22.12.06
Григорий БЕЛОНУЧКИН, Лев МОСКОВКИН
Федерация
Сергей
Кириенко возрождает Средмаш
Сенаторы
не поняли, существует ли Ненецкий автономный округ?
Очередное
продолжение 122-го ФЗ – изъятая попытка зеленого света черным нотариусам
Сенаторы
завинтили расследование по Беслану - Торшин считает, что террористы хотели
уничтожить президентов Дзасохова и Зязикова
Последнее
заседание СФ в этом году намечено на среду 27 декабря
В пятницу
22 декабря Совет Федерации провел очередное 191-е заседание. Заранее было запланировано
обсуждение в закрытом режиме реформирование атомной отрасли с попыткой
возрождения структуры советского Министерства среднего машиностроения с Сергеем
Кириенко во главе. Аналогичное обсуждение в Думе состоялось ранее. До этого
прошел в первом чтении соответствующий законопроект, после чего Кириенко
поучаствовал в церемонии по добыче первой тонны урана на совместном предприятии
в Казахстане и провел переговоры в Иране, причем как раз в тот день, когда
Ахмадинижад выступил по Холокосту.
Однако самым
горячим вопросом на 191-м заседании СФ стал вброшенный в повестку без
предупреждения, давно обещанный итоговый доклад председателя Парламентской
комиссии по расследования причин и обстоятельств трагедии в Беслане 1-3
сентября 2004 Александра Торшина. Спикер Сергей Миронов подписал измененную
версию повестки буквально за полчаса до начала заседания. Журналисты узнали о
предстоящем докладе ровно в 10 часов. Непосредственно после выступления Торшина
полный текст его выступления был опубликован на личном сайте вице-спикера.
Спустя
четыре часа после принятия Советом Федерации решения об упразднении комиссии с
этим решением согласилась Государственная Дума, причем доклад там представил
Александр Москалец, вызвав многочисленнее протесты. Единогласного голосования в
Думе не получилось, в отличие от СФ. В Госдуме резко прозвучали оппозиционные
голоса, причем председательствующий Грызлов не согласился с требованиями не
проводить обсуждение, в котором приняли участие Михаил Маркелов, Юрий Савельев,
Юрий кузнецов и с наиболее резкой версией, включающей многочисленные
ассоциации, выступил Жириновский, перед тем требовавший перейти к голосованию
без обсуждения.
Комиссия
была создана совместно палатами Федерального Собрания в составе 10 сенаторов и
10 депутатов и вела свои заседания попеременно на Большой Дмитровке и на
Охотном ряду. После первого заседания происходящее в комиссии стало известно со
слов депутата Алексея Митрофанов, в частности, что в составе Штаба находился
некто Васильев, роль которого состояла в регулировании информации СМИ.
Далее
заседания комиссии проходили в режиме исключительной закрытости, депутаты
жаловались не невозможность войти в зал, где проходили обсуждения, а
журналистов сотрудники ФСО изгоняли за пределы холла перед залом заседаний.
Дмитрий Рогозин и Михаил Маркелов, которые в числе четырех депутатов фракции «Родина»
оказались в Беслане непосредственно перед терактом, будучи приглашены туда,
сначала не имели возможности быть заслушанными в Комиссии, хотя их коллега Юрий
Савельев был в ее составе. Спикер Борис Грызлов в ответ на вопрос вашего
корреспондента сказал, что он их в командировку не посылал, затем версия была
откорректирована и после приглашения Рогозина на заседание комиссии Торшин
ответил, что депутаты были в Беслане в командировке. При этом содержательной
информации журналистам от них не поступило, только ранее, когда доступа к
комиссии у него по его словам не было, Маркелов сообщил нам, что руководили
операцией не представители региональной власти, а замдиректора ФСБ, генералы Владимир
Анисимов и Владимир Проничев. Позже сгорел дом, в котором жил Маркелов с
семьей, людей не было, но архив сгорел. Недавно ограбили офис депутата. События
могут быть связаны с его деятельностью в телепрограмме «Наша версия – под
грифом «Секретно», которую Маркелов возглавлял до получения депутатского
мандата.
Появление
депутатов на месте захвата заложников напоминало сюжет американского фильма «Сенсация»
с Дастином Хофманом в главной роли, однако этот вопрос не обсуждался.
Неоднократные
попытки Торшина завершить работу комиссии и отчитаться неизменно встречали
появление новой информации, которую комиссия вынуждена была изучать. В
результате он представил исчерпывающий «предварительный» доклад год назад во
вместительном зале Парламентского центра на Новом Арбате, причем проблем с
доступом для журналистов не было. Формат заседания был объявлен как совместное
заседание палат Федерального Собрания, однако подавляющее большинство депутатов
его проигнорировали, им по каким-то причинам было не с руки обнаруживать свое
присутствие перед многочисленными журналистами со значительным перевесом в
пользу корреспондентов ино-СМИ. На заседании Торшин представил события
трагедии, включая предшествующие, в частности то, что террористы по маршруту к
захваченной школе прошли другие четыре, которые их не заинтересовали.
Отметим,
что представленные Торшиным сведения имели вполне верифицируемый характер без
видимых искажений.
В то же
время журналисты ГТРК «Алания» создали фильм-расследование о погибших детях,
продемонстрировав исключительно высокий интеллектуальный и духовный уровень
учеников школы N1 Беслана, также наличие у погибших танатогенной мотивации.
Однако после анонсирующей демонстрации фильма в элитном столичном клубе
Bilingua фильм так и не стал доступен.
Сообщения
Совет
Федерации подтвердил полномочия бывшего заместителя Генпрокурора Юрия
Станиславовича Бирюкова, которого 4 декабря делегировал в Совет Федерации
губернатор Ненецкого автономного округа Валерий Потапенко.
Свердловский
сенатор Валерий Трушников (представитель губернатора Росселя) задал докладчику
Николаю Тулаеву вопрос: какой из Ненецких округов будет представлять новый
сенатор, Ямало-Ненецкий или Долгано-Ненецкий?
- Просто
Ненецкий на этот раз, - ответил Тулаев.
- А просто
Ненецкого нет! - с уверенностью возразил Трушников.
-
Посмотрите на карту, - посоветовал свердловскому коллеге спикер Сергей Миронов,
- огромна наша страна!
Возможно,
сенатор Трушников просто заглянул в будущее: 6 из 10 автономных округов уже
находятся в процессе упразднения, трем (Ханты-Мансийскому, Ямало-Ненецкому,
Чукотскому) это по понятным политическим причинам не грозит (по крайней мере,
пока), поэтому Ненецкий округ становится первым кандидатом на исчезновение.
Есть мнение, что именно нежелание выступать с инициативой объединения с «материнской»
Архангельской областью стоило поста и личной свободы губернатору Алексею
Баринову.
Отмечено,
что в Совете Федерации до сих пор представлены 89 регионов: включая
объединившиеся Пермскую область и Коми-Пермяцкий АО. С началом работы Законодательного
собрания объединенного Пермского края грядет сокращение штатов. У края до сих
пор 4 сенатора: председатель Комитета по экономической политике,
предпринимательству и собственности Оганес Оганян, его заместитель Виктор
Добросоцкий (член партии «Единая Россия»), первый зампред Комитета по вопросам
местного самоуправления Владимир Соломонов и член комитета по бюджету,
признанный специалист по налогам Татьяна Попова.
Комиссия
Торшина скоропостижно завершила работу
Торшин
считает, что террористы хотели уничтожить президентов Дзасохова и Зязикова
Вторым
вопросом заслушан Александр Торшин и принято решение о прекращении работы
возглавляемой им комиссии (см. в конце текст выступления с сайта Торшина)
Москва, 22
декабря. Председатель Парламентской комиссии по расследованию трагических
событий в Беслане 1-2 сентября 2004 года, вице-спикер Совета Федерации
Александр Торшин представил сегодня на 191-м пленарном заседании верхней палаты
парламента доклад о работе Парламентской комиссии.
Совет
Федерации принял доклад к сведению и принял решение считать работу
Парламентской комиссии завершенной.
За это
решение проголосовали единогласно 146 сенаторов.
При
обсуждении вопроса память погибших почтили минутой молчания.
Позже
Александр Торшин рассказал журналистам, что представил сенаторам сокращенный
вариант доклада, на самом деле в нем 241 страница и приложения, которые
составляют еще 400 страниц. Как заметил сенатор, никаких противодействий и
давления со стороны комиссия при написании доклада не испытывала.
«В прошлом
году я говорил вам, что до нового, 2007 года, парламентская комиссия завершит
расследование. Мы выполнили свое обещание», - заявил Сергей Миронов.
В своем
выступлении в Совете Федерации Александр Торшин сообщил, что доклад
Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения
террористического акта в городе Беслане 1-3 сентября 2004 года 21 декабря 2006
года направлен президенту Владимиру Путину, председателю Совета Федерации
Сергею Миронову и председателю Государственной Думы Борису Грызлову.
