29.09.10 Лев МОСКОВКИН
Федерация
Парламентский театр теней от марионеток
Сенатор может игнорировать заседание в случае
женитьбы или смерти тещи
Тема борьбы за дисциплину в Федеральном Собрании
остается неиссякаемым источником давления на депутатов и сенаторов с целью
повышения их лояльности и управляемости. Парламентарии унижены в глазах
общественности. Приходится торчать на заседаниях, терпя убытки по бизнесу, в
котором не могут открыто признаваться – за любую
оплаченную деятельность кроме чтения лекций или писания книг по закону должно
последовать лишение полномочий в палате.
Если кукловод Думы почти не виден, что в Совфеде всем включая дисциплину
рулит лично и открыто спикер Сергей Миронов, проводя заседания так, будто
руководит ученым советом НИИ. Получается не менее зрелищно, чем в Думе, но в
отличие от нее, более свободно и без заранее согласованных «экспромтов».
Сказывается опыт Миронова – в науке политика посерьезнее, чем в профессиональной политике.
В итоге на последнем заседании Совета Федерации
приняты судьбоносные поправки в регламент палаты, согласно которым, член СФ до начала заседания должен письменно уведомить спикера
или главу комитета, членом которого он является, о невозможности на заседании
присутствовать по уважительной причине. Присутствовать предписывается и на
выездных мероприятиях, если на их организацию потрачены средства из бюджета СФ. Уважительной причиной признается направление в
командировку, болезнь, регистрация брака, рождение ребенка, смерть члена семьи
или близкого родственника, чрезвычайные ситуации в регионе и другие
обстоятельства экстраординарного характера. Отсутствие сенатора на заседании по
иным причинам допускается с согласия спикера. Информация о посещаемости
сенатором заседаний по окончании сессии представляется спикеру, а он может
направить ее властям региона, который направил прогульщика в СФ.
В обновленном регламенте подробно и в деталях
прописана совмещенная процедура прекращения полномочий действующего сенатора и
подтверждения полномочий нового, которая оформляется постановлением палаты сохраняется вопреки многочисленным упрекам в адрес
Миронова в том, что он рулит этим процессом и были случаи, когда спикер просто
не допустил представителя региона до вожделенного кресла. Единороссы
из Думы пытались использовать этот факт, но получилось невразумительно, Миронов
их переиграл.
29.09.10 Лев МОСКОВКИН
Федерация
Интеллектуальная собственность уплывает в США,
финансы – на Северный Кавказ
Совет Федерации на своем 278-м заседании без обсуждения
одобрил четыре закона, вызвавших недовольство в Думе из-за того, что Россию
Вашингтон заставляет законодательно обеспечивать себе монополию на
интеллектуальную собственность, в США она и будет коммерциализоваться
вопреки славословиям по Сколково.
Речь идет о поправках в часть четвертую Гражданского
кодекса (т.н. Интеллектуальный кодекс), изменениях закона об обращении
лекарственных средств для защиты интеллектуальной
собственности фармацевтических производителей, по ограничению инструментом
лицензирования для производителей фильмов или программ на компакт-дисках, также
работы с генномодифицированными организмами и по
производству генетических анализов (генодиагностики).
Сенаторы голосовали без проволочек молча, только один
Евгений Бушмин поднял голос в защиту Интернет-пользователей, отметив,
что 56% пользуются не совсем правильными программами. В комментарии журналистам
председатель СФ Сергей Миронов по просьбе нашего
корреспондента признался, что у него закон вызывает много вопросов.
Теоретически его формулировка о допустимости копирования из Интернета сугубо
для личных целей в единичных случаях спикера устраивает, но мы же знаем, как у
нас может применяться закон, соответственно не знаем, что придет в голову тем,
кто может покарать любителей бесплатной музыки из сети. Миронов на всякий
случай воздержался при голосовании.
По закону о ГМО Миронов
голосовал против – «мы
выпускаем джинна из бутылки». Что спикер имеет в виду в этой мутной теме и чего
добивается, остается не очень понятным, но в данном случае он
безусловно прав. Закон ограничивает в т.ч. и генодиагностику,
которая в России стоит на порядок дешевле, чем в
Западной Европе.
Главным вопросом повестки заседания СФ стал «правительственный час» с докладом представителя
президента на Северном Кавказе Александра Хлопонина. Из его пояснений можно понять, что для снижения национального
варианта кавказской коррупции он строит некую госкорпорацию,
при этом на работу собирается людей возить в Сибирь. На Кавказе проблема
не столько с рабсилой, сколько с нехваткой специалистов.
Николай Кондратенко предупредил, что если продолжать
убивать на улицах, а не судить тех, кто стреляет, то будет гражданская война.
По улицам на Кавказе бегают не только террористы, но и быки, осеменяя какую
попало корову, а семеноводство и вовсе по всей России разрушено – сеют мусор
вместо семян, изоляция пять км между посевами разных сортов не выдерживается. Хлопонин честно признался, что он небольшой специалист в
сельском хозяйстве и ему трудно перейти от быков к террористам, но уничтожать
тех, кто убивает людей, придется и дальше. Палату больше интересовало развитие
туризма на Северном Кавказе, но оказалось, что долететь из Москвы в Кавминводы в несколько раз дороже, чем в Берлин.
Из принятых законов обсуждение вызвали два – продление
антикризисного Бюджетного кодекса еще на три года и отчет по исполнению
бюджета-2009. Впервые исполнение бюджета за прошлый год утверждается до
внесения нового бюджета на следующий год. Минфин Алексей Кудрин хвастался
повышением доходов населения во время кризиса и беспрецедентные траты на социалку, чего ни одна страна кроме России и США позволить
себе не могли. После заседания он сказал нашему корреспонденту о том, что
сенаторы очень опытные и в отличие от депутатов, обсуждают бюджетную тему
кратко и четко. Сенаторы напомнили ему, что бюджет менялся семь раз, что путает
регионы и не позволяет бюджетополучателям освоить выделенные средства. Кудрин
отказался ответить на вопрос иностранной журналистки о возможности ограничения
оттока капитала. Предложение обсудить тему на осенней сессии МВФ и Всемирного
банка вышла Бразилия. По умолчанию понятно опасение того, что живущие в долг
США, наводняя мир долларами, принципиально откажутся от их обеспечения
переходом на другую валюту.
Теоретически сенаторы могли бы не собираться в эту
среду через неделю после первого заседания сессии, следующее заседание так и назначено через две недели. Однако зная о грядущей
отставке мэра Москвы Юрия Лужкова и заранее назначив заседание на следующий
после нее день, лидер партии эсеров Сергей Миронов дал услужливым журналистам
возможность лишний раз спросить, а себе ответить, что Лужков потерял ощущение
реальности.
Комментарии
Кудрин: сенаторы опытные, депутаты...
- Алексей Леонидович, вы довольны тем, как в отличие от Думы в
Совете Федерации обсуждаются бюджетные вопросы – более конкретно, спокойно?
- Дело в том, что здесь разные роли. В Государственной Думе
всегда вопрос выработки политики, выработки концепции законопроектов, выработки
поправок. А здесь всегда более короткий ответ на предложение, которое приходит
в Совет Федерации – да или нет. Поэтому здесь другой характер обсуждения. Тем
не менее должен сказать, что члены Совета Федерации –
это люди прошедшие опыт губернаторов, руководителей крупных служб и депутатов.
Это очень опытные государственные люди.
Миронов: на всякий случай скажу честно – голосовал против ГМО
Если спикеру захотелось, значит, у него есть необходимость, вот
и все
Сенаторы как представители палаты регионов не очень
мягко говоря удовлетворены, как реализуется пополнение региональных бюджетов,
как распределяются доходы между регионами и федеральным центром – давнишняя
проблема, сказал журналистам на брифинге по окончанию пленарного заседания
Совета Федерации в среду спикер палаты Сергей Миронов.
Он считает необходимым добиваться более справедливого
распределения налоговых поступлений между центром и регионами.
