10.06.04 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Жилье и жулье-2
Пирамида жилья, доступного Хеопсу
Что нам стоит дом построить, нарисуем – и живем…
«Доступное жилье»: взрывпакет для одноразовой партии
В отсутствии коммунистов и «Родины» пакет недоступного жилья
просвистел сквозь Думу быстрей запланированного
«Как мы бросились не споря / Смело в рыночное море / Мы
хотим плыть на просторе / Эй, страна, руби концы! / А теперь сидим на вантах, /
Пилим гранты по талантам, / Дети капитана Гранта, / Джорджа Сороса птенцы…»
(Тимур Шаов)
Советский Союз отменили не в Беловежской пуще три
президента, его идеалы расстреляли в законодательном тире на Охотном ряду 10
июня 2004 года спортсмены из «Единой России».
Депутатов собрались в неурочный день на дополнительное
пленарное заседание, чтобы успеть до региональной недели рассмотреть пакет из
27 законопроектов по формированию рынка доступного жилья.
Представим итог, который боле-мене понятен. Право на
внеочередное вселение остается только за пострадавшими от стихийных бедствий. Бесплатную
приватизацию отменят через два-три года. Из общежитий выпрут уволенных со
службы. Из очереди на жилье выметут всех, кто сам может шевелится в
зарабатывании денег. «Незавершенка» становится объектом недвижимости с
соответствующими налогами за нее. В Градостроительном кодексе пропадает
техническая экспертиза проектов, кроме сложных и опасных. Заложив жилье,
должник рискует его потерять: в последнюю статью Гражданского кодекса введена
поправка о возможности наложения взыскания на имущество должника – заложенное
жилое помещение. Для управления домом нарисована соответствующая норма,
создание ТСЖ не обязательно.
«Сегодня появляется возможность перевести язык предвыборных
деклараций на язык законов, необходимых людям» - в переводе на русский с
дипломатического эти слова министра по промышленности и энергетике Виктора
Христенко означают: депутаты, голосните без вашей парламентской ерундистики за
пакет законопроектов по формированию рынка доступного жилья.
Потребность в жилье составляет 1,57 миллиардов кв. метров –
больше половины! - 55% существующего жилищного фонда в размере 2,85 млрд. кв.
метров, или 19 млн. жилых строений. 61% – с износом более одной трети. 3,1% -
ветхий и аварийный фонд, или 88,7 млн. кв. метров – почти втрое больше
ежегодного строительства!
Состоят в очереди на улучшение жилищных условий 4,43 млн.
семей. Ожидание составляет 15-20 лет. 230 тысяч – 0,7% от нуждающихся в жилье –
получили его в прошлом году. Желают улучшить свои жилищные условия 61%, в т.ч.
самостоятельно – 34,7%, с помощью государства – 26,3%, получить социальное
жилье – 7,1%, получить финансовую поддержку – 19,2%.
Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 кв.
метров на чел. В США – 68,8, в Швеции и Канаде – 40.
В период с 2000 по 2003 годы стоимость жилья на первичном
рынке увеличилась на 49%, на вторичном – на 72%. Средняя цена 1 кв. метра жилой
площади в 2003 году составила 16,3 тыс. руб., на вторичном – 14 тыс. руб. При
этом строительная стоимость кв. метра держится на уровне примерно вдове ниже.
Максимальный объем ввода жилья был достигнут в 1987 году –
76,4 млн. кв. метров. В девяностых годах строительство жилья резко упало. В
прошлом году объем строительства удалось вывести на уровень 36,3 млн. кв.
метров. Годовой объем ввода жилья на одного россиянина достиг четверти
квадратного метра.
За 6-8 лет можно набрать на могилу.
Распад Советского Союза был принят по факту в пакете отказов
едва ли ни всех обязательств власти перед народом. Больше десяти лет
потребовалось, чтобы очередная, но не последняя политэлита вспомнила о
существовании обязательств власти перед народом. Первая, естественно-физиологическая
реакция – отрыгнуть их обратно на головы населения. Но уже в форме законов.