Письменная
версия доклада Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств
совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия –
Алания 1–3 сентября 2004 года занимает более 240 страниц, а приложения к ней -
вдвое больше. Чтобы обеспечить текстом доклада каждого сенатора, понадобилось
бы истратить около 60 «ксероксных коробок» бумаги, что вряд ли было реально
осуществить за полчаса. В связи с этим Совет Федерации, вслед за
Центризбиркомом, совершил грандиозный прорыв в мир безбумажных технологий:
доклад решено было опубликовать только на официальном Интернет-сайте СФ, что и
было сделано через считанные часы после заседания.
Авторы
доклада предлагают пути совершенствования правового регулирования
противодействия терроризму из 6 пунктов, наиболее конкретные из которых звучат
так:
-
предусмотреть смягчение мер для раскаявшихся и готовых к сотрудничеству с
правоохранительными органами бывших членов террористических групп;
-
установить в федеральном законодательстве правовой механизм, соответствующий
конвенциям Совета Европы и апробированный в европейских странах, согласно
которому бремя доказывания законности приобретения имущества возлагается на его
владельцев;
- усилить
ответственность должностных лиц и граждан за распространение материалов
экстремистской и террористической направленности через печатные и электронные
СМИ, в том числе и в Интернете, поскольку придание террористам образа «борцов
за свободу, независимость и правое дело» является косвенной поддержкой идей
терроризма и формирует сочувственное отношение к ним части населения, в том
числе некоторой части молодежи.
40-минутное
выступление председателя Комиссии Александра Торшина полностью опубликовано на
его персональном сайте, что избавляет нас от необходимости его пересказывать.
Ограничимся пересказом некоторых ответов Торшина на вопросы сенаторов.
Анатолий
Васьков (Тульская область) поинтересовался, могли ли 32 террориста добраться из
Ингушетии на одной машине. По словам Торшина, машины было две, хотя первое
время все террористы действительно ехали в одной. Ехали они не в театр, не на
гулянку. Кое-кто сидел друг у дружки на коленках, но что же делать...
Валентин
Межевич (Иркутск) спросил о возможном соучастии в теракте директора школы
Цалиевой. Существует видеокассета, которую передали нам американцы, - ответил
Торшин, - как она разговаривает с бандитами, только ноги им не целует. А как бы
вы себя повели, когда надо было спасти жизни детские?
Вячеслав
Новиков (Красноярский край) спросил, кто и в связи с чем пропустил в оцепление
вооруженных гражданских лиц. По словам Торшина, на Кавказе оружия у людей много
- и какая была возможность? Инициировать массовую драку с бесланцами?
Второй
вопрос Новикова звучал примерно так: если бы превентивные меры безопасности
были приняты, захват бы не состоялся? Торшин ответил: вероятность захвата была
бы меньше. Наверное, захватили бы не 1000 человек, а полтысячи. Они
(террористы) больше уроков извлекли из Норд-Оста, чем мы.
Людмила
Нарусова (Тыва) спросила, почему в первый день официально сообщалось о 300-х
заложниках, тогда как их было втрое больше. Торшин пояснил, что первая цифра
возникла из опросов родителей: Дзасохов организовал поквартирный обход.
Умышленности здесь никакой не было - была неуверенность в цифрах.
На второй
вопрос Нарусовой - правда ли, что первые 26 освобожденных были детьми
высокопоставленных лиц - Торшин ответил отрицательно: принцип был простой: дети
до двух лет. Руслан Аушев действительно пытался договориться о первоочередном
освобождении детей Таймураза Мамсурова (тогдашнего спикера парламента Северной
Осетии), но тот категорически отверг такую привилегию.
Исса
Костоев (Ингушетия) спросил, почему бандиты требовали к себе именно Дзасохова и
Зязикова. Торшин повернулся к Миронову и спросил разрешения высказать свою
личную, а не комиссии, точку зрения. По мнению вице-спикера, целью террористов
было уничтожить двух пророссийски настроенных президентов. Тогда неизбежны были
бы досрочные выборы. Кого бы выбрали? Выбрали бы националистов!
Вопросы
задали также Валерий Шудегов, Николай Пожитков, Виктор Глухих, Станислав
Вавилов, Наталья Дементьева, Валерий Кадохов, Андрей Шмелев, Валентина
Петренко.
В
обсуждении выступили Александр Дзасохов и Василий Лихачев. Последний предложил
обсудить в Совете Федерации вопрос об осетино-ингушском конфликте, поскольку 1
января истекает срок поручения Президента Путина о его урегулировании.
По итогам
обсуждения 146 голосами при отсутствии против и воздержавшихся было принято постановление
о завершении работы комиссии.
146 0 0
Оборот
допингов превышает наркотрафик
Москва, 22
декабря. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с
допингом в спорте» одобрен сегодня на 191-м пленарном заседании Совета Федерации
единогласно (139 «за»).
Конвенция
предусматривает обязательное подчинение всех спортсменов, входящих в составы
национальных сборных команд единым правилам, регулярному контролю и в случае
нарушений одинаковую для всех ответственность.
Указанная
Конвенция выходит за рамки проведения антидопингового контроля и принятия
санкций. В соответствии с положениями Конвенции, государства участники берут на
себя обязательства по правовому и нормативному регулированию, принятию
административных мер, разработке и осуществлению образовательных программ,
принятию мер по ограничению доступности запрещенных в спорте препаратов и
методов, выделению финансовых средств для финансирования национальных программ
тестирования спортсменов во всех видах спорта. Предусматривается сотрудничество
государств в целях обмена информацией, специалистами и накопленным опытом по
вопросам осуществления эффективных антидопинговых программ.
По данным
Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) оборот запрещенных препаратов,
стимулирующих спортсменов, превышает объемы оборота наркотиков.
139 0 0
В 2008
году на карте России появится новый субъект федерации
Москва, 22
декабря. Совет Федерации одобрил единогласно (148 «за») Федеральный
конституционный закон «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в
результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа».
закон
подготовлен в соответствии с решениями, принятыми на референдумах 16 апреля 2006
года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе по
вопросу их объединения и образования в составе РФ нового субъекта.
Предусматриваются
основные условия, процедура и срок образования нового субъекта России, его
наименование, статус и границы. Новый субъект появится 1 января 2008 года,
будет иметь статус области и наименование Иркутская область.
Действие
переходного периода образования Иркутской области будет продолжаться со дня
вступления в силу рассматриваемого закона и до завершения формирования органов
исполнительной и законодательной власти региона. Закон устанавливает сроки,
связанные с формированием органов власти и организацией бюджетного процесса.
На 12
октября 2008 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской
области первого созыва.
148 0 0
332114-4
Очередное
продолжение 122-го ФЗ – изъятая попытка зеленого света черным нотариусам
Регионам
передали полномочия по жилищному субсидированию малоимущих
Москва, 22
декабря. Совет Федерации одобрил сегодня Федеральный закон «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием
разграничения полномочий».
Документ
внесли в Думу 11 августа 2006 года 9 депутатов «Единая Россия» В.И.Гришин,
В.А.Пехтин, В.С.Плескачевский; в последующие полтора месяца к ним
присоединились Л.А.Коршунов, Е.Ф.Лахова, Ю.М.Конев, С.М.Шоршоров,
Н.С.Максимова, В.Н.Басыгысов. Сегодня его поддержали 133 сенатора, 3 было
против и 4 воздержались.
Изменения
вносятся в 27 нормативных правовых актов российского законодательства, в том
числе, в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Так, к
полномочиям субъектов Федерации отнесены вопросы организации медицинской
помощи, предусмотренной законодательством региона для определенных категорий
граждан, а также вопросы организации обеспечения донорской кровью и ее
компонентами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта. По
рассматриваемому закону имущество, необходимое для реализации данных
полномочий, передается в собственность региона.
Одобренным
Федеральным законом перераспределяются также полномочия между субъектами РФ и
органами местного самоуправления. Теперь к полномочиям субъекта Федерации
отнесены организации, которые занимаются вопросами опеки и попечительства.
На уровень
субъектов Федерации передается полномочие по предоставлению гражданам субсидий
на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При
обсуждении закона у сенаторов Виктора Леонова, Александра Смирнова, Вячеслава
Новикова возникли вопросы по финансированию перераспределенных полномочий.
Предложено в новом году вести постоянный мониторинг закона по делегированным
полномочиям в части их финансового обеспечения.
Документ
вызывает подозрения своим абстрактным названием и эклектичной структурой: на
149 его страницах содержались поправки к 17-ти законам - от вполне
бессмысленных («слова «в области» заменить словами «в сфере») до конкретных, но
загадочных, смысл которых можно было выявить только обложившись текстами
действующих законов (типа «в статье 50 пункт 4 части 3 признать утратившим силу»).
