Для Бабурина ищут в Думе пятый угол
30.06.05 Лев МОСКОВКИН
Игра в монополию по-русски
Тарифы озверели потому, что депутаты алчны и циничны, а журналисты
ленивы и нелюбопытны.
Думские противники роста тарифов сваливают на них половину
инфляции. Четыре года назад в закон о бюджете удалось ввести предел роста
тарифов на газ, тепло, электроэнергию и железнодорожные перевозки - это такие
же макроэкономические показатели, как цена нефти.
По настоянию правительства поправку подменили, обещая депутатам
принять отдельный закон.
Спустя четыре года законодательный детектив с тарифами вышел на
запланированный правительством уровень накала - лоббисты интересов естественных
монополий добиваются того, чтобы в Думе не было публичного обсуждения проблемы.
Они боятся, что иначе закон об ограничении тарифов будет принят -
его концепцию поддерживают буквально все в палате, кто не связан с РАО
"ЕЭС" или Газпромом. Несмотря на отчаянное сопротивление председателя
комитета по энергетике Валерия Язева, более сорока депутатов открыто поставили
свои подписи под законопроектом, причем подавляющее большинство из них -
"единороссы".
И вот что интересно: в то время как неистовые инициаторы проекта
безуспешно пытались привлечь внимание журналистов, пресс-служба Газпрома
издалека предпринимала усилия, чтобы узнать, что прозвучало в Думе. Можно
порадовать акул монополизма: проект возвращен авторам под предлогом отсутствия
заключения правительства, хотя есть отзыв и заключение не требуется.
Цены нерегулируемого рынка на нефть, нефтепродукты, металлы
выросли в 2004 году в три-пять раз. В целом же рост тарифов в регулируемых
отраслях в полтора раза ниже. Но для конечных потребителей, коими являются
жильцы, ситуация столь запутанная, что отвечать некому.
В январе-апреле тарифы на услуги ЖКХ выросли на 27,7%, за весь
прошлый год - на 34,5%. Поставщик тепла платит его производителю за
гигакалорию, а взимает платежи с жильца за метр квадратный, в результате цена
возрастает на 40% и выше. Дешевую энергию на рынок без накруток не пускают.
Например, себестоимость одной "атомной" гигакалории 154 рубля при
том, что стоимость одной "газовой" гигакалории не удается сделать
ниже 250 рублей. В 2002 году ОАО "Мосэнерго" за одну гигакалорию
получал 269 рублей. 14 источников тепла (ТЭЦ) "Мосэнерго" поставляют
тепло на четыре-пять сотен оборудованных счетчиками тепла Центральных тепловых
пунктов (ЦТП), которые производят расчеты с "Мосэнерго" за
поставляемое тепло и отправляют его потребителям. Энергетики считают поставки
тепла убыточными.
В реальности видимо врут все. В ситуации гонки за монопольными
ценами производители заинтересованы в немыслимых издержках, в неэффективном
сжигании невосполнимого сырья, в его бессмысленных перевозках, что тоже требует
выжигания углеводородов в недрах и кислорода в атмосфере.
Взамен обещанного закона об ограничении роста тарифов по-тихому
принят законотворческий огрызок, предписывающий правительству до внесения
бюджета в Думу заявлять тарифы на тепло и электроэнергию - тут прослеживается
скорее борьба за откаты с РАО "ЕЭС", чем забота о населении.
Цены на газ видимо все же отпустят в свободное плавание, хотя
цепочка его поставок за рубеж - абсолютно непрозрачная история, экспортные цены
засекречены. В Думе известно, что они больше себестоимости в десятки раз.
Тут нелишне вспомнить, что при проведении злополучной монетизации
льгот было обещано: электричка не подорожает, железнодорожникам заплатят то,
что годами не платили, и денег у них достаточно.
Итог известен...
сообщения
ГЕННАДИЙ ГУДКОВ БОРЕТСЯ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕ ТАРИФОВ
Москва, 30 июня 2005 года. Депутаты-народники внесли в Госдуму
проект федерального закона по ограничению роста тарифов крупнейших естественных
монополий.
Как сообщил председатель "Народной партии", депутат
Геннадий Гудков (ЕР), в настоящее время в России фактически отсутствует закон,
регулирующий цены (тарифы) на товары (услуги) естественных монополий. По его
мнению, "тарифная политика в Российской Федерации должна быть изменена в
сторону открытости и предсказуемости, при этом тарифы естественных монополий
должны быть обязательно увязаны с бюджетом РФ и бюджетами других уровней".
Законопроект устанавливает ограничения на рост цен на газ, воду,
бензин, железнодорожные перевозки, услуги ЖКХ и другие. С принятием этого
закона будет остановлен неконтролируемый рост платы за жилье и коммунальные
услуги. Таким образом, граждане получат защиту от произвола
ловкачей-монополистов, которые устанавливают необоснованно высокие цены.
Тарифы и цены могут быть изменены правительством Российской
Федерации в течение текущего финансового года только при условии внесения соответствующих
изменений в федеральный закон о бюджете на текущий финансовый год.
Народная партия, по словам Г.Гудкова, также настаивает и "на
публикации всех раскладов, как формируются тарифы". По словам депутата,
"мировая практика показывает, что между производителем и потребителем не
может быть такого сверхгигантского разрыва по цене, как в России".
"Мы хотели бы получить серьезные объяснения от всех
энергетических компаний, как же формируются тарифы, какие надбавки, какие
наценки, какие коэффициенты применяются, - сообщил Гудков. - Общество вправе
знать, насколько эти тарифы обоснованы, какова их инвестиционная составляющая и
каковы затратные доли". "Ведь можно обосновывать любые затраты и все
это включать в тариф", - отметил депутат.
