20.07.13 Лев
МОСКОВКИН
Самоорганизация
судьбы на примере планеты поэта Леонида Губанова
Андрей Журбин:
спорить о религиозности Леонида Губанова – все равно
что взвешивать лунный свет
Литературный
критик Лев Алабин организовал и провел в субботу 20.07.13 вечер памяти поэта и
художника Леонида Губанова в выставочном зале «Ходынка» на ул. Ирины Левченко,
2 499 1987684 www.arthodynka.ru
Фото см.
https://www.facebook.com/moskovkin.lew/media_set?set=a.544744418895553.1073741848.100000799992009&type=3
В этой истории
множество случайностей сплелись в закономерность. Удивительное место на
Ходынке. Здесь происходят значимые события. Когда долго живешь, жизнь являет
удивительные пересечения и совпадения. Что типично для эволюционной генетики,
законы вероятности отступают. Происходит невероятное. Невероятное в т.ч. и в
том, что связал Андрей Журбин из Астрахани. Потом бард Алексей Захаренков, директор издательства «Вита
Нова», который выпустил в свет книгу «И пригласил слова на пир»
Описане см.
http://leo-mosk.narod.ru/works/12_11_28_rezensia.htm
В этот день
Леониду Губанову исполнилось бы 67 лет. Лев Алабин рассказал, что познакомился
с Губановым в 1975 в пожарной охране. Итогом его работы здесь стала пачка
бумаги, изрисованной фломастерами. Говорить Губанову что-то критическое о его
стихах было немыслимо. Но аргументы Алабина он терпел. Алабин на Губанове
тренировал свои критические возможности, так что изначально был
критиком-исследователем творчества поэта и продолжает этим заниматься.
Автопортрет Губанова каллиграмма без линий, все из
текста в т.ч. «гений» и Vita Nova – это не Данте, а название
издательства, в котором «я буду издан». По подсчетам Алабина, сбылось полтора
десятка пророчеств Губанова. Остались пока не исполненные
в т.ч. о памятнике, бронзовом и мраморном. Значит, еще будет. Сбылось что умрет в 37 лет не от старости и не на улице.
Множество стихов о смерти.
«Когда-нибудь
на этой Земле потеряется кладбище, где я буду зарыт» – сведения Климонтовича и
в Интернете неверны. Ирина Губанова сказала, что Леня на самом деле похоронен
Новом Хованском кладбище в Теплом стане, куда она завтра направится.
Завтра
праздник иконы Казанской божьей матери. Губанов ее присвоил: «Считали
глупые вещи: глаза у ворону, концы у короны. А
оказалось – есть Щит Казанской моей иконы». Издание книги «И пригласил слова на
пир» по мнению Алабина стало возможным благодаря
статье Льва Аннинского «В таинственном бреду» опубликованной в журнале «Дружба
народов» (2009, N7), где все неправда. Аннинский решал какие-то свои личные проблемы. На самом деле
Губанов был религиозным социально активным поэтом, который жил фактически под
домашним арестом.
Дама в черном Татьяна Аксенова возмутилась: чего ты на Аннинского
наговариваешь? Леня верующий, но не религиозный. Нельзя давить так на всех! Вы
меня простите, что я протестую. Мы поэты его чувствуем
Среди прочего
Алабин рассказал о том как на ушах вчера прошел день рождения Маяковского и
случайно раздавили тарелку из которой Маяковский любил
есть. Новый директор музея Маяковского за это выгнала.
Поэт Ольга Офицерова из Королева не любит Маяковского, которого
заставляли учить. Мандельштам и Пастернак были под запретом. Любимыми поэтами
стали Бродский и Губанов. Виктор Попов подарил книгу Губанова. «Творчество
этого человека как бы живет во мне» – Ольга прочитала свои стихи, которыми
отвечала на поэтические образы Губанова в его же стиле. М.б. если бы Губанов
жил в более благоприятное время, он не дал бы того что он дал.
Евгений
Кузнецов в молодости Чиж и сейчас его иногда так называют (Мы с тобой давно уже
не те) рассказал как в квартире Юрки (бард Юрий Аделунг) напротив СЭВ где бывали Михаил Каплан Ленька Губанов Владимир
Буковский бывал и с ним водку пили сидели до утра
читали стихи. У Леньки в записной книжке было триста и больше телефонов: бери
портвейн и приходи, все СМОГисты тут. Человек 5-6
приходили с портвейном. Выпивка была всегда. Сигареты Ленька стрелял. Один раз
он с Высоцким сбежал из психушки. Высоцкого повезли
дальше, а Леньку высадили у квартиры Юрки. От Леньки остался подарок – рубашка
с печатью Кащенко и его подписью. Ленька всегда был протестный, но у Кузнецова
остались о нем самые добрые воспоминания.
