23.09.04 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Валерий Комиссаров провел ток-шоу по демонстрации терактов

Опытный телеведущий положительно растерялся под профессиональным нажимом комментатора Центрального телевидения – депутат Александр Крутов («Родина») так красочно расписал сгоревших детей, что не все присутствовавшие на заседании думского комитета по информационной политике поняли, что речь идет о банальной цензуре, ограждающей деятельность силовиков во время трагедии от общественного внимания и контроля.

Крутов настаивает на запрете освещения в прямом эфире телевидения и радио терактов с захватом заложников и спецоперации по их освобождению вплоть до ее завершения. Как справедливо указал Константин Ветров от ЛДПР, «завершить операцию» можно и через год и даже через пять. Кто знает, пришел журналист освещать сразу или только собирать материал, проще его вовсе не допустить.

Крутов считает, что Интернет ограничивать законом не обязательно, его аудитория 8 млн. чел. не сравнится с телеаудиторией до ста миллионов, к тому же Интернет легко отрубить.

Святослав Насташевский напомнил: Беслан показал, что террористы пользуются всеми оперативными средствами связи, они запретили выключать сотовую связь под угрозой расстрела заложников. Депутата шокировали кадры голых детей, когда они выбегали из школы, но эти кадры нельзя запретить – общество все равно будет знать.

Под прицелом нескольких набившихся в крохотное помещение Думы телекамер Крутов стремился выглядеть демократичным, он против предложения Михаила Леонтьева по введению представителей спецслужб в СМИ. Однако председатель Комиссаров махнул рукой – они давно уже там. Комиссаров точно знает, что люди хотят знать, что там, в месте трагедии, происходит с их родными. Ограничение противоречит Конституции, и вообще – сокрытие правды хуже шока от кадров трагедии.

Крутов парировал беспроигрышным аргументом: в эфире столько лжи, а его поправка правды или лжи не касается. Депутату не надо, чтобы показывали сгоревшего мальчика, когда журналист говорит убитой горем женщине – я не показываю, я записываю, причем в прямом эфире.

Крутову не понравилось, что заложник обращается в эфире к премьеру Блэру, но его инициатива касается только России, причем как отечественных, так и зарубежных СМИ, которые здесь работают.

Практически все члены комитета по информационной политике оппонировали Крутову. Павел Пожигайло сказал, что депутаты вторгаются в сферу не своей компетенции. Депутат знает, что люди сотнями прыгали с протараненных самолетами небоскребов в Нью-Йорке, но это же не показывали. Детям же до срока не говорят, откуда они появились. И вообще до сорока лет общество не должно знать, откуда оно появилось – тут Комиссарову очень помог опыт, добытый в его «Моей семье» в студии.

Зато ток-шоу в Думе прошло в эфире и это вселяет подозрения, что закон будет принят, какой надо, причем без журналистов – еще на первом пленарном заседании сессии Любовь Слиска сообщила, что поправки в закон о СМИ давно назрели, а Жириновский требовал, чтоб вообще ничего не показывали. Как тут не вспомнить Митрофанова: чем лучше вы напишете закон о СМИ, тем больше соблазн справиться с вами без закона. Так что ток-шоу в Думе имеет тот смысл, который и задуман, в такой «законотворческой работе» двойного дна нет.

Как считает Георгий Сатаров, чем больше власть закрыта, тем больше она врет. Убитый Сергей Юшенков придерживался принципа презумпции виновности власти – власть настолько сильна, что если может, то делает. А мы сейчас, обсуждая проблему показа обожженных и убитых детей, пожалеем, что такие идиоты еще живы – вместо того, чтобы убрать тех, кто убивает, гавкаем на тех, кто показывает.

 

сообщения

 

КОМИТЕТ ГОСДУМЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ОТКЛОНИЛ ПРОЕКТ БЮДЖЕТА НА 2005 ГОД

Москва, 23 сентября 2004 года. Зампред думского Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина (фракция «Единая Россия») сообщила о решении комитета отклонить проект бюджета-2005 в части прогнозных показателей, которые депутаты считают заниженными.

