Лев МОСКОВКИН

15 марта – Всемирный день потребителя

Союз потребителей РФ объявляет о проведении в 2004 году массовых кампаний в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, по соблюдению права потребителей на получение информации об импортном товаре на русском языке, по выявлению и пресечению мошенничества на потребительском рынке.

Об этом сообщил на пресс-конференции в Госдуме председатель Союза потребителей РФ (СПРФ), депутат Госдумы Петр Шелищ (фракция ЕР).

В 2003 году организации – члены СПРФ и учрежденные им экспертные центры за помощью и консультациями обратились свыше 150 тысяч граждан. По обращениям потребителей дано свыше 100 тысяч консультаций. Составлено более 35 тысяч претензий, из них 81% удовлетворены в досудебном порядке. В судах возбуждено около 3 тысяч дел. Завершено судебным решением в 2002 году 1,8 тыс. дел, в том числе 92 % в пользу истца.

Сумма возмещенного потребителям с помощью СПРФ ущерба в минувшем году превысила 120 млн. руб., в том числе по решениям судов – более 28 млн. руб. К сожалению, сумма штрафов, наложенных судами, которая в соответствии со ст. 13 закона «О защите прав потребителей» могла бы составить многие миллионы, только 580 тыс. руб.

Было организовано 15 тыс. экспертиз. Проведено около 20 тысяч проверок предприятий торговли и услуг, в том числе каждая седьмая совместно с государственными контрольными органами. По результатам проведенных проверок уполномоченными органами наложено административных штрафов на организации и их должностных лиц на сумму 8 млн. руб.

Проверкам противодействуют местные органы власти.

В минувшем году СПРФ совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы учредили Московскую систему добровольной сертификации «Экологичные продукты» (Постановление Правительства Москвы N783 ПП от 19.09.03 г.). Продукция, прошедшая процедуру сертификации, будет отмечена специальным знаком, что станет для нее «визитной карточкой», а для потребителя – гарантией ее подлинной экологической безопасности.

Социологическая служба СПРФ провела ежегодный социологический опрос о состоянии защиты прав потребителей в России в 2003 году. Просматривается тенденция роста доходов. Выросла доля семей со средними доходами (с 39 до 48%), сократилась доля семей с очень низкими и ниже средних доходов (с 50 до 43%).

Опрос потребителей показал, что, за последние 9 лет число нарушений прав потребителей снизилось (с 93 до 78%). Среднее число нарушений потребительских прав в расчете на одного человека также снизилось (с 3,6 до 2,8).

По-прежнему более всего претензий высказывается к качеству продуктов питания. На второе место поднялись жилищно-коммунальные услуги. На третьем месте – оказались нарушения, связанные с обсчетом и обвесом покупателей. На фоне некоторого общего снижения нарушений за последние 8 лет выросло число нарушений, связанных с качеством жилищно-коммунальных услуг.

В результате нарушений потребительских прав в той или иной степени понесли ущерб здоровью 23% респондентов, материальные убытки – 62%, моральный ущерб 55% респондентов. Более всего ущерб здоровью потребителям нанесли некачественные продукты питания, а на второе место по причинению ущерба здоровью вышли медицинские услуги, на третье – жилищно-коммунальные услуги, на четвертое – алкоголь.

 

подробнее

 

В МИНУВШЕМ ГОДУ ПОТРЕБИТЕЛИ РОССИИ ДОБИЛИСЬ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА В СУММЕ БОЛЕЕ 120 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

Москва, 13 марта 2004 года. Союз потребителей РФ объявляет о проведении в 2004 году массовых кампаний в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, по соблюдению права потребителей на получение информации об импортном товаре на русском языке, по выявлению и пресечению мошенничества на потребительском рынке.

Об этом сообщил председатель Союза потребителей РФ (СПРФ), депутат Госдумы Петр Шелищ (фракция ЕР).

Союз потребителей России подвел итоги прошлого года ко Всемирному дню прав потребителей, который по решению ООН отмечается 15 марта. В 2003 году организации – члены СПРФ и учрежденные им экспертные центры за помощью и консультациями обратились свыше 150 тысяч граждан. По обращениям потребителей дано свыше 100 тысяч консультаций. Составлено более 35 тысяч претензий, из них 81% удовлетворены в досудебном порядке. В судах возбуждено около 3 тысяч дел. Завершено судебным решением в 2002 году 1,8 тыс. дел, в том числе 92 % в пользу истца.

