Лев МОСКОВКИН
От Охотного до Дмитровки
На январь в стране
запланирована революция
Кому мы должны, всем прощаем
Спасение утопающих – дело рук
самих утопающих
Конец 2004 года станет для
российской законодательной власти историческим моментом истины. Не поддается
оценке количество важнейших законопроектов, реально меняющих структуру страны.
Того, что уже в срочном порядке одобрено и подписано президентом, хватит на
революцию власти, сравнимую с событиями семнадцатого года, когда чиновники от
страха разбежались и Троцкий собрал их на рабочие места нехитрым призывом – кто
завтра не выйдет на работу, потом может не беспокоиться.
До конца года законодателям
предстоит принять законы по применению «закона о льготах», по разграничению
полномочий, по реформе избирательной системы. А в 2005 году форму законов
обретут старые идеи исполнительной власти по отказу от обязательств по
образованию и медобслуживанию с возможностью перепрофилирования школ и женских
консультаций соответственно в казино или фитнесс-клубы. Будут еще законопроекты
об обязательном страховании всего, от жилья до медицины.
По словам председателя
бюджетного комитета Совфеда Евгения Бушмина каждый должен позаботиться о себе
сам, уже двадцать лет как государство кинуло свой народ, а еще есть люди, кто
надеется, что их не забудут при монетизации льгот. Кто хотел, подсуетился, и
оказалось, что «силовых» льготников до миллиона – вчетверо больше, чем считал
министр Зурабов. Кто-то окажется в двух и даже трех списках одновременно – как
инвалид и ветеран, но если человек не найдет себя ни в одном списке, то Бушмин
уверен, ему никто не поможет. Денег всегда не хватает на всех, но выплаты по
льготам даже с учетом всех повышений таковы, что на это средств хватит. Другое
дело, что путаница достигла космических размеров и проблемы координации «спрячут»
под технологические.
Бушмин предполагает, что в
течение января со льготами будет решено известным способом – президент лично
выделит деньги на решение конкретных проблем. Пока же федеральный бюджет
выделил 30 миллиардов регионам, в том числе 11 – на льготы и 4 – на детские
пособия, по которым до сих пор есть задолженность.
Все это копейки по сравнению с
изъятиями из бюджета на Стабфонд (до 17 миллиардов долларов) и тем более
резервы (еще 100-105 миллиардов долларов), но они покажут, кто в стране гарант
и предпочтения населения заставят губернаторов поддержать президентский закон о
своем назначении. Президент решит массу проблем и бабки отобьет. Наше будущее
очевидно, но версия власти достойна внимания. Когда казалось исчезнет
разделение властей, а в Думе все будут ходить строем в двух направлениях – к
кнопке «за» и затем к кассе, развернулась такая борьба, что Шекспир отдыхает. В
частности, по президентскому проекту о губернаторах. В Совете Федерации собрали
для одобрения инициативы президента председателей региональных парламентов.
Говорили об укреплении вертикали и требовали прямого назначения. Фуршет был
накрыт заранее.
Ситуация в стране и мире резко
меняется, соответственно меняется и расклад во власти, а собственность и деньги
меняют владельцев. В потоке законопроектов замечены и такие, коими закрепляются
права на ранее приватизированное. Например, на последних заседаниях перед
региональной неделей одобрили три документа, которые лежали семь лет – по
ратификации соглашений о Постоянном представительстве в РФ Международной
финансовой корпорацией, Международного банка реконструкции и развития,
Международного валютного фонда. Сотрудники МВФ, МБРР и МФК освобождаются от
судебного преследования.
Перед МВФ остается задолженность
4,1 млрд. долл., перед МБРР – 6,2 млрд. долл., выплаты в 2004 году должны
составить почти миллиард долларов.
Ратифицировали два соглашения с
ФРГ – об облегчении взаимных поездок студентам и парламентариям, также о
транзите войск и грузов бундесвера через нашу территорию в Афганистан. Тут
деньги и поездки оказались важнее национальных интересов.
