04.06.04 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
ИНИЦИИРОВАТЬ РЕФЕРЕНДУМ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ
ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ
Комментарии депутатов к обсуждению проекта новой редакции
закона «О референдуме Российской Федерации»
Зампред Межпарламентской группы Государственной Думы,
независимый депутат Геннадий Селезнев
- Я за этот закон не голосовал, потому что я считаю, что
несмотря на то, что были серьезные изменения в законодательстве в отличие от
того, что было в первом варианте, но все же он очень усложнен. Очень много тем,
запретных для референдума, очень сложная структура формирования групп, которые
будут заниматься сбором подписей. И сегодня, если по сути дела держаться буквы
закона, референдум очень трудно организовать. Поэтому теперь нельзя теперь
сказать, когда какой у нас референдум будет объявлен.
- Геннадий Николаевич, другой вопрос. История с отменой
выборов депутата Госдмы 14 марта в 207-м округе, в которых победил Александр
Морозов – это против Путина? Потому что сейчас последуют инициативы, чтобы
отменить и другие выборы?
- Дело в том, что по кандидатуре Морозова и раньше были
вопросы, ведь он депутат Законодательного собрания Петербурга, его же мандат
аннулировали судом. Т.е. он уже не был в Заксобрании депутатом по той же самой
причине, что был представлен подложный диплом. И как он потом снова вышел на
выборы - непонятно, почему ему снова дали пройти весь этот избирательный путь,
потому что те обвинения, которые были к нему в Заксобрании, по тем мотивам,
никто эти мотивы не отменил, и вдруг он спокойно пошел на выборы, боролся с
Марковой и стал победителем. При помощи «Единой России», неразборчивость в
людях.
Председатель думского комитета по конституционному
законодательству и государственному строительству Владимир Плигин
- Поправки ко второму чтению закона о референдуме должны
поступать до 9 июня. Они будут рассматриваться на заседании комитета. Я бы к
референдуму как к явлению с учетом масштабов его проведения и тех затрат,
которые существуют на его проведение, я бы относился к нему прежде всего очень серьезно.
Это первый аспект. Второй аспект – я считаю, что на референдуме вопросы общего
характера, общего благосостояния, или вопросы общих пожеланий решать нельзя.
Это действительно очень серьезный вопрос. Поэтому это должны быть конкретные
вещи. А кстати, вопросы общего характера можно решать во время общих
избирательных кампаний, когда, допустим, политические партии или депутаты или
кандидаты в президенты обозначают свою платформу, они ставят какие-то
социальные показатели. Поэтому в рамках референдума нужно решать вопросы
Конституции, изменения Конституции, вопросы серьезных нормативно-правовых
актов, или вопросы, определяющие присоединение или отсоединение государства. Но
я в данной ситуации говорю точку зрения скорее юридическую, чем политическую,
потому что у политиков оценка закона о референдуме лежит в двух других
плоскостях: уменьшение демократии или увеличение демократии. И вот здесь найти
общее соприкосновение будет крайне сложно и это кстати подтвердил «круглый
стол» с обсуждением законопроекта, где участники самых разных взглядов
высказали мнение, что усиление процедуры было необходимо, в каких пределах –
мне это неизвестно неизвестно.
- Сколько будет поправок?
- Вы знаете, я думаю, что очень много.
Зампред думского комитета по труду и социальной политике
Олег Шеин («Родина»), сопредседатель профсоюза «Защита труда»
- Олег Васильевич, что вы ждете от новой редакции закона «О
референдуме Российской Федерации»?
- По сути данное решение означает, что референдума в стране
больше не будет, поскольку порядок их проведения и организации настолько
забюрокрачивается, что становится просто невозможным: четыре с половиной тысячи
человек, по сто человек в каждом регионе, в течение двух месяцев, нотариально
заверив свои собственные подписи, должны будут собрать порядка двух миллионов
подписей. Могу отметить, что организовать 4,6 тысячи человек и организовать их
работу по инициации референдума, чем зарегистрировать политическую партию,
поскольку для партии необходимо просто десять тысяч человек без всякого нотариального
заверения подписей и более упрощенная процедура.
