17.08.04 Лев
МОСКОВКИН
Олег Шеин:
«Приватизация жилья дальше должна продолжаться»
Нормы нового
Жилищного кодекса приведут к резкому увеличению числа людей, которые останутся
без жилья - Олег Шеин
Зампред думского комитета по труду и социальной политике Олег
Шеин (фракция «Родина») уверен: при нормативе 90% оплаты жильцами услуг ЖКХ сегодня
платят все 200-300%. Главная причина этого – завышенные нормативы потребления.
Так, действующая норма потребления воды одним человеком составляет 250-300
литров в сутки, тогда как реальное потребление литров – всего 70, то есть в 4
раза меньше. Как показывают теплосчетчики в тех домах, где они установлены,
действующие нормативы потребления тепла сегодня завышены в 1,5-2 раза.
В центре Астрахани поздно
вечером 27.02.03 в ста метрах от здания областной администрации двое
неизвестных напали на Шеина и его спутницу. В ту же ночь наемные бандиты сожгли
машину и гараж депутата горсовета Евгения Дунаева, который является соратником
и другом Шеина. На следующий день депутат с лиловым синяком под глазом вышел на
работу, поскольку на 13 часов дня было назначено совещание комиссии,
проверяющей обоснованность установленных горсоветом тарифов на горячую воду и
тепло. Именно Олег Шеин стал инициатором ее создания, и, по словам депутата,
«это могло стать одним из основных поводов нападения».
По словам депутата, будущий
Жилищный кодекс ключевой для страны вопрос – платежей в ЖКХ – не только не
решит, но еще больше запутает.
- Будущий
Жилищный кодекс предлагает четыре формы пользования жильем – социальный найм,
коммерческий найм, собственность и общежитие. Чем они отличаются, кто и на
каких условиях может ими воспользоваться?
- Социальный
найм – это обычные неприватизированные квартиры, в которых живут люди. Это
квартиры, которые они получают от муниципалитета. Платежи у них остаются в
существующем режиме. Коммерческий найм – это по сути доходные дома, так это
называлось до революции. То есть это квартиры, которые предоставляются мэриями
разных городов, частным бизнесом людям в найм, но коммерческий, где возможна та
или иная прибыль, и достаточно высокая. Цена жилья и текущие платежи ничем не
определены, кроме желания хозяина. Что касается общежитий данного фонда – там
меняется правовая ситуация. Общаги – как бы и так понятно, но по новым правилам
Жилищного кодекса в общежитиях люди вправе проживать, если у них сохраняются
трудовые отношения с организацией, либо отношения, скажем, если человек учится
в соответствующем вузе. Если человек, например, увольняется из предприятия по
сокращению штатов, то его вместе с семьей по новым правилам из общаги выселяют.
- Просто на
улицу?
- По
существующему законодательству выселение из общежития возможно только при
особых условиях, например, если человек пьет, прогулял, и его уволили за
дисциплинарные нарушения. Если он уволился сам, скажем, из-за низкой зарплаты,
которая ниже прожиточного уровня, составляет тысячу рублей в месяц, либо если
его уволили по сокращению штатов, по современным правилам он сохраняет право
проживания в общежитии, лишь бы платил за него. По новым правилам он выселяется.
- И четвертый
тип – собственность жилья, это как бы понятно?
- Понятно,
хотя там тоже меняются правила.
- По будущему
кодексу можно будет выселить бывшего супруга. Насколько эта норма прогрессивна
и что она нам сулит?
- Эта норма
повлечет резкое увеличение числа людей, которые окажутся без жилья. Это вопросы
в первую очередь этики, отношений между людьми. В новом Жилищном кодексе
предлагается заключать договора внутри семьи о том, а как же жить, если семья
распадется, если будет развод. Но в России система семейных договоров не
развита и мне кажется, что она просто не соответствует социальному мышлению. У
нас не США и у нас на вещи люди смотрят по другому, это просто по культуре. В
этом смысле слова право супруга выкинуть другого человека на улицу, оно, бесспорно,
новым Жилищным кодексом широко раскрывается и повлечет за собой ситуацию, когда
резко возрастает число людей, оказавшихся без жилья. Причем что характерно, по
новому ЖК эти люди даже не смогут получить квартиру и не смогут даже получить
место в общежитии маневренного фонда, потому что случаи заселения в маневренный
фонд по новому ЖК ограничены двумя: это ветхий, аварийный фонд, если человек
проживал там, и если человек не выполнил договор по ипотеке. Вот в этих
условиях потеря людьми права на проживание вместе с разведенным супругом
предполагает, что у нас резко возрастет число бездомных. Еще раз подчеркну,
местная власть не сможет предоставить им нового жилья.
