17-18

17-18.10.13 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Здоровье трудящихся – дело рук самих трудящихся – Владимир Ильич Ленин

Минздрав предупреждает: здоровье умирающих – дело рук самих умирающих

Депутат Герасименко обиделся на СМИ, у них русский человек ленивый, курящий и пьющий

Доктор Герасименко ударился в генетику: геномика, протеомика, эпигеномика, транскриптология

Зампред комитета ГД по охране здоровья Николай Герасименко и зампред ГД Сергей Железняк провели в четверг парламентские слушания «Здоровый образ жизни и профилактика неинфекционных заболеваний как основной фактор увеличения продолжительности жизни населения.

В итоговом документе указаны четыре группы неинфекционных заболеваний: сердечнососудистые, рак, хронические заболевания легких и диабет. Вместе они приводят к 85% смертей. В настоящее время идет формирование новой модели здравоохранения «медицины 4П» – предсказательная, профилактическая, персонализированная, при участии пациента. На первый план выходит профилактика. В центре внимания «медицины 4П» здоровье здоровых людей. В российской медицине в течение многих лет превалировало лечебное направление, а профилактике уделялось недостаточно внимания.

Железняк предупредил: от вредных привычек очень сложно отказываться. Каждый из нас становится примером, который показывает наше отношение к здоровому образу жизни. Поэтому начинаем с себя.

Замминистра здравоохранения Дмитрий Костенников выступил с прописной истиной: здоровье каждого – это здоровье всего нашего общества. В структуре смертности на деструктивное поведение – злоупотребление алкоголем, наркотиками, курение, избыточное нерациональное питание, низкая физическая активность – приходится до 30% случаев. Девять из десяти смертей лиц в возрасте до 60 лет происходит по причине неинфекционных заболеваний, связанных с перечисленными факторами, деструктивными формами поведения. При этом следует понимать, что прирост продолжительности жизни на один год дает прирост ВВП на 4% – данные ВОЗ более чем по ста странам. Рост продолжительности жизни на один год здравоохранительными мерами обходится чрезвычайно дорого и каждый год обходится все дороже и дороже, потому что требуются все более серьезные капиталовложения. Гораздо эффективнее распоряжаться ресурсом каждого.

Николай Герасименко начал с показателей 2005 года – худшего в истории новой России. Смертность 14,6 на тысячу населения. Рождаемость 11,3. Популяция 142 млн человек. В структуре смертности преобладает сверхсмертность от предотвратимых причин 56%. Смертность от новообразований 13,8%. Смертность трудоспособного населения 30%. Рост заболеваемости в полтора раза по сравнению с 1990 годом. Нездоровый образ жизни у нас к сожалению пропагандируют СМИ. Создан образ: русский человек ленивый, курящий, пьющий. Вклад разных факторов в показатели здоровья составляет: образ жизни 50-55%, состояние здравоохранения 10-15%, генетические причины 15-29%, состояние окружающей среды 20-25%. Здоровый образ жизни это не просто. Это отказ от лежания на диване с пивом и чипсами, отказ от лифта, велосипед. Малоподвижный образ жизни, табак, алкоголь – и после этого просят вылечить. У нас пирамида такова, что высокотехнологичную медицинскую помощь в восемь раз увеличили. Далее идет лечебный процесс, затем профилактика и в самом низу здоровый образ жизни. Должно быть наоборот. У нас растет количество заболеваний. Медицина – информационная наука: геномика, протеомика, эпигеномика, транскриптология. Необходим переход к медицине «четырех П».

Директор Института питания Виктор Тутельян не согласен с основным тезисом устранения государства в пользу ответственности самого человека – так можно понять его расплывчатую категоричность. Однако из выступления следует иное. Продукты мы можем получать из бесконечного количества источников, из саранчи или скорпионов. Мы биологи должны дать рекомендации. Здоровым питанием следует заниматься даже не с рождения, а с зарождения жизни. Первые три месяца правильного кормления ребенка определяют здоровье на всю жизнь.

Аргументы авторов идеи – переложить заботу о здоровье на самих граждан – не выдерживают критики потому, что сначала надо дать гражданам работу, занятость и заработок. Параллельно разобраться с инфекционными и неинфекционными факторами. Столь жесткого разделения нет. Бывает, и за раком стоит вирус. Да и инфекция 2009 года вызывает подозрение о предотвратимых причин на совести тогдашнего Минздравсоцразвития. Геномика, протеомика, эпигеномика и транскриптология, за которые ратует Герасименко, показывают странные подчас связи между геномом и эпигеномом. К тому же вовсю бушует природная турбулентность, которую мы принимаем за метеозависимость. Утверждение, что становится много больниц, не совсем верно. Итог реформы здравоохранения сложен в понимании. Пропагандировать после реформы здоровый образ жизни может только политический самоубийца.

 

17.10.13 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Открытая трибуна Нарышкина – плач по высшему суду

Очередная судебная реформа от президента: каждый понимает по-своему

Предположительно 12 ноября Госдума будет готова рассмотреть в первом чтении президентскую инициативу по объединению Верховного и Высшего арбитражного суда. Об этом сказал председатель профильного комитета по госстроительству Владимир Плигин. Работа предстоит большая, необходимо подготовить изменения в 28 федеральных законов. Планируется переезд объединенного Верховного суда в Петербург вслед за Конституционным судом.

Разговор шел в формате «Открытой трибуны» Сергея Нарышкина в Золотом зале Думы. Большинство участников оптимизма не разделяют. На первый план вышло недоверие судебной системе. Всего 0,4% оправдательных приговоров. Однако самих судейских больше волнует другое. Их собственная судьба, судьба судей, социальное обеспечение и обеспечение их деятельности остается под вопросом.

Член Общественной палаты Елена Лукьянова с тревогой сказала, что у реформы должен быть свет в конце туннеля. Зачем это делается? Причины у реформы должны быть не политические не экономические и тем более не кадровые.

Бывший председатель Конституционного суда Марат Баглай вынес вердикт идее президента. Изменения не готовы. Нельзя уничтожать арбитражную систему, арбитражный суд хорошо работает. Создайте административную юстицию. Уж если трогаете Конституцию, что-то сделайте. Что изменится если еще один суд переедет в Петербург? Переезд тяжелый и дорогостоящий. Вы все оглядываетесь а США, там один Верховный суд. Девять судей. А у нас будет 170. В Германии семь верховных судов. К сожалению это приведет к разрушению, а что появится полезного, никто ничего не сказал.

Адвокат Анатолий Кучерена надеется на объединение. Он юрист и не может ничего сделать. Машина идет по своим рельсам. Люди стонут от того, что ничего не могут сделать.

Вопрос МП о причинах сопротивления судов стенографированию поставил Кучерену в тупик. Он считает, что так не должно быть.

Зампред комитета по госстроительству, юрист КПРФ Вадим Соловьев утверждал, что неминуемо следует сокращение расходов на судебную систему. При этом на переезд, квартиры судьям потратят миллиарды. Генеральная прокуратура станет более зависимой от администрации президента. В целом мы получаем зависимую от чиновников систему.