Если честно, рынка мы сами хотели, у нас в стране ничего не
делается против воли людей, исключительно по просьбам трудящихся. Но эти 27
законов, принятых в первом чтении 10 июня 2004 года, если принимать, то в
промежутке 91-93 годов и уже был бы опыт, куда они работают. У нас же по
номиналу ничего не бывает. Хорошо, если не наоборот, как получилось с
гуманизацией уголовного законодательства. С Жилищным кодексом возились десять
лет и осмелились его вынести на обсуждение, когда сами успели нахапаться без
законов. Проблема доступности жилья не в отсутствии денег у покупателей, а в их
безумном избытке. Деньги не работают в России, если они есть, их некуда
засунуть, они виртуальным болотом перетекают, исчезают и концентрируются в
неожиданных местах без связи с затраченными усилиями.
При резком сокращении строительства воротилы этой сферы
десять лет лихорадочно покупали квартиру за квартирой. Но у тех, кто сам
работает и в том числе строит, денег на жилье в семейном бюджете не появилось,
хватает разве что выпить и иногда закусить.
Власть делает то, что позволяют люди, поэтому и название и
способ подачи законопроектов строятся по законам жанра, чтобы сокрыть до поры
цель легализации того звериного рынка жилья, который по факту сложился в
стране. А заодно и переложить социалистические обязательства по обслуживанию
жилья на самих жильцов.
Пока трудно понять, какую форму обретет пакет доступного
жилья после третьего чтения, слишком много там разноплановых законов –
банковских, финансовых, по демонополизации рынка застройщиков. Несколько
законопроектов приняты волевым решением при очевидных несуразностях или
противоречиях в тексте и непонятно, что с ними получится после поправок второго
чтения. Но уже понятно, что Жилищный и Градостроительный кодексы не будут
выпущены Думой в окончательном виде до конца затянувшейся весенней сессии.
Жилищный кодекс вызывает много споров и еще больше опасений,
даже на тринадцатом году демократии страшно расставаться с остатками социализма
в его наиболее привычном виде - в сфере личного жилья. Но в любом случае
временная норма бесплатной приватизации будет отменена, хотя не сразу, а через
два-три года. Так сказали и министр Виктор Христенко и автор ЖК, председатель
думского комитета по законодательству Павел Крашенинников.
ЖК предусматривает несколько форм пользования жильем:
собственность, коммерческий найм, социальный найм и ведомственное жилье
(общежитие), из которого будут выселять на улицу прекративших отношения с
ведомством. Минобороны соответствующий закон уже провело.
Управление домом будут вынуждены взять на себя сами жильцы,
причем предусмотрено два варианта для многоквартирного дома: просто управление
и товарищество собственников жилья. На бывшие ЖСК новую норму ТСЖ уже надевают
насильно, как презерватив на голову. Очевидно, жильцы будут вынуждены сами
решать, что делать со своими пофигистами – платить за них или выселять. По
факту сейчас платят. По ТСЖ опыт уже есть: растущие постепенно тарифы резко
сменяются кратными ценами и полным отсутствием ответственности за протечки и
отключения. Отменять льготы по ЖКХ уже не требуется.
Все повторяется: ЖСК в советской дремучести создавались не
для обеспечения граждан жильем, а для максимального продления сложившегося по
факту коммунизма для элиты. Разрушительную для верхов активность снизу
перенаправили, люди лопатами поучаствовали в рытье котлованов и что важнее в
согласовании документов, с них же за этот содрали по максимуму и до сих пор в
бывших ЖСК приходится устранять заводские дефекты. Кто избежал ЖСК, того
загнали в садовые товарищества, и теперь ломают голову, как извлечь их голоса
на «альтернативные» выборы».
Сейчас обещают, что очередь на жилье сохранится. Но только
для нуждающихся в социальном жилье. Определять нуждаемость будут
муниципалитеты. При обсуждении пакета Галина Хованская поинтересовалась, что
будет с туберкулезниками и другими категориями, имеющими права на жилье. Ответ
последовал в форме невключения депутата в рабочую группу, которая будет дорабатывать
пакет законопроектов ко второму чтению. Бортанули и Георгия Бооса, председателя
партийной комиссии по разработке пакета. Вице-спикер сделал свое дело, пусть
моет руки.