Отвечая на вопрос о намерении экс-мэра Юрия Лужкова подать иск о
своем незаконном увольнении и что м.б. надо было
расшифровать мотивировку «о недоверии», С.Миронов сказал: «Я считаю, что
законодатель, когда принимал закон, поступил абсолютно правильно. Я
предполагаю, что есть такая мотивировка со стороны руководителя государства,
если он высказывает недоверие, он не обязан, закон его не обязывает к этом, расшифровывать, в чем заключается это недоверие. Эта
норма логичная, необходимая. Кстати, я бы обратил ваше внимание на слова
президента, который сказал, что уйти в отставку Юрия Лужкова в Китае, что это
его первая отставка за срок президентства по мотивам недоверия, но он сказал,
что очень может быть, что не последняя. Я думаю, что многим есть повод
задуматься: все ли они делали для того, чтобы президент всегда испытывал к ним
доверие. Ну а с точки зрения якобы существующего намерения Лукова подать в суд на
президента, я хочу сказать, что как я уже говорил, что
к сожалению в последнее время Юрий Михайлович потерял чувство реальности. Это
его намерение в высшей степени свидетельство именно этих его словам.
- Сергей Михайлович, сегодня Николай Кондратенко поднял важный
вопрос о селекции. Радует ответ об открытии нового селекционного центра в Карачаево-Черкессии, но в целом по стране селекционные
центры убиваются к сожалению. Что можно сделать в этом
плане?
- Ну что можно сказать? У нас вообще
что касается сельского хозяйства, очень много упущено – и времени, и пашни в
прямом смысле слова. И уж конечно мы всегда славились селекцией
будь то семеноводство или животноводство. Сейчас в основном мы все закупаем за
рубежом, хотя у нас есть гениальные наработки свои. Я думаю, что эти вопросы
должны стоять в центре внимания государства, потому что в 21 веке не то в
привычном понимании сельское хозяйство, сейчас это высоко технологичное
производство продуктов питания, самая высочайшая технология.
- А как вы оцениваете четыре закона по интеллектуальной
собственности в пользу Вашингтона, по ограничению ее использования в России?
- Ну, дело в том, что конечно вызывает очень много вопросов.
Думаю, что норма закона, которая говорит о том, что любой пользователь в случае
необходимости может безнаказанно скачивать и в своих личных целях использовать
интеллектуальные продукты, эта норма вызывает много вопросов, но мы считаем,
что при необходимости – вот мне захотелось, значит, у меня есть необходимость,
вот и все. Я думаю, что нужно трактовать так и я надеюсь, что для
добросовестных пользователей Интернета, для любителей музыки никаких никогда ни
административных ни уголовных последствий не наступит.
Другое дело, что вдруг у нас как у нас иногда бывало, кто-то начнет трактовать
эту норму по своему разумению. Ну, одним словом, здесь только
правоприменительная практика покажет, насколько этот закон дееспособен. На
всякий случай, скажу честно, я воздержался от голосования по этому закону.
- Сергей Михайлович, а кто голосовал против закона
по ограничению лицензирования ГМО?
- Это я голосовал против. Дело в том,
что понимаете, мы выпускаем джинна из бутылки. У меня очень настороженное
отношение к ГМО, поэтому я голосовал против.
- Спасибо.
Сообщения
2. О досрочном прекращении полномочий члена
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Петрова Александра
Юрьевича
Докладчик председатель комиссии СФ по
Регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев
сообщил о прекращении полномочий на основании его личного заявления.
Сергей Миронов сообщил, что Петров с сегодняшнего дня становится
советником председателя Совета Федерации.
121 0 0
3. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О ратификации
Соглашения о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств
– членов Шанхайской организации сотрудничества»
Докладчик, зампред комитета СФ по
обороне и безопасности Евгений Серебренников сообщил, что коррупционных
факторов не выявлено.
13 0 0
4. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О ратификации
Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма»
Докладчик зампред комитета СФ по
обороне и безопасности Евгений Серебренников
120 0 0
5. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О ратификации
Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных
пошлин»
Докладчик председатель комитета СФ по
делам Содружества Независимых Государств Андрей Молчанов сообщил о присутствии замглавы ФТС Константина Чайки.
Вопросов к нему не было.
123 0 0
6. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О ратификации
Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых
железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза»
Докладчик председатель комитета СФ по
делам Содружества Независимых Государств Андрей Молчанов сообщил, что
Соглашение касается только юридических лиц и не касается перевозимых для личных
целей товаров.
125 0 1
7. Совет Федерации одобрил закон «О ратификации Конвенции об
основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N187)»
Представила закон председатель комитета СФ
по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко, сообщив о
присутствии замминистра здравоохранения и соцразвития
Юрия Воронина, однако вопросов к нему не было.
При обсуждении вопроса Александр Починок отметил, что Россия Ратифицировала 13 конвенций МОТ. Он призвал завершить
работу над профессиональными пенсионными системами. Мы знаем, сказал сенатор,
что некоторые отрасли стали менее вредными, на других травматизм возрастает и
надо повышать тарифы страховых взносов.
123 0 0
8. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О ратификации
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Куба об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал»
Докладчик зампред комитета СФ по
бюджету Вячеслав Новиков отметил, что недостатки Соглашения были такими, как
всегда – отсутствие финансово-экономического и недостаточно выверенный текст,
что потребовало обмена нотами. Западные станы почему-то пишут так, что обмена
нотами не требуется. Соглашение касается трех налогов, в частности налог на
роялти и на дивиденды.
9. Минфин все больше забирает себе, оставляя антикризисный
Бюджетный кодекс еще на три года
Совет Федерации одобрил закон о продления временного
приостановления отдельных норм бюджетного законодательства.
Документ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» поддержали 115
сенаторов, 5 было против и 2 воздержалось.
Докладчик председатель комитета СФ по
бюджету Евгений Бушмин напомнил, что Госдума одобрила
закон сразу в первом чтении и в целом. Он отметил выделение в отдельные разделы
бюджетной классификации физкультуры и спорта, также СМИ и дорожного хозяйство и
дорожные фонды. Переносится на 1 января 2014 года выделение ненефтегазовых
доходов. Продлевается кредитование северного завоза. До 1 января 2014
продлевается приостановление нормы зачисления 100% акцизов на нефтепродукты в
региональные бюджеты. Продлевается норма зачисления в бюджет 75% прибыли
Центробанка вместо 50%.
Отвечая на вопрос Виктора Штырова, Е.Бушмин сказал, что акцизы увеличивается на рубль с литра
в 2011 году, на 2 рубля в 2012 году и на 3 рубля в 2013 году. Штыров предложил продлить навсегда помощь северного завоза.
Бушмин пояснил, что Бюджетный кодекс запрещает
кредитование юридических лиц.
Николай Максюта в своем вопросе отметил непонятность ситуации с
выпадающими доходами. В ответ Е.Бушмин заверил, что
ходить в Минфин сенатору не придется, в законе все прописано. Согласно решению
правительства 30% акцизов будет поступать в дорожный фонд на дорожное
строительство.
Вячеслав Новиков не совсем понял логику изменения схемы
зачисления акцизов, потому что дорожный фонд можно было бы пополнять их из
нефтегазовых доходов, тем более что наверняка субъекты федерации будут
формировать свои дорожные фонды и изъятия из их бюджетов Новиков поддержать не
может. Он считает циничной логику, согласно которой предлагается забрать часть
акциза потому, что он растет, тогда надо забрать в федеральный бюджет и НДФЛ, потому что доходы населения растут, и налог на
прибыль.
Валерий Сударенков подчеркнул, что не
все новации просчитаны и позитивны, но закон надо приветствовать. Надо
проработать вопрос расходов на науку.
115 5 2
10. «Правительственный час»
У Северного Кавказа будет своя госкорпорация
Хлопонин не путает свою шерсть с государственной, но не готов дать
гарантии ее качества, он пытается подавить на Северном Кавказе коррупцию и для
этого создает новых чиновников, но ничего не понимает в осеменении бегающих по
улицам быков. И потому был бы готов соскочить с Кавказа на пост мэра Москвы, но
туда готовят Кожина
О стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года сообщил
сенаторам вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, выступая в рамках «правительственного часа» на
278-м пленарном заседании Совета Федерации в среду.
