ДЕПУТАТЫ ОБСУЖДАЮТ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ БЮДЖЕТНОЕ
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ
ПРЕЗИДЕНТ ПРЕДЛАГАЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЯМ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЗЛИШКИ
СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА НА ЧТО-ЛИБО, КРОМЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА
Москва, 13 июля 2004 года. «Бюджетное послание демонстрирует
последовательность и постоянство экономического курса, приоритет
макроэкономической стабильности. Оно закладывает основы долгосрочного, на
несколько лет вперед, бюджетного и налогового планирования» – сообщил
журналистам представитель думского комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров (ЕР) по поводу
поступившего в парламент бюджетного послания президента Федеральному Собранию.
По словам депутата, в Думе уже началось обсуждение основных бюджетных
параметров с представителями правительства. Сегодня одна из главных задач всех
уровней законодательной и исполнительной власти состоит в том, чтобы добиться
качественного налогово-бюджетного планирования в среднесрочной перспективе. Это
важно в рамках уже начавшегося разграничения полномочий между федеральными
органами государственной власти, органами власти субъектов РФ и органами
местного самоуправления.
Е.Федоров отметил, что «президент, обращаясь к парламентариям,
подчеркнул, что «регионы не должны пострадать в результате проводимых реформ».
Именно над этим в ближайшие несколько месяцев будем работать мы, члены Комитета
по бюджету».
Послание президента
Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2005 году» подготовлено в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса
Российской Федерации и содержит основные направления и ориентиры бюджетной
политики в 2005 году. Итоги бюджетной
политики в 2003 году и в начале 2004 года президент оценил последовательностью
достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении
макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных
элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей
стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере.
В 2003 году проведена плановая индексация заработной платы работников
организаций бюджетной сферы и государственных служащих. Увеличился реальный
размер пенсий. Впервые для работающих пенсионеров проведен перерасчет пенсий по
новым правилам, позволяющим увеличивать размер пенсии за счет продолжения
трудовой деятельности в пенсионном возрасте.
Основные проблемы, требующие решения, по
мнению президента, состоят в том, что сложившиеся механизмы и процедуры ограничивают возможности и
институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными
финансами. Остается низкой экономическая эффективность государственного сектора
экономики. Он по-прежнему слишком велик и трудноуправляем. До сих пор не
выработаны эффективные механизмы, обеспечивающие реализацию права на получение
доступной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения, и в
первую очередь для неработающих граждан. Формирование новой системы
обязательного медицинского страхования задерживается. Хотя общая налоговая нагрузка
на предпринимательскую деятельность снизилась, для многих видов экономической
деятельности она все еще неоправданно велика.
Важнейшей задачей бюджетной политики на 2005 год и среднесрочную перспективу остается обеспечение общей
макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны
обеспечивать: гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств;
связывание избыточной денежной ликвидности; последовательное сокращение
расходов на обслуживание государственного долга с учетом приходящегося на 2005
год значительного объема платежей по внешнему долгу.
В этих условиях использование средств Стабилизационного фонда Российской
Федерации на непроцентные расходы при увеличении его объема сверх установленной
законом отметки 500 млрд. рублей является нежелательным. Средства
Стабилизационного фонда Российской Федерации, накопленные в 2005 году сверх
установленного минимума, целесообразно использовать исключительно на замещение
источников погашения внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда
Российской Федерации при отсутствии иных способов решения соответствующих
задач.
Президент в своем послании напоминает
парламентариям, что в 2004 –
2005 годах предстоит в основном завершить налоговую реформу.
Завершается послание президента тем, что регионы не должны пострадать в
результате проводимых преобразований. Решение этой задачи будет зависеть от
повышения эффективности финансовой помощи из федерального бюджета, обеспечения
методологической основы для успешной реализации начатых реформ межбюджетных
отношений.