Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Семь раз отмерив, депутаты решили от правительства отрезать

Час "Х" для премьера Фрадкова продлится в Думе два с половиной часа

Завтра на пленарном заседании нижней палаты вместо обычного "правительственного часа" пройдет инициированная коммунистами процедура вынесения правительству недоверия.

Депутаты хотят отправить министров в отставку в седьмой раз, причем один раз инициативу отозвали, пять раз голосовали в зале.

Хотеть не вредно, до этого один раз отставка даже набрала больше необходимой половины голосов палаты - в 1995 году, и испуг от собственных возможностей был такой, что стало понятно: вотум - не цель, а средство, причем для решения своих фракционных задач, а не проблем страны.

С тех пор регламент Думы был изменен так, чтобы на тему отставки правительства можно было безнаказанно шуметь без риска заставить президента выбирать - отправить в отставку правительство или самих депутатов в отстой всей палатой.

Сегодня на обсуждение вопроса о вынесении недоверия правительству на пленарном заседании Госдумы отведено два с половиной часа - с 12:30 до 15 час. До недоверия конечно дело не дойдет, но депутаты намерены сурово спросить с министров.

Спикер палаты Борис Грызлов зачитал по памяти подготовленную референтами текстуху, что к претензии правительству имеют место, отдельным министрам мы дадим срок не более двух месяцев, есть недостатки и в реализации 122-го закона. Двое депутатов "Единой России" подписались под инициативой о выражении недоверия правительству, их поведение обсудят отдельно.

Речь идет, в частности, о председателе партии пенсионеров Валерии Гартунге, к квартире которого уже возникли претензии, совпавшие с подписанием документа.

Вице-спикер Владимир Пехтин в своей квалификации правительства был груб и ярок - надо надавать им подзатыльников и отправить в народ. Коллега Любовь Слиска как всегда придерживается особого мнения - Михаил Зурабов должен добровольно уйти в отставку, этим поступком он спасет Госдуму, правительство и президента, а в глазах льготников останется человеком. Слиска считает, что в реализации 122-го закона были допущены ошибки и Фрадкову придется очень непросто.

По словам замруководителя фракции "Единая Россия" Фариды Гайнуллиной, инициативу коммунистов используют, чтобы серьезно обсудить сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране и послушать перспективы развития. Конечно без левой демонстрации не обойдется, но конструктивная часть предполагает использование инициативы оппозиции для решения собственных задач. Поддерживать отставку правительства "единороссы" не собираются.

Конкретно к личности министра Михаила Зурабова депутат необъективна, она в последние годы сотрудничала с ним по пенсионной реформе и по монетизации льгот, и считает, что при всей неоднозначности отношения российского общества к фигуре Зуррабова этот человек - профессионал, какие всегда были в дефиците в России, а сейчас и подавно, поэтому еще неизвестно, его возможный уход с поста министра - потеря для Зурабова или для российского общества.

Чтобы поддержать министров-капиталистов на плаву, сегодня же обсудят сразу во всех чтениях законодательные поправки по повышению с 1 марта базовой части трудовой пенсии по возрасту с 660 до 900 рублей. Одновременно пропорционально увеличиваются размеры базовых частей других видов трудовых пенсий - по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1 августа этого года предлагается произвести индексацию базовой и страховой частей трудовой пенсии, а также дополнительное увеличить размер страховой части трудовой пенсии с учетом инфляции.

Одновременно с этим будет рассмотрен законопроект депутатов Дмитрия Рогозина, Руслана Бадалова и Андрея Савельева о ежегодном отчете правительства в Думе, который в "Единой России" считают PR-инициативой фракции "Родина" и потому намерены отклонить.

Также намечено рассмотрение доработанного с учетом предложений президента закона об ограничениях продажи и потребления пива, причем запреты в нем несколько смягчились.

О чем идет спор и что за задачи решает думское большинство? По словам Митрофанова, денежные потоки в руках некоторых министров увеличились драматически. Как всегда, проще всего зарабатывать на нищете и видимо министров-капиталистов депутаты-предприниматели просто хотят заставить делиться. Тем временем замминистра экономразвития Шаронов уже предупредил, что не чрезмерно быстрое увеличение МРОТО вызовет деформации на рынке занятости и пообещал создавать новые рабочие места для тех бедных, кто сам может себя обеспечить.

Правительственный час с министром природных ресурсов Юрием Трутневым передвинули со среды на пятницу, чтоб не путался с Зурабовым - на льготах сейчас можно даже больше наварить, чем на льготах инвалидам и пенсионерам.

