25.01.06
Лев МОСКОВКИН
Федерация
Весеннюю сессию
сенаторы открыли отклонением одного из законов
Миронов: «Принципиальных
сдвигов в отношении качества и эффективности законодательного регулирования
актуальных проблем в стране не произошло»
Прекращены
досрочно полномочия сенатора Леона Ковальского.
Прекращены
полномочия Юрия Алаферовского и Тимура Тимербулатова.
Подтверждены
полномочия Виктора Леонова, избранного представителем от Новосибирского областного
Совета депутатов.
Подтверждены
полномочия Игоря Слюняева, назначенного представителем главы Администрации
Алтайского края.
Весенняя
сессия 2006 года во многом станет для Совета Федерации определенным моментом
истины. От нее во многом будет зависеть успешная реализация как стратегических
задач, поставленных президентом, и приоритетных национальных программ
социально-экономического развития страны.
Об этом
сказал спикер Совета Федерации Сергей Миронов, открывая 168-е пленарное
заседание верхней палаты.
Спикер
Миронов предложил проводить мониторинг реализации национальных проектов. В
результате мониторинга должны быть выработаны критерии соответствия итогов
реализации национальных проектов намеченным целям и стратегии государственной
политики, а также сформулированы предложения по развитию национальных проектов.
В рамках
весенней сессии Совету Федерации предстоит большая работа над почти шестьюстами
законопроектами, среди которых более пятидесяти – приоритетные. Сенаторам
предстоит продолжить рассмотрение законопроектов о внесении изменений и
дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы для обеспечения полноценной работы
финансовой системы. По словам Миронова, необходимо подвергнуть тщательному
анализу весь объем проблем в сфере природопользования. В период весенней сессии
должны быть приняты базовые законопроекты в этой области, имеющие национальное
значение: «О недрах», Водный и Лесной кодексы.
Актуальнейшим
направлением деятельности законодателей Миронов назвал обеспечение безопасности
и противодействие терроризму. Недопустимо затягивать работу над пакетом
антитеррористического законодательства, считает он, и поэтому призвал членов
палаты активизировать свое участие в этой работе.
Говоря об
укреплении позиций России на международной арене, спикер отметил необходимость
интеграции и развития общих пространств со своими партнерами. Надо проанализировать,
насколько эффективно действуют межгосударственные соглашения и международные
договоры. Особая ответственность ложится на наш российский парламент, обратил
он внимание членов Совета Федерации, в связи с предстоящим вступлением России в
ВТО.
Несколько
дней назад приступила к работе Общественная палата РФ. Совету Федерации,
обратил внимание спикер, необходимо установить самые тесные контакты со
структурами палаты. Необходимо добиться того, чтобы члены Общественной палаты
имели возможность работать в комитетах и комиссиях верхней палаты, участвовать
во всех проводимых Советом Федерации общественно значимых мероприятиях. Миронов
считает необходимым сделать так, чтобы заключения Общественной палаты по
законопроектам, касающимся принципиальных вопросов развития страны и соблюдения прав человека, стали неотъемлемой частью нашей
законодательной деятельности.
25 января
на 168-м заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ с Докладом Совета
Федерации 2005 года «О состоянии законодательства в РФ» выступил председатель
Совета Федерации Сергей Миронов.
Миронов
отметил значимость данного документа и его практическую ценность для
дальнейшего совершенствования законодательной системы в РФ. Открываются
перспективы по созданию целостной системы прогнозирования последствий
принимаемых законодателями решений, налаживанию эффективного парламентского контроля за исполнением законов.
«Нам
следует тщательно проанализировать свою национальную правовую базу, прежде
всего в экономической сфере, на предмет ее соответствия масштабным
интеграционным задачам и тем самым обеспечить процесс сближения
и гармонизации действующих национальных законодательных систем на основе норм
международного права», – сказал Миронов.
По словам
спикера, принципиальных сдвигов в отношении качества и эффективности
законодательного регулирования актуальных проблем в стране не произошло. В
качестве примера Миронов назвал отсутствие своевременных и предусмотренных законами
работ в жилищно-коммунальной сфере. Не готовность к зиме, как и к остальным
временам года в нашей северной стране не допустима, она демонстрирует низкую
ответственность властей.
На 168-м
пленарном заседании Совета Федерации выступил председатель Конституционного
суда Валерий Зорькин, отметивший позитивность
сотрудничества законодательной и судебной ветвей власти. Проблемы в правоприменении, подчеркнул Зорькин,
в первую очередь, возникают по причине нестабильности законодательства, частых
и непонятных гражданам изменений. Вторая причина подрыва доверия граждан к
власти – неурегулированность социальных отношений,
непродуманные шаги в социальной сфере. Это может стать угрозой стабильности
государства. Третье направление, в котором необходимо совершенствовать
законодательство России, – приведение наших законов в соответствие с
международным законодательством, в частности, с ратифицированными
международными документами. После ратификации законодатели должны внести
соответствующие изменения в национальные законы. От активности работы
законодателей по вышеперечисленным направлениям, сказал в заключении Зорькин, зависит благополучие государства.