Номинально авторы пакета хотели демонополизировать рынок
застройщиков. Из-за превышения спроса на жилье над предложением квартиры
продаются на корню. Достаточно показать фундамент, и можно собирать деньги,
продав одну и ту же несуществующую квартиру двум и более гражданам. Предпринята
попытка защитить соинвесторов строительства, коих называют «дольщиками», от
создателей строительных пирамид. Этот закон в пакете оказался одним из наиболее
спорных, проголосовали, так и не осознав, кого защищают – покупателей воздушных
замков или бандитскую крышу над мошенниками.
По идее, деньги за товар следует принимать одномоментно с
предоставлением товара, предоплата требует создания так называемых производных
инструментов. Это банковский механизм, защищающий права кредитора, каковым
выступает покупатель строящегося жилья – соинвестор строительства. Однако в
России культура рынка не прививается. Тут есть еще проблема, способ решения
которой известен: если продавец при предоплате не может показать товар
покупателю, он должен нести ответственность за то, что товар может отличаться
от обещаний. У нас же покупатель жилья будет еще рад, что ему впарили квартиру
без отделки, а не кинули, продав его квартиру еще раз. Но ведь цена отделки
сравнима со стоимостью квартиры.
Председатель бюджетного комитета Юрий Васильев считает, что
дело в другом. Продажа несуществующих квартир на стадии проектирования дома не
облагается НДС 18%. Чтобы уйти от схем «долевого участия», уберут НДС с продажи
жилья на вторичном рынке.
Создается система бюро кредитных историй, чтоб
минимизировать риски кредитов и соответственно сделать их более дешевыми.
Одновременно придается еще одна функция уже и без того распухшему Центробанку –
Центрального бюро кредитных историй, что противоречит статусу ЦБ. Вводится
также норма страхования рисков.
Вместо нотариального заверения сделок с жильем вводится
государственная регистрация, потому что пошлина нотариального заверения
составляет 1,5% от суммы сделки и это удорожает ипотеку. Установили
государственную пошлину за обязательное удостоверение договора об ипотеке в
размере 0,3% от закладываемого имущества, но не более 5 тыс. рублей.
Одновременно введена ответственность федерального бюджета в размере до 1 млн.
руб. по тем спорным сделкам, где невозможно привлечь к ответственности
виновника.
Налог за недвижимость и землю на период проектирования и
строительства повышается и отдается местной власти. Сейчас все равно по факту
продают земельные участки инвесторам. Только берут не деньгами, а квартирами. В
финале в одном доме получается компот из бомжеватых пьяниц, элитарных хамов и
богатеньких Буратино.
Что-то сделали с инфраструктурой ЖКХ, но не слишком внятно.
Говорили, чтобы первый застройщик участка не боялся инвестировать, потому что
тянуть тепло, электричество, воду и оттягивать канализацию к первому дому на
новой площадке дорого, а потом это все кто-то забирает и денежки из этой
канализации гребет, негодяй.
Из-за разрыва между платой за труд и ценами купить квартиру
сразу не может никто из реально нуждающихся. Нужен кредит. В продвижении
«доступного жилья» ставка сделана на ипотеку, то есть залог недвижимости для
обеспечения кредита на новое жилье. В итоге многолетних разговоров об ипотеке
она так и не заработала по ряду причин – высокие риски и, стало быть, цена
кредита несуразна. К тому же отобрать заложенное жилье у должника невозможно.
То, что было протараторено 10 июня в первом чтении,
теоретически совмещает нормы регулирования кредитования, застройки, продажи,
покупки и управления жильем. Получилась этакое программное обеспечение Microsoft – нарисуем и живем, главное выбросить софтовый продукт с привлекательной
мордой типа мультяшки Масяни на рынок, не разбираясь, как он будет работать и
сочетаться с той левой базой, которая по факту сложилась.
Получился действительно этакий взрывпакет недоступного
жилья. И партия одноразового применения для его продвижения. Принимающий
решение кукловод парламентского большинства использует это самое в Думе в
качестве презерватива, предохраняясь от народного гнева при насилии с ним. А
заодно «Единая Россия» послужит прокладкой от гноя тех слоев населения, коих
законодательная афера доступного жилья конкретно раздавит.