Напомним, что в 2003 году Народная партия добилась принятия закона
"О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую
энергию в РФ". Он устанавливает такие же ограничения на рост тарифов на
тепло и электричество - не чаще одного раза в год. Для преодоления
сопротивления чиновников народники были вынуждены провести всероссийскую акцию
"Тарифы - под народный контроль!", которую поддержали миллионы
российских граждан.
103633-4
ДУМСКОЕ БОЛЬШИНСТВО НАМЕРЕНО ИЗБЕЖАТЬ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ТАРИФОВ
Москва, 30 июня 2005 года. Возвращен авторам без рассмотрения
законопроект "О государственном регулировании цен (тарифов) на товары
(услуги) естественных монополий и организаций, занимающих доминирующее
положение на общероссийском рынке".
Как сообщили сегодня журналистам депутаты Госдумы Геннадий Гудков
и Валерий Зубов, решение Совета Думы о возвращении проекта авторам незаконно,
потому что оно принято на основании отсутствия заключения правительства,
предоставившего только отзыв. Гудков подчеркнул, что законопроект не требует
заключения правительства, потому что он не является затратным и не затрагивает
межбюджетных отношений. Проектируемый закон, по мнению его авторов, не более
чем инструкция.
По словам Зубова, ранее планировалось вынести законопроект на
публичное обсуждение на пленарное заседание Госдумы в пятницу 1 июля, причем
Совет Думы согласился с решением отклонить проект, которое принято профильным
комитетом по энергетике, транспорту и связи.
Однако из-за того, что большинство депутатов поддерживает
концепцию проекта, он, как считают Зубов и Гудков, был бы одобрен при
голосовании. Этого и боятся лоббисты интересов естественных монополий.
Гудков также отметил, что решение об отклонении законопроекта
принималось в отсутствие авторов. Он сообщил, что в число авторов проекта вошло
уже более сорока депутатов, 85% из них - члены фракции "Единая
Россия".
Гудков намерен обратиться с просьбой решить судьбу закона к
президиуму фракции "Единая Россия", заседание которого состоится в
понедельник. Он подчеркнул, что цена ошибки по проблеме тарифов чрезвычайно
высока, неконтролируемый рост тарифов вызовет рост цен буквально на все включая
квартиру или обувь.
Напомним, что концепция законопроекта состоит в обязательности
внесения в проект бюджета на следующий год в числе других макроэкономических
показателей пределов роста тарифов на весь год, превышать которые можно только
одновременно с внесением поправок в бюджет.
Эта концепция соответствует т.н. "поправке Зубова",
которая была принята к проекту бюджета-2002, но в действующем законе ее
императивный, предписывающих характер оказался изменен на рекомендательный,
поэтому норма ограничения тарифов не применялась. Тогда же глава РАО
"ЕЭС" Анатолий Чубайс с удовлетворением сказал: "бывают в жизни
чудеса", в ответ на прямой вопрос о том, как удалось отменить
"поправку Зубова", если публично было принято положительное решение.
СЕРГЕЙ БАБУРИН ОСТАЕТСЯ НА ПОСТУ ВИЦЕ-СПИКЕРА
Москва, 30 июня 2005 года. Совет Думы сегодня дал поручение
комитету по регламенту и организации работы Госдумы в течение недели
разобраться с конфликтной ситуацией, возникшей в думской фракции
"Родина" в результате исключения из состава фракции лидера партии
"Народная воля", вице-спикера Сергея Бабурина.
О поручении сообщил журналистам спикер Борис Грызлов на брифинге
по итогам Совета Думы.
Грызлов подчеркнул, что "Возникла определенная коллизия. Есть
группа депутатов, поддерживающих Сергея Бабурина и считающих, что блок
"Родина", образованный тремя партиями для участия в выборах в 2003
году, юридически существует и должен работать до конца четвертого созыва. Эти
депутаты считают возможным после выхода из состава фракции "Родина"
создать самостоятельное депутатское объединение как представители одной из
блокообразующих партий Комитет по регламенты совместно с Центризбиркомом изучит
эту коллизию".
Грызлов фактически подтвердил предположение лидера фракции
"Родина" Дмитрия Рогозина о том, что решение о смешении Бабурина с
поста вице-спикера пока приниматься не будет и т.о. "Родина" лишится
представительства в Совете Думы по крайней мере на ближайшее время.
По словам Грызлова, до ближайшего четверга свою рекомендацию на
Совет Думы вынесет регламентный комитет, также будет дан ответ на вопрос,
имеются ли правовые основания для создания нового депутатского объединения из
числа парламентариев, покинувших фракцию "Родина".
Напомним, что вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин был исключен из
фракции "Родина" 28 июня. Лидер фракции Дмитрий Рогозин объявил на
брифинге для журналистов, что он не допустит раскола, потому что следующие
выборы будут очень тяжелыми. Накануне от имени депутатов, представляющих партию
"Народная воля", направлено письмо спикеру Госдумы Борису Грызлову с
просьбой не принимать торопливых решений по отстранению Бабурина от должности
вице-спикера, которую он занимает по квоте "Родины". Бабурин получил
пост вице-спикера в результате кадровых перестановок, когда с поста лидера
фракции "Родина" был смещен Сергей Глазьев.
Секретарь Центрального комитета "Народной воли" Сергей
Глотов также рассказал журналистам о планах создания одноименной депутатской
группы в нижней палате парламента, которую предположительно возглавит Бабурин.
Однако лидер "Народной партии" Геннадий Гудков (ЕР)
сказал "это невозможно" в своем комментарии по поводу предположений о
снижении предельного числа депутатов, необходимого для образования группы,
которое было повышено в четвертом созыве с 35 до 55.
Однако позже председатель комитета по регламенту и организации
работы Госдумы Олег Ковалев в беседе с журналистами сказал о возможности
образования новой фракции на основе тех депутатов, кто выйдет из фракции
"Родина".