Первым за
голову схватился Павел Крашенинников: он обнаружил в проекте норму, согласно
которой региональные власти будут устанавливать не максимальное число
нотариусов на своей территории, а наоборот, минимальное, т.е. не смогут
ограничивать их количество и контролировать. Бывший министр юстиции откровенно
написал коллегам по фракции, что это приведет к эпидемии создания нотариальных
контор-однодневок с криминальными целями. Коллеги заверили Крашенинникова, что
это какое-то недоразумение и криминогенную норму ко второму чтению обязательно
выкинут. Комитет по делам Федерации, готовивший закон ко второму чтению, ее
действительно выкинул, но при этом добавил массу другого - нового и интересного.
Например,
в законе «Об общих принципах...» переместили пункт «в» из одного абзаца в
другой. В результате добровольную отставку губернатора теперь будет принимать
не законодательное собрание, а Президент России. Выдачу жилищных субсидий
перекинули с муниципального уровня на региональный. И, наконец, учредили некое
соцсоревнование для губернаторов по «перечням показателей эффективности»,
которые будет утверждать, конечно, Президент. «Правильные» регионы Президент
сможет вознаграждать грантами из госбюджета.
Второе
чтение в Думе 24 ноября прошло быстро: депутаты даже не заметили, что в
последней статье указаны даты вступления в силу пунктов и подпунктов, которых в
законе нету. Между вторым и третьим чтением закон пришлось менять (местами - до
неузнаваемости) явочным порядком. 6 декабря он был принят Думой в целом и 11
декабря отправлен в Совет Федерации.
Из 11
комиссий и комитетов СФ, рассматривавших закон, строптивость проявил только
Комитет по местному самоуправлению под председательством Леонида Рокецкого. Он
предложил закон отклонить и отправить в согласительную комиссию. В заключении
Комитета говорится, что в условиях передачи на места новых полномочий - без
передачи денег на их осуществление - «многие из так называемых «прав» на
практике перерастают в обязанности, которые органы местного самоуправления
вынуждены в силу различных обстоятельств, в том числе в силу повсеместного
дефицита бюджетов муниципальных образований, исполнять в ущерб решению вопросов
местного значения». Комитет указывает, что только 2% муниципалитетов в
состоянии в полном объеме выполнять сваленные на них полномочия.
На
пленарном заседании против одобрения закона выступил Вячеслав Новиков,
назвавший передачу регионам полномочий, не подкрепленных деньгами, «прямым
обманом». Сенаторы Александр Смирнов и Виктор Леонов выступили с традиционным
для Совета Федерации компромиссным предложением: закон негодный, но его надо
принять, а потом устроить мониторинг правоприменительной практики и
разобраться, какие нужны поправки. Представитель Правительства Андрей Яцкин
радостно поддержал Смирнова с Леоновым - и закон был одобрен.
133 3 4
Одобрен
закон о ритуальных услугах
Совет
Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 9
Федерального закона «О погребении и похоронном деле». Закон представила
председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко.
Она
подчеркнула, что закон носит технический характер и призван упорядочить
отношения между федеральными и региональными властями, а также органами
местного самоуправления.
Закон, по
словам Валентины Петренко, четко определяет, какие услуги предоставляются при
погребении граждан и кто при этом имеет право на льготы.
По закону
населению предоставляется гарантированный перечень услуг и перечень органов, по
согласованию с которыми органы местного самоуправления определяют стоимость
этих услуг. В перечень входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, а также органы государственной власти субъектов Федерации.
Размер
страховых выплат при несчастных случаях на производстве остается прежним
несмотря на инфляцию
Сенаторы
одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального
закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний», в котором определяется порядок
установления размера единовременной страховой выплаты, а также
предусматривается передача Министерству здравоохранения и социального развития
РФ средств социального страхования на финансирование расходов на научно-исследовательские
работы по вопросам охраны труда.
Максимальный
размер единовременной страховой выплаты в 2007 году сохраняется на уровне 2006
года и составляет 46,9 тысяч рублей.
Принят
закон против демпингового импорта, наносящего ущерб российским производителя
22 декабря
2006 года на 191-м пленарном заседании одобрен Федеральный закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мерах при импорте товаров».
Авторы
инициативы указали, что закон направлен на приведение российского
законодательства в соответствие с правилами и нормами ВТО.
Предусмотренные
Законом изменения направлены на совершенствование процедуры проведения
расследований, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мер.
Так, Закон
уточняет понятие «обычный ход торговли», которое необходимо для установления
факта демпингового импорта, более подробно регулирует применение
антидемпинговых пошлин к отдельным группам производителей, регламентирует процедуру
повторного расследования, определяет сроки действия антидемпинговых и
компенсационных мер, принципы принятия решений о продлении действия или
пересмотре данных мер на основании результатов повторных расследований.
В России
организуется рынок депозитарных расписок
Совет
Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О
рынке ценных бумаг».
Представил
документ председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению
Сергей Васильев, он пояснил, что закон направлен на расширение спектра
финансовых инструментов на рынке ценных бумаг и обеспечение доступа российских
инвесторов к иностранным рынкам капитала через организацию рынка российских
депозитарных расписок (РДР) на иностранные ценные бумаги. создание правовых
условий для осуществления первоначального публичного размещения акций (IPO) и
ценных бумаг, конвертируемых в акции.
С.Васильев
подчеркнул, что закон имеет большое значение для развития внешнеэкономических
связей. При его подготовке полностью учтено замечание Комитета СФ.
Для
казенных предприятий возвращена советская норма землепользования
Совет
Федерации одобрил закон «О внесении изменений в статьи 20 и 36 Земельного
кодекса РФ».
Представил
документ зампред Комитета по аграрно-продовольственной политике Сергей
Лисовский. Он пояснил, что закон направлен на приведение в соответствие норм
Земельного кодекса с нормами федерального закона «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях».
Согласно
изменению, вносимому в пункт 1 статьи 20 кодекса, право постоянного бессрочного
пользования земельным участком может быть предоставлено не только федеральным,
но и казенным предприятиям субъекта РФ, а также муниципальным казенным
предприятиям.
Изменения,
вносимые пункты 3 и 4 статьи 36, гарантируют казенным предприятиям –
правообладателям помещений в здании, находящемся на неделимом земельном
участке, право ограниченного либо постоянного пользования таким участком.
Границы
рыбопромысловых участков отданы в ведение федералам
Совет
Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О
рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Земельный кодекс РФ».
Закон
приводит в соответствие нормы закона «О рыболовстве и сохранении водных
биологических ресурсов» с действующим земельным и новейшим водным
законодательством.
Как
пояснил докладчик, председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной
политике Геннадий Горбунов, закон уточняет положения о формировании
рыбопромысловых участков и устанавливает, что их границы должны определяться
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
рыболовства и сохранения водно-биологических ресурсов.
Устранен
огрех в законе по детсадам
Совет Федерации
одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 31 Закона РФ «Об
образовании».
Закон
направлен на приведение статьи 31 Закона РФ «Об образовании» в соответствие со
статьями 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ».
Указанные
статьи определяют вопросы ведения муниципального района и городского округа в
части организации предоставления дополнительного образования и общедоступного
бесплатного дошкольного образования, а также организации отдыха детей в
каникулярное время.
Действующая
редакция статьи 31 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что указанные
полномочия реализуются органами местного самоуправления только в отношении
территорий муниципальных районов. В то же время в отношении городских округов
соответствующие полномочия законом не закреплены.
Сенаторы
считают, что новый закон позволит обеспечить государственные гарантии
предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на
территории городских округов.
Приняты
поправки об ограничениях для «нежелательных иностранцах»
Совет
Федерации единогласно одобрил закон «О внесении изменения в статью 27
Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию».
Этот правовой акт уточняет основания проставления уполномоченными органами в
удостоверяющих личность документах отметки об ограничении въезда на территорию
России.
Законом
предусматривается исключить из числа таких оснований непредставление
въезжающими лицами действительного в России полиса медицинского страхования.
Одновременно в законе закреплено право проставления отметок об ограничении
въезда в Российскую Федерацию в случаях, когда граждане имеют непогашенную или
неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на
территории России либо за ее пределами, а также когда в отношении граждан
принято решение о нежелательности их пребывания и проживания в РФ.
Юридическую
помощь солдатам-срочникам возложили на адвокатов
Совет
Федерации одобрил закон «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О
статусе военнослужащих».
Закон
устанавливает, что бесплатную юридическую помощь военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву, оказывают адвокаты, а не юридические консультации и
коллегии адвокатов, как предусмотрено ныне действующей редакцией этого
правового акта.
Как
отмечалось на заседании Совета Федерации, юридическая консультация, коллегия
адвокатов или адвокатское бюро и адвокатский кабинет – лишь формы организации
адвокатской деятельности, главным действующим лицом которой является сам
адвокат.
Введена
уголовная ответственность за вредительство на нефтепроводах
Совет
Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений Уголовный кодекс РФ и
в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ».