Кроме того, в прошлом году в судах велось около 500 дел в защиту неопределенного круга потребителей. Значительная из них часть связана с нарушениями в сфере торговли, жилищно-коммунального обслуживания. Например, Ассоциация потребителей Пензенской области обратилась с иском в защиту неопределенного круга потребителей к ЗАО «Пенза-GSM» с требованием обязать ответчика признать тарифные планы обслуживания неотъемлемой частью договора на оказание услуг радиотелефонной связи и выдавать их каждому потребителю; снизить остаток денежных средств, после которого происходит отключение телефона, с 45 руб. до нуля и обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в средствах массовой информации. Результатом по делу стало мировое соглашение, по которому исковые требования признаны ответчиком в добровольном порядке.

Сумма возмещенного потребителям с помощью СПРФ ущерба в минувшем году составила более 120 млн. руб., в том числе по решениям судов – более 28 млн. руб. К сожалению, сумма штрафов, наложенных судами, которая в соответствии со ст. 13 закона «О защите прав потребителей» могла бы составить многие миллионы, составила всего 580 тыс. руб. Подобная судебная практика явно не стимулирует злостных нарушителей прав потребителей стремиться решать споры в досудебном порядке.

Было организовано 15 тыс. экспертиз. Проведено около 20 тысяч проверок предприятий торговли и услуг, в том числе каждая седьмая совместно с государственными контрольными органами. По результатам проведенных проверок уполномоченными органами наложено административных штрафов на организации и их должностных лиц на сумму 8 млн. руб.

Количество проверок, проведенных организациями СПРФ, с каждым годом сокращается. Главная причина этого – в противодействии местными органами власти в ряде регионов общественным объединениям потребителей в реализации их контрольных прав, определенных ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей». В результате от ответственности в минувшем году ушли многие тысячи нарушителей. Потерял и бюджет.

СПРФ регулярно освещает свою деятельность в центральной прессе, имеет собственный сайт в Интернете (potrebitel.net). 10 организаций СПРФ имеют собственные печатные издания, половина участвует в выпуске постоянных разделов и рубрик в СМИ, посвященных защите прав потребителей, остальные регулярно публикуют в СМИ информацию по потребительской тематике.

В минувшем году СПРФ совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы учредили Московскую систему добровольной сертификации «Экологичные продукты» (Постановление Правительства Москвы N783 ПП от 19.09.03 г.). Продукция, прошедшая процедуру сертификации, будет отмечена специальным знаком, что станет для нее «визитной карточкой», а для потребителя – гарантией ее подлинной экологической безопасности.

В мае 2003 г. в Санкт-Петербурге проведена конференция «Взаимодействие участников потребительского рынка: опыт, проблемы, перспективы». В рамках конференции состоялась церемония подведения итогов конкурса на присвоение Знака качества Союза потребителей РФ «Лучшее в России» по следующим товарным группам: мыло, шампуни, соки и нектары, масло растительное, маргарин, чай, пиво. Победителями по соотношению цены и качества во всех 10 номинациях оказались товары, производимые в России: в Иркутской, Белгородской, Липецкой и Московской областях, Санкт-Петербурге и Москве.

Центр независимой потребительской экспертизы СПРФ по заказу предприятий провел сравнительное тестирование по 3 группам товаров. 38 товаров и услуг получили знак высокой потребительской оценки качества «ПРОВЕРЕНО. Союз потребителей России – Центр независимой потребительской экспертизы».

В 2003 году была продолжена кампания «Поможем государству вернуть долги и доверие», которая на первом этапе показала существенный рост числа граждан настойчиво и грамотно защищающих свои права по компенсации дореформенных сбережений и целевых вкладов в судах, вплоть до Верховного, Конституционного и Страсбургского. В рамках кампании хороших результатов добилось Сызранское общество защиты прав потребителей, выигравшее в судах несколько прецедентных дел по компенсации сбережений гражданам.

