В конце – несколько
интервью об «антикризисных» законах, состоянии банков, страны и мира
23.10.08 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Спасти рядового Резника,
а заодно и Родину защитить
Властные кланы
растаскивают постсоветскую рыночную систему
Какими будут очередные
антикризисные законы, парламентариям оставалось неясным до последнего момента.
В четверг на дополнительном заседании их принимает Дума, а в понедельник –
Совет Федерации.
«Антикризисное» у нас
теперь все, от поправок в закон о Центробанке до бюджета. Принимая в пакете
право Центробанка спекулировать на бирже, третьи за год изменения действующего
бюджета и бюджеты на следующую трехлетку, депутаты Думы из числа сторонников
правительства почувствовали себя обманутыми. Они сами дали Минфину
неограниченные полномочия, точка невозврата пройдена в момент одобрения
переделанного Бюджетного кодекса. Когда к началу века у нас появились
дополнительные доходы, бюджет из дефицитного стал профицитным, возмущение Думы
вызывало стремление Минфина утвердить фактически произведенные расходы лихих
денег в конце года. Сейчас депутатам предлагается утвердить наперед право
Минфина распорядиться деньгами, перекидывая их не только между статьями бюджета
(«горизонтально»), но и по годам между бюджетами («вертикально»).
Раньше на поле
законодательного боя в Думе выступала Татьяна Голикова, при ней случился подлог
в бюджете-2002, когда выпала императивная норма ограничения роста тарифов. В
отличие от нее, ее преемница в той же роли замминфина Татьяна Нестеренко
спокойна. Она было вспылила на заседании комитета, визжала и брызгала слюной.
Но быстро успокоилась, пусть дальше депутаты кипятятся, все равно примут.
Ситуация с законопроектом
по Центробанку иная. Думский проводник всех наших антикризисных побед, глава
комитета по финансовому рынку Владислав Резник попал под схему, примененную в
прошлом к Павлу Бородину или Евгению Адамову – только что этот честный
исполнитель не арестован за чужие грехи в своей недвижимости на Майорке. Что в
итоге будет представлять в итоге борьбы наш Центробанк, оценить можно будет
тогда, когда это никому не будет интересно. Аналогично получилось с советским
Центробанком. Разница в том, что двадцать лет назад производная структура
Femako была на Вирджинских островах около США, сейчас для проводки активов используется
Агентство по страхованию вкладов. Оно тут же, под боком, и его трясет от
возбуждения. Сотрудников там немного, не как в раздутом ЦБ, а роль возложена на
них большая и опасная. Сейчас реструктуризацию банков производит ВЭБ, ее
передадут АСВ, добавив к функциям АСВ по страхованию вкладов и ликвидации
банков. Передадут вместе с деньгами в объеме 200 миллиардов. Сколько денег
пойдет в будущем, зависит от развития ситуации в стране и мире.
В антикризисной
законодательной истерии разобраться по сути никто не может. Очевидна угроза
возврата к советской монопольно-казначейской системе. Дискуссия проявляет
условно говоря войну властных кланов, растаскивающих то, что попало под угрозу.
На этом фоне в Думе произошло событие, еще раз подтверждающее правило: наша
власть едина в одном. Она не может принять решение, которое не примут люди.
Чтобы услышать реакцию общества, мало потрясти Думу каким-то идиотизмом, он
должен быть понятен всем. Что и произошло с проектом обязательного страхования
жилья, он отозван.
Сообщения
Депутаты
спасают Россию от мирового кризиса
Госдума
собирается сегодня на внеочередное пленарное заседание для одобрения очередных
антикризисных законов.
Об этом
сообщил журналистам по итогам Совета Думы в четверг спикер нижней палаты
Федерального Собрания Борис Грызлов.
«Внеочередное
пленарное заседание Государственной Думы вызвано тем, что мы принимаем
законопроекты, которые призваны обеспечить стабильность финансового рынка и
экономики России в целом. Нужно оградить Россию от мирового финансового
кризиса, пока это удается, но существует необходимость принятия дополнительных
финансовых мер» – сказал спикер.
По его
словам, для этого принимаются поправки в действующий бюджет на 2008 года и
плановый период 2009-2010 годов, также закон в связи с принятием закона о
бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов.
Борис
Грызлов также сообщил, что предположительно 29 октября Госдума рассмотрит
президентские законы о ратификации соглашений с Абхазией и Южной Осетией,
окончательная дата определится Советом Думы 28 октября.
Отметим,
что в понедельник 27 октября комитет по финансовому рынку обсуждает уточненный
вариант Единой денежно-кредитной политики, который Центробанк разместил в
Интернете.
Минфину
Дума не нужна, да депутаты-бюджетники не хотят остаться не у дел
Президентская
сторона поддерживает не столько те законы, которые принимает сегодня Госдума,
сколько комплекс мер, предлагаемый Советом при президенте под руководством
вице-премьера Игоря Шувалова, в который входят главы профильных комитетов палат
парламента Владислав Резник и Дмитрий Ананьев. Об этом сказал нашему
корреспонденту представитель президента в Госдуме Александр Косопкин, отвечая
на вопрос о правительственной поправке ко второму чтению законопроекта,
принимаемого в связи с законом о бюджете на следующую трехлетку. Речь идет о
внесении в Бюджетный кодекс нормы о дополнительных полномочиях Минфина без
утверждения законом и соответственно без обсуждения в Думе перераспределять
средства «вертикально», т.е. между бюджетами разных годов. На принятии поправки
настаивала замминфина Татьяна Нестеренко, однако комитет по бюджету и налогам
ее не поддержал.
«Мы
поддерживаем те решения, которые выработал «антикризисный штаб», как вы его
называете, который возглавляет Игорь Шувалов. А Нестеренко предлагала несколько
другие меры» – пояснил представитель президента. По его словам, она предлагает
некие полномочия передать правительству в лице Минфина. «Вот все» – сказал
А.Косопкин.
Отвечая на
вопрос о возражения эсерки Оксаны Дмитриевой против права Центробанка
спекулировать на бирже, Александр Косопкин подчеркнул, что сейчас никак нельзя
без расширения возможностей Центробанка.
«Ну,
Дмитриева всегда шумит. А без этого никак нельзя, не дать право Центробанку.
Поэтому мы здесь поддерживаем» – заключил представитель президента.
Отвечая
главе комитета по СНГ Алексею Островскому, который хотел поговорить с ним
наедине после того, как уйдет журналист, А.Косопкин с присущим ему политическим
юмором заявил, что это депутат несвободен, а пресса у нас независимая.
Предложений
в повестку дня (разминки) не было, депутаты сразу перешли к обсуждению
законопроектов.
Законопроекты,
рассматриваемые во втором чтении
2.
107474-5
Законодательные
шабашники заштопали действующий бюджет в воскресенье
Госдума
одобрила в итоге дискуссии правительственный закон «О внесении изменений в
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009
и 2010 годов».
Документ
принят в первом чтении 17.10.08, сегодня его поддержали как во втором (384
«за», 55 против, 2 воздержались), так и в заключительном третьем чтении (388
«за», 55 против, 1 воздержалось).