Поправки
направлены на усиление уголовной ответственности за преступления, совершаемые
на объектах нефтепроводов. Устанавливается уголовная ответственность за кражу
из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода с максимальным видом
наказания в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в
размере до восьмидесяти тысяч рублей. Уголовная ответственность устанавливается
также за их повреждение и приведение в негодность.
Напомним,
что при обсуждении документа в Думе были высказаны опасения по поводу
возможного действия закона против мелких добывающих компаний в пользу
монополизации.
Мораторий
на смертную казнь отложен автоматом
Совет
Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 8
Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ».
Поправки
переносят срок введения суда с участием присяжных заседателей на территории
Чеченской Республики с 1 января 2007 года на 1 января 2010 года.
Перенос
срока введения суда присяжных заседателей вызван тем, что в соответствии с
действующим федеральным законодательством списки кандидатов в присяжные
заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных
образований отдельно по каждому муниципальному образованию.
Однако на
территории Чеченской Республики до настоящего времени не созданы муниципальные
образования и не сформированы их органы местного самоуправления. Функции
органов местного самоуправления муниципальных образований на территории
Чеченской Республики осуществляют государственные органы этой Республики и их
должностные лица, которые не вправе составлять списки кандидатов в присяжные
заседатели.
Отметим,
что автоматически продлевается мораторий на исполнение смертной казни,
действующий до введения суда присяжных на всей территории РФ. Проект по
организации муниципальных образований рассматривается в Госдуме.
Увеличен
срок давности по нарушениям бюджетного законодательства
Совет
Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса
РФ об административных правонарушениях».
За нарушение
бюджетного законодательства РФ устанавливается годичный срок давности
привлечения к административной ответственности вместо действующего
двухмесячного срока.
Отмечено,
что механизмы контроля за исполнением бюджетов и использованием бюджетных средств
часто не позволяют привлечь к административной ответственности за указанные
правонарушения, так как к моменту их выявления после проверки по итогам
отчетного периода двухмесячный срок, как правило, истекает.
Сенаторы
уверены, что закон позволит повысить уровень контроля за исполнением бюджетов и
за использованием бюджетных средств.
«Правительственный
час»
Сергей
Кириенко возрождает Средмаш
Москва, 22
декабря. Руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко
выступил перед сенаторами в закрытом режиме на «правительственном часе» 191-го
заседания Совета Федерации с информацией о развитии атомной энергетики.
Кроме
того, С.Кириенко представил в Совете Федерации выставку «Российский атомный
энергетический комплекс. Перспективы развития».
Сергей
Кириенко сообщил на брифинге для журналистов, что будет внесен в начале 2007
года законопроект «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и
акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования
атомной энергии», являющийся основой для создания холдинга «Атомпром».
Кириенко
надеется, что в том же году закон заработает. Глава Росатома подчеркнул, что
закон позволит восстановить «технологическую цепочку бывшего министерства
среднего машиностроения СССР» и обеспечит условия для «энергичного развития
отрасли». Это должно способствовать реализации поставленной президентом задачи
по масштабному развитию атомной энергетики внутри страны, а также активному
участию атомной отрасли России на развивающихся мировых рынках.
Сергей Кириенко
представил сенаторам не только законопроект, о котором идет речь, но и
концепцию развития атомной энергетики почти по всем регионам.
Глава
Росатома считает своей задачей обеспечение дешевой электроэнергией внутри
страны и возвращение лидирующих позиций российской атомной отрасли в мире.
По словам
Кириенко, электроэнергия атомной генерации вдвое дешевле тепловой.
Назначен
судья Верховного суда
Совет
Федерации по представлению президента назначил Анатолия Анатольевича Толкаченко
судьей Верховного суда РФ.
Толкаченко,
1959 года рождения, имеет стаж работы по юридической профессии, необходимый для
назначения на должность судьи Верховного Суда РФ. С ноября 2004 года является
советником Военной коллегии Верховного Суда РФ. За время работы показал себя
грамотным и квалифицированным юристом, к исполнению служебных обязанностей
относится добросовестно. Принимает участие в аналитической работе Военной
коллегии, участвует в подготовке кадров судей и работников аппаратов военных
судов, в организации и проведении занятий на курсах переподготовки и повышения
квалификации судей. С 2002 года является членом Научно-консультативного Совета
при Верховном Суде РФ. Принимает участие в подготовке проектов различных
нормативно-правовых актов, состоит в рабочей группе Комитета Государственной
Думы по обороне по внесению изменений и дополнений в УК РФ (в части
совершенствования военно-уголовного законодательства). Толкаченко А.А.
участвует в парламентских слушаниях по судебно-правовым и военно-правовым
вопросам. С 1984 по 2002 годы занимался научно-педагогической деятельностью на
военно-юридическом факультете Военного университета Министерства обороны РФ, в
1998 году присвоена ученая степень доктора юридических наук, в 1999 году ученое
звание профессора. Имеет почетное звание «Заслуженный юрист РФ», награжден 9
медалями.
Назначены
судьи Верховного арбитражного суда
Совет
Федерации по представлению президента назначил Ризвангуль Гапаровну
Балахничеву, Елену Николаевну Зарубину, Александру Михайловну Медведеву,
Анатолия Александровича Поповченко судьями Верховного арбитражного суда России.
Балахничева,
1951 года рождения, имеет стаж работы в должности государственного арбитра и
судьи более 17 лет, работала судьей Арбитражного суда Московской области,
Указом Президента РФ от 7 августа 1997 года N835 назначена судьей Федерального
арбитражного суда Московского округа, имеет первый квалификационный класс
судьи. За период работы зарекомендовала себя высококвалифицированным, грамотным
судьей. Является председателем судебного состава судебной коллегии по
рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений.
Рассматривает наиболее сложные категории споров, такие как, возникающие из
отношений собственности, приватизации, купли-продажи недвижимого имущества,
споры, возникающие в сфере интеллектуальной собственности, корпоративные споры,
дела по оспариванию решений третейских судов и решений иностранных
государственных судов. Дела рассматривает с хорошим качеством и в установленные
законом сроки. Занимается обобщением судебной практики и проведением
аналитической работы.
Зарубина,
1961 года рождения, имеет стаж работы в должности госарбитра и судьи более 17
лет, Указом Президента РФ от 25 октября 2002 года N1259 назначена на должность
судьи Федерального арбитражного суда Московского округа, имеет второй
квалификационный класс. Зарекомендовала себя квалифицированным судьей. Работает
в коллегии по рассмотрения споров, вытекающих из административных
правоотношений.
Медведева,
1949 года рождения, имеет стаж работы в должности судьи 11 лет, работала судьей
Арбитражного суда г. Москвы, Указом Президента РФ от 7 сентября 1995 года N913
назначена судьей Федерального арбитражного суда Московского округа, имеет
первый квалификационный класс судьи. За период работы зарекомендовала себя высококвалифицированным,
грамотным судьей. Является председателем судебного состава судебной коллегии по
рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений.
Рассматривает дела, связанные с разрешением споров по договорам займа, кредита,
банковского счета, банковского вклада, обращением ценных бумаг, страхования и
другие. В 2005 году Медведевой A.M. присвоено почетное звание «Почетный
работник судебной системы».
Поповченко,
1948 года рождения, имеет стаж судебной работы более 26 лет, работал судьей
Московского областного суда, Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 года N440
назначен судьей Федерального арбитражного суда Московского округа, имеет первый
квалификационный класс судьи. За период работы зарекомендовал себя
высококвалифицированным, грамотным судьей. Работая в судебной коллегии по
спорам, возникающим из административных правоотношений, Поповченко А.А.
принимает активное участие в обсуждении вопросов практики применения
законодательства, проявляя способности к аналитической работе, с учетом которых
на него было возложено руководство отделом обобщения судебной практики, учета и
статистики. С его участием отделом подготовлено свыше 40 обобщений и
аналитических справок.
В конце заседания
Совет Федерации утвердил в окончательном виде принятые ранее за основу
постановления о предложениях по исполнению бюджета-2007 и по повышению
эффективности использования средств Инвестиционного фонда.
Палата
также приняла заявление в связи с обращениями Абхазии и Южной Осетии к
российскому парламенту, инициированное ранее сенаторами от Северной Осетии.
Комментарии
Миронов
уверен, что Совет Федерации смягчит приговор, вынесенный Думой Конституционному
суду
В перерыве
заседания председатель Совета Федерации Сергей Миронов ответил на вопросы
журналистов, интересовавшихся его отношением к принятому Думой в жесткой
редакции закону об изгнании переезде Конституционного Суда в Санкт-Петербург.
Мне как
петербуржцу, - сказал спикер, - странно слышать, что в мой город кого-то «загоняют».
Я считаю ошибочной поправку, которая лишает КС права проводить выездные
заседания. Я поддерживаю переезд Конституционного суда в Санкт-Петербург, но
при этом нельзя умалять конституционное право Конституционного суда проводить
заседания там, где он сочтет нужным. Если закон в таком виде поступит в Совет
Федерации - мы будем отклонять его с созданием согласительной комиссии.