При принятии нового Устава железнодорожного транспорта СПРФ удалось добиться включения в него норм, предоставляющих пассажирам прав на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами. Начата массовая проверка выполнения этих норм закона. Первые результаты показывают, что есть нарушения. Так, пассажиры не имеют возможность бесплатно пользоваться туалетами на железнодорожных вокзалах в Санкт-Петербурге, Саратове, Костроме, а в Чебоксарах еще и залами ожидания. В Воронеже и Волгодонске бесплатные туалеты вынесены за пределы здания железнодорожного вокзала, что ограничивает возможность их использования пассажирами.

 

ПОТРЕБИТЕЛИ РОССИИ ПОВЫСИЛИ СВОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ И ПРАВОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ, ОТМЕЧАЯ, ЧТО НАИБОЛЬЬШИЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ ИСХОД ОТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Москва, 13 марта 2004 года. Социологическая служба Союза потребителей РФ (СПРФ) провела ежегодный социологический опрос о состоянии защиты прав потребителей в России в 2003 году.

Опрос проводится региональными объединениями потребителей.

В общей сложности объединениями было опрошено более 2500 потребителей из 31 региона. Опрос проводился в декабре 2003 г. – феврале 2004 г. методом интервью. Выборка носила случайный характер.

Согласно предоставленным итогам опроса, за последний год произошли некоторые изменения. В выборке выросла представительность мужчин (с 35 до 38%), молодежи в возрасте до 30 лет (с 35 до 38%), лиц с высшим и незаконченным высшим образованием (с 48 до 53%). Просматривается тенденция (по самооценке) роста доходов. Выросла доля семей со средними доходами (с 39 до 48%), сократилась доля семей с очень низкими и ниже средних доходов (с 50 до 43%).

Опрос потребителей показал, что, за последние 9 лет число опрошенных потребителей, чьи права были нарушены, снизилось на 15 пунктов (с 93 до 78%). Среднее число нарушений потребительских прав в расчете на одного человека также снизилось (с 3,6 до 2,8).

По-прежнему более всего претензий высказывается к качеству продуктов питания. На второе место поднялись жилищно-коммунальные услуги. На третьем месте – оказались нарушения, связанные с обсчетом и обвесом покупателей. На фоне некоторого общего снижения нарушений за последние 8 лет выросло число нарушений, связанных с качеством жилищно-коммунальных услуг.

В результате нарушений потребительских прав в той или иной степени понесли ущерб здоровью 23% респондентов, материальные убытки – 62%, моральный ущерб 55% респондентов. Более всего ущерб здоровью потребителям нанесли некачественные продукты питания, а на второе место по причинению ущерба здоровью вышли медицинские услуги, на третье – жилищно-коммунальные услуги, на четвертое – алкоголь. Материальные убытки прежде всего связаны с приобретением некачественных непродовольственных товаров, продуктов питания, с обсчетом, обвесом покупателей, жилищно-коммунальными услугами. Жилищно-коммунальные услуги также лидируют и в нанесении морального ущерба.

За последние 9 лет наши потребители стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве: доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась в 2 раза (с 50 до 25%). Это следствие значительной работы государственных и общественных структур, занимающихся защитой прав потребителей. Велика в этом вопросе роль центральных и региональных средств массовой информации. В 1,7 раза (с 34 до 57%) выросла доля лиц, которые решились бороться за свои нарушенные потребительские права. В целом результативность борьбы за права потребителей заметно повысилась, на 17,3 пункта выросла доля респондентов, которым удалось добиться положительного результата при отстаивании своих прав. Изменились и оценки потребителями дел, еще находящихся в процессе рассмотрения. За 9 лет доля «оптимистов» выросла в 2 раза, а «пессимистов» – сократилась в 3,3 раза.

Наивысшая результативность при предъявлении претензий в минувшем году достигнута по нарушениям, связанным с обсчетом, обвесом, с качеством непродовольственных товаров и продуктов питания, туристических услуг, со сроками исполнения услуг. Повысилась результативность при отстаивании прав на возмещение ущерба от ненадлежащего исполнения финансовых услуг. Гораздо труднее возместить ущерб удается потребителям при нарушении их прав исполнителями медицинских услуг, услуг городского пассажирского и железнодорожного транспорта, при предъявлении претензий к качеству алкогольной продукции.

