования референдума различными политическими силами для решения своих
узкопартийных корпоративных задач. Референдум как важнейший институт демократии
не должен становиться инструментом соперничества для достижения победы одной
части общества над другой».
ЛЮБОВЬ СЛИСКА УВЕРЕНА, ЧТО ЗАКОН О РЕФЕРЕНДЖУМЕ БУДЕТ ПРИНЯТ
ГОСДУМОЙ БЕЗПРОБЛЕМ
Москва, 2 июня 2004 года. Партия «Яблоко» проводит сегодня митинг
у здания Государственной Думы против одобрения новой редакции федерального
конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».
В митинге участвовали и коммунисты, причем секретарь МГК КПРФ,
депутат фракции КПРФ Александр Куваев хотел провести митингующих перед фасадом
Думы по тротуару Охотного ряда, но милицейское оцепление его не пустило и
депутат всерьез сцепился с милиционерами.
Закон обсуждается сегодня Госдумой в первом чтении. По этому
поводу первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска сообщила нам, что она уверена в
том, что закон будет одобрен «без проблем, конечно».
Аналогичное мнение высказал и коммунист Виктор Илюхин, подчеркнув,
что у «Единой России» большинство в Думе. При этом коммунисты будут голосовать
против.
ГОСДУМА РАССМОТРИТ СЕГОДНЯ ВОПРОС О ЮЖНОЙ ОСЕТИИ
Москва, 2 июня 2004 года. Председатель Государственной Думы Борис
Грызлов сообщил депутатам палаты, что распоряжение о сокращении аппарата уже
подписано и все могут с ним ознакомиться. Вопрос о «секретной реформе» Аппарата
Думы подняла коммунистка Алевтина Апарина, которая подчеркнула, что «Единая
Россия» приватизировала Думу».
«Тбилиси готовится к войне и Саакашвили пришел с мандатом, чтобы
поджечь нам Кавказ» – сказал на пленарном заседании Госдумы при обсуждении
предложений в повестку дня пленарного заседания Алексей Митрофанов, который
утверждает, что эта подготовка к войне на Кавказе идет на деньги Бориса
Березовского с участием Бадри Патаркацишвили. Митрофанов предлагает отложить
все вопросы и пригласить в Госдуму для обсуждения поставленного им вопроса
министра иностранных дел Сергея Лаврова
Депутат Сергей Антуфьев (ЕР) предложил тот же вопрос вначале
обсудить на заседании комитета по международным делам. Госдума согласилась
включить в порядок работы вопрос о ситуации вокруг Южной Осетии в формате
заявления. 410 0 1 10:14
ФРАКЦИЯ ЛДПР ТРЕБУЕТ ОБРАТИТЬ ЛЬГОТЫ ДЕПУТАТОВ В
НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ
Москва, 2 июня 2004 года. Представитель фракции ЛДПР
Владимир Овсянников выступил сегодня на заседании Госдумы с предложением
раздать персонально всем депутатам финансовый бюджет Госдумы.
Овсянников напомнил, что с такой инициативой давно
уже выступает лидер фракции Владимир Жириновский и что такая инициатива «идет в
русле нынешнего намерения российского руководства обратить в денежную форму
различные льготы российским гражданам». Овсянников считает, что парламентарии
могли бы сами в этом случае оплачивать свои служебные квартиры и пользование
служебными автомобилями.
Спикер Борис Грызлов предложил Овсянникову
подготовить его инициативу в письменном виде, заметив, что она «вполне уместна»
для обсуждения на пленарном заседании Думы.
ГОСДУМА ОЗАБОЧЕНА АНТИРОССИЙСКОЙ КАМПАНИЕЙ В
ТУРКМЕНИСТАНЕ
Москва, 2 июня 2004 года. Независимый депутат Владимир Рыжков выступил сегодня на заседании Госдумы с предложением поручить думскому Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками разобраться в ситуации в Туркменистане, президент которого недавно издал указ о непризнании российских дипломов при трудоустройстве работников образования в этой стране.
Рыжков заявил, что эта мера «бьет по интересам
русскоязычного населения и недружественна по отношению к России». Рыжков
считает, что думский комитет должен предложить, как защитить интересы
русскоязычного населения в Туркмении.
Думское
большинство поддержало эту инициативу.
Порядок работы в целом 355 1 0 10:15
Обсуждение вопросов повестки дня
СНЯТ С РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
ВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ САДОВ
Москва, 2 июня 2004 года. Депутаты Госдумы сняли с рассмотрения
отклоненный президентом Федеральный закон «О внесении дополнений в Закон
Российской Федерации «Об образовании» и Закон Российской Федерации «О
государственных пенсиях в Российской Федерации».
Представитель комитета по образованию и науке Алексей Чернышов
сообщил, что законопроект устанавливает норму зачисления стажа работы в
ведомственных дошкольных учреждениях для детей в стаж, дающий право на пенсию
за выслугу лет.
Закон был принят в 1999 году и отклонен президентом в 2001 году,
после этого вступило в силу новое пенсионное законодательство, в котором вопрос
стажа решается иначе и понятия «выслуги лет» там отсутствует.
Закон вызвал дискуссию, причем докладчик не смог ответить на
вопросы депутатов из числа сторонников увеличения пенсий. Коммунистка Алевтина
Апарина отметила, что Чернышов не подготовился к выступлению и настаивала на
том, что не всегда надо соглашаться с президентом. Понимая, что при голосовании
закон отклонят, Апарина предложила отложить рассмотрение. Отложить предложила и
Нина Останина, отметив отсутствие статистики о том, «сколько стоит этот закон».
Александр Чуев («Родина») и Олег Смолин (КПРФ) настаивали на том,
что проблема стажа ведомственных детских садов останется. Председатель комитета
по образованию и науке Николай Булаев обещал внести новый закон для решения
проблемы, предлагая обсуждаемый закон отклонить, с чем Дума и согласилась, хотя
перед голосованием коммуниста Тамара Плетнева выступила с протестом и сообщила,
что на самом пенсии за выслугу лет есть и выплачиваются. По словам Плетневой,
отрицая наличие пенсий за выслугу лет, представитель правительства вводит
депутатов в заблуждение.
279 97 2 10:44
ГОСДУМА ОТКЛОНИЛА ОЧЕРЕДНОЙ ЗАКОН ОБ УЧЕТЕ ПРИ РАССЧЕТЕ ПЕНСИЙ
«НЕСТРАХОВЫХ ПЕРИОДОВ»
Москва, 2 июня 2004 года. Госдума сняла сегодня с рассмотрения
отклоненный Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменения в статью
30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Представитель комитета Госдумы по труду и социальной политике
Фарида Гайнуллина напомнила, что законопроект был вторично принят Госдумой
после отклонения Советом Федерации весной прошлого года, но сейчас Гайнуллина
предлагает его снять с рассмотрения как не имеющий перспективы в предложенной
редакции. Гайнуллина подчеркнула, что предложенный законопроектом путь решения
проблемы закрыт решением Конституционного суда.
Концепция обсуждаемого закона состоит во включении в общий
трудовой стаж при оценке пенсионных прав застрахованных лиц «нестраховых» и
льготных периодов, учитываемых до 1 января 2002 года для назначения государственных
пенсий и определении порядка финансирования дополнительных расходов.
Речь идет о двух типах нестраховых периодов – для женщин уход за
ребенком и для мужчин служба в армии.
Гайнуллина подчеркнула, что законопроект вводит «норму одного дня»
– 1 января 2002 года. При этом он потребует 14,5 млрд. руб. Докладчик считает,
что по мере изыскания средств для возмещения Пенсионному фонду можно будет
решать проблему «нестраховых периодов» исчисления пенсий для жен
военнослужащих, дипломатов и др. Министр здравоохранения и социального развития
Михаил Зурабов сообщил депутатам, что такой законопроект о возмещении
Пенсионному фонду соответствующих расходов правительством подготовлен.
Независимый депутат Валентина Савостьянова сказала при обсуждении
законопроекта, что ее поражает упорство правительства в нежелании решить
проблему, хотя проблема простая.
Несмотря на возражения, Госдума сняла закон с рассмотрения.
286 90 0 12:40
МИХАИЛ ЗУРАБОВ СЧИТАЕТ, ЧТО В СТРАНЕ НЕ СОЗДАНА ЭФФЕКТИВНАЯ
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН
Москва, 2 июня 2004 года. В течении 2002-2003 годов задолженность
по зарплате колебалась в пределах 30-35 млрд. руб., но ситуация начала
улучшаться в начале 2004 года – снизилась в начале года до 28 млрд. руб. к
началу марта до 24 млрд. Общий размер фонда зарплаты в России составляет 4,108
трлн. руб., задолженность составляет около 7,4% от месячного фонда оплаты
труда.