ПОД СЕРГЕЯ БАБУРИНА, ВОЗМОЖНО, СОЗДАДУТ ФРАКЦИЮ
МОСКВА, 30 июня. В Госдуме четвертого созыва может быть создана
новая фракция.
Об этом сообщил журналистам председатель комитета по регламенту и
организации работы Госдумы Олег Ковалев, который подчеркнул, что подобного
прецедента еще не было, однако он допускает, что депутаты, покинувшие фракцию
"Родина" вместе с исключенным из нее Сергеем Бабуриным имеют право на
собственную фракцию.
Ковалев пояснил, что избирательный блок "Родина" имел
право организовать фракцию, однако партии вышли из нее, возможно, они могут
образовать собственную структуру в палате.
Ковалев обещает решить вопрос за неделю к Совету Думы в следующий
четверг.
Напомним, что избирательный блок "Родина", согласно
утверждению главы ЦИК РФ Александра Вешнякова, прекратил свое существование в
день выборов 7 декабря 2003 года. В него вошла партия Бабурина "Народная
воля", но партии "Родина" в то время не было.
Как выяснилось, лидер фракции "Родина" Дмитрий Рогозин
накануне направил в Совет Думы уведомление об исключении из фракции Сергея
Бабурина, с просьбой о его смещении с поста вице-спикера, однако Ковалев
утверждает, что документов не получал.
Источник "Росбалта" в Госдуме предполагает, что Бабурин
удовлетворится созданием фракции "Народная воля", которую может
возглавить. Однако предпринятая атака на фракцию "Родина" с Рогозиным
во главе видимо имеет цель разрушения этой структуры, в таком случае Рогозин
может оказаться в числе независимых депутатов на думской галерке, а бренд
"Родина" отойдет новой фракции.
ПЕХТИН ОБЕЩАЕТ РАЗОБРАТЬСЯ С ПРИЧИНАМИ ЭНЕРГОКРИЗИСА К 6 ИЮЛЯ
МОСКВА, 30 июня. "Причины последствий - это действия
операционно-диспетчерского персонала", - заявил сегодня председатель
рабочей группы по расследованию причин энергокризиса 25 мая, вице-спикер
Владимир Пехтин по итогам состоявшегося заседания рабочей группы.
Кроме дейтсвий персонала, Пехтин упомянул изношенность
оборудования, также несогласованность действий между диспетчерами
операционно-диспетчерских служб и работой линий.
Очевидно, вице-спикер имеет в виду то, что диспетчеры не поняли,
как действовать во время аварийных отключений, как сказал Пехтин,
"профессионализм диспетчеров не соответствовал их квалификации", в
результате чего "в системе произошел сбой".
Пехтин сообщил, что сегодня был утвержден отчет аналогичной
правительственной комиссии и завтра он должен поступить в Госдуму. Думский
отчет будет утвержден рабочей группой 5 июля на основе правительственного
отчета, чтобы 6 июля отчет можно было раздать депутатам на пленарном заседании
для ознакомления, т.е. нижняя палата рассматривать и обсуждать не будут.
Пехтин пояснил, что Дума не должна рассматривать отчет рабочей
группы, поскольку это не комиссия, решение об этом будет принято после
получения отчетов всех органов, которые занимаются расследованием причин
энергокризиса 25 мая. Пока не получен отчет Генпрокуратуры, по опыту Пехтина,
Генпрокуратуре может потребоваться на это год.
Замглавы РАО "ЕЭС" Леонид Гозман оценил работу
парламентской рабочей группы как высокопрофессиональную несмотря на то, что
"они критичны по отношению к нам".
ПРОИЗВОДИТЕЛИ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ ПРОСЯТ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ
МОСКВА, 30 июня. Отрасль отечественного сельскохозяйственного и
тракторного машиностроения, в прошлом выпускавшая около 40% мирового
производства тракторов и свыше 50% зерноуборочных комбайнов, в последние годы
загружена только на 5-10%.
Об этом сказал в четверг зампред комитета по промышленности,
строительству и наукоемким технологиям Николай Ашлапов в своем докладе на
круглом столе в Думе, который прошел при участии Союза производителей
сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК "Союзагромаш".
Президент "Союзагромаш" Константин Бабкин, характеризуя
положение предприятий отрасли в течении последних лет, подчеркнул, что оно
остается тяжелым. Это, прежде всего, острый дефицит оборотных средств. Большие
задолженности федеральному бюджету. Из-за низкого уровня заработной платы (5
тыс. рублей по отрасли) в несколько раз сократилась численность персонала
предприятий. Существенно пострадала опытно-конструкторская и
научно-исследовательская база отрасли из-за оттока квалифицированных кадров.
Тем не менее, по его словам, потенциал пока есть. Но необходима
безотлагательная поддержка государства в решении прежде всего двух основных
проблем: повышения платежеспособного спроса на сельхозтехнику для внутреннего
рынка и создания условий для резкого повышения конкурентоспособности отрасли
(за счет расширения номенклатуры техники и повышения ее технического уровня и
качества). Это не только восстановит положение отрасли на внутреннем рынке, но
и позволит нарастить экспортный потенциал.
Среди первоочередных мер повышения платежеспособного спроса
участники "круглого стола" отмечали необходимость увеличения
ассигнований из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по
кредитам на приобретение отечественной сельхозтехники.
Активно в ходе круглого стола обсуждался вопрос о необходимости
принятия мер по прекращению необоснованного роста цен на металлоресурсы,
топливо и энергию. Предлагалось введение экспортной пошлины на вывоз металла.