Глава
Счетной палаты Сергей Степашин поддержал предложение, содержащееся в Докладе, о
принятии базовых законов о порядке деятельности федеральных органов власти.
Недостатки финансовой и экономической экспертизы при принятии законов являются
во многих случаях причиной неэффективности законодательства.
Порядок проведения такой экспертизы нигде не прописан. Отсутствует также
законодательная база, определяющая порядок внутреннего и внешнего финансового
контроля, и порядок работы региональных контрольно-счетных органов, отметил
С.Степашин.
Министр
юстиции Юрий Чайка отметил, что первый Доклад СФ, представленный в прошлом
году, положил начало крайне необходимой работе, имеющей важное практическое
значение. Осуществлять мониторинг должны и органы государственной власти, и
институты гражданского общества. Минюст стал в прошлом году инициатором
проведения комплексной экспертизы законодательства субъектов Федерации и
нормотворчества муниципалитетов. Главная задача – создать единый банк данных
всех законодательных и нормативных актов в России. Это позволит обеспечить
поступательное развитие РФ. Министр юстиции предложил создать межведомственный
орган по мониторингу российского законодательства.
Секретарь
Общественной палаты РФ Евгений Велихов обратил внимание на необходимость
повышения роли граждан в части проведения экспертизы законопроектов.
Общественная палата готова включиться в работу по мониторингу законодательства,
проводимую Советом Федерации. Велихов обратил внимание на необходимость
изменения закона об общественных организациях для облегчения работы
благотворительных организаций.
Заместитель
Генпрокурора Владимир Колесников отметил тот факт, что качество Доклада 2005
года стало выше, в нем учтен ряд замечаний Генпрокуратуры. Однако круг
вопросов, поднятых в Докладе, слишком широк и чрезмерно велика его
теоретическая часть. Все это не позволяет сосредоточиться на главных вопросах
законодательного обеспечения развития России. В частности, он не дает четкого
представления о том, на каком этапе находится процесс реализации
положений послания президента России.
Секретарь
Пленума Верховного суда Владимир Демидов внес ряд предложений по изменению
уголовно-процессуального законодательства, в том числе, в сфере борьбы с
наркоманией. От добротности и стабильности законов, подчеркнул он, напрямую
зависит качество судопроизводства в России.
Доклад «обстоятельный
и имеет не сиюминутное значение», отметил сенатор Александр Дзасохов. Он
предложил сосредоточиться на тех законопроектах, которые существенно изменят порядок
реализации наших общегосударственных планов – в сфере защиты прав граждан и
национальной безопасности в первую очередь. Дзасохов обратил внимание на то,
что до сих пор в России не принят соответствующий нашим реалиям закон «О борьбе
с терроризмом». Не урегулированы законодательно в России вопросы миграционной
политики, межконфессиональных отношений и приграничного сотрудничества, которые
Дзасохов предложил также отнести к первостепенным проблемам.
Владимир
Кулаков остановился на вопросах оптимальной системы обеспечения парламентской
деятельности на федеральном уровне и в регионах, заметив несовершенство
организации и отсутствие единообразия в деятельности региональных парламентов.
Владимир
Федоров предложил обратить внимание на необходимость законодательного решения вопросов обеспечения безопасности дорожного движения
в РФ.
Станислав
Вавилов сказал о необходимости совершенствования системы правосудия и сообщил,
что комитетом СФ по правовым и судебным вопросам был подготовлен отдельный
доклад о состоянии законодательства в сфере российского правосудия.
Главный
недостаток российского законодательства, считает Петр Волостригов,
– отсутствие федерального закона о порядке принятия законодательных актов в РФ.
Надо регулировать законодательный процесс, чтобы прекратить нарушения при
принятии законов – пакетами или в трех чтениях в один день.
Депутат
Госдумы Владимир Плигин поддержал это предложение и
сообщил, что проект закона о порядке принятия законодательных актов уже
обсуждается в Госдуме. Плигин отметил необходимость более системного подхода к созданию законодательной базы и
развития судебной системы. Плигин предложил сенаторам
подготовку ежегодного доклада осуществлять совместно с депутатами Госдумы.
После
проведенного обсуждения Постановление Совета Федерации было принято за основу.
В Постановлении предлагается одобрить основные положения Доклада 2005 года «О
состоянии законодательства в РФ», и представить Доклад президенту РФ. Также в
Постановлении предлагается поддержать ряд законодательных инициатив и дается
ряд поручений комитетам и комиссиям Совета Федерации.