Как сказал Бушмин, каждый во
власти заботится о себе сам. Народного гнева боятся, поэтому кто хочет остаться
на постах, обязательно займется зарплатой и льготами. Но и нам не надо ждать,
что Зурабов разберется или Путин заплатит. Так действительно будет, но кому
заплатит и с кем разберется, решится до Нового года.
А с 1 января будут каникулы на
десять дней.
02.11.04 Лев МОСКОВКИН
Монетизация
Евгений Бушмин о льготах:
спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Циник Евгений Бушмин смотрит на
проблему льгот оптимистично
Сенатор от Новгородской
области, бывший замминистра финансов Евгений Бушмин уверен, что денег на
выплаты по льготам в будущем году хватит.
Говоря об этом на
пресс-конференции в медиа-центе «Известий», сенатор спохватился и подчеркнул – денег
никогда не хватает на всех. Если всем заплатить, то будет инфляция. Но дело в
том, что с монетизацией льгот будут большие проблемы по спискам льготников. «Я
вообще не пойму, что будет в регионах происходить» – сказал Бушмин и
подчеркнул, проблемы координации спрячут под технологические.
С января предстоит мощная
перетасовка во власти, и монетизация, которая вообще-то началась с идеи лекарственного
обеспечения (потому что у нас кто-то имеет большой интерес к рынку страхования
лекарственного обеспечения, Бушмин не сказал – Зурабов, но все догадались).
Затем все покатилось к разграничению полномочий уровней власти.
Для выплаты по льготам регионам
надо прежде всего принять свои законы об этом, пока это сделали не более
десятки регионов.
По мнению самого Бушмина,
исполнительная власть на местах займется обязательно как льготами, так и
зарплатой, и это несмотря на то, что с 1 января пойдет целая революция в самой
власти. На федеральном уровне уже непонятно, кто чем занимается, потому что
сменились команды.
Некоторые регионы справятся с
выплатами по льготам, это прежде всего доноры. В среднем бюджеты регионов
сбалансированы, но это температура по больнице – есть инфекционная палата, где
под сорок градусов (в переводе с образного языка на финансовый – большой
профицит), есть морг, где иная температура. Дефицит таков, что некоторые
субъекты не справятся даже с зарплатой, а есть еще кредиторская задолженность
по смешным детским пособиям размера 70 рублей в месяц. Всего на детские пособия
надо 18 миллиардов, из них четыре выделит федеральный бюджет.
Сенатор несколько раз объяснял
в ответ на настойчивые расспросы, что льготник одного региона не будет зайцем в
электричке соседней области. Железная дорога и так всех возила бесплатно, а тут
с федерально-бюджетного неба свалились шесть миллиардов, они только рады. С
городским транспортом сложнее.
Общее вливание средств в
экономику в связи с монетизацией льгот по словам сенатора не вызовет инфляцию,
это небольшие деньги по сравнению с предполагаемым объемом Стабилизационного
фонда в 17 миллиардов долларов и золотовалютных резервов – 100-105 миллиардов
долларов. Сумма, которая пойдет в декабре – 22 миллиарда рублей – действительно
несколько больше ежемесячной, но и это «копейки» по сравнению с резервами и
остатками.
Кстати, где наш родной Стабфонд
– значения не имеет, и даже если он без постановления правительства уже вложен
финансовые бумаги США под гарантии лучшего друга Путина Буша, то лично Бушмина
все равно не волнует, кто победит в декабре на выборах в США.
По словам сенатора, согласно
уже принятым решениям на помощь регионам выделено 30 млрд. руб., из них 15
миллиардов будет выделено на монетизацию льгот (11 млрд. руб.) и выплаты
детских пособий (4 млрд. руб.). В числе других 15 млрд. руб. 10 миллиардов выделяются
на сбалансированность региональных бюджетов.
Бушмин считает, что самые
большие проблемы будут со списками льготников, если человек одновременно является
инвалидом и ветераном, он может быть в двух списках. Но если льготник не найдет
себя ни в одном списке, то, как считает Бушмин, ни один фонд ему не поможет.