В комментарии МП Вадим Соловьев сказал, что смысл любой реформы – экономия на населении. При этом миллиарды на переезд судов, на квартиры для судей находятся. Сейчас по крайней мере проблемы людей, текущих крыш и унитазов как-то решаются. Этого не будет.

О чем совсем не говорили на Открытой трибуне и что вышло на первый план в факторах недоверия: закрытость судов и отчаянное сопротивление записям и стенограммам. Сама техническая возможность убивается.

Другая проблема – введение в худшем варианте западных форм правосудия вроде сделки с правосудием или преюдиции. Особый или упрощенный порядок предусматривает признание вины потерпевшим и в этом случае судья не рассматривает доказательств. Владимир Жириновский потребовал убрать и преюдицию и особый порядок, но понят не был. Какие-то мошенники добились решения и оно становится для суда обязательным.

 

Сообщения

 

Мертвец расхохотался, пернул в воздух и пропал

Посвятить жизнь поискам смысла этой самой жизни, а после смерти понять, что ты как все – Игорь Ледников, «Московские сумерки»

Парламентский киноклуб показал в Малом зале Госдумы фильм Алены Званцовой «Московские сумерки» – первый российский фильм в формате IMAX 3D. На кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм награжден призом «Золотая ладья» (первое место в программе «Выборгский счёт») и призом Международной конфедерации журналистских союзов («За сценарий»).

Представила фильм зампред комитета ГД по культуре Зугура Рахматуллина (ЕР). На фестивале в Выборге «Московские сумерки» опередили такие фильмы, как лауреат Кинотавра «Географ глобус пропил» и «Уикенд». В комментарии МП Зугура Рахматуллина рассказала, что как правило Парламентский киноклуб показывает фильмы новые с креативным подтекстом, неординарные и со специфической авторской задумкой. Как правило эти фильмы не столь широко известны зрительской аудитории. Но имеют много сторонников. Презентация в Парламентском киноклубе – это своего рода стартовая площадка. По цепной реакции информация о фильме распространяется. Практика Парламентского киноклуба себя оправдывает.

Зугура Рахматуллина уверена, что фильм «Московские сумерки» зрители увидят. Показанный героями фильм очень позитивный. Наше бытие, бремя нашей повседневной жизни, как мы говорим, нашего профанного бытия, в этом фильме получает некое сюрреалистическое преломление. Они говорят, что человек должен прожить свою жизнь так, чтобы угрызения совести, недоделанные мысли, задумки не будоражили его «умершее подсознание». Этот фильм всегда найдет своего зрителя. Проблема, которая есть на отечественном экране, отечественном прокате, проблема требующая несколько иного подхода. Сегодня поверхностный фильм не пройдет. Нужны очень глубокие зрелищные яркие эмоциональные фильмы. Они всегда находят своего зрителя. У нас на киноклубе показывали «Ко-ко-ко», «Уикенд».

Режиссер и сценарист фильма Алена Званцова сказала, ей очень приятно что люди хотят смотреть нашу картину и ходят на нашу картину. Очень всегда радостно видеть это. Она хочет сразу предупредить – это не является авторским, сложным с большим набором очень каких-то глубоких мыслей кино. Чтобы не было обманутых ожиданий: это развлекательный фильм. Я уже говорила с какой-то сцены, что я жена, мама и когда я иду в кино или включаю телевизор, мне иногда хочется чтобы даже о серьезных вещах со мной говорили в развлекательной форме. Я сама простой зритель и стараюсь делать кино для очень обычных людей. Поэтому это развлекательная, ну, местами грустная, но в основном веселая история. Фильм делался в очень скудных бюджетных условиях. Я не буду вас грузить подробностями, вам это ни к чему. И вообще он был сделан только благодаря чудесной команде, всей съемочной группе, Андрею Гуркину и чудесной команде театральных актеров.

Вокруг Алены складывается замечательная команда, – сказал Тимур Бадалбейли. – Боюсь показаться нескромным, потому что я тоже уже член этой команды. Но нам всем с ней хорошо, замечательная творческая атмосфера. Надеемся, что мы с ней будем к вам шагать дальше и к вам еще притопаем.

Комментарий Л.М.: Если б мне заранее рассказали фабулу, а она предельна проста, я вряд ли бы пошел смотреть. По счастью некому было. Название «Московские сумерки» само по себе ничего не говорит, потому что говорит слишком много. Мне этот мем близок и вызывает реминисценцию «Мастера и Маргариты».

В общем, все правильно. Может показаться странным, но я почувствовал себя в шкуре главного героя Игоря Ледникова. Хотя какая может быть шкура у привидения... Ну вот поди ж ты как получилось. От прикосновения к некоторым людям в прошлой жизни я исчез и очнулся совсем в другом качестве. Именно так и было со всеми вытекающими угрызениями совести. «Профанное бытие в этом фильме получает некое сюрреалистическое преломление – эта фраза депутата Рахматуллиной исполнена смысла. «Профан» в понимании Тейяра де Шардена автор обыденно верующий.

Фильм действительно малобюджетный, но при этом сделан весьма качественно. Четкий выверен монтаж. Адекватное музыкальное сопровождение. Созвучные слова песни. Игра актеров, вжившихся в режиссерский замысел. Все на высоком уровне в лучших традициях отечественного кино. Несмотря на то, что фильм сделан откровенно малыми ресурсами, этот непреложный факт смотрится тоже частью авторского замысла. Тема не допускает демонстрации широкого формата в расходах или подходах, достаточно широты души. Условность, примененная сценаристом, ее раскрывает вполне жизнеутверждающе. Ей-богу, после такого фильма хочется жить и вернуться к людям. Они вовсе не столь плохи. Даже взяточник и бабник вполне человечен, если взглянуть на него суровыми глазами экранной условности. И черный кот пригодился. Из одного кота можно было бы привести десяток примеров, на что похоже и чьи традиции продолжает, однако не хочется. Кино Званцовой достаточно оригинально, чтобы подумать о себе – что оно раскрывает? Явно нечто человеческое. В этом смысле она права, когда говорит, что ей хочется чтобы с ней говорили просто о вещах серьезных. Жаль только, что российский кинопрокат узурпировали какие-то потусторонние привидения. Ну, там Владимир Бортко борется...

Режиссер и сценарист Алена Званцова, оператор Андрей Гуркин, композитор Дмитрий Даньков, художник Игорь Тихонов, продюсер: Рубен Дишдишян, производство МарсМедия.

Актеры: Тимур Бадалбейли (Виталий), Игорь Гордин (Игорь Ледников), Ксения Каталымова (жена Игоря), Яна Гладких (Екатерина Цыркун), Константин Гацалов, Арина Нестерова, Анна Башенкова, Владимир Скворцов (Анатолий), Владимир Виноградов (психолог), Олег Мазуров (Константин Евгеньевич Хомутов), Мария Константинова (II) (Василиса, дочь Игоря), Юлия Лебедева (Леночка).

Краткое описание: Куда податься «неприкаянному» призраку, которого не принимают ни в ад, ни в рай? Конечно же, в лоно семьи. Но есть проблема – контакт с любимой женой невозможен. Но...

Куда податься «неприкаянному» призраку, которого не принимают ни в ад, ни в рай? Конечно же, в лоно семьи. Но есть проблема – контакт с любимой женой невозможен. Но однажды призрак знакомится с себе подобными, и это приводит к совершенно неожиданным последствиям.

