15.06.04 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

«Автогражданка» переехала «Единую Россию» пополам

Первое в мире ДТП со смертельным исходом произошло в Лондоне 17 августа 1896 года. Автомобиль двигался с бешеной по тем временам скоростью – 12 км в час. Погибла женщина, мать двоих детей. С этого начал свой печальный доклад на парламентских слушаниях о практике применения закона об ОСАГО зампред думского банковского комитета Александр Коваль, по совместительству – президент Российского.

Сейчас на дорогах Европы погибает около 40 тыс. чел. в год., в США 43 тыс., в Японии более 8 тыс., в Индии – более 80 тыс.

В России автомобили убивают больше народу, чем живые преступники. Причем спертость на дорогах год от года повышается. Так, в 2000 году вследствие ДТП на дорогах России погибло 29594 чел. и 179 тыс. было ранено; в 2001 – соответственно 30816 и 188 тыс.; в 2002 33243 и 215678; в 2003 – 35602 и 243919. Сегодня с утра уже погибли люди.

«Если бы все автомобили отвечали требованиям безопасности, смертность снизилась бы на 50%» – утверждал Коваль и далее наехал на отечественный автопром – российские автомобили не соответствуют современным требованиям безопасности.

Поскольку все это никакого отношения к ОСАГО не имеет, А.Коваль привязался в докладе к обсуждаемому закону подсластив пилюлю предложением использовать понижающие коэффициенты для автомобилей, оборудованных современными средствами защиты. Но – установить повышающие коэффициенты по тарифам обязательного страхования для неисправных автомобилей и автомобилей, не оборудованных ремнями безопасности.

В заранее заготовленных рекомендациях парламентских слушаний русским по белому увековечено, что «ОСАГО положительно меняет поведение водителей на дорогах, рискующих нести бремя неблагоприятных для себя экономических последствий».

Начальник главного управления ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов поведал нечто иное – применение закона об ОСАГО никаких ощутимых сдвигов не принесло, и из-за каждой царапины выстраиваются многокилометровые пробки, потому что все ждут выезда страховых агентов. Надо упростить процедуру оформления ДТП без причинения вреда человеку. Если по данным Кирьянова в 2003 году произошло 45 млн. правонарушений на дорогах России, то одной «автогражданкой» все наши дороги можно напрочь перекрыть.

Руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев рассказал о пробелах в действующем законодательстве и о неготовности страховщиков выполнять в полном объеме закон об ОСАГО. С законом об ОСАГО были связаны слишком большие ожидания. Страхователи жалуются, а у страховщиков проблемы – невозможно за 15 дней провести оценку ущерба и оценить объективность тех или иных требований. Страховщик не проводит экспертизу, потерпевший делает ее экспертизу самостоятельно, но страховщик потом оспаривает.

По словам Ломакина-Румянцева, за время действия закона об ОСАГО страховщики собрали по этому виду страхования 43 млрд. руб. и выплатили 5 млрд. руб.

Пока за пределами парламентских слушаний неистовствовал перед телекамерами независимый депутат Виктор Похмелкин, в зале правительство устами своего резидента в Госдуме Андрея Логинова завело уже приевшуюся шарманку о том, что сначала надо собрать статистику по ОСАГО, а потом подумать о поправках в закон. Неторопливо-задумчивое правительство сможет подготовить поправки не ранее весны следующего года. Логинов подчеркнул, что готовить законопроект надо с первого чтения и далее принимать во втором и третьем чтениях. При этом правительство готово разработать необходимые поправки в 12-ю главу Кодекс об административных правонарушениях, регулирующая отношения на дорогах. А.Логинов предложил создать рабочую группу с участием депутатов и представителей правительства, которая будет заниматься подготовкой обоих законопроектов – по внесению изменений в ОСАГО и в КоАП. Логинов еще раз подчеркнул, что правительство против пересмотра тарифов по ОСАГО до тех пор, пока не будет точной статистике применения закона.

По словам Похмелкина, страховщики выплачивают в виде компенсаций всего 10% от уплаченных им страхователями сумм при норме 80%. Собираемые страховщиками ОСАГО средства сравнимы по порядку величины с ежегодным объемом взяток, собираемых с водителей сотрудниками ГИБДД, которые, по данным фонда ИНДЕМ, достигают миллиарда долларов в год.

В.Похмелкин искренне возмущен настойчивостью правительства в сохранении нетерпимой ситуации, когда для ГАИ ничего просят не бензину и зарплаты, а только коррупционных норм для взяток. Правительств пытается отложить внесение поправок в закон об ОСАГО как минимум на два года и настаивает на ужесточении административной ответственности за правонарушения на дорогах. По словам Похмелкина, согласиться на ужесточающие поправки в 12 главу КоАП было бы можно, но при условии реорганизации ГИБДД. Кроме того, депутат против того, чтобы всю ответственность возлагать только на водителей, поскольку половина ДТП происходит по вине пешеходов.