Говоря об этом, Бушмин
подчеркнул, что каждый должен о себе заботиться сам, в теме монетизации льгот «спасение
утопающих – дело рук самих утопающих». И тем не менее, как предполагает Бушмин,
президент как гарант Конституции проблему решит, потому что всегда есть такой
способ решения проблемы, как выделение большего количества денег.
Бушмин открыл секрет: президиум
думской фракции «Единая Россия» подготовила поправку к третьему чтению
законопроекта о бюджете-2005, согласно которое на помощь регионам в будущем
году дополнительно выделяются 7,9 млрд. руб., из которых предположительно два
миллиарда будет выделено на объединение трех субъектов в новый субъект
федерации (Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский автономные округа),
часть средств пойдет на финансирование ФЦП «Юг России» и полтора миллиарда – на
программу по ветхому и аварийному жилью.
Сенатор подчеркнул, что во
фракции «Единая Россия» указанная поправка еще не обсуждалась, но сам Бушмин ее
уже подписал. При этом сенатор подчеркнул, что на ветхое жилье денег выделяется
все равно недостаточно – всего 5% от потребности, при том, что сейчас 1,277
млрд. руб.
О проблемах выплаты зарплат
Бушмин говорить намеренно не стал, потому что это еще одна большая тема. О
зарплатах сказал министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов
на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений с участием представителей правительства,
работодателей и профсоюзов.
Поскольку заседание
Трехсторонней комиссий – уже самодостаточное событие, что она вообще собралась,
Зурабов угостил собравшихся несвежей «новостью» о том, чего добились сами
профсоюзники, разойдясь во мнениях с верхушкой «единороссов»: МРОТ с 1 января
на 20%, т.е. с 600 до 720 руб., затем во втором полугодии проведут еще одно
повышение.
По словам Зурабова, в 2004 году
задолженность по заработной плате в Российской Федерации сократилась более чем
на десять миллиардов рублей, или на 37%, Это свидетельство того, что меры
принимаются, хотя они могли бы быть более эффективны. Однако у Зурабова нет
понимания, в какой последовательности и какие меры надо реализовать в ближайшие
месяцы. Министр напомнил о подготовке законопроекта по усилению ответственности
работодателей за несвоевременную выплату зарплаты.
Борис Грызлов тем временем в
своей общественной приемной Санкт-Петербурга встречался с представителями
различных организаций и обещал, обещал...
Надо думать, у российской
власти сменился жанр общения с народом. В недалеком прошлом Дума, правительство
и президент, сначала дружными усилиями придушив народ слегка не до смерти,
принимались яростно драться, кто первый подаст глоток на пенсии или компенсации
– соответственно, указом президента, законом или постановлением правительства.
Теперь появились излишки и опасность в другом, что их обрушение на экономику
раскрутит инфляцию. Поэтому все ветви власти включились в увлекательную игру – валить
все друг на друга, а заодно на нижних братьев по уровню власти.
сообщения
ЕВГЕНИЙ БУШМИН ПРЕПОЛАГАЕТ, ЧТО
ПРОБЛЕМУ ВЫПЛАТЫ ПО ЛЬГОТАМ В КОНЦЕ КОНЦОВ РЕШИТ ПРЕЗИДЕНТ
Москва, 2 ноября 2004 года.
Президиум думской фракции «Единая Россия» подготовил поправку к третьему чтению
законопроекта о бюджете-2005, согласно которой на помощь регионам в будущем
году дополнительно выделяются 7,9 млрд. руб., из которых предположительно два
миллиарда будет выделено на объединение трех субъектов в новый субъект
федерации (Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский автономные округа),
часть средств пойдет на финансирование ФЦП «Юг России» и полтора миллиарда – на
программу по ветхому и аварийному жилью.
Об этом сообщил сегодня
журналистам председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин
(Новгородская обл.), который подчеркнул, что во фракции «Единая Россия»
указанная поправка еще не обсуждалась, но сам Бушмин ее уже подписал. При этом
сенатор подчеркнул, что на ветхое жилье денег выделяется все равно недостаточно
– всего 5% от потребности, при том, что сейчас 1,277 млрд. руб.