ПРЕЗИДЕНТ РФС ЛОББИРУЕТ В ПАРЛАМЕНТЕ ИНТЕРЕСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СПОРТА
МОСКВА, 30 июня. "Профессиональный спортсмен должен знать,
что есть такая профессия, и если он выступает под флагом России, то в случае
получения травмы он должен быть обеспечен социальной страховкой, а не лечиться
за свои собственные деньги" - заявил председатель комиссии Совета
Федерации по делам молодежи и спорту, президент РФС Виталий Мутко (СПб),
который провел в четверг круглый стол на тему: "Меры социальной поддержки
спортсменов в Российской Федерации: законодательные аспекты".
В.Мутко считает, что все проблемы вытекают из того, что в России
нет закона о статусе профессионального спорта, в российском законодательстве
практически отсутствуют нормы, решающие проблемы медицинского, пенсионного
обеспечения спортсменов и предоставления им социального страхования.
По мнению сенатора, в федеральное законодательство должны быть
обязательно включены нормы, предусматривающие социальную защиту спортсменов.
Мутко сообщил, что сейчас готовится новая редакция федерального
закона "О физической культуре", и предлагает в этот проект внести
нормы о социальной защите спортсменов.
В ВЕСЕННЮЮ СЕССИЮ ГОСДУМА РАССМОТРЕЛА 700 ЗАКОНОПРОЕКТОВ
МОСКВА, 30 июня . Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска провела
сегодня совещание с представителями думских комитетов по обсуждению планов
законотворческой работы на осеннюю сессию.
Л.Слиска сообщила, что во время завершающейся весенней сессии
Государственная Дума рассмотрела 700 законопроектов.
По словам вице-спикера, депутаты приняли 5 федеральных
конституционных законов, 87 федеральных законов, 5 законопроектов рассмотрено
пока только во втором чтении, 65 принято в первом. Отклонено и снято с
рассмотрения 538 законодательных инициатив.
Всего за время работы четвертого созыва Госдумы принято 319
федеральных законов, 297 из них подписал президент.
Говоря о планах законотворческой работы на осеннюю сессию, Слиска
сообщила, что поступило около 800 законодательных предложений, которые были
направлены в комитеты на рассмотрение. Свои законодательные инициативы
представили депутаты, сенаторы, представители органов госвласти субъектов
федерации, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда,
правительства.
По словам Слиски, в рамках осенней сессии предлагается определить
в качестве первоочередных 50 законопроектов, из которых четыре -
законодательные предложения президента и 38 - правительства.
БОРИС ГРЫЗЛОВ ОПЯТЬ ОБЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА О
ГОСРЕГУЛИРОВАНИИ ОБОРОТА АЛКОГОЛЯ
Москва, 30 июня 2005 года. На пленарном заседании Госдумы в среду
6 июля намечено рассмотреть законопроект второго чтения "О внесении
изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Об этом сообщил сегодня журналистам спикер Борис Грызлов по итогам
заседания Совета Думы.
Грызлов напомнил, что обсуждение законопроекта уже неоднократно
откладывалось. В последний раз 9 июня, когда законопроект рассматривался во
втором чтении, было принято решение о прекращении рассмотрения и внесении новых
поправок. "Однако 6 июля мы его точно рассмотрим, никаких переносов больше
не будет", - подчеркнул спикер и добавил: "У этого законопроекта
большая история. Он вызвал широкую дискуссию, и к документу поступило много
поправок".
В новом варианте текст закона отменяет квотирование сырья (спирта)
и вводит уведомительный порядок на всех этапах производства и оборота алкоголя,
при этом региональная акцизная марка заменяется считываемой специальной
информационной маркой, сведения которой будут поступать в специально
создаваемую АСУ.
Согласно тексту проекта, "специальная информационная марка,
кроме того, является носителем информации единой государственной автоматизированной
информационной системы и подтверждением фиксации информации о произведенной и
(или) импортированной алкогольной продукции в единой государственной
автоматизированной информационной системе".
Поправка депутатов Валерия Драганова и Владислава Резника
сохраняет исключенный ранее порядок сертификации основного технологического
оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции. В поправке указано, что оборудование для учета
объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции (за исключением розничной продажи) должно быть оснащено техническими
средствами фиксации и передачи информации об объемах их производства и оборота
в единую государственную систему, обеспечивающими фиксацию и передачу казанной
информации.
Поправка вице-спикера Госдумы РФ Владимира Пехтина возвращает в
текст проекта исключенную ранее формулировку: "установление единого
порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и
поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции". Как сообщил
сегодня сам автор поправки, профильный комитет по экономической политике не
принял решения по этому вопросу, поправка будет обсуждаться непосредственно на
пленарном заседании Госдумы.
Проект предусматривает выведение из-под государственного контроля
производства и оборота пива и натуральных напитков с содержанием этилового
спирта не более 6%, а также напитков, изготовленных из виноматериалов. Кроме
этого, законопроект предоставляет право производства и оборота (без импорта и
розничной продажи) этилового спирта казенным предприятиям и организациям,
имеющим оплаченный уставной капитал не менее чем 10 млн. рублей.
БОРИС ГРЫЗЛОВ НАМЕРЕН РАССМОТРЕТЬ ЗАКОН О КОНЦЕССИЯХ УЖЕ ЗАВТРА
Москва, 30 июня 2005 года. На пленарном заседании Госдумы завтра,
1 июля, будут рассмотрены отложенные ранее законопроекты второго чтения "О
государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных
металлов", также "О концессионных соглашениях".
Об этом сообщил сегодня по итогам заседания Совета Думы Борис
Грызлов, который не сказал, какое решение принято по проектам - отклонить или
одобрить.
Напомним, что законопроект "О концессионных соглашениях"
под названием "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и
иностранными инвесторами", был внесен правительством почти десять лет
назад 22 августа 1995 года. Вице-спикер Георгий Боос ранее высказывал
предположение, что проект не будет принят ни в весеннюю, ни в осеннюю сессию.
