Анекдот из Совета Федерации

- Скажите, а нельзя ли по гарантии поменять гаранта Конституции?

- К сожалению, это невозможно: вся партия оказалась бракованной.

 

16.02.11 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Сенаторы испугались, что их повыгоняют из палаты

Товарищ Крайний устроит России «рыбный день»

Простой гражданин не может есть рыбу дважды в неделю и даже во Владивостоке палтус стоит 600 рублей за килограмм, сказала вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова на «правительственном часе» 289-го заседания.

Докладывал глава Росрыболовства Андрей Крайний. Вопрос его взволновал, он не понимает, почему на Сахалине семга норвежская, а на Камчатке палтус мурманский? Минэкономразвития Эльвира Набиуллина звонила в Росрыболовство – почему рыба дорожает? Крайний ей ответил: это она у вас дорожает, у нас селедка как была 20 рублей, так и осталась. Мойва в Мурманске 13 рублей, а в Москве 50. Малые рыболовные компании боятся голос поднимать против гигантов-ретейлов, а то и вовсе с рынка выгонят.

Зато удалось добиться, что в Москве и в магазинах и в ресторанах вся икра легальная. В Калужской области – крупнейший завод по производству икры, но рыбу не заставишь расти быстрее.

Еще одна проблема – китайцы, которые накачивают рыбу водой на 60% прямо в тело, поэтому не решает проблемы принятое ограничение 5% на глазурь – лед снаружи.

А.Крайний давно мечтает построить в Подмосковье оптово-торговый центр, и участки земли несколько раз находились, но уплывали из-под носа, когда вздували цену. Сейчас вроде бы нашли в Домодедовском районе участок, оказавшийся в залоге у Россельхозбанка.

Несмотря на жесткую конкуренцию на мировом рынке, изношенный рыболовный флот и проблемы строительства новых судов, Россия наращивает добычу рыбы. В 2010 году выловило 4,1 миллиона тонн, 1,3 миллиона отправили на экспорт и примерно миллион завезли. Обидно, что те же китайцы из нашей рыбы делают филе, надо перестать гнать сырье за границу. Флот ветшает, новый строить некому. Конкурсы на строительство выигрывают компании, у которых ничего нет. Но и Дальстрой тоже не смог – этот хоть деньги вернул. Завод известен ремонтом крейсера «Варяг», он его и сейчас продолжает ремонтировать.

В целом проблемы одинаковые по всей продовольственной сфере, сказал после выступления главы Росрыболовства сенатор Сергей Лисовский. Торговые сети договариваются и используют любой предлог для повышения цен. В прошлом году засуха и пожары привели к тому, что оптовая цена на мясо птицы упала, а розничная на прилавках повысилась.

Это похоже на чудеса с бензином: его цена в России растет и когда нефть дорожает и когда дешевеет.

В тот же день сенаторы назначили свою часть – 5 из 15 – нового состава Центральной избирательной комиссии. В ней остались четверо действующих членов ЦИК: Елена Дубровина, Николай Конкин, Нина Кулясова, Сиябшах Шапиев. Людмилу Демьянченко сменил советник председателя ФНПР Антон Лопатин. Полномочия действующего состава ЦИК истекают в марте. Следующий состав будет работать не четыре года, а пять – как и Дума. Состав ЦИК меняется традиционно в год парламентских выборов.

В числе немногих принятых законов сенаторы одобрили нашумевшие в Думе поправки об исчислении пособий по беременности и уходу за ребенком. Хотя исправления несколько улучшают ситуацию, сенаторам она не нравится в принципе. Вячеслав Штыров напомнил: принятие закона было обусловлено экономией бюджетных средств, а это противоречит государственной демографической политике.

В этот день сенаторов больше всего взволновал новый порядок досрочного отзыва из Совета Федерации. Ранее входом и выходом в палату заведовал спикер Сергей Миронов, он же инициировал досрочный отзыв. С 1 января его роль свелась к краткой почетной процедуре вручения удостоверения новому сенатору. Дополнительно принятый закон исключает всякую роль самой палаты в досрочном отзыве, теперь это прерогатива регионов. Сенаторы с тревогой говорили, что надо взять этот вопрос в свои руки и сделать хороший закон о формировании Совета Федерации, но Олег Пантелеев призвал не раздувать страсти и не давать пищу журналистам. Почему-то Пантелеев уверен, что никто никого не отзовет.

 

Сообщения

 

Перед открытием 289-го заседания Совета Федерации председательствующий Сергей Миронов представил Олега Витальевича Еремеева, избранного представителем в СФ Рязанской областной Думой, и вручил ему удостоверение. Одновременно прекращены полномочия Андрея Ивановича Лаврова.

 

Вице-спикер Светлана Орлова сказала, что в понедельник у Сергея Михайловича Миронова был день рождения.

«Вы добрый, хороший, комфортный человек» – сказала С.Орлова.

 

С.Миронов сообщил, что только что замминистра юстиции назначен Виктор Евтухов. Спикер предупредил сенатора Евтухова, что пока он тут работает.

 

2. Сенаторы назначили свою часть членов ЦИК, Людмила Демьянченко вылетает

Совет Федерации без обсуждения одобрил сегодня постановление «О назначении на должность членов Центральной избирательной комиссии РФ». В итоге тайного голосования назначены на новый срок четыре действующие члена ЦИК Елена Дубровина, Николай Конкин, Нина Кулясова и Сиябшах Шапиев. Вместо члена ЦИК Людмилы Демьянченко назначен советник председателя ФНПР Антон Лопатин. Полномочия действующего состава ЦИК истекают в марте. Следующий состав ЦИК будет работать не четыре года, а пять.

Представил документ палате председатель комитета СФ по делам федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев.

Вячеслав Новиков спросил, изучал ли докладчик документы. Новиков отметил, что Елена Дубровина пять раз не работала. Кроме того, она тут пол сменила, написано – «не работал». Дубровина сообщила, что она воспитывала детей. В комментарии нашему корреспонденту она сказала, что у нее двое детей.

В список для голосования были включены семь кандидатур:

- Конкин Николай Евгеньевич (секретарь ЦИК) получил в рейтинговом голосовании 111 голосов, 1 против, 1 воздержался, в повторном голосовании 122 голоса, 1 против, 4.

- Шубина Нина Владимировна (секретарь СПб ИК) получила в рейтинговом голосовании 67 голоса, 16 против, 6 воздержалось.

- Кулясова Нина Александровна (член ЦИК) получила 121 голос, 0 против, 5 воздержалось.

- Шапиев Сиябшах Магомедович (член ЦИК) получил 117 голосов, 0 против, 8 воздержалось.

- Дубровина Елена Павловна (член ЦИК) получила 121 голос, 0 против, 6 воздержалось.

- Лопатин Антон Игоревич (советник по правовым вопросам председателя ФНПР) получил в рейтинговом голосовании 114 голосов, 6 против, 8 воздержалось, в повторном голосовании 116 голосов, 3 против, 5 воздержалось.

- Песенко Валерий Николаевич (председатель ИК Тверской области) получил в рейтинговом голосовании 47 голосов, 21 против, 22 воздержалось.

 

Информации http://scilla.ru/content/view/3852/2/

Новый Центризбирком на треть сформирован

В среду 16 февраля Совет Федерации назначил 5 из 15 членов нового, шестого с 1993 года состава Центральной избирательной комиссии РФ. В течение февраля и марта свои пятерки назначат Государственная Дума и Президент. ЦИК продолжит работу в старом составе до конца марта. Организационное заседание нового ЦИКа состоится не раньше 27 марта (четвертая годовщина оргзаседания нынешнего ЦИКа). Новый ЦИК будет работать не 4 года, а 5 и проведет две федеральные кампании – думскую декабря 2011 и президентскую марта 2012.