В абсолютном большинстве случаев (63%) пострадавшие обращались непосредственно к виновникам нарушения их прав. При этом в 60% таких обращений потребителям удалось добиться положительного результата. В остальных случаях для потребителей начинались «хождения по мукам» – обращения в госорганы (12%), общественные объединения потребителей (35%), суды (9%), средства массовой информации (3%) и т.п. Опрос подтвердил, что число обращений за помощью в общества потребителей сейчас значительно превышает обращения в госорганы (что подтверждается и отчетными данными МАП России и СПРФ). Это связано с заметным ростом авторитета потребительских организаций. Авторитет последних поддерживается высокой эффективностью их работы. Например, при обращениях в общественные объединения за помощью положительный результат достигнут в 74 процентах случаев, отрицательный результат получен лишь в 4 процентах случаев.

 

БЕДНЫЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ СВЯЗЫВАЮТ СВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ С ПОЛИТИКОЙ ВЛАСТЕЙ, ЛЮДИ С ДОСТАТКОМ ОБЪЯСНЯЮТ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ СЛУЧАЙНОСТЬЮ

Москва, 14 марта 2004 года. Социологическая служба Союза потребителей РФ (СПРФ) провела ежегодный социологический опрос о состоянии защиты прав потребителей в России в 2003 году.

Значительное число респондентов связывают свое благополучие с политикой властей. Так полагает почти 44% опрошенных. Пенсионеры, пожилые люди, лица с низкими доходами, жители села и те, кто не преуспел в жизни, в том, что материальное благополучие граждан преимущественно зависит от государства, убеждены гораздо больше (так полагает от 50 до 70%). В то же время влияние на благополучие политики властей в среде молодежи, лиц с высокими доходами отмечают менее одной трети респондентов.

Однако все больше людей рассчитывают на собственные усилия, связывая материальный достаток с карьерным ростом, учебой, повышением квалификации, бизнесом. В целом эти условия успеха называют более 60% респондентов. Ориентация прежде всего на свои силы доминирует в среде молодежи, служащих и ИТР, студентов, предпринимателей, лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, имеющих средние и высокие доходы (от 75 до 100%),

Значительная часть респондентов (20%) связывает свое благополучие с помощью родных и близких. В большей степени на это рассчитывают пожилые люди, пенсионеры и домохозяйки (от 30 до 36%).

Определенное значение для материального достатка, по мнению опрошенных (13%) имеет элемент случайности. Особенно актуален этот фактор для лиц с высокими доходами (33%). Видимо, успехи в денежных делах в нашей стране далеко не всегда зависят от объективных условий.

Довольно неожиданным оказалось крайне низкая доля респондентов, связывающих свое благополучие от международных отношений (2%). Этот фактор играет существенную роль лишь для лиц с высокими доходами (17%).

В феврале 1999 года более 70% опрошенных потребителей относили себя к группам населения, имеющим очень низкие и ниже среднего уровня доходы. К группам со средними и более высокими доходами себя причисляли менее 30% потребителей. За пять прошедших лет в 2,4 раза сократилась доля респондентов с очень низкими доходами. Напротив – в 2,5 раза стало больше потребителей с высокими и выше средних доходами, а доля лиц со средними доходами выросла почти в 2 раза.

В первую очередь положительные изменения за истекший год в материальном благосостоянии отмечают предприниматели и респонденты с доходами выше среднего уровня. Мало радости минувший год принес жителям сельской местности, пожилым людям, пенсионерам, лицам с неполным средним образованием, потребителям, имеющим доходы ниже среднего уровня. Более скептично итоги за год по сравнению с женщинами оценивают мужчины.

Данные опросов предоставлены Союзом потребителей РФ. Опрос проводится региональными объединениями потребителей. В общей сложности объединениями было опрошено более 2500 потребителей из 31 региона. Опрос проводился в декабре 2003 г. – феврале 2004 г. методом интервью. Выборка носила случайный характер.

Hosted by uCoz