Об этом сообщил депутатам Госдумы министр здравоохранения и
социального развития Михаил Зурабов в рамках «правительственного часа» на
пленарном заседании Госдумы. Зурабова пригласил председатель комитета по труду
и социального развития Андрей Исаев для информирования Госдумы о мерах,
принимаемых правительством, по решению проблемы задолженности по заработной
плате.
18% задолженности, или 4,2 млрд. руб. приходится на машиностроение
и металлообработку, неблагополучна ситуация с зарплатой в угольной
промышленности и в сельском хозяйстве, где задолженность составляет до 90%
месячного фонда оплаты труда.
На начало года 1,4 млрд. руб. составляла задолженность по зарплате
перед работниками бюджетной сферы, затем она снизилась до 660 млн. руб.
Поскольку половину работников бюджетной сферы составляют работники образования,
правительство дополнительно направило в Минобразование 12 и 15 млрд. руб., чтобы
не возникало задолженностей в связи с выплатами отпускных. При этом Минфин
отслеживает ситуацию, чтобы выявить недостаток трансфертов в регионах, если
такая ситуация возникнет.
2,4 млрд. руб. задолженность в большей степени перед работниками
ЖКХ.
В результате проверок Государственной инспекции труда 2,2 млрд.
руб. выплачено задержанной зарплаты более чем 561 тыс. работников предприятий
различных форм собственности.
Госинспекция труда не обходит своим вниманием и государственные
учреждения, всего в прошлом году проведено более 60 тыс. проверок и в
результате гражданам выплачено 8 млрд. руб.
Для начала проверки требуется заявление гражданина, которому
гарантируется анонимность. Основания для проверки могут быть и другие, в
частности, информация из налоговых органов. Госинпекция труда по результатам
проверки своим предписанием может наложить штраф на руководителя, который
ограничен 5 тысяч рублей. Если нарушение не устранено, при повторной проверке
Госинспекция может поставить вопрос в судебном порядке об устранении
руководителя от должности. Однако Госинспекция может решать проблему
задолженности по зарплате только локально, в отношении тех, кто подал
заявление.
В своем выступлении Зурабов подчеркнул, что «Говорить о том, что у
нас в стране создана совершенная система защиты граждан не приходится».
ПО ДАННЫМ МИНИСТРА ЗУРАБОВА, В СРЕДНЕМ ПО СТРАНЕ РАСХОДЫ НА
ЗАРПЛАТУ СОСТАВЛЯЮТ 30-31% РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Москва, 2 июня 2004 года. Министр здравоохранения и социального
развития Михаил Зурабов в рамках «правительственного часа» на пленарном
заседании Госдумы сообщил депутатам, что он не считает, что Государство не
должно подменять профсоюзы. Зурабов напомнил, что в прошлом задолженность по
зарплате превышала 70 млрд. руб.
Коммунист Валентин Романов назвал штраф в размере 5 тыс. руб. за
невыплату зарплаты «смешным» и потребовал назвать цифры, сколько руководителей
привлечено к ответственности из числа тех, кто нажился на невыплатах зарплаты.
В ответ Зурабов сказал, что в прошлом году 5866 руководителей привлечено к
ответственности за задержки выплаты зарплаты. Предусмотрена и уголовная
ответственность, но удается привлечь к уголовной ответственности в том случае,
если можно доказать корыстный характер задержек зарплаты.
Независимый депутат Владимир Рыжков напомнил министру, что вопрос
о заплате возник в связи с тем, что федеральный центр концентрирует доходы и
изымает налоговые источники у регионов, сейчас распределение доходов между
федеральным бюджетом и региональными составляет 60 на 40. к тому же регионам передали
21 млн. льготников. Рыжкова беспокоит, что регионам не хватит денег на зарплату
и они заморозят ее на низком уровне. Зурабов сказал, что депутат не вполне
объективен.
По словам Зурабова, совокупные расходы на зарплату составляют
30-31%, и только в одном регионе страны они доходят до 70%.
В своих ответах на вопросы депутатов М.Зурабов подчеркнул, что
задолженность по зарплате в основном приходится на негосударственные
учреждения, но при этом министр не считает возможным для государства уйти от
обсуждаемой проблемы, «надо что-то делать с негосударственным сектором». При
этом в цифрах задолженности по зарплате есть до 35% задолженности взыскать
никогда не удастся, поскольку речь идет о предприятиях, находящихся на грани
банкротства. В 74 субъектах федерации задолженности по зарплате перед
сотрудниками бюджетной сферы не существует. Задолженность в 661 млн. руб.
Зурабов назвал «технической», при этом задолженности во текущим выплатам
зарплаты не возникает.
Коммунист Виктор Илюхин выразил сомнение в реальности названных
цифр по задолженности зарплате.
Государственный инспектор труда Владимир Варов сообщил депутатам о
повышении числа привлекаемых к ответственности руководителей за невыплаты
зарплаты. За первый квартал текущего года возбуждено 81 дело, 6 направлено в
суд и 4 прекращено в отношении руководителей по задержкам заплаты.
АНДРЕЙ ИСАЕВ ПРЕДЛАГАЕТ ПО СУДУ УВОЛЬНЯТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗА
НЕВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ
На пленарном заседании Исаев высказался за усиление мер
ответственности за невыплаты зарплаты, установленные Трудовым кодексом. Исаев
напомнил коммунистам, которые критиковали в Думе Трудовой кодекс, что новый ТК
впервые установил ответственность руководителей за невыплаты зарплаты. Но
сейчас Исаев считает необходимым повысить ответственность ее за невыплаты в
течение 15 дней и установить ее в прогрессивной шкале за каждый следующий месяц
невыплат. Кроме того, по мнению депутата необходима мера дисквалификации на 3
года руководителя-неплательщика зарплаты.
ПЕНСИЯ В ЭТОМ ГОДУ БУДЕТ ПОВЫШЕНА НА 115-120 РУБ. – МИХАИЛ ЗУРАБОВ
Москва, 2 июня 2004 года. Председатель думского комитета по труду
и социальной политике Андрей Исаев настаивает на активизации активности
профсоюзов. В беседе с журналистами в перерыве пленарного заседания Госдумы
Исаев напомнил, что если работники сидят сложа руки и не принимают никаких мер
по своей защите, то узнать об их проблемах невозможно.
В ответ на вопрос о возможности контроля невыплат теневой зарплаты
Исаев сказал, что контролировать это невозможно, но обещал сделать все
возможное, чтобы легализовать зарплату.
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов на
тот же вопрос сказал, что он ничего не хотел бы контролировать. На вопрос о
том, будет ли повышена пенсия в России в связи с ростом цен на нефть на мировом
рынке, Зурабов сказал, что прямой связи тут нет, но повышение пенсии в этом
году планируется на 115-120 руб.
Представитель фракции «Родина» Валентин Варенников со своей
стороны сообщил нам, что после выступления Зурабова перед депутатам Госдумы
вопрос теневой зарплаты обсуждался, и депутаты намерены этот вопрос решать. При
этом Варенников высказал понимание того, что председатель профильного комитета
Андрей Исаев может защищать интересы официальных профсоюзов и до некоторой
степени – исполнительной власти.
РОССИЯ И УЗБЕКИСТАН БУДУТ СОВМЕСТНО НЕСТИ БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО ПО
ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЕ
Москва, 2 июня 2004 года. Госдума одобрила сегодня федеральный
закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой
Узбекистан о совместном применении Военно-воздушных сил Российской Федерации и
Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах
обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации и
Республики Узбекистан».
Представил закон на ратификацию начальник Генерального штаба
Вооруженных Сил, первый замминистра обороны Анатолий Квашнин, который напомнил,
что Узбекистан вышел из Договора о коллективной безопасности, поэтому
обсуждаемое соглашение является первым двухсторонним соглашением. Применение
Соглашения не потребует дополнительных расходов.
Представитель думского комитета по обороне Михаил Бабич в своем
содокладе объяснил, что на согласование документа потребовалось много времени
по дипломатическим каналам, поскольку на Соглашение был наложен гриф «для
служебного пользования».
Госдума ратифицировала соглашение.
434 0 0 12:48
ЖЕНЩИНЫ В РОССИИ ДИСКРИМИНИРОВАНЫ, НО ЗА ЗАЩИТОЙ СВОИХ ПРАВ
ПОЧЕМУ-ТО НЕ ОБРАЩАЮТСЯ
Москва, 2 июня 2004 года. Госдума одобрила федеральный закон «О
ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин».