Программа включает планы повышения в 4 раза доходов населения
Северного Кавказа и в 2,5 зарплаты до 23,8 тыс руб., создание более 400 тыс
новых рабочих мест. Общий объем кредитования северокавказских республик в
настоящее время превышает 166 млрд
руб. Предполагается развитие горнолыжного туризма и санаторно-курортной сферы с
предоставлением налоговых и таможенных льгот, что поможет привлечь частные
инвестиции. Планируется создание Института развития на Северном Кавказе на базе
ВЭБ в форме Корпорации.
Выступая с докладом, Хлопонин
предупредил, что реализация программы невозможна без существенного снижения
уровня коррупции, для этого предусмотрен специальный порядок государственного
управления. На первом этапе созданы региональные отделения ФТС,
Росалкогольрегулирования, Росреестра
и Росфиннадзора.
При обсуждении вопроса Валерий Кадохов
спросил, достаточно ли отработан механизм и в ответ Хлопонин
честно признал, что если бы механизм был отработан, мы бы уже имели хорошие
результаты на Кавказе. Проконтролировать эффективность расходование средств,
выделенных на ФЦП в объеме 180 млрд руб. невозможно, из них 68 млрд
руб. истрачено и все республики поднимают вопросы необходимости строительства
новых школ и дополнительного выделения средств. Проекты развития региона
представлены на сумму более трех триллионов рублей, но на них нет
проектно-сметной документации. Помочь это сделать должна сделать Корпорация
развития, если она будет финансировать проекты, предполагается докапитализировать ее. Однако для кредитования взять в
залог в той же Чеченской Республике нечего, кроме минных полей, которые еще
надо разминировать. Если частный инвестор окажется не готов к финансированию
проекта, его заберут в государственную собственность.
Вячеслав Новиков с улыбкой спросил, не планирует ли Хлопонин реализовать то, что он намеревался сделать в
Сибири – «кавказское могущество прирастать будет Сибирью», или это единичный
акт. В ответ докладчик рассказал о первом пилоте работы ингушей на
месторождениях Красноярского края.
Отвечая на вопрос Юрия Смирнова, Хлопонин
сказал о предложениях по созданию преференций и льгот для крупных российских
корпораций с целью разработки шельфа Каспийского моря, потому что Роснефть или Лукойл считают, что нефть там тяжелая.
Валерий Сударенков поставил вопрос о
развитии туризма, отметив красоты Кавказа. Хлопонин
сказал в ответ об отсутствии транспортной логистики и ландшафтного
планирования, попытки распродать курортно-санаторные комплексы под
строительство коттеджей.
Александр Смирнов в своем вопросе напомнил эпизод фильма
«Кавказская пленница» с предложением не путать свою шерсть с государственной.
По словам Хлопонина, необходимы гарантии качества
шерсти, даже при наличии государственных гарантий инвесторы не готовы входить в
этот бизнес.
Разрушено семеноводство по всей России, не выдерживают
пространственную изоляцию, люди сеют мусор вместо семян, на Северном Кавказе
бык осеменяет первую попавшуюся корову, сказал в своем вопросе Николай
Кондратенко. Он предупредил, что если не перестанут убивать людей на улицах, на
Северном Кавказе будет гражданская война, надо не стрелять, а судить. Хлопонин честно признался, что он небольшой специалист в
сельском хозяйстве и ему трудно перейти от осеменения быков, которые бегают по
улицам, к терроризму. Хлопонин обещал развивать
потребкооперацию. Он твердо обещал уничтожать этих негодяев,
которые убивают людей на улицах, иначе с терроризмом ни одна страна мира не
может справиться.
Ильяс Умаханов спросил, предполагается ли
создание отдельной ФЦП по самой сложной северокавказской
республике – Дагестану? Хлопонин так разволновался,
что опрокинул стакан на трибуне и обрызгал рукав пиджака. Он вновь отметил
отсутствие проектно-сметной документации и планах в рамках общей программы
развивать ФЦП по каждой из республик, причем ФЦП – это развитие социальной структуры, надо прекращать
то, что даже под коммерческий проект бегают и просят государственные деньги.
Отвечая на вопрос Виктора Леонова по координации проектов, Хлопонин пояснил, что как и в
Сибири нельзя построить «замок под куполом», потому что не получится так, как
просили в Сибири «дайте мне нефтяную вышку и я заживу как шейх», нужны
долгосрочные проект и проблема не отсутствии кадров, а в недостатке
специалистов, там работать некому, но во всех республиках устали от этой войны
и от болтовни про развитие Северного Кавказа.
Валерий Парфенов спросил, какие законодательные акты наиболее
важные надо принять, чтобы реализовать стратегию. В ответ Хлопонин
все же сказал об особенностях национального характера коррупции на северном
Кавказе, где во власти от поселка до города должен быть обязательно
представитель населяющей его национальности, на более высоком уровне – уже
представлен клан. Эту ситуацию надо переламывать, но не надо говорить, что на
Северном Кавказе коррупция больше, чем в Москве, и ни одного скрытого дефекта –
все открытые. Отвечая на вопрос о необходимых законодательных актах, Хлопонин подчеркнул, что если мы хотим, чтобы зона Кавминводы была лучше Карловых Вар, нужны преференции,
потому что долететь туда из Москвы дороже, чем в Берлин.
26 лет окупаемость проекта, сообщил Хлопонин
в ответ на вопрос Амира Галлямова
о развитии туристско-рекреационного кластера, не собираясь ограничиваться
указанным кластером. Он предлагает вкладывать не только в туризм, связанный с горными
лыжами, но и в исторический туризм, у нас нет в России города древнее Дербента,
которому три тысячи лет.
Альберт Кажаров спросил, как сенаторы
могут участвовать в реализации и контроле программы. Говоря о селекционной
работе, Кажаров отметил создание Селекционного центра
по животноводству в Кабардино-Балкарии.
По предложению Рафгата
Алтынбаева СФ принял в
целом постановление (111 за, 1 против, 1 воздержался) по итогам
«правительственного часа», в котором правительству России предлагается создать
на территории СКФО федеральный университет и принять
меры по усилению государственного управления особо охраняемым эколого-курортным
регионом Кавказские Минеральные Воды в части государственного контроля за
сохранением ресурсной базы региона.
Постановление 111 1 1
11. Кудрин считает сенаторов более опытными, чем депутаты
Сенаторы указали ему, что частые перемены до конца года путают
региональные власти и мешают бюджетополучателям освоить средства
Россия в кризис увеличила социалку,
хотя доходы упали беспрецедентно
Совет Федерации одобрил закон «Об исполнении федерального
бюджета за 2009 год» (112 за, 1 воздержался).
Докладчик, председатель комитета СФ по
бюджету Евгений Бушмин сообщил, что такое происходит
впервые, когда отчет по исполнению бюджета прошлого года представлен до
внесения бюджета на следующий год. В отчетном году изменения в закон о
бюджете-2009 вносились семь раз, вместо утвержденного профицита
бюджета 3,7% ВВП впервые за 10 лет был бюджет исполнен с дефицитом 7,4% ВВП. Объем доходов по сравнению с запланированным снижен на 38,6%.
Показатель инфляции достиг самого низкого с 1991 года показателя – 8,8%.
Средняя цена нефти по итогам года составила 61,1 долл. за бочку.
В отчетном году импорт и экспорт снизились примерно одинаково.
Исполнение бюджета по доходам составило 7,3378 трлн руб. (в 2008 году – 9,2759), по расходам –
9,6601 трлн руб. (в 2008 году – 7,5709) 2,3223 трлн руб. составил дефицит бюджета (в 2008 году – профицит 1,7051). Исполнение ФЦП
составило 90% утвержденных. Бушмин
отметил, что комитет неоднократно обращал внимание правительства, что практика
уточнения федерального бюджета в конце года не дает возможности
бюджетополучателям, в т.ч. субъектам РФ, полностью освоить выделенные средства,
что снижает эффективность их использования.