Панина объяснила, что это означает, что бюджет может быть принят условно, однако завтра состоится внеочередное заседание Комитета с приглашением министра экономического развития и торговли Германа Грефа, на котором будут проведены дополнительные консультации.

 

РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ В БУДУЩЕМ ГОДУ ДОСТИГНУТ ОДНОЙ ТРЕТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Москва, 23 сентября 2004 года. Темпы возмещения НДС растут настолько быстро, что правительству и Госдуме «придется применять какие-то меры», – сообщил сегодня на пресс-конференции в РИА «Новости» зампред бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов.

По словам депутата, суммарные расходы на оборону и безопасность достигнут 30% расходной части бюджета. При том, что немного вырастут расходы на СМИ и культуру, увеличение происходит в основном за счет снижения расходов на национальную экономику, именно благодаря этому перераспределяются средства на оборону и безопасность.

Депутат подчеркнул, что в основном растет оборонный заказ – плюс 40%, в остальном рост происходит за счет изменения законодательства. Не предполагается индексации выплат военнослужащим и гражданскому персоналу, численность которого только в Минобороны достигает 750 тыс. человек. Есть надбавки за сложность службы, но фактически произойдет такая же монетизация льгот, как и для ветеранов, инвалидов. Всем милиционерам компенсируют расходы на городской транспорт, санаторно-курортное лечение и т.д.

Федеральный бюджет берет на себя часть расходов, которые раньше лежали на регионах, в частности по военкоматам. После событий в Беслане будет действовать Федеральная целевая программа «Антитеррор», выделяются средства на охрану метро.

Федеральный бюджет не предполагает индексации зарплаты госслужащих, все повышения будут производиться за счет сокращения штатов и по воле руководителей на местах. В социальных отраслях будет проведена индексация зарплаты на 20%.

 

СЛЕДУЮЩИЙ ГОД БУДЕТ ПРОБЛЕМНЫМ В СВЯЗИ С ПИКОМ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ГОСДОЛГУ – МИХАИЛ ЗАДОРНОВ

Москва, 23 сентября 2004 года. К концу года объем Стабилизационного фонда достигнет 570 млрд. рублей, однако из-за крупных платежей по внешним долгам реально он будет меньше.

Как напомнил сегодня на пресс-конференции в РИА «Новости» зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов, обсуждаются различные схемы использования средств Стабфонда, в частности досрочные платежи внешнего долга. Правительство обещает внести поправки в действующий закон о бюджетея2004, что позволит погасить задолженность силовым структурам по «боевым» выплатам и решить несколько проблем региональных бюджетов. Так что, как предполагает Задорнов, Стабфонд «разгрузится» уже в этом году.

В будущем году предстоит такой же пик платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга, как и в 2003-м. Предстоит выплатить 17,5 млрд. долларов, за счет Стабфонда – 5,5 млрд. долларов.

Доход от приватизации предполагается в размере 45 млрд. рублей, то есть на уровне текущего года, что Задорнов считает заниженной цифрой, поскольку одна сделка с крупной компанией типа «Связьинвест» перекрывает планы будущего года.

 

Как сообщил сегодня на пресс-конференции в РИА «Новости» зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов, он не сомневается в том, что проект бюджета на 2005 год будет Думой одобрен: «Нет сомнений, что 29 сентября будет принят в первом чтении проект бюджета на следующий год». По мнению депутата, дискуссия развернется во втором чтении законопроекта: «Дальнейшее прохождение бюджета будет связано с тремя моментами. Это внесение поправок в бюджет 2004 года, оценка межбюджетных отношений и распределение по разделам». По словам Задорнова, эти вопросы будут основными точками напряженности.

 

МИНФИН СТАЛ ТРАТИТЬ МЕНЬШЕ ДЕНЕГ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСДОЛГА – АЛЕКСЕЙ КУДРИН

Москва, 23 сентября 2004 года. Объем Стабилизационного фонда РФ к началу 2005 года составит более 500 млрд. рублей. Об этом заявил министр финансов Алексей Кудрин, выступая сегодня на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам с докладом по проекту федерального бюджета на 2005 год.