По словам сенатора, согласно
уже принятым решениям на помощь регионам выделено 30 млрд. руб., из них 15
миллиардов будет выделено на монетизацию льгот (11 млрд. руб.) и выплаты
детских пособий (4 млрд. руб.). В числе других 15 млрд. руб. 10 миллиардов выделяются
на сбалансированность региональных бюджетов.
Бушмин считает, что самые
большие проблемы будут со списками льготников, если человек одновременно
является инвалидом и ветераном, он может быть в двух списках. Но если льготник
не найдет себя ни в одном списке, то, как считает Бушмин, ни один фонд ему не
поможет.
Говоря об этом, Бушмин
подчеркнул, что каждый должен о себе заботиться сам, в теме монетизации льгот «спасение
утопающих – дело рук самих утопающих». И тем не менее, как предполагает Бушмин,
президент как гарант Конституции проблему решит, потому что всегда есть такой
способ решения проблемы, как выделение большего количества денег.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
ПРОФИНАНСИРУЕТ 22 ПРОЦЕНТА ВЫПЛАТ ПО ДЕТСКИМ ПОСОБИЯМ – ЕВГЕНИЙ БУШМИН
Москва, 2 ноября 2004 года. В
федеральном бюджете 2005 года предусмотрено 30 млрд. рублей на решение проблемы
монетизации льгот в регионах России. «Эти средства в новом году будут
распределяться по регионам неравномерно, в зависимости от коэффициента
бюджетного обеспечения», – заявил сегодня на пресс-конференции председатель
Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин. По плану 11 млрд. рублей
будет отдано регионам с плохой бюджетной обеспеченностью, 4 млрд. рублей пойдут
на выплату 70-рублевых детских пособий. Бушмин отметил, что общая сумма выплат
детских пособий составляет 18 млрд. рублей, соответственно федеральный бюджет
профинансирует 22% выплат детских пособий. Еще 10 млрд. рублей будут затрачены
на общее сбалансирование бюджета, остальные 5 млрд. рублей будут распределены
по итогам 1-го квартала 2005 года. Регионы должны будут принять собственные
законы о монетизации льгот или сохранении их в «натуральном» виде.
Монетизация льгот началась со
страхования лекарственного рынка, в чем Зурабов имеет свой бизнес. По проезду –
льготники одного региона не окажутся зайцами в другом, если речь идет об
электричках: и так возили бесплатно, они рады этим шести миллиардам которые с
неба свалились. С городским транспортом сложнее.
В консолидированном бюджете РФ
2005 года достаточно денежных средств для льготных выплат. Об этом во вторник
журналистам заявил председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений
Бушмин.
По его словам, в следующем году
федеральный центр выделит регионам около 11 миллиардов рублей на льготные
выплаты. «Распределение этих средств будет производиться с учетом бюджетной
обеспеченности граждан субъектов РФ», – сказал Бушмин. Так как есть регионы,
где невозможно обойтись без помощи федерального бюджета, отметил сенатор. По
его словам, их около 20. «Еще в десяти субъектах РФ ситуация совсем серьезная»,
– заметил он.
«Денег достаточно, федеральный
центр поможет, но технологически будет трудно провести монетизацию. Есть много
сомнений по поводу неразберихи во время этого процесса», – сказал Бушмин.
По мнению председателя комитета
СФ по бюджету, основные проблемы могут возникнуть во время принятия регионами
законопроектов о льготных выплатах. Кроме того, отметил он, списки льготников в
регионах «существуют в странном виде».
При этом он выразил надежду,
что все субъекты РФ до начала года все-таки примут соответствующие
законопроекты. «На прошлой неделе таких было семь-восемь, на этой, возможно, их
уже будет 15», – сообщил сенатор.
Бушмин считает, что процесс
перехода от льгот к денежным выплатам «не может длиться два-три месяца, иначе
это обретет стабильную негативную тенденцию». «Я надеюсь, что вся неразбериха
со льготами будет утрясена в течение января месяца», – подчеркнул Бушмин.