Советфедератовская пятерка изменилась в сравнении с предыдущим составом лишь на одного человека. Членами ЦИК на новый срок остались:

Елена Павловна Дубровина – на четвертый срок, родилась и начала юридическую карьеру в Челябинской области, представляет в ЦИКе органы власти Урала и Западной Сибири, член руководства партии Яблоко;

Николай Евгеньевич Конкин – на третий срок, Санкт-Петербург, Северо-Запад, секретарь ЦИК V созыва с 2007 года;

Нина Александровна Кулясова – на четвертый срок, Мордовия, представитель областей центральной России;

Сиябшах Магомедович Шапиев – на третий срок, Дагестан, Юг России.

Вместо не ставшей выдвигаться Людмилы Федоровны Демьянченко (Камчатка, член ЦИК двух созывов) по квоте Восточной Сибири и Дальнего Востока в ЦИК назначен Антон Игоревич Лопатин. Вот что пишет о нем улан-удэнский портал inuu.ru по случаю январского выдвижения его кандидатуры в ЦИК Народным Хуралом Бурятии:

Антон Игоревич Лопатин родился 4 сентября 1974 года в Москве. Экономист, юрист, имеет высшее профессиональное образование, обучался в Институте современного бизнеса, Московском институте международных экономических отношений, Российской академии государственной службы при президенте РФ. В разное время работал начальником отдела общероссийской политической общественной организации «Отечество», помощником депутата Госдумы и депутата Совета Федерации, руководителем секретариата зампреда ГД Вячеслава Володина, руководителем секретариата заместителя Президиума Генерального совета аппарата центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия». С ноября 2010 года по настоящее время – советник по правовым вопросам председателя Федерации независимых профсоюзов России. Включен в кадровый резерв президента РФ.

Всего 78 регионов представили 7 кандидатур в ЦИК. В альтернативу Конкину баллотировалась Нина Владимировна Шубина, секретарь Санкт-Петербургского городского избиркома. Результат рейтингового голосования: за Конкина 111, за Шубину 67, в повторном голосовании Конкин набрал 122 голоса. В альтернативу Лопатину баллотировался председатель Тверского облизбиркома Валерий Николаевич Песенко. Результаты рейтингового тура: 114 за Лопатина, 47 за Песенко, итоговое голосование: Лопатин 116. Баллотировавшиеся без альтернатив Кулясова, Шапиев и Дубровина получили соответственно 121, 117 и 121 голос.

Такие результаты голосования были предсказуемы и основывались на позиции профильного комитета во главе с Рафгатом Алтынбаевым, а она в свою очередь – на арифметическом большинстве региональных предложений. Из 18 регионов Северо-Запада Конкина выдвинули 16, Шубину – 1 (Петербург), Лопатина поддержали 7 из 12 восточных регионов, Песенко – 3.

Обсуждать кандидатуры сенаторы не стали, лишь Вячеслав Новиков задал Алтынбаеву вопрос, почему Елена Дубровина за свою карьеру 5 раз не работала и не связано ли это со сменой пола (в объективке написано «не работал»). На вопросы ответила сама Дубровина: воспитывала детей, пол не меняла. Нашему корреспонденту Дубровина сказала, что детей у нее двое.

Тем временем в прессе появляются прогнозы, рассуждения и инсинуации по поводу кандидатур, которые назначат в VI ЦИК Госдума и Президент.

Думская пятерка в прошлый раз была сформирована в обход Справедливой России: по одной кандидатуре от КПРФ (Евгений Колюшин) и ЛДПР (Владимир Чуров) и три – от ЕР и от отдельных членов этой фракции (Эльвира Ермакова, Валерий Крюков, Геннадий Райков). Правда, выдвинутую тогда думскими эсерами-родинцами Майю Гришину позже назначил в ЦИК Президент Путин. На этот раз ходят слухи, что эсерам позволят делегировать в ЦИК Сергея Даниленко. Сейчас он представляет партию в качестве члена ЦИК с совещательным голосом, а в 1999-2003 работал в третьем («втором вешняковском») составе ЦИК. По поводу отказа думских либерал-демократов выдвинуть на новый срок Владимира Чурова председатель ЦИК сказал одной из газет: «а их никто и не просит». Евгений Колюшин, отработавший в ЦИКе четыре срока, вероятно, будет назначен на пятый. Сократят ли единороссы свою квоту на одного человека в пользу ЛДПР или решат этой партии места в ЦИКе вообще не предоставлять, зависит от партийного руководства.

Президента в нынешнем ЦИКе, напомним, представляют зампреды Станислав Вавилов и Леонид Ивлев, а также Игорь Борисов, Василий Волков и Майя Гришина.

 

3. Совет Федерации без обсуждения одобрил закон о порядке выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

Документ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О связи» представил председатель комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников.

Документ принят к рассмотрению 02.02.11 на 288-м заседании СФ.

Закон сокращает срок принятия федеральным органом исполнительной власти в области связи решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов до 30 дней со дня обращения (в настоящее время – в течение 120 дней со дня обращения).

Устанавливаются сроки для уведомления заявителя о принятом решении (10 дней со дня принятия решения) и подготовки разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов (30 дней со дня принятия решения).

Вводится упрощенная процедура доступа к радиочастотному спектру правопреемника реорганизованного юридического лица.

 

4. Экономия средств на пособия беременным противоречит демографической политике

Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в части установления нового порядка расчета пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком)

Представил зампред комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Владимир Кикоть. Отвечая на вопрос Валерия Сударенкова, докладчик сказал о продлении переходного периода до двух лет.

Вячеслав Штыров напомнил, что принятие закона было обусловлено экономией бюджетных средств, что противоречит государственной демографической политике. Штыров предложил дать протокольное поручение по мониторингу ситуации.

Предлагается установить дополнительный переходный период к применению нового порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», и уточнить порядок определения среднего заработка для их исчисления.

Устанавливается, что в случае, если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступил в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года, указанные пособия по заявлению застрахованного лица могут быть назначены по нормам ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», действовавшим до 1 января 2011 года. Данное правило может применяться и по страховым случаям, наступившим до вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», если размер пособий в данном случае больше.

119 1 1

 

5. Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Представил председатель комитета СФ по образованию и науке Юрий Солонин.

Заключение правового управления СФ показывает, что негативные последствия закона могут быть достаточно серьезны, сказал Вячеслав Новиков. Все замечания правового управления будут учтены при разработке подзаконных актов.

Статс-секретарь, замминистра образования и науки Игорь Реморенко заверил сенаторов о контроле коррупционных факторов.

Вводится возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными и автономными образовательными и научными учреждениями, без проведения конкурсов или аукционов в порядке, определяемом Правительством РФ, при условии, что арендаторами являются малые и средние предприятия, в уставные капиталы которых вносятся результаты интеллектуальной деятельности создающих их учреждений.

110 0 2

 

6. Совет Федерации без обсуждения одобрил закон по определению музея-заповедника и видов его деятельности.

Документ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» представил председатель комиссии СФ по культуре Виктор Лопатников. Он сообщил, что в России действует 103 музея-заповедника и 40 музеев-усадеб. 15 объектов находятся в списках ЮНЕСКО. Лопатников отметил, что в функционировании музеев-заповедников возникли проблемы, были попытки отобрать землю и застроить ее коттеджами. Закон восполняет правовой пробел, обеспечивая доступ граждан и закрепляет традиционные виды деятельности включая народные промыслы.

Предлагается определить понятие «музей-заповедник» как музей, обеспечивающий не только хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, но и сохранность, изучение и популяризацию объектов историко-культурного заповедника или ансамбля, а также сохранение в границах своей территории исторически сложившихся видов деятельности.

Предлагается дополнить цели музейной деятельности деятельностью, позволяющей музеям-заповедникам осуществлять охрану, сохранение, использование, воссоздание, изучение и популяризацию расположенных на их территориях объектов культурного наследия и природных комплексов в сложившейся исторической, культурной и природной среде, а также осуществлять возрождение, сохранение, развитие и популяризацию бытовавшей на этих территориях традиционной хозяйственной деятельности.

114 0 0

 

7. Сенаторы испугались, что по новому порядку формирования СФ регионы их отзовут

Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

Докладчик председатель комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев. В ответ на вопрос Вячеслава Новикова докладчик пояснил, что новый порядок формирования СФ не позволяет использовать нормы старого закона.