В.Похмелкин отметил, что думское большинство сделает все, что им прикажут, но позиция президента в отношении ОСАГО отличается от позиции правительства.

Похоже, что Похмелкин прав. «У депутатов партии «Единая Россия» есть твердый настрой не позволить автостраховщикам наживаться на законе об автогражданке» – сообщил замруководителя думской фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский. Если доходы автостраховщиков и в самом деле значительно превышают расходы, в чем сам Рязанский уверен, то Дума рекомендует понизить тарифные ставки. Дума вернется к вопросу о том, кто должен устанавливать тарифы – правительство своими решениями или Дума в законодательном порядке. Справедливее поручить это дело Думе, будет меньше волюнтаризма. Пока же автостраховщики ведут себя явно нецивилизованно по той причине, что им это позволено правительством, и правительство установило тарифы с заметным превышением. Произошло это потому, что автостраховщики, объединенные в ассоциации, умело пользуются лоббистскими приемами. Автолюбители же разобщены и голоса их почти не слышно. Они должны выступать более жестко, потребовав для начала точную статистику доходов и расходов страховых кампаний.

По словам депутата, позиция «Единой России» в вопросе об ОСАГО сводится к тому, чтобы обязательное страхование автомобилей, как частных, так и принадлежащих предприятиям и учреждениям, было справедливым. По мнению Рязанского,

Впрочем, от Рязанского досталось и Похмелкину: «Волна против закона об автогражданке перед выборами была поднята отдельными политиками исключительно из популистских соображений. Но после выборов их интерес к закону об ОСАГО у политиков иссяк, но он ведь действует во всю. На настоящий момент договоров страхования ОСАГО заключено уже более 20 миллионов автовладелдьцев. Для сравнения – в октябре их было в четыре раза меньше. Хотя, конечно, замечаний к системе такого страхования в народе немало.

Третий вариант отношения к проблеме ОСАГО в «Единой России» представил ведущий парламентских слушаний, председатель банковского комитета нижней палаты Владислав Резник: позиция «Единой России» по закону об ОСАГО совпадает с позицией правительства в том, что этот закон нужен. Будет отклонен популистский законопроект Геннадия Райкова с поправками в ОСАГО. ОН одобрен в первом чтении в конце работы прежней Думы перед выборами. Нельзя отложить уже действующий закон, не решая вопрос о тех семи миллионах автовладельцев, которые к тому времени уже застраховались.

По словам Резника, будут внесены и рассмотрены другие поправки в закон об ОСАГО. Причем сделано это будет в период осенней сессии парламента. При этом В.Резник подчеркнул, что вопрос тарифов решается не Думой.

Участник парламентских слушаний, бывший глава ГИБДД, член Совета Федерации Владимир Федоров с чистой душой и в трезвой памяти сообщил журналистам, что вопрос о взятках – риторический, и подменил его еще более риторическим – а что, в других службах милиции взяток не берут?

Федоров является сторонником возвращения балльной системы учета правонарушений.

Что же все-таки будет с «автогражданко»? По словам Рязанского, автовладельцам престарелого возраста, ветеранам и особенно инвалидам нужно создавать льготные условия страхования. Эти расходы должно взять на себя государство, как это сделало столичное правительство по автомашинам, предоставленным инвалидам-москвичам. Кроме того, будет правильным дополнить закон нормой, предусматривающей возможность страхования по сезонам, так как часть автолюбителей не пользуется машинами зимой; многие используют машины лишь в летний период для поездок на дачи, садовые участки или просто на природу. Что касается действующей сейчас нормы, по которой размер тарифа зависит от водительского стажа, то сохранять ее едва ли следует. Не секрет ведь, среди наших водителей-любителей есть такие, которые права получили еще в советское время, а за рулем фактически не сидели. Сомнительной считаю я и идею ввести режим выходного дня, чтобы страхование распространялось только на субботы, воскресения и прочие дни отдыха. В Европе такой нормы нет».

В стране эксплуатируется 30 млн. автотранспортных средств. Около 5,5 млн. автотранспортных средств используется для нужд экономики и общественных нужд, ими перевозится ежедневно почти 18 млн. тонн грузов и около 64 млн. пассажиров.