Доходы бюджета в 2009 году упали в России на 20% – как ни в
одной стране мира, сообщил сенаторам в своем докладе вице-премьер, Министр
финансов Алексей Кудрин. Он объяснил значительное падение доходов зависимостью
российской экономики от цены на нефть, которая планировалась на 2009 год выше
90 долл. за баррель, в начале года они упали до 41, в среднем по году было 61.
При этом Россия увеличила социальные расходы больше большинства других стран.
Так увеличивали социальные расходы только в США. Россия смогла из собственных
резервов направить на развитие экономики и на социальные нужды 3,148 трлн руб., т.е. более ста
миллиардов в долларовом выражении. Только в России во время кризиса доходы
населения росли. Дополнительные средства направили на поддержку бизнеса. На 4%
сократили налог на прибыль. Оставили в действующем состоянии
Отвечая на вопрос Виктора Евтухова о
выпадающих доходах региональных бюджетов, Минфин Кудрин сказал о готовности
рассмотреть вопрос о компенсациях.
Валерий Кадохов в своем вопросе
отметил, что регионы не успевают приспособиться к изменениям. В ответ Кудрин
согласился с тем, что правила должны быть долгосрочными, чтобы корректировок к
концу года было меньше, мы будем идти
Отвечая на вопросы журналистов, Минфин Кудрин отметил разницу
обсуждения бюджетных вопросов в Государственной Думе, где вырабатывается
политика, концепции и поправки, и в Совете Федерации – здесь очень опытный
состав и другой характер обсуждения, коротко «да-нет».
Кудрин отказался ответить на вопрос о возможности ограничения притока капитала
в Россию, обещая сделать это ближе к осенней сессии 8-10 октября в Вашингтоне
МВФ и Всемирного банка.
Отметим, что предложение к встрече бреттон-вудских
институтов внесла Бразилия по обсуждению вопроса об ограничении притока
капитала.
112 0 1
12. Час субъекта Российской Федерации на заседании Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Республика Ингушетия)
Открытие Дней Республики Ингушетия в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
Выступление Президента Республики Ингушетия Юнус-Бека
Баматгиреевича Евкурова
Выступление председателя Народного Собрания Республики Ингушетия
Махмуда Султановича Сакалова
Выступление Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Михайловича Миронова
По итогам Часа субъекта в Совете Федерации было принято постановление палаты «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Ингушетия».
В Постановлении отмечается, что регион обладает значительным и разнообразным ресурсным, туристско-рекреационным и природным потенциалом, сохранение, рациональное и комплексное использование которого является одной из главных задач Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009–2020 годы и на период до 2030 года.
Особенности географического положения, разнообразие природных ландшафтов, почвенно-климатических ресурсов, поверхностных и подземных акваторий, насыщенный растительный и животный мир предопределяют статус Республики Ингушетия как уникального природохозяйственного комплекса России.
Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия неоднозначное, достаточно сложное и сопряжено с рядом трудностей. Основными проблемами республики являются высокий уровень безработицы, спад в промышленности и сельском хозяйстве, слабая производственная база, низкая обеспеченность объектами социальной сферы, неразвитость инженерной инфраструктуры, сложная миграционная ситуация. В результате Ингушетия по основным макроэкономическим показателям значительно отстает от среднероссийского уровня.
Серьезные экологические и социальные проблемы, говорится в документе, связаны с нарушениями природного ландшафта в результате длительной и бессистемной нефтедобычи на территории города Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия, где на протяжении последних лет наблюдаются оползни, повлекшие разрушения жилых домов, зданий и сооружений. В результате 2293 семьи нуждаются в безотлагательном отселении из опасной зоны и обустройстве.
В 2010 году на 4 процента уменьшилась дотационность региона, на 40 процентов увеличилась собираемость налогов.
СФ указали правительству РФ на необходимость выделения средств на развитие системы среднего и профессионального образования в Республике Ингушетия.
13. Совет Федерации одобрил закон «Об исполнении бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год»
Докладчик председатель комитета СФ по
социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко сообщила, что ПФР обязательства выполнил, на выплаты пенсий направлено
2,3738 трлн руб., пенсия по
старости увеличилась в среднем на 1,72 тыс руб. и
достигла 3,63 тыс руб.
Отвечая на вопрос Виктора Штырова,
председатель правления ПФР Антон Дроздов сообщил, что
на компенсацию проезда северных пенсионеров к месту отдыха и лечения направлено
922 млн руб.
106 0 1
14. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «Об исполнении
бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год»
Докладчик председатель комитета СФ по
социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко не могла не отметить
улучшение работы ФФОМС и сообщила, что замечаний
Счетной палаты нет, в зале присутствует зампред правления Фонда Александр Кувалдин. Вопросов к нему не было.
108 0 0
15. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «Об исполнении
бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год»
Докладчик председатель комитета СФ по
социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко сообщила, что дефицит
бюджета ФСС превысил 8 млрд руб. Счетная палата нарушений не выявила.
Присутствует председатель правления ФСС Сергей
Афанасьев, вопросов к нему не было.
121 0 0
16. Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в часть
четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в отношении приведения норм части четвертой Гражданского кодекса Российской
Федерации в соответствие с международными договорами)
Докладчик председатель комитета СФ по
правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков сообщил
о шести изменениях. Отвечая на вопрос Евгения Бушмина, Лысков пояснил, что
допускается только индивидуальное копирование из интернета для личных целей.
В своем вопросе Бушмин отметил, что закон коснется
56% пользователей Интернета, которые пользуются не совсем правильными
программами.
Отвечая на вопрос нашего корреспондента, Сергей Миронов пояснил,
что он воздержался при голосовании, потому что к принятому закону есть много
вопросов. Его формулировка допускает личное копирование для добросовестных
пользователей Интернета, но говоря об этом, спикер напоминает, как может у нас
применяться закон.
120 0 1
17. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (в части
введения механизма защиты интеллектуальной собственности фармацевтических
производителей)
Докладчик председатель комитета СФ по
социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко заявила, что закон
разъясняет вопросы, возникшие у сенаторов к закону об обращении лекарственных
средств.
121 0 0
18. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
(в части изменения лицензионных требований к отдельным видам деятельности)
Докладчик председатель комитета СФ по
экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес
Оганян
122 0 0
19. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области
генно-инженерной деятельности» (в части установления системы обеспечения безопасности
генно-инженерной деятельности)
Докладчик председатель комитета СФ по
образованию и науке Хусейн Чеченов.
В комментарии нашему корреспонденту Сергей Миронов сообщил, что против голосовал он, потому что у
него очень настороженное отношение к ГМО – мы
выпускаем джинна из бутылки.
122 1 0
20. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения перечня сообщений
о существенных фактах)
Докладчик председатель комитета СФ по
финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев
124 0 0
21. Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменения в статью
26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» (в части расширения полномочий органов
государственной власти субъекта Российской Федерации)
Докладчик председатель комитета СФ по
делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев.
Вячеслав Новиков спросил, предполагаются ли какие-то средства,
есть ли финансово-экономическое обоснование. Сергей Миронов свернул ответ
докладчика.
125 0 0
22. Совет Федерации одобрил обсуждения закон «О внесении изменения
в статью 1 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в части изложения понятия «агрохимикаты» в новой редакции)
Докладчик зампред комитета СФ по
аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному
комплексу Сергей Лисовский сообщил в ответ на вопрос Валерий Сударенкова, что торф используется для изготовления смесей.
16 0 0
23. Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением
порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и
референдумов»
Докладчик председатель комитета СФ по
конституционному законодательству Алексей Александров сообщил о незаконном
использовании открепительных удостоверений и изготовлении для этого фальшивых
открепительных удостоверений. Закон будет способствовать защите основ
конституционного строя в РФ.
Закон в абсолютно верном направлении, заявил Сергей Миронов,
отметив необходимость двигаться дальше. В условиях отмены условия по явке
избирателей их переманивают, используя автобусы для перевозки голосующих с
открепительными удостоверениями. Возможно, надо полностью отменить голосование
по открепительным талонам, отмечен случай, когда их делали на ксероксе.