Валерий Кадохов в своем вопросе напомнил случаи отзыва сенаторов доя окончания полномочий. Мы конечно поддержим закон, но он же ничего не меняет. Меняет, подчеркнул Тулаев, напомнив, что по старому порядку инициировал прекращение полномочия спикер СФ. По новому порядку СФ не является субъектом указанной инициативы.

Константин Сурков спросил, учтены ли поправки СФ. По словам Тулаева, они поглощены редакцией закона.

Нам надо взять этот вопрос в свои руки и сделать новый хороший закон, заявил Владимир Кулаков. Он предложил принять протокольное поручение о необходимости совершенствовании формирования Совета Федерации.

Олег Пантелеев успокоил коллег-сенаторов, предполагая, что никто никого не отзовет. Он предложил прекратить обсуждение и не давать пищу СМИ.

Устанавливается, что в отношении членов Совета Федерации, избранных (назначенных) до дня вступления в силу ФЗ от 14 февраля 2009 года N21-ФЗ (т.е. до 1 января 2011 года), после 1 января 2011 года действуют положения, касающиеся прекращения их полномочий, в том числе прекращения полномочий по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, избравшего (назначившего) члена Совета Федерации.

110 2 3

 

8. Совет Федерации без обсуждения одобрил закон об изменении числа региональных групп кандидатов при выдвижении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Документ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» представил председатель комитета СФ по конституционному законодательству Алексей Александров, заверив, что закон соответствует Конституции.

Предлагается снизить минимально необходимое число региональных групп кандидатов с 80 до 70 при выдвижении федерального списка кандидатов, а также уточнить основание отказа в регистрации федерального списка кандидатов в случае выбытия кандидатов и сокращения в связи с этим числа региональных групп, понизив число региональных групп кандидатов с 80 до 70.

123 0 1

 

9. Совет Федерации без обсуждения одобрил закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ».

Докладчик председатель Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения Вячеслав Фетисов.

Предлагается установить, что региональная спортивная федерация может не приобретать права юридического лица в случае, если такая федерация является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации.

Перечень сведений и документов, содержащихся в реестре общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, дополняется засвидетельствованными соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ копиями документов о создании региональных спортивных федераций – структурных подразделений общероссийских спортивных федераций, которые не приобрели права юридического лица.

117 0 0

 

10. «Правительственный час»

Товарищ Крайний устроит России «рыбный день»

Росрыболовство наконец нашло участок для логистического центра оптовой торговли в Подмосковье

Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний сообщил сегодня сенаторам о задачах рыбохозяйственного комплекса РФ по реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ.

На «правительственном часе» 289-го заседания Крайний сообщил, что по рыбе поставлена задача к 2020 году выйти на 80% отечественной продукции на прилавках наших магазинов. Мы идем с опережением, 69% должно быть в 2010 году, по оперативным данным Росстата потребление рыбы на душу населения в 2010 году составило 20 кг. К 2020 году должно достигнуть 23,7 кг.

РФ по вылову рыбы занимает 6-е место (в 2007 было 9-е) – 4,1 млн тонн, из этого объема 1,3 млн тонн вывезено на экспорт, примерно миллион ввезен. Китайцы из нашей рыбы делают филе и Крайний предлагает повысить пошлины на сырье. По выращиванию рыбы входим в двадцатку. В РФ 1784 компании имеют право добывать рыбу. Если компания за прошедший год выловила менее 50% квоты, которая ей досталась, ее квота идет на аукцион.

На первом месте по вылову рыбы Китай, рынок экспорта делят несколько игроков и нам «дышат в затылок».

Рыбаку достается около 20% торговой цены и инфляция по рыбе за год составила около полпроцента.

Отвечая на вопросы сенаторов, А.Крайний предложил изменить закон, чтобы при проведении конкурсов не учитывался только один критерий цены, конкурсы выигрывают компании, которые ничего построить не могут. Завод Дальстрой, который ремонтировал крейсер «Варяг» (он и сейчас его ремонтирует), выиграл конкурс, мучился, мучил ФА, и вернул деньги. Это же Государственная Дума держит закон, подчеркнул руководитель ФА. Флот изношен на 65-70%.

Александр Починок в своем вопросе напомнил, что в советская время икра приносила значительный доход, а сегодня чего ж она не производится, родная. Крайний сообщил, что в результате проверок возбуждены уголовные дела и во всех магазинам и ресторанах Москвы икра продается легально. Отвечая на вопрос, руководитель ФА отметил крупней завод по производству икры в Калужской области, сожалея, что не заставишь рыбу быстрее расти.

Как вы оцениваете результаты борьбы с коррупцией, спросил Валерий Федоров. Чем меньше человека, чем больше машин – машина глупая, тем меньше коррупции, сказал Крайний. При этом не верит, что полностью изжить коррупцию не удастся.

Вице-спикер Светлана Орлова в своем вопросе сказала, что во Владивостоке палтус стоит 600 рублей, простой человек не может есть рыбу два раза в неделю. А.Крайний заявил в ответ, что он не понимает, почему на Сахалине продается норвежская семга, а на Камчатке палтус мурманский. Крайнему звонила министр экономического развития Эльвира Набиуллина с вопросом: почему рыба дорожает? Она у вас дорожает, ответил руководить ФА министру, у него селедка как была 20 рублей, так и осталась. Мойва в Мурманске стоит 13 рублей, почему она в Москве 50? Малые рыбопромысловые компании не могут воевать с ритейлами-гигантами, иначе им вообще закроют рынок. Руководитель ФА нашел земельный участок в Домодедовском районе Московской области для строительства оптово-торгового рынка, чтобы создать в Подмосковье логистический центр. Этот участок оказался доступен, оказавшись во время кризиса в залоге Россельхозбанка. Предыдущие попытки успехом не увенчались из-за высокой цены и жестких требований по доступности, автомобильных развязок и железной дороги.

Говоря об ограничении льда и глазури на поверхности рыбы 5%, Крайний напомнил, что китайцы накачивают 60% воды в тело рыбы.

Отвечая на вопрос Виктора Озерова о правах коренных малочисленных народов, А.Крайний напомнил, что и сегодня они имеют право по закону ловить рыбу традиционными методами. Существует проблема с физическими лицами, потому что в паспорте у нас нет национальности. Родовых общин становится больше, например, на Камчатке их 200, община м.б. как партячейка из трех человек, причем муж в одной, а жена в другой общине. Заявок подано на вылов 70 тыс тонн рыбы в то время как на всю Камчатку приходится 150-160 тысяч тонн. Нельзя сталкивать интересы родовых общин и промышленных рыбаков, предупредил Крайний. По его словам, готовится и будет внесен в марте в правительство законопроект, который предоставит доступ к ресурсам настоящих родовых общин, а не тех, кто хочет к ним примазаться.

Отвечая на вопросы журналистов по окончанию «правительственного часа», А.Крайний пояснил, что это как Конституция – записана свобода митингов, шествий и собраний, но все равно договариваются, где и как ловить. Подготовленный Советом Федерации законопроект, как считает руководитель ФА, проблем не решает, это «частная инициатива».

В комментарии нашему корреспонденту сенатор Сергей Лисовский подтвердил, что в рыбной отрасли те же проблемы, что и в птицеводстве, они одинаковые по всему продовольствию. В частности, засуха прошлого года, которой оправдывают повышение цен, в птицеводстве привела к падению оптовых цен – была отрицательная инфляция, в то же время цены на прилавках росли.

Информация принята к сведению

По предложению Горбунова протокольное поручение 108 0 0

 

11. В порядке законодательной инициативы

О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Юрий Солонин обещал подержать законопроект, отметив, что понятие «коренные малочисленные народы» не определено.

Представил председатель комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев. Он пояснил, что законопроект касается всех, кто занимается традиционными методами лова. Постановлением правительства утвержден перечень 39-ти коренных малочисленных народов, всего 240 тыс человек.