По поручению президента закон представила депутатам
статс-секретарь, замминистра труда и социального развития Галина Паршенцева,
она рассказала, что Факультативный протокол принят Генеральной Ассамблеей ООН 6
октября 1999 года и вступил в силу 22 октября 2000 года, Российской Федерацией
он подписан 8 мая 2001 года, он содержит механизм обеспечения равных прав
мужчин и женщин. Документ определяет процедуру обращения в международную
организацию – Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в случае,
если исчерпаны возможности процедуры в стране.
Представитель думского комитета по делам женщин, семьи и молодежи
Александр Сизов в своем содокладе сообщил, что случаев обращения женщин по
поводу нарушения их прав нет, однако случаи дискриминации в отношении женщин в
стране есть, меньше зарплата и больше время поиска работы. Депутат напомнил о
насилии в семье и о том, что бедность вынуждает женщин заниматься проституцией.
Депутат предложил коллегам по палате поддержать закон, который приблизит Россию
к международным стандартам.
Депутат фракции КПРФ Нина Останина спросила, не является ли
отсутствие женщин на руководящих должностях признаком дискриминации, и в ответ
Паршенцева высказала надежду, что после того, что произошло в ходе
административной реформы женщин во власти все-таки будет больше.
Госдума одобрила закон единогласно 434 голосами
434 0 0 13:06
Николай Гончар и Евгений Ройзман заявили, что по закону о пенсиях
они голосовали против, но в распечатке «за»
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА ПРИМЕНЕН БЫТЬ НЕ
МОЖЕТ – АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ
Москва, 2 июня 2004 года. Председатель Центральной избирательной
комиссии РФ Александр Вешняков представил депутатам Госдумы в первом чтении
проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный
конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».
Вешняков рассказал, что новая редакция закона сохраняет
петиционный характер проведения референдума в рамках механизма прямой
демократии.
Референдум не является опросом, его решения обязательны для
исполнения. Не допускается вынесение на референдум вопросов о продлении
полномочий органов власти, изменения статуса субъектов федерации.
Внесение новой редакции закона потребовалось в связи с тем, что
действующий закон от 1995 года не предусматривает проверку подписей и не
регламентирует финансовое обеспечение референдума.
Новая редакция закона предусматривает создание фонда агитации
референдума в размере до 250 млн. руб. Проведение референдума обеспечивают те
же избирательные комиссии, которые проводят выборы.
Для агитации отводится месяц до даты референдума. Партиям,
получившим не менее 3% голосов на парламентских выборах, предоставляется
бесплатное эфирное время в размере не менее часа на каждом телеканале.
Вешняков отметил, что для проведения референдума избирательный
залог применен быть не может. Для проведения референдума необходимо создать
инициативную группу с учетом федеративного устройства страны по сто человек в
каждом из половины субъектов федерации, причем подписи всех членов инициативной
группы должны быть нотариально заверены.
А.Вешняков высказал согласие смягчить норму законопроекта,
приостанавливающего референдум при объявлении чрезвычайного положения в одном
из субъектов федерации. По словам Вешнякова, для приостановки референдума может
быть достаточно ЧП в одной пятой федерации.
СРОК ПОДАЧИ ПОПРАВОК К ЗАКОНУ О РЕФЕРЕНДУМЕ СОКРАЩЕН ДО 6 ИЮНЯ
Москва, 2 июня 2004 года. Коммунист Анатолий Локоть предложил при
обсуждении закона о референдуме не принимать закон, а отменить референдум в
Конституции.
Отвечая на вопросы депутатов, председатель Центризбиркома РФ
Александр Вешняков объяснил, что вопросы статуса субъектов федерации запрещено
выносить на всероссийский референдум потому, что они решаются другими законами
и определяются на референдуме субъектов федерации.
Вешняков считает, что нотариальное заверение подписей членов
инициативной группы не вызовет проблем подобно тому, как заверяли подписи всех
членов инициативной группы в 500 человек по выдвижению кандидата на должность
президента, приглашая нотариуса на собрание инициативной группы.
Редакция будущего закона предполагает необходимость получение
заключение по выносимым на референдум вопросам по соответствию их
законодательству. В случае, если ЦИК откажет, как считает Вешняков, «проблем
нет, через дорогу находится Верховный суд», там можно оспорить компетентность
заключения ЦИК.
Независимый депутат Николай Гончар в процессе обсуждения
законопроекта напомнил о своей попытке провести референдум и сказал, что он
понимает, что законом нельзя отменить телефонное право, когда при обсуждении
вопроса в Верховном суде раздается телефонный звонок и судья меняет точку
зрения.
Первый зампред думского комитета по конституционному
законодательству и государственному строительству Александр Москалец в своем
докладе считает оправданным путь наибольшего законодательного регулирования
столь мощного инструмента, как референдум. Москалец считает необходимой норму
об организации инициативной группы с участием не менее ста человек в каждом из
не менее половины субъектов федерации. Докладчик сообщил, что за рубежом есть
более жесткие требования к инициативам референдума, например, в ряде штатов США
необходимо согласие 5% избирателей.
Коммунист Виктор Илюхин в своем вопросе докладчику подчеркнул, что
он не спрашивает его мнения о соответствии обсуждаемого закона ст. 3
Конституции, поскольку знает его позицию.
Сергей Иванов (ЛДПР) спросил, почему для проверки и установления
некачественных подписей установлена одна и та же цифра – сто тысяч.
Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский взяв слово по ведению
задал вопрос А.Москальцу, почему срок подачи поправок «втихаря» изменен, он
сокращен с месяца до 6 июня, т.е. в субботу. Коммунист высказал свое возмущение
столь грубым нарушением регламента тем, что коммунистам «затыкают рот», однако
Москалец отрицал, что в установлении срока сдачи поправок ко второму чтению
закона есть какое-то издевательство. По сути вопроса Москалец не ответил.
В перерыве
БОРИС ГРЫЗЛОВ: НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ВЫХОДА НА РЕФЕРЕНДУМ
ДЛЯ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В СТРАНЕ
Москва, 2 июня 2004 года. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска
сообщила в перерыве пленарного заседания палаты, что ее не во всем устраивает
обсуждаемый сегодня в первом чтении законопроект с новой редакцией закона о
референдуме. Депутат готовит свои поправки ко второму чтению и поэтому считает
неправильным сокращение срока приема поправок профильным комитетом до 6 июня.
Говоря о сроках, Л.Слиска подчеркнула, что пока еще ничего не решено».
Председатель Госдумы Борис Грызлов в своем комментарии к новой
редакции закона о референдуме сказал журналистам, что «Нельзя использовать
процедуру выхода на референдум для дестабилизации политических сил в стране».
Поэтому Грызлов закон поддерживает.
Председатель Центризбиркома Александр Вешняков со своей стороны
высказал в беседе с журналистами убежденность в том, что «Принятие нового
закона о референдуме позволит ограничить возможности применения партиями
«черных пиар-технологий». По мнению Вешнякова, «Инициативу проведения
референдума нельзя будет использовать в предвыборных целях. Законопроект
ущемляет интересы тех, кто привык жить не по правилам, кто пользуется услугами
разных фирм, которые рисуют подписи граждан вместо того, чтобы собирать их. За
этими организациями стоят большие деньги». В целом президентский законопроект о
референдуме не менее демократичен, чем действующий закон, подчеркнул глава ЦИК.
Поддержит закон и представитель ЛДПР Алексей Митрофанов, считая
его «мелким вопросом».
КОММУНИСТЫ ПРОТИВ ЗАКОНА О РЕФЕРЕНДУМЕ, КОТОРЫЙ ФАКТИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩАЕТ РЕФЕРЕНДУМ
Москва, 2 июня 2004 года. Фракция КПРФ будет голосовать солидарно
против принятия в первом чтении законопроекта «О референдуме РФ», внесенного
Президентом России. Об этом заявил журналистам в перерыве пленарного заседания
Госдумы коммунист Виктор Илюхин.
«На самом деле, это закон не о референдуме, а о невозможности его
проведения, – отметил он. – Процедуры сбора подписей, создания и регистрации
инициативных групп, подведения итогов голосования бюрократизируются до предела.
Запрещаются референдумы в год истечения полномочий Госдумы и Президента. Также
вводится запрет на обсуждение вопросов, касающихся бюджетного и финансового
законодательства, а это напрямую затрагивает интересы всех россиян».