На финансовую поддержку Пенсионного фонда в 2005 году будет выделено 74 млрд. рублей, на погашение внешнего долга – 167 млрд. рублей. Процентные расходы федерального бюджета в следующем году снизятся по сравнению с 2004 годом с 10,8% до 8,3% и составят 254 млрд. рублей. «Это значит, что меры по снижению госдолга начали давать результат и на его обслуживание мы стали тратить меньше денег. В то же время в реальном выражении бюджетные расходы в 2005 году вырастут на 9%» – сказал Кудрин.

В проекте бюджета-2005 доходы запланированы в объеме 3,326 трлн. рублей, расходы – 3,47 трлн. рублей, объем ВВП – 18,72 трлн. рублей.

Замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов в своем выступлении на заседании бюджетного комитета сказал, что МЭРТ прогнозирует рост ВВП во втором полугодии 2004 года на уровне 6,5%. В первом полугодии рост ВВП составил 7,4%. Таким образом, в целом по итогам года этот показатель не превысит 6,9%, подчеркнул Шаронов. Такая динамика объясняется некоторым замедлением роста промышленного производства и инвестиций в основной капитал, отметил замминистра.

 

 

РПЦ ВСЕ ЖЕ ДОБИЛАСЬ ДЛЯ СЕБЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

Москва, 23 сентября 2004 года. Завтра на пленарном заседании Госдумы депутаты рассмотрят в заключительном, третьем чтении законопроект о безвозмездной передаче земельных участков, занятых объектами религиозного назначения, в собственность Русской православной церкви.

Об этом сегодня сообщил журналистам по итогам заседания Совета Думы председатель палаты Борис Грызлов.

По словам спикера, законопроект, пролежавший в Госдуме около года, будет одобрен.

Напомним, что в настоящее время большинство религиозных учреждений РПЦ и других религиозных организаций пользуются земельными участками на основе уходящей в прошлое нормы о бессрочном пользовании. В проекте закона церкви предлагается приобрести такие земли в собственность бесплатно, а в случае запрещения их приватизации законопроект предусматривает для них норму безвозмездного бессрочного пользования. Будущий закон продлевает религиозным организациям сроки переоформления права собственности на три года с 2004 до 2007 года.

 

БЮДЖЕТ-2005 В ДУМУ ПРИЕДЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ САМ ФРАДКОВ

Москва, 23 сентября 2004 года. На пленарном заседании Госдумы 29 сентября при рассмотрении правительственного законопроекта о бюджете на 2005 год в первом чтении депутаты заслушают премьера Михаила Фрадкова.

Об этом сообщил сегодня журналистам председатель Госдумы Борис Грызлов.

 

КРАШЕНИННИКОВ ВЕРНЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ О СМЕРТНОЙ КАЗНИ АВТОРУ ИНИЦИАТИВЫ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЯМИ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСЕНИЯ

Москва, 23 сентября 2004 года. Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству выступает категорически против отмены моратория на смертную казнь.

Об этом сегодня заявил журналистам председатель комитета Павел Крашенинников.

Крашенинников отметил, что на сегодняшнем заседании комитет рассмотрит законодательную инициативу сторонников восстановления смертной казни. Однако, убежден депутат, до обсуждения проекта закона на заседании Думы дело не дойдет: документ будет возвращен субъекту законодательной инициативы в связи с нарушением процедуры его внесения в Госдуму.

Напомним, что о возможности обсуждения отмены моратория на смертную казнь говорили журналистам как спикер Госдумы Борис Грызлов, так и председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, ссылаясь на то, что восстановление смертной казни инициируется многими членами общества, гражданами России, а также и отдельными депутатами. При этом Грызлов и Васильев выступают за сохранение моратория.

Накануне на пленарном заседании палаты депутаты отклонили предложение фракций «Родина» и КПРФ рассмотреть в качестве первоочередной законодательной меры по борьбе с терроризмом вопрос об отказе от ратификации протокола N6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и отмене моратория на смертную казнь. Предложение при необходимых 226-ти голосах поддержали лишь 100 депутатов.

Крашенинников также сообщил журналистам о подготовке в Думе законопроекта по ответственности за незаконный захват зданий, причем не только террористами, но и людьми, которые вымогают получение жилплощади.

