06.06.05 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Под видом госрегулирования идет борьба за передел теневого рынка
алкоголя
Строительство возможно станет менее коррупционным
Перед Днем независимости депутатам Госдумы предстоит напряженная
работа на трех пленарных заседаниях.
На пленарном заседании в среду, как решило думское большинство,
намечено одобрить в третьем чтении законодательные поправки в ФЗ о
лицензировании отдельных видов деятельности, согласно которому с 1 января 2006
года прекращается лицензирование туроператорской и турагентской деятельности а
с 1 января 2007 года прекращается лицензирование инженерно-строительной
деятельности. Попытки думских лоббистов сохранить лицензирование строительства
не удались. Замминистра экономразвития и торговли Андрей Шаронов представил
цифры: лицензии на застройку выдают полторы тысячи человек, по закону лицензия
стоит 1300 рублей, средняя цена лицензии на черном рынке по данным Шаронова
составляет полторы тысячи долларов, теневой рынок лицензий доходит до двух
миллиардов рублей в год.
При этом сам факт наличия лицензии не отражается на качестве
строительства. Депутатам известно, что цена лицензии на строительство доходит
до пятидесяти тысяч долларов, поэтому в Думе согласились с позицией МЭРТ о том,
что сокращение числа лицензируемых видов деятельности снижает
коррупциогенность.
Мечтатели из МЭРТ предполагают контролировать качество
строительства другими способами, более эффективными.
На дополнительном заседании в четверг 9 июня депутаты намерены
одобрить долгоиграющий законопроект второго чтения с поправками в закон «О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Концепция закона после того, как он был отложен непосредственно на
пленарном заседании. Опять изменилась. Минсельхоз фактически лишается рычагов
регулирования теневого рынка водки и возможно даже поток турецкого или
пальмового спирта через Беслан несколько ослабнет, потому что сейчас благодаря
квотированию спирта многие отечественные заводы стоят.
Законопроект вводит прямой запрет на продажу алкогольной продукции
домашнего изготовления включая самогон, ликвидирует с 1 января 2006 года
систему региональных акцизных складов оптовых организаций, упраздняет
региональные акцизные марки и переносит взимание акциза непосредственно на
производителей, запрещает розничную продажу продукции с содержанием спирта
более 15% в местах массового скопления граждан и нахождения источников
повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, оптовые продовольственные
рынки, объекты военного назначения) и на прилегающих территориях, также в
ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других
неприспособленных для продажи данной продукции местах.
Грядет и закон по героям, даже два – правительственный и
депутатский, причем профсоюзный трибун Андрей Исаев поддерживает одинаково всех
героев – Союза, России и соцтруда, добиваясь от правительства еще и выплат.
Депутаты настаивают на рассмотрении на этой неделе законопроекта
по налогу на наследование и дарение, но у правительства другие планы –
замминфина Сергей Шаталов хочет ввести пятипроцентный налог на подарки ближних
родственников и сократить список таких родственников, для которых применяется
такая льготная ставка. Для прочих даров устанавливается подоходный налог 13%,
однако взимается он только с регистрируемых сделок. Так что похоже
многострадальный закон опять перенесут, хотя с отменой налога на наследство
вроде бы все согласны.
Будет отложен и запланированный к рассмотрению законопроект о введении
НВП в школе, это дело видимо все же учеников настигнет, просто пока непонятно,
во что обойдется бюджету оборудование – муляжи автоматов Калашникова, также
ставки учителей. Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин
говорит, что закон не затратный, но ему коллеги по палате не верят, понимая при
этом, что закон все равно будет принят. Но может хоть мужчин в школе станет
больше?
Сообщения*
86841-4
ЛИЦЕНЗИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО СТОИТ ПО ПОЛУСОТНИ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ, НО НА
КАЧЕСТВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕ ОТРАЖАЕТСЯ
Москва, 6 июня 2005 года. На этой неделе Госдума проведет три
пленарных заседания, включая дополнительное заседание в четверг 10 июня.