Потому что принимаемые этим летом законы доступны будут ста
процентам населения страны. Их введение в нас не проспишь подобно подлогу в
законе о бюджете три года назад - эффект ударил через полтора года, взвинтились
тарифы и пенсионеры примерзали к полу в своих квартирах.
Как обещал нам всероссийский рубильник Чубайс, Москве
замерзнуть не дадут. Просто выселят бедных из числа коренных москвичей – не
впервой. Министр Виктор Христенко был счастлив, когда пакет доступного жилья
приняли, и сообщил журналистам, что цены на жилье растут в Москве, в прошлом
году – на 47%. Министра богатая Москва не колышит, он видит свою задачу в
запуске механизма доступного жилья в регионах, где цены стагнируют. Спикеру
Грызлову все по барабану, что оборотни в погонах, что жилье по доступности.
Текстухи обещаний счастья ему готовят: «Я могу сказать, что сегодня
воспользоваться системой приобретения жилья могут не более 9% населения страны.
С введением пакета законов по формированию рынка доступного жилья в течение
примерно шести лет эта цифра увеличится до 30%, и в течение 10 лет – до 60%».
Считаю себя обязанным это привести, хотя опыт есть: за
обещания Грызлова отвечают разве что журналисты. Опросы Центра Левады
показывают, что у 20% россиян нет денег даже на отдых.
И далее вариации по теме
«Единой России» не нужны оппозиционеры
Буря политической активности в начале лета – это что-то
новое для России. Похоже, сформировалась новая элита, пришли люди с другим
биологическим циклом, другого типа. Тяжелое время девяностых страна как-то
пережила, выход найден в дискуссии, участников которой поблагодарили и пинком
под зад вышвырнули в политический андерграунд. Пришедшие на смену не ведут
дискуссии, а исполняют заказы, публичная дискуссия свелась к слепого с глухим,
действующие лица и исполнители не знают, куда бросит их партия на следующем
цикле и будет ли сама партия.
Чтоб смягчить удар правительства с поправками в 155 законов,
позвали Михаила Шмакова поиграть в оппозицию, ФНПР классно пропиарились,
вице-премьер Жуков вышел к митингующим и ушел с бумагою, такую же Шмаков вручил
Грызлову в Ореховом зале Думы Грызлову. Шмаков яростно говорил о том, что
отмена льгот в законе – дымовая завеса, это очень важно для тех, кого это
затрагивает, и пресса говорит только об этом, но надо говорить о всех 155
законах. Там очень много негатива, ломается основная норма Трудового кодекса –
гарантии государства перед гражданами по зарплате. В ответ спикер говорил, что
«Единая Россия» добилась увеличения компенсаций по льготам и будет добиваться
дальше.
Вице-спикер Георгий Боос отруководил партийной комиссией по
рынку недоступного жилья, куда свалили вообще все нормы, имеющие какое-то
отношение к рынку, довел пакет до первого чтения и дальше законопроекты
передали совершенно другим депутатам. В рабочую группу по доработке пакета не
включили не только Бооса, но и Галину Хованскую, которая пришла в Думу от
Москвы, чтобы именно этим заниматься. Теперь опытной Хованской придется лязгать
зубами вокруг того пиршества, которое устроят из жилищных законов парламентские
волки, заинтересованные в чем-то своем.
Бортанули и представителя Питера Оксану Дмитриеву, честно
отработавшую роль конструктивной оппозиции при первом чтении, что придало смысл
всему обсуждению в отсутствии леваков из КПРФ и «Родины». Именно Дмитриева
объясняла смысл одобряемых норм. О чем закон, нельзя было понять из выступлений
председателей комитетов Владислава Резника (банковский) или Юрия Васильева
(бюджетный). Грызлов скучал в роли председательствующего, сменяя его Слиска
вела неторопливый думский трамвай уверенной рукой к победе над демократией, не
снижая скорости на крутых виражах прямолинейной партийной позиции и предлагала
руководителям подгрупп «Единой России» обеспечить явку в зал.
«Единороссы» как революционеры – повязаны народной кровью,
все должны отвечать за решения, принятые кем-то одним, невидимым и вне Думы. А
они разбегаются, как кролики по кормушкам.
В перерыве Грызлов грамотно откомментировал левый демарш –
они уже обещали коммунизм к восьмидесятому году, ничего конструктивного от них
нет.