В 2003 году на дорогах России произошло 204267 ДТП, в которых погибли 25,6 тыс. и 244 тыс. получили ранения, что сопоставимо с потерями в локальных войнах. Ежегодный ущерб от ДТП за последние три года составляет 2,4-2,6% ВВП страны, тем прироста ущерба составляет 5-7% в год. В 2003 году ущерб составил 321,6 млрд. руб., в том числе от гибели и ранения людей – 206,3 млрд. руб.

 

Открыл парламентские слушания председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник, который назвал «катастрофической» ситуацию на дорогах, имея в виду количество жертв.

 

Сообщения

 

ЗАКОНОДАТЕЛИ ПРОИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО ОСАГО ПОЛОЖИТЕЛЬНО МЕНЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ НА ДОРОГАХ

Москва, 15 июня 2004 года. «Если бы все автомобили отвечали требованиям безопасности, смертность снизилась бы на 50%» – утверждал зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Коваль в своем докладе на парламентских слушаниях на тему: «Реализация Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» как фактор повышения безопасности дорожного движения».

В своем докладе депутат утверждал, что смертность в следствие происшествий на дорогах превышает смертность от преступности. Причем спертость на дорогах год от года повышается. Так, в 2000 году вследствие ДТП на дорогах России погибло 29594 чел. и 179 тыс. было ранено; в 2001 – соответственно 30816 и 188 тыс.; в 2002 33243 и 215678; в 2003 – 35602 и 243919. Сегодня с утра уже погибли люди.

А.Коваль предлагает установить повышающие коэффициенты по тарифам обязательного страхования для неисправных автомобилей и автомобилей, не оборудованных ремнями безопасности, и наоборот, использовать понижающие коэффициенты для автомобилей, оборудованных современными средствами защиты.

Коваль утверждал, что российские автомобили не соответствуют современным требованиям безопасности.

В своих рекомендациях участники парламентских слушаний предлагают Государственной Думе подготовить для дальнейшего обсуждения прошедший первое чтение проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», учитывающий практику проведения ОСАГО в части упрощения порядка урегулирования ДТП и страховых случаев, также установления размеров выплат при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшим.

Законодатели пришли к выводу, что ОСАГО положительно меняет поведение водителей на дорогах, рискующих нести бремя неблагоприятных для себя экономических последствий.

 

ПОПРАВОК В ЗАКОН ОБ ОСАГО НЕ БУДЕТ ЕЩЕ ПО КРАЙНЕЙ МЕР ГОД

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОТИВ ПЕРЕСМОТРА ТАРИФОВ ОСАГО

Москва, 15 июня 2004 года. Представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов сообщил в интервью , что поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) правительство сможет подготовить не ранее весны следующего года, когда будет точная статистика применения закона. Логинов подчеркнул, что готовить законопроект надо с первого чтения и далее принимать во втором и третьем чтениях.

В настоящее время правительство готово разработать необходимые поправки в 12-ю главу Кодекс об административных правонарушениях, регулирующая отношения на дорогах.

В своем докладе на парламентских слушаниях по реализации закона об ОСАГО А.Логинов предложил создать рабочую группу с участием депутатов и представителей правительства, которая будет заниматься подготовкой обоих законопроектов – по внесению изменений в ОСАГО и в КоАП. Логинов еще раз подчеркнул, что правительство против пересмотра тарифов по ОСАГО до тех пор, пока не будет точной статистике применения закона.

Известно, что Логинов выражает правительственную позицию по ужесточению административной ответственности за нарушения дорожного движения.

С другой позицией выступил на парламентских слушаниях руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев, который рассказал о пробелах в действующем законодательстве и о неготовности страховщиков выполнять в полном объеме закон об ОСАГО. По мнению докладчика, с законом об ОСАГО были связаны слишком большие ожидания. И.Ломакин-Румянцев рассказал об этом как о причинах жалоб страхователей и проблемах страховщиков, которые связаны с требованиями закона. По словам докладчика, за 15 дней провести оценку ущерба и оценить объективность тех или иных требований невозможно. Страховщик не проводит экспертизу, потерпевший производит экспертизу самостоятельно, но страховщик оспаривает ее.

По словам Ломакина-Румянцева, за время действия закона об ОСАГО страховщики собрали по этому виду страхования 43 млрд. руб. и выплатили 5 млрд. руб.

 

В ГИБДД СЧИТАЮТ, ЧТО ЗАКОН ОБ ОСАГО НЕ ПРИВЕЛ К ПОЗИТИВНЫМ СДВИГАМ

Москва, 15 июня 2004 года. Упростить процедуру оформления ДТП без причинения вреда человеку предложил начальник главного управления ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов в своем докладе на парламентских слушаниях по закону об ОСАГО.