При
обсуждении поправок коммунист Владимир Кашин настаивал на рассмотрении своей
поправки, которая была подана в бюджетный комитет позже окончания срока приема
поправок в воскресенье. Николай Коломейцев настаивал на том, что Дума в
воскресенье не работает по Конституции. Докладчик, зампред ответственного
комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба объяснил возмущенным коммунистам,
что комитет работает по субботами и воскресеньям.
Представитель
фракции «Справедливая Россия» Вера Лекарева настаивала на принятии поправок по
увеличению финансирования спорта и детских программ. Она считает, что покупку
здания для Минрегионразвития можно отложить, министерство может остаться там,
где сидел Козак. Поправки Лекаревой отклонили.
Законопроект
вносит изменения в базовый закон, не изменяющие основные характеристики
федерального бюджета на 2008 год и предусматривающие увеличение бюджетных
расходов на 172,3 млрд. руб. за счет: 41,9 млрд. руб. – экономия (сокращение)
ассигнований; 16,1 млрд. руб. – уменьшение ассигнований в 2008 году с
одновременным их увеличением на те же цели в 2009 году; 114,3 млрд. руб. –
неиспользованные средства Инвестиционного фонда РФ.
Увеличение
ассигнований будет направлено в 2008 году: 75,0 млрд. руб. – на увеличение
имущественного взноса РФ в уставной капитал ГК «Внешэкономбанк» для реализации
дополнительных мер по поддержке финансовой системы России; 60,0 млрд. руб. – на
увеличение взноса РФ в уставной капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному
кредитованию»; 4,1 млрд. руб. – на увеличение Резервного фонда Правительства РФ
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 4,0 млрд. руб. на
увеличение взноса РФ в уставной капитал ОАО «Росагролизинг»; – 7,0 млрд. руб.
на исполнение судебных решений по искам к казне РФ; – 16,9 млрд. руб. на
реализацию мер по ликвидации последствий грузино-осетинского конфликта (еще 8,0
млрд. руб. в 2009 году) и др.
Кроме
того, предлагается в 2009 году дополнительно направить 60 млрд. руб. на закупку
вооружения, военной техники и НИОКР.
Согласно
закону, правительство РФ в 2008 году вправе осуществить имущественный взнос в
госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов» в размере 200 млрд. руб.;
направить 175 млрд. руб. на реализацию мер по поддержке финансового рынка и
отраслей экономики России и 21 млрд. руб. Минобороны России на строительство и
приобретение жилья для военнослужащих. В случае неполного использования средств
Инвестиционного фонда правительство направит 10 млрд. руб. на предоставление
субсидий субъектам РФ на компенсацию сельхоз. товаропроизводителям части
расходов на дизельное топливо; 500 млн. дол. США (в рублевом эквиваленте) на
Программу предоставления государственных финансовых и государственных
экспортных кредитов.
Второе
чтение 384 55 2 14:25
Третье
чтение 388 55 1 14:26
4. 94806-5
Минфин не
хочет финансировать прежние обязательства государства
Госдума
одобрила без обсуждения закон по отсрочке гособязательств в части чеков
«Урожай-90» Федерального закона «О государственных долговых товарных
обязательствах» и Федерального закона «О базовой стоимости необходимого
социального набора».
Соответствующий
документ «О приостановлении действия отдельных законодательных актов РФ в связи
с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов» принят в первом чтении 19.09.08, сегодня его поддержали как
во втором чтении (344 «за», 54 против), так и в заключительном третьем чтении
(358 «за», 59 против).
Представил
законопроект зампред Комитета по бюджету и налогам Геннадий Кулик, который в
прошлом имел не последнее отношение к чековым аукционам. Он сообщил, что
поправок ко второму чтению не поступило.
При
обсуждении Нина Останина (КПРФ) поставила вопрос о базовой стоимости
необходимого социального набора, однако председательствующий Борис Грызлов
заявил, что это выступление по «мотивам голосования» и тем пресек обсуждение.
Законопроектом
предлагается приостановить до 1 января 2012 года действие ФЗ «О государственных
долговых товарных обязательствах» (в части чеков «Урожай-90» и обязательств
государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции) и «О
восстановлении и защите сбережений граждан РФ» (в части перевода
гарантированных сбережений граждан в Сбербанке России и организациях
государственного страхования в целевые долговые обязательства РФ), в связи с
тем, что федеральным бюджетом на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов не предусмотрены средства на их реализацию.
Второе
чтение 344 54 0 14:29
Третье
чтение 358 59 0 14:30
5. 47683-5
Депутат
Резник уверен, что Центробанк не будет спекулировать на фондовом рынке
Закон дает
возможность Центробанку спекулировать акциями, мы подрываем фондовый рынок ни в
одной стране такого нет. С такой позицией выступил коммунист Борис Кашин при
обсуждении законопроекта второго чтения о наделении Банка России правом
выступать участником торгов на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов
торговли на рынке ценных бумаг.
Б.Кашин
пытался доказать Думе необходимость принятия поправки о том, что Банк России
может продавать только акции учреждений, которые передали ему свои активы и
исчезли.
Председатель
Комитета по финансовому рынку Владислав Резник выступил против поправок
Резника. По его словам, они противоречат друг другу и запрещают даже сделки
РЕПО. Главе комитета очевидно, что Банк России не будет игроком на рынке ценных
бумаг.
Однако
Б.Кашин настаивал на том, что сделки РЕПО осуществляются и сейчас, поэтому он
настаивал на том, чтобы оставить все как есть и не давать новых полномочий
Центробанку.
Госдума
отклонила все поправки Кашина, одобрив поправку Резника. В итоге дискуссии
соответствующий документ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
Центральном банке РФ (Банке России)» и статью 12 Федерального закона «О рынке
ценных бумаг» принят в первом чтении 17.10.08, сегодня его поддержали во втором
чтении 386 депутатов, 59 было против.
Позже
закон был принят в окончательном виде, в третьем чтении его поддержали 385
депутатов, 51 был против и 3 воздержалось.
После
голосования во втором чтении В.Резник поблагодарил депутатов за поддержку
закона, его ждет фондовый рынок.
По замыслу
авторов инициативы, Банк России вправе выступать участником торгов на торгах
фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг при
проведении операций на открытом рынке. Предлагается дополнить перечень
операций, проводимых ЦБ РФ на открытом рынке, операциями продажи ценных бумаг
(в том числе акций), список которых будет определяться решением Совета
директоров Банка России. Устанавливаются требования к раскрытию информации об
объеме сделок, совершенных им на торгах фондовых бирж и (или) иных
организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Второе
чтение 386 59 0 14:45
Третье
чтение 385 51 3 15:39
Законопроекты,
рассматриваемые в первом чтении
6.
115185-5
Функции
АСВ расширяются и роль его резко возрастает
Госдума в
срочном порядке одобрила закон «О дополнительных мерах для укрепления
стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», который вводит
рыночный инструмент санации банков.
Документ
внесли 21.10.08 депутаты В.М.Резник, Ю.Б.Зеленский,
К.Б.Шипунов, Ю.О.Исаев, Л.В.Пепеляева, сегодня его поддержали как в первом
чтении (368 «за», 31 против, 2 воздержалось), так и в
заключительном третьем (382 «за», 53 против).