- То, что у
нас пока нет маневренного фонда, это не остановит различные формы выселения?
- Почему, он
есть. Конечно, он в советские времена еще был. Маневренный фонд – это
общежитие, которым располагает ну практически каждая мэрия, куда переселяют
людей в случае там пожара, бедствий стихийных и прочее. То есть это семейные
общаги.
- Я случайно
узнал про то, что нам приходится платить за пофигистов и пьяниц. В каждом доме
есть две-три квартиры, которые хронически не платят, эти платежи раскладывают
на всех остальных. А иногда подцепляют и соседний дом, и чиновники, например
Владимир Аверченко, делают вид, что нет этой проблемы – просто врут, что этого
нет. Но реально приходится платить. В этом плане что-то изменится?
- Вот
смотрите, новый ЖК – вопрос ключевой вообще в современной нашей России, о
коммунальных платежах, не раскрывается вообще. Поэтому в нем ничего не
меняется. Единственное, что они вводят, это более высокая возможность
вычисления неплательщиков, но это не решение проблемы, потому что надо начинать
с ликвидации бардака в области расчетов. Например, у нас в Астрахани нет
расчетного кассового центра и люди до ста семидесяти тысяч бумажек – по числу
семей – ежемесячно пишут по платежам за отопление, 170 тысяч бумажек по
платежам за воду, 170 тысяч – по платежам за электроэнергию. В этом разобраться
совершенно невозможно, это хаос, бардак. Это первая проблема, проблема вторая –
нормативы. Триста литров в сутки на человека якобы потребление воды. Нормативы
по газу в шесть раз выше, чем реальное потребление газа по счетчикам.
- Но это и в
Москве так же.
- Ну конечно,
само собой, это по всей России. И вот никакого нового порядка в новом Жилищном
кодексе не вносится. Более того, на самом деле у нас число неплательщиков
только возрастет. Дело в том, что на сегодняшний день народ пользуется -
малоимущие, но честные, то есть не пьяницы, но бедные – коммунальными
субсидиями. Там в очередях бумажки оформляют. С момента, с которого человек
оформил бумажку на субсидию, он платит меньше. Он честно вносит свою долю
платежей, но остальное за него вносит государство. Теперь правила меняются.
Возникает система, когда человек оформляет субсидию, но при этом он обязан
сполна платить во все коммунальные организации, а к нему на лицевой счет,
который у него будет открыт, должны поступать деньги из бюджета. Причем бюджета
не федерального и даже не субъекта федерации, а бюджета муниципалитета.
Представьте себе, в селах эти субсидии никогда никто не получит. Малые города,
региональные центры, территории, которые являются дотационными. То есть в этих
условиях люди, которые обладают правом на субсидии, их не получат, число
неплательщиков возрастет, соответственно дефицит, дебиторская задолженность
коммунальных предприятий увеличится. Результат этого понятен, дальнейшее
разрушение жилого фонда, это перебои с водой, с отоплением – и пошло-поехало.
- Понятно.
Скажите, когда ждать отмены бесплатной приватизации?
- Бесплатная
приватизация предлагается к отмене по новому Жилищному кодексу по сути с 1
января 2005 года. Другое дело, что я думаю, что мы сможем добиться переноса
сроков введения вот этой нормы на год-два, то есть сделать так, чтобы она
вступила в действие не раньше 2006, а то и 2007 года. Что при этом теряют люди?