По словам В.Кирьянова применение закона об ОСАГО никаких ощутимых сдвигов не принесло, и из-за каждой царапины выстраиваются многокилометровые пробки, потому что все ждут выезда страховых агентов.

Согласно представленным на парламентских слушаниях данным, в 2003 году произошло 45 млн. правонарушений на дорогах России. В стране эксплуатируется 30 млн. автотранспортных средств. Около 5,5 млн. автотранспортных средств используется для нужд экономики и общественных нужд, ими перевозится ежедневно почти 18 млн. тонн грузов и около 64 млн. пассажиров.

В 2003 году на дорогах России произошло 204267 ДТП, в которых погибли 25,6 тыс. и 244 тыс. получили ранения, что сопоставимо с потерями в локальных войнах. Ежегодный ущерб от ДТП за последние три года составляет 2,4-2,6% ВВП страны, тем прироста ущерба составляет 5-7% в год. В 2003 году ущерб составил 321,6 млрд. руб., в том числе от гибели и ранения людей – 206,3 млрд. руб.

Открыл парламентские слушания председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник, который назвал «катастрофической» ситуацию на дорогах, имея в виду количество жертв.

 

СТРАХОВЩИКИ ЗАНИЖАЮТ ВЫПЛАТЫ ПО ОСАГО В 8 РАЗ – ВИКТОР ПОХМЕЛКИН

Москва, 15 июня 2004 года. Страховщики обязательной гражданской ответственности автовладельцев выплачивают в виде компенсаций всего 10% от уплаченных им страхователями сумм при норме 80%. Об этом сообщил президент Российского союза автомобилистов, независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин, по словам которого собираемые страховщиками ОСАГО средства сравнимы по порядку величины с ежегодным объемом взяток, собираемых с водителей сотрудниками ГИБДД, которые, по данным фонда ИНДЕМ, достигают 1 млрд. долл. в год.

В.Похмелкин высказал недовольство в связи с тем, что правительство пытается отложить внесение поправок в закон об ОСАГО как минимум на два года и настаивает на ужесточении административной ответственности за правонарушения на дорогах. По словам Похмелкина, согласиться на ужесточающие поправки в 12 главу КоАП было бы можно, но при условии реорганизации ГИБДД. Кроме того, депутат против того, чтобы всю ответственность возлагать только на водителей, поскольку 50% ДТП происходит по вине пешеходов.

В.Похмелкин отметил, что «думское большинство сделает все, что им прикажут», но позиция президента в отношении ОСАГО отличается от позиции правительства. Кроме того, если исполнительную власть существующее положение с ОСАГО устраивает и «никто ничего не хочет делать», то среди населения и особенно водителей зреет протест. Похмелкин согласился с низкой защищенностью отечественных автомобилей и предложил обратить внимание на данные о том, что введение подушек безопасности снижает травматизм на 68%.

 

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ: ВОПРОС О ВЗЯТКАХ – РИТОРИЧЕСКИЙ

Москва, 15 июня 2004 года. Позиция «Единой России» по закону об ОСАГО совпадает с позицией правительства в том, что этот закон нужен. Об этом заявил журналистам председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник по итогам состоявшихся в нижней палате парламента слушаний на тему: «Реализация Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» как фактор повышения безопасности дорожного движения».

Отвечая на вопрос о сроках рассмотрения поправок в действующий закон об ОСАГО, В.Резник сказал, что будет отклонен одобренный в первом чтении в конце работы Госдумы законопроект Геннадия Райкова с поправками в ОСАГО, потому что этот проект одобрен в первом чтении перед выборами, он популистский, причем предлагая отложить уже действующий закон, законодатель не решает вопрос о тех 7 миллионах автовладельцев, которые к тому времени уже застраховались.

По словам Резника, будут внесены и рассмотрены другие поправки в закон об ОСАГО. Причем сделано это будет в период осенней сессии парламента. При этом В.Резник подчеркнул, что вопрос тарифов решается не Думой.

Напомним, что представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов утверждал, что поправки в ОСАГО можно рассматривать не ранее следующей весны.

Участник парламентских слушаний, бывший глава ГИБДД, член Совета Федерации Владимир Федоров со своей стороны сообщил журналистам, что «вопрос о взятках – риторический», и поставил другой риторический вопрос – а что, в других службах милиции взяток не берут?

Сенатор является сторонником возвращения в практику учету правонарушений, допущенных водителями, балльной системы, и указывает, что по «нашей балльной системы» работают в разных странах мира.