 

Сообщения

 

АНДРЕЙ ИСАЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВЫХ ФОНДОВ В СВЯЗИ СО СНИЖЕНИЕМ ЕСН - НЕ ПРИЧИНА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ПОВЫШАТЬ ПЕНСИЮ

Москва, 8 февраля 2005 года. Думская фракция "Единая Россия" и Экспертный консультативный совет по вопросам социально-экономической политик и провели сегодня "круглый стол" по проблемам реформирования системы социального страхования.

"Введение в 2002 году единого социального налога было концептуальной ошибкой ", - заявил председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, который считает, что в результате внебюджетные страховые фонды - ПФРФ, ФОМС, ФСС - в значительной мере утратили свою страховую природу, а страховые взносы превратились в средства федерального бюджета.

В комментарии журналистам по итогам заседания А.Исаев сказал, что в связи со снижением ЕСН указанные фонды испытывали проблемы, но это не значит, что мы не должны повышать пенсии.

Решение проблемы Исаев видит в минимизации ЕСН и дифференциации тарифов для работодателей. По словам Исаева, пока разногласий между работодателями и профсоюзами нет, но они обязательно будут, когда начнется обсуждение тарифов.

Другой участник сегодняшнего заседания, зампред комитета по труду и социальной политике Олег Еремеев (фракция "Единая Россия", в прошлом - Гендиректор Союза "Координационный совет объединения работодателей России"), отметил, что "сегодня соцстрах все больше превращается в собес". В комментарии для журналистов О.Еремеев отметил, что проблема заключается уже в том, что страховые средства взимаются в качестве налога. Говоря о возможности введения дифференциальных тарифов отчислений в ЕСН, Еремеев сказал, что работодатели выступают за то, чтобы тарифы были актуарно рассчитаны. Еремеев также выразил свое несогласие с действующим ограничением выплат по больничному листу - 12480 руб. в месяц. Хотя эта сумма большая, но в некоторых отраслях заработок сейчас выше, например, в машиностроении.

 

ГЕОРГИЙ БООС: УЖАС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО РЕФОРМУ ЖКХ ПРОВОДИТЬ НЕОБХОДИМО

Москва, 8 февраля 2005 года. Вице-спикер Госдумы Георгий Боос отметил сегодня на брифинге для журналистов, что на проблему монетизации льгот наловился рост тарифов на жилье. По словам депутата, "Ужас заключается в том, реформу ЖКХ проводить необходимо, система ЖКХ - такая же монополия, как и все остальное, она развивалась монопольным образом еще в советское время Говоря об этом, Боос напомнил о не принятом законе о концессиях, который был в составе пакета по формированию рынка доступного жилья, но проект оставили, чтобы не останавливать пакет.

Отложено обсуждение и закона о налоге на недвижимость, который должен был заменить два налога - на имущество и на землю под ним. Боос полагает, что сейчас не лучшее время для обсуждения этого законопроекта, поскольку всеми все воспринимается в штыки и падает доверие к власти, хотя все понимают, что не должно быть так, что за одно и то же одни платят 3 рубля, а другие 300.

Боос подверг критике предложение независимого депутата Галины Хованской по введению нормы о сохранении бесплатной однократной приватизации жилья для всех, кто родился до даты введения в действие нового Жилищного кодекса. Однако, по его словам, норма аукционов по землеотводу в жилищном законодательстве обязательно будет.

 

РУКОВОДСТВО "ЕДИНОРОССОВ" РАЗБЕРЕТСЯ СО СВОИМИ ДЕПУТАТАМИ, ПОДПИСАВШИМИСЯ ПОД ОТСТАВКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Москва, 8 февраля 2005 года. Завтра на обсуждение вопроса о вынесении недоверия правительству на пленарном заседании Госдумы отведено два с половиной часа - с 12:30 до 15 час.

Об этом сообщил вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, по словам которого "жизнь покажет", будет ли правительству выражено недоверие, но в любом случае депутаты намерены "спросить с министров".

Спикер палаты Борис Грызлов со своей стороны высказал журналистам уверенность, что свои претензии депутаты завтра выскажут, к правительству "претензии имеют место", однако прогноз спикера - вынесение недоверия правительству поддержано не будет. Как выразился Грызлов, "отдельным министрам мы дадим срок", видимо, не более двух месяцев, есть недостатки и в реализации 122-го закона. Отвечая на вопросы журналистов, спикер подтвердил, что двое депутатов "Единой России" подписались под инициативой о выражении недоверия правительству, и обещал: "мы рассмотрим поведение этих депутатов".