133 0 0
Обсуждение
вопросов повестки дня
На
должности судей Верховного суда РФ назначены предложенные президентом России кандидатуры
Андрея Старкова и Вениамина Степанова.
По
представлению главы государства верхняя палата российского парламента утвердила
Магомеда Магомедова и Станислава Разумова членами
Президиума Верховного суда РФ.
Виктор
Ермилов утвержден членом Кассационной коллегии Верховного суда России.
СФ
закопался в НДС до нуля
На 168-м
заседании Совет Федерации рассмотрел Федеральный закон, уточняющий нормы
применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. По предложению
Комитета СФ по бюджету решение по данному закону будет принято на следующем
пленарном заседании.
Совет
Федерации принял к рассмотрению Федеральный закон «О внесении изменений в главу
21 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона «О
внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и о признании
утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и
сборах».
Докладчик
– председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин
– внес предложение Комитета СФ по бюджету – принять закон к рассмотрению. Такое
решение сенаторов связано с тем, что в ходе принятия закона в Госдуме в
документ были внесены существенные изменения. Комитет СФ по бюджету считает,
что в связи с появлением новых норм в данном законе, верхней палате требуется
дополнительное время для его изучения.
Изменен
порядок проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз
Совет
Федерации одобрил изменения в статью 52 Основ законодательства РФ об охране
здоровья граждан. Новая редакция предоставляет федеральной
исполнительной власти право на основе законодательства устанавливать
порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в
том числе степени стойкой утраты общей трудоспособности.
Уточнено
понятие «военнослужащая-женщина»
К единому
знаменателю привели законодатели понятия «военнослужащие женского пола» и «военнослужащие-женщины».
Сенаторы одобрили решение использовать отныне понятие из закона «О воинской
обязанности и военной службе» – «военнослужащие женского пола».
Одобрен
закон о государственных и муниципальных заказах
Совет
Федерации одобрил ранее отклоненный закон «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд».
Закон
устанавливает единые правила и порядок размещения заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласительной комиссией в текст закона были внесены
дополнительные антимонопольные требования к проведению торгов на право
заключать государственный или муниципальный контракт. При проведении
торгов не допускается ограничивать конкуренцию между участниками торгов путем
включения в состав лотов продукции, технологически и функционально не связанной
с основным предметом торгов.
Сенатор
Николай Рыжков считает, что предложенная комиссией редакция не устраняет
высказанных ранее замечаний, не защищает отечественных товаропроизводителей,
которые должны иметь преимущество при проведении конкурсов на получение
госзаказов. Его позицию активно поддержал сенатор Левон Чахмахчян.
«Закон в таком виде принимать нельзя», – заявил он.
Вопрос о
привилегиях российских товаропроизводителей регулируется другим законом,
считает Вячеслав Новиков. Он пояснил, что в ходе доработки закона были учтены
все поступившие замечания.
Сенаторы
предложили правительству сдерживать тарифы в ЖКХ
На 168-м
заседании Совета Федерации одобрены предложения по исполнению Федерального
закона «О федеральном бюджете на 2006 год».
Предложения
Совета Федерации по исполнению закона «О федеральном бюджете на 2006 год» внес
комитет по бюджету. Председатель комитета Евгений Бушмин
отметил большое количество предложений, поступивших от сенаторов.
В тексте постановления Совет Федерации предлагает правительству при
исполнении закона «О федеральном бюджете на 2006 год» изыскать дополнительные
средства для полной компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов
субъектов Федерации в связи с предоставлением инвестиционных льгот по ряду
налогов и централизацией водного налога; принять меры по повышению уровня
собираемости ряда налогов за счет совершенствования администрирования; разработать комплекс мер по снижению уровня инфляции к 2008 году до
5-6% в год, в том числе за счет сдерживания тарифов на услуги ЖКХ и цен на ГСМ;
подготовить законодательные изменения в части порядка формирования и механизмов
использования средств Инвестиционного фонда; предусмотреть использование части
средств Инвестиционного фонда на финансирование региональных проектов,
способствующих развитию инфраструктуры субъектов Федерации;
предоставлять Совету Федерации информацию об использовании средств
Инвестиционного фонда на конкретный инвестиционный проект.
В случае
превышения доходов федерального бюджета более чем на 10%, Совет Федерации
предлагает правительству РФ внести в установленном порядке подготовить
изменения в ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» с целью: увеличения размеров
Инвестиционного фонда; увеличения субсидий региональным бюджетам и для
дополнительного финансирования передаваемых регионам полномочий; увеличения
пенсий военных пенсионеров.
Венгерские
книги россиянам не нужны
Совет
Федерации одобрил закон «О передаче Венгерской Республике книг из библиотеки Шарошпатакского реформатского колледжа Притиссайской
епархии Венгерской реформаторской церкви, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Нижегородской
государственной областной научной библиотеке имени В.И. Ленина.
