03.08.04 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Монетизацией по льготам: правительство все равно обманет, но
пока не все с этим смирились
Во вторник 3 августа оцепленная ментурой Госдума
рассматривает во втором чтении законопроект с длинным названием «О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Версия правительства как автора проекта – закон приводит
федеральное законодательство, регулирующее полномочия органов власти всех
уровней, в соответствие Федеральному закону от 4 июля 2003 года N95-ФЗ и
Федеральному закону от 6 октября 2003 года N131-ФЗ. В четверг 5 августа закон
прирученная Дума неизбежно примет в третьем чтении, а 8 августа – Совет
Федерации. И это вовсе не значит, что все довольны.
Наоборот. Этот сакральный «закон о льготах» подействовал на
депутатов Госдумы глубоко физиологически, возвратив их в детство. Закон –
этакая пугающая игрушка-трансформер: каждый раз, открывая закон заново, в нем
обнаруживается что-то доселе невиданное, как в книге-перевертыше у Стругацких в
«Понедельник начинается в субботу». То выплывает передача в ведение армии
призыва без возможности гражданского контроля, то разрушение единой федеральной
сети газоснабжения, а заодно – и запрет регионам на природоохранную
деятельность. Самое заметное, конечно – отмена льгот и передача регионам тех
выплат типа детских пособий, которыми федеральный бюджет обременять себя не
желает. Одно из важнейших положений законопроекта заключается в проведении в
жизнь той правительственной идеи, которая провалилась ранее под бурные акции
протеста по всей стране: замена единой тарифной сетки отраслевыми системами
оплаты труда, только теперь вопрос ставится предельно откровенно – отмена
федеральных гарантий по минимальной зарплате бюджетникам.
Считается, что закон отменяет ежегодно приостанавливаемый в
бюджете 41 социальный закон и вносит поправки еще в 155 законов. Однако по
факту все это просто отменяется. Поскольку и без того объемный текст написан
без расшифровки (приведены номера и даты нормативных актов), даже просто
подсчитать, сколько законов отменяется, пока невозможно. Председатель комитета
Думы по труду и социальной политике Андрей Исаев подсчитал, что 157 законов, а
не 155, и высказал уверенность, что сюрпризы еще будут.
Поэтому обсуждение закона и наших перспектив в связи с его
принятием напоминает анекдот про кролика, спросившего у крокодила – что такое
симпозиум? Крокодил открыл рот не для ответа, уже в животе у него кролик
присоединился к десятку сородичей, озадаченных тем же вопросом.
Во вторник законопроект рассматривается во втором чтении,
только накануне депутаты получили его в подготовленном к рассмотрению виде со
всеми пятью тысячами поданных поправок. Профильный комитет по бюджету
согласился только на полторы тысячи из них, но это не значит, что правительство
не будет спорить. Пока же депутаты, точнее помощники, окончательно запутались в
принятых поправках, многие из них выпали из текста. На последнем заседании
профильного комитета по бюджету и налогам в понедельник выяснилось, что
окончательного текста законопроекта так и не появилось в природе, и возник
скандал. Председатель комитета по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина
Лахова требовала внести в таблицу принятых поправок пункт о расчете за полгода,
а не за год, пособия по беременности и родам. В ответ зампред бюджетного
комитета Виталий Шуба увещевал неистовую защитницу женских дел – поправка уже
проголосована.
Независимая Оксана Дмитриева в нашей беседе подтвердила, что
поправка о пособии по беременности и родам действительно одобрена. Мало того,
постоянный оппонент гениального министра-оборотня Михаила Зурабова не могла
скрыть своего удовольствия от того, что удалось добиться от правительства
сохранения закона о государственной поддержке малого предпринимательства,
передать на федеральный уровень льгот бывшим узникам фашистских концлагерей и к
тому же научным учреждениям оставили право управления внебюджетными доходами от
коммерческой деятельности. Тем не менее, столь же независимый депутат, бывший минфин
Михаил Задорнов в ответ на наш вопрос – что же ждать от закона? – дал краткий и
внятный ответ, достойный своего тезки-юмориста: полного бардака во всей стране,
и больше ничего. Услышав мнение коллеги по палате, Дмитриева обрадовалась еще
более, и с наядьев улыбкой пустилась в объяснения: полный бардак в стране будет
Тайкой же, как в правительстве по случаю его реформирования.
