Комментарии по
итогам парламентской сессии
ПЕРВАЯ ДЛЯ
АЛЕКСАНДРА КОТЕНКОВА СЕССИЯ ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ ПО ОЦЕНКЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
ОКАЗАЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО САМОЙ СЛОЖНОЙ, НО И САМОЙ ПЛОДОТВОРНОЙ В ИСТОРИИ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ
Москва, 8
августа 2004 года. «Я провел сессию с некоторым напряжением, потому что
отличается и технология и состав Совета Федерации от Государственной Думы и
были определенные опасения, где-то они оправдались частично, но в очень малой
степени» – заявил представитель президента в Совете Федерации Александр
Котенков, который сменил в начале весенней сессии парламента в Совете Федерации
Вячеслава Хижнякова, причем на место Котенкова в Думу был назначен Александр
Косопкин.
А.Котенков
положительно оценил свой первый опыт работы в верхней палате: «Я считаю, что
сессия была очень эффективная. Действительно, это самая продолжительная сессия
в истории Совета Федерации и пожалуй самая напряженная по объему и содержанию
принимаемых законов».
Сравнивая свой
опыт работы в палатах парламента, А.Котенков рассказал, что «Совет Федерации
работает в общем-то как и Дума, в основном работает не на пленарных заседаниях
палаты, а до заседания. Но в отличие от Думы, где обсуждение закона идет
подробно с поправками, Совет Федерации не может казалось бы внести изменения в
текст закона при его одобрении или отклонении, т.е. при обсуждении в зале
пленарных заседаний. Но очень большая работа проводится до заседания».
При этом
А.Котенков отмечает значительный рост влияния на суть принимаемых законов Совета
Федерации действующего созыва с момента введения нового принципа формирования
палаты. По словам Котенкова, Совфед «действительно начал включаться в работу
над законопроектами что называется с нулевого чтения. В частности, по закону о
монетизации льгот члены Совета Федерации плодотворно работали с самого момента
внесения его и огромное число поправок Совета Федерации было принято. То, что
закон значительно изменился, большая заслуга Совета Федерации. Решения
комитетов одобрить этот закон было выстрадано и выработано, а не просто
спонтанно принято на заседании палаты. У абсолютного большинства членов Совета
Федерации есть полное понимание того, что это такое. А недовольство ряда
субъектов федерации вызвано скорее личной позицией губернаторов этих субъектов,
ну, я не буду сейчас объяснять, в чем».
Напомним, что по словам председателя Совета Федерации Сергея
Миронова президент оценил работу Совета Федерации положительно. С.Миронов
сказал журналистам: «Я очень рад, что мои коллеги по Совету федерации меня
поддерживают, и у нас действительно сложилась очень профессиональная команда
законодателей в Совете федерации. Мне интересно работать с моими коллегами,
интересно работать здесь, в Совете федерации. Тем более, что я чувствую и знаю,
роль Совета федерации в государственном управлении по определению будет
возрастать. Поэтому если бы можно было загадывать, я бы пожелал себе как можно
больше работать. И кстати, я с большим удовольствием еще раз прошел бы горнило
выборов в качестве представителя Санкт-Петербурга в Совете Федерации, но будучи
всенародно избранным, не делегированным моими коллегами – депутатами
Заксобрания, а избранным. Я очень хотел бы на каком-то этапе пройти такие
выборы и стать членом Совета федерации уже избранным от Петербурга».
«ЗАКОН О
ЛЬГОТАХ» ОТМЕНЯЕТ СРЕДИ ДРУГИХ ЗАКОНОВ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ
ПОЛИТИКИ – ОЛЕГ ШЕИН
Москва, 12
августа 2004 года. Зампред думского комитета по труду и социальной политике
Олег Шеин («Родина») намерен «продолжать войну» против «закона о льготах». В нашей
беседе оппозиционный депутат подчеркнул, что «закон представляет собой даже не
братскую могилу множества законов, а братское кладбище братских могил. Т.е.
