18.04.07 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Внеочередное 200-е заседание Совета Федерации

Валентин Завадников едва не завалил поправки в техрегулирование

 

Сергей Миронов предлагает создать Гайд-парк и пусть там балаболят несогласные

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает, что участники «Марша несогласных», состоявшегося в Москве в субботу, не являются реальной оппозицией и не находят отклика у народа.

Однако, комментируя журналистам ситуацию с этой акцией, спикер назвал «перебором» действия правоохранительных органов.

«Под горячую руку попали и невинные люди, а это никуда не годится», - отметил спикер.

Он убежден, что таким образом вольно или невольно делается реклама горстке людей, которые отрабатывают иностранные гранты.

Сергей Миронов считает, что надо создать некий Гайд-парк, пусть они там говорят и спорят. По мнению спикера, все равно их вряд ли кто поймет и услышит, поскольку большинство россиян придерживаются другой точки зрения.

 

Инициатива Миронова по третьему сроку Путина не нашла критики в регионах

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов сообщил сегодня на брифинге для журналистов о реакции региональных парламентов на его предложение обсудить вопрос о продлении срока полномочий Президента РФ.

«Отрицательных ответов из регионов не поступило» - заявил спикер.

По его словам, девять субъектов Федерации, где в разной форме состоялись обсуждения данного вопроса, высказались за продление срока полномочий главы государства или увеличение количества сроков пребывания на посту президента.

Как считает С.Миронов, такая реакция регионов является во многом отражением мнения большинства россиян.

Спикер сослался на данные социологического опроса ВЦИОМ, согласно которым поддерживают идею увеличения срока пребывания на посту президента сегодня 69% россиян.

«Региональным парламентариям, и особенно представителям партии «Единая Россия», проявляющим нежелание обсуждать этот вопрос, должно быть небезынтересно мнение граждан», - считает Сергей Миронов.

Он бы хотел, чтобы этот вопрос обсуждался широко и публично, эта позиция находит понимание у коллег.

Сергей Миронов считает, что обсуждать на уровне парламентов его идею и нужно, и полезно.

Напомним, что на 198-м пленарном заседании Совета Федерации 30 марта. переизбранный на следующий срок спикер Сергей Миронов в своей речи выступил с предложениями по внесению изменений в 81-ю статью Конституции России. С.Миронов считает, что срок четыре года для президента такой страны, как Россия, это слишком мало, надо продлить полномочия до пяти, может быть даже до семи лет. Кроме того, он считает необходимым внести норму о том, что президент России не может замещать свой пост более трех сроков подряд. С.Миронов предложил провести всероссийские парламентские слушания, не принимая каких-либо официальных решений, чтобы окончательное решение осталось за президентом Владимиром Владимировичем Путиным.

 

Сенаторы не поняли, что будет с Резервным фондом и Фондом будущих поколений при сокращении нефтегазовых доходов

Совет Федерации одобрил сегодня на своем 200-м заседании закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Документ представила замминистра финансов Татьяна Голикова, его поддержали 127 сенаторов, 1 воздержался.

Напомним, что обновленный Бюджетный кодекс определяет переход на трехлетний бюджетный цикл, после вступления закона в силу в Госдуму может быть внесен бюджет на три последующих года.

При обсуждении закона председатель комитета по бюджету Евгений Бушмин поддержал его, но отметил опечатку - вместо статьи 96.1 (в тексте закона цифра 1 должна быть указана в верхнем регистре) получилась статья 961, что должно было быть формальным поводом отклонения документа, однако сенаторы опечатку просто исправили.

В заключении профильного комитета СФ по бюджету указано, что правительством РФ практически представлена новая редакция Бюджетного кодекса РФ, так как предлагаемые изменения затрагивают большинство норм действующей редакции Кодекса.

Бюджетный кодекс РФ в данной редакции создает правовую основу для принципиально новой организации бюджетного процесса в РФ, усиления самостоятельности и ответственности всех уровней власти с целью повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Основными новациями предлагаемых изменений являются: переход к среднесрочному планированию и формированию бюджетов, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, на трехлетний период; более тесная увязка бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами, исполнением публичных обязательств сектора государственного управления, выполнением государственных (муниципальных) заданий; совершенствование бюджетного процесса в части составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; детальное описание полномочий участников бюджетного процесса; планирование бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые обязательства; утверждение Бюджетным кодексом РФ основных позиций бюджетной классификации РФ.