Вячеслав Штыров отметил слабое звено в работе ведомства, оно касается коренных малочисленных народов.

Постановление внести законопроект

 

12. Без обсуждения одобрено постановление «О внесении изменений в план мероприятий СФ на весеннюю сессию».

Постановление 121 0 0

 

13. Об изменениях составов комитетов и комиссий Совета Федерации

Представил председатель комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев.

Постановление 125 0 0

 

Закрытие двести восемьдесят девятого заседания Совета Федерации

 

Вопрос, предлагаемый для рассмотрения в рамках «правительственного часа» на 290-е заседании СФ «О состоянии музейного фонда РФ и музеев в РФ».

Докладчик Министр культуры РФ Александр Алексеевич Авдеев

19 0 0

 

Представитель правительства Андрей Яцкин сообщил, что распоряжением правительства объявлены благодарности ряду членов СФ.

 

Внесен законопроект (ниже комментарии)

 

502299-5

Взяточника обещают наказать стократно

Посредничество в коррупции станет самостоятельным составом преступления

Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» внес в среду президент РФ.

Документ направлен спикером в комитет по госстроительству, комитет предложил Госдуме установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении 9 марта 2011 года.

В документах к проекту закона указано, что его принятие не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Финансирование расходов, касающихся реализации данного федерального закона, должно осуществляться за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих государственных, муниципальных органов и государственных корпораций, фондов или иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона.

По замыслу авторов, предлагаемые за подписью президента изменения направлены на решение следующих концептуальных проблем, описанных в пояснительной записке.

УК дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей.

Перечень преступлений, в результате совершения которых полученное имущество подлежит конфискации, дополнен за счет преступлений корыстной направленности, включенных в уголовный закон в последние годы. В этот перечень не вошли мошенничество и присвоение или растрата в связи с принципиальной позицией, в соответствии с которой имущество, полученное в результате любых видов хищений, подлежит возврату законному владельцу, а не обращается в доход РФ. Отнесение к числу конфискационных преступлений мошенничества и присвоения или растраты серьезно усложнило бы положение потерпевшего. Также в указанный перечень преступлений не включена дача взятки, т.к. имущество или иные выгоды имущественного характера, получаемые взяткодателем, изымаются у него в иных правовых режимах и не подлежат обращению в доход РФ.

Общественная опасность взяточничества во многом обусловлена размером взятки. Однако УК России не в должной мере отражает данное положение дел. В нем предусматривается ответственность за простую взятку (до 150 тысяч рублей) и взятку в крупном размере (свыше 150 тысяч рублей).

В целях дифференциации ответственности в УК России закрепляется четыре вида взятки в зависимости от их размера:

простая взятка – до 25 тысяч рублей;

взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей;

взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей;

взятка в особо крупном размере – свыше 1 миллиона рублей.

В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тысяч рублей устанавливается штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

За получение взятки в особо крупном размере, то есть более 1 миллиона рублей, предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Кроме того, проектом вводится в качестве отдельного самостоятельного состава посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Предлагается уточнить положения, касающиеся уголовной ответственности за взяточничество (подкуп) иностранных должностных лиц и должностных лиц иностранных публичных организаций. При этом в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, в Кодекс РФ об административных правонарушениях вносятся изменения.

В соответствии с данными изменениями за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, передачу иных имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, на юридических лиц налагается штраф.

Кроме того, вводится институт правовой помощи по делам об административных правонарушениях. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на началах взаимности. Устанавливается, что запрос о производстве процессуальных действий направляется через Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Генеральную прокуратуру.

 

Верховный суд в своем официальном отзыве сообщил, что в представленном проекте федерального закона предлагается внести изменения в статьи 46, 1041, 204, 285, 290 и 291 УК РФ, дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 2911 «Посредничество во взяточничестве» и установить, в частности, в качестве наказания за коммерческий подкуп, получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве штраф в размере до 100-кратной стоимости предмета коммерческого подкупа или взятки.

Проект закона в части внесения изменений в Уголовный кодекс РФ поддерживается Верховным Судом РФ, вместе с тем необходимо обратить внимание на следующее.

В части первой статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» предлагается расширить объективную сторону этого преступления, предусмотрев в диспозиции статьи наравне с незаконной передачей денег, ценных бумаг, иного имущества и незаконным оказанием услуг имущественного характера, также и незаконное предложение этого имущества либо услуг. Термин «предложение», с нашей точки зрения, не отвечает критерию ясности, недвусмысленности правовой нормы и вызовет неоднозначность его трактовки в правоприменительной практике.

Незаконное предложение имущества либо услуг можно рассматривать как высказанное намерение передать незаконное вознаграждение, для реализации которого никаких конкретных действий не предпринималось, то есть как обнаружение умысла. Стадия обнаружения умысла имеет превентивное, оперативно-розыскное значение, но, как правило, не содержит в себе основания уголовной ответственности. В таких случаях действует общепризнанный в теории уголовного права принцип «мысли ненаказуемы».

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 11 Постановления «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 года N6 (в редакции от 6 февраля 2007 года) дал следующее разъяснение судам:

«Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало».

Однако как предложение можно рассматривать и намерение, сопровождаемое действиями по передаче предмета коммерческого подкупа. В этом случае лицо, передающее предмет подкупа, в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 204 УК РФ.

Пленума Верховного Суда РФ в том же Постановлении разъяснил:

«Дача взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, а равно их получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки или подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ или соответствующей частью статьи 204 УК РФ.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе».

Статью 291 УК РФ «Дача взятки» в проекте закона предлагается изложить в новой редакции. Примечание к этой статье предусматривает, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, «если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица и лицо после совершения преступления добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».

Посредством грамматического толкования можно сделать вывод, что примечание к статье 291 УК РФ в редакции проекта содержит только одно основание освобождения от уголовной ответственности. По сравнению с этим, действующая норма, в которой использован при изложении текста разделительный союз «или», предусматривает два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если в отношении его со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки или 2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. Учитывая, существенность этих изменений, полагаем необходимым отразить их пояснительной записке к законопроекту.

 

Пресс-релизы

 

Иван Мельников: Это не партийная работа, а политический оккультизм

Во вторник, 15 февраля, стало известно, что Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину возглавить столичную организацию «Единой России». Фрагменты беседы показала программа «Вести» телеканала «Россия 1» во вторник вечером.

«По-моему, еще не избран руководитель московской организации «Единой России». Было бы, наверное, правильно, если бы вы ее и возглавили», – сказал Путин градоначальнику. Сергей Собянин, поблагодарив за это предложение, сказал: «Это будет вашим партийным поручением помимо развития здравоохранения».

По просьбе СМИ новость прокомментировал первый зампред ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы РФ Иван Мельников:

«Несмотря на то, что Сергей Собянин был всегда связан с «Единой Россией», входит в бюро Высшего совета этой партии, все же отсутствие у него титула главного единоросса столицы создавало ему немало преимуществ для диалога на городском политическом поле. Теперь он может лишиться такого пространства для маневра, будет нести прямую и явную ответственность не только за работу в должности мэра, но и за всю «Единую Россию».

Зачем все это делается? Причин тут две. Первая: всепоглощающая ненасытность сторонников политического монополизма. Вторая: прагматичное желание связать нового мэра с перспективой его будущего лидерства во главе списка «Единой России» на выборах в Государственную Думу.

Однако больше всего меня поражают даже не эти новости и факты, а то, что никак не обсуждался вопрос избрания Собянина главой отделения на конференции или собрании этой партии. Ни в одной партии такие вопросы не решаются двумя людьми под камеру, один из которых даже не является членом названной партии. И прозвучавшее напутствие, и охотная благодарность, – по сути дела являются механизмом назначения.

Это не партийная работа, а политический оккультизм».