128 0 1
24. Совет Федерации одобрил без обсуждения закон «О внесении
изменения в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по вопросу
исключения наказания в виде ограничения свободы из перечня наказаний, по
которым суд может отсрочить исполнение приговора)
Докладчик председатель комитета СФ по
правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков
120 0 0
25. О внесении изменений в регламент Совета Федерации.
Сенатор может игнорировать заседание в случае женитьбы или
смерти тещи
Совет Федерации изменил процедуру подтверждения полномочий нового
сенатора, совместив ее с прекращением полномочий отзываемого члена палаты.
Постановление с соответствующими поправками регламента Совета
Федерации одобрили «за основу» 119 сенаторов.
Согласно тексту постановления, член СФ до начала заседания должен письменно уведомить
председателя СФ или председателя комитета (комиссии),
членом которого он является о невозможности присутствовать на заседании по
уважительной причине, каковой признается направление в командировку, болезнь,
регистрация брака, рождение ребенка, смерть члена семьи или близкого
родственника, чрезвычайные ситуации на местах и другие обстоятельства
экстраординарного характера.
Отсутствие сенатора на заседании по иным причинам допускается с согласия
спикера. Информация о посещении сенатором заседаний палаты и комитета
(комиссии), членом которого он является, по окончании сессии представляется
спикеру. Председатель СФ вправе направить информацию
о посещении членом СФ заседаний СФ
и комитета (комиссии) в орган госвласти субъекта РФ,
который представляет в СФ прогульщик. Отдельно
отмечено, что обязательными для участия являются не только заседания в СФ, но и выездные мероприятия, если для их организации
используются средства бюджета СФ.
В обновленном регламенте подробно и в деталях прописана процедура
прекращения и подтверждения полномочий сенатора, причем оформление процедуры
постановлением палаты сохраняется.
Сохраняется
необходимость принятия постановления палаты и в случае обусловленного законом о
статусе депутата и сенатора прекращения полномочий на основании личного
письменного заявления парламентария о сложении своих полномочий, также при его
назначении на ирную должность, на государственную или муниципальную службу,
вхождения в состав органа управления коммерческой организации, осуществления ими
предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности (кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности), вхождения в состав органов управления, попечительских или
наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений (если
иное не предусмотрено международным договором или законом РФ), утраты
гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства,
вступления в силу обвинительного приговора суда или решения суда об ограничении
дееспособности, признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими
на основании вступившего в силу решения суда.
Согласно закону, орган госвласти субъекта РФ вправе
не рассматривать поступившее представление председателя СФ
о досрочном прекращении полномочий члена СФ.
При обсуждении вопроса докладчик, председатель Комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Николай Тулаев пояснил, что сенаторам нет нужды
вводить дополнительные рычаги по обеспечению дисциплины в палате, однако
предлагается внести соответствующие предложения. Изменения регламента касаются
прекращения полномочий действующего сенатора и подтверждения полномочий нового,
которые производятся одновременно.
Это будут экстраординарные меры, спросил Вячеслав Новиков.
Комментируя попытки Тулаева объяснить, что имеется в
виду, Сергей Миронов отметил, что вопрос показывает необходимость еще раз
обсудить.
Постановление за основу 119 0 0
26. Об изменениях составов комитетов и комиссий Совета Федерации
Докладчик председатель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и
организации парламентской деятельности Николай Тулаев
Постановление 119 0 0
По предложению Сергея Миронова на «правительственном часе»
следующего пленарного заседания предлагается рассмотреть вопрос о мерах
правительства по обеспечению транспортного обслуживания населения Дальнего
Востока, Севера и приравненных к нему территорий с приглашением Минтранса Игоря
Левитина.
Следующее, 279-е пленарное заседание назначено на 15 октября.
Закрытие двести семьдесят восьмого заседания Совета Федерации
Пресс-релизы
Слова и дела
«Единой России»!:
http://f-biryukov.livejournal.com/194532.html
Данный агитматериал (можно использовать в качестве буклета,
плаката или листовки) наглядно демонстрирует все основные достижения правящей
партии. Годится для распространения на выборах любого
уровня!;)
Отставка Лужкова озарила коммунистам их светлое политическое будущее
Член фракции КПРФ предлагает Медведеву вслед за Лужковым отправить в отставку Путина, хотя отправить Лужкова в отставку Медведеву велел именно Путин
Оправит ли Медведев вслед за Лужковым в отставку Путина? Возможен ли в ближайшее время роспуск парламента? Эти вопросы комментирует депутат думской фракции КПРФ Алексей Багаряков.
«Эти прогнозы уже озвучены некоторыми нашими коллегами из других фракций и начинают активно обсуждаться в СМИ. Но прогнозы – дело неблагодарное. Все это свидетельствует о бурных процессах, происходящих сегодня в партии «Единая Россия», об обострении противоречий между командами Путина и Медведева. Я полагаю, что в данном случае речь все-таки идет именно о конкуренции команд, а не межличностном конфликте Путина и Медведева.
Возможно ли осуществление таких прогнозов? На мой взгляд, если Президент решится на такое, то это будут радикальное решение. В новейшей истории еще не было случая, чтобы распустили парламент. А с другой стороны, кто мог предполагать еще совсем недавно, что отправят в отставку Лужкова?
Ясно одно, что партия власти переживает серьезный кризис, после следующих думских выборов «Единая Россия» вряд ли сможет рассчитывать на монополию власти, велика вероятность создания коалиционного правительства, в котором КПРФ, безусловно, примет самое активное участие» – сказал депутат Багаряков.
Алексей Багаряков: обещание министра СХ Скрынник о сокращении господдержки села – противоречит позиции президента?
В начале 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». А в минувший понедельник, 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник пообещала США и 19 другим странам сократить более чем в два раза объемы господдержки российского агропромышленного комплекса в 2013-2017 годах. И это притом, что даже сегодня уровень господдержки сельского хозяйства в расходной части бюджета России составляет чуть меньше 1%. в то время, как в тех же США – 24%!
Такое заявление г-жа Скрынник сделала в ходе переговоров в Женеве по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию. Потенциальное членство нашей страны в ВТО некоторые государства давно используют как «морковку для осла», которую сам осел в финале своего пути может и не получить. Да и качество «морковки» в виде выгод от членства в данной организации – до сих пор взывает серьезные сомнения.
Зато никаких сомнений не взывает тот факт, что развитие сельского хозяйства в условиях сокращения господдержки – никак не сможет соответствовать подписанной Медведевым «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации». Между тем, согласно этой «Доктрине» в обозримом будущем собственного зерна мы должны употреблять не менее 95 процентов; сахара – не менее 80 процентов; растительного масла – не менее 80 процентов; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов; рыбной продукции – не менее 80 процентов.
Проблема продовольственной безопасности вовсе не надуманная: ученые всего мира единодушно пришли к выводу, что, если страна завозит 25 процентов продуктов, значит, она теряет свою продовольственную независимость. Россия потеряла ее, так как давно перешагнула этот порог. За последние годы импорт продовольственных товаров увеличился в разы. Согласно данным Росстата, в 2008 году Россия закупила импортного продовольствия на 35 миллиардов долларов! Ровно в 35 раз больше, чем российское правительство выделило на сельское хозяйство страны!