Рассматриваемым Федеральным законом предлагается утвердить переход к формированию федерального бюджета на трехлетний период. Для субъектов РФ и муниципальных образований предусмотрена возможность постепенного перехода к трехлетнему бюджету.

Переход к среднесрочному планированию основан на методе «скользящей трехлетки», при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего годов становятся основой для следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок третьего года.

Рассматриваемым Федеральным законом предлагается дальнейшее развитие понятия «расходные обязательства». В составе расходных обязательств особо выделяются публичные нормативные обязательства, являющиеся обязательствами в денежной форме перед населением, установленные законами или нормативными правовыми актами, и исполняющимися в полном объеме.

В целях повышения устойчивости федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ предусматривается резервирование бюджетных средств в виде «условно утвержденных расходов», которые составят от общей суммы расходов на первый год планового периода не менее 2,5 процента и на второй год планового периода - не менее 5 процентов. Создание данного резерва позволит в случае непредвиденного сокращения доходов в плановом периоде обеспечить выполнение принятых обязательств.

Принятие новой редакции Бюджетного кодекса РФ потребует от Правительства РФ внесения изменений в значительное количество нормативных актов в кратчайшие сроки, от чего зависит успешная реализация данного Федерального закона.

Предлагается новый подход к формированию и утверждению инвестиционных расходов. Из федерального, регионального или местного бюджета будут финансироваться только объекты, относящиеся соответственно к государственной собственности РФ, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности. Для поддержки строительства объектов нижестоящих бюджетов бюджетной системы предлагается передавать из одного бюджета другому средства в виде субсидий, предусмотренных долгосрочной целевой программой, на реализацию аналогичной программы, реализуемой за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетные инвестиции из федерального бюджета будут осуществляться в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, формирование которой будет проводиться в порядке, установленном Правительством РФ. При этом следует отметить, что расходы на финансирование указанной программы не будут утверждаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В федеральном законе о федеральном бюджете предлагается отражать отдельными строками только объекты сметной стоимостью более 8 000 млн. рублей и включенные в федеральную адресную инвестиционную программу по соответствующему виду расходов в составе ведомственной структуры расходов.

Для введения нового порядка планирования бюджетных инвестиций предусмотрен переходный период на 2008-2009 годы, в течение которого данное планирование должно проводиться с учетом переходных положений, которые должны быть установлены Правительством РФ в срок не позднее 1 декабря 2007 года. Комитет отмечает, что Правительство РФ в рамках указанных положений должно решить вопрос финансирования объектов незавершенного строительства в регионах, на которые ранее выделялись средства федерального бюджета.

Бюджетный кодекс РФ дополнен отдельной статьей об Инвестиционном фонде РФ, устанавливающей, что средства данного фонда используются для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. При этом рассматриваемый Закон не уточняет, что понимается под государственно-частным партнерством. Кроме этого, только за Правительством РФ закрепляется право по отбору инвестиционных проектов, а также по разработке порядка формирования и использования средств данного фонда.

Рассматриваемым Федеральным законом вносится ряд изменений в части финансовых взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В целях повышения финансовой дисциплины и качества управления региональными (муниципальными) финансами предлагается введение дополнительных условий по предоставлению межбюджетных трансфертов для дотационных и высокодотационных субъектов РФ и муниципальных образований, а именно для субъектов РФ и муниципальных образований, у которых доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах превышает 20% для них. Применяются дополнительные ограничения по установлению расходных обязательств и объему расходов на оплату труда государственных (муниципальных) служащих и (или) содержание органов власти. Для высокодотационных регионов и муниципальных образований, у которых доля трансфертов превышает, соответственно, 60% и 70% собственных доходов, также вводятся требования по заключению с вышестоящими финансовыми органами соглашений о повышении эффективности использования бюджетных средств и ежегодному проведению проверки годового отчета об исполнении бюджета.

В рамках данного Закона объединяется Фонд софинансирования социальных расходов и фонд регионального развития в Федеральный фонд софинансировая расходов. Распределение средств указанного фонда в рамках единой методики предоставит субъектам РФ более широкие возможности в выборе направлений оказания финансовой поддержки из федерального бюджета.

Необходимо отметить, что учтены некоторые предложения Совета Федерации по вопросам, касающимся межбюджетных отношений. В частности, установлено, что общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной обеспеченности субъектов РФ, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ.