Парламента из-за разногласий между МЭРТ и Администрацией президента.
ДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ЗАКОНА О КОНЦЕССИЯХ НЕ БУДЕТ ЗАВЕРШЕНА В ЭТОМ
ГОДУ
Москва, 30 июня 2005 года. Правительственный законопроект второго
чтения "О концессионных соглашениях" не будет принят ни в весеннюю,
ни в осеннюю сессии Государственной Думы.
Такое предположение высказал в беседе с журналистами вице-спикер
нижней палаты Георгий Боос, который подчеркнул, что рассмотрение проекта
перенесено на 6 июля, причем пока заинтересованные стороны договорились так,
что если проект не рассматривается в этот день, то вместо него принимается
законопроект об инвестиционных соглашениях в жилищной сфере, который одобряется
в третьем, заключительном чтении на последнем заседании весенней сессии 8 июля,
чтобы инвестиции пошли хотя бы в ЖКХ.
Г.Боос напомнил, что еще два года назад министр экономразвития и
торговли Герман Греф был против закона о концессиях, но сейчас МЭРТ предлагает
ввести концессионные механизмы для широкого круга деятельности. По словам
Бооса, концессии имеют смысл там, где прибыль низка и получение ее возможно в
отдаленной перспективе, например, в строительстве дорог или трубопроводов, ЖКХ
и т.д.
Против столь широкого применения концессионных соглашений
возражает ГПУ президентской Администрации.
По мнению вице-спикера, в данном случае имеют место личные
разногласия, а ГПУ президента играет всего лишь роль инструмента.
Напомним, что указанный законопроект под названием "О
концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными
инвесторами" был внесен правительством почти десять лет назад 22 августа
1995 года.
АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ ВВОДИТ В РОССИИ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
Москва, 30 июня 2005 года. Председатель Центризбиркома России
Александр Вешняков проводит двухдневный семинар-совещание председателей
избирательных комиссий субъектов РФ с участием руководителей информационных
центров избирательных комиссий субъектов РФ.
В своем докладе на семинаре глава ЦИК высказал твердое намерение
вводить в стране электронное голосование. "Это мы будем делать обязательно",
- сказал Вешняков и подчеркнул, что делаться это будет под полным общественным
контролем.
Сначала электронное голосование будет введено не более чем для
одного процента избирателей и если общественность примет эту новацию,
электронное голосование будет распространяться.
А.Вешняков также сообщил главам региональных избиркомов об итогах
обсуждения в Госдуме законопроекта второго чтения "О внесении изменений в
законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты
РФ", который вносит поправки в 9 федеральных законов и в четыре кодекса.
Больше всего поправок вносится в закон об основных гарантиях избирательных
прав, в т.ч. по применению электронного голосования.
Вешняков высказал сожаление по поводу того, что Государственная
Дума согласилась не со всеми предложениями Центризбиркома, в частности,
отвергнута норма лишения партии мандатов "рекламных кандидатов",
которые отказываются от мандата без вынуждающих обстоятельств.
Будущий закон устанавливает впервые на федеральном уровне общий
барьер допуска к распределению депутатских мандатов в размере 7%, который не
разрешено превышать региональными законами при выборах законодательных
собраний. Вешняков подчеркнул, что можно устанавливать меньший барьер или
совсем отказаться от него, но он не понимает дискуссии в СМИ по этому вопросу,
т.к. в настоящее время субъекты федерации повышают барьер до 10%, как в
Москве, и даже 12%. Ограничения на
федеральном уровне вводятся впервые, как сказал Вешняков, чтобы "умерить
аппетиты", поскольку высокие барьеры сокращают партийное представительство
в заксобрании.
Так, исключается возможность объединения партий в избирательные
блоки, а избирательные блоки не допускаются к выборам. Кроме того, предлагается
сократить с 25% до 10% количество недостоверных или недействительных подписей
избирателей, при котором регистрация кандидатов не допускается. Однако
выявление 10 и более процентов недостоверных подписей не является основанием
отказа в регистрации кандидата, если для этой регистрации требуется менее 200 подписей.
Кроме того, поправками предоставляется право субъектам РФ на своих выборах
отменять в избирательном бюллетене графу "против всех". Законопроект
снижает также до 20% минимальную явку избирателей на выборы. Однако эта явка
может быть повышена для выборов в федеральные органы госвласти и органы
госвласти субъектов РФ и может быть понижена или вообще не устанавливаться для
выборов депутатов муниципальных образований.
В закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Госдумы" вносится поправка, согласно которой депутат Госдумы утрачивает
свой мандат в случае роспуска Госдумы, либо выхода по личному заявлению из
состава фракции. Кроме того, полномочия депутата Госдумы могут быть прекращены,
если Верховный суд РФ установит факты систематического неисполнения депутатом
своих обязанностей перед избирателями.
Вешняков также отметил десятикратное повышение государственного
финансирования политических партий, доказавших свою парламентскую
состоятельность. Но при этом партии должны будут ежегодно представлять
финансовый отчет в ЦИК, как прежде - в налоговые органы. Новая норма, уверен
глава ЦИК, будет способствовать увеличению прозрачности деятельности
политических партий, ее открытости для общества.
Вешняков надеется, что новый закон вступит в силу уже в июле.
Александр Вешняков напомнил, что за нарушение избирательного
закона сейчас предусмотрены штрафы, условные сроки, а также лишение свободы.
Однако наши суды идут по пути мягких наказаний. Вешняков привел пример о
незаконном изготовлении 200 тыс. экземпляров избирательных бюллетеней на
выборах президента Башкортостана в 2003 году. Директор типографии администрации
президента республики был оштрафован мировым судьей на 300 тыс. руб. При этом
расследование длилось более 1,5 лет, а заказчики преступления в итоге не были
установлены.