Представил законопроект один его авторов, председатель Комитета по финансовому рынку Владислав Резник. Он пояснил, что Центральный банк, когда видит, что состояние банка угрожающее, ничего сделать не может, он вправе только отзывать лицензию. Об этом В.Резник сказал в ответ на вопрос Владимира Жириновского о том, зачем нужен посредник из чиновников и это не может делать сам Центробанк.
В.Резник
также объяснил, отвечая на вопрос Сергея Штогрина, что АСВ может продать
проблемный банк третьему лицу, при этом акционеры банк потеряют, но вкладчики
будут сохранены. По словам главы комитета, рыночные механизмы санации банков
никак не противоречат тем мерам, которые были приняты раньше. Сбербанк уже
получил первый субодинированный кредит 150 млрд руб. По мнению докладчика, не
оснований полагать, что будут проблемы у мелких банков.
При
обсуждении законопроекта Сергей Иванов (ЛДПР) указал на отсутствие заключения
правительства. По словам В.Резника, заключение правительства не требуется,
потому что согласно тексту, 200 миллиардов может быть выделено, а может и не
быть выделено.
Валентин
Романов (КПРФ) предупредил о возможности мутной волны коррупции. Владимир Кашин
(КПРФ) спросил, почему мы сегодня пытаемся спасать тысячи банков, которые не
приносят пользу России, и почему не принимали таких мер ранее при банкротстве
предприятий промышленности. Резник полагает, что рыночные средства санации
банков направят деньги и в промышленность.
Отвечая на
вопросы, В.Резник утверждал, что наш Стабфонд и ЗВР не вкладывались в
рискованные бумаги, только в triple-A, гарантированные правительством США. По словам,
главы комитета, гарантированы и средства, вложенные в ипотечные агентства Freddy Mac и Fanny May.
В
выступлении от фракции КПРФ Борис Кашин заявил, что законопроект направлен на
все большее расширение прав Центробанка и придания ему все более причудливых
возможностей. «Так действовать – это значить транжирить государственные
средства», заявил коммунист. Он предлагает поставить Центробанк под контроль
Думы и может быть даже вернуть Геращенко.
Выступая
от ЛДПР, Жириновский предупредил, что вся Америка стоит на ушах и половина
вложенных средств уже потеряна. По прогнозам вице-спикера, 4 ноября будет
избран последний президент США, далее будет другая страна и другая валюта, при
этом своим гражданам доллары будут менять без ограничений, рухнула самая
крупная финансовая пирамида, сейчас американцы спасают доллар, обрушивая евро,
юань и рубль. Жириновский уверен, что в 2001 году никакого терроризма не было,
это деятельность американских спецслужб, чтобы заставить весь мир бороться с
терроризмом. Вице-спикер высказался против формулировок закона, согласно
которым Агентство может сделать и может не сделать, если «принесут в конверте».
Вице-спикер подчеркнул, что если речь идет о чрезвычайной ситуации в финансовой
сфере, формулировки должны быть другие, потому что закон позволяет агентству не
принимать необходимых мер. Закон не принесет необходимой пользы, настоящий
кризис экономики впереди и нужно принимать поправки в бюджет 2009 года о
выделении средств на пособия по безработице. «Наглость, дальше некуда идти» –
сказал Жириновский о предложении бизнесменов не выплачивать при увольнении
двухмесячный заработок. Мы их накажем, предложил Жириновский, предлагая внести
законопроект о выплатах при увольнении четырех месячных заработков и потому
половину заработка в качестве пособия по безработице. По мнению В.Жириновского,
законопроект писал Владислав Резник, это его лексика, остальные депутаты взяты
в авторы документа для компании.
От «Единой
России» выступил член комитета по финансовому рынку Павел Медведев. По его
словам, сохраняются абсолютно все обязательства банка в т.ч. по зарплате.
П.Медведев согласился с доводами Б.Кашина в том, что если допустить к деньгам
нечестных людей, растранжирено будет все что можно. Он полагает, что этого не
произойдет, потому что есть надежда на команду бывшего АРКО, которое санировало
большое количество банков на 11 млрд рублей. После реорганизации АРКО в АСВ 11
миллиардов были возвращены в бюджет. Медведев благодарен Жириновскому за
поддержку закона со стороны ЛДПР. В своем комментарии журналистам П.Медведев
подчеркнул, что в банкротстве банков никто не заинтересован. Медведев отмечает
правильность постановки вопроса о страховании металлических вкладов, однако
сейчас их обсуждать некогда, он считает принимаемые законы подарком, хотя в них
неправильно расставлены запятые.
Анатолий
Аксаков («Справедливая Россия») в своем выступлении отметил, что от курсовой
разнице доллара мы заработали на наших вложениях. Депутат напомнил о роли
банковской системы в кредитовании экономики, преодолении кассовых разрывов и
т.п.
Закон
предусматривает дополнительные меры по предупреждению банкротства банков. Его
приоритетные цели состоят в сохранении активов проблемных банков в обороте,
защита интересов кредиторов, обеспечение системной стабильности путем перехода
банка (его активов и обязательств перед кредиторами) под контроль нового
инвестора без отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Выполнение
указанных мер и проведение соответствующей организационной работы возлагается
на Агентство по страхованию вкладов (АСВ) во взаимодействии и под контролем
Банка России.
Необходимое
финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков осуществлять
за счет средств инвесторов, Агентства, ЦБ РФ, средств федерального бюджета,
предоставляемых Агентству путем внесения имущественного взноса (200 млрд.
рублей), а также предоставления Банком России кредитов на срок до 5 лет без
обеспечения.
Второе
чтение 368 31 2 15:37
Третье
чтение 382 53 0 15:38
3. 94805-5
Чрезвычайные
полномочия Минфина отложены
Госдума в
итоге дискуссии одобрила во втором чтении проект правительственного закон «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с Федеральным
законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов».
Документ
принят в первом чтении 19.09.08, сегодня во втором чтении его поддержал 351
депутат, 3 было против и 2 воздержалось.
При
обсуждении поправок отклонили предложение Николая Гончара, который предлагал
дать право кредитования юридических лиц из бюджетов тех субъектов федерации,
который не получают дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Отвечала
на вопросы депутатов замминфина Татьяна Нестеренко, она не настаивала на
принятии правительственной поправки, о которой говорила нашему корреспонденту
накануне, по полномочиям Минфина переносить расходные средства не только между
статьями бюджета «горизонтально», но и по бюджетам разных лет «вертикально» без
согласования в Думе. Депутаты решили, что такие полномочия Минфина излишни.
Представители «Единой России» Надежда Герасимова, Олег Морозов, Валерий
Рязанский и справедливоросс Анатолий Аксаков в своих комментариях журналистам
подчеркнули, что Дума может быстро собраться и одобрить конкретные предложения
Минфина, как это фактически произошло сегодня.
Вице-спикер
Олег Морозов сообщил нашему корреспонденту, что третье чтение законопроекта
назначено на 31 октября. Он затруднился с ответом, будет ли текст возвращен во второе
чтение для принятия «поправки Нестеренко», и отказался сообщить, о чем шла речь
руководства фракции «Единая Россия» на утренней встрече с Минфином Алексеем
Кудриным, которая состоялась после заседания президиума фракции.