На пленарном заседании в среду согласно принятому сегодня решению
президиума фракции «Единая Россия» намечено одобрить в третьем чтении
законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности», согласно которому с 1 января 2006 года прекращается
лицензирование оценочной, туроператорской и турагентской деятельности. С 1 января
2007 года прекращается лицензирование инженерно-строительной деятельности,
причем поправка Мартина Шаккума о сохранении лицензирования данного вида
деятельности отклонена. Замминистра экономразвития и торговли Андрей Шаронов
утверждал что на строительство до 2003 года выдано около семисот тысяч
лицензий, их выдают полторы тысячи человек, по закону лицензия стоит 1300
рублей, средняя цена лицензии на черном рынке по данным Шаронова составляет
полторы тысячи долларов, теневой рынок лицензий доходит до двух миллиардов
рублей в года, но сам факт наличия лицензии не отражается на качестве
строительства. По данным некоторых депутатов цена лицензии на строительство
доходит до пятидесяти тысяч долларов, поэтому в Думе согласились с позицией
МЭРТ о том, что сокращение числа лицензируемых видов деятельности снижает
коррупциогенность.
153828-3
КВОТЫ НА СПИРТ ОТМЕНЯЮТСЯ ВМЕСТЕ С РЕГИСТРАЦИЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ ПО
ВЫПУСКУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ЛИКВИДИРУЮТСЯ АКЦИЗНЫЕ СКЛАДЫ
Москва, 6 июня 2005 года. Думское большинство намерено рассмотреть
на дополнительном заседании в четверг 9 июня законопроект второго чтения «О
внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими
силу отдельных положений ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции».
Завтра на заседаниях четырех групп фракции «Единая Россия»
депутаты из числа думского большинства смогут задать свои вопросы по данному
проекту замминистра экономического развития и торговли Андрею Шаронову, который
будет представлять законопроект на пленарном заседании палаты.
Напомним, что после того, как рассмотрение проекта было в
очередной раз отложено, профильный комитет по экономическому развитию,
предпринимательству и туризму кардинально изменил позицию, согласившись с
настоянием МЭРТ и лично вице-премьера Александра Жукова по отмене квотирования
спирта как излишнего инструмента административного регулирования.
Законопроект вводит запрет на производство этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции на арендованном технологическом
оборудовании, но при этом, в отличие от действующего Закона, реализующего
положения абзаца 2 пункта 1 статьи 607 Гражданского кодекса РФ, не исключает
возможности сдачи такого оборудования в аренду, а в отношении вина допускает
возможность его производства на оборудовании, полученном на условиях лизинга
(финансовой аренды).
Законопроект в отличие от действующего Закона не предусматривает
регистрации основного технологического оборудования, которая позволяла
учитывать, какие мощности по производству этилового спирта и алкогольной
продукции имеются у той или иной организации. Исключая регистрацию основного
технологического оборудования законопроектом не решается вопрос об обязанности
организаций представлять в отчетных документах (уведомлениях, декларациях,
статотчетности) сведений, касающихся соотношения объема производимой продукции
и мощности имеющегося у организации оборудования.
Законопроект в предлагаемой новой редакции абзаца 2 статьи 5
Закона предусматривает государственное регулирование цен на все виды продукции
(этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию). На сегодняшний день
ограничение минимальных цены формально действует, но пределы не
пересматривались с 2002 года и минимальная цена литра спирта составляют 27
рублей при том, что акциз превышает эту сумму. Новая минимальная цена будет
определяться подзаконным актом.
Подготовленный ко второму чтению законопроект вводит прямой запрет
на продажу алкогольной продукции домашнего изготовления, ликвидирует с 1 января
2006 года систему региональных акцизных складов оптовых организаций, упраздняет
региональные акцизные марки и переносит взимание акциза непосредственно на
производителей, запрещает розничную продажу продукции с содержанием спирта
более 15% в местах массового скопления граждан и нахождения источников
повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, оптовые
продовольственные рынки, объекты военного назначения) и на прилегающих
территориях, также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков,
автомашин, в других неприспособленных для продажи данной продукции местах.
Будущий закон предоставляет право производства алкогольной
продукции с содержанием спирта более 15% казенным предприятиям и организациям,
имеющим уставной капитал не менее 10 млн. руб., причем эти ограничения н6е
распространяются на организации, расположенные в районах крайнего Севера.