Вступление нашей страны в ВТО автоматически ставит нас в довольно жесткие рамки государств с уже налаженной высокотехнологичной экономикой: высокоразвитой промышленностью и сельским хозяйством. Мы, к сожалению, находимся на другом уровне развития, да еще и в более сложных природных условиях. Поэтому наше вступление во всемирную торговую организацию окончательно добьет неконкурентноспособную отечественную промышленность, уничтожит сельское хозяйство, «выкосит» животноводство. Россия будет вынуждена значительно увеличить закупки продовольствия за рубежом, на радость тех стран-участниц ВТО, у которых сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность более технологически развиты, в том числе и благодаря более серьезным многолетним бюджетным вливаниям в собственное село. В итоге, мы можем прийти к ситуации, когда единственным нашим конкурентоспособным товаром останутся углеводороды…
Депутат Государственной думы от Алтайского края (фракция КПРФ), член комитета по финансовым рынкам Алексей Багаряков
Николай Левичев: «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не собирается предлагать своих кандидатов на пост мэра Москвы
После отставки Юрия Лужкова ряд политических партий объявили о готовности предложить своих кандидатов на пост мэра столицы. С вопросом о том, будет ли выдвигать своих кандидатов «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», журналисты обратились к руководителю партийной фракции в Государственной Думе Николаю Левичеву:
– В рядах нашей партии есть люди, которые готовы возглавить столицу. Они обладают должным управленческим опытом, знаниями и умениями, и их жены, что важно, предпринимательской деятельностью не занимаются. Однако в соответствии с законом «О политических партиях», предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта вносит Президенту РФ политическая партия, которая победила на выборах в региональный законодательный орган власти. В Москве это «Единая Россия», которая «победила» так грязно, что спровоцировала консолидированный протест всех трех думских оппозиционных фракций. Несмотря на то, что результатов тех выборов мы не признаем, продолжая оспаривать их в десятках судебных исков, формально они пока остаются в силе, а значит, кандидатов будет предлагать «партия власти». Пока они нашего мнения относительно кандидатуры будущего мэра не спрашивали.
Николай Левичев о создании Следственного комитета РФ
Президент России Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», который предусматривает создание первой в России самостоятельной следственной структуры. По просьбе журналистов эту новость прокомментировал руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Николай Левичев:
– Представляется, что необходимость более четкого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия назрела уже довольно давно.
В последние годы к следствию накопилось очень много претензий, и многие граждане окончательно утратили веру в его объективность. С одной стороны, следователи слишком часто сталкиваются с давлением «сильных мира сего», требованием направить расследование в то или иное русло. С другой – отсутствуют инструменты общественного контроля за следствием, должный прокурорский надзор. В результате очень часто создается ощущение, что следствие – это отдельный мир, «черный ящик». Разумеется, это абсолютно недопустимо.
Обеспечить независимость, но в то же время подконтрольность следствия, на котором лежит функция защиты прав и свобод граждан – первоочередная задача государства. Надеемся, что этому будет способствовать принятие президентского законопроекта. Очень важно отметить два момента. Во-первых, создаваемый Следственный комитет (СК) будет подчиняться не Генпрокурору, а непосредственно Президенту РФ. Это обеспечит независимость СК. Во-вторых, в законопроекте определяется, помимо всего прочего, материальное и социальное обеспечение работников СК. Мы уже не раз заявляли, что этого не хватает проекту ФЗ «О полиции».
Следующим шагом, думается, должно стать создание единого ведомства, куда войдут следователи МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля. Опыт деятельности такой структуры накоплен в ряде зарубежных государств (например, ФБР в США). А в нашей стране создание единого следствия, на наш взгляд, позволит избежать бесконечных споров о подследственности и нездоровой конкуренции следственных органов за сферы влияния.
Николай Левичев об идее моратория на строительство в исторических зонах Москвы.
Представители общественных движений по защите культурно-исторического наследия Москвы выступили с инициативой введения моратория на строительство в исторической части города. После отставки мэра Лужкова, бывшего главным инициатором и проводником политики по уничтожению исторического облика Москвы, общество ожидает перемен в отношении архитектуры старой Москвы. По просьбе журналистов эту идею прокомментировал руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Николай Левичев:
- Я поддерживаю инициативы представителей тех общественных движений, которые многие годы вели неравный бой с мощной разрушительной системой «лужковстроя». Мы, как могли, всегда поддерживали этих отважных людей, фактически с голыми руками выходящих на защиту московских архитектурных ценностей. И я не могу не испытывать к ним чувства глубокой гражданской благодарности. Мы вместе спасали Кадаши, и без поддержки общественности нам было бы намного сложнее. Сегодня, когда защитники исторической Москвы призывают объявить мораторий на стройки в исторических зонах, я тоже нахожу в этом здравое зерно. Действительно, сегодня крайне необходима ревизия документации, подковерных «экспертиз» и коридорных разрешений, на основании которых мы год за годом теряли архитектурные подлинники. Для нас всех принципиально знать, происходят ли строительные работы в историко-культурных зонах согласно закону, или продолжается сила действия «телефонного права». Мы не простим себе, если потеряем что-то из культурного наследия просто по недосмотру, просто по инерции силы отправленной в отставку системы. Кроме того, у нас вызывают большие подозрения скоропалительные «леса» и заборы, нагроможденные в исторических местах в тот момент, когда кресло под мэром лишь зашаталось. И вопиющая агония с застройкой Боровицкого холма – случай не единственный. Все лето панически, втихаря, не успевая состряпать даже декоративную документацию, вандалы хозяйничали и на Хитровской площади, и на ул. Бахуршина.
Сейчас стали звучать псевдоаргументы о том, что уже столько всего разрушено, что изменить ничего невозможно. Да, московская архитектура пережила один из самых трудных периодов в своей истории. Но рассуждать, что пусть уж все идет как идет – это все равно, что дискутировать на тему, зачем лечить старика от воспаления легких, ведь он все равно скоро умрет. Сегодня проблема ревизиии московских строек – это вопрос гораздо более широкий, чем просто «узкокультурная» тема. Мы должны продемонстрировать, что этические нормы, так яростно попранные стройкомплексом отставленного мэра, не убиты и не забыты. Сейчас нам остро необходимо восстановление не только архитектурной, но и моральной среды в нашей столице.
Общественная коалиция в защиту Москвы приветствует решение об остановке строительства на Боровицкой площади
Заявление Общественной коалиции в защиту Москвы
Общественная коалиция в защиту Москвы приветствует решение и.о. мэра Москвы Владимира Ресина об отзыве разрешения на строительство депозитария музеев Московского Кремля на Боровицкой площади.
Мы надеемся, что в результате возврата ситуации на стадию общественного обсуждения, строительный проект, вызвавший возмущение москвичей и грозящий уничтожением исторической среды в непосредственной близости от памятника Всемирного наследия – Московского Кремля, будет окончательно отменен.
А факт отказа от застройки под давлением общественности, защищающей культурное наследие, станет отправной точкой, с которой начнется новая градостроительная политика городских властей, основанная на сохранении и восстановлении исторического облика столицы.
Митрохин Медведеву: Минобороны не выполняет требования антикоррупционного законодательства
Сергей Митрохин направил обращение президенту Дмитрию Медведеву в связи с решением об отставке генерала В.Гайдукова за неверные данные о доходе и имуществе.
Лидер «ЯБЛОКА» требует от Президента обязать Минобороны в полном объеме выполнить требования антикоррупционного законодательства. Сейчас на сайте министерства отсутствуют сведения о доходах гражданских служащих. Что касается военных, то в декларациях отсутствуют не только занимаемые ими должности, но даже имена и отчества (указаны лишь инициалы).
«Я не удивлен, что первый уволенный госслужащий оказался именно из Минобороны. В этом ведомстве были предприняты шаги, направленные на сокрытие доходов и имущества государственных служащих от гражданского контроля», – говорится в обращении к Президенту.
В письме Митрохин требует обязать министра обороны немедленно разместить сведения о доходах гражданских служащих и привести в соответствие с указами Президента уже опубликованные сведения.
Напомним, президент Д.Медведев подписал указ об освобождении от должности после проверки сведений о доходах генерал-майора В.Гайдукова. Он также уволен с военной службы.
После проверки достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе, представленных генерал-майором, президиумом Совета по противодействию коррупции был установлен факт нарушения государственным служащим требований к служебному поведению, выразившийся в представлении недостоверных сведений.
На прошлой неделе лидер «ЯБЛОКА» обратился к руководителю Администрации Президента Сергею Нарышкину и руководителю Аппарата Правительства РФ Сергею Собянину с требованием инициировать антикоррупционную проверку в отношении трех депутатов Госдумы – Бориса Грызлова («Единая Россия»), Ашота Егиазаряна (ЛДПР) и Сергея Левченко (КПРФ).