Источник
в Думе полагает, что поправка о чрезвычайных полномочиях Минфина все же будет
принята, она была бы принята и сегодня, в таком случае документ приняли бы в
третьем чтении и закон ушел бы в Совет Федерации вместе со всем пакетом для
рассмотрения на пленарном заседании в понедельник 27 октября. Этого не
произошло предположительно по той причине, что «Кудрин не успел добежать до
Путина, у Путина и другие дела есть».
По замыслу
авторов инициативы, законопроект вносит изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы
РФ, ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и «О внесении
изменений в Бюджетный кодекс РФ, в части регулирования бюджетного процесса и
приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных
законодательных актов РФ», в связи с тем, что их положения частично не
соответствуют требованиям бюджетного законодательства РФ и в силу этого будут
препятствовать надлежащему исполнению федерального бюджета, а также на
возможность взыскания в судебном порядке числящихся на бюджетном учете во
Внешэкономбанке просроченный задолженности около 120 должников федерального
бюджета в общей сумме около 4,3 млрд. долл. США.
Предлагается
установить порядок распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную
продукцию – 40% в бюджет субъекта РФ по месту производства продукции, 60%
распределяются по нормативам, утвержденным федеральным законом о федеральном
бюджете (действует 20% и 80% соответственно).
Уточняется
порядок уплаты налогов и таможенных платежей, предусмотрев их уплату
исключительно в российской валюте. Изменения в ФЗ «Об особой экономической зоне
в Магаданской области» направлены на минимизацию льгот, на обеспечение полноты
поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, в том числе путем
создания равных экономических условий для отечественных и иностранных
производителей, реализующих товары на территории Магаданской области.
Согласно
закону, правительство РФ определяет порядок проведения реструктуризации
задолженности по страховым взносам, числящейся за бюджетными учреждениями
субъектов РФ и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля
2008 года. Предоставление рассрочки уплаты задолженности по страховым взносам
до 1 января 2010 года, по начисленным пеням и штрафам – с 1 января 2010 года по
1 января 2020 года.
Второе
чтение 351 3 2 15:49
Пресс-релизы
Сегодня, 23 октября 2008 г.,
Госдума провела специальное дополнительное пленарное заседание для принятия
пакета антикризисных финансовых документов. Депутаты рассмотрели блок
законопроектов по стабилизации финансовой системы РФ в условиях всемирного
экономического кризиса.
Член Комитета Государственной Думы
по экономической политике и предпринимательству Олег Валенчук: «Россия в период
мирового финансового кризиса имеет все возможности для того, чтобы
воспользоваться сложившейся ситуацией в свою пользу. У нас есть надежный
защитный буфер, позволяющий сохранить стабильность – сама структура российской
экономики позволяет нам минимизировать влияние глобального кризиса на нашу
страну, дистанцироваться от него и укрепить свои позиции, следуя принятому нами
курсу инновационного развития.
Помимо безусловной необходимости
укрепить свою финансовую систему, нужно акцентировать внимание и на секторе
реальной экономики. Мы должны активно развивать собственное производство, и, прежде
всего, стимулировать аграрный сектор, который во многом является нашей силой.
Если в Россию в прежнем объеме перестанут поступать экспортируемые товары, то
имеющийся в стране огромный аграрный потенциал позволит нам накормить не только
россиян, но и другие страны».
ОЛЕГ МОРОЗОВ ПОЗДРАВИЛ ЛАУРЕАТОВ
ПРЕМИИ «РОССИЙСКИЕ СОЗИДАТЕЛИ»
В Московском международном доме
музыки состоялась церемония награждения лауреатов Российской общенациональной
премии «Российские созидатели-2008». Среди лауреатов премии – ведущие
строительные компании, медицинские центры, предприятия агропромышленного
комплекса и образовательные учреждения России.
Отвечая на вопросы журналистов
после церемонии награждения, председатель Наблюдательного совета премии, первый
заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов сказал: «Россия
всегда была богата талантами, и задача государства состоит в том, чтобы их
максимально востребовать. Сегодня, когда страна на подъеме, решение этой задачи
становится приоритетным направлением государственной политики. Тем более что
потребность нашего здравоохранения, образования, жилищного и агропромышленного
комплексов в талантливых людях исключительно велика.
Сегодня награды получили коллективы
и отдельные люди, внесшие весомый вклад в реализацию приоритетных национальных
проектов. Можно сказать, что они участвуют не в решении четырех частных задач,
а в глубокой модернизации страны в целом. Именно запуск четырех национальных
проектов позволил так остро и масштабно поставить задачу преодоления демографического
кризиса. Более того, главной, конечной целью реализации четырех национальных
проектов является сбережение и развитие российской нации. Вот какую задачу по
сути дела решают лауреаты.
Присуждение премии «Российские
созидатели» – это не только общественное признание, дань уважения общества к
людям, работающим на его благо. Это и распространение передового опыта,
накопленного в ходе реализации приоритетных национальных проектов, и стимул для
новых достижений, – заключил Олег Морозов».
Сегодня, 23 октября 2008 г., в
Совете Федерации проходит заседание «круглого стола» «Приоритеты
государственной алкогольной политики Российской Федерации». В нем принял
участие член думского комитета по экономической политике и предпринимательству
Виктор Звагельский. Итогом «круглого стола станут рекомендации, направленные на
защиту интересов потребителей и их здоровья, а также цивилизованное развитие
российской алкогольной отрасли.
Виктор Звагельский: «Разработка
концепции национальной государственной алкогольной политике базируется на
необходимости в кратчайшие сроки перекрыть все каналы производства и реализации
нелегальной продукции. Принципиальная позиция в этом вопросе, крайне важна,
поскольку речь идет не только о миллионных утечках средств из государственной
казны, но о здоровье нации в целом.
Если говорить о тенденциях развития
алкогольного рынка в стране, можно отметить, что он превратился из
вино-водочного в пиво-слабоалкогольный. Так, рынок легального алкоголя
составляет около 1480 млн дал в год (с учетом пива), при этом легальный крепкий
алкоголь составляет около 9%, а рынок пива около 80% объема рынка.
Кардинально изменилась структура
потребления: низко алкогольная продукция с учетом пива значительно превосходит
объем рынка крепкого алкоголя (объем рынка крепкого алкоголя по итогам 2007 г.
около 18% рынка, объем рынка низко алкогольной продукции – 82%).
Сегодня структура потребления
является разбалансированной, не имеет практической цели и формируется стихийно
под дополнительным влиянием акцизной политики, несущей ярко выраженный
фискальный характер».
Сегодня в Совете Федерации
проводится круглый стол на тему «Приоритеты государственной алкогольной
политики Российской Федерации». Приглашенная к участию в мероприятии Первый
заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член Комитета Государственной
Думы по охране здоровья, доктор медицинских наук Татьяна ЯКОВЛЕВА отметила:
Несмотря на название сегодняшнего
круглого стола, вынуждена констатировать – никакой алкогольной государственной
политики в России просто нет. И результаты отсутствия повышенного внимания
государства именно к этой сфере уже очевидны. В прошлом году наркологическими
службами Минздравсоцразвития было зарегистрировано 3,3 миллиона больных
наркологическими расстройствами. Госпитализированы в течение года 716 тысяч.