затрагивается колоссальное количество аспектов и хотя мы специалисты в ряде
направлений, но нет человека, который мог бы сказать детально по нюансам каждой
темы этого большого закона. Хотя общие результаты понятны, никаких существенных
корректировок во втором чтении внесено не было».
В ответ на
вопрос о том, возможны ли еще какие-то сюрпризы в этом законе после того, как
сенатор от Москвы Владимир Плотников объявил, что «закон о льготах» отменяет не
196, а 259 законов, депутат Олег Шеин объяснил, «что касается жилья – закон на
самом деле ликвидирует ряд норм, которые только-только предполагается обсуждать
при дальнейшем рассмотрении Жилищного кодекса. Т.е. уже в рамках закона так
называемого «о монетизации льгот» ликвидируется закон об основах федеральной
жилищной политики, подвергнут ревизии закон о товариществе собственников жилья
и ряд других. Хотя это предмет рассмотрения совсем другого закона в составе
жилищного пакета, рассмотрение которого отнесено на осень, на октябрь. Понятно,
что и осеннее рассмотрение жилищного пакета будет видимо очень формализовано».
Относительно
тактики министра Зурабова по страхованию лекарственных препаратов О.Шеин
придерживается мнения, что «на самом деле решение принято, потому что в
настоящее время так называемый «социальный пакет» будет представлять собой
просто-напросто соглашение между Министерством здравоохранения и некими
компаниями, не то страховыми, не то фармацевтическими, где последние должны
будут продать государству якобы по более дешевой цене некий пакет лекарств,
список которых будет утверждать непосредственно сам министр Зурабов, не
федеральное законодательство».
О.Шеин
напомнил, как два года назад удалось отразить первую попытку ликвидации льгот
по ЖКХ для ветеранов труда и тружеников тыла, причем на основе поддержки СМИ,
которым депутат выразил благодарность «за широкое оповещение. Но сейчас после
изменения картины расстановки сил в парламенте ситуация в парламенте резко
ухудшилась, поэтому в данном случае раунд выиграла власть. Но это не означает,
что мы прекратили войну, сопротивление продолжается. Создан ежедневно обновляемый
информационный ресурс Института коллективных действий сайт www.ikd.ru, где размещаются и правительственные проекты и наши планы и
информация об акциях протеста в регионах».
Научный
руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин в ответ на вопрос о
том, сколько положит в карман министр Миъаил Зурабов из «социального пакета» по
450 руб. в месяц для льготников объяснил: «Если бы он положил мало, то он не
так бы боролся за эту реформу. У меня такое ощущение. Но я думаю, что это
классический пример, когда люди занимаются бизнесом и управлением государством,
ну, если не одновременно, то смежно». М.Делягин подчеркнул, что он не знает
нюансов, но «глядя в честные глаза Зурабова, которые не могут лгать, я просто
понимаю, что вот – мы приехали. Мы довели борьбу с коррупцией до такого уровня,
когда действительно любое разговоры на эту тему – это просто смешно, потому что
действительно достаточно просто начать перечислять фамилии».
Президент ФЭП
Глеб Павловский со своей стороны подчеркнул, что коррупция в стране становится
не сторонним явлением, а классом со своими верхом и низом, со своими элитами и
своими политическими задачами.
В ЧЕЧНЕ НЕ ТА
СИТУАЦИЯ, ЧТОБЫ ЗАДАБРИВАТЬ ИХ ОФФШОРОМ, В РЕСПУБЛИКЕ НАДО ВВОДИТЬ ПРЯМОЕ
ПРАВЛЕНИЕ И НАЛАЖИВАТЬ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ – МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
Москва, 13
августа 2004 года. Предложение будущего президента Чечни по предоставлению
республике оффшора не поддержит федеральный центр. Об этом сказал научный
руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, который считает,
что «было бы безумием» согласие на предложение главы МВД ЧР, проходного
кандидата в президенты на выборах 29 августа Алу Алханова подписать договор
между президентами РФ и ЧР по разграничению полномочий с предоставлением
республике статуса свободной экономической зоны.