 

Иван Мельников о стократных штрафах за взятки

16 февраля стало известно, что Президент России Дмитрий Медведев оформил выдвинутую им в конце ноября прошлого года инициативу и внес в Госдуму законопроект, которым предлагается установить крупные штрафы за взятки и коммерческий подкуп. Взяточников предлагается карать стократными штрафами. По просьбе СМИ инициативу прокомментировал первый зампред ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников:

«Без сомнений, любой элемент борьбы с коррупцией мы приветствуем. И такой – тоже. Однако все всегда упирается в оценку эффективности предпринимаемых шагов.

До тех пор, пока борьба с коррупцией будет использоваться как дубинка в выяснении отношений, пока антикоррупционные меры будут применяться выборочно, толку будет мало. Сегодня в основном преследуется и ловится либо «мелкая рыбешка», либо те, кто стал неугоден тому или иному коммерческому или бюрократическому клану.

Так что главная проблема не в том, что вписать в закон, а в том, как его применять. Это глобальная беда российского законодательства, корни ее в развязной капиталистической морали, когда все покупается и все продается, когда на высокую цену риска – всегда найдется сумма повыше».

 

Сегодня Президент РФ внес в Государственную Думу проект поправок к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях, ужесточающих наказание за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве. Согласно документу за получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы до стократной суммы от суммы подкупа. Поддерживая инициативу главы государства, Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Татьяна ЯКОВЛЕВА отметила:

На мой взгляд, коррупционера вполне можно приравнять к террористу, вот только подрывная деятельность алчного должностного лица оценивается не в тротиловом эквиваленте, а в уровне разрушения государственной системы, в степени уменьшения веры людей в принцип верховенства закона, в темпах торможения экономического развития.

Коррумпированные экономики характеризуются незащищенностью прав собственности и малой бизнес-эффективностью. В таких странах рост экономики на 10% ниже, чем в более благополучных государствах. По данным Всемирного банка, даже если уровень взяток в регионе невысок, он все равно отпугивает иностранных инвесторов. Ведь коррупция приводит к увеличению стоимости бизнеса за счет противозаконных поборов и откатов.

К сожалению, пока наша страна неизменно занимает лидирующие места в списке государств с высоким уровнем коррумпированности. Справедливости ради следует отметить, что в мире нет ни одной республики, федерации или королевства, абсолютно свободных от коррупционных проявлений. Просто в ряде стран удалось минимизировать это социальное зло: где-то путем создания прозрачной экономики, где-то – усилением государственного и общественного контроля.

Борьба с коррупцией – отнюдь не «Сизифов труд», как это может показаться при анализе курса отечественной истории, а вполне достижимый результат, но при наличии антикоррупционой законодательной базы, государственных ресурсов и сформированного гражданского самосознания. Внесенный сегодня в Государственную Думу президентский законопроект – важный этап в противодействии коррупции. «Взяткодателей и взяткобрателей» надо наказывать огромным штрафом, чтобы передача взятки перестала быть «выгодной сделкой».

И все-таки эффективность борьбы с коррупцией зависит не только от политической воли главы государства, не только от грамотной законодательной работы и даже не от энергичных действий специального органа, а во многом от активной позиции гражданского общества. К сожалению, сейчас 80% россиян рассматривают коррупцию как стихийное бедствие, которое невозможно предотвратить и надо с этим просто смириться. Но если ругать на кухне бюрократов, пассивно ждать результата борьбы за «чистые руки», надеяться на мудрого президента и хорошие законы, то коррупционеров если и станет меньше, то незначительно. Реальных результатов за короткое время можно добиться только при массовом противостоянии вымогательству: если каждая попытка вороватого чинуши присвоить часть содержимого чужого кошелька будет натыкаться на противодействие в виде обращения в службы собственной безопасности или правоохранительные структуры.

 

Николай Левичев прокомментировал инициативу Дмитрия Медведева о введении штрафов, кратных сумме взятки

16 февраля Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Законопроект предполагает, что за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки, а также посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей.

По просьбе журналистов эту инициативу прокомментировал руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Николай Левичев:

– Коррупция – страшнейшее зло, поразившее все сферы нашей жизни, угроза национальной безопасности страны. Она служит косвенной, а иногда и прямой причиной многих общественных бед, с которыми сталкивается Россия, в том числе терроризм, бедность, наркомания и т.д. Наша партия с момента создания требовала решительных и радикальных мер по борьбе с коррупцией. Помимо прочего, мы добивались возвращения института конфискации имущества, который, как мы считаем, стоит применять именно к коррупционерам и членам их семей.

По сути, нынешняя инициатива Президента – это шаг в русле этих предложений. Даже если в законе не будет слова «конфискация», смысл от этого не меняется. Идея о кратности размера штрафов сумме взятки представляется неким аналогом конфискации имущества. Если человек получает взятку в миллион, а штраф составит сто миллионов, для выплаты этого штрафа на яхты и виллы коррупционера будут накладывать арест, а потом пускать их с молотка. Та же самая конфискация.

Впрочем, пока непонятно, как новый президентский законопроект будет работать на практике. Кратные штрафы, безусловно, стали бы позитивной и действенной мерой в государстве с по-настоящему независимой и неподкупной судебной системой. Которой у нас, к сожалению, пока нет. Поэтому в законопроекте, как мне представляется, необходимо установить минимальный люфт. Почему, например, штраф будет выплачиваться в размере до стократной суммы? Может быть, стоит добавить нижнюю границу – «от» какой суммы.

Конечно, мы призываем Дмитрия Медведева не ограничиваться одной инициативой. Во-первых, мы подчеркиваем, что необходимо запретить применение условных сроков наказания для осужденных по коррупционным статьям. Коррупция – это, по сути, государственная измена. И масштабные взяточники должны получать масштабные сроки.

Во-вторых, надо расширить круг родственников чиновника, которые обязаны отчитываться о доходах, а также заставить раскрывать информацию о расходах.

Кроме того, необходимо создавать и совершенствовать институты общественного и парламентского контроля за деятельностью чиновников. В последнее время мы видим целый ряд гражданских инициатив в этой области. Это представляется мне позитивным явлением, которое можно только поощрять, в том числе на государственном уровне.

 

Николай Левичев прокомментировал возможное назначение Сергея Собянина главой московской организации «Единой России»

Во вторник Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину возглавить московскую организацию партии «Единая Россия». Мэр принял это предложение, отметив, что «элемент общественного контроля, очень важен в Москве» и что «все члены партии должны включаться в работу». По просьбе журналистов эту новость прокомментировал руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, председатель московского отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев:

– Мы понимаем, что от этого предложения Сергей Семенович Собянин не мог отказаться. Но, принимая его, он должен помнить о том негативном опыте слияния московской мэрии с партией власти, который мы все наблюдали последние годы правления Юрия Лужкова. Вспомнить хотя бы последние выборы в Мосгордуму, когда административный ресурс зашкаливал за все разумные и неразумные пределы! Сергей Собянин должен исключить саму возможность повторения в Москве политических ошибок своего предшественника.

Нас всегда беспокоит симбиоз исполнительной власти и «Единой России»: политологи уже в один голос назвали назначение Сергея Собянина усилением партии власти в Москве перед выборами в Госдуму. Общеизвестно, насколько чиновникам каждый раз бывает трудно преодолеть искушение и не нарушить закон во время выборов – не дать «своей партии» определенные преференции. Именно поэтому я особо подчеркиваю, что руководство мэром московской ячейкой «ЕР» не должно сказаться на самочувствии других партий. Наоборот, раз уж мэр возглавляет партию власти, мы вправе ждать от него особого внимания к деятельности других партий, соблюдения равного доступа к СМИ, учета мнения оппозиции и других встречных шагов, подчеркивающих его стремление работать со всеми политическими силами города.

Есть еще одна опасность, о которой хочется предупредить мэра Москвы. Элемент партийного контроля, о котором сказал Собянин, безусловно, очень важен. Однако все не должно свестись к сращиванию бюджетных программ города и программ партии «Единая Россия», как мы это наблюдали в ходе всех последних выборов в различных регионах: за бюджетные деньги строились дороги и возводились мосты, а затем это объявлялось результатом партийных программ «Единой России». Во-первых, избиратели не настолько наивны, а во-вторых, надо помнить, что за неудачи партии придется отвечать исполнительной власти, а исполнительной власти – за неудачи партии.