 

Минздрав предупреждает: здоровье умирающих – дело рук самих умирающих

Депутат Герасименко обиделся на СМИ, у них русский человек ленивый, курящий и пьющий

Доктор Герасименко ударился в генетику: геномика, протеомика, эпигеномика, транскриптология

Зампред комитета ГД по охране здоровья Николай Герасименко и зампред ГД Сергей Железняк провели парламентские слушания «Здоровый образ жизни и профилактика неинфекционных заболеваний как основной фактор увеличения продолжительности жизни населения.

В итоговом документе указано что четыре группы неинфекционных заболеваний – сердечнососудистые, рак, хронические заболевания легких и диабет – приводят к каждым трем из пяти случаев смерти людей в мире, наносят огромный социально-экономический ущерб во всех странах и особенно в развивающейся России. В России НИЗ обуславливают 85% смертей. В настоящее время идет формирование новой модели здравоохранения «медицины 4П» – предсказательная, профилактическая, персонализированная, при участии пациента. На первый план выходит профилактика. В центре внимания «медицины 4П» здоровье здоровых людей. В российской медицине в течение многих лет превалировало лечебное направление, а профилактике уделялось недостаточно внимания. В настоящее время ситуация меняется.

Сергей Железняк отметил, что наши успехи гораздо скромнее, чем других стран. Это связано с социальной политикой, с активным долголетием, с реализацией творческого потенциала наших граждан. Железняк надеется что с пониманием которое есть на уровне государственной власти, мы здесь можем сделать достаточно много. Не надо считать что этот процесс будет происходить безболезненно. От вредных привычек очень сложно отказываться. Это поразительно но был негативный резонанс и когда мы усиливали ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Обвиняли в что мы убиваем малый и средний бизнес, не даем развиваться регионам. О каком развитии может идти речь если этот бизнес строится на человеческих пороках, убивает нашу молодежь. Нам нужно активное формирование активного общественного мнения, которое просто не приемлет пороки привычки негативно влияют на здоровье и жизнь людей. В условиях нашей страны нужно использовать все технологии диагностики мониторинга скрининга для того чтобы как можно раньше понимать риски возникновения тех или иных заболеваний. Мы активно поддерживаем проект по телемедицине, ранней диагностике, проект мобильных диагностических центров, чтобы в любой точке России получать качественные услуги не только по лечению но и диагностированию и профилактике. В Госдуме находится проект по социальному обслуживанию населения. Предлагается его расшить и сделать так чтобы законодательством не воспользовались мошенники. Железняк предупредил участников слушаний что каждый из нас становится примером который показывает наше отношение к здоровому образу жизни. Поэтому начинаем с себя.

Статс-секретарь замминистра здравоохранения Дмитрий Костенников выступил с прописной истиной: здоровье каждого – это здоровье всего нашего общества. В структуре смертности на деструктивное поведение – злоупотребление алкоголем наркотиками курение избыточное нерациональное питание низкая физическая активность – приходится до 30% случаев. Девять из десяти смертей лиц в возрасте до 60 лет происходит по причине неинфекционных заболеваний, связанных с перечисленными факторами, деструктивными формами поведения. При этом следует понимать что прирост продолжительности жизни на один год дает прирост ВВП на 4% – данные ВОЗ более чем по ста странам. Рост продолжительности жизни на один год здравоохранительными мерами, вложениями в здравоохранение обходится чрезвычайно дорого и каждый год приходится все дороже и дороже, потому что требуются все более серьезные капиталовложения. Гораздо эффективнее распоряжаться тем ресурсом каждого и общества, который есть в нашем распоряжении.

С основным докладом выступил Николай Герасименко. Он начал с показателей 2005 года – худшего в истории новой России. Смертность 14,6 на тысячу населения. Рождаемость 11,3. Площадь 17,1 млн квадратных километров. Популяция 142 млн человек. В структуре смертности преобладает сверхсмертность от предотвратимых причин 56%. Смертность от новообразований 13,8%. Смертность трудоспособного населения 30%. Рост заболеваемости в полтора раза по сравнению с 1990 годом. Нездоровый образ жизни у нас к сожалению пропагандируют СМИ. Создан образ: русский человек ленивый, курящий, пьющий. Вклад разных факторов в показатели здоровья составляет: образ жизни 50-55%, состояние здравоохранения 10-15%, генетические причины 15-29%, состояние окружающей среды 20-25%. Здоровый образ жизни это не просто. Это отказ от лежания на диване с пивом и чипсами, отказ от лифта, велосипед. Легче построить новый центр, чем изменить здоровье. Малоподвижный образ жизни, табак, алкоголь – и после этого просят вылечить. У нас пирамида такова, что высокотехнологичную медицинскую помощь в восемь раз увеличили. Далее идет лечебный процесс, затем профилактика и в самом низу здоровый образ жизни. Должно быть наоборот. У нас не только не снизилось количество заболеваний, а наоборот. Медицина – информационная наука: геномика, протеомика, эпигеномика, транскриптология. Необходим переход к медицине «четырех П» и ГЧП.

Директор Института питания Виктор Тутельян не согласен с основным тезисом устранения государства в пользу ответственности самого человека – так можно понять его расплывчатую категоричность. Однако из выступления следует иное. Продукты мы можем получать из бесконечного количества источников, из саранчи или скорпионов. Мы биологи должны дать рекомендации. Здоровым питанием следует заниматься даже не с рождения, а с зарождения жизни. Первые три месяца правильного кормления ребенка определяют здоровье на всю жизнь.

 

Зачем нужно слияние судов с переездом в Петербург, никто не знает. По слухам для трудоустройства Медведева. Но скорее для переподчинения президенту.

Жириновский: Когда у Думы будет новое здание? Открытая трибуна в столовой собирается. Это не столовая, а Золотой зал, – заметил Нарышкин

Жириновский потребовал убрать и преюдицию и особый порядок судебного рассмотрения. Мошенники добились решения и оно становится для суда обязательным

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин провел Открытую трибуну на тему «Реформирование судебной системы».

Нарышкин отметил что впервые проводится заседание Открытой трибуны посвященное внесенному законопроекту – поправки в Конституцию. Сокращается количество субъектов права законодательной инициативы, т.к. упраздняется ВАС. Расширяются полномочия СФ назначением заместителей Генпрокурора. Предполагается что ГД рассмотрит его в ноябре.

Бывший председатель КС Марат Баглай затруднился с выступлением: я отношусь к тем кто не очень понимает зачем это нужно. Не дело президента подсказывать Думе.

Нарышкин согласился, вот Михаил Барщевский готов выступить в любое время.

Михаил Барщевский является сторонником объединения ВС и ВАС, что не означает боже упаси уничтожения арбитражной системы. Если не доверяют судебной системе это причина для революционных изменений. Выборы так как они прошли показали что никаких оснований для оранжевых революций нет. Если так есть возможность для большей независимости судебной систему. Сегодня у нас 0,7% расходной части бюджета финансирование судебной системы. Не может судебная система ходить на поклон. Не м.б. судебная система совсем без контроля. В США нечто вроде службы собственной безопасности. У нас председатели судов не обеспечивают деятельность судей, а начальники. Назначают судей выборами на пять лет, а снимают за пять минут неизвестно в каком кабинете – с Морщаковой Барщевский полностью согласен. Должна быть процедура вроде импичмента. Независимость судов зависит от местных чиновников. Судебный корпус формируется за счет помощников, отставных следователей и очень редко адвокатов. Должен быть опыт работы по обе стороны баррикад.