БОРИС ГРЫЗЛОВ ОБЕЩАЛ УЛУЧШИТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
Санкт-Петербург, 2 ноября 2004
года. Председатель Госдумы Борис Грызлов провел ряд встреч в общественной
приемной с представителями общественных организаций и жителями Петербурга.
По информации Управления
Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, на встрече спикера
палаты с представителями Ассоциации перевозчиков Петербурга обсуждался вопрос
состояния частных перевозок населения, который, по мнению представителей
ассоциации, требует совершенствования правовой базы в данной области.
По словам Грызлова, «вопросы
транспортного обслуживания населения требуют самого серьезного внимания». Он
сообщил, что даст соответствующие поручения профильным комитетам Госдумы. В
сфере перевозок, по мнению спикера, «должна быть обеспечена разумная
конкуренция при сохранении доступности транспортных услуг для всех граждан».
Кроме того, Грызлов обсудил
вопросы межнациональных отношений и противодействия экстремизму с
руководителями региональной общественной организации «Дом национальных культур
Санкт-Петербурга». Председатель Госдумы подчеркнул, что общественные
объединения, осуществляющие деятельность в этом направлении, должны
пользоваться поддержкой государства, а предлагаемые ими инициативы – рассматриваться
с особым вниманием.
На встрече отмечалось, что «задача
сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия, терпимости и
толетрантности может быть решена только в тесном взаимодействии госорганов и
общественных структур».
На встрече спикера с
представителями Всероссийского общества слепых обсуждались проблемы социальной
реабилитации и адаптации инвалидов, их пенсионного обеспечения и
совершенствования системы поддержки со стороны государства. Грызлов сообщил,
что «Госдума придает этим вопросам первостепенное значение», и пообещал, что «депутаты
внимательно отнесутся ко всем предложениям, которые могут улучшить положение
этой категории населения».
2 ноября 2004 г. в
Государственной Думе состоятся следующие мероприятия: семинар-совещание
руководителей подразделений аппаратов законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Начало в 10.00 в
Малом зале. Контактный телефон: 292-21-54;
встреча председателя Комитета
Государственной Думы по вопросам местного самоуправления В.С.Мокрого с
представителями Комиссии ПАСЕ по мониторингу. Начало в 18.00 в каб.1066 нового
здания. Контактный телефон: 292-67-68.
Управление по связям с
общественностью и взаимодействию со СМИ
Глава Комитета Госдумы по делам
СНГ Андрей Кокошин отмечает, что западные наблюдатели по-разному оценивают
итоги первого тура президентских выборов на Украине.
Сегодня на пресс-конференции в
Комсомольской правде Кокошин сказал: «В частности, несмотря на заявления
наблюдателей от ОБСЕ о том, что украинские выборы не соответствуют общепринятым
стандартам ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций, американские
наблюдатели заявили о том, что у них нет никаких оснований считать прошедшие
выборы нелегитимными и непрозрачными. Хотя они и отмечали ряд нарушений в ходе
голосования.
Кокошин отметил, что, по
заключению наблюдателей от России и СНГ, выборы можно считать состоявшимися,
хотя был отмечен ряд нарушений, которые, надеется Кокошин, будут устранены ко
второму туру президентских выборов на Украине, намеченному на 21 ноября.
Коллегия Счетной палаты РФ под
председательством Сергея Степашина рассмотрела и утвердила отчет о результатах
анализа использования государственных ресурсов в Южном федеральном округе. Об
этом говорится в пресс-релизе Счетной палаты.
Коллегия приняла решение
направить отчет и аналитическую записку «Анализ эффективности использования
государственных ресурсов в Южном федеральном округе» полномочному представителю
президента в Южном федеральном округе и в палаты Федерального собрания.
Как отмечалось на заседании,
такое масштабное и всестороннее исследование социально-экономической ситуации
на юге России проведено впервые. На основе принятых документов решено также
подготовить аналитическую записку для главы государства.