Сам факт внесения данного законопроекта во фракции КПРФ
расценивают как «очередное свидетельство наступления власти на политические
права граждан». «Правительство и Президент боятся широкомасштабных протестных
акций, с этой целью вводятся ограничения на проведение митингов, демонстраций и
референдумов, – подчеркнул Илюхин. – В этих условиях конституционное положение
о том, что единственным источников власти в стране является народ, утрачивает
всякую силу».
При обсуждении вопроса в Думе коммунисты напомнили, что с утра
милиция разогнала митинг протеста против закона о референдуме, в котором
участвовал секретарь МГК КПРФ Александр Куваев.
АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ ПЕРЕСЕЛЯЕТ ЦЕНТРОБАНК В ПИТЕР
Москва, 2 июня 2004 года. Россия должна в жесткой, ультимативной
форме настоять на предотвращении войны в Абхазии, которая будет начата под
благовидным предлогом восстановления целостности Грузии, но будет долгой и
кровопролитной, распространившись на весь Кавказ и по сравнению с этой войной
Чечня покажется прелюдией.
Такое мнение высказал грузинской телекомпании депутат думской
фракции ЛДПР Алексей Митрофанов, напомнив, что Грузия уже не в первый раз втягивает
Кавказ в войну.
Депутата беспокоит то, что Михаил Саакашвили – не самостоятельный
президент, им «рулят» олигархи. Говоря об этом, Митрофанов упомянул фамилии
Бориса Березовского и Бадри Патаркацишвили.
Митрофанов считает, что по сравнению с ситуацией вокруг Абхазии
обсуждаемый сегодня в Думе закон о референдуме – «мелкий вопрос». В последнее
время никто из избирателей вопрос о референдуме не поднимает, последний
федеральный референдум прошел в 1993 году и его решение не выполнили.
Тем не менее, Митрофанов считает возможным поддержать закон о
референдуме, он считает неправильным то, что оппозиция в Думе пытается
противостоять «Единой России», у которой две трети голосов палаты. По мнению
Митрофанова, оппозиции надо спокойно дождаться, пока это большинство не докажет
свою несостоятельность. «В каждой Думе свой спектакль» – сказал Митрофанов,
предлагая передать всю полноту власти «Единой России», чтобы через четыре года
они не могли сказать, что им мешали. Надо им помочь, чтобы несостоятельность была
очевидна и через четыре года они ушли, потому что за 9 месяцев, имея 310
голосов, ничего серьезного не приняли.
В ответ на вопрос, какие законодательные инициативы готовит сам
Митрофанов, депутат сказал, что разрабатывает ряд серьезных законопроектов включая
закон по переселению Центробанка в Санкт-Петербург. Как выразился депутат, «Всю
эту Неглинку надо отправить в унитаз, а за Центробанком в Петербург потянутся
другие банки и это поможет городу больше, чем питерцы, потому что сколько ни
выделяй денег на строительство дорог в Питере, они все равно разворовываются».
Алексей Митрофанов высказал свое возмущение в связи с закрытием
программы «Намедни» на НТВ. Борис Грызлов отнесся к этому более спокойно,
напомнив журналистам, что НТВ – частная компания.
Продолжение рассмотрения вопросов повестки дня
ГОСДУМА ОДОБРИЛА НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ЗАКОНА О РЕФЕРЕНДУМЕ В ПЕРВОМ
ЧТЕНИИ
Москва, 2 июня 2004 года. На референдуме нельзя будет обсуждать
вопросы о собственности на землю и любые положения Конституции. Об этом сказал
вице-спикер Госдумы Валентин Купцов (КПРФ) в своем выступлении на заседании
палаты при обсуждении в первом чтении новой редакции закона «О референдуме
Российской Федерации».
Коммунист отметил ряд запретительных норм законопроекта, в
частности, невозможность повторного референдума после прошедшего референдума по
сходному вопросу. Законопроект впятеро увеличивает число «инициативщиков»,
резко сужает сроки сбора подписей – до 45 дней. Купцов отметил, что закон
расширяет полномочия Центризбиркома, который узурпирует полномочия
Конституционного суда, принимая на себя роль толкователя закона. По мнению
коммуниста, Центризирком давно уже стал «министерством выборов».
По мнению Купцова, необходимости в новом законе о референдуме нет,
старый закон ни разу не применялся с 1995 года.
«Референдум превращается в недостижимую мечту, легче до господа
бога достучаться чем провести референдум» – утверждал купцов и высказал мнение
о том, что обсуждаемым законом расчищается поле для непопулярных реформ. Купцов
напомнил, что компартия готова была вынести с 1 июля на референдум вопрос о
земле, потому что 24 июня заканчивается запрет на инициацию референдума в
последний год перед федеральными выборами.
Выступая от имени фракции ЛДПР, Алексей Митрофанов сообщил, что
никто из избирателей во время встреч с ними депутата в регионах не говорил о
референдуме. Говорят только об отмене льгот. Митрофанов поставил вопрос о том, почему
партия «Единая Россия», имея 310 голосов в Думе, боится референдума? По мнению
Митрофанова, «Единой России» бояться нечего, судьба референдума в России
загадочна. Референдумы 1991 года по Союзу и 25 апреля 1993 года «да-да-нет-да»
были растоптаны, только референдум по конституции прошел. Митрофанов сказал,
что ЛДПР во всем поддержит «Единую Россию» «во всей мути», чтобы через четыре
года она ушла «домой». Митрофанов считает, что имея большинство, «Единая
Россия» занимается ерундой, реформой правительства, в которой уже сам Козак
запутался, проспали золотой дождь в связи с ростом цен на нефть и заняты
отменой льгот. Митрофанов отметил спешку в обсуждении закона в Думе.
Председатель профильного комитета Госдумы по конституционному
законодательству и государственному строительству Владимир Плигин сказал, что
он разделяет ту боль, которую испытали граждане СССР, голосовавшие на
референдуме за сохранение Советского Союза. Плигин предложил в своем
выступлении на пленарном заседании Думы продлить срок приема поправок ко
второму чтению законопроекта до 9 июня.
Вице-спикер Сергей Бабурин («Родина») сказал о законе о
референдуме, что он политически ошибочен и юридически порочен. О выступлении в
Думе председателя ЦИК Вешнякова, что «благими намерениями вымощена дорога в
ад». Бабурин считает, что депутатам предлагается участвовать в узурпации
власти.
«Мы идем к абсурдизации избирательного права» – считает Бабурин.
Депутат подсчитал, что конституционные нормы излагаются всего в 10-11 статьях
из 92-х статей закона, все остальное – повторение технических норм. Бабурин
предлагает создать избирательный кодекс, по его мнению, надо упрощать
законодательство. Бабурин напомнил коллегам по палате, что Дума – дитё
референдума 1993 года и задал вопрос: «На каком основании мы лишаем родителя
родительских прав?»
От независимых депутатов Владимир Рыжков высказался против закона
о референдуме, который в 45 раз усложняет процедуру проведения референдума.
Если за время действия закона о референдуме ни один референдум не проводился,
т.е. норма о референдуме спящая. Депутат считает, что если референдум не
проводился из-за того, что закон слишком жесткий и поэтому нельзя ужесточать
его еще более. «Нормальный, рядовой человек, рабочий, разберется в этом
законе?» – задал депутат риторический вопрос, который отметил, что для власти
ситуация упрощается, возбудить референдум можно без сбора подписей.
Рыжков напоминает, что сессия Думы продлена до августа и
предлагает продлить срок приема поправок до 26 июня.
В своем заключительном слова А.Вешняков высказал несогласие с тем,
что концепция закона юридически порочна и предложил депутатам быть юридически
корректными. Вешняков говорил эмоционально, он настаивал на том, что закон
ставит заслон на пути грязных денег на проведение референдума. Не согласился
Вешняков и с тем, что Центральная избирательная комиссия присваивает себе
какие-то права. Вешняков утверждал, что ЦИК еще ни разу не принял
необоснованного решения. Вешняков не ожидал негативного выступления по закону о
референдуме от Сергея Бабурина, который активно выступал за сою России и
Белоруссии. Закон определяет процедуру референдума по Конституционному акту
Союзного государства.
Взяв слово по ведению, коммунист Анатолий Локоть сделал замечание
Александру Вешнякову, который мог быть более сдержанным и не давать оценок
выступлениям депутатов.
Сергей Решульский предложил провести поименное голосование, чтобы
результаты остались в скрижалях истории.
Несмотря на жесткую критику, думское большинство одобрило
законопроект..