Говоря об
этом, М.Делягин отметил, что идею оффшора А.Алханов высказал очень грамотно, «он
аккуратно оговорился, он все сказал про свободную экономическую зону, и
упомянул, что до 2013 года. Т.е. он может там теоретически быть два срока, для
него все кончится в 2012-м.
При этом
Делягин отметил, что кандидату в президенты ЧР «нужно завоевывать сердца, а все
видят, что Ингушетия была оффшором, она избежала войны и в общем живет хорошо.
Вполне возможно, заявление Алханова – PR, рассчитанный
на это».
Делягин
считает безумием возможность предоставления Чечне оффшора потому, что «уже была
у нас однажды Чечня оффшором, и Ингушетия была оффшором и в общем негативных
последствий от этого очень много. И в Чечне сейчас не та ситуация, чтобы
задабривать их оффшором. Там скорее нужно контроль нормальный вводить и тогда
деньги начнут распределяться хоть чуть-чуть более справедливо и вот тогда будет
поддержка больше. Сейчас она сконцентрирована вокруг определенных людей, да еще
по тейповому признаку».
При этом
Делягин считает, что «трагедия не в том, что Алханов объявил оффшор. Беда вот в
чем – на нормальных выборах, особенно в критических ситуациях, всегда должен
быть кандидат-дублер, который в принципе устраивает тех, кто это организует. Я
не вижу, нет этого кандидата-дублера, вот что самое страшное».
Правозащитник
Лев Пономарев в беседе с утверждал, что война в Чечне «сжирает» 10 млрд. долл.
ежегодно, предлагая направить эти деньги на другие цели.
М.Делягин
также отметил, что в Чечне финансовый контроль отсутствует в принципе, он
считает ошибкой политику чеченизации республики, там надо вводить прямое
правление из центра, потому что «без этого мы будем вечно расчесывать эту
кровоточащую рану». Одновременно Делягин оценил ситуацию в регионе по другую
сторону российской границы, заявив, что единственный способ нормализации
развития Грузии – воссоединение с Россией. Политику президента Саакашвили
Делягин отказался оценивать в пристойных выражениях. По тому же вопросу
президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский сказал, что Саакашвили
повышает «капитализацию» Грузии за счет внешних источников, он создал конфликт,
который не он будет разрешать, поскольку грузинские вооруженные силы годятся
только для точечных игровых ситуаций. Задача Саакашвили, по мнению Павловского,
создать видимость конфликта с Россией и уже отложены экономические задачи до «восстановления
целостности страны». При этом недооценивать новых угроз для России – появление
одного Саакашвили отвлекает все наши ресурсы на Кавказе.
Интервью
13.08.04
медиа-центр газеты «Известия»
Научный
руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин
- Почему
хамское требование будущего президента Чечни об оффшоре не вызвало негативной
реакции в Совете Федерации? Потому что он тут же напомнил, что отказывается от
сепаратизма, заявив об историческом выборе чеченского народа оставаться с
Россией?
- Он аккуратно
оговорился, он все сказал про свободную экономическую зону ля-ля-ля-ля, он сказал:
ну, до 2013 года. Т.е. он может там теоретически быть два срока, для него все
кончится в 2012-м – «я подготовлю к этому, а дальше вы ребята смотрите». Это
было грамотно. С другой стороны, ему нужно завоевывать сердца, а все видят, что
Ингушетия была оффшором, она избежала войны и в общем живет хорошо. Вполне
возможно, заявление Алханова – PR, рассчитанный
на это. Трагедия не в том, что он объявил оффшор.
- На это
согласятся?
- Нет, не
согласятся. Ну, не думаю, это будет безумием, если согласятся, потому что уже
была у нас однажды Чечня оффшором, и Ингушетия была оффшором и в общем
негативных последствий от этого очень много. И там не та ситуация, чтобы
задабривать их оффшором. Там скорее нужно контроль нормальный вводить и тогда
деньги начнут распределяться хоть чуть-чуть более справедливо и вот тогда будет
поддержка больше. Сейчас она сконцентрирована вокруг определенных людей, да еще
по тейповому признаку. Беда вот в чем – на нормальных выборах, особенно в
критических ситуациях, всегда должен быть кандидат-дублер, который в принципе
устраивает тех, кто это организует. Я не вижу, нет этого кандидата-дублера, вот
что самое страшное.