Кроме этого, новой редакцией Бюджетного кодекса РФ установлено, что Комитет Совета Федерации по бюджету будет рассматривать поправки по всем межбюджетным трансфертам, за исключением межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ, в рамках второго чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Сделан дальнейший шаг в деле унификации бюджетной классификации и системы бюджетного учета. Предлагается отказаться от утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом. При этом основные позиции бюджетной классификации установлены Бюджетным кодексом РФ.

Существенные изменения внесены в Бюджетный кодекс РФ в части упорядочения бюджетного процесса, в том числе рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Федеральным законом предусмотрено рассмотрение проекта федерального бюджета в Государственной Думе в трех чтениях.

В первом чтении предлагается рассматривать наряду с основными характеристиками проекта федерального бюджета расходы на исполнение публичных нормативных обязательств и общий объем условно утверждаемых расходов планового периода. Во втором чтении будут рассматриваться и утверждаться бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюдждетных трансфертов (вносимое вместе с соответствующими методиками к первому чтению), утверждение программ предоставления государственных кредитов и государственных гарантий, а также текстовые статьи. В третьем чтении предлагается утверждать ведомственную структуру расходов и проект федерального бюджета в целом.

Законодательное закрепление бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств в полной мере отвечает поставленной в Бюджетном послании Президента РФ на 2007 год задаче по дальнейшему расширению самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, а также создает необходимые предпосылки для развития бюджетирования, ориентированного на результат.

В ходе подготовки проекта федерального закона ко второму чтению Правительством РФ были подготовлены поправки, изменяющие существенным образом главу 13.1 Бюджетного кодекса «Стабилизационный фонд РФ». Нормами Федерального закона реформируется механизм, заложенный в основу функционирования Стабилизационного фонда РФ. Стабилизационный фонд РФ разделяется на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Данное нововведение существенным образом меняет сложившуюся структуру федерального бюджета, разделяя его доходную часть на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы федерального бюджета, формируются в результате уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета являются источником финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Нормативная величина Резервного фонда устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере в объеме 10 процентов от прогнозируемого на соответствующий финансовый год и плановый период валового внутреннего продукта. Наполнение Фонда будущих поколений осуществляется в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда превышает его нормативную величину. При этом в Бюджетном кодексе РФ не установлено, что будет с Резервным фондом и Фондом будущих поколений при ненефтегазовом дефиците федерального бюджета и резком сокращении нефтегазовых доходов.

За счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда (вследствие недостаточности нефтегазовых доходов) формируется нефтегазовый трансферт, которым будет покрываться так называемый ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, который образуется как разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объемом расходов федерального бюджета.

Комитет СФ по бюджету отметил, что в ходе обсуждения проекта рассматриваемого федерального закона в Государственной Думе не были найдены согласованные решения по целому ряду принципиальных для Совета Федерации позиций. В частности, были отклонены поправки членов Комитета Совета Федерации по бюджету, направленные на пополнение доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Комитет считает, что необходимость пересмотра распределения доходов по уровням бюджетной системы обусловлена, прежде всего, законодательным закреплением новых расходных полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления за последнее время, что требует дополнительных финансовых ресурсов.

Также в Государственной Думе не была поддержана поправка членов Совета Федерации, предусматривающая создание трехсторонней комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений в РФ и включение ее в состав участников бюджетного процесса. Указанная норма позволила бы законодательно закрепить статус существующей рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в РФ и утвердить полномочия по предварительному рассмотрению методик распределения межбюджетных трансфертов.

В условиях перехода от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результат, а также в условиях расширения самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств, считаем необходимым сохранить в Бюджетном кодексе РФ нормы, устанавливающие ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств.

Рассматриваемым Законом переработаны положения, определяющие порядок внесения, рассмотрения и утверждения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Комитет считает необходимым увеличить сроки рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой указанного федерального закона, которые в представленной редакции составляют 5 дней.

В предлагаемой редакции Бюджетного кодекса РФ не нашло отражение определение результативности использования бюджетных средств, показатели результативности бюджетных расходов отсутствуют и в составе документов, представляемых с проектом бюджета в законодательные и представительные органы власти. Комитет также считает необходимым в состав документов, представляемых одновременно с проектом бюджета, включать и обоснование бюджетных ассигнований главных распорядителей средств бюджета.