За основу 310 88 0 16:47
Поправка Владимира Рыжкова к постановлению Госдумы об одобрении
закона продлить срок подачи поправок до 26 июня 109 79 0 16:48
Поправка Владимира Плигина к постановлению Госдумы установить срок
подачи поправок 6 июня 311 0 2 16:48
Закон о референдуме в первом чтении 343 96 0 16:50
Голосование по фракциям (за против воздержались не голосовали):
«Единая Россия» - 305 1 0 0 (против – Валерий Гартунг,
представитель подгруппы Морозова, в прошлом член исполкома блока «Вся Россия»);
КПРФ – 0 51 0 0
ЛДПР – 35 0 0 1 (не голосовал Скорлуков);
«Родина» - 2 34 0 3 (за – Лебедева и Шестаков);
Независимые – 1 10 0 4 (за один Невзоров, карточка которого у
«Единой России»).
ГОСДУМА ОДОБРИЛА В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ЗАКОН, ФАКТИЧЕСКИ ПЕРЕПОДЧИНЯЮЩИЙ
СЧЕТНУЮ ПАЛАТУ ПРЕЗИДЕНТУ
Москва, 2 июня 2004 года. Госдума одобрила в первом чтении
поправки в закон «О Счетной палате РФ». Законопроект внесен 16 апреля
депутатами Владимиром Катренко, Олегом Морозовым, Вячеславом Володиным,
Владимиром Пехтиным («Единая Россия») и независимым депутатом Николаем
Гончаром.
Представил законопроект коллегам по палате от думского комитета по
бюджету и налогам Николай Гончар.
Концепция будущего закона состоит в изменении порядка назначения
руководителей и аудиторов Счетной палаты. Законопроект предусматривает, что
председатель палаты и его заместитель могут быть утверждены в должности и
освобождены от нее, соответственно, Госдумой и Советом Федерации только по
представлению президента России. Кандидатов в аудиторы Счетной палаты, согласно
проекту закона, должен представлять нижней и верхней палатам парламента
избранный председатель Счетной палаты. По мнению разработчиков, участие
президента в формировании высшего органа финансового контроля страны позволит
при решении кадровых вопросов избежать давления со стороны различных
финансово-политических группировок, стремящихся провести своих людей в состав
Счетной палаты.
Гончар подчеркнул, что президент может внести в парламент
представление о досрочном освобождении от должности председателя Счетной палаты
и его заместителя по тем основаниям, которые президент сочтет нужным.
Вице-спикер Сергей Бабурин спросил у автора законодательной
инициативы, почему Дума отказывается от своих полномочий. Гончар с такой
постановкой не согласился и указал, что статус председателя Счетной палаты
повышается и вокруг этого идет спор. Гончар подчеркнул, что закон пишется не
для этого президента.
Коммунист Виктор Кузнецов выступил против закона о Счетной палате,
утверждая, что нельзя голосовать за этот закон. Коллега Кузнецова по фракции
КПРФ Виктор Тюлькин в своем выступлении сказал, что дела плохи в государстве,
если надо принимать закон о запрете митингов и закон о подчинении Счетной
палаты исполнительной власти.
Независимый депутат Светлана Горячева также сказала об ущербности
обсуждаемого закона, она считает, что рейтинг Счетной палаты не повысится.
Нужно усиливать компетенцию Счетной палаты через наделение Счетной палаты
большими полномочиями.
Председатель думского комитета по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников подержал
концепцию обсуждаемого законопроекта, но согласился и с Горячевой в том, что
Счетной палате надо увеличить полномочия, дать право обращения в суд.
Представитель правительства в Государственной Думе Андрей Логинов
сообщил о поддержке закона правительством.
В своем заключительном слове Николай Гончар подчеркнул, что
Счетная палата не является органом парламентского финансового контроля.
Несмотря на возражения оппозиции, Госдума одобрила законопроект.
346 59 2 17:19
Валентин Купцов сообщил, что он голосовал против закона о
референдуме, за основу против его фамилии стоит плюс
ГОСДУМА ВНЕСЛА В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС НОРМУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ И
ПАТЕНТНЫХ ПРАВАХ
Москва, 2 июня 2004 года. Госдума рассмотрела в первом чтении
альтернативные законопроекты: «О внесении изменения и дополнения в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении
изменений в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях».
Как сообщил коллегам по палате председатель думского комитета по
конституционному законодательству и государственному строительству Владимир
Плигин, первый законопроект внесен Законодательным Собранием Челябинской
области, в нем законодатель предлагает усилить ответственность за нарушение
авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав. Плигин подчеркнул,
что не может быть поддержана норма о повышении штрафа, накладываемого на
должностное лицо, размер которого установлен до сорока МРОТ. Профильный комитет
предлагает одобрить законопроект челябинских законодателей.
Второй законопроект внесен Саратовской областной Думой, которая
предлагает расширить перечень областей законодательства, правонарушения в
которых требуют проведения административного расследования. В перечень вносятся
«объекты интеллектуальной собственности». Профильный комитет предлагает
отклонить законопроект Саратовской областной Думы.
В рамках рейтингового голосования Госдума поддержала первый
законопроект и отклонила второй.
Челябинский закон 345 23 0 17:30
Саратовский закон37 55 0
ГОСДУМА ВЫРАЗИЛА СВОЮ ПОЗИЦИЮ ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ГРУЗИНСКИХ ВОЙСК
В ЮЖНУЮ ОСЕТИЮ
Москва, 2 июня 2004 года. По предложению зампреда думского
комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с
соотечественниками Сергея Антуфьева (ЕР) Госдума одобрила сегодня постановление
с заявлением «В связи с введением на территорию Южной Осетии внутренних войск
Министерства внутренних дел Грузии».
С.Антуфьев напомнил, что войска введены 30 мая.
Алексей Митрофанов одобрил заявление Госдумы, но при этом выразил
сожаление в связи с тем, что в тексте заявления не отмечена связь Саакашвили с
Березовским, который по мнению Митрофанова «имеет мандат на войну ... от
обиженных российских олигархов». Митрофанов полагает, что скоро весь ЮКОС будет
министрами в Грузии, а Березовский станет послом Грузии в Англии и будет
защищен дипломатическим иммунитетом.
Госдума одобрила постановление с заявлением единогласно 437
голосами.
426 0 0 17:39 за основу
437 0 0 17:41 в целом
ГОСДУМА ОТКЛОНИЛА БЕЗ ОБСУЖДЕНИЯ ПЯТЬ ЗАКОНОВ О ПЕНСИЯХ ДЛЯ
СЕВЕРЯН И ОБ УЧЕТЕ В РАСЧЕТЕ ПЕНСИЙ «НЕСТРАХОВЫХ ПЕРИОДОВ»
Москва, 2 июня 2004 года. Независимый депутат Госдумы Оксана
Дмитриева предложила вернуть в расчет пенсий такие «нестраховые периоды» уход
матери за ребенком, уход за ребенком-инвалидом первой группы, проживание жен
военнослужащих в местах с отсутствием возможностей трудоустройства, проживание
супругов дипломатов за границей.
Для этого депутат предлагает одобрить законопроект первого чтения
«О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», который определяет включение «нестраховых» и льготных
периодов в общий трудовой стаж застрахованных лиц при оценке пенсионных прав по
состоянию на 1 января 2002 года и определении порядка финансирования указанных
дополнительных расходов.
По расчетам Дмитриевой, на исполнение закона потребуется 14 млрд.
руб. в год. Дмитриева сообщила, что по признанию бывшего председателя правления
Пенсионного фонда РФ, а ныне министра здравоохранения и социального развития
Михаила Зурабова до начала пенсионной реформы остатки на счетах Пенсионного
фонда были 130 млрд. руб., а на начало этого года они составляют 90 млрд. руб.
Т.е. деньги у ПФР есть, и на эксперименты деньги находятся включая рассылку
«писем счастья». Говоря об этом, Дмитриева напомнила, что она предупреждала
Госдуму прежнего созыва о провале пенсионной реформы при голосовании по
соответствующим закона, но пенсионная реформа провалилась гораздо раньше, чем
предсказывала депутат.
Представитель Думы Чукотского автономного округа Василий Назаренко
представил депутатам Госдумы альтернативный законопроект «О внесении дополнений
и изменения в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Чукотские законодатели предлагают включить в общий трудовой стаж
периодов подготовки к профессиональной деятельности при оценке пенсионных прав застрахованных
лиц, а также льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и
местностях, приравненных к ним (1,5 размере) и периодов военной службы по
призыву (в 2 размере). Назаренко подчеркнул, что речь идет о восстановлении тех
прав, которые были до 2002 года, поскольку при принятии закона о трудовых
пенсиях закону придана обратная сила. Чукотские законодатели предлагают
начислять пенсию для тех, кто обрел пенсионные права до 1 января 2002 года, по
нормам, которые действовали до 2002 года, а для тех, кто обрел права позже
указанной даты, по действующему законодательству.