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Председателя Государственной Думы, Председателя Высшего
совета партии
«ЕДИНАЯ РОССИЯ» Бориса Грызлова
на III Санкт-Петербургском
международном инновационном форуме
29 сентября 2010 года
Уважаемые участники Форума!
Основа для того, чтобы выйти на этап инновационного
развития, в России создавалась, начиная с 2000 года. Сегодня мы видим, что эта
основа есть.
Государство стало сильнее и вернуло себе доверие граждан.
Есть необходимые финансовые, инфраструктурные, законодательные возможности,
которые позволяют нам воплощать в жизнь Стратегию-2020, решать практические
задачи модернизации.
Хочу напомнить, что на VII съезде
Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», проходившем в Екатеринбурге в 2006 году, были приняты,
в ряду других, такие инновационные партийные проекты, как «Фабрика мысли»,
«Авиапром», «Энергетическая безопасность».
В 2007 году в Москве, выступая на нашем съезде, лидер
партии В.В. Путин подчеркнул, что «новые импульсы следует дать инновационному
развитию экономики, эффективному использованию природных ресурсов, реализации
инфраструктурных проектов».
Президент России Д.А. Медведев в своей статье «Россия,
вперед!» сформулировал пять приоритетных направлений инновационного развития, требующих
особой государственной поддержки.
Именно на этих направления мы сосредоточим усилия, чтобы достичь главную цель Стратегии-2020 – повышение уровня
жизни людей на основе инновационного развития и роста производительности труда.
Для чего России нужны инновации? Очевидные плюсы для
экономики – в росте производительности труда, для государства – в появлении
новых источников дохода бюджета, для граждан – в новом качестве жизни.
Развитие страны, модернизация, инновационная экономика –
все это для блага и в интересах человека. Причем человека, живущего сегодня.
Проще говоря, человек не поймет важности модернизации до тех пор, пока не
почувствует ее в своем кошельке.
При этом для нас важно, чтобы поступательное развитие
экономики шло с сохранением базовых ценностей, присущих нашему народу. «ЕДИНАЯ
РОССИЯ» выступает за обеспечение единства модернизационных
и охранительных процессов в социально-экономическом, культурном и духовном
развитии нашего общества.
Мы исходим из того, что у инновационной экономики есть не
только отраслевое, но и территориальное измерение. Поэтому наша партия берет на
себя поиск перспективных проектов в регионах, активно участвует в формировании
соответствующих региональных программ.
Нами принят закон о создании инновационного центра в Сколково. Можно позиционировать его, как отдельную самодостаточную площадку. А можно – как неотъемлемую часть
единой инновационной системы России, где создаются самые благоприятные
возможности для «старт-апа» новых проектов.
Сколково может и должно стать хорошим примером тех инновационных
возможностей, которые есть у страны. Но нужно понимать, что потенциал у нас
гораздо шире.
В России исторически сложились условия и традиции для
инновационных решений. Санкт-Петербург является ярким тому примером. И этот интеллектуальный
потенциал, хочу подчеркнуть, для будущего России важнее сырьевого.
Достаточно сказать, что здесь, в Санкт-Петербурге, более
чем в 350 организациях более 80 тысяч человек выполняют исследования и
разработки. Внутренние текущие затраты в городе на исследования и разработки в
2009 году составили свыше 50 млрд. руб., инвестиции в технологические инновации
– более 16 млрд. руб.
За прошлый год – напомню, это был самый тяжелый год
экономического кризиса – удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в
общем объеме отгруженной продукции по Санкт-Петербургу вырос почти в два раза –
с 2,6% до 5,5%.
При этом было создано 155 и использовано 3790 передовых
производственных технологий, организациям и физическим лицам выдано 2926
патентов. По этим показателям Санкт-Петербург прочно входит в тройку лидеров
среди регионов Российской Федерации.
В регионе создаются высокотехнологичные кластеры.
Завершается формирование автокластера, ведется работа
по созданию фармацевтического кластера, включающего весь цикл – от
доклинических исследований до производства и внедрения в практику новых
лекарственных средств. В этом году 5 крупных фармацевтических фирм приняли
решение построить свои предприятия в Санкт-Петербурге.
Кроме того, у Санкт-Петербурга огромный потенциал в сфере
наукоемкого судостроения. По мнению экспертов, сегодня есть три наиболее
проблемных и общих для отечественного судостроения направления: это
высокопрочные углеродные композитные материалы для корпуса судна, это боевая
информационно-управляющая система и это современный гидроакустический комплекс.
В Санкт-Петербурге накоплен уникальный опыт создания и
деятельности научно-производственных объединений. НПО задумывались как раз для
того, чтобы соединить все этапы от инновационной идеи до выпуска продукта.
Не будем забывать, – и зарубежные гости форума это хорошо
знают, – что Санкт-Петербург – это абсолютно европейский
город и по расположению, и по коммуникациям, и по духу.
Таким образом, центры инновационного роста в России уже
есть. Но они пока еще не объединены в единый комплекс, призванный гарантировать
конкурентоспособность российской экономики в целом.
Именно для того, чтобы объединить усилия, использовать
существующие конкурентные преимущества России, наша партия реализует проект
«Национальная инновационная система».
Начиная этот проект, мы четко осознавали, что создание
инноваций нужно стимулировать на общероссийском уровне, нужно проводить
максимально активную политику в этой сфере. Это принцип, подтвержденный опытом
всех государств, которые добились успехов в инновационном развитии.
Сжатый кулак сильнее растопыренных пальцев. Это я к тому,
что нам сегодня, когда время поджимает, когда на кону будущее российской
экономики, ее независимость, – необходима предельная концентрация усилий.
Говоря об инновациях, о поступательном движении экономики,
нельзя забывать про академическую науку. Без фундаментальных исследований
двигаться вперед просто невозможно. Необходимо помочь, прежде всего,
финансированием нашей науке, создать нашим ученым все условия для работы на
своей Родине. Если коротко: как нельзя построить дом без фундамента, так и
инновационную экономику невозможно создать без фундаментальной науки.
«ЕДИНАЯ РОССИЯ» – партия парламентского большинства. И
вполне естественно, что одной из ключевых задач проекта «Национальная
инновационная система» стала подготовка и принятие законодательных решений.
Примером может быть закон о малых инновационных
предприятиях при вузах и НИИ. Мы создали условия для внедрения результатов
интеллектуальной деятельности, полученных этими бюджетными учреждениям,
предоставив им право учреждать хозяйственные общества.
Ряд деятелей науки и образования
обращается к нашей партии с просьбами о
расширении возможностей малых инновационных предприятий. В том числе,
предлагается:
- облегчить переход на упрощенную систему налогообложения,
- снять ограничения по видам хозяйственной деятельности,
- разрешить входить образовательным и научным учреждениям в
уже существующие хозяйственные общества.
Эти предложения, безусловно, будут прорабатываться, равно
как и другие меры, направленные на поддержку малого бизнеса.
Считаю, что государство должно оказать дополнительную
помощь малым предприятиям, работающим в инновационном секторе. Формы поддержки могут
быть различными – вплоть до грантов на покупку высокотехнологичного
оборудования.
Учитывая то, что эти компании работают на самых сложных и
одновременно самых нужных для отечественной экономики направлениях, подобные
преференции абсолютно обоснованны.
Какие здесь существуют проблемы? Даже беглый анализ
ситуации на местах показывает: несмотря на масштабную поддержку со стороны
государства, инвестиционный климат в различных субъектах федерации существенно
различается.
И если, например, в одних регионах получение некоторых
разрешений занимает 30 суток, то в других в 10-15 (!) раз дольше. Иными
словами, вместо одного месяца оно длится годами.
Но, безусловно, многое зависит от федеральной власти.
Наглядный пример стимулирования развития малого бизнеса – защита малых
предприятий при проведении разного рода контрольных мероприятий.