Кроме этого, не нашло поддержки предложение членов Совета Федерации о необходимости определения в Бюджетном кодексе РФ правовых основ функционирования государственных внебюджетных фондов. Позиция Совета Федерации обусловлена тем, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, устанавливающий общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов.

Комитетом Совета Федерации по бюджету неоднократно отмечалась необходимость доработки положений государственного финансового контроля. Сложившиеся противоречия в системе государственного финансового контроля отражаются в виде размытости полномочий участников данного процесса, бессистемности в области ведомственного финансового контроля.

Комитет отмечает, что внесенные изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ направлены на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в РФ. Принятие рассматриваемого законопроекта позволит впервые принять трехлетний федеральный бюджет на 2008 - 2010 годы, что станет основой формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на среднесрочный период. Однако в рассматриваемом Федеральном законе не все назревшие проблемы бюджетного законодательства нашли свое отражение, в связи с чем считаем необходимым в дальнейшем продолжить работу по совершенствованию бюджетного законодательства.

127 0 1

 

Сенаторы все же недовольны новым Бюджетным кодексом

Совет Федерации принял сегодня решение на внеочередном 200-м пленарном заседании создать рабочую группу по совершенствованию бюджетного законодательства РФ.

В постановлении верхней палаты отмечается, что представленный закон о Бюджетном кодексе закрепляет положительные тенденции бюджетного планирования. Однако по мнению авторов постановления некоторые назревшие проблемы в рассмотренном законе так и не нашли урегулирования.

Программно-целевой метод планирования, суть которого заключается в бюджетировании, ориентированном на результат, является основой для формирования бюджетов. Вместе с тем законом не предусматривается представления в законодательные органы государственной власти показателей результативности бюджетных расходов. Возникший дисбаланс между полномочиями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их финансовым обеспечением, отмечается в постановлении, может быть устранен, в том числе путем перераспределения нормативов отчисления от федеральных налогов и других доходов в пользу соответствующих бюджетов. Указанным законом, подчеркнули авторы постановления, эти нормативы не уточнены, что в дальнейшем негативно отразится на состоянии бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Остается нерешенной и задача четкого разграничения полномочий в сфере государственного финансового контроля, констатировали парламентарии. «Отсутствие такого разграничения приводит к нескоординированности в деятельности контрольных органов.

В постановлении отмечено, что решения требуют вопросы, связанные с определением правового статуса и общих принципов деятельности государственных внебюджетных фондов, созданием целевых бюджетных фондов. Кроме того, указал Совет Федерации, в Бюджетный кодекс РФ не включены положения, касающиеся рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в России, не закреплен ее правовой статус. По убеждению парламентариев, это затрудняет процедуру согласования между Правительством России и палатами Федерального Собрания РФ решений, связанных, в частности, с распределением межбюджетных трансфертов в соответствии с установленными методиками.

 

Сенаторы не без возражений одобрили поправки по техрегулированию

Совет Федерации одобрил сегодня в итоге дискуссии закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», его поддержали 114 сенаторов, 8 было против и 2 воздержались.

Поправки устанавливают возможность принимать технические регламенты не только федеральными законами, но и постановлениями Правительства РФ, а также исключают деление технических регламентов на виды.

на 200-м внеочередном пленарном заседании был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Профильный Комитет СФ по промышленной политике подготовил отрицательное заключение по данному закону, председатель комитета Валентин Завадников высказался за отклонение документа, предложив создать согласительную комиссию.

Основная претензия комитета к законопроекту состоит в отсутствии критериев того, в каких случаях техрегламенты могут приниматься федеральными законами, а в каких - постановлениями Правительства, что может вызвать сложности в правоприменительной практике.

Предлагаемая законом возможность принятия технических регламентов постановлениями правительства снижает, по мнению комитета СФ, степень общественного контроля за сферой технического регулирования и участия общества в процессе разработки технических регламентов.

Представитель комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Николай Медведев в своем выступлении сказал, что мы существенно запаздываем с поправками в закон «О техническом регулировании». В ближайшие годы должны быть приняты, как минимум, 17 законов по техническим регламентам. Н.Медведев считает, что нельзя тормозить внесение поправок в закон «О техническом регулировании», поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья граждан.

Вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова высказалась за одобрение закона. По ее мнению, это позволит ускорить дальнейшее принятие технических регламентов, разработка которых ведется на протяжении двух лет, к настоящему времени разработаны 10 технических регламентов, два из которых получили положительные заключения правительства.

114 8 2

 

Hosted by uCoz