181166-4
ВИКТОР ЗАВАРЗИН ПРЕДЛАГАЕТ СНЯТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЫПЛАТ СРЕДНЕГО
ЗАРАБОТКА ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ СБОРОВ
Москва, 6 июня 2005 года. Председатель думского комитета по
обороне Виктор Заварзин внес сегодня в нижнюю палату парламента законопроект «О
внесении изменений в статью 6 Федерального закона
«О воинской обязанности и военной службе».
Законодательная инициатива направлена на повышение защищенности
граждан, привлеченных к участию в мероприятиях, связанных исполнением воинской
обязанности или поступлением на военную службу по контракту.
Автор инициативы указал, что в последние годы отмечается
значительный рост количества граждан, пребывающих в запасе, которые уклоняются
от призыва на военные сборы и их прохождения.
В этой ситуации при заблаговременном отборе граждан на военные
сборы, военным комиссариатам приходится оповещать намного больше лиц, чем это
требуется. Чтобы подобрать 1 человека оповещается 50, при этом до 50 процентов
отобранных граждан для отправки к месту проведения военных сборов не являются.
Из числа же отобранных для прохождения военных сборов граждан подавляющее
большинство не отвечают предъявляемым к ним требованиям: как правило, это
безработные, либо лица, социально не адаптированные в обществе.
В конечном итоге перечисленные обстоятельства приводят к
неэффективному использованию денежных средств, выделяемых на подготовку
специалистов запаса, так как основная цель военных сборов – подготовка личного
состава запаса, предназначенного (приписанного) в воинские части, не
достигается.
Учитывая изложенное, Заварзин своим законопроектом предлагает
отказаться от ограничения максимальным размером выплаты среднего заработка или
стипендии указанных граждан во время сборов, также установить, что гражданам,
проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, к подлежащим выплате
окладам денежного содержания (окладу по воинской должности и окладу по
воинскому званию) устанавливаются соответствующие районные коэффициенты и
выплачиваются процентные надбавки.
В настоящее время установлено ограничение выплат максимальной
суммой тысяча рублей.
Заварзин считает, что реализация законопроекта в случае его
принятия и вступления в силу позволит создать благоприятные условия для
исполнения гражданами воинской обязанности и поступления на военную службу по контракту,
и окажет позитивное влияние на мобилизационную подготовку в целом.
ГОСДУМА РАССМОТРИТ ЗАКОНОПРОЕКТ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАРПЛАТЫ БЮДЖЕТНИКАМ
В УСКОРЕННОМ ПОРЯДКЕ
Москва, 6 июня 2005 года. Вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин
заявил сегодня по журналистам итогам заседания президиума фракции «Единая
Россия», что правительственные поправки в действующий закон о бюджете-2005
нижняя палата может рассмотреть уже на этой неделе.
По словам вице-спикера, ожидается, что правительство сегодня, в
понедельник внесет в Госдуму соответствующий законопроект.
Володин предполагает, что в таком случае возможно уже завтра
думское большинство при участии министра финансов Алексея Кудрина рассмотрит
эти предложения правительства.
Володин подчеркнул, что «Крайне важно направить дополнительные
средства на такие направления, как дорожное строительство, газификацию сельских
объектов, на снос ветхого жилья, на увеличение субсидий регионам, а также на
увеличение зарплаты военным пенсионерам и работникам бюджетной сферы с 1 сентября».
Вице-спикер также отметил, что на эти цели дополнительно правительством
выделяется почти 400 млрд. рублей за счет дополнительных доходов федерального
бюджета, полученных по итогам первого квартала.
Завтра Минфин Кудрин проведет по указанному вопросу консультации в
«Единой России». Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов
в то же время проведет консультации, очевидно, по законопроекту о
госрегулимровании оборота алкоголя.
АЛЕКСЕЙ ВЬЮГИН РАССКАЖЕТ СЕНАТОРАМ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Москва, 6 июня 2005 года. На 153-м пленарном заседании Совета
Федерации в среду 8 июня сенаторы рассмотрят вопрос о ратификации соглашения
между РФ и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию
комплекса Байконур. В проекте повестки пленарного заседания – поправки в часть
вторую Налогового кодекса РФ (в ст.346 о предоставлении субъектам Федерации
права определять порядок расчета коэффициента базовой доходности К2,
используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности, и в ст.363 в части положений,
касающихся сроков направления физическим лицам налогового уведомления об уплате
транспортного налога).