-
Очевидно, что это не последний переезд в Санкт-Петербург, а что вы еще будете
инициировать? - спросила ехидная журналистка
- Пока
хватит! - великодушно ответил Миронов.
Договор
России и Татарстана может провалиться в верхней палате
Москва, 22
декабря. В девяностые годы договоры, подобные обсуждаемому документу о
разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и Татарстаном были
признаком утраты государственных полномочий федерального центра и повлекли за
собой парад суверенитетов.
Об этом
сказал сегодня журналистам спикер Совета Федерации Сергей Миронов, комментируя
проект федерального закона «Об утверждении Договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Татарстана»,
который Госдума намерена одобрить в январе.
Спикер
Миронов считает, что договор в представленном виде не может быть поддержан. По
его мнению, все вопросы разграничения полномочий следует решить на основе
действующего законодательства.
Спикер
отметил, что в соответствии с законом «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ» в договоре могут содержаться лишь положения, которые регулируют
разграничение полномочий иначе, чем установлено федеральным законодательством.
Однако договор РФ и РТ, как считает Сергей Миронов, повторяет то, что уже
регулируется законодательством.
С.Миронов
обратил внимание также на то, что в документе не решена судьба договора «О
разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между
органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики
Татарстан» от 15 февраля 1994 года. Текст документа свидетельствует о том, что
с его принятием могут действовать оба договора, что недопустимо, поскольку оба
они регулируют один и тот же предмет.
С.Миронов
предположил, что предлагаемый к ратификации договор РФ и РТ противоречит
федеральным законам «О координации международных и внешнеэкономических связей»
и «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» в
части неосновательного, по его словам, изменения полномочий Татарстана.
Кроме того,
заметил спикер, документ не подлежит ратификации как международный договор, а
утверждается федеральным законом. В связи с этим возникает вопрос, в каком
процедурном режиме в договор могут быть внесены поправки субъектов
законодательной инициативы, что обычно делается во втором чтении.
Приложение
Выступление
Александра Торшина, текст опубликован на сайте вице-спикера
В своем
выступлении Торшин остановился на главных, принципиальных моментах итогового
доклада комиссии.
Он
отметил, что в современной российской истории никогда еще не было терактов,
сравнимых по жестокости и масштабам с бесланской трагедией. Из тысячи ста
двадцати восьми (1128) захваченных террористами заложников в ходе
контртеррористической операции было спасено 811 человек, из которых 547 - дети.
К глубокому сожалению, 317 заложников погибли от рук террористов. Еще двоих
жителей Беслана бандиты убили в момент захвата. При освобождении школы отдали
жизни 10 бойцов спецназа ФСБ и двое сотрудников МЧС России.
Я должен
особо отметить, что справедливое возмездие настигло всех организаторов и
участников теракта в Беслане. Ликвидированы одиозные главари террористического
подполья, спланировавшие эту акцию - Масхадов и Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев.
Уничтожен 31 террорист, захвативший школу. Остался в живых один Н.Кулаев,
приговоренный к пожизненному заключению.
Невиданная
жестокость террористов и масштабы трагедии определили необходимость
сформировать для расследования причин и обстоятельств теракта Парламентскую
Комиссию, которая была создана по инициативе Председателя Совета Федерации
Сергея Михайловича Миронова 21 сентября 2004 года. В ее состав вошли
представители Совета Федерации и Государственной Думы.
Комиссия
приступила к работе сразу же после ее создания, в сентябре 2004 года и
завершила свое расследование в декабре 2006-го. Сегодня я представляю вам
Доклад Комиссии - результат более чем двухлетней работы.
Нам были
предоставлены самые широкие полномочия. Комиссия могла запрашивать и получать информацию
от государственных органов и должностных лиц; приглашать на свои заседания
представителей государственной власти. Мы получили доступ ко всем материалам
официального следствия, результатам следственных экспериментов и экспертиз.
На вопросы
Комиссии ответили и дали необходимые разъяснения Председатель и члены
Правительства, руководители Генеральной Прокуратуры, правоохранительных органов
и спецслужб, руководство Республики Северная Осетия-Алания и Республики
Ингушетия.
Комиссия
опросила Председателя Правительства РФ Фрадкова, заместителя Председателя
Правительства Жукова; директора Федеральной службы безопасности Патрушева;
министра внутренних дел Нургалиева; Секретаря Совета Безопасности Иванова;
полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе Яковлева;
министра здравоохранения и социального развития Зурабова;
Комиссия
также опросила первого заместителя директора ФСБ России В.Е.Проничева;
заместителя директора ФСБ России В.Г.Анисимова; начальника Центра специального
назначения ФСБ России А.Е.Тихонова; начальника Управления ФСБ России по
Республике Северная Осетия - Алания В.А.Андреева;
первого
заместителя руководителя Республиканской антитеррористической комиссии
Республики Северная Осетия - Алания Цыбаня; министра внутренних дел Республики
Северная Осетия - Алания Дзантиева;
начальника
Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первого заместителя Министра обороны
Балуевского; командующего 58-й армией Соболева;
а также
заместителей Генерального прокурора Колесникова, Фридинского, Шепеля, Сыдорука;
руководителя
следственной группы Генеральной прокуратуры РФ Ткачева; следователя по особо
важным делам Генеральной прокуратуры Солженицына;
начальника
Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России
Мингалеева; министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Северная Осетия - Алания Дзгоева;
Президента
Республики Ингушетия Зязикова; Президента Республики Северная Осетия - Алания
Дзасохова; председателя Парламента Мамсурова; заместителя председателя
Парламента Кесаева;
председателя
Комитета по делам воинов-интернационалистов Аушева; президента «Нефтяной
компании «Русснефть» Гуцериева; директора Московского НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии Рошаля и др.
Случаев
отказа от явки на заседания Комиссии не было.
Комиссия
неоднократно выезжала в г. Беслан, Республику Ингушетия, Чеченскую Республику и
Ростов-на-Дону. В ходе работы на местах были опрошены более 1000 участников и
очевидцев трагедии.
Жителям
Беслана Парламентская Комиссия оказывала практическую помощь. По ее инициативе
активизирована подготовка проекта распоряжения Правительства РФ о
финансировании социально-экономического развития города Беслана и оказании
помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта. По просьбе
родных и близких погибших, Комиссия добилась проведения повторных медицинских
экспертиз для бесспорной идентификации жертв теракта.
В ходе
расследования нами изучены более 200 томов уголовных дел и следственных
материалов, просмотрены сотни часов видеозаписей. С 11 сентября 2004 года в
Москве и Беслане работала телефонная «горячая линия», по которой в адрес
Комиссии поступило более полутора тысяч звонков от граждан. Общий объем рабочих
материалов Комиссии превышает 60 тысяч страниц.
За время
работы проведено 40 брифингов с участием представителей российской и
иностранной прессы. Более 3000 материалов, посвященных деятельности Комиссии,
опубликовано только российскими СМИ.
В своем
расследовании при подготовке выводов и рекомендаций Комиссия опиралась не
только на показания бывших заложников, которые зачастую носят противоречивый
характер. Для выяснения обстоятельств и причин трагедии активно использовались
результаты многочисленных экспертиз, следственных экспериментов и другие
материалы.
Парламентская
Комиссия благодарит всех, кто помогал расследованию. Без их помощи было бы
невозможно воссоздать объективную картину трагических событий в Беслане 1-3
сентября 2004 года.
Парламентская
комиссия, основываясь на показаниях свидетелей, документах и видеоматериалах,
установила, что акция по захвату заложников 1 - 3 сентября 2004 года была
тщательно спланирована главарями террористического подполья и готовилась
задолго до ее осуществления.
Организаторами
террористического акта в Беслане были Масхадов, Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев.
Непосредственным исполнением теракта руководил Хучбаров (позывной - «Полковник»).
Захват
школы изначально планировался как теракт-самоубийство. Это подтверждают
многочисленные данные. В распоряжении Комиссии имеется видеозапись беседы Абу-Дзейта
с Хучбаровым в лагере террористов. Во время инструктажа Абу-Дзейт задает ему
прямой вопрос: «Ты скоро предстанешь перед Аллахом, готов ли ты?». И получает
ответ: «Готов!».
Готовность
главаря подтверждают и рядовые участники банды. Террористы неоднократно
говорили заложникам, что они пришли убивать и умереть сами.
В ходе
суда над Кулаевым это подтвердили свидетели. Приведу лишь некоторые из их
показаний:
Заложница
Дзапарова: «Боевики говорили, что здесь для вас «Норд-Оста» не будет, все
должны умереть вместе с нами»;
Заложница
Гуриева: «Дети пытались общаться с боевиками. Они быстро узнали, кого как зовут
и обращались: «Дядя Али, можно воды попить». Он к ним развернулся, и сказал: «Я
не дядя, я бандит и пришел тебя убивать».
