14.10.03 Лев
МОСКОВКИН
Охотный
ряд
ЗА 2 МЛРД.
ДОЛЛ., КОТОРЫЕ ПОСТУПЯТ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ АВТОГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ, МОЖНО КУПИТЬ ВЕСЬ ПАРЛАМЕНТ, СЧИТАЮТ
КОММУНИСТЫ
ГОСДУМА
ОДОБРИЛА ИМЕННО ТОТ ВАРИАНТ ПОПРАВОК В ОСАГО, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ НИКАКИХ ШАНСОВ
СТАТЬ ЗАКОНОМ
Москва, 14
октября 2003 года. Согласно одобренному Госдумой в первом чтении законопроекту с
поправками «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств» (ОСАГО) откладываются на 1 год обе даты – до 1 июля 2004
года срок вступления в силу закона об ОСАГО и до 1 января 2005 года начало
взимания штрафов за отсутствие полиса ОСАГО.
Об этом
рассказал в нашем интервью Валерий Гальченко, который представлял одобренный
законопроект, внесенный отсутствовавшим на заседании Геннадием Райковым. По
мнению депутата, будет сложно, если такие попытки будут, привести одобренный
законопроект Райкова с помощью поправок к тем нормам, которые содержатся в
законопроекте Александра Коваля. Напомним, именно его большинство депутатов
посчитали «проходным», единственным из поданных альтернатив, который имеет шанс
быть одобренным в Совете Федерации.
Алексей
Мельников сообщил нам, что «Яблоко» не поддерживало ОСАГО и выступало за полную
отмену закона, но считает очень важным решение Госдумы об отсрочке и собирается
сражаться дальше.
«Хоть 350
голосов в Думе будет, этот закон дальше Думы не выйдет. Если была задача сорвать
пересмотр закона, то они с ней справились» - сообщил журналистам о перспективах
прохождения поправок к ОСАГО, одобренных Госдумой накануне в первом чтении Борис
Надеждин.
Мнение
коллеги из оппозиционной фракции разделил лидер ЕЕР Владимир Пехтин, который
сообщил нам, что законопроект с отсрочками конечно одобрен не
будет.
В конце
обсуждения законопроектов от фракции ЕЕР выступил Александр Коваль, повторив
аргументацию в поддержку первого законопроекта, который он же и представлял.
Противоположную точку зрения выразил от фракции КПРФ Сергей Решульский, который
сказал о 30 млн. автомобилей в России и подсчитал, что общая сумма платежей
составляет 90 млрд. руб. или 3 млрд. долл., а выплаты предполагаются в размере
33 млрд. руб., или 1 млрд. долл. Депутат считает, что не будет выплачено и
этого, а разница пойдет на обогащение страховых компаний, а за эту сумму в 2
млрд. долл. можно весь парламент скупить.
ГОСДУМА
ОБСУЖДАЕТ ПОПРАВКИ В ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АВТОГРАЖДАНКЕ
Зампред
думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Коваль
представил на пленарном заседании Госдумы законопроект «О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств». Законопроект внесен
депутатами-центристами, которые предлагают предоставить льготы пенсионерам и
инвалидам, сократить минимальный срок обязательного страхования с 6 до 3
месяцев, снизить тарифы для тех, кто ездит только летом и т.д. Суммы возмещения
ущерба остаются прежними – 400 тыс. руб., в т.ч. 240 тыс. по ущербу жизни и
здоровью, 160 тыс. – ущерб автомобилю.
По словам
докладчика Коваля, введение закона в действие даст суммарное снижение страхового
тарифа 18-20% от среднего. Коваль считает, что этот законопроект наиболее
просчитан, хотя деятельность страховых компаний будет на грани рентабельности.
Действующий закон устанавливает, что 80% направляется на страховые выплаты, на
деятельность страховых компаний направляется 20%. Дальнейшее снижение страховых
тарифов приведет к краху страховых компаний.
Альтернативный
законопроект представил его автор Владимир Жириновский, который считает, что
обязательное страхование автогражданской ответственности необходимо, причем
тарифы снижать не нужно – если у пенсионера есть машина, дача, квартира, он не
бедный человек, а подумать надо о тех, у кого нет машины и квартиры. Тарифы
снижать не нужно, надо понизить учетную ставку. Несмотря на такое мнение,
Жириновский согласен снизить тарифы автогражданки для пенсионеров – люди,
недовольны, мы на них навалились, повышаются. В нашем интервью Жириновский
сообщил, что владельцы милицейского и военного транспорта должны быть
освобождены от платежей по обязательному автострахованию, иначе мы разорим
милицию. Жириновский посоветовал держаться подальше от милиции, потому что она
выполняет опасные задания, и идет на риск, который очень
велик.