Большая часть – почти 83% – страдают алкоголизмом и алкогольными психозами. А
между тем, материально-техническая база наркологических диспансеров находятся в
ужасающем состоянии. Оборудование и даже банальный ремонт во многих из них не делался
со времен существования Советского Союза. И хотя сейчас активно развивается
частный сектор по лечению от алкозависимости, требуется реставрация и
государственной сети наркологической помощи. Тем более, что цифры,
действительно, ужасают.
На Россию сегодня приходится 35%
мирового потребления водки. 2% населения России страдает тяжелым алкоголизмом.
Доля населения, регулярно прикладывающихся к бутылке – 76%. Создается
впечатление, что потребление градусных напитков стало нормой жизни подавляющего
большинства россиян. Причем за последние годы пик массового употребление
«огненной воды» сместился с возрастной группы 16-18 лет на возраст 13-15 лет.
Это угроза физическому, интеллектуальному и духовному развитию нового поколения
россиян, и как следствие – деградация общества.
Причем за последние 10 лет ситуация
почти не меняется. Если просмотреть статистику с 1989 года, то становится
очевидной вся глубина, а вернее бездонная пропасть проблемы: общее число
больных алкоголизмом и наркоманией остается постоянным и колеблется в пределах
3 миллионов человек.
Алкогольно-зависимая смертность в
России не исчерпывается алкогольными отравлениями и включает значительный
процент убийств, самоубийств, смертей от цирроза, сердечно-сосудистых
заболеваний, инсультов, панкреатита, болезней органов дыхания, а также рака
органов системы пищеварения. А по данным МВД, с алкоголем связано и большинство
убийств в России. 80% преступлений и почти половина самоубийств совершается
гражданами в нетрезвом состоянии, а общие людские потери от крепкого и
суррогатного алкоголя составляют от 500 до 750 тыс. жизней в год. То есть цена,
которую наша страна платит за злоупотребление ее граждан алкоголем, слишком
высока, чтобы пускать ситуацию на самотек.
Алкоголь служит важнейшим деструктивным
фактором демографического, социального и экономического развития России. Именно
тяжелые алкогольные проблемы являются главной причиной катастрофически высокого
уровня смертности россиян.
В тоже время зарубежный опыт
показывает, что скорость снижения потребления крепких напитков, и, как
следствие, смертности, зависит от четкой и выверенной алкогольной политики
государства. Сейчас мы, как законодатели, в основном зачастую занимаемся
латанием дыр в отечественном законодательстве. Вносим точечные правки в законы
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О рекламе», в Кодекс об
административных правонарушениях и т.д. По инициативе фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
со следующего года пропаганда здорового образа жизни (в том сокращение
потребления алкоголя и табака) впервые будет финансироваться отдельной строкой
в федеральном бюджете (2009 – 800 млн руб, 2010 – 800 млн руб, 2011 – 900 млн
руб). Но необходима единая концепция, решающая комплексно государственную
алкогольную политику. Только так можно снизит уровень алкоголизации населения,
защитить здоровье наших граждан, увеличит пропаганду здорового образа жизни.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
23 октября 2008 года в 15:00 в информационном агентстве «Росбалт» проходит сегодня экспертный круглый стол, в рамках которого пройдет презентация книги директора Института проблем глобализации Михаила Делягина
«ДРАЙВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОВОЙ КРИЗИС»
Глубина мирового финансового кризиса недооценивается, так как аналитики, рассматривая кратко- и среднесрочные тенденции, игнорируют его фундаментальные причины. Проблема не столько в нехватке ликвидности и не в кризисе долгов, сколько в отсутствии источника экономического роста США, а с ними – и всей мировой экономики. Даже оздоровление финансов США еще не решит проблему, так как не смягчит кризис перепроизводства продукции глобальных монополий и не создаст качественно новый экономический двигатель взамен разрушившихся.
Это означает, что из сегодняшнего кризиса мир выйдет не в восстановление, но в депрессию, длительную и достаточно тяжелую.
Создать «с чистого листа» качественно новый аналог Бреттон-Вудских соглашений «для XXI века», не удастся, – но наиболее насущные изменения, сформулированные еще в ходе кризиса 1997-1999 годов, будут реализованы:
- контроль за спекулятивными капиталами (в перспективе – за всеми операциями глобальных корпораций);
- превращение 15-процентного налогообложения капитала, выводимого из страны менее чем через год после его ввода из экстремальной меры в стандартный инструмент регулирования, применяемый национальными правительствами при определенных, заранее известных условиях;
- приведение влияния различных стран на МВФ и Мировой банк в соответствие их доле в мировой экономике (что означает, в частности, резкое снижение влияния США и рост влияния Китая);
- реализация «плана Миядзавы» (1999 год) в части обеспечения прозрачности МВФ и Мирового банка;
- превращение «большой восьмерки» в орган глобального регулирования, что требует включения в нее стран, ВВП которых не ниже ВВП Канады, а также выработки процедуры принятия обязательных для всех его членов решений.
В чем причины глобального финансового кризиса, и каковы перспективы его развития? Каковы контуры будущего мирового порядка? Какое влияние окажет глобальный финансовый кризис на Россию? Какой должна быть стратегия российского правительства? Эти и другие вопросы обсудят участники дискуссии.
В круглом столе примут участие:
- Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, автор книги;
- Олег Григорьев, экономист;
- Андрей Кобяков, экономист;
- Владимир Кучеренко, писатель;
- Александр Нагорный, политолог, и др.
Внесен законопроект по барде – надуманной МСХ теме, чтоб
вернуть себе алкоконтроль
23 октября депутатом Виктором Звагельским в Госдуму был
внесен законопроект «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции»
Виктор Звагельский: «Законопроект предусматривает перенос с
1 января 2009 г. на 1 января 2010 г. срока вступления в силу положений,
требующих полной переработки или утилизации на очистных сооружениях барды при
производстве этилового спирта.
Однако, это положение вызвало неоднозначную реакцию профессионального
сообщества, многие производители высказались против, поскольку невыполнение
этого требования является основанием для приостановления действия лицензии на
производство этилового спирта. Поводы для возражений у них весьма серьезные. На
данный момент из 166 спиртовых заводов в России лишь малая часть – около 40 –
обладает необходимым оборудованием для полной переработки барды. Переоснащение
идет медленно в силу следующих причин:
- отсутствие четких регламентированных требований к
технологии переработки барды;
- отсутствие четко обозначенных критериев оснащения
предприятий необходимым оборудованием;
В условиях финансового кризиса, процесс переоснащения может
совсем заморозиться. Ведь для приобретения нужного оборудования предприятиям
необходимы долгосрочные кредиты, получить которые сегодня весьма
затруднительно. В таких условиях, введение требования по полной переработке
барды с 1 января 2009 года может вызвать производственный коллапс в отрасли,
так как за оставшееся время – до 1 января 2009 г. ситуация не может быть
исправлена, поскольку только строительные работы составляют от 8 до 12
месяцев».
23.10.08 Лев МОСКОВКИН
Несколько интервью об
«антикризисных» законах, состоянии банков, страны и мира
Мелкие банки не
спекулировали и за рубежом не занимали – Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации
региональных банков, член думского комитета по финансовому рынку Анатолий
Аксаков («Справедливая Россия») удовлетворен принятыми сегодня Госдумой
законами.
- Анатолий Геннадьевич,
мелкие региональные банки будут поддержаны, дойдет до них?
