20.07.13 Лев МОСКОВКИН

Самоорганизация судьбы на примере планеты поэта Леонида Губанова

Андрей Журбин: спорить о религиозности Леонида Губанова – все равно что взвешивать лунный свет

Литературный критик Лев Алабин организовал и провел в субботу 20.07.13 вечер памяти поэта и художника Леонида Губанова в выставочном зале «Ходынка» на ул. Ирины Левченко, 2 499 1987684 www.arthodynka.ru

Фото см.

https://www.facebook.com/moskovkin.lew/media_set?set=a.544744418895553.1073741848.100000799992009&type=3

В этой истории множество случайностей сплелись в закономерность. Удивительное место на Ходынке. Здесь происходят значимые события. Когда долго живешь, жизнь являет удивительные пересечения и совпадения. Что типично для эволюционной генетики, законы вероятности отступают. Происходит невероятное. Невероятное в т.ч. и в том, что связал Андрей Журбин из Астрахани. Потом бард Алексей Захаренков, директор издательства «Вита Нова», который выпустил в свет книгу «И пригласил слова на пир»

Описане см. http://leo-mosk.narod.ru/works/12_11_28_rezensia.htm

В этот день Леониду Губанову исполнилось бы 67 лет. Лев Алабин рассказал, что познакомился с Губановым в 1975 в пожарной охране. Итогом его работы здесь стала пачка бумаги, изрисованной фломастерами. Говорить Губанову что-то критическое о его стихах было немыслимо. Но аргументы Алабина он терпел. Алабин на Губанове тренировал свои критические возможности, так что изначально был критиком-исследователем творчества поэта и продолжает этим заниматься. Автопортрет Губанова каллиграмма без линий, все из текста в т.ч. «гений» и Vita Nova – это не Данте, а название издательства, в котором «я буду издан». По подсчетам Алабина, сбылось полтора десятка пророчеств Губанова. Остались пока не исполненные в т.ч. о памятнике, бронзовом и мраморном. Значит, еще будет. Сбылось что умрет в 37 лет не от старости и не на улице. Множество стихов о смерти.

«Когда-нибудь на этой Земле потеряется кладбище, где я буду зарыт» – сведения Климонтовича и в Интернете неверны. Ирина Губанова сказала, что Леня на самом деле похоронен Новом Хованском кладбище в Теплом стане, куда она завтра направится.

Завтра праздник иконы Казанской божьей матери. Губанов ее присвоил: «Считали глупые вещи: глаза у ворону, концы у короны. А оказалось – есть Щит Казанской моей иконы». Издание книги «И пригласил слова на пир» по мнению Алабина стало возможным благодаря статье Льва Аннинского «В таинственном бреду» опубликованной в журнале «Дружба народов» (2009, N7), где все неправда. Аннинский решал какие-то свои личные проблемы. На самом деле Губанов был религиозным социально активным поэтом, который жил фактически под домашним арестом.

Дама в черном Татьяна Аксенова возмутилась: чего ты на Аннинского наговариваешь? Леня верующий, но не религиозный. Нельзя давить так на всех! Вы меня простите, что я протестую. Мы поэты его чувствуем

Среди прочего Алабин рассказал о том как на ушах вчера прошел день рождения Маяковского и случайно раздавили тарелку из которой Маяковский любил есть. Новый директор музея Маяковского за это выгнала.

Поэт Ольга Офицерова из Королева не любит Маяковского, которого заставляли учить. Мандельштам и Пастернак были под запретом. Любимыми поэтами стали Бродский и Губанов. Виктор Попов подарил книгу Губанова. «Творчество этого человека как бы живет во мне» – Ольга прочитала свои стихи, которыми отвечала на поэтические образы Губанова в его же стиле. М.б. если бы Губанов жил в более благоприятное время, он не дал бы того что он дал.

Евгений Кузнецов в молодости Чиж и сейчас его иногда так называют (Мы с тобой давно уже не те) рассказал как в квартире Юрки (бард Юрий Аделунг) напротив СЭВ где бывали Михаил Каплан Ленька Губанов Владимир Буковский бывал и с ним водку пили сидели до утра читали стихи. У Леньки в записной книжке было триста и больше телефонов: бери портвейн и приходи, все СМОГисты тут. Человек 5-6 приходили с портвейном. Выпивка была всегда. Сигареты Ленька стрелял. Один раз он с Высоцким сбежал из психушки. Высоцкого повезли дальше, а Леньку высадили у квартиры Юрки. От Леньки остался подарок – рубашка с печатью Кащенко и его подписью. Ленька всегда был протестный, но у Кузнецова остались о нем самые добрые воспоминания.