Виктор
Похмелкин представил два законопроекта на ту же тему, напомнив, как в конце
сессии предлагал перенести законопроект об обязательном страховании
автогражданки. Похмелкин сказал, что речь идет о 20 млн. автовладельцев, закон
вызовет большое количество пробок на дорогах, т.к. если в прошлом водители
как-то договаривались, а теперь ждут регистрации. Если на западе водители после
аварии просто обмениваются страховыми карточками и разъезжаются, то в России они
вынуждены стоять полчаса-час, т.к. сами должны собрать все необходимые документы
об аварии. Похмелкин также сказал, что на западе, например, в Германии, когда
вводили подобный закон, 40% автовладельцев были застрахованы в добровольном
порядке, у нас сейчас – только 3%, остальные ни о чем подобным не думает. Кроме
того, на сумму 240 тыс. ничего не сделаешь, если один протез стоить 300 тыс., но
тарифы при этом обременительны. Похмелкин настаивает на том, чтобы тарифы
устанавливались не правительством, а федеральным закон
ом, т.к. это обязательный платеж, сродни
налогу. Необходимо также пропорционально увеличению тарифа в связи с инфляцией
увеличивать и выплаты.
Свой
законопроект представил палате зампред бюджетного комитета Валерий Гальченко,
который предлагает снизить базовую ставку тарифа в два раза. Гальченко
процитировал данные сайта ГИБДД за 2002 год 85 тыс. страховых случаев. 33243
погибли, средняя сумма выплат 160 тыс. руб., всего 5,5 млрд. руб. 17,2 млрд.
руб. пошло на выплаты раненым по 85 тыс. руб. Всего выплат в год 33,5 млрд. руб.
Если мы подсчитаем сумму заложенную правительством, мы получим цифру 75 млрд.
руб. Т.е. прибыль страховых компаний – 50%.
Анатолий
Аксаков представил свой законопроект, сказав об опасности строительства
финансовых пирамид – в российском законодательстве отсутствует понятие
страхового мошенничества. В результате принятия закона об обязательном
страхования автовладельцев возникла монополизация рынка. Аксаков сообщил, что
Российский союз страховщиков изменил свой устав и теперь прием в него страховой
компаний возможен только общим собранием раз в год, а без членства в РСА попасть
на рынок предоставления услуг по обязательному автострахованию невозможно.
Фальшивые полисы в Москве продают по 500 рублей. Аксаков предлагает не отменять
закон, а изменять его, предоставляя льготы инвалидам и
пенсионерам.
Мартин
Щаккум предложил на пленарном заседании Госдумы снизить в среднем вдвое ставку
тарифа по закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств», также предоставить льготы инвалидам и
участникам Великой Отечественной войны. В своем выступлении далее депутат
сообщил, что он снимает свой законопроект, поскольку его поправки уже учтены в
законопроекте, доложенном Александром Ковалем.
Автор
другого альтернативного законопроекта с поправками в автогражданку, Олег Шеин,
предложил отложить закон, высказавшись за снижение тарифов. Тем не менее, в
рейтинговом голосовании депутат собирается поддержать все законопроекты, т.к.
все они так или иначе улучшают положение атовладельцев.
Автор
восьмого альтернативного законопроекта Николай Арефьев предложил перевести
обязательное страхование автогражданской ответственности в добровольное и
напомнил, что на Украине этот закон не состоялся.
Валерий
Гальченко представил законопроект авторства отсутствующего депутата Геннадия
Райкова, который предлагает отсрочить действующий закон об обязательной
автогражданке на год.
Василий
Алтухов представил десятый законопроект об автогражданке, рассказав, что
правительство берет две шкуры с одного барана, т.к. население уже заплатило за
это через цену товаров. Депутат считает завышенной базовую ставку тарифа вдвое и
говорит о том, что коэффициент 2 для Москвы слишком высокий. Алтухов считает,
что только 26,4 млрд. руб. пойдет на выплаты страховок, а страховщики получат 75
млрд. руб. Куда пойдет 50 млрд. руб., неизвестно. Депутат уверен, что закон с
хитромудрым названием приведет к повышению цен на товары и
услуги.
Депутат
Виктор Похмелкин представил еще один законопроект, который предлагает отменить
обсуждаемый действующий закон. Депутат напомнил коллегам, что тот, кто
рейтинговом голосовании поддержит проект, предложенный центристами, фактически
голосует против отмены закона.
Депутат
Владимир Андропов представил коллегам законопроект Волгоградской областной Думы,
в котором также предлагается отменить закон об обязательной
автогражданке.