 

МИНИСТРАМ РАЗРЕШАТ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ РУКОВОДИТЬ ПАРТИЯМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Москва, 23 сентября 2004 года. Сегодня комитет Госдумы по госстроительству на своем заседании принял решение рекомендовать Госдуме принять сразу в трех чтениях поправки в Федеральный конституционный закон «О правительстве РФ».

Поправки фактически устранят проблемы для политических лидеров в должностях министров, с чем связано то, что бывший глава МВД Борис Грызлов был также лидером «Единой России», формально не являясь членом партии, и получил членский билет уже избравшись в Думу и став спикером. В действующем законе есть строчка о запрещении членам правительства занимать руководящие должности в общественно-политических объединениях. Одобренные сегодня думским комитетом поправки указанную строчку убирают.

Решение принято комитетом при одном голосе против.

 

АЛЕКСАНДР ШОХИН ПРЕДЛАГАЕТ НАПРАВИТЬ СРЕДСТВА СТАБФОНДА НА СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И СУБСИДИРОВАНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК

Москва, 23 сентября 2004 года. Участники заседания экспертного совета комитета Госдумы по экономполитике считают возможным корректировать прогнозные показатели проекта бюджета-2005.

В частности, президент ГУ ВШЭ Александр Шохин в своем выступлении на заседании экспертного совета в Думе сказал об этом, признав желание правительства «иметь запас прочности».

А.Щохин предлагает направить излишки Стабилизационного фонда на стимулирование активности государственно-частного партнерства, на создание гарантий для привлечения инвестиций, чтобы показывать заинтересованность государства в тех или иных проектах. Шохин предлагает за счет Стабфонда субсидировать процентные ставки. При этом Шохин не настаивает на прямом использовании средств Стабфонда.

Председатель экспертного совета, зампред комитета Госдумы по экономполитике Елена Панина со своей стороны привела цифры занижения бюджета на 5 млрд. долларов и сказала, что в эти неучтенные доходы распределяются без участия Думы, которая утверждает их обычно в конце года.

 

ВАЛЕРИЙ КОМИССАРОВ ПОЛАГАЕТ, ЧТО ПРЕДСТАВИТЕЛИ СПЕЦСЛУЖБ ДАВНО ВНЕДРЕНЫ В СМИ

АЛЕКСАНДР КРУТОВ НЕ СМОГ УБЕДИТЬ КОЛЛЕГ ПО КОМИТЕТУ В НЕОБХОДИМОСТИ ЗАПРЕТА НА ПОКАЗ ТЕРАКТА С ЗАХВАТОМ ЗАЛОЖНИКОВ

Москва, 23 сентября 2004 года. Председатель думского комитета по информационной политике Валерий Комиссаров провел сегодня заседание с обсуждением поправки зампреда комитета Александра Крутова («Родина») в закон о СМИ с запретом на освещение в прямом эфире телевидения и радио теракта с захватом заложников, также их освобождения до завершения операции.

Автор инициативы подчеркнул, что ограничения не касаются газет, также интернета, аудитория которого несравнимо меньше телеаудитории – 8 млн. против шестидесяти-ста млн. К тому же интернет легко отключить.

Крутов настаивает на одинаковом запрете как для отечественных, так и зарубежных СМИ, работающих в России. По завершении операции освещать можно, но в ответ на это утверждение зампред комитета Константин Ветров (ЛДПР) утверждал, что предложение фактически является введением цензуры, потому что запрет на деятельность журналистов в месте трагедии можно растянуть на год и даже на пять. Со своей стороны Ветров предложил записать, что работать журналисту можно, чтобы исключить запрет допуска на место событий.

Независимый депутат Святослав Насташевский напомнил, что Беслан показал, что террористы пользуются всеми оперативными средствами связи, они запретили выключать сотовую связь под угрозой расстрела заложников. Депутата шокировали кадры голых детей, когда они выбегали из школы, но эти кадры по мнению Насташевского нельзя запретить, потому что общество все равно будет знать.

Крутов заявил при обсуждении его инициативы, что он против предложения Михаила Леонтьева по введению представителей спецслужб в СМИ. Однако Комиссаров утверждал, что «они давно уже там». По мнению Комиссарова, люди хотят знать, что там, в месте трагедии, происходит с их родными. Ограничение противоречит Конституции, «сокрытие правды хуже шока».