У правительства своя стратегия, «закон о льготах» стоит
главным в череде той «грязи», которую суждено было по информации Жириновского
собрать на себя после выборов президента правительству Касьянова, да красивый
как червонец премьер откровенно психанул и дурацкая роль досталась
амебоидно-всеядному Фрадкову. В таком раскладе главенствующая роль досталась
наиболее яркой представительнице той компании «баб-бухгалтеров», которых
неоднократно крыл за пренебрежение к нуждам страны Алексей Митрофанов –
красавице Татьяне Голиковой, первой среди замминистров финансов.
Судя по всему, план правительства в лице Голиковой такой:
провести обсуждение всего закона в рамках проблемы монетизации льгот и в чем-то
уступить. Возможно, для Героев Советского Союза и России оставят социальные
гарантии, а не расплывчатые меры поддержки, на год продлят обеспечение «Окой»
инвалидов войны, а кому-то из имеющих право на «социальный пакет» в 440 руб.
(лекарства, сан-кур и проезд в электричках) даже позволят выбирать – деньги или
льготы в натуре – непосредственно с даты введения закона в действие 1 января
2005 года, а не через год с 2006-го. Возможно, повысят выплаты льготникам и
милостиво разрешат Москве и другим донорам обеспечивать своих льготников сверх
федеральных льгот, т.е. бесплатный проезд в столичном транспорте останется.
Кроме того, председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев,
будучи зампредом ФНПР, добьется сохранения МРОТ на федеральном уровне. И даже
механизм наполнения «социального пакета» согласятся внести в закон, о чем
правительство «забыло».
Все остальное будет отклонено, однако тема льгот закроет все
прочие вопросы включая то, как заработает механизм их компенсации. Поэтому
можно только предполагать, что вливание в экономику 225 миллиардов, что больше
процента ВВП, на фоне банковского кризиса и возобновления оттока капитала из
России станет пусковым моментом раскрутки инфляции. Названную сумму очевидно
напечатают, причем до трети из нее, по счастью для нас, разворуют. Так что
реальной прибавки никто не почувствует, а положение работающих станет хуже.
Такая картина всплывает при сравнении обсуждаемого сегодня
закона-трансформера с тем, какие законы принимаются в спешном порядке
параллельно – о снижении гарантий Центробанка по вкладам, о перекройке
бюджетного кодекса в пользу федерального центра за счет региональных бюджетов,
о дальнейшем повышении налога на добычу полезных ископаемых и многое другое. В
прошлом раскулачивание олигархов в пользу народа привело к пополнению активов
американских банков за счет средств российского Стабилизационного фонда. Сейчас
правительство выдерживает жесткий курс на контроль за расходами бюджетов, оставляя
им по возможности минимум доходов.
Это вызовет перекрестное финансирование бедных регионов за
счет доноров и прежде всего столицы, и может привести, как предсказывает
Алексей Митрофанов, к развалу страны по федеральным округам – на кой черт им
такая власть, которая все берет и ничего не дает? А мы все интеллигентно
спрашиваем друг друга, какие будут льготы или сколько денег дадут, как кролики
в животе у крокодила, и против выступают только нацболы, захватившие кабинет
министра Зурабова. Перед Думой не помитингуешь – она вся оцеплена, и спикер
Грызлов свято уверен, что все противоречия сняты. Спикера волнует только то,
как он смотрится по телевизору, других депутатов – убытки от потери рекламы
пива 30 млн. долл., или возможность отщипнуть от жирных пивоваров.
Все заняты своим, не обозревая нашего общего будущего. А оно
мрачновато. Осталось непонятным, когда наступит мрак – сразу или позже. Есть
мнение, что президент всея Руси может проиграть тот же вариант, как с законом о
запрете митингов и пикетирований. Депутаты окажутся в дураках и будут искать
виноватого, из закона уберут наиболее одиозные нормы, ориентируясь на
публикации в СМИ, что там вызвало наибольший резонанс. Пока есть план свести
все обсуждение закона к льготам, только ФНПР в лице своего резидента в Думе
Исаева шумно добиваются сохранения МРОТ в качестве федеральных гарантий по
зарплате бюджетников.
Но что выплывет дальше, какой из двухсот тараканов выползет
из тьмы закона на свет обсуждения – непредсказуемо, потому что мы сами
виноваты: держим депутатов за дураков, а их просто посадили на короткий
поводок, и объяснить народу. Абсолютно не вмешивающемуся в свои внутренние
дела, ничего нельзя.
Ибо в нашей стране победившего PR обсуждается не то, что
является важным для жизни народа, а то, что по совершенно диким причинам
почему-то резонирует в воспаленном и проспиртованном мозгу. Типа: льготы –
уважение, деньги – унижения. И вперед по законодательным кочкам в разные
стороны...