30.09.03
Лев МОСКОВКИН
Древности
Евроремонтом
по Троекурову
Издан
трехтомник об исчезнувших и исчезающих
памятниках культуры, который сам по себе
уже является памятником.
На
пресс-конференции в ИТАР-ТАСС министр
культуры Михаил Швыдкой, директор
Института искусствознания Алексей Комеч и
директор издательства «Искусство – XXI
век» представили
трехтомник, объединенный общим названием
«Судьба культурного наследия России. 20-й
век, архитектура и ландшафты».
Издание
состоит из 3 книг: «Черная книга. Утраты», в
которой собраны фотографии исчезнувших
объектов (464 стр.), «Белая книга. Обретения»
с фотография вновь открытых объектов (400
стр.), «Красная книга Предостережения» -
фотографии объектов, находящихся под
угрозой утраты (384 стр.).
Книги
выпущены тиражом 3500 экз., они в
издательстве продаются по цене 3 тыс.
рублей – благодаря поддержке Минкульта.
Огромные тома содержат такие откровения
для любителей старины, которые могут
послужить в том числе и учебником по
истории развития церковной и гражданской
архитектуры со характерными для своих
веков типично русскими планами восьмерик
на четверике или шатер.
Многие
из 1300 фотографий опубликованы впервые –
документальные свидетельства того, как
культурное наследие, создававшееся веками,
в 20-м веке предавалось забвению,
уничтожалось и уродовалось
невежественной реконструкцией. Министр
культуры РФ Михаил Швыдкой сказал на
презентации: «Мы живем в стране исчезающих
памятников». Швыдкой сообщил нам, что
Минкульт занимается охраной и
восстановлением памятников всех
конфессий, в том числе синагог и объектов
германской культуры в Калининграде.
Алексей
Комеч ответил на возражения – зачем нам
столько памятников, может выбрать главное
и от остального отказаться? Оказалось, что
в России на охране находятся 50 тыс.
объектов, тогда как в Англии таких
объектов 450 тыс. В Москве 3 тыс., а в
Амстердаме – 6 тыс. И никто, как мы, так не
уничтожал свое наследие – даже китайская
«культурная революция».
Самые
большие потери памятников произошли в
стране в 30-х годах прошлого века, когда
пришла «эпоха пролетарского
интернационализма. До этого, в первые годы
советской власти, даже проводилась
реставрационная работа. Был большой снос
храмов при Хрущеве, а также укрупнение
деревень с одновременным уничтожением
находившихся в них памятников. Утрачено
около 110 млн. икон. И сейчас утраты идут
непрерывно. Особенно страдают бесхозные
усадьбы, из которых выехали санатории и
больницы.
Как
ни странно, именно прошлый век принес не
только потери, реставрация, основанная на
подвижничестве, принесла знание нашей
истории. Но и у подвижничества была
негативная сторона – противодействие
местных властей: иногда никому не нужная
церковь быстро разрушалась, если к ней кто-то
проявлял интерес, чтобы не иметь лишних
проблем. Вот и прыгали тайком по городкам и
поселкам советской родины безумцы со
старенькими фотоаппаратами, чтобы создать
представление о том, что еще есть у нас.
Что
изменилось к лучшему – сейчас нет такого
представления, которое господствовало 90-х
годах, что любой новодел лучше реставрации.
Алексей
Комеч – оптимист. Начальник думского
аппарата Александр Лоторев – прагматик:
уже в этом году в Троекуровых палатах XVII
века во дворе Думы будет создано
представительское помещение для
депутатов, также музей Думы. Внешний облик
предполагается сохранить, внутри будет
евроремонт и никаких деталей интерьера
или росписей не сохранится – слишком
дорого.
Эксперт-архитектор
Алексей Клименко наведался в Думу,
выглянул из окна туалета в зоне фракции
СПС во двор и ужаснулся, в каком плохом
состоянии Троекуровы палаты, хотя он же
сам их в порядок приводил после того, как
оттуда выехал Музей музыкальной культуры
им Глинки. Уже в постсоветское время
Ельцин по бестолковке подарил палаты
Михаилу Задорнову, но территорию Думы
закрыли напрочь и сатирик не знал, что
делать с такой собственностью.
Его
теска, зампред думского комитета по
бюджету Михаил Задорнов об этих
перипетиях ничего не знает, но
подтверждает, что в бюджете Госдумы
будущего года выделено 30 млн. рублей на
реконструкцию Троекуровых палат.