Я надеюсь, что Сергей Семенович Собянин продемонстрирует и горожанам, и оппозиции, и своим коллегам по партии то, что ипостаси главы исполнительной власти города и партийного лидера можно разделять. Причем делать это исключительно ради конструктивной работы всех государственных органов и общественных институтов на благо города и москвичей.

 

Антон Беляков: «Новый образовательный стандарт усугубит негативные тенденции в школе»

«Доработанный проект федерального стандарта образования отнюдь не снимает всех вопросов, взывавших острую дискуссию в обществе. Более того, нужно понимать, что даже идеальные и прогрессивные стандарты не исправят ситуацию в отечественном образовании при политическом курсе, который избран в этой сфере», – считает депутат Государственной Думы Антон Беляков.

Накануне Министерство образования и науки опубликовало переработанный проект федерального образовательного стандарта. Первоначальный вариант документа вызвал острую общественную критику.

«Позитивным изменением в новой версии можно признать то, что русский язык и математика стали обязательными для всех школьников. Ранее государственный язык в этом документе имел характер предмета по выбору, а это нонсенс, ведь стандартом декларируется воспитание патриотизма в качестве основного приоритета, – говорит Антон Беляков. – Однако создается впечатление, что разработчики стандарта лишь подправили наиболее очевидные ошибки, вызвавшие негодование в профессиональном педагогическом сообществе. А качественно документ не изменился. Прежде всего, чрезвычайно сильны опасения, что теперь 3-4 основных предмета будут преподаваться на приемлемом уровне, остальные пойдут довеском».

«Неясной теперь является судьба единого государственного экзамена, введенного под ранее действующий образовательный стандарт. Сама по себе отмена ЕГЭ, может быть, и будет благом. Но где гарантия, что на его место придет более совершенная процедура?» – сомневается Беляков.

«Безусловно, набор предметов, которые изучаются в школе, сам по себе важен. Но не менее важно и ресурсное обеспечение средней школы, а здесь остается очень много вопросов. Например, непонятно, как будет реализован индивидуальный подход к ученику, этот краеугольный камень образовательного стандарта. Если 5-6 учащихся выберут, например, физику или химию, будет ли у рядовой школы возможность проводить для них полноценные уроки? В глубинке этот вопрос встанет особенно остро, у нас и так ежегодно закрываются десятки школ на селе», – констатирует депутат.

«Слова о материально-технической базе школьного образования в документе не подкрепляются цифрами. Думское большинство недавно уже приняло 83й закон о «коммерциализации» бюджетной сфере, который, по моему мнению, ставит под угрозу всеобщее бесплатное образование. Так вот, «пустой» в плане цифр образовательный стандарт, безусловно, усугубит эту тенденцию», – продолжает Антон Беляков.

«Даже идеальный и устраивающий всех стандарт невозможно будет применять без стимулирования главного человека в школе – учителя. В регионах проводятся различные эксперименты, призванные увязать зарплату педагога с качеством оказываемых образовательных услуг. Однако принцип «лучше учишь – больше получаешь» либо не работает, так как общий бюджет школы остается неизменным, взять деньги на повышенную зарплату выдающегося учителя неоткуда. Либо он провоцирует школу заниматься коммерческой деятельностью по всем канонам злополучного 83го закона», – отмечает парламентарий.

 

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступила против «кабальной» зависимости рабочих от собственников заводов

Председатель Совета Федерации, лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов и депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Бурков предложили прописать в российском законодательстве порядок национализации имущества неэффективных собственников. Соответствующий законопроект «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников» сегодня внесен в Госдуму.

Документ разработан с целью защиты конституционных прав граждан России на труд, в том числе на получение вознаграждения за труд, и на защиту их жизни и здоровья, в развитие норм части 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции РФ, а также статей 235 и 306 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с законопроектом, возмездное изъятие может быть осуществлено исключительно при наличии закрытого перечня оснований для принятия государством решения об изъятии, к числу которых относятся:

- угроза массовых увольнений или сокращений штата работников градообразующих предприятий; высокая задолженности по выплате заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат работникам;

- необоснованное снижение заработной платы работникам организации, если оно нарушает заключенные между работниками и работодателями коллективные договоры и соглашения;

- нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда в случае, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью трем и более лицам или смерть трех и более лиц;

- нарушение правил охраны окружающей среды, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

- решение арбитражного суда о признании организации банкротом и введении в отношении нее конкурсного производства в случае, если в результате конкурсного производства может произойти сокращение численности работников.

По мнению авторов законопроекта, принятие законопроекта будет способствовать повышению ответственности российского бизнеса перед обществом, защитит права работников предприятий, а также иных граждан, здоровью которых может быть нанесен ущерб в результате техногенных аварий и катастроф, вызвавших причинение ущерба окружающей среде, произошедших по вине социально неэффективных собственников.

При этом законопроект не направлен на ущемление прав и законных интересов добросовестных собственников, так как не предоставляет возможности использования национализации в качестве инструмента наказания собственников имущества, возврата долгов или пересмотра итогов приватизации. Законопроект гарантирует собственнику право на получение информации и на защиту своих прав на владение и пользование имуществом и на справедливую компенсацию в случае принятие государством решения о его изъятии.

По мнению справедливороссов, государство с помощью этого закона должно защитить интересы, первую очередь, человека труда, рядового работника крупных предприятий.

«Сегодня, к сожалению, нередки ситуации, когда рабочие тысячами попадают чуть ли не в кабальную зависимость от олигархов – собственников градообразующих предприятий, – сказал Александр БУРКОВ, – В случае проблем в бизнесе, которые нередки у собственников, ведущих экономические и биржевые игры, работникам просто некуда деваться с единственного в городе или районе завода. И они вынуждены продолжать работать за гроши, месяцами ждать зарплату. Это не справедливо. Государство должно защитить их».

ДЕТАЛИ:

Автор проекта, депутат Госдумы Александр Бурков, не только предлагает ввести такое понятие, как «социально неэффективный собственник», но и описывает сам метод изъятия у него имущества (а именно имущественного комплекса предприятия).

Речь должна идти о стратегических предприятиях, градообразующих и “социально значимых”, где трудится не менее 1000 человек, объясняет Бурков.

- То, что мы предлагаем, не является исключительно нашим, российским «ноу-хау», – говорит парламентарий. – Национализация как рычаг экономического регулирования активно используется в ФРГ, Италии, Нидерландах, Великобритании, США. Во время кризиса, например, в США частично был национализирован автомобильный концерн “Дженерал Моторс”. А недавно в Венгрии власти выкупили у собственника крупнейший алюминиевый комбинат, авария на котором нанесла огромный ущерб природной среде.

Российская Федерация – единственная государство из стран «большой двадцатки», которое во время мирового финансового кризиса не прибегло к использованию процедур банкротства или национализации в отношении хотя бы одной из неэффективно работающих финансово-кредитных компаний или промышленных предприятий.

Собственники этих организаций, от жизнедеятельности которых зависит не только обеспечение экономической состоятельности государства, но и уровень жизни огромного количества граждан России, в условиях кризиса проявили себя как крайне неэффективные менеджеры. Они не только не предприняли необходимых мер по стабилизации финансово-экономического положения своих предприятий, но напротив, стали активно выводить из оборота большую часть прибыли путем выплаты себе завышенных дивидендов, привлечения для целей личного потребления финансовых ресурсов посредством выдачи поручительств и гарантий от лица своих компаний, использования оффшорных компаний и т.д.

- 3 трлн. рублей были получены в виде господдержки неэффективными собственниками. Значительная часть этих средств в итоге оказалась вывезена за рубеж, – сожалеет Бурков.