Можно объединять можно разъединять всегда здесь политические причины, заявил Жириновский. Должны быть не экономические и не политические причины. Много партий лучше одной. Многообразие мешает нам придти к согласию, однообразие не дает думать. М.б. все верховные суды. Пусть будет один верховный суд пять палат конституционную уголовную гражданскую арбитражную интеллектуальную. Московский арбитражный суд выносит решение на 9-10 млн руб. в отсутствие ответчика. Объединять можно но нужно защитить права ответчиков и подсудимых. А так обвинительный уклон – наказать, наказать. Учитель Фарбер семь лет. Навальный 15 миллионов и его на руках несут для участия в выборах. Что за правосудие – гармошка. И иностранцы бегают по всей стране. Мы что не видим здесь интерес иностранный. Судьи в Москве получали квартиру и вторую зарплату от московского правительства. Судья должен быть независимым. Суды экстерриториальные. Расширять а не сокращать суды присяжных.

Жириновский позже сказал что преюденциальное решение надо убирать, мошенники добились принятия решения в свою пользу. Здесь говорили судебные приставы слишком мало прав – у них слишком много прав. Они должны направить исполнительный лист по месту работы, все. А они влезают в имущество, ищут по всей стране. Неприкосновенность депутатов уголовная есть, а гражданско-правовой нету. Что за половинчатая неприкосновенность. По делам частного обвинения ведь любое слово это подрыв деловой репутации. Я сказал о судьях что-то плохо и меня в суд они потянут. Давайте потребуем переезда суда в Петербург. Когда у Думы будет новое здание здесь в Москве? Открытая трибуна в столовой собирается.

Это не столовая, а Золотой зал, – заметил Нарышкин.

Сергей Миронов сообщил о поддержке СР инициативы президента. мы стоим на пороге кризиса доверия к судебной системе. Необходимо преодолеет реальную угрозу встраивания судей в систему власти. у многих судов огромная перегрузка. Мы обнаружили судью который выносил приговоры каждые 18 минут в течение года. Понятно что с нарушением процессуальных норм. Очень малый процент оправдательных приговоров 0,4% в среднем по России, от 0,2 до 2% в зависимости от региона. В 1935 и 1938 – 10,2%, 1939 – 13,4%. Присяжные освобождают каждого пятого. Но приговоры присяжных отменяются судебной коллегией в 800 раз чаще. Миронов ни разу не выиграл. Он предлагает избирать председателей судов только на один срок. Расширить практику судов присяжных.

Член ОП, адвокат Анатолий Кучерена тоже сторонник объединения, но с оговорками. В случае объединения Кучерена очень надеется что именно ВС сможет решить несколько важных вопросов в т.ч. в практике правоприменения. Кучерена понимает что он юрист не может ничего сделать. Машина идет по своим рельсам. Люди стонут от того что ничего не могут сделать. Почему судья боится вынести оправдательный приговор? Вы говорили с судьями. Не дай бог заподозрить судью в получении взятки. Даже если судьи принимают правильные честные решения люди все равно не верят. Кучерена уверен что только суд может навести порядок в стране. Он надеется на объединение. Не может одна и та же коллегия и принимать экзамены и налагать взыскания. Можно разделить, сделать два состава пусть одна занимается дисциплинаркой другая приемом. Все-таки когда председатель суда распределяет дела это влияет на судью. М.б. должен быть администратор суда.

Вопрос МП о причинах сопротивления судов стенограмме поставил Кучерену в тупик. Он считает что так не должно быть и готов поставить вопрос.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин сказал о содержательной а не судебно-бюрократической проблеме – очень важно чтобы арбитражные суды не растворились. Как депутат Верховного Совета Лукин скажет что ВС была одобрена концепция судебной системы и она есть. Фридрих Великий когда ему не удалось отсудить кусок земли крестьянина сказал слава богу в Пруссии есть независимая судебная система. И оставалась пока не пришел Геринг. Судьями становятся из прокуроров, поэтому обвинительные приговоры. Давайте это менять законодательно. Лукин с Титовым нашли дело предпринимателя, который без решения суда просидел больше чем мог бы после осуждения даже если виновен по экономическому преступлению.

Нарышкин предложил Лукину вступить в Российское историческое общество, взносов платить не нужно – дополнительный аргумент.

Профессор ВШЭ, член ОП Елена Лукьянова сказала что никакая реформа не может идти бесконечно. Должен быть свет в конце туннеля. Или надо признать реформу неудачной или сказать что надо довести до конца. Лукьяновой кажется что это некий коллапс в рассмотрении дел. Причины у реформы должны быть не политические не экономические и тем более не кадровые. Судья с говорящей фамилией Блуднин в маленьком поселке принял решение о передаче некоему гражданину здания суда построенного на государственные деньги.

Зампред комитета по гостроительству, юрист КПРФ Вадим Соловьев бодро зачитал заготовленный митинговый текст из которого следует, что неминуемо следует сокращение расходов на судебную систему. Арбитражные суды менее политизированы, более восприимчивы к новому, чем суды общей юрисдикции. Несколько судей уже подали в отставку. В названную сумму 50 млн руб. на переезд Высшего суда в Петербург верит только наивный. Будет в несколько раз больше. На это деньги есть, а на детей войны 13 миллиардов нет. Генеральная прокуратура станет более зависимой от администрации президента. Мы получаем зависимую от чиновников систему. Фракция КПРФ будет голосовать против.

В комментарии МП Вадим Соловьев сказал, что смысл любой реформы – экономия на населении. При этом миллиарды на переезд судов, на квартиры для судей находятся. Сейчас по крайней мере проблемы людей, текущих крыш и унитазов как-то решаются. Этого не будет.

Руководитель Центра частноправных исследований Виктор Жуйков во всем мире есть две системы судов. Правильнее было бы объединить эти суды без отбора.

Председатель Совета судей Дмитрий Краснов обратил внимание на низкую зарплату сотрудников аппарата суда 12 тысяч руб. не обеспечивает плодотворной работы. Нам говорят что ели мы повысим зарплату аппарату судов, надо повысить зарплату всему аппарату гражданских служащих. Уходят люди которые проработали по десять лет и готовы еще работать. Говорили об обвинительных приговорах. Представьте, что из тысячи преступлений в лучшем случае 450-500 раскрывается. 150-200 направляется в суд. 10% оправдательных приговоров. Если вся тысяча дел будет направлена в суды, сколько вы получите оправдательных приговоров?

Не предусматривается сдача экзамена для судей высших судов, это ошибочная трактовка, поправил Плигин.