 

ВАЛЕРИЙ РЯЗАНСКИЙ: ПРАВИТЕЛЬСТВО УСТАНОВИЛО ТАРИФЫ ПО ОСАГО С ЗАМЕТНЫМ ПРЕВЫШЕНИЕМ И ПРОИЗОШЛО ЭТО ПОТОМУ, ЧТО АТОСТРАХОВЩИКИ УМЕЛО ПОЛЬЗУЮТСЯ ЛОББИСТСКИМИ ПРИЕМАМИ

 

«ЕДИНАЯ РОССИЯ» НЕ ПОЗВОЛИТ СТРАХОВЩИКАМ НАЖИВАТЬСЯ НА ОСАГО – ВАЛЕРИЙ РЯЗАНСКИЙ

Москва. 15 июня 2004 года. «Волна против закона об автогражданке перед выборами была поднята отдельными политиками исключительно из популистских соображений» – считает замруководителя думской фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский, который в беседе с отказался называть фамилии популистов, использовавших ОСАГО, потому что некоторые из них и сегодня заседают в Госдуме. Но после выборов их интерес к закону об ОСАГО, как считает Рязанский, иссяк, отмечая, что «он ведь действует во всю. На настоящий момент договоров страхования ОСАГО заключено уже более 20 миллионов автовладелдьцев. Для сравнения – в октябре их было в четыре раза меньше. Хотя, конечно, замечаний к системе такого страхования в народе немало. Мы, в «Единой России», знаем об этом, поэтому и решили поднять вопрос в Государственной Думе. Для чего провели специальные парламентские слушания с участием представителей правительства и автостраховщиков, и обсудим проблему во всей ее полноте».

В.Рязанский напомнил, что в первый раз вопрос о обязательном страховании гражданской ответственности водителей был поставлен в Советском Союзе еще в 1924 году. Потом к нему возвращались на рубеже 60-70 годов, а в 1992 году соответствующий закон был принят в первом чтении. Но дальше дело не пошло – по известным причинам. Депутат считает, что введение обязательного страхования не является нарушением демократии, он сказал: «Я отношу норму об обязательном страховании ответственности пользователей автомобилей как раз к завоеваниям демократии. Она защищает права пострадавших в ДТП, коих у нас ежегодно случается до четверти миллиона. У нас лишь с распадом советской системы и переходом к рыночной экономике положение и в этой области удалось приблизить к тому, что имеет место в остальном мире. К слову, на сегодня вне системы обязательного автострахования эксплуатируется всего 8 процентов мирового автопарка. В Европе вообще нет такого, кроме как в России, да еще в Армении».

По словам депутата, позиция «Единой России» в вопросе об ОСАГО сводится к тому, чтобы обязательное страхование автомобилей, как частных, так и принадлежащих предприятиям и учреждениям, было справедливым. По мнению Рязанского, «сегодня, должен признать, правительство установило тарифы с заметным превышением. Произошло это потому, что автостраховщики, объединенные в ассоциации, умело пользуются лоббистскими приемами. Автолюбители же разобщены и голоса их почти не слышно. А они, считаю я, должны выступать более жестко, потребовав для начала точную статистику доходов и расходов страховых кампаний».

В.Рязанский сказал, что если доходы автостраховщиков и в самом деле значительно превышают расходы, в чем сам депутат уверен, то будет рекомендовано понизить тарифные ставки. При этом Дума вернется к вопросу о том, кто должен устанавливать тарифы – правительство своими решениями или Дума в законодательном порядке. Депутат считает, что «справедливее поручить это дело Думе, будет меньше волюнтаризма. Пока же автостраховщики ведут себя явно нецивилизованно по той причине, что им это позволено правительством».

Автовладельцам престарелого возраста, ветеранам и особенно инвалидам нужно создавать льготные условия страхования. Эти расходы должно взять на себя государство, как это сделало столичное правительство по автомашинам, предоставленным инвалидам-москвичам. Кроме того, будет правильным дополнить закон нормой, предусматривающей возможность страхования по сезонам, так как часть автолюбителей не пользуется машинами зимой; многие используют машины лишь в летний период для поездок на дачи, садовые участки или просто на природу. Что касается действующей сейчас нормы, по которой размер тарифа зависит от водительского стажа, то сохранять ее едва ли следует. Не секрет ведь, среди наших водителей-любителей есть такие, которые права получили еще в советское время, а за рулем фактически не сидели. Сомнительной считаю я и идею ввести режим выходного дня, чтобы страхование распространялось только на субботы, воскресения и прочие дни отдыха. В Европе такой нормы нет».

«У депутатов партии «Единая Россия» есть твердый настрой не позволить автостраховщикам наживаться на законе об автогражданке» – завершил тему В.Рязанский.

Hosted by uCoz