- Я думаю, что этот
закон, который был сегодня принят, – об изменении закона о страховании вкладов
и о наделении Агентства по страхованию вкладов функцией спасения банков,
санации банков, он прежде всего направлен на санацию средних и малых банков,
региональных банков, и в этом плане я удовлетворен, что такой закон принят.
Конечно, деньги, которые выделяются, пока еще очень плохо доходит до малых и
средних банков, это мы видим. Шаги в этом направлении уже сделаны, скажем, на
это неделе уже два аукциона Центральный банк провел, туда допущено 116 банков.
Раньше было 28 банков допущено к государственным средствам, теперь 116 банков.
То есть появится ликвидность у банков, соответственно они будут смелее
проводить платежи. Как только пойдут платежи, значит начнет циркулировать
денежная масса между мелкими банками. А это нам как раз и надо.
- Скажите, это правда,
что мелкие и региональные банки более эффективны и менее рискованны?
- Средние и малые
региональные банки как правило не занимали за рубежом. Соответственно они
меньше зависимы от внешних заимствований. Они проводят менее рискованную
политику, поскольку у них меньше шансов получить на межбанковском рынке
дополнительные средства. И соответственно у них всегда в наличии ликвидность.
Вот сейчас говорят – кризис ликвидности, как раз эту ликвидность они держали на
своих балансах, чтобы можно было рассчитаться либо с вкладчиками физическими
лицами провести платежи. В этом плане они устойчивее и надежнее. И все кризисы
показали, что малые и средние региональные банки выживают. А крупные –
Империал, Инкомбанк, Менатеп – где они сейчас? Их нет. А малые и средние банки
живут, я уверен, что и сейчас выживут.
- Самое главное, у малых
банков и аппарат не такой зажравшийся?
- Конечно. Они менее
консервативные, они более расторопные, менее забюрократизированные. Значит
расходы у них на единицу оформленного кредита намного меньше. При этом они
лучше знают своих клиентов, они лучше знают своих вкладчиков, они всегда могут
с ними поговорить, объяснить, что вот сейчас трудности, эти трудности мы вместе
преодолеем.
- Анатолий Геннадьевич,
АСВ-то справится? Сейчас реструктуризацией занят ВЭБ, у АСВ на порядок меньше
сотрудников.
- АСВ, это фактически
АРКО бывшее, которое здорово справилось с ситуацией после кризиса 98-го года.
Это очень эффективная организация. Может быть благодаря тому, что там
руководители очень эффективные. Но и команда такая собранная, которая здорово
работает. Я уверен, что они справятся, намного лучше, чем любая другая организация.
- Скажите, а наезд на
председателя вашего комитета по финансовому рынку Владислава Резника, он не
может быть связан с принимаемыми законопроектами?
- Да нет. Не знаю я.
Похоже на провокацию.
- Похоже на провокацию?
Последний вопрос, может быть вам не по теме. Закон, который был принят только
во втором чтении без поправки замминфина Татьяны Нестеренко...
- Какой?
- Сопутствующий бюджету,
где Минфин настаивает на том, чтобы ему дали чрезвычайные полномочия по
переброске средств не только по статьям, но и по годам. Есть вероятность, что
31 октября, когда закон пойдет в третьем чтении, его вернут во второе и эту
поправку все-таки примут, если Кудрин успеет добежать до Путина?
- Не знаю. На самом
деле конечно Госдума уже показала, что она может внепланово оперативно
собираться. Мне кажется, что такие межгодовые перемещения расходов – это уже
слишком.
- Спасибо.
Вице-спикер Госдумы Олег
Морозов рассказал про кулуарные дискуссии и не убедил
- ...Сам факт претензий
к Драганову за полгода до завершения срока давности. По закону десять лет. Как
я понимаю, весной 99-го года истекает срок давности по этому делу. Вот это
действительно тоже вопрос.
- Олег Викторович, наезд
на Резника, он не связан с принимаемыми законами?
- Понятия не имею.
Знаете, у нас на депутатов могут наезжать могут по таким причинам, каким мы с
вами в жизни никогда не догадаемся. У меня просто некое такое есть сомнение,
когда знаете какое-то явление обретает слишком странные формы, то это всегда
соответствующие сомнения вызывает. Когда в течение одной недели два таких удара
и по «Единой России» и по конкретным известным депутатам – один председатель
комитета, другой первый зам. Конечно, это вызывает удивление. Я повторюсь, по
тому же Драганову. Это тогда вопрос еще и к качеству работы наших следственных
органов: чего они девять с половиной лет, у них не было претензий у Драганову?
Не могли высказать свои претензии к нему, соответственно обозначить свои
процессуальные действия? Вдруг такая неожиданность. Еще раз скажу, никак не
могу комментировать, кроме того, что определенные сомнения вся эта процедура
конечно вызывает.
- Скажите пожалуйста,
дата третьего чтения известна?
- 31-го.
- 31-го? То есть, есть
надежда, что Кудрин добежит до Путина и поправка Нестеренко пройдет, для этого
вернут закон во второе чтение?
- Ну, мы ее сегодня
обсуждали, пока мы не видим здесь никаких поводов, чтобы возвращаться во второе
чтение. Мы сегодня дискуссию провели в кулуарах. Пока ничего.
- Кудрин же не приехал
сегодня?
- Он был утром.
- Был утром? И что? С чем
он приехал?
- Он был после
президиума, мы в том числе консультировались по этой поправке.
- По этому вопросу, да? И
не убедили его?
- Почему, мы здесь
никакой точки... Мы высказали свою точку зрения и как видите, она проведена
сегодня на заседании.
- А он настаивал?
- Нет-нет, ничего, это
я не буду комментировать.
- Хорошо.
Вице-спикер Надежда
Герасимова не поддерживает дополнительные и исключительные полномочия Минфина
без контроля Думы
- Будет принят закон с
поправкой о праве Минфина перекидывать средства по годам?
- Этот вопрос на
согласовании находится еще и поэтому и поэтому не могу сказать, когда он будет
принят. У многих депутатов вопросы. В связи с тем, что мы принимаем сейчас
законопроект об ужесточении борьбы с коррупцией, и наряду с таким принятием
законопроекта мы даем возможность самостоятельно Министерству финансов работать
со всеми министерствами и ведомствами по изменению установленных уже в
Государственной Думе параметров федерального бюджета. Хотя правда говорят о
том, что эти деньги будут потом возвращены этим министерствам и ведомствам в
другой период, но он не может быть принят на один единственный год. Это решение
должно быть принято или навсегда, тогда возникает вопрос, что одному
министерству – не правительству, а министерству, там говорится, что главному
распорядителю кредитов предоставляется такая возможность. Возникает вопрос,
какая необходимость такого решения, поскольку Государственная Дума сегодня
имеет конечно большинство партии «Единая Россия» 315 голосов. И есть
регламентные документы по ведению Государственной Думы, по пленарному
заседанию, когда можно в исключительных случаях мгновенно принимать решения,
даже если документ поступил из правительства, например, сегодня утром, то к
вечеру его уже можно принять на заседании Государственной Думы. Непонятна
позиция, для чего это делается. Вот депутаты, мы не получили до сих пор такого
ответа, веского ответа, для чего это делается. Тот аргумент, который привели,
что это связано с быстрыми действиями Министерства финансов, с реакцией на
сегодняшнюю ситуацию в экономике, возможны какие-то кризисные элементы, которые
могут возникнут, чтобы их мгновенно можно было решать. Мы видим, что это
все-таки не аргумент, потому что мы это можем делать мгновенно так же, Дума. И
по этой причине мы не получили вразумительного пока ответа ни от правительства,
не получили ни от Министерства финансов. И посмотрим, что будет, какие будут
действии дальше.