Борис
Надеждин сказал в своем выступлении в Думе, что государство устроило грандиозную
аферу. По словам депутата, если бы депутаты знали, какие будут тарифы, они не
поддержали бы закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств». Говорили, что по цене нескольких заправок,
т.е. для Москвы от 600 руб., а оказалось – 3 тыс.
Иван Грачев
не стал рассказывать о своем законопроекте, сказав. Что он не хуже и не лучше
других, но напомнил, что голосовать надо за то, чтобы закон об обязательной
автогражданке надо отложить или отменить.
Содоклад по
всем 14-ти законопроектам сделал председатель думского комитета по кредитным
организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов, который рассказал, как депутаты
вносили законопроекты с поправками в закон об обязательном страховании
гражданской ответственности автовладельцев – количество законопроектов у нас
больше числа депутатов. Зубов также напомнил, что авторы инициатив не ходили на
заседания профильного комитета, что сократило бы
обсуждение.
Председатель
профильного комитета предлагает нижней палаты одобрить законодательные поправки
в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств», который доложил Александр Коваль, и затем
одобрить сопутствующий законопроект, не альтернативный, который доложит Юрий
Медведев, по отсрочке на полгода взимания штрафов за отсутствие полиса
обязательного страхования.
Зубов назвал
законопроект Коваля гибким. Депутат считает, что принимать закон об обязательной
автогражданке все равно придется, даже если сейчас его отменят. Там, где
действует этот закон, аварийность в 5 раз ниже, чем в России, и именно здесь
Зубов видит резерв снижения тарифов. Председатель профильного комитета изъявил
желание работать день и ночь, чтобы сделать закон лучше.
По всему
пакету поправок высказались представители фракций.
От ЕЕР
выступил тот же Александр Коваль, который повторил аргументацию в поддержку
первого законопроекта, который он же и представлял. Противоположную точку зрения
выразил от фракции КПРФ Сергей Решульский, который сказал о 30 млн. автомобилей
в России и подсчитал, что общая сумма платежей составляет 90 млрд. руб. или 3
млрд. долл., а выплаты предполагаются в размере 33 млрд. руб., или 1 млрд. долл.
Депутат считает, что не будет выплачено и этого, а разница пойдет на обогащение
страховых компаний, а за эту сумму в 2 млрд. долл. можно весь парламент
скупить.
В
рейтинговом голосовании законопроекты пакета поправок в автогражданку
получили:
Коваль – 228
132 3
Жириновский
– 63 130 0
Похмелкин –
54 77 1
Гальченко –
88 97 0
Аксаков –
242 1 0
Шеин – 51 94
0
Арефьев –
161 7 0
Райков – 249
1 0 18:18
Алтухов –
176 1 2
Помелкин
(второй) – 184 1 0
Голованчиков
– 149 2 0
Надеждин –
187 114 1
Грачев 178 1
1
Без
повторного голосования считается одобренным в первом чтении законопроект,
набравший наибольшее число голосов, если в его поддержку проголосовало больше
226 депутатов. Таких законопроектов три – Коваля, Аксакова и Райкова, но больше
набрал законопроект Райкова. Поправки к нему будут принимать до 31
октября.
Законопроект
Райкова поддержали КПРФ (кроме Губенко, Илюхина и Севенарда), из ОЕР поддержали
34 и не голосовали 25, «Народный депутат» все кроме Валентины Пивненко, «Регионы
России» кроме 9 депутатов, АПГ в полном составе
поддержала.
Независимые
депутаты разделились.
ЕЕР не
голосовала почти в полном составе кроме Коваля, который
против
В СПС почти
все не голосовали кроме двух
«Яблоко»,
ЛДПР не голосовали
В своих
комментариях по завершении заседания Госдумы Валерий Гальченко сообщил
журналистам, что закон предполагает отсрочку на год обоих дат действующего
закона – сам закон с 1 июля 2003 года на 1 июля 2004 года, штрафы будут брать за
отсутствие полиса обязательного страхования не раньше 1 января 2005
года.
В ответ на
вопрос о том, как быть с теми, кто уже застраховался, Гальченко сказал о разных
возможностях – например, растянуть уже произведенный платеж на более поздний
срок.
К этому
времени из зала вышел Борис Надеждин и осадил радостно-возбужденных журналистов
сообщением, что проект Райкова законом не станет и это было сделано специально,
чтобы оставить автогражданку неизменной. Шансы имел только проект Коваля со
снижением тарифов.
Слова Надеждина подтвердил лидер фракции ЕЕР Владимир Пехтин, который высказал в нашей беседе уверенность, что законопроект Райкова принят не будет.