Крутов в ответ сказал о большом количестве лжи в эфире и подчеркнул, что его поправка правды или лжи не касается. Депутат не хочеь, чтобы показывали сгоревшего мальчика, когда журналист говорит убитой горем женщине – я не показываю, я записываю, причем происходит это в прямом эфире.

Крутову не понравилось, что заложник обращается в эфире к премьеру Блэру, но его инициатива касается только России, причем как отечественных, так и зарубежных СМИ, которые здесь работают.

Практически все члены комитета по информационной политике высказались против инициативы Крутова, причем только Сергей Иванов (ЛДПР) сказал, что поправку с ограничениями на показ терактов надо было принимать три года назад, но сейчас это бесполезно.

Напомним, что накануне Жириновский высказался за ограничения для СМИ, и его поддержала Любовь Слиска, которая сообщила, что поправки в закон о СМИ давно назрели.

 

ДЕПУТАТ ПРЕДЛАГАЕТ ПОРАЖАТЬ В ПРАВАХ РОДСТВЕННИКОВ ТЕРРОРИСТОВ

Москва, 23 сентября 2004 года. Если мы будем поднимать вопрос о смертной казни, ни одна страна нам не выдаст террористов. Об этом сказала первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска участникам «круглого стола» «О совершенствовании законодательства в целях противодействия терроризму».

Л.Слиска также напомнила, что никто не выдал России предателей, например Калугина. Продолжает жить и здравствовать Бакатин.

По словам вице-спикера, субъектов законодательной инициативы в стране достаточно – более семисот, но в законодательстве очень много пробелов, законодательное поле выхолощено. Слиска также упомянула о том, что Москва сталкивается с проблемами быстрее, как и Северный Кавказ.

В своем выступлении на заседании «круглого стола» в Думе директор ВЦИОМ по международным общественным связям Дмитрий Поликанов сказал, что 84% опрошенных высказалось за смертную казнь, но ограничения СМИ большинство россиян не поддерживает. Поликанов сообщил также, что 82% респондентов поддерживают усилия силовых структур по уничтожению бандформирований за пределами РФ, 58% – усиление ограничений в миграционном законодательстве. Вместе с тем, по словам Поликанова, граждане не готовы принять меры, направленные на борьбу с терроризмом и ущемляющие их права и свободы. В первую очередь, речь идет о введении чрезвычайного положения и усилении цензуры в CМИ. Две трети респондентов считают, что именно население должно принимать участие в мероприятиях по обеспечению безопасности в стране и только 35% опрошенных полагают, что это дело власти, а не граждан. Две трети опрошенных высказались за слияние всех спецслужб в единый орган, наподобие КГБ. По словам Поликанова, около 70% опрошенных считают, что нужно проявить бдительность в местах проживания и массовых скоплениях людей. Вступить в добровольные дружины готовы около трети респондентов, четверть хотели бы овладеть навыками самообороны. 18% готовы приобрести оружие для самозащиты. Поликанов подчеркнул, что люди выразили готовность сделать все от них зависящее для обеспечения правопорядка в обществе. Вместе с тем, уточнил он, речь, в основном, идет об индивидуальных действиях. Участвовать в массовых мероприятиях по обеспечению безопасности граждане пока не готовы, добавил Поликанов.

Депутат Дмитрий Саблин (ЕР) в своем эмоциональном выступлении о борьбе с терроризмом утверждал, что поражаться в правах должны не только те, кто делает, но и их родственники. Правда, далее депутат сказал. Что возможно его предложение продиктовано ощущением бессилия.

Депутат от Чечни Ахмар Завгаев (ЕР) напомнил, что уже подготовлено много законопроектов, однако одними полицейскими мерами обсуждаемые проблемы не решить. Завгаев утверждал, что он давно говорил о распространении, как стригущий лишай», ваххабизма в Северной Осетии, но к нему не прислушались. Завгаев считает необходимым искоренить безработицу на Северном Кавказе и напоминает, что в Чечне за четыре года не введено ни одного объекта, а то, что строится, не направлено на внутреннее потребление в республике.