Со слов Александра Буркова, если бы закон о национализации работал, предприятия в Пикалеве были бы выкуплены, объединены и потом приватизированы. Не случилось бы социального взрыва в Кондопоге. А авария на “Распадской”? Почти все расходы по выплатам семьям погибших, тушению пожара и восстановлению частной шахты взяло на себя государство. Хотя логично было бы выкупить эту собственность, вычтя из цены стоимость вышеперечисленных затрат.

Законопроект не затронет законные интересы добросовестных собственников, так как не предоставляет возможности использования национализации в качестве инструмента наказания собственников имущества, возврата долгов или пересмотра итогов приватизации. Учитывая, что мировой кризис далек от завершения, принятие такого законопроекта очень актуально, уверен автор.

- Идея, которую СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает закрепить на законодательном уровне, защитит простых граждан и повысит ответственность российского бизнеса перед обществом. Более того, проект совершенно не противоречит действующему законодательству. Однако мы понимаем, что де-факто этот документ станет приговором многим олигархам, и они всячески будут препятствовать его реализации.

Мы рассчитываем на поддержку профсоюзных организаций, трудовые коллективы, ветеранов, жителей моногородов, всех людей труда. Только объединившись, мы сумеем защитить интересы простых граждан перед недобросовестными работодателями.

 

Депутаты фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев, Антон Беляков и Олег Шеин внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, направленный на то, чтобы упростить процедуру проведения забастовок. «Положения действующего Трудового кодекса фактически лишают возможности граждан легально проводить забастовки и таким образом отстаивать свои трудовые права», – поясняет парламентарий Антон Беляков.

«Защита прав трудящихся – одна из важнейших задач, которую призвана решать «Справедливая Россия» как социал-демократическая партия. Разумеется, мои коллеги и я не можем мириться с ситуацией, когда эти права не обеспечены должным образом. Во всем мире забастовка считается цивилизованным механизмом отстаивания интересов наемных работников, к которому прибегают, когда возможности для диалога с работодателем исчерпаны. При этом участников забастовок в Европе нельзя уволить, оштрафовать, применить к ним какие-либо другие санкции», – говорит депутат Беляков.

«В нашей стране о правах трудящихся вообще мало говорят. А обсуждаемые в последнее время инициативы, такие как предложения Михаила Прохорова об увеличении рабочей недели с 40 до 60 часов, вообще направлены на ограничение этих прав, – отмечает Антон Беляков. – Естественно, такие предложения вызывают негодование у политиков, отстаивающих ценности современного социального государства».

«В 2009 году, по официальным данным Росстата, в России прошла всего лишь одна зарегистрированная забастовка. Говорит ли это о том, что эта форма протеста не востребована наемными работниками в нашей стране? Ни в коем случае, – считает Антон Беляков. – По информации из независимых источников, таких как Центр социально-трудовых прав, в разгар кризиса в стране прошло более сотни забастовок, а в 2009 году их число увеличилось на 75% по сравнению с предыдущим годом. Объясняется такая ситуация тем, что провести легальную забастовку по всем процедурам практически невозможно».

«Подготовленным нами законопроектом закрепляется право на проведение забастовок для признания прав профессиональных союзов, поддержки законных требований других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления, – продолжает депутат. – В России по законодательству трудящиеся до сих пор не имели права проводить забастовки солидарности с протестующими на соседних предприятиях, предприятиях той же отрасли и т.д. Наш законопроект ликвидирует этот пробел, тем более что необходимость закрепления подобных форм протеста подтверждается мировым опытом и рекомендациями Международной организации труда».

Авторы документы считают, что на время проведения забастовок их участникам должно быть гарантировано соблюдение всех прав, описанных в Трудовом кодексе. «Более того, следует обязать работодателя выплачивать зарплату во время проведения забастовок», – подчеркивает Беляков.

«По действующему законодательству, для выдвижения требований работодателю или начала забастовки нужно проводить либо общее собрание, на котором должны присутствовать более половины работников, либо конференцию, в которой должны принять участие делегаты от 2/3 работников. На крупных предприятиях, на которых число занятых может составлять более 100 тыс. человек, организовать такие мероприятия чрезвычайно сложно. Поэтому забастовки так редко проводятся с соблюдением всех норм Трудового кодекса», – рассказал Беляков.

«Мы считаем, что нужно ограничить норму представительства от трудового коллектива при проведении собраний и конференций половиной сотрудников, тогда значительно большее число забастовок будет проводиться легально, – говорит парламентарий. – Далее, необходимо изъять из Трудового кодекса норму о том, что организаторы забастовки обязаны объявлять о ее продолжительности. Сейчас отсутствие такого решения является основанием для отказа в праве проведения забастовки. Но ведь это лишает подобные мероприятия всякого смысла».

«Наконец, следует обязать государственные органы освещать в СМИ результаты урегулирования коллективных трудовых споров. Очевидно, что добиться улучшения условия труда работники могут только в условиях публичности», – отмечает Антон Беляков.

«Чем большее число забастовок будет проводиться легально, тем цивилизованней будут разрешаться конфликты между работодателями и наемными рабочими. А это выгодно и первым, и вторым», – резюмирует парламентарий.

Как отмечается в пояснительной записке, положения действующего Трудового кодекса фактически лишают граждан возможности легально проводить забастовки и, таким образом, отстаивать свои трудовые права. Так, по данным Росстата, за 2009 год в России состоялась только одна забастовка. А вот по информации Центра социально-трудовых прав, в стране прошло более сотни незарегистрированных стачек, что почти на 75% больше, чем в прошлом году.

Статистика показывает, что работники фактически не могут использовать закрепленное право на забастовку в силу сложности объявления данной процедуры разрешения коллективного трудового спора.

«Чем больше забастовок будут носить законный характер, тем большее количество людей будет воспринимать это как обыденный способ борьбы за свои права и осознавать себя гражданами, которые объединяются, чтобы цивилизованно защищать свои права», – убеждены авторы документа. В связи с этим они предлагают внести ряд изменений в Трудовой кодекс, касающихся развития регулирования коллективных трудовых споров.

Во-первых, закрепляется возможность проведения забастовок для признания прав профессиональных союзов, поддержки законных требований других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимость закрепления данных разновидностей забастовок подтверждается опытом зарубежных стран и рекомендациями МОТ.

Устанавливается, что объявление указанных забастовок происходит на условиях и в порядке, установленным Трудовым кодексом, за исключением прохождения примирительных процедур. Для большего обеспечения гарантированности прав работников, участвующих в данных забастовках, предусматривается обязанность их работодателя выплачивать заработную плату на время проведения забастовок.

Во-вторых, указывают парламентарии, в настоящее время закон предусматривает, что собрание работников по инициированию выдвижения требований работодателю или принятию решения о начале забастовки считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Эти нормы затрудняют возможность выдвижения требований работников и объявления забастовки, делая их, по сути, невозможными. Законопроектом предлагается формулировка «не менее половины».

В-третьих, считают депутаты, требует изменения положение статьи 410 Трудового кодекса таким образом, чтобы организации трудящихся не были обязаны объявлять о продолжительности забастовки. Сейчас отсутствие решения о продолжительности забастовки является возможным основанием признания забастовки незаконной.

В-четвертых, убеждены авторы законопроекта, необходимо увеличить продолжительность срока согласования перечня минимума необходимых работ с 5 до 10 дней и возложить на уполномоченные государственные органы обязанность по освещению в средствах массовой информации результатов урегулирования коллективных трудовых споров.

 

Как сообщил зампред комитета по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко, 16 февраля 2011 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» по теме «Совершенствование законодательства в сфере торговых отношений».

Голушко напомнил, что закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» проработал уже год. Самое время посмотреть на первые результаты, оценить узкие места и обсудить проблемные вопросы. Тем более что тема совершенствования законодательства в сфере торговли активно обсуждается как в регионах, так и на федеральном уровне. Новые предложения звучат и в Правительстве, и от депутатов, и от ретейла, много идей у Федеральной антимонопольной службы.

«При принятии закона, – сказал Голушко, – у нас не было иллюзий, что он станет исчерпывающим документом, решающим все вопросы в сфере торговли. Сегодня очевидно, что работать по теме развития торговли придется еще долго».