- Спасибо огромное.
Замруководителя фракции
«Единая Россия» Фарида Гайнуллина не думает, что может быть принято предложение
главы РСПП Александра Шохина об увольнении работников без выходного пособия.
- Фарида Исмагиловна,
предложения Жириновского повышении пособий по безработице, также по наказанию
предпринимателей за отказ в выходном пособии при увольнении, могут быть
приняты?
- Всегда были в
рыночной экономике противоречия между трудом и капиталом. И в лице Шохина это
организация как бы работодателей, производителей. Конечно они имеют свое мнение
на это. Но это же не факт, что мы с этим согласимся. Тем более, я вот
представляю комитет по труду и социальной политике. Потому что пособия по
безработице, они сами по себе мизерные, если уж на то пошло, и в условиях,
когда человек существует только на заработную плату, ставить вопрос, это на мой
взгляд, может быть с точки зрения экономики оно имеет какие-то аргументы, но
есть же еще социальные, моральные последствия.
- Предусмотреть
действительно повышение пособий по безработице можно?
- Нет, вы знаете,
единственное, что я могу сказать только, что мы уже, комитет по труду и
социальной политике, обратились в Минздравсоцразвития, которые должны сейчас и
они работают, должны внести не исключено на наше рассмотрение, какие-то
дополнительные меры, связанные с возможными последствиями экономических
трудностей в сфере экономики, в частности с безработицей. В частности, мы
надеемся выйти в Минздравсоцразвития и получить эти меры.
- Когда?
- Они работают, у них
сроки где-то буквально до 1 ноября.
- Даже так быстро?
- Да, конечно, конечно.
- Ключевой вопрос в связи
с происходящим в мире, все мы знаем, что происходит в Америке, звучат какие-то
предложения, пусть это дико не популярно, о возврате к казначейскому
монополизму, к советской системе, в частности, солидарности поколений в
пенсионном обеспечении, без всяких банков и спекуляций на фондовой бирже?
- Ой, я не думаю. Мы
уже строили коммунизм в отдельно взятой стране.
- Нет, но если
серьезно?..
- Я серьезно.
- ...американские
рыночные модели же дискредитированы хуже коммунизма. Я извиняюсь.
- Вы знаете, я
совершенно серьезно, кажется, знаете...
- Звучат такие
предложения?
- Нет, ну почему, я
общаюсь с широким спектром людей, конечно есть желание вернуться к
коммунитаризму. Но с другой стороны, вы знаете, с этими решениями в экономике
все-таки связаны и другие институты, такие, как свобода слова, свобода печати,
демократия в стране. Мне кажется, вот это бесценные ценности, вы понимаете, мне
кажется, это тот случай, когда не поступиться принципами все-таки. Ну, я женщина
мудрая.
- Это то, что депутат
может ответить.
- Нет-нет-нет, вы же
видите, я человек мудрого возраста и поэтому... я работала и в той с системе,
сейчас у меня есть возможность и сравнивать и оценивать. И правда, честно вам
скажу...
- Ясно.
Россия не допустит
банкротства ни одного банка – Евгений Федоров
Председатель комитета по
экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров точно знает
причины кризиса. Он уверен, что наезды на Резника связаны с принимаемыми
законами
- ...Понятно, что из
этого пакета многие вещи сейчас нельзя принимать, потому что они системного
характера. Но мы должны готовить пакет посткризисного характера. Причем как в
широком смысле этого слова, это механизм так называемых резервных валют, так и
меры по развитию российских финансовых инвестиционных инструментов, которых в
России почти нет. Наш рынок фондовый – это иностранный ранок на 70%.
Соответственно для Пенсионного фонда надо создать условия, чтобы он мог
работать на рынках России, размещать свои средства. Мы должны будем создать
дополнительные инструменты граждане в наш бизнес вкладывали, для того, чтобы
резервы России не через механизм зарубежного кредитования работали, а напрямую.
Кстати, кризис как это ни парадоксально, помог решить некоторые эти вопросы, за
которые мы раньше бились. Фактически сейчас во время кризиса происходит
выстраивание замещение иностранного кредитования национальным, это очень важный
шаг, о котором мы говорили много лет. И вот за шумом кризиса мы должны
понимать, что уже положительный эффект от кризиса есть. Кроме того, из
конкретных сегодняшних мер, мы считаем, что вопрос, связанный с гражданами, с
их ощущениями, с их безопасностью, в России должен стоять более системно,
проблемно и надежнее, чем, допустим, в странах Европы. Меры, которые мы сейчас
принимаем, суть этой меры в том, Россия не допустит банкротства ни одного
банка. Для европейской системы борьбы с кризисом или американской вот эти меры,
их нету. То есть это меры дополнительные специфически только для России. они
напрямую связаны с обеспечением прав вкладчиков. То есть не только гражданин
получит госгарантию на свой вклад, но и вообще сам банк не будет обанкрочен,
ему гарантия по сути не нужна, но тем не менее она тоже есть – двойная
надежность для вкладчиков, которая характерна только для России и для
российским мер борьбы с кризисом.
- 15 числа в Вашингтоне
состоится антикризисный форум. Что там может предложить Россия?
- Форум будет обсуждать
меры общего, мирового характера, связанные с борьбой с кризисом, в условиях
падения производства во многих странах, в условиях неустойчивой мировой
банковской системы. Поскольку кризис мировой, бороться с ним в государствах
национальными мерами просто невозможно. Понятно, что есть национальные меры,
как у нас дополнительного характера, но в целом это единая борьба всех развитых
стран. Именно там эта борьба и будет координироваться. Фактически это механизм
координации в области борьбы с кризисом. Это означает, скажем так, что меры
нашего правительства и всех стран будут согласованы на общенациональном уровне.
Поскольку у нас единые фонды, единые цены на ту же нефть, нефтепродукты, и
много другого единого. Мы там договоримся просто о системе координации. Там не
будет каких-то радикальных вещей.
- Предложения президента Дмитрия
Медведева по «Хельсинки-2» может и будет ли рассматриваться как некая
альтернатива Бреттон-Вудским соглашениям?
- Нет... мы прекрасно
понимаем, почему произошел кризис. Я вам скажу, если вы хотите, еще раз. Кризис
произошел в результате безответственной политики финансовых властей Соединенных
Штатов Америки.
- Да, но с 1971 года,
когда они обрушили Бреттон-Вудские соглашения?
- Конечно, это
длительная безответственная политика. Она связана с лидерством Соединенных
Штатов в мире. То есть она обеспечена политически. Но это безответственная
политика. И для мира это огромный сигнал, причем не только для России, для
всего мира. Это означает, что большинство стран в мире, мы можем уже об этом
говорить, хотели бы пересмотреть принципы мировой финансовой системы.
- Но принять предложения
президента Медведева они пока не готовы?