Однако зампред ВАС Татьяна Андреева сказала что предусмотрен отбор. Если это ошибка неловкая формулировка она уже дорого нам обошлась – семь судей ВАС подали в отставку. Недопустимо нарушение принципов независимости. Нельзя прекратить полномочия судей без достаточных оснований. Сначала подготовить весь пакет законодательных изменений и потом уже вносить поправки в Конституцию. Каким будет надзор? Целый ряд социальных гарантий, вопросы тоже возникают. Кто будет выполнять полномочия в отношении арбитражных судов, если верховному суду не передаются? Через шесть месяцев прекращаются полномочия ВАС и прекратится финансирование арбитражных судов, предупредила Андреева.

Зампред ВС Петр Серков подчеркнул, что полномочия ВС не передаются, судьи точно так же переназначаются. Аппарат ВС очень профессиональный и они надеются. Статистика требует системного подхода. Достоверным фактом является граждане обратившись с иском против власти в 60% выигрывают. В 30-е годы приостановили административное производство. По поводу оправдательных приговоров. Большинство судов проходит по процедуре особого порядка. В этой процедуре невозможно выносить оправдательный приговор, принято Государственной Думой. Серков не думает что к судьям ВС будут какие-то преимущества по сравнению с судьями ВАС.

В ответ на вопрос Жириновского Серков утверждал что в суды более 50% дел поступает в процедуре особого производства по УПК, так Дума приняла. Жириновский переспросил: убрать особое производство? Серков испугался: я это не говорил.

Профессор МГЮА, в прошлом зампред ВС Владимир Радченко подчеркнул, что ВС не упраздняется, а дополняется двумя коллегиями. На каком основании мы решаем федеральным законом судьбу конституционной нормы. Работая в Конституционном совещании Радченко помнит как были сохранены полномочия всех судей. Он не видит оснований для лишения судей ВС легитимности на неконституционных основаниях. Потерять систему это шаг огромный назад вместе с людьми которые там работают.

Адвокат Игорь Трунов отверг разговоры о реформе и свет в конце туннеля, потому что это постоянные изменения. Дали финансирование на этапирование, вводят новые технологии видеоконференции. В единой системе проще создать единую информационную систему, единый документооборот. Параллельно с изменением Конституции надо ввести сопутствующие изменения. Надо создать пенитенциарную, ювенальную, трудовую, семейную систему.

Выступая за техническое оснащение судебной системы, Трунов в комментарии МП признал что например в деле погибших врачей, которым он занимался, вопрос был решен просто – поснимали все камеры, в которых был виден сам момент аварии. В борьбе за открытость судебной системы адвокат и журналист по одну сторону баррикады.

Советник президента, председатель Исследовательского центра частного права Вениамин Яковлев все говорили примерно об одном и том же надо решать задачу. Мы находимся в начале пути. Чтобы не была потеряна тщательно отработанная система коммерческих споров. Меняя систему правосудия, нельзя разрушить систему обеспечения.

Марат Баглай все же согласился выступать, чтобы сказать что все говорили о разном, пересечений нет. Изменения не готовы. Нельзя уничтожать арбитражную систему, арбитражный суд хорошо работает. Создайте административную юстицию, сколько лет лежит закон? Что изменится если ВС переедет в Петербург? КС говорили слишком близко к Кремлю расположен. Что я бегал через дорогу за решениями, телефонов нет? И вот теперь новый переезд тяжелый дорогостоящий. Уж если трогаете Конституцию что-то сделайте со 109 статьей. Вы все оглядываетесь а США там один Верховный суд. Девять судей. А у нас будет 170. Мы списываем с Германии, там семь верховных судов. Баглай приглашал к себе судей высших судов и Генпрокурора, в ходе длительной дружеской беседы приходили к общему мнению. Судьи никогда не выходят за пределы УК, вот его надо менять. С большим интересом выслушал дискуссию, но к сожалению это приведет к разрушению, а что появится полезного никто ничего не сказал.

Плигин: законопроект принят в первом чтении.

Нарышкин вы впервые на Открытой трибуне, она действительно открытая.

Подводя итоги, Плигин сказал что в 2012 году всеми судами было рассмотрено 23576317 дел, в первом полугодии 2013 года 12606515 дел – примерно половина населения страны в течение года так или иначе сталкивается с судами. Этим определяется значимость любых действий, решений которые принимаются в рамках судебной реформы.

Где-то 12 ноября появляется возможность вынесения на первое чтение поправки к Конституции. Предлагаем повысить статус рабочей группы. Предстоит подготовить изменения в 28 законов. Оставить для заслуженных судей, здесь опасений быть не должно. Судебная власть наиболее консервативная. Суд это не красивая телевизионная картинка, а судьба конкретного человека. Плигин против показа уголовного суда по телевизору. Мы получим театр, но театр абсурда.

Особый порядок введен по идее Медведева: подсудимый признает свою вину и судья не проверяет доказательства. Особый порядок в принципе не предполагает оправдания. Когда человека прессуют, у него нет другого выхода. Фактически сделка с правосудием.

О чем совсем не говорили на Открытой трибуне и что вышло на первый план в факторах недоверия: закрытость судов и отчаянное сопротивление записям и стенограммам. Сама техническая возможность убивается. Вторая проблема – такое состояние массового сознания, которое задает неопределенность последствий любого решения. Отсюда вытекает груз издержек демократической системы с разделением властей без физических возможностей независимости. Отсюда и проблемы законодательства, превращения УК в лоскутное одеяло. Во что превратился Административный кодекс, меняя его на каждом заседании Думы. Введение в худшем варианте западных форм правосудия вроде сделки с правосудием или преюдиции.

Когда трясли систему вузов и они выжили, Думе запретили об этом говорить. Реформа бюджетных учреждений – ЕР делала вид что все нормально. А это касается гораздо большего числа людей. Как суды трогают – вой поднимается. Да никому их не жалко, это игры в песочнице, от жизни оторванной.

 

Пресс-релизы

 

Профильный Комитет Госдумы поддерживает правительственный законопроект о госконтроле в отношении муниципальных властей.

Данный документ подготовлен во исполнение Поручения Президента РФ от 19 февраля 2013 года по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления 31 января 2013 года. О необходимости совершенствования контрольно-надзорной деятельности за деятельностью местного самоуправления говорилось и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2012 года. К выводам о вышеназванном необходимости пришли и профильные специалисты на заседании Коллегии Генеральной прокуратуры РФ 16 мая 2013 года.

Ответственный по законопроекту депутат, первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Госдуме, Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко пояснил новеллы проекта и позицию Комитета:

«Главное, чего позволит достичь законопроект, – перевода взаимоотношений муниципалов с государственными контролёрами в более конструктивную плоскость. С муниципалов снимается бремя излишнего надзора по целому ряду пунктов.

Во-первых, органам госконтроля, согласно предлагаемым нормам, будет запрещено требовать от органов местного самоуправления решения вопросов и проведения мероприятий, не отнесённых федеральным законодательством к вопросам местного значения, а также финансового обеспечения из бюджета соответствующих расходов.

Во-вторых, запрещается дублировать надзорные полномочия госорганов различных уровней. Это сэкономит и финансовые, и трудовые, и организационные ресурсы.

Третья важная новелла – регламентация проверочных мероприятий. Для плановых проверок устанавливается периодичность, для внеплановых – обоснования. Плановые проверки должны будут проводиться не чаще одного раза в два года. Внеплановые – только по обоснованиям, закреплённым в закрытом перечне: обращения физ- и юрлиц, информация от госорганов о фактах нарушения законодательства, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, массовые нарушения прав граждан.