Явного смысла в демарше левых действительно не было видно,
похоже, КПРФ и «Родина» решали свои внутренние проблемы, извне созданные им
Отделом внутренней политики администрации президента. При обсуждении
законопроектов надо было по крайней мере присутствовать, чтобы выявилась суть
того, что закопано в законопроектах. Тем более, что в наших условиях
законодательные нормы действуют образом, противоположным декларированному.
Например, защита дольщиков строительства «работает» крышей для их ограбления.
Стремительное законотворчество в партийном жанре профанирует
парламентскую процедуру, и Госдума все больше теряет смысл своей
законодательной функции. За счет этого гипертрофируется представительская
активность: Охотный ряд – лучшая и наиболее яркая PR-площадка
страны. Законы для депутатов – немножко повод поговорить о себе, еще больше –
форма взятки за льготы, блага, личные возможности и положение.
сообщения
ЖЕЛАНИЕ НЕ ПОКУПАТЬ, А ПОЛУЧАТЬ ЖИЛЬЕ В СТРАНЕ ВСЕ-ТАКИ
ОСТАЕТСЯ – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ
Москва, 11 июня 2004 года. Пакет 27-ми законопроектов по
формированию рынка доступного жилья, одобренный в первом чтении 10 июня,
предполагается рассмотреть во втором чтении 30 июня. Срок окончания приема
поправок ко второму чтению установлен 24 июня. Об этом сообщил председатель
думского комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев, который подчеркнул, что
пакет большой, из 27-ми законопроектов к ведению бюджетного комитета относится
только девять – треть всего пакета.
Из них большинство касается изменений в Налоговый кодекс и
один законопроект вносит изменения в Бюджетный кодекс.
Депутат пока не знает, какие могут быть поданы поправки, но
уже сейчас просматривается тенденция: желание не покупать, а получать жилье в
стране все-таки остается. Что очень плохо, считает Васильев. По мнению
депутата, наступает все-таки переломный момент, причем это касается и замены
натуральных льгот на денежные выплаты, это касается и единого социального налога
– ЕСН, одобренный во втором чтении. В нем дается облегчение налогового бремени
для товаропроизводителей.
«Люди должны понимать, что определенная тяжесть будет лежать
на самом человеке» - утверждает Ю.Васильев, говоря о том, что рыночная
тенденция – общая для налоговой и бюджетной политики. Говоря об ответственности
самого человека, депутат соглашается с тем, что ему «надо помогать выживать»,
т.е. законодательные органы должны создавать условия, в которых работающий
человек может все-таки приобрести себе жилье. Пакет «доступного жилья»
направлен на облегчение получения ипотечных кредитов.
Депутат рассказал, что для снижения стоимости квадратного
метра жилья предлагается снизить налог на прибыль и снижения НДС. Причем НДС
можно вообще не платить при реализации жилья на вторичном рынке, чтобы уйти от
схемы приобретения жилья в форме долевого участия, как это сейчас
распространено. Т.е. по сути дела дома нет, квартир нету, а они продаются на
уровне проектирования дома, потому что эта форма не облагается НДС,
строительные организации экономят 18%.
ПАКЕТ «ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ЛЮДЕЙ СО
СРЕДНИМ УРОВНЕМ ДОСТАТКА И НЕ КАСАЕТСЯ МАЛОИМУЩИХ – ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ
КАК БУДУТ РАБОТАТЬ ЗАКОНЫ ПО ДОСТУПНОМУ ЖИЛЬЮ, ПОКАЖЕТ
ПРАКТИКА, ПОКА ЕСТЬ СОМНЕНИЯ, НЕ БУДЕТ ЛИ ОПЯТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД – ЮРИЙ
ВАСЬЕВ
Москва, 13 июня 2004 года. При разработке пакета
законопроектов по формированию рынка доступного жилья предпринят ряд мер для
стимулирования застройщиков ускорить строительство.