По словам А.Вешнякова, уголовная и административная ненаказуемость
нарушителей избирательного закона либо неадекватно мягкие меры наказания
дискредитируют власть и дают оппозиции аргументы для дискредитации выборов в
России. Глава ЦИК считает это опасным, поскольку одной из причин "цветных
революций" в ряде стран СНГ является потеря доверия общества к органам,
обеспечивающим проведение выборов. А.Вешняков выразил надежду на то, что в
Генпрокуратуре, Верховном суде и избиркомах субъектов РФ будут приняты меры по
исправлению ситуации.
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ УВЕРЕН, ЧТО ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ
СИСТЕМА "ВЫБОРЫ" ПОМОЖЕТ СОХРАНИТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ В СТРАНЕ
Москва, 30 июня 2005 года. Глава администрации президента РФ
Дмитрий Медведев заявил сегодня в своем докладе на семинаре-совещании
председателей избирательных комиссий субъектов РФ, что оптимизация
избирательного процесса невозможна без использования новейших технологий.
Д.Медведев отметил, что на опыте целого ряда стран известно, что
неспособность организаторов выборов оперативно и полно представить
общественности результаты избирательных кампаний может использоваться в
политической борьбе и привести к самым разным для государства результатам, по
сути, может быть одним из источников дестабилизации ситуации в стране.
По словам Медведева, именно поэтому в число стратегических задач,
стоящих перед организаторами выборов, входит развитие и повышение эффективности
автоматизированной системы ГАС "Выборы". Реализованные в этой системе
технологии делают избирательный процесс более открытым, гладким и создают
условия для общественного контроля.
Глава президентской администрации также коснулся в своем докладе
вопроса о развитии партийной системы в стране. По его словам, на протяжении
последних десяти лет политическая жизнь в России не раз показала, что без
эффективной, сбалансированной партийной системы институт выборов не сможет в
полной мере раскрыть свой потенциал, потенциал демократического развития. На
формирование такой развитой партийной системы и повышение реальной политической
конкуренции и были направлены последние законодательные инициативы президента
России.
Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков в своем
докладе на семинаре высказал мнение о том, что введение смешанной системы на
выборах органов представительной власти способствовало росту ответственности
партий, их "походу в регионы", становлению там партийных отделений.
О развитии ГАС "Выборы" Вешняков сказал, что за
последние два года система выведена на современный, качественно новый уровень,
с помощью ГАС "Выборы" обеспечивается информационная прозрачность
выборов и одновременно приняты меры для ее информационной безопасности. При
увеличении в сорок раз объема данных, вводимых избирательными комиссиями в ГАС
"Выборы", и оперативно размещаемых в сети Интернет, росте
посещаемости сайтов ЦИК и региональных избиркомов, отмечается снижение
количества жалоб на работу избирательных комиссий.
МИНОБОРОНЫ УДИВИЛО ДУМСКИЙ КОМИТЕТ ПО ОБОРОНЕ СКРЫТНОСТЬЮ СВОИХ
ПЛАНОВ
МОСКВА, 30 июня. Думский комитет по обороне под председательством
Виктора Заварзина обсудил на своем заседании в четверг вопрос о значительном
сокращении военных кафедр в вузах страны.
Участник заседания комитета, начальник Службы кадровой и воспитательной
работы Министерства обороны РФ Николай Панков, сообщил по итогам обсуждения,
что примерно в 30-35 технических вузах военная кафедра сохранится. Выпускники
таких вузов смогут служить по контракту три-пять лет кадровыми офицерами. В
настоящее время после обучения на военной кафедре выпускникам присваивается
офицерское звание и они зачисляются в запас.
По окончании обучения в тех вузах, где военные кафедры будут
ликвидированы, выпускники будут обязаны отслужить год в качестве рядовых.
В Минобороны убеждены, что изменения не требуют законодательных
поправок, достаточно постановления правительства.
Зампред комитета по обороне Алексей Сигуткин (ЕР) со своей стороны
сообщил журналистам, что инициатива по сокращению военных кафедр не исходила от
думского комитета, причем депутат узнал об этом из прессы. Узнав о планах
Минобороны, комитет направил телеграмму с просьбой "разъяснить
ситуацию", для этого и было проведено заседание комитета.
Отметим, что буквально все выпускники факультета журналистики МГУ,
окончившие учебу в прошлом году, получили повестки о призыве, и многие
продолжили обучение в аспирантуре, чтобы не служить в армии.
ИВАН МЕЛЬНИКОВ: ЛИКВИДАЦИЯ НБП ТОЛЬКО УСИЛИТ ЕЕ
Москва, 30 июня 2005 года. "Российская судебная система уже
неоднократно доказывала, что не является независимой. Мы уже с этой системой за
последнее время сталкивались неоднократно" - заявил журналистам первый
зампред ЦК КПРФ, депутат Иван Мельников по поводу решения Московского
областного суда о ликвидации Национал-большевистской партии.
Таким образом суд удовлетворил заявление подмосковной прокуратуры.
Прокуратура считает, что НБП нарушила закон РФ "Об общественных
объединениях", о чем "свидетельствуют выдержки из программных
документов партии, в частности, из закрытых бюллетеней НБП-ИНФО от 2001
года".
И.Мельников считает, что можно даже не вдаваться в юридические
детали, этот случай не исключение. Тем более что дело касается организации,
которая выступает против нынешней власти, выступает жестко, а основанием для
запрета стали претензии, касающиеся деятельности НБП в уже далеких 2000 и 2001
годах.
"Методы, которыми власть пытается бороться с неугодной
оппозицией, - чисто административные, методы слабые и они делают оппозицию
только сильнее. Подобное решение привлечет к такой организации, как НБП, еще
больше внимания и больше сторонников. А запретить организацию, которая
опирается на поддержку снизу, которая отражает определенные общественные
настроения - очень непросто. Подобная "ликвидация" НБП только усилит
эту организацию" - завершил тему коммунист Мельников.