Когда градус разногласий в зале опасно возрастал, включались записи песен на стихи Губанова. Бард Елена Фролова написала музыку к поэме «Полина»: душа уходит в чье-то тело, Полина, полынья моя. В этой поэме Губанов привел одно из своих пророчеств: мы умрем не от рака и не от старости. Актриса Астраханского драматического театра Александра Костина написала музыку и исполнила «Сердце с разбитыми окнами».)

Содержательно выступил случайно оказавшийся проездом в Москве литературовед из Астрахани Андрей Журбин. Губановедение – корявый термин, но оно существует и развивается. Стихи Губанова переведены на английский сербский итальянский. Губанов – как вновь открытая планета в астрономии, материк в географии. Это не Америка, а Атлантида. Губановедение стало реальностью когда пришли стихи Губанова. Его стали изучать, анализировать. Существуют противоречия. У него нестандартная биография. Школу он н окончил. Труд неквалифицированный, легко уйти. Самообразование и чувство поэзии. Губанову было тесно не только внутри межквартирных перегородок, ему было тесно в империи. Сейчас на стадии накопления материала необходимо собрать воспоминания. Губанов не был ангелом. Люди с которыми Журбину приходилось работать откликались охотно. Нельзя поэта судить обычным аршином. Ольга Кравченко рассказала, как в 1962 Губанов сорвал школьную стенгазету и плюнул в нее. Он уже в 15-16 лет понимал что он. «Полину» раскритиковали по фельетону на строчку. Ее перевели и издали на английском вместе с Евтушенко и Вознесенским.

Журбин считает, что спорить о религиозности Леонида Губанова – все равно что взвешивать лунный свет

«Ходынка» знаковое место символических неслучайных пересечений поперек теории вероятностей. Вечер памяти Губанова проходил в интерьере выставки художницы Алены Городько alionagorodkoart@gmail.cov http//alena.gorodko.ru/

У молодой и красивой Алены общее с Леней то что уникально редко для художника: замысел порождается в образе художественном и словесном. Редкое сочетание и для молекулярного среза жизни и для человеческого сознания тем более. Алена не считает свои подписи к картинам поэзией, но в них есть непременная мелодичность:

Забывая о том, что будет

Когда тебе с другими плохо, а им с тобой хорошо, чувствуешь себя марсианином

Цветы и цвета – мои любимые песни

Утонуть в ароматах, но всегда найти твой

Эти деревья словно как в детстве когда бежала порвав сандалии

Москва приснилась мне издалека. Быстрое все там: река, деревья, небо, облака

Улица все та же который год – меняются лишь люди.

В комментарии МП Алена Городько рассказала, что у нее вместе рождается идея сюжета и музыки слов. У других художников она такого не встречала. Пишет она свободно что вздумается. Изредка работы продаются. Иногда спрашивают. Но что чтобы была налажена коммерческая продажа, такого нет. Все на личных контактах. Была и пара заказов свадебный портрет по фотографии жены, которая нравилась мужу. Попросили запечатлеть вид природы на даче.

Почему отечественное искусство не поддерживается и далеко от центра? Тем больше успех выставочного зала «Ходынка». По словам Алены, в Манеже и на Крымском очень дорогая аренда. В центре Москвы трудно найти хороший зал со светом. Обычно темное кафе.

Аналогичное отношение к памяти Леонида Губанова в школе где мы учились бывшей 144-й на Песчаной. Казалось бы, школа могла гордиться своими выдающимися учениками. Однако директор и завуч проявили какое-то агрессивное непонимание. Ольга Кравченко собрала бывших учеников не благодаря школе, а вопреки. Оказалось, судьбы все необыкновенные.

Вот так самоорганизация судьбы связала Губанова, Журбина, Алабина и многих других, кого высветила планета Губанова. Чем неудобней человек был для современников, тем проще на поминках. В этой теме и вправду случайности сплелись в нечто целенаправленное. Все случайно. Звонок Алабина на мой домашний телефон в день, когда меня не должно было быть дома. Журбин оказался проездом в Москве из Астрахани в Иваново. Интерьер с картинами Алены Городько.

М.б. мы сами подбираем себе случайности, какие нам по вкусу? И так люди близкие оказываются в общем интерьере.