Первое: в приватизированных квартирах человек обладает правом проживать без
угрозы выселения. То есть если вы проживаете в неприватизированной квартире, то
в силу увольнения, низкой зарплаты у вас нет возможности платить за жилье, вас
могут выселить. А из приватизированной квартиры нельзя, нельзя отнять
собственность стоимостью в полмиллиона-миллион из-за долга в двадцать тысяч,
даже если не платил весь год. Второе: если вы проживаете в приватизированной
квартире, то сможете принимать участие в решении вопроса о том, кто же
управляет вашим домом. По новому ЖК есть прогрессивная норма, она вводится с 1
января. По новому Жилищному кодексу жители дома – владельцы квартир могут
вместе собраться и сказать: все, ДЭЗ номер два нас больше не устраивает, вы
ребята работаете плохо и мы с вами больше не сотрудничаем. Вот ДЭЗ номер один –
там начальник молодец, а ремонтник там еще лучше и мы теперь заключаем договор с
ними. Эта прогрессивная норма хорошая, но она касается только приватизированных
квартир. Если проживаете в неприватизированной квартире, то решать будут за
вас. Поэтому конечно же, я считаю, что приватизация жилья дальше должна
продолжаться, это даст возможность людям участвовать в решении вопросов о
распределении их денег за жилищно-коммунальные услуги. Я надеюсь, что мы сможем
оттянуть время ликвидации бесплатной приватизации жилья хотя бы года до
шестого-седьмого.
- Кто
представляет интересы жильцов по социальному найму?
-
Муниципалитет, конечно.
- Так уже
сейчас жильцы жалуются, что они этих «представителей» даже и не видят никогда,
они не приходят на собрания ТСЖ, только появляется чья-то подпись под
заготовленным решением.
- Вот что мы
предлагали в нашем проекте Жилищного кодекса, скажем, по ДЭЗам. Открывается
субсчет на каждый дом. Жильцы по соответствующему адресы пришли и посмотрели –
с них за истекшие полгода снято 52 тысячи рублей, потрачено 30 и расписано, как
потрачено. Второе предложение – чтобы обязательно работу РЭУ, ДЭЗа и прочее
принимал представитель домового комитета, чтобы деньги на счет РЭУ или ДЭЗа
списывались только при согласовании с представителями домового комитета.
Отремонтировали крышу – замечательно, представитель домкома вместе с главным
инженером поднялся наверх, посмотрел, пожал им руки, ребята, вы молодцы,
честная работа, мы вам платим. Если работа не сделана, если опять поставили
гнилые стояки, только их покрасили свежей краской, за это деньги списываться не
должны. Этот порядок нормальный, в некоторых территориях страны, например,
Барнаул, он функционирует. Мы предлагаем перенести его в принципе на всю
Россию. К сожалению, в новом ЖК опять нет ответа на эти вопрос.
- Вы говорили,
что какие-то нормы жилищного законодательства уже проведены в «законе о
льготах». Что конкретно?
- Ликвидация
закона об основах федеральной жилищной политики, ликвидация закона о
товариществах собственников жилья. Вот эти законы, которые никакого отношения к
льготам бесспорно не имеют, в рамках закона о так называемой монетизации льгот
были ликвидированы. К большому сожалению, правительство воспринимает парламент
как технический орган, который примет что угодно. С тем же основанием в закон о
ликвидации льгот можно было бы написать норму, скажем, о нотариате. Или
предположим об аффилированных лицах, то есть все подряд.
- Но глава о
ТСЖ будет в новом ЖК… Отмена закона об основах федеральной жилищной политики
означает, что федеральный центр за жильцов вообще не отвечает?
- Нет, это не
так, просто в законе об основах федеральной жилищной политики есть много
хороших, очень прогрессивных норм, мы их пробили в прошлом году – по размеру
пени при задержке платежей, по праву жильцов получать всю информацию о том, как
расходуются их деньги в ЖЭК, коммунэнерго и прочих муниципальных предприятиях
коммунального обслуживания. Там есть много позитивных норм, принятых буквально
недавно, к сожалению, они сейчас все хоронятся.
- И в Жилищном
кодексе их уже не будет?
- Ну, в первом
чтении этого не предусматривается, во втором будем прожимать, поглядим, что
получится в сентябре.
- Когда будет
второе чтение законопроекта с новой редакцией Жилищного кодекса?
- Якобы в
конце сентября, но реально по жизни я думаю в октябре месяце.
- Спасибо.