Напомним, что в прошлом НБП и ее лидер, писатель Эдуард Лимонов, в
своей публичной деятельности пользовался поддержкой ЛДПР, в частности, помощью
партийной адвокатуры и лоббированием. Однако в текущем году лидер ЛДПР Владимир
Жириновский занял активную противоположную позицию, осуждая
"лимоновцев", он поддержал решение суда о ликвидации, как он считает,
маргинальной организации.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРОВОДИТ КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ПРОБЛЕМАМ КРЕДИТОВАНИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА
Москва, 30 июня 2005 года. Вторая международная конференция по
проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в
России состоится сегодня в Совете Федерации.
По сообщению пресс-службы СФ, конференцию проводит Национальный
Фонд развития малого и среднего предпринимательства - деловой партнёр и
исполнительный орган Совета по развитию малого и среднего предпринимательства
при председателе Совета Федерации.
Ключевым вопросом повестки дня конференции является определение
механизмов реализации постановления Совета Федерации РФ "О предложениях
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию
концепции федерального бюджета на 2006 год" в части предоставления
государственных гарантий для развития малого и среднего предпринимательства в
объёме 40 млрд. рублей.
Откроет и проведет конференцию вице-спикер верхней палаты
Александр Торшин. К участию в дискуссии приглашены министр экономического
развития и торговли РФ Г.О.Греф, министр финансов РФ А.Л.Кудрин, первый зампред
Центрального Банка РФ А.А.Козлов, первый зампред правления Сберегательного
Банка РФ А.К.Алешкина, глава Представительства Европейской Комиссии в России
Марк Франк.
Как сообщил участник конференции, зампред думского комитета по
кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, на конференции
будут рассмотрены новые механизмы инвестиционного и кредитного финансирования
субъектов малого и среднего бизнеса, задачи совершенствования
нормативно-правовой базы для банков, схемы финансового конструирования, опыт
создания систем микрофинансирования предприятий, финансирование стартовых
бизнесов с использованием средств коммерческих банков, кредитных линий
международных организаций, бюджетных средств.
Аксаков предлагает существенно увеличить капитал Российского банка
развития для улучшения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам.
"Надо законодательно прописать достаточный капитал банка
развития. Тогда он смог бы улучшить доступ малых предприятий к финансовым
ресурсам", - сказал Аксаков, выступая в четверг на научно-практической
конференции в Совете Федерации по проблемам финансирования малого бизнеса.
По его словам, мировой опыт показывает, что для обеспечения
доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам необходимо выстроить вертикаль
финансирования, в которой бы участвовал банк развития. В России была сделана
попытка сформировать такую схему финансирования малого бизнеса, напомнил
депутат. Государственный Российский банк развития под госгарантии привлекает
средства на рынке капитала и за счет этих средств рефинансирует региональные
коммерческие банки, которые в свою очередь кредитуют малый бизнес.
Однако, отметил Аксаков, госгарантии Российскому банку развития
были выделены лишь на $100 миллионов. При этом он оценивает потребность малого
бизнеса в кредитах в $30 миллиардов. Для решения этой проблемы депутат
предлагает существенно увеличить капитал банка развития.
Аксаков напомнил, что в настоящее время потребность малого бизнеса
в кредитовании удовлетворяется лишь 30%, а обеспеченность микрокредитами составляет
5-7%.
Национальный банковский совет (НБС) утвердил годовой отчет Банка
России за 2004 год, сообщил зампред комитета по кредитным организациям и
финансовым рынкам Госдумы, член НБС Анатолий Аксаков. Заседание совета
состоялось в среду поздно вечером.
"У ЦБ экономия по всем статьям, даже на пенсионные расходы
пошло меньше средств, чем было запланировано", - сказал Аксаков, добавив,
что ЦБ повышает эффективность своей работы. В частности, по его словам, в
прошлом году Банк России сократил количество сотрудников на 7,5%.
На заседании НБС Аксаков предложил рассмотреть вопрос о погашении
в следующем году долгов Минфина перед ЦБ, которые образовались в 90-е годы.
Речь, по его словам, идет о 352 миллионах рублей. Эти долги, отметил депутат,
портят баланс ЦБ. Он пояснил, что под долги ЦБ формирует так называемые
провизии (резервы), соответственно, уменьшается прибыль ЦБ, 80% которой
поступает в бюджет.
По мнению депутата, разумно погасить эти долги именно сейчас,
когда есть сверхплановые поступления средств в бюджет. "Эти деньги не
пойдут в экономику и не будут способствовать инфляции", - добавил он.
Аксаков намерен в ходе рассмотрения бюджета 2006 в Госдуме
предложить выделить средства на погашение долгов Минфина перед ЦБ.
"Возможно направить на эти цели средства из профицита бюджета", -
сказал он. В результате разумного погашения этого долга, по словам Аксакова,
повысится капитал ЦБ, будет расчищен его баланс, а также улучшится имидж Банка
России и всей финансовой системы.
Депутат также сообщил, что запланированный вопрос об исполнении
закона о страховании банковских вкладов не был рассмотрен на вчерашнем
заседании НБС и был перенесен на следующее заседание, которое состоится либо в
сентябре, либо в экстренном порядке в августе.
У членов НБС есть предложения по улучшению системы страхования
банковских вкладов, добавил Аксаков. В настоящее время, пояснил он, банки
перешли к подготовке отчетности по МСФО (международные стандарты финансовой
отчетности). По его словам, необходимо посмотреть, насколько показатели банков
по МСФО соответствуют требования к участникам системы страхования вкладов. Дело
в том, что проходивший в прошлом году отбор в систему страхования базировался
на отчетности по российским стандартам. "Возможно, возникнет необходимость
изменить правила приема банков в систему страхования", - считает Аксаков.