В августе
2004 года была сформирована группа террористов в составе 34 человек (2 боевика
остались в лагере для связи).
Коллеги!
Буквально вчера личность одного из них была установлена. Это личный
телохранитель Басаева Юнус Мациев по кличке Абу-Радий. (Он объявлен в розыск, в
ближайшее время ему будет заочно предъявлено обвинение).
Объектом
нападения террористы определили школу N1 в городе Беслане Республики Северная
Осетия - Алания. Дата акции - 1 сентября, День знаний.
С 25 по 31
августа 2004 года Хучбаров собирает участников банды в лесу у села Пседах
Малгобекского района Ингушетии. На вооружении террористов - самодельные
взрывные устройства, начиненные поражающими элементами и зажигательными
смесями, выпрыгивающие противопехотные мины кругового поражения, реактивные
гранатометы, ручные гранаты и стрелковое оружие, в том числе оснащенное
подствольными гранатометами. Две участницы банды - Габурова и Натаева - носят
так называемые «пояса смертниц». Бандиты тренировались и готовились к теракту 6
дней.
1 сентября
в 9 часов 5 минут террористы внезапно въезжают во двор школы N1 города Беслана.
Они прибывают на двух автомобилях - ГАЗ-66 и ВАЗ 2107, захваченном на трассе «Моздок-Хурикау»
вместе с водителем - участковым инспектором Гуражевым.
Комиссия
установила, что школа в момент нападения террористов практически не охранялась.
Стреляя из
автоматического оружия, боевики окружают собравшихся во дворе людей, оттесняют
их к стенам спортзала и окнам коридора, которые выходят на школьный двор,
загоняют людей в здание школы. При захвате Хучбаров демонстративно
расстреливает двух жителей Беслана - Гаппоева и Фраева. Всех заложников
заставляют идти в спортивный зал школы.
Четкость
действий бандитов указывает на отработанный сценарий. Террористы имеют при себе
даже противогазы. Бандиты заставляют заложников вскрывать полы на первом этаже
школы и выбивать оконные стекла - так они устраняют возможность штурма из
подвальных помещений и применения газа.
В 9 часов
25 минут заложники находятся в спортивном зале. Люди сидят с поднятыми вверх
руками, вплотную друг к другу. Многие теряют сознание. На глазах у детей
расстрелян житель Беслана Бетрозов. Тело за ноги тащат через весь зал. Вскоре
убит еще один заложник - Худалов.
Террористы
баррикадируют окна и входы в спортзал. Живым щитом служат дети. Заложникам
приказывают помогать минировать зал. По всему залу развешивают взрывные
устройства.
В 9.35 -
9.40 Информация о захвате поступает в МВД Республики Северная Осетия-Алания и
ФСБ. В город направлен спецназ ФСБ, подразделения 58-армии.
В 10.30 в
Беслан прибывают президент Республики Северная Осетия-Алания Дзасохов,
председатель парламента Мамсуров, начальник республиканского управления ФСБ
России Андреев, командующий 58-й армией Соболев, представители Федеральной
службы охраны РФ, внутренних войск МВД России.
Узнав о
теракте, президент России Владимир Владимирович Путин срочно вылетает в Москву.
Президент Республики Северная Осетия-Алания Дзасохов докладывает ему об
оперативной обстановке. Глава государства требует предпринять все возможные
меры для сохранения жизни заложников и их освобождения мирным путем.
Прибыв в
Москву, в аэропорту «Внуково-2» президент РФ Владимир Владимирович Путин
проводит экстренное совещание с участием генерального прокурора Устинова,
министра внутренних дел Нургалиева, директора ФСБ России Патрушева. После
докладов Нургалиева и Патрушева о ситуации в Беслане Президент РФ возлагает
руководство контртеррористической операцией по освобождению заложников на ФСБ
России.
В 11 часов
оперативный штаб пытается связаться с террористами. Офицер ФСБ Зангионов и
муфтий Республики Северная Осетия-Алания с белым флагом идут к школе.
Террористы обстреливают их и вынуждают вернуться.
Позже
боевики передают записку, в которой требуют для переговоров с ними Президента
Республики Северная Осетия-Алания Дзасохова, Президента Республики Ингушетия
Зязикова и детского врача Рошаля. Телефонный номер в записке указан неверно,
поэтому сразу установить связь с террористами не удается.
Торшин
обратил внимание на то, что оперативный штаб сделал основным направлением своей
работы организацию и ведение переговоров с террористами, выполняя указание
Президента РФ. Однако террористы выдвинули требования только на второй день (в
записке якобы от имени Басаева). При этом бандиты выдвигали заведомо невыполнимые
политические требования. Чтобы спасти заложников, и в первую очередь детей,
штаб предлагает террористам разные варианты: обменять одних заложников на
других, обеспечить безопасный выезд с крупной суммой денег, освободить из тюрем
сообщников. Штаб предлагает привлечь к переговорам старейшин Чеченской
Республики и Республики Ингушетия, арабские телеканалы «Аль-Алям» и «Аль-Джазира»,
но от общения с ними террористы отказываются. Бандиты не принимают для
заложников еду, воду и медикаменты. Они цинично заявляют, что из солидарности с
ними заложники добровольно объявили сухую голодовку.
Оперативный
штаб пытается связаться с Масхадовым. К переговорам с его представителем
Закаевым привлекаются Аушев и Дзасохов, на связь с Закаевым выходит известная
журналистка Анна Политковская. Этот вопрос активно используется для разного
рода спекуляций. Наиболее радикальная версия - что якобы Масхадов готов был 3
сентября прибыть в Беслан для переговоров с террористами.
На самом
деле, факты свидетельствуют о противоположном. Закаев обещает оперативному
штабу связаться с Масхадовым. Однако по данным радиоперехвата он делает все
возможное для срыва переговоров. Вот фрагмент телефонной беседы Закаева с неким
Билалом. Билал настаивает на том, чтобы Закаев поговорил с Масхадовым по поводу
захвата школы. Масхадов в этом разговоре фигурирует под позывным «Отец».
Ответ
Закаева: «Отца» не связывай со мной ни в коем случае. Можно с близким ему
человеком. «Отец» пока ни в ту, ни в другую сторону не должен говорить».
В
результате, несмотря на неоднократные попытки переговорщиков, установить с
Масхадовым связь так и не удалось, а сам он на связь не вышел.
На
протяжении трех дней Оперативный штаб пытается путем переговоров освободить
заложников. Все это время дети и взрослые остаются в школе без воды и пищи, их
подвергают побоям и издевательствам. Приведу лишь несколько показаний:
Заложница
Бероева: «Я отправила своих детей в школу, моя дочь и двое внуков близнецов.
... на второй день мои мальчики вышли в туалет, и Ходов увидев их, говорит: «Эти
двое одинаковых, что здесь делают, надо одного убить».
Спустя
некоторое время террористы выходят на связь с Оперативным штабом и сообщают,
что расстреляли 10 и взорвали 20 заложников. В 17.00 они выбрасывают тела
убитых из окна школы.
2 сентября
2004 года оперативный штаб добивается согласия террористов на переговоры с
Аушевым. В школе террористы показывают ему из окна кабинета на втором этаже
тела убитых мужчин-заложников. Хучбаров передает Аушеву записку, якобы от имени
Басаева. Боевики требуют вывода Объединенной группировки войск из Чеченской
Республики и признания независимости Ичкерии. В случае выполнения этого
террористы обещают 10 лет перемирия и цинично предлагают взять на себя
ответственность за взрывы жилых домов в Москве в 1999 году.
Бандиты
отпускают вместе с Аушевым 26 заложников - матерей с детьми в возрасте до двух
лет, которые мешают бандитам своим непрерывным плачем, и предварительно
разрешают забрать тела убитых заложников.
Весь
остаток дня террористы ведут беспорядочный огонь из автоматического оружия и
подствольных гранатометов по людям и домам вокруг школы.
Третьего
сентября состояние заложников в спортзале доходит до критического предела.
Террористы по-прежнему не дают им воды и еды, нагнетают напряженность и
оказывают психологическое давление. Вот свидетельские показания бывших
заложников:
Заложница
Томаева: «3 сентября люди уже обезумели, я желала, чтобы быстрее все
закончилось, я хотела, чтобы мы взорвались. На третьи сутки дети не выдерживали
уже ничего, и если бы не взрыв, они бы сами уже побежали, не глядя ни на что».
Заложница
Кокаева: «3 сентября люди уже изнемогли до такой степени, что не контролировали
себя. Была нервозная обстановка. Мой сын смотрит на бомбу и говорит, - «Да
взорвись же уже, наконец».
В 11 часов
террористы подтверждают согласие на эвакуацию тел убитых. Оперативный штаб
начинает готовить группу сотрудников МЧС для их вывоза. Детали эвакуации
согласуют с террористами.