Напомним, что первоначально инициативу отставки правительства подписали трое "единороссов" - Александр Хинштейн, Валерий Гартунг и Николай Безбородов, затем Хинштейн инициировал обращение к президенту по отставке только одного министра Зурабова и свою подпись под инициативой коммунистов об отставке всего правительства отозвал.

Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска считает, что Михаил Зурабов должен уйти в отставку добровольно, этим поступком он спасет Госдуму, правительство и президента, и в глазах льготников останется человеком. Слиска считает, что в реализации 122-го закона были допущены ошибки и завтра Фрадкову придется "очень непросто".

 

ДУМСКОЕ БОЛЬШИНСТВО ОТСТАВКУ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕ ПОДДЕРЖИТ, НО ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ ИНИЦИАТИВОЙ ОППОЗИЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СВОИХ ЗАДАЧ

Москва, 8 февраля 2005 года. Замруководителя думской фракции "Единая Россия" Фарида Гайнуллина объяснила нам, что думское большинство воспользуется инициативой оппозиции по вынесению недоверия правительству, чтобы серьезно обсудить сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране и послушать перспективы развития страны. Гайнуллина не сомневается, что без демонстративной части коммунистов обсуждение вопроса не пройдет, но конструктивная часть предполагает использование инициативы оппозиции для решения собственных задач. Безусловно, будут высказаны вопросы и пожелания правительству, но поддерживать инициативу оппозиции по отставке правительства "единороссы" не собираются.

Гайнуллина подчеркнула, что в Госдуму приглашен премьер Михаил Фрадков, кого он с собой возьмет, для того, чтобы отвечать на вопросы депутатов, она не знает. В ответ на вопрос о том, зависит ли судьба министра Михаила Зурабова от обсуждения в Думе, Гайнуллина сказала, что она боится быть необъективной, т.к. несколько лет сотрудничает с Зурабовым и по пенсионной реформе и по монетизации льгот, и считает, что при всей неоднозначности отношения российского общества к фигуре Зуррабова этот человек - профессионал, какие всегда были в дефиците в России, а сейчас и подавно, поэтому еще неизвестно, его возможный уход с поста министра - потеря для Зурабова или для российского общества.

 

ПОПОЛНЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ ЗА СЧЕТ РОСТА ЛЕГАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ – АНДРЕЙ ИСАЕВ

Москва, 8 февраля 2005 года. Сегодня по инициативе думской фракции «Единая Россия» и Экспертно-консультативного совета по вопросам социально-экономической политики в Госдуме прошел «круглый стол» на тему: «Концептуальные подходы к реформированию обязательного социального страхования».

Открывая дискуссию, заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Олег Еремеев (ЕР) акцентировал внимание участников обсуждения на том, что социальные преобразования невозможно осуществлять без консенсуса в обществе. «Если не будет согласия с принципами реформ, не будут эффективны и механизмы, предлагаемые для их осуществления», - сказал он.

Депутат Виктор Дубровский отметил, что нынешняя система социального страхования, включающая в себя пенсионное, медицинское и собственно социальное страхование, ни по функциям ни по существу таковой не является. Назрела необходимость подготовки общенациональной долгосрочной стратегии развития социального страхования, которую одобрили бы все стороны социального партнерства.

Для эффективной работы системы, необходимо решить ряд проблем. Органам исполнительной власти, пояснил депутат, следует отойти от прямого управления социальным страхованием, государственные социальные внебюджетные фонды должны постепенно приобрести общественный статус. Необходим рамочный закон, определяющий организационно-правовую форму страховщиков, их структуру, порядок формирования органов управления. В закон должны быть включены нормы, связанные с подотчетностью и контролем. Особенности деятельности отдельных видов страховщиков можно отрегулировать законами по отдельным видам социального страхования.

По словам В.Дубровского, целесообразно допустить в систему социального страхования (обязательного и добровольного) негосударственных страховщиков. Не менее важно обеспечить финансовую устойчивость системы, сбалансированность обязательств с финансовыми возможностями. Пока, констатировал он, дисбаланс между обязательствами и возможностями системы год от года все увеличивается. Это, прежде всего, заметно по тому, как увеличиваются дотации Пенсионному фонду из федерального бюджета. К финансированию системы следует привлечь не только работодателей, но и работников. Депутат предложил также предоставить право страховщику-фонду принимать превентивные меры, направленные на сокращение страховых рисков, оптимизировать расходы в сфере социального страхования и пересмотреть тарифную политику по страхованию от несчастных случаев.