 

ИЗ-ЗА СНИЖЕНИЯ ЕСН СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДСТРАХА ТЕРЯЕТ ПОЧТИ 30 МИЛЛИАРДОВ

Москва, 22 сентября 2004 года. Комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал палате принять в первом чтении проект бюджета на 2005 год.

В ходе заседания комитета депутаты высказали ряд замечаний, которые необходимо устранить при доработке законопроекта. Так, членов Комитета беспокоит положение с оплатой труда медработников. С 1 января 2005 года планируется повысить оплату труда в 1,2 раза только для работников федеральных государственных учреждений. На эти цели предусмотрены дополнительные средства в объеме 19,8 млрд. рублей. Перед субъектами Федерации стоит задача сохранить тот уровень, который сложится по состоянию на 31 декабря 2004 года. По мнению Комитета, крайне важно на переходный период выработать дополнительные механизмы, которые позволят снизить остроту напряженности в бюджетной сфере в связи с изменением системы регулирования и финансирования заработной платы ее работников.

Председатель комитета Татьяна Яковлева указала на то, что в проекте бюджета на 2005 год не решена проблема компенсации выпадающих доходов в системе обязательного медицинского страхования в связи со снижением базовых ставок единого социального налога. По оценке комитета, они составят 29 млрд. рублей. Суммы, передаваемые из федерального бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, носят строго целевой характер (лекарственное обеспечение льготных категорий граждан) и не отразятся на выравнивании финансирования территориальных программ ОМС, что в свою очередь, скажется на доступности и качестве медицинской помощи в территориях.

Комитет считает, что в Государственную Думу должны быть внесены вариантные расчеты объемов и стоимости Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2005 год, включая сводный расчет стоимости территориальных программ обязательного медицинского страхования.

 

КОМИТЕТ ГОСДУМЫ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ПРЕДЛАГАЕТ НАПРАВИТЬ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 10 МИЛЛИАРДОВ

Москва, 22 сентября 2004 года. Комитет Госдумы по образованию и науке рассмотрел законопроект «О федеральном бюджете на 2005 год» в части финансирования расходов на образование и науку.

Запланированный правительством профицит бюджета в объеме 278 млрд. 11,3 млн. рублей Комитет счел избыточным.

В то же время, в ходе проведенного депутатами сравнительного анализа финансирования расходов на образование и науку в бюджете на 2004 год и в проекте бюджета на 2005 год выяснилось, что из области бюджетного регулирования выпал ряд статей и видов расходов, таких как стипендии студентов, аспирантов и докторантов, зарплата работников бюджетных учреждений в области образования и науки, затраты на питание обучающихся.

Расходы федерального бюджета на образования в 2005 году запланированы в размере 154,4566 млрд. рублей. Соответствующие расходы консолидированного бюджета – 762,1 млрд. рублей против 531,2 млрд. рублей в 2004 году. Доля расходов на образование в общих расходах федерального бюджета составляет 5,1% (в 2004 году – 5,9%). Уменьшение показателей объясняется, прежде всего, передачей финансирования большей части учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в субъекты Федерации в объеме 24.8 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета на науку в 2005 году запланированы в объеме 156,0545335 млрд. рублей.

Проект бюджета предусматривает повышение заработной платы работникам федеральных бюджетных учреждений с 1 января 2005 года в 1,2 раза. На эти цели в законопроекте запланировано 19,8 млрд. рублей.

Председатель комитета Николай Булаев поставил вопрос о прозрачности схемы финансирования регионов в связи с передачей на уровень субъектов Федерации учреждений начального и среднего профессионального образования. Комитет направил соответствующий запрос заместителю министра финансов.

Другой важный вопрос, затронутый депутатами в ходе заседания, касается возможности финансовой поддержки регионов в связи с планируемым повышением уровня заработной платы. По мнению Н.Булаева, повышение должно произойти во всех регионах. Однако, совершенно очевидно, что большинство регионов будут не в состоянии за счет средств своих бюджетов повысить зарплаты работникам бюджетных учреждений, отнесенных к ведению субъектов Федерации.