Четвёртая новелла – утверждение адекватных сроков для предоставления органами местного самоуправления информации по запросу проверяющих органов. Это срок составит не менее 10 рабочих дней. Исключение – информация, истребуемая в связи с установлением фактов нарушения законодательства, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, массовые нарушения прав граждан. Сейчас контролёры выделяют муниципалам на удовлетворение информационных запросов (опять же – не всегда целесообразных) один или два дня, в то время как, несмотря на общедоступность этой информации, её сбор требует немалое количество времени и рабочей занятости. Муниципальные служащие отвлекаются от первоочередных дел по решению вопросов местного значения и готовят документационный массив.

Наконец, законопроект избавляет органы МСУ от необходимости предоставлять контрольным органам информацию, которая ранее предоставлялась или которая опубликована в официальных средствах массовой информации либо на официальном сайте органа местного самоуправления в Интернете в открытом доступе.

Принятие данного законопроекта, безусловно, повысит качество и эффективность деятельности надзорных служб в отношении органов МСУ. Естественно, Комитет поддерживает концепцию проекта, однако ряд его положений при дальнейшей доработке потребует конкретизации и развития. Так, следует привести в соответствия некоторые нормы Федеральных законов «О прокуратуре РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» – прописать в законе о прокуратуре госконтроль за соблюдением органами и должностными лицами МСУ муниципальных правовых актов. А ещё отразить в законе о прокуратуре – путём закрепления соответствующих норм в данном законопроекте – проектируемые обязанности прокуратуры по координации проверочных мероприятий органов государственного контроля, формированию, согласованию и размещению его в сети «Интернет» ежегодного плана проверок, по согласованию внеплановых проверок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления».

 

Реклама достала!

Депутаты фракции ЛДПР в Госдуме предлагают запретить прерывать рекламой телепередачи и фильмы, транслируемые в вечернее время, в выходные и праздничные дни.

Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы. Авторы законодательной инициативы — Зампред Госдумы, руководитель Высшего Совета ЛДПР Игорь Лебедев, Председатель Комитета ГД по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов, парламентарии от ЛДПР Сергей Иванов и Андрей Свинцов.

В пояснительной записке к внесенному документу депутаты напоминают, что в переводе с латинского слово «реклама» означает «выкрикиваю». «Люди окружены этими криками со всех сторон: по пути на работу, на прогулке, даже в деревне. При этом уличные билборды и плакаты можно не читать, но дома, у телевизора, избежать рекламы всё же не удастся. Реклама не просто разрушает впечатление от просмотра фильма или телепередачи, она ворует время человека, отбирает у него часть его жизни», – отмечают авторы законопроекта.

По мнению парламентариев, в современном мире все нужные сведения о продукте или услуге люди вполне могут найти через Интернет. А потому бесконечный поток лишней информации только отвлекает от полноценной жизни, дел и мыслей. Следовательно, необходимости в телерекламе нет.

Согласно внесенному законопроекту, запрещается прерывать рекламой телепередачи и фильмы, транслируемые по будням с 19 до 23 часов, а по выходным и праздникам – с 11 до 23 часов. «Принятие данного законопроекта позволит гражданам более полноценно использовать свое время и получать удовольствие от просмотра любимых фильмов и телепередач. Законопроект направлен на защиту граждан от вмешательства рекламы в личную жизнь», – уверены его авторы.

 

Поддерживая позицию лидера СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Сергея Миронова по конфликту в столичном районе Западное Бирюлево, депутат Государственной Думы Алексей Чепа дал характеристику межнациональных отношений в глубинке и призвал бороться с коррупцией.

Я полностью поддерживаю гражданскую позицию Сергея Миронова по беспорядкам в Бирюлево, – говорит Алексей Чепа. – Ответственность предпринимателей и чиновников, ответственных за проникновение в Россию нелегальных мигрантов нужно ужесточить. Не зря напомнил лидер справедливроссов и о предложении нашей партии создать в дополнение к полиции органы милиции, с выборными населением участковыми.

Печальный опыт Манежки и Бирюлево – грозное предостережение о возможных волнениях и социальных катаклизмах. Возможных при искусственном замалчивании проблем, возникающих на конкретных территориях, при не раскрытии преступлений. Ведь народный гнев вызывает не столько тот или иной этнос, а вопиющее попустительство властей, а то и выгораживание преступников.

Ведь события в в Бирюлеве назревали давно. Одичавшие в трущобах мигранты грабили, насиловали, убивали. И эти ужасные преступления оставались без наказания, Так как никого «не могли» найти. Преступники исчезали, словно иголки в стоге сена. А вот после массовых беспорядков убийцу Егора Щербакова взяли и нашли. Значит, могут, если захотят?!

На территории Тверского региона, интересы жителей которого я представляю в Государственной Думе России, издавна мирно соседствовали друг с другом представители разных национальностей. Наверное, потому, что приезжие уважали традиции исконно живущего на тверской земле русского народа.

Сейчас же «межэтнические» конфликты посыпались как из рога изобилия. Масштабные столкновения с мигрантами в районном центре Калязине, народные сходы после столкновений уже в нынешнем, 2013-м году возле тверского развлекательного центра «Морозов Холл» и в городе атомщиков Удомле.

Этих многолюдных народных сходов не было бы в случае быстрого раскрытия преступлений и адекватного наказания виновных. Но люди, видят, что преступления совершает молодежь из отнюдь не бедных этнических семей, а потом эту молодежь не могут найти. В результате,в народе возникает предположение о подкупеответственных чиновников и горькое чувство несправедливости. Эта несправедливость и взрывает общество.

Да, сейчас по всей стране проходят мероприятия против нелегальных мигрантов. Это нормально. Но это не должно стать показухой и временной компанейщиной.

И через месяц и через год каждый чиновник должен помнить, что выгораживая того или иного преступника, он может «пожать бурю», то есть спровоцировать неконтролируемые события, которые отразятся и на немсамом, и на его семье, а быть может и на ситуации в целом регионе.

 

В. Матвиенко: Правовое обеспечение муниципальной реформы – одно из важнейших направлений работы Совета Федерации

В Совете Федерации состоялось расширенное заседание Совета при Председателе СФ по местному самоуправлению, приуроченное к 15-летию ратификации Россией Европейской хартии МСУ и 10-летию принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Вела мероприятие Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В заседании принял участие Председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) Хервиг ван Стаа.

Валентина Матвиенко напомнила, что мероприятие проходит в преддверии 20-летия российского парламента и Конституции страны, заложившей основы современной модели организации МСУ. «Этот период стал воистину судьбоносным для развития местного самоуправления в нашей стране». За два десятилетия Россией была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления, сформированы правовые, финансовые и организационные основы деятельности местных органов власти.

Спикер СФ подчеркнула, что российская муниципальная реформа твердо ориентируется на демократические ценности, определённые Европейской хартией местного самоуправления. Она напомнила, что основополагающими положениями базового закона о местном самоуправлении стали закрепление принципа муниципальной автономии и создание двухуровневой системы местного самоуправления.

Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что российская модель местного самоуправления приобрела свои уникальные черты, среди которых – целостная система государственной поддержки местного самоуправления. По мнению спикера, важнейшим фактором развития местного самоуправления становится включение муниципального сообщества в процесс формирования органов государственной власти. «Депутаты местного уровня принимают самое непосредственное участие в отборе кандидатов на посты руководителей регионов».

Председатель Совета Федерации рассказала о законопроекте, предусматривающем введение формы голосования «против всех» в бюллетенях на выборах муниципального, регионального уровня и выборах депутатов Государственной Думы.

Также, отметила спикер, реализация инициативы председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрея Клишаса по увеличению числа независимых депутатов в муниципальных представительных органах создаст хорошие стимулы для политической конкуренции на местах.

«Правовое обеспечение муниципальной реформы – одно из важнейших направлений работы Совета Федерации», – заявила спикер. «Мы принципиально выступаем за системную, рассчитанную на долгосрочную перспективу политику развития местного самоуправления».

Вместе с тем Председатель Совета Федерации заметила, что у российского местного самоуправления есть немало проблем. Прежде всего, это касается определения компетенции местного самоуправления. «Реформа предполагала четкое разграничение полномочий и ответственности между уровнями публичной власти, однако эта задача не была решена в полном объеме».

Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что финансовая обеспеченность муниципалитетов не всегда соответствует растущему кругу обязанностей. На муниципальные органы подчас возлагаются несвойственные им функции, имеющие региональную или даже федеральную значимость. «Нельзя не заметить, что налоговая и бюджетная политика в отношении муниципалитетов в основном носит выравнивающий, а не стимулирующий характер».

Председатель Совета Федерации подчеркнула, что все эти вопросы находятся в фокусе внимания руководства страны. К настоящему времени приняты законы по укреплению доходной базы муниципалитетов. В частности, сенаторы инициировали поправки в Налоговый кодекс РФ по отмене льгот по региональным и местным налогам. «Наша принципиальная позиция заключается в том, что главным ориентиром при проведении финансовой политики должны стать принципы Европейской хартии о соразмерности финансовых средств полномочиям, предоставленным муниципальным органам».

Председатель СФ считает, что для повышения собственных доходов актуальным является предложение о введении местного налога на недвижимость. Но при этом нельзя допустить роста налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан, подчеркнула она.

Одним из потенциальных источников пополнения муниципальных бюджетов является продолжение работы по отмене льгот по местным налогам, установленным на федеральном уровне. «Свою позицию по этому поводу мы сформулировали в Постановлении палаты по формированию концепции бюджета», – сказала спикер, подчеркнув, что муниципальные власти тоже должны активно искать пути пополнения местных бюджетов, в том числе, за счет создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Валентина Матвиенко отметила, что не может быть действенного местного самоуправления без профессиональных и компетентных кадров. «Совет Федерации выступил за создание специальной системы подготовки муниципальных кадров».

Далеко не все проблемы российского местного самоуправления уникальны, отметила спикер Совета Федерации. По ее словам, страны с уже сложившимися демократическими институтами также находятся в постоянном поиске наиболее оптимальных моделей местного самоуправления.

Валентина Матвиенко сообщила, что в апреле 2014 года Совет Федерации совместно с Московским государственным университетом планирует провести международную научно-практическую конференцию «Земские учреждения и органы местного самоуправления: история и современность», посвящённую 150-летию учреждения земства в России.

Завершая свое выступление, Председатель Совета Федерации отметила, что с момента вступления в силу в 1988 году Европейская хартия местного самоуправления остается уникальным правовым инструментом, заложившим демократические принципы местного самоуправления в странах-членах Совета Европы. «Реформа местного самоуправления продолжается, набирая опыт, порождая широкие научные и общественные дискуссии», – подчеркнула глава СФ.

Хервиг ван Стаа заявил, что демократии на государственном уровне не может быть без демократии местного уровня. Он поблагодарил Совет Федерации за внимание к проблемам и развитию местного самоуправления.

Глава КМРВСЕ сообщил о том, что на сегодняшний момент практически все страны, входящие в Совет Европы, подписали Хартию. Он выразил надежду, что на осенней сессии Конгресса будет заявлено о 100-процентном подписании этого документа всеми 47 странами СЕ.

 

Сегодня, 17 октября, в Государственную Думы внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ в части классификации, освидетельствования и государственной регистрации маломерных судов рыбопромыслового флота».

Виктор Звагельский, Председатель Межфракционной рабочей группы по защите прав предпринимателей в РФ:

«С 2012 года вступил новый порядок регистрации для рыболовецких судов, по которому все маломерные суда, такие как шлюпки, бударки, казанки и т.д., массой свыше 200 килограммов и мощностью двигателей более 8 кВт, используемые в коммерческих целях, должны быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре. Требования оказались приблизительно такие же, как к крупным пассажирским лайнерам, которые выполнить для мелких рыболовецких лодок очень сложно. В дальнейшем подобная ситуация может привести к серьезным сложностям, вплоть до акций протеста, в таких регионах как Астрахань, так как по предварительным оценкам стоимость проектной документации, а также плата за испытания и постановку на учёт превышает цену самого маломерного судна. Кроме того, мы предвидим сложности с соблюдением сроков выполнения соответствующих процедур в связи с недостатком сотрудников в органах регистра и регистрации речных и морских судов.

Члены межфракционной рабочей группы внесли данный законопроект на рассмотрение Государственной Думы. Основной целью которого является передача функции по классификации, регистрации и освидетельствованию указанных маломерных судов, используемых для рыболовства, в ведение Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России расположены в большинстве субъектов РФ и располагают необходимой инфраструктурой (количество сотрудников, технические специальные средства) для осуществления данной деятельности. Предлагается осуществлять регистрацию маломерных беспалубных судов длиной менее двенадцати метров и несамоходных судов, эксплуатируемых без экипажа, используемых для рыболовства, в реестре маломерных судов».

 

Виктор Штыров: Развитие региональной авиации – один из стратегических приоритетов государственной политики

Заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров направил приветствие участникам и гостям 3-й Международной конференции «Региональная авиация России и СНГ – 2013».

«Развитие региональной авиации является одним из стратегических приоритетов национальной государственной политики в области гражданской авиации», – подчеркнул вице-спикер СФ в своем обращении.

Вячеслав Штыров выделил главные задачи развития отечественных региональных авиаперевозок. По мнению сенатора, в первую очередь, требуется создать условия для снижения себестоимости авиаперевозок и аэропортовой деятельности. «Необходимо также сформировать эффективные механизмы государственной поддержки социальных и экономически значимых маршрутов».

Вице-спикер отметил, что участие профессионального сообщества в решении подобных задач, консолидация передового российского и международного опыта позволит выработать современные предложения и рекомендации. «Эти документы могут стать основой для эффективного развития региональной и местной авиации, реализации комплексных проектов на межрегиональном и региональном уровнях».

Вячеслав Штыров пожелал участникам конференции плодотворной, творческой и результативной работы. «Нет сомнений в том, что данное мероприятие внесет значимый вклад в развитие региональной авиации, как одной из важнейших составляющих транспортной отрасли, имеющей огромное значение для нашей страны».