Когда градус
разногласий в зале опасно возрастал, включались записи песен на стихи Губанова.
Бард Елена Фролова написала музыку к поэме «Полина»: душа уходит в чье-то тело,
Полина, полынья моя. В этой поэме Губанов привел одно из своих пророчеств: мы
умрем не от рака и не от старости. Актриса Астраханского
драматического театра Александра Костина написала музыку и исполнила «Сердце с
разбитыми окнами».)
Содержательно
выступил случайно оказавшийся проездом в Москве литературовед из Астрахани
Андрей Журбин. Губановедение – корявый термин, но оно
существует и развивается. Стихи Губанова переведены на английский сербский
итальянский. Губанов – как вновь открытая планета в астрономии, материк в
географии. Это не Америка, а Атлантида. Губановедение
стало реальностью когда пришли стихи Губанова. Его
стали изучать, анализировать. Существуют противоречия. У него нестандартная
биография. Школу он н окончил. Труд
неквалифицированный, легко уйти. Самообразование и чувство поэзии. Губанову
было тесно не только внутри межквартирных перегородок, ему было тесно в
империи. Сейчас на стадии накопления материала необходимо собрать воспоминания.
Губанов не был ангелом. Люди с которыми Журбину
приходилось работать откликались охотно. Нельзя поэта судить обычным аршином.
Ольга Кравченко рассказала, как в 1962 Губанов сорвал школьную стенгазету и
плюнул в нее. Он уже в 15-16 лет понимал что он. «Полину» раскритиковали по
фельетону на строчку. Ее перевели и издали на английском вместе с Евтушенко и
Вознесенским.
Журбин
считает, что спорить о религиозности Леонида Губанова – все равно
что взвешивать лунный свет
«Ходынка»
знаковое место символических неслучайных пересечений поперек теории
вероятностей. Вечер памяти Губанова проходил в интерьере выставки художницы Алены
Городько alionagorodkoart@gmail.cov http//alena.gorodko.ru/
У молодой и
красивой Алены общее с Леней то что уникально редко
для художника: замысел порождается в образе художественном и словесном. Редкое
сочетание и для молекулярного среза жизни и для человеческого сознания тем
более. Алена не считает свои подписи к картинам поэзией, но в них есть
непременная мелодичность:
Забывая о том,
что будет
Когда тебе с другими
плохо, а им с тобой хорошо, чувствуешь себя марсианином
Цветы и цвета
– мои любимые песни
Утонуть в
ароматах, но всегда найти твой
Эти деревья
словно как в детстве когда бежала порвав сандалии
Москва
приснилась мне издалека. Быстрое все там: река, деревья, небо, облака
Улица все та
же который год – меняются лишь люди.
В комментарии
МП Алена Городько рассказала, что у нее вместе
рождается идея сюжета и музыки слов. У других художников она такого не
встречала. Пишет она свободно что вздумается. Изредка
работы продаются. Иногда спрашивают. Но что чтобы была налажена коммерческая
продажа, такого нет. Все на личных контактах. Была и пара заказов свадебный
портрет по фотографии жены, которая нравилась мужу. Попросили запечатлеть вид
природы на даче.
Почему
отечественное искусство не поддерживается и далеко от центра? Тем больше успех
выставочного зала «Ходынка». По словам Алены, в Манеже и на Крымском очень
дорогая аренда. В центре Москвы трудно найти хороший зал со светом. Обычно
темное кафе.
Аналогичное отношение
к памяти Леонида Губанова в школе где мы учились
бывшей 144-й на Песчаной. Казалось бы, школа могла гордиться своими выдающимися
учениками. Однако директор и завуч проявили какое-то агрессивное
непонимание. Ольга Кравченко собрала бывших учеников
не благодаря школе, а вопреки. Оказалось, судьбы все
необыкновенные.
Вот так
самоорганизация судьбы связала Губанова, Журбина, Алабина и многих других, кого
высветила планета Губанова. Чем неудобней человек был для современников, тем
проще на поминках. В этой теме и вправду случайности сплелись в нечто целенаправленное.
Все случайно. Звонок Алабина на мой домашний телефон в
день, когда меня не должно было быть дома. Журбин оказался проездом в Москве из
Астрахани в Иваново. Интерьер с картинами Алены Городько.
М.б. мы сами
подбираем себе случайности, какие нам по вкусу? И так люди близкие оказываются
в общем интерьере.