Как рассказал нам председатель думского комитета по бюджету
и налогам Юрий Васильев, «будут сниматься налоги, одноразовый налог на землю
под индивидуальное строительство до 10 лет, и двухразовый налог – после десяти
лет. На землю под многоквартирный дом – двухразовый налог до двухлетнего
периода и пятиразовый – больше двухлетнего периода. При условии, что дом
сдается в эксплуатацию раньше, предусмотрен налоговый вычет, т.е. уплаченные
налоги будут возвращаться застройщику».
Предлагаются налоговые вычеты для людей, которые покупают
или строят жилье. Например, если сейчас при заполнении декларации в апреле
следующего года можно получить налоговый вычет по ранее уплаченным налогам, то
новая норма в пакете доступного жилья предусматривает, что налоговый вычет в
связи с приобретением или строительством жилья можно получить сразу, при
заполнении налоговой декларации в текущем году.
Говоря о конкретных нормах, вводимых пакетом доступного
жилья, Ю.Васильев подчеркнул, что он распространяется на людей со средним
уровнем достатка и не касается малоимущих.
Депутат признал, что есть сомнения в законах. То, как они
будут действовать, можно будет увидеть только на практике. У многих депутатов и
у самого Ю.Васильева есть вопросы к законопроектам пакета. Например, по
ипотечным ценным бумагам, снижение ставки до 6%, которая меньше, чем у
государственных ценных бумаг. Депутат полагает, что такая норма может привести
к буму создания строительных пирамид.
Несмотря на сомнения, Васильев назвал пакет одобренных в
первом чтении законопроектов «значительным шагом вперед в формировании рынка
именно доступного жилья».
Очередь в Москве с 1999 года сократилась, когда она
составляла почти 400 тыс. семей, более чем вдвое – до 190 тыс. Однако, как
сообщил столичный министр Ресин, это сокращение очереди достигнуто в основном
за счет обеспечения социальным жильем фронтовиков, инвалидов и больных, которых
в очереди практически не осталось, для участников же общей очереди сейчас идет
обеспечение жильем тех, кто встал на очередь в 1982-1984 годах.
Большое значение придается в городе реконструкции пятиэтажек
первого этапа индустриальной застройки, 9,5 тыс. московских семей переселены из
них в новые дома. В этом году уже сдано 240 тыс. кв. метров жилья для молодых
семей, причем молодежь активно восприняла эту инициативу города. В общей
сложности за 4,5 года очередникам Москвы различных категорий предоставлено
бесплатно около 4,5 млн. кв.м жилья. Социальное жилье строится за счет
реализации коммерческого жилья, причем инвесторы теперь будут расплачиваться с
городом не квартирами, а деньгами: в центре города – 40-50% от суммы
реализации, на окраинах – около 35%. Ресин подчеркнул, что соотношение
строительства социального и коммерческого жилья в центре города 50:50, а на
периферии столицы – 70:30. По словам Ресина, земля в Москве «принадлежит всем,
и богатым и бедным, и нельзя допустить, чтобы только богатые получили всю
землю».
Интервью
Зампредседателя Государственной Думы Вячеслав Володин
Огромное значение имеет пакет законов по рынку доступного
жилья, которые мы рассмотрели в первом чтении в четверг. Это один из первых
национальных проектов, о котором президент говорил в своем послании. Решение
проблемы доступного жилья касается каждого, это не только социальный проект,
это проект поднятие национальной экономики Российской Федерации. В рамках 27-ми
законопроектов решается вопрос инвестиций, расширение рынка жилья. При этом мы
надеемся, что будут снижены ставки кредита на строительство жилья, снижены
налоги и решена проблема привлечения инвестиций. Другим словом, проблема,
которая долгое время была нерешенной, на наш взгляд может быть решена через
инвестиции, через ипотеку, через защиту прав граждан, когда человек инвестирует
строительство жилья. Мы надеемся, что законопроекты будут приняты, потому что
«Единая Россия» работала над ними на протяжении последних трех месяцев. Это
проект совместный с правительством и у нас есть время, чтобы доработать. В
первом чтении одобрили концепцию.
- Что такое «социальный найм»?
- Понятие «договор социального найма» - не новое, это
понятие вошло в обиход еще два года назад, когда речь шла о принятии поправок в
новый Жилищный кодекс. Сейчас для того, чтобы защитить права граждан, мы вводим
это понятие для того, чтобы человек, который вступает в права на жилье,
заключал бы договор, если это жилье является в первую очередь муниципальной
собственностью, государственной собственностью с тем, чтобы права граждан были
бы гарантированы.