Мне кажется, тем не менее, что сейчас есть другие более
важные проблемы, чем референдум, и тот проект закона, который в понедельник 31
марта внесло правительство, он пока неизвестен широкой общественности, поэтому
он не вызывает протеста.
- По льготам вы имеете в виду?
- Не только по льготам, там отменяются детские пособия, там
отменяется Единая тарифная сетка, то есть правительственные гарантии в области
заработной платы врачам, учителям и в каждом регионе, в каждом сельсовете
учителя будут получать разную зарплату. Там отменяются северные надбавки, люди
теряют автоматом до трети если не больше своего заработка.
- Отменяется то, что приостанавливается каждый год в законе
о бюджете?
- Нет-нет, это гораздо масштабнее. То, что
приостанавливается, это все ерунда по сравнению с тем, что предлагается
отменить. Колоссальные подвижки - отменяются реально действующие, «живые» на
сегодняшний день законы. Те же самые детские пособия, пусть 70 рублей, но они
есть, они прописаны в федеральном законе, его не будет, федерального закона в
принципе.
- Это перекладывание на региональный бюджет?
- Это никуда не перекладывается. Это отменяется в принципе.
Если регион хочет, он вводит. Не хочет - не вводит.
- Как называется закон?
- Закон о кое-чем. Название из шести строк – закон о
внесении изменений в федеральное законодательство связи с принятием закон о
внесении изменений в федеральный закон об общих принципах местного
самоуправления и т.д. Законом кое о чем можно все сделать.
- Если вернуться к закону о референдуме, понятно, что
Вешняков делает, знает что. Но непонятно, если ни один несанкционированный
референдум не прошел, зачем власть ограждает себя таким количеством рогаток?
- Мне кажется, просто перестраховка. Потому что можно было
даже не принимать закон о моратории на референдумы в последний год перед
федеральными выборами, поскольку у нас и так по действующему закону о
референдуме нельзя проводить общенародный плебисцит, имеющий
финансово-затратный характер, то есть ни по зарплате, ни по пенсии, ни по ЖКХ,
ни вступлению в ВТО – ни по одной проблеме у нас референдум провести нельзя, у
нас все проблемы носят финансово-затратный характер. А можно, наверное, по
цветам российского национального флага. Но мне кажется, что под этот вопрос два
миллиона подписей не соберется.
- Спасибо.
02.06.04
Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска
- Я считаю, что закон очень серьезный, опять мое мнение
может быть пойдет вразрез с моими коллегами. Закон серьезный, и у меня тоже
некоторые к нему свои предложения. Даже если говорить откровенно, дважды его
прочитала от начала до конца и во второй раз снова выписывала те вопросы,
которые у меня к нему появились. У меня есть желание подать к нему поправки, я
работала с этим законом начиная с 19 мая. Я думаю, мы не должны отнимать право
у тех, кто тоже хотел бы поработать с этим законом.
- Вы не подали поправки?
- Еще пока нет, я подам.
- Какие, не скажете?
- А узнаете.
Представитель
думского комитета по конституционному законодательству и государственному
строительству Алексей Митрофанов (ЛДПР)
- А что, это актуальный вопрос – референдум? Где этот
референдум? Был референдум и что он решил? На него наплевали, растоптали в 1991
году. Не тем они занимаются. За 9 месяцев правящая партия ничего не сделала.
Они топтались на месте. Надо помогать им, они все равно развалятся, но надо не
дать им ни малейшего шанса сказать через четыре года – что им мешала ЛДПР, что
не могли договориться с коммунистами. Это ясно по ним, что они ничего сделать
не могут, они очень управляемые, зависимые, пугливые. Надо помогать им и через
четыре года сказать избирателям: что вы получили? Замену льгот на деньги – вы
проиграли. Большей безопасности не стало, война в Чечне не закончилась, что
улучшилось? Тогда голосуйте за других.