ЛЮБОВЬ СЛИСКА БЛАГОДАРИТ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ ЗА АКТИВНОСТЬ, В ЧАСТНОСТИ, ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ПИВА
Москва, 2 ноября 2004 года. На
рассмотрении в Государственной Думе находится всего 1218 законопроектов, из них
410 законопроектов поступило из регионов, причем наибольшая активность
региональных законодателей направлена на думский комитета по бюджету и налогам,
куда поступило из субъектов федерации 129 законодательных инициатив, 84
законопроекта поступило в комитет по законодательству. Не все законодательные
инициативы становятся законами, так, из 341 законопроекта, рассмотренного
Госдумой в период весенней сессии, 164 законопроекта отклонено и 158 снято с рассмотрения.
Об этом рассказал начальник
Управления по организационному обеспечению деятельности Госдумы Сергей Гайраджи
в своем докладе на семинаре-совещании руководителей правовых и лингвистических
служб, организационно-методических подразделений аппаратов законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
С.Гайраджи отметил что ни
одного законопроекта не поступило из Эвенкии, Хакасии, Тамбовской области, и
пожелал участникам семинара, чтобы больше законодательных инициатив доходило до
подписи президента.
Начальник правового управления
Аппарата Госдумы Григорий Ивлиев в своем выступлении сообщил о многочисленных
изменениях регламента Госдумы, обратив внимание на то, что сейчас законопроекты
рассматриваются в достаточно сжатые сроки и по мнению Ивлиева, это одно из
достижений Госдумы действующего созыва. При этом на рассмотрение законопроекта
требуется не менее трех месяцев.
Начальник правового управления
Совета Федерации Владимир Свинарев сообщил о законодательных инициативах
верхней палаты, в т.ч. по наделению правом законодательной инициативы
сенаторов.
На семинаре-совещании
присутствует 83 представителя аппаратов региональных парламентов. Провела
семинар-совещание вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, которая в своем
вступительном слове поблагодарила региональных законодателей за те законы,
которые были приняты, в частности, проект Омского заксобрания по ограничению
розничной продажи и потребления пива.
МИХАИЛ ЗУРАБОВ СЧИТАЕТ, ЧТО
МЕРЫ ЛИКВИДАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРПЛАТЕ МОГЛИ БЫ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЕЕ
Москва, 2 ноября 2004 года.
Возобновила свою работу Российская трехсторонняя комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений с участием представителей правительства,
работодателей и профсоюзов.
Министр здравоохранения и
социального развития Михаил Зурабов сообщил в своем выступлении на заседании
трехсторонней комиссии о планах правительства повысить МРОТ с 1 января на 20%,
т.е. с 600 до 720 руб., затем во втором полугодии провести еще одно повышение.
Зурабов предлагает установить в
рекомендациях трехсторонней комиссии границу максимального повышения МРОТ 50%.
Зурабов также сообщил, что в
2004 году задолженность по заработной плате в Российской Федерации сократилась
более чем на десять миллиардов рублей, или на 37%, сообщил министр
здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов. По его словам, это свидетельствует
о позитивных тенденциях, о том, что меры принимаются, хотя они могли бы быть
более эффективны. Однако у Зурабова нет понимания, в какой последовательности и
какие меры надо реализовать в ближайшие месяцы. Министр напомнил о подготовке
законопроекта по усилению ответственности работодателей за несвоевременную
выплату зарплаты.
Как говорится в обращении
российской трехсторонней комиссии, в соответствии с поручением президента и
правительства в целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью
выплаты зарплаты в организациях всех организационно-правовых форм, органы исполнительной
власти с участием профсоюзов и объединений работодателей готовят проекты
нормативных актов по совершенствованию механизмов усиления государственного
контроля и надзора за обеспечением соответствующих прав работников.
Для обеспечения координации
действий сторон комиссия считает целесообразным подготовить план мероприятий
правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских
объединений работодателей по обеспечению прав работников на своевременную и в
полном объеме оплату труда.
Комиссия также рекомендует
региональным трехсторонним комиссиям по регулированиям социально-трудовых
отношений рассмотреть на своих заседаниях этот социально важный вопрос и
выработать совместную программу действий.