- Бесплатную приватизацию отменят?
- Есть несколько подходов, один из которых заключается в
следующем. В течение ближайших двух лет человек будет определяться в отношении
своего жилья, то ли его приватизировать или нет. Если он не будет
приватизировать, это жилье останется в собственности муниципальной,
государственной и человек будет заключать договор с муниципалитетом на аренду
этого жилья. То есть жилье как было у человека, оно так же и остается, как
человек платил за него, так и продолжать будет платить, только это все будет
формализовано в виде договора о социальном найме жилья.
Председатель Государственной Думы Борис Грызлов
- Это одна из приоритетных задач, о которой говорил в своем
послании президент. Если говорить о демарше левых, то мы знаем, что к
восьмидесятому году прошлого века они хотели всех нас привести в коммунизм, к
двухтысячному году хотели всех нас поселить в отдельные квартиры. У них это не
получилось. А реально работать над всеми законами, которые позволят нам сейчас
существенно сдвинуть ситуацию с жильем для наших граждан, они просто не хотят.
Их амбиции распространяются только на то, чтобы показать себя. А реальной
работы они как не проводили, так и не проводят. У нас появился шанс. Потому что
первый час работы – это был процесс, когда левые пытались заболтать нашу
ситуацию рабочую, пытались спровоцировать скандалы. Но мы работали четко.
- Когда жилье станет доступным?
- Я могу сказать, что сегодня воспользоваться системой
приобретения жилья могут не более 9% населения страны. С введением пакета
законов по формированию рынка доступного жилья в течение примерно шести лет эта
цифра увеличится до 30%, и в течение 10 лет – до 60%.
министр по промышленности и энергетике Виктор Христенко
- Абсолютно доволен и результатом и процессом. Жилищный
кодекс – это тот документ, над которым десять лет работали разные
правительства, разные Думы, каждый раз не хватало решимости довести этот
процесс. То, что произошло в четверг, по сути знаковое событие. Жилищный кодекс
– основа основ и более того, замечания, нормальные конструктивные замечания,
откуда бы они ни исходили, конечно будут учитываться в дальнейшей работе над
этим пакетом во втором чтении. Правительство благодарно Государственной Думе за
то, что мы сдвинули этот пласт.
- Уточните норму о бесплатной приватизации?
- Так и предполагается, что отдельный закон о введении в
действие Жилищного кодекса будет пересматривать норму, которая связана со
сроком завершения действия бесплатной приватизации. Это требует обсуждения, это
будет год, два… Закон этот будет вместе с Жилищным кодексом.
- Как вы оцениваете вероятность снижения цен на жилье в
Москве и как скоро это может произойти?
- Вы знаете, если говорить о снижении цен в Москве или
вообще о ценах в Москве, я бы для начала назвал две цифры. Средний рост цен в
прошлом году в стране – 26%, в Москве – 47%. А если эту среднюю температуру
разложить по территорию, то совершенно очевидно, что вот этот высокий рост,
высокой базы цены в Москве компенсирован стагнацией во многих регионах цен на
жилье. И перегрев московского рынка во многом связан, скажем так, со столичными
причинами, с особенностями именно столичного рынка жилья. Поэтому интересовать
и нас и депутатов, я думаю, должна не только Москва. Может быть даже не столько
Москва, а территория страны, города, расположенные везде. По большому счету
запусти на этих территориях рынок доступного жилья – по большому счету, и есть
основная задача.
Председатель думского комитета по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников
- Несмотря на решение Конституционного суда, жильцов
насильно сгоняют в ТСЖ, идут отчаянные письма – сгоняют как в колхозы, надевают
презерватив на жильцов, идут отчаянные письма. Что ответить?
- Не имеют права.
- Не имеют, а делают.
- Ну это незаконно значит. У нас раньше по закону было, что
в ТСЖ, если ты в многоквартирном доме собственник, то ты там обязан быть. Но
Конституционный суд признал, что это не конституционно. Поэтому соответственно
загонять в ТСЖ по старой норме, которая не действует, это неправомерно. Точка.
- Спасибо.