Депутат Виталий Басыгысов представил третий альтернативный
законопроект – «О внесении дополнения в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации». Концепция законопроекта определяет учет периодов работы
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с коэффициентом 1,5
при подсчете трудового стажа для назначения пенсии. В Якутии средняя пенсия
2400 руб. составляет 70% прожиточного минимума. Басыгысов назвал сегодня «день
падения всех законов о нестраховых периодов» и просит хотя бы решить проблемы
прошлого для тех людей, которые уже никогда не будет работать. Депутат привел
слова жителя Тикси, который уже 14 лет не видел дерева и больше его не увидит.
Депутат Валерий Гальченко (ЕР) отказался представлять четвертый
альтернативный законопроект и попросил рассмотреть его без своего участия «О
внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации». Концепция закона включает в общий трудовой
стаж «нестраховых» периодов при оценке пенсионных прав застрахованных лиц на 1
января 2002 года.
Депутат Иван Ждакаев (КПРФ) представил пятый альтернативный
законопроект, внесенный Сахалинской областной Думой, «О внесении изменения и
дополнений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Законопроект включает в страховой стаж периодов учебы в вузах, ухода за
ребенком до 3-х лет, а также льготном исчислении периодов, включенных в
страховой стаж – работа в северных территориях и служба в армии по призыву.
Ждакаев высказал непонимание того, почему надо решать проблемы за
счет простого народа и предложил лишить льгот сотрудников правоохранительных
органов или УИН. По словам Ждакаева, средняя пенсия в России составляет 122% от
прожиточного минимума, в районах Крайнего Севера 60%. При этом килограмм мяса
стоит более 130 руб., картошки 18 рублей, киловатт-час электроэнергии на
Курилах более 4 руб. при этом Север отчисляет в бюджет вдвое больше других
регионов. Депутат напомнил, что на Аляске платят только за то, что там живут
С содокладом по всем пяти законопроектам от комитета по труду и
социальной политике выступила Фарида Гайнуллина (ЕР), которая напомнила, что
нестраховые периоды действительно были, но при ограничении нижнего размера
пенсии, он сохранен в размере 660 рублей. Гайнуллина сослалась на решение
Конституционного суда, который подтвердил, что ничего не умаляется. Гайнуллина
считает, что рассчитывать пенсию за детородную функцию исходя из работной платы
не вполне справедливо. Гайнуллина попросила отклонить все пять обсуждаемые
законопроекты и дать возможность работы над законами о северянах и о
компенсациях пенсионному фонду.
Представитель правительства по обсуждаемых законам Александр
Куртин подчеркнул, что уход за ребенком учитывается, например, если у женщины
трое детей, это учитываются как 9 лет стажа.
Председательствующая Любовь Слиска сказала в ответ на требование с
места Оксаны Дмитриевой предоставить ей заключительное слово – «Какое
заключительное слово если обсуждения не было? У нас не суд, а заседание палаты.
И не казнь».
Депутат Анатолий Гузанов (ЕР) предложил прекратить прения и
перейти к голосованию 261 63 2 18:32
Предложение Виктора Тюлькина (КПРФ) разойтись на перерыв и потом
провести полное обсуждение 93 236 2
Председательствующая Любовь Слиска поставила все пять
законопроектов на рейтинговое голосование:
1 – 109 11 3
2 – 103 31 3
3 – 106 31 0
4 – 100 34 0
5 – 105 36 0
при повторном рейтинговом голосовании двух из пяти законопроектов,
набравших наибольшее число голосов:
1 – 103 42 1
3 – 109 34 1
последнее голосование законопроекта, набравшего наибольшее число
голосов, но не набравшего 226 голосов, необходимых для одобрения законопроекта:
3 – 114 31 0 18:39
По завершении заседания Александр Куртин и Галина Паршенцева
подтвердила, что пенсионеры, которые стали таковыми до 2002 года, действительно
имеют право выбирать, по какому закону им рассчитывают пенсию – 340-му или
113-му, которые тогда действовали, и нестраховые периоды т.о. для них могут быть
учтены.
Завтра
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДУМЫ ПРОВОДИТСЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С ОБСУЖДЕНИЕМ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЕРТНОСТИ И ИНВАЛИДНОСТИ ДЕТЕЙ
Москва, 3 июня 2004 года. Научно-практическая конференция
«Региональные особенности здоровья детей в России», посвященная 10-летию Союза
педиатров России, проходит в гостинице «Рэдиссон САС Славянская» сегодня и
завтра, 3-4 июня, при поддержке Государственной Думы.
По информации, полученной из Управления Госдумы по связям с
общественностью и взаимодействию со СМИ, на конференции будут обсуждены
региональные аспекты государственной политики в области охраны здоровья детей в
Российской Федерации, пути реализации подпрограммы «Здоровый ребенок»
Федеральной целевой программы «Дети России», критерии оценки состояния детей,
итоги и перспективы деятельности Союза педиатров России.
Специальные сообщения будут посвящены региональным особенностям
смертности и инвалидности детей в России, региональным особенностям
распространения ВИЧ-инфекции, региональным проблемам подростковой наркомании.
На конференции выступит председатель комитета Государственной Думы по охране
здоровья Татьяна Яковлева
Сегодня в зале 830 Госдумы комитет палаты по образованию и науке
проводит «круглый стол» на тему: «Организация работы по профилактике наркомании
в учреждениях образования: проблемы законодательного обеспечения».
В Гербовом зале Госдумы пойдет заседание Попечительского совета
Международного благотворительного фонда «Дети России».
В Малом зале Госдумы комитет по физической культуре и спорту
проводит парламентские слушания на тему «Правовые аспекты развития
детско-юношеского и студенческого спорта в Российской Федерации». Также в Малом
зале комитет по информационной политике проведет парламентские слушания на тему
«Проблемы законодательного обеспечения приватизации издательств и
полиграфических предприятий России».
В ПЕТЕРБУРГЕ ОБСУЖДАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
Санкт-Петербург, 3 июня 2004 года. Трехдневный семинар-совещание
на тему «Особенности организации местного самоуправления в городах федерального
значения. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением и органами
государственной власти» начинает свою работу сегодня в Санкт-Петербурге.
По информации Управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию
со СМИ, инициаторами мероприятия выступили: Комитет Государственной Думы по
вопросам местного самоуправления и исполнительные органы государственной власти
Санкт-Петербурга. В работе семинара примут также участие представители Администрации
Президента Российской Федерации, представители федеральных органов
исполнительной власти и органов государственной власти Москвы и
Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
руководители органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, ученые и
эксперты.
Основная цель мероприятия – обмен опытом и выработка предложений
по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» в городах федерального значения. Законом установлено, что
территориальной основой местного самоуправления в городах федерального значения
является внутригородская территория. Предусмотрен также особый порядок
осуществления местного самоуправления в городах федерального значения, в
соответствии с которым часть полномочий по регулированию вопросов осуществления
местного самоуправления передано органам государственной власти городов
федерального значения.
Сегодня, 3 июня проходит пленарное заседание, на котором с
основным докладом выступит председатель думского комитета по вопросам местного
самоуправления Владимир Мокрый. Завтра, 4 июня будут работать «круглые столы»
на темы: «Принципы и порядок территориальной организации местного
самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге»;
«Полномочия органов местного самоуправления и их финансовое обеспечение.
Единство и комплексность городского хозяйства и экономики городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга»; «Порядок формирования органов местного
самоуправления. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением и
органами государственной власти. Межмуниципальное сотрудничество».
В программе семинара-совещания запланирована пресс-конференция в
Смольном председателя комитета по вопросам местного самоуправления В.С.Мокрого
и вице-губернатора Санкт-Петербурга В.Н.Лобко.
5 июня участники семинара-совещания посетят Пушкинскую районную
администрацию.
накануне
01.06.04 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Сессия Думы закончится двойкой по льготам и переэкзаменовкой на
осень
До начала бюджетного процесса депутатам Госдумы предстоит одобрить
необходимые поправки в действующие законы. Как всегда весной правительство на
манер закоренелого двоечника тянет до последнего с внесением законов, но и
появление проекта в Думе не приносит удовлетворения. Предлагаются половинчатые
меры, которые не трогают ЖКХ, оставляя главные проблемы на потом. Прослеживается
желание снять социальные обязательства с федерального бюджета.
Законопроект по конвертации натуральных льгот в деньги – это 600
страниц поправок в сотню законов – о ветеранах, о защите инвалидов и т.д.
