21.10.04 Лев МОСКОВКИН
Информация и общество
Компьютеров нам хватает, но работать на них мы не умеем
В рамках традиционной выставки Минсвязи в Крокус-центре в
четверг 21 октября проходит «круглый стол» на тему «Оценка готовности России к
информационному обществу».
Организаторы «круглого стола» – Департамент стратегии
построения информационного общества Министерства информационных технологий и
связи РФ, также частный Институт развития информационного общества.
Институт разработал методологию мониторинга развития
информационного общества, которая строится на сочетании государственной и
ведомственной статистики, включая социологические и экспертные опросы. Работа
носит пионерский характер, ранее таких полных методик не было. Институт
подготовил три доклада – о готовности России к информационному обществу,
готовности Москвы к электронному развитию и по оценке готовности регионов
страны к электронному развитию на примере шести субъектов федерации включая
Ханты-Мансийск и ряд областей – Челябинскую, Ленинградскую и др.
Доклад по Москве подготовлен по заказу столичного Управления
информатизации. Как оказалось, программа «Электронная Москва» финансируется
лучше, чем «Электронная Россия», и в целом столица более готова к развитию
информационного общества. В Москве один компьютер на 22 учащихся, в среднем по
стране – один на 70-80.
Проведены межстрановые сопоставления, Россия оказалась на
63-м месте – примерно в середине, при этом инфраструктура у нас хорошо развита,
отстает использование компьютеров в профессиональной деятельности.
Есть проблема оплаты трафика. Полторы тысячи
общеобразовательных школ столицы подключено в Интернету, но реально пользуются
порядка двух сотен. В прошлом подключение школам оплачивал МТУ-Информ, сейчас
каждая школа выкручивается, как может – находят спонсоров или платят сами
Однако цель исследования состояла не только в том, чтобы
подсчитать, сколько установлено компьютеров и из них подключено к сети, а как
все это используется. Оказалось, люди не готовы, не обучены, нет системы
переквалификации, не хватает всего учителей информатики.
В программе есть целый раздел по преподаванию информатики.
Сдвиги тут не столь блестящи, как хотелось. Необходим новый статус
преподавателя информатики, нужны мобильные классы на основе карманных
компьютеров или ноутбуков.
В части информационной безопасности исследование показало,
что экономический ущерб незначителен, программы-шпионы вообще не упоминаются.
Отмечаются большие проблемы с качеством доступа к сети. При этом остаются
зияющие пробелы в законодательной базе, за пределами действующих законов
оказались обязательность доставки почты, гарантии качества услуг провайдера,
электронный документооборот. Закон об электронной подписи есть, но
правительство постоянно срывает сроки создания центров выдачи ключей по ЭЦП.
Остается и главная проблема – отсутствие национальных
разработок по операционным системам, изолированным от Windows, что академик
Евгений Велихов считает недостающим звеном национальной безопасности.
Председатель Совета Директоров Института развития
информационного общества Юрий Хохлов пытается способствовать развитию
отечественного софта, однако операционная система выходит за рамки частного
сектора. Достаточно того, что в Москве впервые проведено полномасштабное
исследование, чтобы столица могла скорректировать программу на будущий год,
развивая, например, не парк РС, а создавая мобильные классы.
Авторов исследования активно поддерживают преподаватели
журналистики, декан журфака МГУ Ясен Засурский выступает по теме электронного
развитию в сфере масс-меда.