- А я думаю, что будут
обсуждать все. Просто сейчас, ну, есть вещи текущего характера, а есть вещи как
бы посткризисного. Вот посткризисный мир надо готовить. Но при этом понятно,
что это немножко не то же самое, что бороться с кризисом.
- Евгений Алексеевич,
Бреттон-Вудс – это 1944 год, еще война не кончилась. А в чем суть пересмотра
этой старой системы и какая будет новая?
- Новая финансовая
система? Она сейчас только формируется. Она будет многополярной, там будет
несколько резервных валют – ну, из таких крупных вещей. Там будут независимые
экономические институты, национальные институты. То есть их роль резко будет
поднята. Эту, кстати, идею поддерживает и французское правительство. То есть
будет целый набор мер, который изменит архитектуру мирового финансового
взаимодействия. Сами меры только вырабатываются. И вы поймите тоже,
национальные правительства в условиях кризиса тоже не могут уделять этому
сейчас все внимание. Надо как бы пожар тушить. Но при этом всем понятно, что
пожар потушим, а потом будем перестраивать дом.
- Эта последовательность
очень страшная. Опоздаем.
- А вы хотите дом во
время пожара перестраивать?
- Конечно, иначе вместе с
домом все стройматериалы сгорят?!
- ...
Рынок требует
регулирования
Член комитета по
финансовым рынкам Павел Медведев сожалеет, что на финансовом рынке эпидемия –
заигрались! Да и сейчас меры против паники не принимаются.
- Необходимо изменение
правил игры как минимум. К сожалению на мировых рынках заигрались. После 29-33
года правила игры довольно сильно поменялись, поменялись в сторону
регулирования. Такая вольница Адама Смита не все регулирует, к счастью или к
сожалению. После 33 года появилось огромное количество инструментов, которые в
33 году невозможно было отрегулировать – их не было. Их надо отрегулировать.
Вот производные финансовые инструменты как принципиальные и очень важные
инструменты для финансового рынка становятся плохими, когда слишком слабо
регулируются. Когда фермер покупает погоду, это хорошо. От погоды зависит его
урожай. Но и я могу купить погоду, и вы можете купить погоду. Когда очень
многие люди покупают погоду, возникает пузырь этого производного финансового
инструмента на погоду. Безусловно наши представители это предложат. Безусловно,
более тесные контакты между правительствами, между центральными банками наши
руководители предложат. Хотя надо отдать должное: во время этого кризиса и
американцы и европейцы имея в виду председателя банка евро, они с нашими
руководителями совещались безусловно. Но скорее всего нужно сделать какие-то
постоянные площадки для того, чтобы тогда, когда на рынке возникает какая-то
тревога, чтобы ее в корне, в зародыше пресекать. Я думаю, что договорятся. Не
было бы счастья, да несчастье сейчас поможет. Все поняли, насколько серьезное
дело – финансовые рынки.
- Павел Алексеевич,
металлические вклады будут гарантированы? Будет подвижки для создания
альтернативного инструмента накопления?
- Сейчас нет.
- Нет?
- Ну, сегодня некогда.
- Как это воспринимать в
связи с тем, что вы сказали? Это бы панику немного сократило.
- Ну... если вы это
обещаете не передавать в эфир, мы все правильно написали – кроме запятых. Не
успеваем! Россия устроена так: вот семнадцать лет назад было неверно, а сегодня
за одну ночь надо сделать. Семнадцать лет тому назад настаивал я на этой
функции.
- Павел Алексеевич, но
ведь проекты по отмене НДС на покупку золота и по гарантированию металлических
вкладов давно подготовлены, почему нельзя их принять?
- Ну кого вы упрекаете.
- Я спрашиваю.
- А я вам отвечаю.
- Понимаете, вы честный
депутат...
- Ну спасибо.
- ...но у вас не
согласуется одно с другим.
- Вы понимаете, очень
многое от меня не зависит. Эти законы – это подарок нам с АСВ. Нам подарили!
- Но по крайней мере вы
согласны с постановкой вопроса?
- Я согласен. Я давно
настаиваю на металлических вкладах.
- Спасибо.
Аппаратное нагнетание в
ПАСЕ Россию не устраивает – Косачев
Европейские структуры
пока не поняли, насколько серьезен текущий кризис
Текущий мировой кризис сплачивает,
однако вопрос грузинской агрессии на Кавказе не отходит на второй план и в
европейских структурах пока нет изменений в негативном отношении к России.
Председатель думского
комитета по международным делам Константин Косачев в своем комментарии нашему
корреспонденту ответил на вопрос о том, наступил ли в связи с кризисом перелом
в пользу консолидации международной позиции и не отошли ли вследствие этого
локальные вопросы на второй план.
«Я
бы не стал и преувеличивать и преуменьшать значение происходящего. Естественно,
общая беда всегда сплачивает. Финансовый кризис носит настолько острый
характер, что тут уж не до политической конъюнктуры. Все понимают, что спастись
можно только всем миром. Именно это сейчас происходит. Но с другой стороны я бы
не стал торопиться и говорить, что «грузинская тема» тем самым окончательно уже
ушла на второй план и что она больше не появится. Желающих на этой теме
спекулировать, желающих оказывать на Россию давление по этому вопросу
совершенно точно не стало меньше. Эта тема будет будироваться так или иначе на
разных международных площадках. Я это чувствую по ПАСЕ, где и сейчас, уже после
того, как завершились последние дискуссии, идет такое аппаратное нагнетание
дальнейшей напряженности. То есть нам выстраивают, выдают некую программу
дальнейших действий и она начинает носить чуть ли не бессрочный, так сказать,
постоянный характер. Что нас естественно не может устроить, поскольку та
позиция, на которой строит свою программу руководство ПАСЕ, изложенная в
известной резолюции, нас и в момент ее принятия не устраивала. Мы с этой
резолюцией не согласились и за нее не голосовали. Поэтому навязывать нам ее
выполнение совершенно точно не получится. И примерно то же, я знаю, происходит
в недрах – подчеркну, в недрах – и Европейского парламента, это происходит в
недрах секретариата Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Приукрашивать эту ситуацию
совершенно точно было бы неправильно, наивно, но, главное, ее понимать и ее
системным образом отрабатывать» – сказал К.Косачев в интервью нашему корреспонденту.
Отвечая на уточняющий
вопрос о том, есть ли вообще понимание глубины текущего мирового кризиса,
депутат-международник предположил, что нет.
«Думаю,
что нет. Есть понимание глубины финансового кризиса, но нет понимания того, что
нынешняя система политического сотрудничества в сфере безопасности устарела
столь же безнадежно, как система Бреттон-Вудских соглашений. Вот этого
понимания пока к сожалению нет, это должно быть сейчас предметом главных усилий
российской дипломатии, развитие плана, предложенного президентом Медведевым по
«Хельсинки-2» – новой европейской структуре в сфере безопасности. Это для нас
приоритетная задача» – подчеркнул в ответ К.Косачев.
В своем комментарии
журналистам глава комитета все же отметил появление зрелого подхода со стороны
ЕС, который сделал выводы из агрессии Грузии. По его словам, плачевное
состояние экономики Грузии далеко не связано с событиями нескольких последних
лет, коллапс произошел не без внешнего воздействия.