- Но в отношении референдума вы не совсем правы, это же не
«Единой России» решение, а ЦИК во главе с Вешняковым, который торопится к
окончанию моратория на референдум 24 июня, когда ЦИК сдаст парламенту
финансовый отчет по президентским выборам?
- Да это понятно. Но в последнее время никто из избирателей
вопрос о референдуме не поднимает, последний федеральный референдум прошел в
1993 году и его решение не тоже выполнили, подвели танки к Белому дому.
01.06.04
Вице-спикер Вячеслав Володин (ЕР)
- Мы в рамках обсуждения этого вопроса будем вносить свои
дополнения во втором чтения закона о референдуме. На самом-то деле там есть ряд
базовых положений, которые вносят – вопросы организации, вопросы
финансирования, вопросы, связанные с созданием инициативных групп. Считаем, что
закон однозначно нужно принимать, потому что он просто-напросто необходим. Но
те вопросы, которые звучат при обсуждении, надо определиться по ним.
Замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский
- Современной российской демократии и парламентаризму всего
10 лет и ко всему надо подходить последовательно. Естественно, назревает вопрос
о переходе целиком на чисто пропорциональную систему выборов Думы, но без
наработки опыта, без анализа ситуации в регионах, без адаптации законодательства
к реальной обстановке, и с теми вопросами, с которыми мы сталкиваемся – явки и
голосования против всех, есть нестыковки в законодательстве, связанные с
избирательными блоками, с проведением и финансированием агитационной кампании,
особенно на местном уровне. Это все говорит о том, что пропорциональная система
в перспективе будет, но сейчас мы не должны перескакивать в своих этапах
возможность опытной эксплуатации будущих систем. Вот наверно так, как инженер
выражаюсь. Поэтому как промежуточный этап от мажоритарной системы к
пропорциональной системе смешанная система дает свои результаты, и я бы
отметил, по партийной линии я курирую Центральный федеральный округ, что даже в
тех регионах, которые только готовятся к проведению выборов на уровне субъектов
федерации по партийным спискам, наблюдается значительная активизация работы в
партии, значительная активизация депутатских групп и фракций, они образуются
там, где их не было. Более того, возникают проблемы со значением и местом
фракции в законодательном собрании, зачастую мы вынуждены поправлять фракции в
том плане, что они начинают терять ощущение, кто они в партии, т.е. партия
первична или фракция первична. Поэтому у нас было специальное решение
Генерального совета «Единой России» о том, что фракция является инструментом
партии в законодательном собрании, поэтому партия первична, а фракция –
инструмент решения тех или иных задач, которые партия реализует через власть.
Я думаю, что в ближайшее время и на Генсовете партии «Единая
Россия», и при проведении межрегионального Координационного совета партии по
ЦФО мы обязательно будет использовать аналитические материалы и наработки по
пропорциональной системе.
- Что будет дальше?
- По смешанной системе будут избираться органы
законодательной власти в Туле, через год в Москве, не за горами выборы в
Брянской области.
- Москва готова к внедрению пропорциональной системы? Там
Лужков был не очень большим сторонником…
- Дело в том, что у субъекта федерации есть возможности
шлифовать эту систему за счет использования своих инструментов. Например,
внутри избирательного списка можно создавать районированные списки, которые
действительно позволят акцентировать внимание избирателя на тех людей, кого они
знают в своих регионах, своих районах.
- Понижение барьера вы поддерживаете?
- Я считаю, что он должен быть оптимальным. Уровень 5-7% -
это тот оптимум, который дает возможность не создавать проблем, которые могут
возникнуть в т.ч. и на губернаторских выборах, с другой стороны сохраняет для
небольших по мощности партий политическую перспективу. Иначе можно руки
опустить и если барьер искусственно поднять до 10-12% в регионе, то можно вообще
отбить настроение и охоту создавать партии. Культуру партийной работы надо
прививать.
- Можно эту поправку только на федеральном уровне, чтобы
регионы ее копировали?
- Многие регионы пытаются копировать федеральную систему, но
не во всем используют ее положительные стороны, например, районирование
списков.
- Спасибо.