Подспудно правительство решает проблему лишней писанины в бюджете, все равно
подавляющее число социальных законов, постановлений и указов не работает,
список приостанавливаемых документов в законе о бюджете с каждым годом
увеличивается.
Решимость правительства в размере 170 млрд. руб. на льготы
достойна восхищения. Напомним: остатки и заначки достигли 45 млрд. долл.
По словам вице-спикера Вячеслава Володина, в настоящее время
бюджет тратит на льготы 40 млрд. рублей в год. Это значит, что подавляющее
большинство реальных льгот одним категориям населения предоставляется за счет
всех прочих.
Героям СССР и РФ положили по 3500 рублей. Инвалидам ВОВ – 2000,
участникам ВОВ – 1500 рублей. Ветеранам боевых действий – 1100. Инвалидам I
группы – 1400, II группы – 1000, III группы – 800 рублей. Детям-инвалидам –
1000.
Председатель думского комитета по делам ветеранов Николай Ковалев
прикинул, что 170 млрд. на это не хватит. Все остальные категории льготников
(труженики тыла, ветераны труда, жертвы политических репрессий) сдаются на
милость регионам и правительство обещает поделиться с регионами налоговыми
доходами. Очевидно, этот момент станет основным при обсуждении законопроекта
депутатами.
Пока же сотрудники Думы сдают путевки и меняют планы на лето –
весенняя сессия отодвигается до 26 июля и далее, для обсуждения проекта по
льготам депутатам возможно придется разъехаться в регионы на две недели в
начале июля.
По словам Володина, проект обсудят в каждой из четырех подгрупп
фракции с участием собственных экспертных советов: «Мы будем работать очень
пристрастно, и не исключено, что ко второму чтению закон претерпит существенные
изменения».
Если по-честному, несамостоятельная Госдума четвертого созыва все
чаще получает отлуп из Кремля и издевательство из Белого Дома. Принимать
решение приходится на основе того, что депутаты читают в газетах, определяя
степень человеческой терпимости в выполнении заказа их хозяина.
Льготы – не единственный скандальный закон, который будет принят
до конца сессии, и касается он лишь части населения. Предстоит одобрить
Жилищный кодекс, новую редакцию закона о референдуме, ужесточение
ответственности за терроризм и скандальный закон о публичных мероприятиях.
Пока же пыл законодательства пойдет на расчистку законодательных
завалов. Можно было бы рассмотреть налог на дарение и наследование, завис еще
закон о паспорте, но и тут придется дожидаться политической воли. На табло в
зале заседаний более четырехсот, живых депутатов все меньше и Любовь Слиска
просит снять шапки-невидимки.
Парламентская процедура профанируется, задержанные выборами президента
законы способны расколоть блок. В качестве превентивной меры оппозиция строится
изнутри, но политической дискуссии нет не только по законам, а даже по
собственной рассадке во власти.
Есть только популизм и политиканство.
01.06.04 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Вводится уголовная ответственность за невыплаты зарплаты. Ловить
неплательщиков придется самим работникам
Корреспондент «МП» обидел председателя думского комитета по труду
и социальной политике – зампред официозных профсоюзов (ФНПР) Андрей Исаев
возмутился в ответ на естественное желание заставить власть отвечать по
обязательствам перед работниками, будто бы депутату предложили публично снять
штаны.
Впрочем, суть и проявилась. По словам Исаева, посредничество
бюджета в выполнении обязательств частного работодателя перед наемником
приведет к эпидемии фирм-однодневок. Невыплаты зарплаты только на 5% связаны с
бюджетом, 95% – долги частных предприятий. Какая разница для работника, если
все «Рога и копыта» на просторах России зарегистрированы, во всяком случае,
названные цифры касаются только их. Почему бюджет не может выплатить работнику
в срок и затем по регрессу ловить и привлекать к ответственности неплательщика?
Да потому что тот уже от пуза заплатил чиновнику. И не для того отменили советскую
власть, чтоб нести какие-то обязательства перед людьми.
Опытный профсоюзный трибун Исаев сначала продвинул Трудовой
кодекс. Работники имеют право получать пени за каждый день невыплаты зарплаты в
размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка ежедневно. Однако это
настолько мало, что в суд за деньгами никто не ходит.
Исаев горячо поддержал скандальный закон о митингах и
демонстрациях, регламентирующий стихийность в борьбе с произволом. Публичные
мероприятия для иностранцев запрещаются, т.е. рабовладельческий труд в России
станет еще более привлекательным.
На такой базе разрабатываются поправки в ряд законов по усилению
ответственности за невыплаты зарплат.
Поправки в Трудовой кодекс по увеличению пени за задержки зарплаты
по замыслу Исаева должны стимулировать работодателя платить вовремя. В первый
месяц задержки пени останется в размере 1/300 ставки рефинансирования
Центробанка в день, во второй месяц невыплат зарплаты – 0,1% от задержанной
суммы, и свыше 3-х месяцев – 0,5% в день. Взыскание не потребует обращения в
суд, выплаты будут безусловными.
Кроме того, готовится поправка о выплатах 2/3 заработка без
нахождения на рабочем месте в случае приостановления работы на 15-й день после
задержки выплаты зарплаты. Исаев напомнил о том разъяснении пленума Верховного
суда, согласно которому работник может не находиться на рабочем месте в случае
вынужденного простоя из-за невыплат зарплаты.
Представитель бюджетного комитета Думы Сергей Широков готовит
поправку в ст. 145-прим Уголовного кодекса с лишением свободы до 5 лет за
невыплаты зарплаты в случае, если это повлекло тяжкие последствия.
Среди будущих поправок – изменения в закон о банкротстве, согласно
которым процедуру банкротства могут возбуждать работники, которые, подчеркнул
Исаев, являются кредиторами работодателя. В случае банкротства работники должны
признаваться привилегированными кредиторами, то есть выплаты им должны
производиться в первую очередь. В настоящее время работники на четвертой
очереди.
По традиционно заниженным данным Счетной палаты на 1 января
задолженность по выплате заработной платы по стране составила 11,3 млрд.
рублей. По опросам ВЦИОМ задержка зарплаты более чем на месяц является типичной
ситуацией для каждого пятого опрошенного. По данным журналиста без официальных
поступлений денег до полугода остаются работники производительного труда.
Модельная ситуация с шахтерами Хакасии не привела ни к решению, ни к постановке
вопроса в конструктивном ракурсе – только добавила политических дивидендов
Исаеву и его сподвижникам по ФНПР.
В своем выступлении на заседании Комитета Андрей Исаев сообщил,
что только 5% долгов по зарплате я за бюджетами всех уровней, а 95% долгов –
долги работодателей. И все равно, считает Исаев, «имея профицитный бюджет,
ничем нельзя объяснить существование такого зла, как долги по зарплате».
ДЕПУТАТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ВВЕСТИ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАДЕРЖКУ
ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ
Москва, 31 мая 2004 года. Председатель думского комитета по труду
и соцполитике Андрей Исаев рассказал сегодня на пресс-конференции о поправках,
которые готовит профильный комитет в трудовое законодательство, а также ряд
других действующих законов, с целью заставить работодателей вовремя выплачивать
зарплату.
По словам Исаева, готовятся поправки в Трудовой кодекс по
увеличению пени за задержки зарплаты. В первый месяц задержки пени останется
прежней, согласно статье 236 ТК, – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка в
день, во второй месяц невыплат зарплаты – 0,1% от задержанной суммы, и свыше
3-х месяцев – 0,5% в день.
Исаев объяснил, что согласно действующей норме закона выплата пени
требует обращения в суд, и своими поправками Исаев хочет сделать эти выплаты
безусловными.
Кроме того, готовится поправка о выплатах 2/3 заработка без
нахождения на рабочем месте в случае приостановления работы на 15-й день после
задержки выплаты зарплаты. Исаев напомнил о том разъяснении пленума Верховного
суда, согласно которому работник может не находиться на рабочем месте в случае
вынужденного простоя из-за невыплат зарплаты.
Кроме поправок в ТК, Исаев сообщил, что депутат фракции «Единая
Россия» Сергей Широков готовит поправку в ст. 145-прим. Уголовного кодекса с
лишением свободы до 5 лет за невыплаты зарплаты в случае, если это повлекло
тяжкие последствия.
Среди будущих поправок – изменения в закон о банкротстве, согласно
которым процедуру банкротства могут возбуждать работники, которые, подчеркнул
Исаев, являются фактическими кредиторами предприятия. В случае банкротства, по
мнению Исаева, работники должны признаваться привилегированными кредиторами, то
есть выплаты им должны производиться в первую очередь. В настоящее время они
являются кредиторами 4-й очереди.