Депутаты выразили обеспокоенность тем, что в проекте бюджета-2005 не предусмотрены отдельной строкой средства для уплаты бюджетными учреждениями образования и науки налога на имущество. Комитет предлагает за счет уменьшения профицита бюджета увеличить финансирование расходов на образование и науку дополнительно на сумму 31 млрд. 100 млн. рублей. Указанные средства предлагается направить на выплату заработной платы, стипендий и государственную поддержку малоимущих студентов.

По мнению депутатов – членов Комитета, необходимо придать отраслевой программе «Безопасность образовательного учреждения» статус федеральной целевой программы с объемом финансирования 30 млрд. рублей (со сроком исполнения 3 года) или включить указанное направление в Федеральную целевую программу «Федеральная программа развития образования». В 2005 году предлагается выделить на эти цели 10 млрд. рублей.

 

ДЕПУТАТ ЕЛЕНА ПАНИНА ПОДСЧИТАЛА, ЧТО ПРОЕКТ БЮДЖЕТА ЗАНИЖЕН

Москва, 23 сентября 2004 года. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2005 год существенно занижает все макроэкономические показатели и темпы роста ВВП и различных отраслей экономики. С таким мнением сегодня выступила перед журналистами зампред комитета по экономполитике Елена Панина (ЕР).

По мнению Паниной, представленный МЭРТом По прогнозу МЭРТа на 2004 год рост объемов выпуска промышленной продукции закладывался в 103,6-104,7 процентов, ожидаемое исполнение за 2004 год – 107,1 процент. Прогноз на 2005 год МЭРТ дает 105,5 процентов. Это даже ниже ожидаемого исполнения объемов выпуска промышленной продукции в этом году, практически, МЭРТ планируют спад промышленного производства и это при поставленной президентом Путиным задачи удвоении ВВП к 2010 году.

Также в прогнозе на 2004 год предполагаемые инвестиции в основной капитал (один из показателей, определяющий техническое состояние национальной экономики и возможностей ее развития) 106,6-108 процентов с ожидаемым исполнением в 111,5 процентов. В прогнозе на 2005 год 109,8. И вновь уменьшение. Следующим важнейшим показателем используемом для доходной части федерального бюджета является прогноз цены на нефть марки URALS. В прогнозе 2004 года был заложен 18.5 -23 доллара за баррель с ожидаемой ценой в 31,2 доллара. В прогнозе же на 2005 год – 28 долларов за баррель, который берется правительством в расчет бюджета за 2005 год.

Как считает Е. Панина, «только в результате занижения базовых показателей и цены на нефть доходы федерального бюджета на 2005 год ориентировочно занижены более чем на 150 миллиардов рублей (около 5 миллиардов долларов). Если же сделать просчет по другим показателям, в частности, коэффициенту инфляции, индексу потребительских цен, объемам розничной торговли, прибыли и другим, эта сумма может быть увеличена.

По мнению Е. Паниной это ведет к непрозрачности бюджета и возможности распределения значительной суммы бюджетных средств не через парламент, а непосредственно через чиновников различных ведомств. К этой же проблеме, несмотря на задачу В.В. Путина о прозрачности бюджетов всех уровней, впервые правительство не представило в Государственную Думу пообъектный перечень Федеральной адресной инвестиционной программы, как это было в прежние годы. Таким образом, это тоже дает исполнительной власти самой определять на какие проекты направлять бюджетные средства. Е. Панина считает, что ввиду невозможности полной доработки бюджета, Государственной Думе необходимо при его принятии обязать Правительство РФ до 1 апреля 2005 года внести в Государственную Думу измененный бюджет 2005 года по итогам показателей социально-экономического развития РФ в 2004 году.

Также Е. Панина заметила о необходимости при принятии бюджета внести и изменения в налоговое законодательство и в бюджетный кодекс в целях достижения более высоких темпов роста производства в долгосрочной перспективе, легализации «теневого оборота» и фонда оплаты труда, снизить в 2005 году эффективную ставку единого социального налога до 15 процентов и освободить от НДС технологическое оборудование, ввозимое на территорию РФ. Выпадающие доходы федерального бюджета в 2005 году компенсировать за счет средств Стабилизационного фонда. Внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ до принятия Государственной Думой Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005.

Hosted by uCoz