Он намерен осенью текущего года официально внести соответствующие предложения
на рассмотрение НБС.
Вместе с тем депутат отметил сбалансированный подход ЦБ к отбору
банков в систему страхования. "Если шашками махать, то можно
спровоцировать турбулентность в банковском секторе", - сказал Аксаков.
ЛЕВ ПОНОМАРЕВ УВЕРЕН, ЧТО В БЕСЛАНСКОЙ ТРАГЕДИИ ВИНОВАТА ВЛАСТЬ
Москва, 30 июня 2005 года. Общероссийское движение "За права
человека" (исполнительный директор - Лев Пономарев) обратилось в
Генеральную прокуратуру РФ с просьбой возбудить уголовное дело в отношении
должностных лиц, командного состава и сотрудников силовых структур, виновных в
преступной халатности, повлекшей смерть значительного числа людей и в
превышении должностных полномочий, повлекших особо тяжкие последствия (ч.3 ст.
285 и ч.3 ст. 293 УК РФ) во время событий в Беслане 1-3 сентября 2004 года.
О преступных деяниях официальных лиц, по мнению правозащитников,
свидетельствуют следующие, уже ставшие достоянием общественности факты. В
частности, как считают правозащитники, имела место организация дезинформации о
реальном количестве заложников в захваченной школе, и об отсутствии у
террористов политических требований, что спровоцировало террористов на резкое
ухудшение обращения с заложниками. Авторы обращения в прокуратуру напоминают о
срыве достигнутых договоренностей о приезде 3 сентября 2004 года в Беслан
Аслана Масхадова, который мог оказать содействие в мирном освобождении.
Правозащитники считают, что неспровоцированный обстрел школы
снайпером привел к гибели террориста и подрыву контролируемого им заряда -
событиям, вызывавшим неорганизованный бой и хаотичное начало штурма школы,
приведших к значительному числу жертв из числа заложников.
В числе аргументов приведено то, что обстрел школы реактивным
оружием, гранатометами и огнеметами привел к подрыву размещенных в здании школы
мин и фугасов, а также к пожару, что в итоге привело к значительному числу
жертв из числа заложников. Применение при штурме школы тяжелого вооружения,
включая реактивный и артиллерийский обстрел, привело к значительному числу
жертв из числа заложников.
Авторы обращения в прокуратуру просят провести проверку по
указанным ими обстоятельствам событий 1-3 сентября 2004 года. в Беслане.
При подтверждении указанных обстоятельств правозащитники
предлагают выделить в отдельное производство и возбудить уголовные дела в
отношении должностных лиц, командного состава и сотрудников силовых структур,
несущих ответственность за указанные выше деяния.
Напомним, что в последнее время депутаты Госдумы неоднократно
высказывали нарекания в адрес Парламентской комиссии по расследованию
обстоятельств трагедии в Беслане, работа которой затягивается. В частности,
накануне на пленарном заседании Госдумы Руслан Гостев (КПРФ) призвал к
завершению работы Парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане, он
сказал, что "Пора раскрывать эти секреты".
ПУБЛИЦИСТЫ-ЛИБЕРАЛЫ ОТМЕЧАЮТ "СЛАБОСТЬ ЛИБЕРАЛЬНОЙ
МЫСЛМ" В РОССИИ
Москва, 30 июня 2005 года. Встреча с авторами сборника "Вниз
по вертикали" состоится сегодня в Доме книги "Молодая гвардия"
на Полянке.
Организаторы акции сообщили, что в сборник вошли статьи,
опубликованные в российских СМИ в 2000-2003 годах.
События, о которых рассказывают их авторы - живые отклики на
политическую злобу дня, даже сегодня сохраняющие свою актуальность. Среди
авторов книги - А. Колесников, Ю. Латынина, О. Панфилов, Э. Паин, Д. Фурман, Л.
Никитинский, К. Рогов, В. Шендерович, М. Липман, Н. Геворкян, Д. Дондурей, А.
Ткаченко, Ю. Левада и другие. В редакционный совет сборника вошли Дмитрий
Зимин, Игорь Клямкин, Отто Лацис, Владимир Рыжков, Лилия Шевцова, Евгений Ясин.
Авторы статей пытаются проанализировать причины, лежащие в основе широкого спектра
проблем современного общества. По мнению вице-президента Фонда
"Либеральная миссия" Игоря Клямкина, "материалы сборника как
нельзя лучше отражают силу и слабость нашей либеральной мысли, когда
традиционный российский вопрос "Кто виноват?" выходит на первое
место, а вопрос "Что делать?" остается без должного внимания".
РОССИЙСКИЕ МОРЯКИ ОСТАЮТСЯ В НИГЕРИЙСКОЙ ТЮРЬМЕ
Москва, 30 июня 2005 года. Сегодня в Центральном доме журналиста
на Никитском бульваре состоится пресс-конференция "Российские моряки в Нигерии".
Журналист Антон Самойленков представит результаты независимого
расследования по итогам его поездки в Нигерию с 6 по 15 июня.
В пресс-конференции предполагается участие жен и матерей моряков,
которые должны вернуться из Нигерии и приехать из Новороссийска.
Впервые будут обнародованы уникальные материалы, а также
предоставлены фото- и видеоматериалы, привезенные из поездки.
Напомним, что куратор межпарламентской работы с африканскими
странами, вице-спикер Георгий Боос отказался от визита в Нигерию, выдвинув
требование "пусть сначала наших моряков выпустят". По этому поводу
Боос сообщил журналистам, что судно с российским экипажем было задержано уже за
пределами вод Нигерии, причем впоследствии владелец вывел судно за взятки с
другим экипажем. Боос особо подчеркнул, что экипаж не несет в данном случае
ответственности за груз.