Исаев сообщил, как решается конфликт на шахте «Енисейская» в
Хакасии. В настоящее время губернатор Алексей Лебедь уже внес в бюджет г.Черногорска
6,5 млн. рублей в счет будущих поставок угля. Идут переговоры с двумя
возможными инвесторами, которые до дачи согласия не объявляются, поскольку
инвесторы хотят получить гарантии. Исаев напомнил, что на них ляжет долг,
включая 40 млн. перед бюджетом, хотя в перспективе они могут выиграть благодаря
запасам угля на шахте в размере 30 млн. тонн.
ЗАКОН О ПЕРЕВОДЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЛЬГОТ В ДЕНЕЖНУЮ ФОРМУ ВНЕСЕН В
ГОСДУМУ
Москва, 31 мая 2004 года. Вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин
сообщил сегодня на брифинге, что правительственный законопроект о конвертации
натуральных льгот в денежную форму внесен в Госдуму.
По словам Володина, законопроект содержит 600 страниц, его пока в
Госдуме никто не успел прочитать, а содержание известно только из сообщений
правительства, и согласно этим сообщениям, как сказал Володин, «есть целый ряд
вопросов, которые упущены».
Володин предполагает, что после первого чтения, при доработке
закона ко второму чтению, он претерпит серьезные изменения, причем депутаты
собираются обсуждать его как в регионах, так и в экспертных советах подгрупп
фракции «Единая Россия». Поскольку закон затрагивает бюджет, он будет
рассмотрен во всех трех чтениях до конца весенней сессии. Вести закон будет
Комитет по бюджету и налогам.
Говоря о сути законопроекта, Володин напомнил, что в настоящее
время на льготы тратится 40 млрд. руб. в год, а с 2005 года правительство
предполагает выделить на те же цели 170 млрд. в год. В рамках предложений
правительства по конвертации натуральных льгот в денежную форму предполагается
передать часть налоговых поступлений из федерального бюджета в региональные,
чтобы они могли выполнить соответствующие мандаты по оплате льгот.
Володин считает необходимым подойти дифференцированно к решению
проблемы льгот для разных слоев населения – в крупных городах, где у нас
проживает 40% населения, в малых городах – 30% населения и сельской местности,
где проживает также 30% населения.
НОВЫЙ ЗАКОН О РЕФЕРЕНДУМЕ ИСКЛЮЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕФЕРЕНДУМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЗКОПАРТИЙНЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЗАДАЧ – ЛЮБОВЬ СЛИСКА
Москва, 31 мая 2004 года. Впервые проект конституционного закона
обсуждается в такой спешке. Такое мнение высказал независимый депутат Госдумы
Сергей Попов от имени партии «Яблоко» на заседании «круглого стола» по теме:
«Актуальные проблемы законодательства о референдуме РФ». Депутат считает, что
спешка нужна, чтобы ожидаемые инициативы по возбуждения референдума проходили
по новому закону.
«Круглый стол» провел председатель думского комитета по
конституционному законодательству и государственному строительству Владимир
Плигин, заседание посвящено обсуждению проекта новой редакции закона «О
референдуме», который представил собравшимся председатель Центризбиркома России
Александр Вешняков.
Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска в своем выступлении на
заседании «круглого стола высказала мнение о том, что «Обсуждение в Госдуме
новой редакции закона «О референдуме РФ», внесенной Президентом России, должно
быть «максимально открытым и всесторонним, с привлечением представителей всех
заинтересованных структур гражданского общества».
По словам вице-спикера, правоприменительная практика и опыт
проведения избирательных кампаний в РФ в последние 10 лет выявили ряд
недостатков действующего закона о референдуме. В частности, в законе
недостаточно детализированы процедуры сбора подписей инициативными группами
граждан, агитации и подсчета голосов. Новая редакция устраняет эти пробелы.
Законопроект, подчеркнула вице-спикер, более полно учитывает федеративный
характер российского государства. Предлагается расширить круг субъектов,
обладающих правом инициирования референдума. В соответствии с проектом закона,
наряду с гражданами РФ, которых должно быть не менее 2 млн., и Конституционным
Собранием, которое вправе вынести на всенародное голосование проект новой
Конституции, инициировать плебисцит по вопросам международного значения могут
федеральные органы государственной власти. Повышаются требования к содержанию и
формулировкам вопросов, выносимым на голосование.
Слиска отметила, что «Все это делается для того, чтобы исключить
возможность использования референдума различными политическими силами для
решения своих узкопартийных корпоративных задач. Референдум как важнейший
институт демократии не должен становиться инструментом соперничества для
достижения победы одной части общества над другой».
МОЛОДЫЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ ПРОСЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ СОКРАТИТЬ В ЗАКОНЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ЧИНОВНИКА В ОТКАЗЕ РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Москва, 31 мая 2004 года. Заседание общественной молодежной палаты
(ОМП) проходит сегодня в Малом зале Государственной Думы.
Заседание ОМП открыл вице-спикер Владимир Катренко (ЕР), который
обратился с приветствием к молодым парламентариям, затем выступил лидер
российских коммунистов Геннадий Зюганов, который в своей речи поставил задачи
молодежного парламент. По программе работы ОМП сегодня проходят заседания
комиссий ОМП по регламенту и правовым вопросам; по труду, занятости и
молодежному предпринимательству; по социальной защите и охране здоровья
молодежи; по бюджету и экономике; по образованию и науке; по культуре, спорту и
организации досуга; по вопросам развития молодежного и детского движения; по
гражданско-патриотическому и духовно-нравственному развитию молодежи; по
межнациональным и межконфессиональным проблемам в молодежной среде.
Затем на пленарном заседании ОМП ее председатель Олег Фурсов
сообщит о плане работы на 2004 год, первый зам гендиректора Всероссийского
детского центра «Орленок» Ирина Романец выступит с докладом о реализации
подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе ФЦП «Жилище на
2002-2010 годы», Владимир Понявин расскажет об участии ОМП в подготовке и
проведении празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Молодые парламентарии обсуждают сегодня на заседании ОМП
«Европейскую хартию об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных
образований».
По итогам рассмотрения указанных вопросов участники заседания ОМП
намереваются обратиться к правительству РФ с просьбой об увеличении в 2005 году
финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Молодые
парламентарии также предлагают профильным комитетам Госдумы обсудить
разработанные ОМП поправки в законы «Об общественных объединениях» и «О
некоммерческих организациях». Своими поправками молодые парламентарии просят
старших коллег исключить из действующего закона норму о возможности проверки
процедуры создания общественной организации до ее регистрации, также исключить
норму широкого толкования причин отказа в регистрации общественной организации.
ПРОФИЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОСДУМЫ ГОТОВИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЕВОМУ
ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Москва, 31 мая 2004 года. Экспертно-координационный Совет по
проблемам предприятий ОПК при Комитете по образованию и науке провел заседание
на тему «Пути решения проблемы привлечения молодых специалистов в наукоемкие
отрасли экономики».
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег
Денисов обратил внимание участников заседания на то, что профессиональное
образование не имеет постоянной связи с рынком труда, и более половины
выпускников не могут найти работу по специальности.
Научный руководитель Института системного анализа проблем
мегаполисов Александр Щербина уточнил, что ежегодно в России 6,5 млн. человек
заканчивают вузы, из них 5,6 млн. человек – выпускники государственных вузов,
причем 3 млн. выпускники очных отделений. В сферу народного хозяйства каждый
год выпускается 862 тысячи человек, и только половина из них не имеет проблем с
получением работы по специальности. По словам А.Щербины, практика не
подтвердила справедливость тезиса о том, что рынок все отрегулирует.
Минобразованием принят ряд документов, способствующих трудоустройству
выпускников. Но до полного решения проблемы еще далеко.
По мнению участников заседания, необходимо предоставить налоговые
льготы предприятиям, принимающим на работу выпускников вузов. Предложено ввести
практику контракта между студентом и соответствующим министерством, по которому
выпускник должен будет отработать определенный срок по специальности, причем,
если не сумеет трудоустроиться самостоятельно, государство предоставит ему
рабочее место по распределению.
Действенным механизмом поощрения вузов к трудоустройству своих
выпускников может стать финансирование высших учебных заведений в зависимости
от уровня трудоустройства молодых специалистов.
На заседании указывалось на необходимость создания Всероссийской
информационной системы содействия трудоустройству выпускников вузов, а также
действенной системы контроля и учета их трудоустройства.