02.09.11 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Метро – средство повышенной опасности

Рассказ машиниста про «Спартак – чемпион»

Восемь миллионов пассажиров и сорок тысяч тех, кто обеспечивает перевозки

В отличие от наземного транспорта, под землей над людьми не издеваются – просто обирают

Образ метро (метрополитена) в художественной литературе как чего-то инфернального не соответствует реальности. Перед нами уникальная книга о том, что стало едва ли ни первым брендом Советской России наряду с порожденной еще при царизме буденовкой – Московском метро (Олег Дивов, Макс Рублев. Не прислоняться: фантастический роман. – М.: Эксмо, 2011. – 320 с., тир. 25 тыс. (Легенды).

Книга обречена на успех, метро вызывает неизменный интерес. К тому же в ней масса полезных сведений. Ее построение напоминает блоговую Интернет-литературу формата отдельных заметок ограниченного объема на разные темы, освещаемые с повторами в разных ракурсах.

В книге нет ничего от мрачной, исполненной чадом и гарью «подземки», романтики паровоза и зазеркалья. Первое метро открылось в Лондоне в 1863 году.

Эта книга о тех, кто обеспечивает работу московского метро, перевозит ежедневно восемь миллионов пассажиров в составах, забитых спрессованными человеческими телами. Конечно, восемь миллионов – это не люди, а «заходы». Пассажиров миллиона три, ведь москвичам приходится спускаться под землю в среднем по три раза на дню. Обеспечивают перевозки сорок тысяч человек, причем от диспетчеров зависит даже больше, чем от машинистов.

Авторы книги объясняют, почему иногда бывает невозможно освободить зажатую дверью куртку и неудачливый пассажир несколько станций не может выйти из вагона. Двери открылись с левой стороны на Китай-городе и далее они оказываются со стороны стены автоматически блокированными. За падение человека на путь – уголовная ответственность.

Возможно, автор повествования и сгущает краски. Но это нелишне, потому что каждая задержка вызывает сбой графика. Даже если вы из филантропических позывов придержите дверь для неизвестного вам человека просто потому, что он не хочет ждать следующего поезда. Особо красочны в книге про метро описания старушки, несущейся по эскалатору с тележкой, чтобы успеть в вагон, резко задряхлеть и громко пожаловаться на здоровье. Место уступят непременно, как она летела – видел машинист, но не пассажиры.

Есть существенные отличия машиниста метро от водителя наземного транспорта – автобуса, троллейбуса, трамвая. Под землей все жестко фиксируется и контролируется. Машинист лишен возможности издеваться над людьми. Хоть пассажиры не люди, но ответственность огромна – поезд 240 тонн, в нем 150 тонн народу. Остальное железо.

К слову: у водителя троллейбуса есть возможности, например, не включить печку в мороз или наоборот, жарить этих нелюдей в жару. Машинист метро страдает сам, ловя на себя весь встречный ветер, какой бы температуры он ни был. И еще проблема: заранее поешь – уснешь, чтоб не спать кофе попьешь... На этот случай выход есть: открываешь дверь в длинном перегоне и «ветер в харю, а я шпарю».

Троллейбус может открыть двери не на остановке. Машинисту метро, если проспит по пьяни, а такое бывало, придется «осаживать» – сдавать назад, что автоматом влечет уголовное дело.

«Эх, люблю я свою работу. Иногда такие образцы человеческого идиотизма попадаются – хоть стой, хоть падай. Октябрьское поле. У первой двери в первом вагоне стоит юноша со спартаковским шарфом на шее. Двери закрываются, и этот идиот выбрасывает кусок шарфа в полметра длиной – за габаритом. А мне по зеркалу не видно. Заметил только когда поехал, и шарф начал развиваться. Теперь вопрос. Что будет с шеей, на которую намотан шарф, если конец шарфа зацепится за светофор на скорости 80 км/ч? Объясняю. Рывком лицо человека впечатает в дверь, потом сломает шею, и лишь потом шарф порвется. А кто виноват? Правильно! Машинист. До Планерной на каждой станции он смотрел на меня в зеркало злобным взглядом. Как же. Не дали поиграть» – это не столько реальность, сколько впечатления машиниста, но записаны они точно.

А вот реальный случай. На платформе молодая пара. Парень делает вид, что толкает девушку под поезд. Потом ей улыбается: оценила шутку? Ему наплевать, что нервы машиниста натянулись в этот момент до предела. В нарушение инструкции можно и не применять экстренное торможение – ведь видно же, что молодежь понарошку резвится. Хотя и завидно и обидно быть на работе, когда народ гуляет, но от экстренного торможения – в метро это называется «засадил петуха» – колеса «становятся квадратными» и поезд остается только оттащить в тупик на малой скорости. Но можно подойти формально, тормознуть и сдать юношу ментам в связи с покушением на убийство. Останется только снять показания с камер слежения.

Мне почти каждый день приходится ездить по ТКЛтаганско-краснопресненской линии от Октябрьского поля до Лубянки. Одно и то же каждый день. Книга о метро вдохнула в рутину новое понимание. Нелишне отметить, что Дивов и Рублев написали о тех работягах, которые обеспечивают не только перевозки пассажиров. Они дают работу и большой доход огромному числу дармоедов. По словам председателя думского комитета по транспорту Сергея Шишкарева, добиться правды о себестоимости перевозки пассажира метро не удается. И без депутата понятно, что стоимость билета задрана минимум вдвое. И есть еще плата за рекламу, которая вообще непонятно куда проваливается. Метро Москвы работает несмотря ни на что, вопреки смене режимов и даже в войну. У людей проблемы, а столичная подземка становится надежней и все больше радует глаз своей красотой.

Hosted by uCoz