- Что такое
фирма «Макс» и сколько положит в карман министр Зурабов из «социального пакета»
по 450 руб. в месяц для льготников?
- У меня
ощущение, что «Макс» и Зурабов, если бы он положил мало, то он не так бы
боролся за эту реформу. У меня такое ощущение. Но я думаю, что это классический
пример, когда люди занимаются бизнесом и управлением государством, ну, если не
одновременно, то смежно.
- Единственный
искренне поддержавший «закон о льготах» сенатор Борис Шпигель с его «Биотеком»
имеет к этому отношение?
- Ой, я не
знаю нюансов. Глядя в честные глаза Зурабова, которые не могут лгать, я просто
понимаю, что вот – мы приехали. Мы довели борьбу с коррупцией до такого уровня,
когда действительно любое разговоры на эту тему – это просто смешно, потому что
действительно достаточно просто начать перечислять фамилии».
12.08.04
Независимый пресс-центр
Зампред
думского комитета по труду и социальной политике Олег Шеин («Родина»).
- Олег
Васильевич, ожидаете ли вы новых сюрпризов или даже подлогов в «законе о
льготах», если например оттуда выпало малое предпринимательство? И где вы были,
если мы, журналисты, писали, что после выборов президента последуют «непопулярные
законы»?
- Закон
представляет собой даже не братскую могилу множества законов, а братское
кладбище братских могил. Т.е. затрагивается колоссальное количество аспектов и
хотя мы специалисты в ряде направлений, но нет человека, который мог бы сказать
детально по нюансам каждой темы этого большого закона. Хотя общие результаты
понятны, никаких существенных корректировок во втором чтении внесено не было.
Что касается жилья – закон на самом деле ликвидирует ряд норм, которые
только-только предполагается обсуждать при дальнейшем рассмотрении Жилищного
кодекса. Т.е. уже в рамках закона так называемого «о монетизации льгот»
ликвидируется закон об основах федеральной жилищной политике, подвергнут
ревизии закон о товариществе собственников жилья и ряд других. Хотя это предмет
рассмотрения совсем другого закона в составе жилищного пакета, рассмотрение
которого отнесено на осень, на октябрь. Понятно, что и осеннее рассмотрение
жилищного пакета будет видимо очень формализовано.
Что касается
тактики министра Зурабова по страхованию лекарственных препаратов, на самом
деле решение принято, потому что в настоящее время так называемый «социальный
пакет» будет представлять собой просто-напросто соглашение между Министерством
здравоохранения и некими компаниями, не то страховыми, не то фармацевтическими,
где последние должны будут продать государству якобы по более дешевой цене
некий пакет лекарств, список которых будет утверждать непосредственно сам
министр Зурабов, не федеральное законодательство.
И последнее –
где мы были? Лично я выиграл у «Единой России» выборы, мы объясняли все
моменты, связанные с угрозами, более того, мы отразили первую попытку
ликвидации льгот по ЖКХ для ветеранов труда и тружеников тыла, как вы может
быть помните, два года назад правительство тоже предлагало эти льготы
ликвидировать.
- Мы писали об
этом.
- У нас тогда
была тоже кампания, правда не такая широкая как сейчас, но зато успешная, и мы
тогда завалили попытки принять поправки в закон об основах жилищной политики.
- С нашей
помощью.
- Безусловно,
и я пользуюсь случаем выразить благодарность СМИ за широкое оповещение. Но сейчас
после изменения картины расстановки сил в парламенте ситуация в парламенте
резко ухудшилась, поэтому в данном случае раунд выиграла власть. Но это не
означает, что мы прекратили войну, сопротивление продолжается. Создан ежедневно
обновляемый информационный ресурс Института коллективных действий сайт www.ikd.ru, где размещаются и правительственные проекты и наши планы и
информация об акциях протеста в регионах.