Председатель Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил, что переход в 2000 году к единому социальному налогу стал фатальным для системы социального страхования. Сэкономленные для бизнеса в результате снижения ставки ЕСН 280 млрд. рублей не пошли на адекватное увеличение легальной заработной платы. Негативно сказалась на системе и отмена адресности ЕСН, поскольку зачисляемые в бюджет средства от ЕСН «теоретически могут быть израсходованы на все, что угодно». Не дав положительного эффекта, указанные решения привели к дестабилизации работы внебюджетных фондов. Дефицит Пенсионного фонда, по словам А.Исаева, «скрывался за счет того, что уровень роста пенсий был ограничен», а Фонда социального страхования – за счет поэтапного сворачивания видов деятельности. Минимизировать расходы внебюджетных социальных фондов, воссоздать систему за счет добровольного страхования и без участия государства, на взгляд Комитета по труду и социальной политике, не правильно. «Не поздно и возможно вернуться к полноценной системе социального страхования», - уверен А.Исаев. Для этого, указал он, необходимо с участием сторон Российской трехсторонней комиссии провести ревизию всех рисков и расходов системы. Расходы, не носящие адресного характера и напрямую не связанные с оплатой труда (например, пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет), могут, оставаясь в рамках социального налога, выплачиваться не из фондов, а из бюджета. Расходы на пособия по временной нетрудоспособности, профилактику временной нетрудоспособности (в том числе детское оздоровление), целесообразно отнести к страховым, поскольку они ведут к снижению риска заболеваний. По мнению А.Исаева, разумно, чтобы разработкой и согласованием страховых тарифов занималась Российская трехсторонняя комиссия. На такой порядок депутат предлагает перейти уже с 2006 года.

А.Исаев обратил внимание участников «круглого стола» на то, что основным механизмом, обеспечивающим пополнение внебюджетных социальных фондов, должен стать адекватный рост легальной заработной платы. Поскольку снижение налогов в надежде на то, что зарплата будет повышаться, «не может продолжаться до бесконечности», следует использовать механизм государственного принуждения – МРОТ, который в обозримом будущем должен быть установлен на уровне не ниже прожиточного минимума.

В ходе «круглого стола» отмечалось, что реформирование системы социального страхования может осуществляться путем кардинальной перестройки или путем поэтапной модернизации.

Кардинальный вариант потребует одновременного принятия новых законов по отдельным видам обязательного социального страхования и отмены ряда действующих нормативных правовых актов.

Поэтапная модернизация существующей системы предполагает постепенное изменение нормативной базы, в том числе уже принятых законопроектов «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти», «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации». При этом, ко второму чтению законопроекты должны быть доработаны на основе концепции реформирования системы страхования социальных рисков на страховых принципах.

 

ЗАКОНОДАТЕЛИ ПОСТАВЯТ МИЛИЦИОНЕРОВ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Москва, 8 февраля 2005 года. Совет Думы принял сегодня к рассмотрению инициированный Правительством законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы".

Правительство, в частности, предлагает признать утратившими силу статью 19 Закона Российской Федерации "О милиции", в соответствии с которой военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы МВД, снимаются с воинского учета, и статью 21 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета, где сказано, что граждане, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений МВД не подлежат призыву на военную службу и состоят на учете в МВД.

Указанные нормы, по мнению Правительства, противоречат закону "О воинской обязанности и военной службе", который является основополагающим законодательным актом, регламентирующим вопросы воинского учета граждан. В установленном законом перечне граждан, не обязанных состоять на воинском учете, отсутствуют лица, проходящие службу в органах внутренних дел, равно как и служащие Государственной противопожарной службы, учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний.

«Сложилась противоречивая ситуация, в соответствии с которой по одному и тому же вопросу действуют различные и при этом взаимоисключающие нормы, что в значительной мере осложняет решение практических задач организации и ведения воинского учета граждан, подготовки и проведения мероприятий, связанных с их призывом на военную службу», - отмечено в пояснительной записке к законопроекту.

Указанное противоречие приводит к многочисленным конфликтам, разрешение которых во многих случаях завершается судебным разбирательством.

Подобная коллизия возникла потому, что положения, касающиеся вопросов воинского учета, содержащиеся в законодательных актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний, основываются на нормах Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 1993 года, который после принятия в 1998 году нового федерального закона утратил силу.

Принятие предложенных поправок, по мнению Правительства, устранит существующее противоречие и обеспечит единый подход при решении вопросов организации воинского учета граждан.

Решением Совета Думы законопроект направлен субъектам законодательной инициативы для подготовки предложений и замечаний. Ответственным за подготовку законопроекта назначен Комитет по обороне, соисполнителем – Комитет по безопасности.

Hosted by uCoz