Закон
предусматривает возвращение Венгерской Республике 134 томов из собрания
библиотеки Шарошпатакского реформатского колледжа.
Закон
подготовлен в соответствии с Федеральным законом «О культурных ценностях,
перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой
войны и находящихся на территории РФ» от 15 апреля 1998 года N64-ФЗ и
согласован с правительством Нижегородской области.
Председатель
комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов пояснил, что венгерским парламентом, принят закон о
возврате России ее культурных ценностей в случае обнаружения их на территории
Венгерской Республики. Докладчик отметил, что за 60 лет нахождения коллекции в
России ни один гражданин нашей страны не обратился к указанным книгам, но для
венгерского народа они несомненно представляют собой
историческую, духовную и интеллектуальную ценность.
Отклонен закон
о расширении права составлять административные протоколы
На 168-м
пленарном заседании Совета Федерации был отклонен закон «О внесении изменения в
статью 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Федеральный
закон вносит изменение в абзац второй части 3 статьи 28.3 Кодекса РФ об
административных правонарушениях, направленное на расширение перечня
должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 «Неуплата
административного штрафа».
В настоящее время составлять протоколы об административных правонарушениях
уполномочены только должностные лица органов внутренних дел, должностные
лица других органов таких полномочий не имеют. Данный закон направлен на
устранение имеющегося законодательного пробела.
Комитет
Совета Федерации по правовым и судебным вопросам считает, что документ содержит
юридико-техническую ошибку. В тексте отсутствует указание на изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2005
года N199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи
с совершенствованием разграничения полномочий». Без учета этого, сказал
председатель комитета СФ по правовым и судебным вопросам Станислав Вавилов, новый
закон вносит изменения не в действующее законодательство, а в то, которое
существовало до вступления в силу Федерального закона N199-ФЗ. В связи с этим
он предложил отклонить его с созданием согласительной комиссии.
Председатель
Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул, что решением об отклонении верхняя
палата демонстрирует новый подход к рассмотрению законов: «Мы устраняем ошибку,
которую не заметили наши коллеги в Государственной Думе».
Сенаторы
проголосовали за отклонение закона и создание согласительной комиссии.
Оснащение ментуры – большой секрет
«Правительственный
час» проведен на пленарном заседании СФ в закрытом режиме. Министр внутренних
дел РФ Рашид Нургалиев выступил
с докладом «О полноте финансирования и эффективности использования средств
федерального бюджета, выделяемых МВД РФ на правоохранительную деятельность». Министр
в ходе встречи с сенаторами ответил на их вопросы по всей сфере деятельности
МВД РФ.
Как
сообщил журналистам по окончании «правительственного часа» спикер Сергей
Миронов, сенаторы получили данные о том, какие системы вооружения поставляются
для нужд МВД, их марки и количество. Однако это закрытая информация, подчеркнул
он, сказав только, что в оснащении МВД России есть «положительные подвижки». Были затронуты вопросы деятельности экстремистских
молодежных организаций, случаи убийств иностранных студентов в России, работа
органов внутренних дел на Северном Кавказе и другие темы.
Ответственность
за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций федеральный центр разделит
с регионами
На 168-м
заседании Совета Федерации были внесены изменения в закон «О
гидрометеорологической службе».
Как
пояснил председатель комитета СФ по науке, культуре, образованию,
здравоохранению и экологии Виктор Шудегов,
корректировка закона направлена на совершенствование правового регулирования
управления деятельностью в области гидрометеорологии и смежных с ней областях с
целью повышения эффективности этой деятельности как на
федеральном уровне, так и в субъектах РФ.
Федеральным
законом закреплено участие субъектов российской Федерации в правовом
регулировании деятельности гидрометеорологической службы через посредство
принятия соответствующих нормативных правовых актов в пределах своего ведения.
Речь идет о реализации полномочий субъектов по предупреждению чрезвычайных
ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий,
эпидемий и ликвидации их последствий.
Сенаторы «приняли
к сведению» отписку премьера по разграничению полномочий
Сергей
Миронов представил палате информацию об ответе правительства РФ на
парламентский запрос Совета Федерации от 23 ноября 2005 года по вопросу
обеспечения реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года
N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской
Федерации». В запросе шла речь о порядке перераспределения имущества между
Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в связи с
изменением законодательства.
Ответ за
подписью М.Е. Фрадкова поступил 29 декабря 2005 года. В тексте отмечено, что порядок разграничения муниципального
имущества между муниципальными районами, поселениями и городскими округами
предлагается урегулировать путем внесения дополнений в статью 154 Федерального
закона N122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» и
«Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
Данные
нормы содержатся в принятом 23 декабря 2005 года законе «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения
полномочий».