Так, в 2009 году прокуратура отклонила половину заявок на
проведение их внеплановых проверок. А при составлении плана проверок на текущий
год было отклонено, вслушайтесь, 570 тысяч заявок! Они попросту не
соответствовали требованиям закона.
И меры господдержки дают о себе знать. В 2009 году число
субъектов малого и среднего предпринимательства в России выросло почти на 3%. И
это лучшее доказательство того, что даже в разгар кризиса люди сохраняли
стремление к созданию собственного дела. Нет сомнений, что этот интерес будет и
дальше непрерывно расти.
На основе принятого закона создается все больше
инновационных предприятий при вузах, хотя пока еще их общее
количество и не достигло желаемого уровня – по стране всего порядка 500.
Но некоторые университеты обеспечили неплохой результат.
Например, в Томске к началу сентября этого года при вузах действовало 46 малых
инновационных предприятий из 500 по всей России. Из них 19 было создано при Томском
государственном университете систем управления и радиоэлектроники и 18 – при
Томском политехническом университете. С одной стороны, это пример для других
вузов страны. С другой стороны, это хорошая опора для дальнейшего движения
вперед.
С 2009 года в Томске реализуется проект создания
консорциума университетов и научных организаций. Это пилотный
проект, направленный на интеграцию образования, науки и наукоемкого бизнеса, и
в его рамках будут осуществляться 13 крупных комплексных проектов.
Сейчас прорабатывается вопрос о создании на территории
Томской области федерального Центра образования, исследований и разработок.
Безусловно, законодательная поддержка становления
национальной инновационной системы требует продолжения. Депутаты нашей фракции
считают актуальным внесение поправок в более чем 100 действующих законов, а
также принятие около 10 законов с новым предметом правового регулирования, в
том числе:
- это закон «О государственной поддержке инновационной
деятельности в Российской Федерации»;
- это закон «О технологиях». Отмечу, что с декабря 2008
года уже есть закон «О передаче прав на единые технологии». Однако нужен
базовый закон, потому что в части IV Гражданского
Кодекса Российской Федерации дано только общее понятие.
Среди других инициатив, над которыми идет работа:
- закон о государственной компании по содействию
международному патентованию российских результатов научно-технической
деятельности и экспорту прав на них;
- закон о технопарках. У нас есть закон об особых
экономических зонах, но статус технопарков пока не отражен в законодательстве.
Есть целый ряд принципиальных вопросов, связанных с
развитием законодательства для инноваций. По поручению лидера нашей партии В.В.
Путина, мы сейчас проводим анализ правового режима интеллектуальной собственности.
Кому должен принадлежать вновь создаваемый интеллектуальный
продукт?
Государству, на деньги которого работает бюджетное
учреждение?
Вузу, который предоставил лабораторную базу?
Коллективу или конкретному исследователю, который является
автором идеи?
Вопрос очень сложный – по сути, речь идет о качественной
характеристике всей российской инновационной системы, о векторе ее развития.
Надо создать четкий правовой механизм, который обеспечит интересы государства и
одновременно позволит больше заинтересовать в своем труде исследователей.
Считаю, что все аспекты правового регулирования
интеллектуальной собственности и нематериальных активов нужно предметно
обсудить на парламентских слушаниях в Государственной Думе, и я приглашаю всех
желающих принять участие в этой работе вместе с депутатами.
Один из самых острых – вопрос венчурного финансирования. На
сегодняшний день существенным сдерживающим фактором для развития венчурного
финансирования является недостаток – фактически, отсутствие в стране – авторитетных
центров, которые бы специализировались на проведении профессиональной
научно-технической, экономической, экологической и других видов экспертизы. А
также отсутствие необходимого количества специалистов, подготовленных для
ведения экспертной деятельности.
В рамках нашего проекта «Национальная инновационная
система» предлагается стимулировать создание таких центров, прежде всего на
базе ведущих вузов страны. Там есть и материально-техническая база, и кадровый
потенциал. В настоящее время такой центр создается в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Модернизация предполагает вовлечение молодежи в
инновационную деятельность. И у нас активно развивается молодежное направление
проекта «Национальная инновационная система».
В частности, был поддержан проект по созданию Молодежного
инновационного центра «Система-Саров». Он основан на
принципах государственно-частного партнерства и будет работать в рамках
технопарка в городе Саров Нижегородской области.
Полагаю, что эта инициатива может проложить дорогу для дальнейшей
работы органов власти, научного и образовательного сообщества, госкорпораций, организаций венчурного финансирования.
На первом этапе, который состоялся в рамках международного
молодежного форума «Селигер-2010» в июле 2010 года, было представлено более 2
тысяч проектов молодых ученых. Порядка 200 проектов прошли на следующий этап,
который состоится в октябре в городе Саров, и на
основании экспертных оценок будут приняты решения об инвестировании средств в коммерчески привлекательные проекты.
Уважаемые участники Форума!
Хочу еще раз подчеркнуть, что развитие инновационной
экономики будет успешным, если будет опираться на запрос общества. То есть
инновации должны быть востребованы людьми.
Кто будет формировать такой запрос? Обычные граждане
России. Развитие страны будет определяться интересами граждан в самых разных
отраслях и сферах.
Яркий пример – жилищно-коммунальное хозяйство. Комфортная
жизнь во многом определяется комфортностью жилья. И адекватная оплата услуг ЖКХ
– это тоже справедливый запрос граждан. Реализация пилотного
проекта «Энергоэффективный город» показывает: только
за счет снижения общего уровня потребления энергии и ресурсов инфраструктурой
городов расходы российских семей на оплату услуг ЖКХ могут быть сокращены сразу
на 15%.
Вообще, у нас практически во всех сферах есть резерв для
экономии энергии. Потенциал энергосбережения в России достигает астрономических
величин. По экспертным оценкам, он превышает 420 миллионов тонн условного
топлива в год.
Это означает, что предприятия, которые будут вплотную
заниматься вопросами энергосбережения, вопросами экологии, обеспечат рост
собственной конкурентоспособности.
Высокие экологические стандарты, бережное отношение к
природным ресурсам, новый уровень безопасности – это очевидные потребности, которые
испытывает каждый. Мы считаем, что только на этой основе можно обеспечить
устойчивое развитие. Поэтому наша партия организовала ведение экологического
рейтинга регионов России на основе мониторинга экологической обстановки. В XXI веке слова «бизнес» и «экология» могут стоять рядом и
не противопоставляться друг другу. Мы будем добиваться повсеместного внедрения
экологически чистых технологий и роста доли экологически ориентированного
бизнеса в ВВП.
В конечном счете, именно в развитии инновационной экономики
мы видим залог повышения качества жизни каждого гражданина
страны и будущее России как великой державы.
Несколько дней назад на заседании
партийных клубов «ЕДИНОЙ РОССИИ», в котором принимали участие и представители
органов исполнительной власти, бизнеса, эксперты, было высказано предложение
создать широкую общественную коалицию, объединяющую участников модернизации.
Эту инициативу на встрече с руководством партии «ЕДИНАЯ
РОССИЯ» одобрил Президент России Д.А. Медведев.
Мы видим, что сегодня пришло время создать общественное
движение участников модернизации «Россия, вперед!». «ЕДИНАЯ РОССИЯ» как партия
большинства приступила к его созданию. Считаю, что и сегодняшний форум является
одним из этапов этой работы. Уже на следующей неделе мы планируем провести
встречу актива движения.
Мы рассчитываем, что участниками движения станут
представители предпринимательских, молодежных, экологических и иных
общественных объединений, с которыми у партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» уже сложились
партнерские отношения.
В числе задач, которые будет решать движение:
- организация взаимодействия всех участников модернизационных процессов;
- поиск и продвижение перспективных инновационных проектов;
- информирование общества о том, как на практике идет
решение инновационных задач.
Каждый гражданин нашей страны должен осознавать, что
переход к новому качеству экономики – в его интересах. Модернизация страны –
это не очередная кампания, чтобы выжать из людей все соки под обещание
счастливой жизни для будущих поколений. Инновационная экономика – это задача
сегодняшнего дня, это ответ на запрос общества.
Спасибо за внимание.