Зампред Комитета отметил, что одной из актуальных тем на сегодня является рост цен на продукты питания. И вопрос о том, каким образом при помощи законодательных решений можно снять остроту проблемы, безусловно, будет обсуждаться в ходе заседания.

Также, по словам Голушко, остается открытым вопрос о том, следует ли расширять сферу применения закона.

 

«ЯБЛОКО» призывает завершить Великие реформы

Круглый стол «Уроки Великих реформ», приуроченный к 150-летию отмены крепостного права, прошел сегодня в офисе партии «ЯБЛОКО». Известные историки, политологи и руководство партии обсудили, какие уроки можно извлечь из реформ XIX века, какой опыт будет актуален сегодня и каких ошибок возможно избежать.

«Реформы Александра II доказали, что раскрепощение общества вполне может привести к преодолению отставания России от ведущих стран мира. Это – пример успешной модернизации, основанной на принципах свободы и достоинства, а не принуждения и репрессий», – заявил лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин, открывая заседание круглого стола.

Преобразования 60-70 гг. XIX века не только дали свободу крестьянам, но и привели к созданию местного самоуправления, независимого суда, отмене цензуры, серьезной реформе армии, напомнил политик.

Несмотря на то, что создание современного государства – главный лозунг и для сегодняшнего руководства страны реальных шагов в этом направлении нет: «Мы продолжаем жить в архаичном авторитарном государстве».

По мнению профессора МГИМО историка Андрея Зубова, «Великие реформы не плод решения главы государства, а результат настойчивой деятельности общества» – дворянских собраний, советников и корреспондентов Александра II.

А. Зубов уверен, что «Россия с ужасом ждала новой пугачевщины» и, если бы реформы не состоялись, ее ждала революция, еще более ужасная, чем большевистская. Главный урок реформ – возможность существенных изменений в обществе, основанных на доверии к человеку.

Профессор Высшей школы экономики Андрей Медушевский выступил с докладом «Великие реформы и модернизация России», в котором детально проанализировал содержание и ход реформ, проведя параллели с сегодняшними задачами модернизации страны.

Реформы Александра II – «революция сверху», пример успешной демократической модернизации, осуществляемой по плану и с сохранением преемственности, противоположность кровавой Французской революции, из которой реформаторами был извлечен серьезный опыт, считает историк. Это реализованная программа «500 дней» в чистом виде, добавил он.

Если современной России суждено совершать успешную модернизацию, то она должна опираться на достижения Великих реформ, отметил А. Медушевский.

Руководитель Центра крестьяноведения Московской высшей школы социальных и экономических наук Александр Никулин напомнил, что преобразования не затронули всю систему, сохранив самодержавие. Ген самодержавия, закрепощение разного рода по его словам, сохраняется и по сей день.

Профессор кафедры истории средневековья и раннего нового времени архивного факультета Историко-архивного института РГГУ Михаил Давыдов полемизировал с Андреем Зубовым. По словам историка, главным двигателем реформ был сам Александр II, если бы не его воля – ничего бы не произошло, потому что значительная часть элиты в то время не считала крестьян равными себе людьми. Александр II в отличие от Петра I понимал, что между техническими достижениями Запада и правовым положением в стране есть связь, поэтому его реформы имели либеральный вектор.

Директор Института прав человека Валентин Гефтер отметил очевидные параллели с нынешним временем, приведя в пример декларации и законодательную практику, отметив недоверие граждан к правоохранительной и судебной системам и назвав последние инициативы власти «контрреформами».

Политолог Андрей Рябов в своем выступление обратил внимание на то, что российская традиция связана с представлением о безальтернативности российского развития, в центре которого всегда стоит государство. Он отметил существование большого числа элементов феодальной архаики в современной России.

Перед Россией всегда стоит проблема своевременности реформ, подчеркнул в своем выступлении Григорий Явлинский, возможно, если бы эти реформы начались раньше, после Отечественной войны, они были бы более успешными, как и другие, более поздние. Главные задачи сегодняшней модернизации – не выполненные задачи предыдущих: обеспечение равенства всех перед законом, разделения властей и гарантии права собственности. У нынешней власти, в отличие от того времени, отсутствует стратегия реформ и целостное представление о том, что такое модернизация.

Все выступавшие приветствовали инициативу «ЯБЛОКА» объявить День отмены крепостного права памятной датой.

В заключении круглого стола Сергей Митрохин констатировал, что замысел Великих реформ и последовавших в начале XX века реформ Столыпина до сих пор не реализован. «Граждане России не вполне свободны и не обладают гарантированными правами собственности», – отметил политик. Он добавил, что видит задачу партии «ЯБЛОКО» в том, чтобы Великие реформы были наконец завершены.

МВД по Республике Адыгея пересмотрело дислокацию нарядов патрульно-постовой службы милиции с учетом обстановки, связанной с резким ухудшением погодных условий. Ситуация взята на контроль руководством МВД по Республике Адыгея.

В минувшие выходные погода в Республике принесла крайне неприятные сюрпризы. Сильный порывистый ветер, фактически ураган стал причиной обрыва проводов линии электропередач и нескольких неприятных происшествий в городе Майкоп.

Поздним вечером 12 февраля с крыши здания «Молочной кухни», расположенной по улице Пионерской, мощным порывом ветра была сорвана металлическая кровля. При падении она повредила припаркованные рядом Жигули 5-ой модели. За несколько минут до этого ветер стал причиной падения дерева на проезжую часть трассы Майкоп-Усть-Лабинск.

На следующий день около 9 часов утра в Майкопе на улице 8-го Марта из-за ветра в буквальном смысле перевернулся торговый павильон, механические повреждения получили два автомобиля. Через пол часа с крыши многоэтажного жилого дома по улице Краснооктябрьская ветром были сорваны воздуховоды.

Опасная ситуация была взята на контроль руководством МВД. Дислокация нарядов патрульно-постовой службы была пересмотрена с учетом сложившейся обстановки. Во всех вышеописанных случаях сотрудниками милиции в оперативном порядке проводилось оцепление опасных участков, а инспекторы ДПС в ручном режиме осуществляли регулирование дорожного движения. Эти меры позволили избежать более серьезных последствий стихии. В результате происшествий никто не пострадал.

Неблагоприятная погодная обстановка в регионе сохраняется.

 

У россиян будут сильнее болеть зубы и головы, предупреждает представитель Фонда «Город без наркотиков» Яков Невелев

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков предложила ввести рецепты на препараты, содержащие кодеин. Среди лекарств, продажу которых предполагается ограничить, такие популярные препараты, как «Пенталгин-Н», «Каффетин», «Коделак», «Солпадеин» и «Нурофен Плюс». Проект соответствующего постановления уже передан ФСКН на рассмотрение в Минздравсоцразвития РФ. Документ может вступить в силу уже с 1 мая этого года.

«Главная заповедь медицины – не навреди. В борьбе с наркоманией об этом принципе тоже забывать не следует, – комментирует новость известный предприниматель и общественный деятель, представитель екатеринбургского Фонда «Город без наркотиков» Яков Невелев. – А новая инициатива чиновников из ФСКН у меня лично вызывает большие сомнения. Они требуют ввести обязательное рецептирование популярных в народе таблеток – «Пенталгина», «Нурофена», ряда других. Я знаю, что многие вполне приличные люди, когда у них болит голова или зубы, идут в аптеку именно за ними. Так что в случае запрета пострадают, прежде всего, обычные потребители лекарств».

«Ясно, что большинство людей не станут отсиживать в поликлиниках многочасовые очереди за рецептами. А вот наркоману времени на это не жаль. Потом нечистоплотные врачи начнут торговать подобными рецептами, трупный яд коррупции потечет по венам социального организма. И кому все это выгодно? Чиновникам и тем производителям, продукция которых станет заменой запрещенным препаратам. Опять мы сталкиваемся с циничным лоббированием чужого бизнеса за наш с вами счет», – считает Невелев.

http://www.upmonitor.ru/news/russia/883412a/

 

Hosted by uCoz