3
сентября, в 13.03-13.05, когда сотрудники МЧС грузят тело расстрелянного заложника
в машину, в спортзале школы N1 звучат два взрыва. В ходе рассмотрения
уголовного дела в отношении террориста Кулаева установлено, что один из членов
банды, действуя в соответствии с ранее разработанным планом, привел в действие
установленные в спортивном зале средней школы N1 самодельные взрывные
устройства.
Этот
ключевой эпизод оспаривается теми, кто пытается обвинить федеральные власти в
попытке штурма и перекладывает на них ответственность за взрыв. Однако
Комиссия, опираясь на многочисленные экспертизы и свидетельства, официально
установила: причина взрыва - действия террористов.
Это
подтверждают и показания заложников. Приведу лишь некоторые из них:
Заложник
Гутиев: «Первый взрыв произвели боевики. На мою голову обрушился горящий хлам.
Все стало на мне гореть».
Заложница
Томаева: «Взорвались самодельные устройства. После взрыва была гробовая тишина,
потом крик, те, кто был под окнами, они стали выпрыгивать».
Заложница
Митдзиева: «На третий день, во сколько, не знаю, никто не был готов, что сейчас
бомба взорвется. Эта бомба взорвалась. Такая оглушительная была бомба, звук был
сильный. Меня шатало».
Несмотря
на большое количество свидетельских показаний о том, что взрыв произвели
боевики, имеются несколько противоположных показаний заложников. Вероятно,
противоречивость этих свидетельств объясняется тяжелым, почти полуобморочным
физическим состоянием людей, находившихся в то время в зале.
Сразу же
после взрывов Оперативный штаб по телефону связывается с террористами. Те
отвечают: «Мы пришли сюда умереть, нам ничего не надо».
Находящиеся
в сознании заложники начинают выбегать из школы. Им в спину стреляют
террористы. Стоящие за оцеплением гражданские лица, вооруженные гладкоствольным
и нарезным огнестрельным оружием сразу же открывают хаотическую стрельбу в
сторону школы. Выбегающие заложники оказываются под шквальным перекрестным
огнем. По оценке свидетеля Гаглоева, я цитирую, «масса оружия на руках у
населения. Пальба была как на Новый год. ... С нами было двое гражданских. У
одного был «Вепрь», ружье с оптическим прицелом. Вот они палили из предбанника
там по столовой».
В
спортзале боевики добивают раненых заложников. Тех, кто может передвигаться,
заставляют идти в столовую школы. Бандитам нужен живой щит.
По словам
заложника Урманова, «Боевики ходили по залу и добивали людей, тех, кто не мог
встать. Боевики заставляли идти тех, кто остался жив, в столовую. Я приказал
дочке лежать, не шевелиться. До нас боевики не дошли, и это нас спасло».
Заложница
Калоева показала: «Террорист на моих глазах застрелил мальчика, ученика
третьего-четвертого класса. Я испугалась и приказала своим детям лечь, а сама я
легла на них. Мы пролежали минут 30, потом зашел Ходов и стал нас бить ногой в
спину, заставлял встать, и идти в столовую».
В 13.10
руководитель оперативного штаба В.А.Андреев отдает приказ о проведении операции
по спасению заложников и нейтрализации террористов. Снайперы открывают
прицельный огонь на поражение огневых точек террористов, прикрывая эвакуацию
заложников. В 13.30 Бойцы ЦСН ФСБ России входят в школу. Группа разминирования
во главе с начальником инженерных войск 58-й армии начинают разминировать
самодельные взрывные устройства под огнем террористов.
Из
столовой школы группа террористов ведет по спортзалу, спасателям и заложникам
интенсивный пулеметно-автоматный огонь, применяет ручные гранаты, ручные и
подствольные гранатометы. Бандиты используют женщин и детей в качестве живого
щита.
Александр
Торшин привел дословные показания.
Свидетель
Зангиев: «Я в оптический прицел увидел, молодую девушку в черной кофточке с
занавеской в руках, как ее толкали, мол, давай, маши в окно. И прямо из-под нее
торчал ствол автомата. Подталкивают ее и стреляют».
Заложница
Кудзиева: «Нас всех посадили на пол, давали воды, и тут же заставляли, чтобы
ставили детей на окна. Потом поставили на окна женщин, и заставляли их махать
занавесками, кричать, что здесь дети, чтобы сюда не стреляли. У боевиков была
возможность прицельно стрелять. Там было оружие, которое они клали на плечо и
стреляли. Взрыв от этого оружия был сильный, все дрожало».
Заложники,
находившиеся в этот момент в столовой, слышат мощные взрывы. Некоторые уверены,
что по ним стреляют танки.
Об этом я
хотел бы рассказать подробнее. Стрельба из танков по школе днем 3 сентября
преподносится некоторыми как очевидный факт. В качестве доказательства
приводятся показания свидетелей.
При этом,
всего в ходе судебного процесса над Кулаевым дали показания 288 человек: - 287
свидетелей и потерпевших и сам Кулаев. Но только 8 из них утверждают, что сами
видели, как танки стреляли днем 3 сентября. При этом показания этих восьми
прямо противоречат друг другу. Достоверность всех этих показаний вызывает
серьезные сомнения. В частности, одна из потерпевших на вопрос судьи:
-Почему вы
решили, что в столовую стреляли из танков? - отвечает:
- Я
видела, как летели снаряды.
Другой
дает такие показания: «Я лежал в больнице, но знаю, что по школе стрелял танк».
Парламентская
комиссия не нашла убедительных подтверждений заявлениям о том, что танки
стреляли по школе днем 3 сентября 2004 года, когда в здании оставались живые
заложники. В ходе расследования Комиссия пришла к выводу, что танк Т-72
(бортовой номер 325) произвел по зданию школы семь выстрелов из башенного
орудия после девяти часов вечера.
В 15.00
начальник ЦСН ФСБ Тихонов отдает приказ о входе в здание школы основной группы
бойцов для освобождения оставшихся заложников и уничтожения террористов. По
наблюдениям и расчетам ЦСН ФСБ России в здании еще находится около 200
заложников. Определен порядок ведения огня внутри помещений, если в них
находятся заложники, - только одиночными и только на поражение террористов.
Спасая и
закрывая собой заложников, офицеры «Альфы» и «Вымпела» вынуждены были
пренебрегать законами специальной тактики. Именно поэтому в Беслане погибло 10
бойцов спецподразделений.
Вечная
память бойцам специальных подразделений, которые отдали жизни, спасая
заложников.
Первым из
них был убит, прикрывая огнем убегавших заложников, подполковник Дмитрий
Разумовский. Спасая двоих спрятавшихся от бандитов детей, в бою с пулеметным
расчетом боевиков смертельно ранен майор Роман Катасонов.
Останавливая
боевиков, пытающихся прорваться по лестнице на второй этаж, получил осколочное
ранение прапорщик Денис Пудовкин. Несмотря на рану, он продолжал спасать заложников
и погиб, закрыв своим телом женщину с ребенком.
Освобождая
заложников в актовом зале, убит подполковник Олег Ильин.
В столовой
убит лейтенант Андрей Туркин. Спасая детей, он накрыл собой брошенную
террористом гранату.
Выводя
заложников, под пулеметным огнем боевиков погиб прапорщик Олег Лоськов.
В ближнем
бою с бандитами погиб майор Вячеслав Маляров. Майор Андрей Велько получил
смертельные ранения, прикрывая своих товарищей.
Умер по
дороге в госпиталь тяжело раненный майор Михаил Кузнецов, спасший более
двадцати заложников.
Майор
Александр Перов получил смертельные осколочные ранения, закрыв собой от разрыва
гранаты троих заложников. К шести часам вечера установлено, что в местах
скопления боевиков заложников нет. Это подтверждается показаниями свидетеля
Акулова: «Я не помню, сколько детей вынес, очень много было. Пострадавших не
было уже на момент около 17-18 часов в районе столовой. Там уже никого не было.
Всех оттуда вытащили».
После 6
часов вечера начальник ЦСН ФСБ Тихонов дает команду на поражение огневых точек
террористов из реактивных пехотных огнеметов в термобарическом снаряжении.
Тем не
менее, террористы продолжают оказывать ожесточенное сопротивление.
В 21.00 по
указанию офицера ЦСН ФСБ танк Т-72 выдвигается к столовой школы. Произведено 5
выстрелов осколочно-фугасными снарядами по трем крайним окнам правого края
столовой. В результате выстрелов обрушивается часть стены.
Затем
танк, по указанию офицера ЦСН ФСБ, перемещается за угол к стене столовой,
выходящей на железнодорожное полотно, и производит еще два выстрела
осколочно-фугасными снарядами по трем крайним окнам первого этажа.
Остававшиеся
в живых террористы уничтожены. Здание школы передано под контроль подразделений
58-й армии.
В ночь на
4 сентября в Беслан прибывает Президент РФ Владимир Владимирович Путин. Он
сразу же едет в районную больницу, где находятся жертвы террористов, и посещает
несколько отделений. В здании администрации Правобережного района Президент РФ
проводит экстренное совещание с участием Шойгу, Дзасохова, Проничева, Андреева,
Панькова, Соболева, Фридинского, Дзантиева. Вернувшись в Москву, Президент РФ
выступает с обращением к народу страны, в котором дает оценку событиям и
определяет основные приоритеты в противодействии терроризму.