Верхняя палата обсудит поправки в законы «О рынке ценных бумаг»,
«О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О
Центральном банке РФ» (в части закрепления специальной процедуры выпуска
краткосрочных облигаций Банка России), а также в Кодекс РФ об административных
правонарушениях (об усилении ответственности за незаконную деятельность по
трудоустройству граждан РФ за границей).
На том же пленарном заседании перед сенаторами выступит глава
Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин, который в рамках
«правительственного часа» представит информацию о законодательном обеспечении
развития финансовых рынков в РФ.
АНАТОЛИЙ АКСАКОВ ПРЕДЛАГАЕТ РАСШИРИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
Москва, 6 июня 2005 года. Расширить перечень объектов
инвестирования пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения
военнослужащих предлагает зампред думского комитета по кредитным организациям и
финансовым рынкам Анатолий Аксаков («Единая Россия»), который разработал проект
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части
инвестирования пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения в
ипотечные паевые инвестиционные фонды)».
Автор проекта предлагает включить в перечень объектов
инвестирования пенсионных накоплений: закрытые паевые инвестиционное фонды;
жилищные облигации с ипотечным покрытием, в т.ч. при отсутствии гарантий со
стороны РФ.
А.Аксаков также предлагает включить закрытые паевые инвестиционное
фонды в перечень объектов инвестирования накоплений для жилищного обеспечения
военнослужащих. Депутат отметил, что сложившаяся в финансовом секторе России
ситуация придает повышенную актуальность задаче секьютеризации ипотечных
активов.
Свой проект Аксаков представил сегодня на заседании «круглого
стола» на тему: «Секьюритизация ипотеки, ипотечные инвестиционные фонды и
инвестирование пенсионных накоплений (резервов)». «Круглый стол» организовал
комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.
На заседании в Думе с основным докладом выступил замглавы
департамента Минфина по управлению внутренним госдолгом Александр Чумаченко,
который предложил рассматривать возможность размещения за рубежом средств
пенсионных накоплений т.н. «молчунов», т.е. тех будущих пенсионеров, которые не
выбрали себе управляющую компанию. Представитель Минфина считает, что когда
средств активов не хватает, можно решить проблему за счет зарубежных
инструментов. По мнению Чумаченко, риски нефинансируемой доходности велики.
162770-4
В СЛУЧАЕ СКУПКИ БОЛЕЕ 95% АКЦИЙ ОАО ОДНИМ ЛИЦОМ ДРУГИЕ АКЦИОНЕРЫ
МОГУТ ЗАСТАВИТЬ ЭТО ЛИЦО ВЫКУПИТЬ У НИХ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ АКЦИИ
Москва, 6 июня 2005 года. Комитет Госдумы по собственности
рекомендовал сегодня нижней палате парламента принять в первом чтении
законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных
обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (в
части уточнения порядка приобретения 30 и более процентов акций общества).
Авторы законодательной инициативы, депутаты Государственной Думы
Лиана Пепеляева и Владимир Плигин отметили в пояснительной записке к документу,
что цель законопроекта – обеспечение адекватного уровня защиты акционеров в
случае приобретения крупного пакета размещенных акций общества.
Законопроектом определены четыре процедуры.
Первая состоит в направлении лицом, намеренным публично приобрести
более 30 процентов акций ОАО, предоставляющих право голоса, добровольного
предложения остальным акционерам о продаже принадлежащих им акций.
Вторая процедура состоит в направлении направление лицом, которое
приобрело более 30 процентов акций ОАО, предложения остальным акционерам, а
также владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, о
продаже принадлежащих им ценных бумаг.
Третья процедура состоит в возможности выкупа лицом, которое
приобрело более 95 процентов акций ОАО, предоставляющих право голоса, остальных
акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, у владельцев этих ценных
бумаг по их требованию.
Четвертая процедура состоит в возможности выкупа лицом, которое
приобрело более 95 процентов акций ОАО, предоставляющих право голоса в
соответствии, остальных акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, у
владельцев этих ценных бумаг по требованию этого лица.
Заседание комитета по собственности прошло в отсутствии
председателя комитета Виктора Плескачевского, который со своей стороны сообщил
журналистам о предположении, что обнаружение у него патронов к пистолету «ТТ»
может быть связано с его профессиональной деятельностью, и повторил, что он заинтересован
в скорейшем завершении следствия.