Члены
Комиссии изучили и проанализировали деятельность государственных структур,
министерств и ведомств, имеющих отношение к бесланским событиям. Комиссия не
стремилась назначить виновных из числа конкретных должностных лиц. Это
прерогатива следственных органов. Однако нам важно было проанализировать
действия государственных органов как непосредственно в ходе теракта, так и до
начала событий. Парламентская комиссия стремилась определить меры, которые
позволили бы избежать повторения подобной трагедии в будущем.
На
сегодняшний день ни в одной стране мира не разработано четкой системы спасения
заложников из рук террористов-самоубийц. После того как захват осуществлен,
избежать потерь среди заложников практически невозможно.
К
сожалению, захват школы в Беслане предотвратить не удалось. Комиссия выявила
ряд серьезных проблем и недоработок, имевших место на момент совершения теракта
в Беслане.
Первое. У
органов безопасности и других правоохранительных органов отсутствовала
информация о готовящемся теракте в школе N1 г.Беслана. Это обусловлено, прежде
всего, слабостью агентурно-оперативных позиций в близком окружении лидеров
бандформирований и непосредственных исполнителей их преступных замыслов.
Боевики
Хучбарова провели в окрестностях селения Пседах Малгобекского района Республики
Ингушетия почти неделю. С оружием в руках они открыто перемещались по
территории населенного пункта, однако ни спецслужбы, ни правоохранительные
органы их не обнаружили.
Второе.
Осуществление теракта стало возможным из-за отсутствия должного контроля
исполнения на местах требований МВД России. Мероприятия по охране общественного
порядка и безопасности граждан в День знаний 1 сентября 2004 г были
организованы формально.
По данным
Комиссии, на торжественной линейке у бесланской школы N1 не было ни одного
вооруженного милиционера. Наряд дорожно-патрульной службы Управления ГИБДД МВД
Республики Северная Осетия-Алания, который должен был дежурить у школы, в
момент захвата отсутствовал.
Особое
внимание Парламентская комиссия обратила на организацию работы МВД Республики
Северная Осетия-Алания. 31 августа 2004 года в 18.00 из МВД России во все
территориальные органы внутренних дел Южного Федерального округа были
направлены телеграммы с требованием принять экстренные меры по
антитеррористической защите учебных заведений в День знаний, в частности,
обеспечить усиленную охрану школ.
Согласно
записи в журнале, в МВД Республики Северная Осетия-Алания телеграмма получена и
зарегистрирована в 21.00. Между тем, к исполнению телеграмму с резолюцией
министра внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания Дзантиева его
заместитель получил только 1 сентября в 9.15. В это время в Беслане бандиты уже
приступили к захвату школы.
Как пример
я хотел бы привести действия ГУВД Краснодарского края и Волгоградской области.
Там телеграмму получили даже позже - в ночь на 1 сентября. Однако на момент
торжественных линеек в этих регионах были приняты все предписанные меры
безопасности.
У
руководства МВД Республики Северная Осетия-Алания было 12 часов, для того,
чтобы усилить охрану школ и привести в боевую готовность личный состав, но оно
не использовало такой возможности. Кроме того, МВД Республики Северная
Осетия-Алания и МВД Республики Ингушетия не обеспечили совместных действий по
обеспечению охраны общественного порядка.
Третье.
Некоторые из боевиков, захвативших школу, ранее привлекались к уголовной
ответственности, в том числе по статье «терроризм и участие в незаконных
вооруженных формированиях». Однако в силу различных обстоятельств бандиты были
отпущены на свободу. Так, за два месяца до событий в Беслане участник захвата
Шебиханов получил оправдательный вердикт присяжных заседателей, несмотря на
доказательства его участия в другом теракте. По представлению Генеральной
прокуратуры этот приговор был отменен только в ноябре 2004 года - спустя два месяца
после уничтожения боевика.
Эти
обстоятельства позволили банде Хучбарова беспрепятственно подготовиться,
пересечь административную границу и без всякого сопротивления приблизительно за
двадцать минут захватить в заложники более тысячи детей и взрослых 1 сентября
2004 года. После захвата школы в ходе контртеррористической операции
федеральные органы государственной власти, включая ФСБ, МВД, Министерство
обороны, МЧС и Минздравсоцразвития, органы государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления действовали адекватно сложившейся ситуации и не
вышли за пределы штатных предписаний и полномочий.
Оперативный
штаб сосредоточил основные усилия на переговорах с бандитами для освобождения и
спасения максимально возможного количества людей.
Оперативный
штаб действовал с соблюдением требований федерального законодательства и
ведомственных нормативных правовых актов. Это подтверждают материалы
расследования. В обострившейся обстановке 3 сентября он предпринимал меры,
которые были необходимы для сохранения жизни и здоровья людей.
В то же
время парламентское расследование выявило ряд серьезных проблем. Они касаются
как профессиональной подготовки руководителей и участников
контртеррористической операции, так и организации работы Оперативного штаба.
В его состав
не были включены Президент Республики Северная Осетия - Алания Дзасохов,
председатель Парламента Мамсуров, министр внутренних дел Республики
генерал-лейтенант Дзантиев и ряд других должностных лиц.
Не была
должным образом организована работа по информированию населения. Например,
жителям Беслана и представителям СМИ долгое время сообщалось число заложников,
явно не соответствующее действительности.
После
теракта в г. Беслане система противодействия терроризму принципиально
изменилась. Прежде всего, этому способствовало принятие на федеральном уровне
ряда нормативно-правовых актов. Так, в соответствии с Федеральным законом «О
противодействии терроризму», в разработке которого принимали активное участие
члены Комиссии, Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму»
создан Национальный антитеррористический комитет.
Закон «О
противодействии терроризму» четко определяет должностных лиц, ответственных за
принятие решения о проведении контртеррористической операции. Предельно
уточнена компетенция руководителя оперативного штаба по проведению операции и
самого штаба, антитеррористических комиссий субъектов РФ, ГрОУ.
Кроме
того, в Докладе представлен разработанный Комиссией пакет предложений и
инициатив по дальнейшему совершенствованию законодательства в области
противодействия терроризму.
Уроки
Беслана учтены во всех сферах антитеррористической деятельности. Многое сделано
для противодействия террористической угрозе, как на Северном Кавказе, так и на
территории России в целом. Осуществлены конструктивные изменения правового и
организационно-управленческого характера.
Правоохранительные
органы беспощадно борются с террористическим и бандитским подпольем. Только в
первой половине 2006 г. в Северо-Кавказском регионе ликвидировано более 100
главарей и активных членов бандформирований. Только в 2005 г. раскрыто почти
65% преступлений террористического характера. Это существенно превышает
показатель 2004 г., составлявший всего 27,5%.
Практически
полностью уничтожена вся верхушка террористического подполья. Не осталось в
живых почти никого из тех, кто, прикрываясь именем чеченского народа, под
знаменем сепаратизма организовывал на Северном Кавказе международную
террористическую сеть.
После
ликвидации руководства террористическое движение на Северном Кавказе в
значительной степени дезорганизовано и деморализовано. Тем не менее, его
деятельность по-прежнему должна находиться под пристальным вниманием силовых
структур. Религиозный и националистический экстремизм, напряженная
социально-экономическая обстановка в Северо-Кавказском регионе, механизмы
теневой экономики и коррупция в органах власти все еще поддерживают
относительно благоприятные условия для развития терроризма.
Устранение
перечисленных факторов возможно только при системном подходе к противодействию
террористической угрозе, подразумевающим незамедлительное принятие
дополнительного комплекса мер правового, общественно-политического,
административного, социально-экономического и силового характера. В связи с
этим Парламентская комиссия выработала ряд предложений, которые подробно
представлены в соответствующих разделах Доклада.
Бесланская
трагедия стала для России поворотным этапом в борьбе с международным
терроризмом. С 1995 года до сентября 2004 года в России было совершено более 40
крупных террористических актов. Взрывы жилых домов, самолетов и поездов,
захваты заложников были тогда повседневной реальностью. Теракт в Беслане 1-3
сентября 2004 года мобилизовал те ресурсы российского государства и общества,
которые позволили в корне переломить ситуацию.
После
Беслана в России не совершено ни одного масштабного теракта против мирного
населения.
В первые
же дни после трагедии высшее политическое руководство официально признало: «Против
России идет война». Террористы открыто угрожают основам конституционного строя,
правам и свободам российских граждан, целостности и независимости государства.
Нашу
победу в этой войне определяет наличие эффективной стратегии, комплексных
действий и консолидации государства и общества перед глобальной угрозой,
бросившей вызов РФ на рубеже тысячелетий.
На этом
Александр Торшин закончил свое выступление.