 

Александр Агеев направил запрос министру внутренних дел по инциденту в Капотне

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, председатель Совета московского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Агеев направил запрос министру внутренних дел Колокольцеву по инциденту в Капотне.

- В своем запросе я попросил Владимира Колокольцева обратить особое внимание на действия сотрудников ОМВД по району Капотня. Напомню, что в конце сентября по многочисленным просьбам жителей общежития 1-го квартала Капотни, и что немаловажно в присутствии сотрудников правоохранительных органов, активистами движений «Щит Москвы» и «Нарко-Стоп» была проведена публичная акция по выявлению незаконных мигрантов. В результате были задержаны не только они, но и активисты вышеупомянутых организаций.

Стоит отметить, что многие незаконные мигранты при попустительстве полицейских сумели скрыться. Согласно имеющимся данным, представленные основания для задержания и дальнейшего избрания меры пресечения активистов не основаны на фактах, что может свидетельствовать о возможной внеслужебной заинтересованности отдельных сотрудников ОМВД в пресечении этой общественной деятельности.

Учитывая значимость проблемы и вполне вероятную угрозу возникновения общественной напряженности в Капотне, я попросил министра Колокольцева дать указание провести проверку по представленным нами материалам, и по ее результатам принять меры реагирования. У нас есть информация, что почти сразу после рейда незаконные мигранты стали вновь заселяться в это общежитие, поэтому местные жители уже готовы выйти на акции протеста. В связи с этим, а также в свете последних событий в Бирюлево, уверен, что министр внутренних дел не оставит без внимания мой запрос и необходимые меры действительно будут приняты.

 

Готово ли законодательство к аномалиям природы?

В нынешнем году в течение июля месяца уровень выпавших осадков, втрое превысил норму, ёмкости водохранилищ были переполнены, почва была переувлажнена. К обычным муссонным дождям добавились рекордные по продолжительности циклонические ливни. Виной тому стал блокирующий антициклон, который буквально завис над Тихим океаном, не давая циклонам продвигаться с запада на восток. Один за другим два месяца подряд циклоны скатывались через Манчжурию и выливали на территории Амурской области, Хабаровского края, Якутии огромное количество осадков. В результате Дальний Восток захлестнуло рекордное за всю историю наводнение, ущерб от которого превысил 30 миллиардов рублей.

У всех природных аномалий и катастроф, так или иначе, есть причина их происхождения – либо естественная либо искусственно созданная. Земля – живая планета, саморегулирующая биосистема, способная поддерживать баланс и самовосстанавливаться. В этом случае основное внимание необходимо уделять изучению природных процессов, прогнозированию и самое главное – бережному и разумному природопользованию. В этой части нам предстоит пройти путь формирования принципиально иного сознания общества – от потребления ресурсов к сотворчеству с природой. Бережное и разумное отношение к планете должно быть закреплено и в законодательной базе. В этом направлении развитие у нас не быстро, но идёт.

Но есть и другая сторона вопроса – это возможность искусственного происхождения климатических и погодных явлений. И вот здесь ни в нашей стране, ни в мире законодательства нет. Известно, что ещё до распада СССР были технологии управления потоками воды. До 1990 года в СССР работала лаборатория метеозащиты. И сегодня специалисты разных стран могут рассеивать туман, облака, а дальше что говорится по нарастающей – направлять циклоны итд. Сегодня в мире есть примеры использования климатических установок в целях развития сельского хозяйства, для хорошего урожая искусственным образом создаются дожди. Но процесс на месте не стоит, и погодные установки со временем могут превратиться в климатические, а возможно уже превратились. Как известно, Конвенция ООН по запрету на применение климатического оружия на мирные цели не распространяется, а законодательство в этой части пока и вовсе отсутствует. Между тем, уровень Амура в этом году поднимался скачками, будто и без того критическую ситуацию искусственно подталкивали. Ведь наводнение может иметь не только экономические, но и геополитические последствия. Китайский берег практически везде закрыт береговыми укреплениями, поэтому в случае разлива вода пойдёт в нашу сторону, там где берега не укреплены.Согласно международным нормам госграница проходит по фарватеру, а фарватер в результате таких катастроф может и переместиться, и здесь уже становится реальностью пересмотр карты мира. Системы контроля за применением климатического оружия сегодня нет, т.е. предупредить, отследить такие воздействия мы не можем.

На сегодняшний день действует лишь нормативно-правовая система устранения последствий чрезвычайных ситуаций, представленная финансовоёмкой Госпрограммой МЧС на 2013-2020 гг под названием «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах». Объём финансирования госпрограммы составляет 1 556 736,57 млн. рублей на 8 лет.

16 октября на «Правительственный час» в Государственную Думу приглашён Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков. Вопрос, о недавнем рекордном по всем показателям наводнении на Дальнем Востоке, рассматривался на заседании Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Выводы и рекомендации прокомментировал Председатель подкомитета по водным ресурсам, депутат от Сахалинской области Георгий Карлов.

« – Безусловно, говоря о наводнении мы, прежде всего, должны поблагодарить МЧС, Минобороны, Минздрав, тысячи рядовых сотрудников, которые порой буквально своими телами закрывали путь наступающей воде. Весь мир увидел, какой сильной и сплоченной может быть наша страна в условиях большой беды. Но это было уже тогда, когда эта беда пришла в дома наших соотечественников. К сожалению ситуация повторяется. Год назад был Крымск, сегодня Дальний Восток. На этот раз многочисленных жертв удалось избежать, но материальные потери огромны, реальные их размеры мы сегодня не можем оценить в полной мере.

Мы вынуждены говорить о необходимости многомиллиардных вложений в создание или модернизацию систем инженерной защиты, расчистку русел, выплату компенсаций. Набор мероприятий в принципе понятен, меняется лишь география и стоимость их проведения. Длительное недофинансирование водной отрасли, помимо материального износа систем и сооружений, привело к постепенному размыванию ответственности, или принятию неверных управленческих решений. При этом ущерб от последствий принятия таких решений компенсируется за счет средств государства. В качестве примера можно привести строительство объектов на паводкоопасных территориях. Строительство, в этой зоне зданий и сооружений изначально предполагало опасность их подтопления. При этом подтопленными оказались не только частные дома, но и объекты промышленные, в том числе обеспечивающие функционирование инфраструктуры. В зону подтопления попали десятки канализационных очистных сооружений, площадки хранения осадков, в результате чего возникла опасность возникновения различных инфекционных заболеваний. Считаю целесообразным законодательно закрепить ограничение строительства на паводкоопасных территориях и ввести обязательное страхование частных объектов недвижимости.

Уроки, которые предстоит извлечь из прошедшего стихийного бедствия важны и для нашей Сахалинской области. Последнее крупное наводнение, в результате которого почти вся средняя и южная часть Сахалина оказалась под водой, когда были в одночасье смыты крупные железнодорожные мосты в Макаровском, Поронайском, Смирныховском районах, десятки автомобильных мостов, разрушены сотни автомобильных дорог, затоплены тысячи жилых и производственных помещений и многое другое было 22 года назад. Казалось бы давно. Но, к сожалению, мы являемся свидетелями того, что практически ежегодно во время сильных дождей затапливаются территории, расположенные в низменных местах населенных пунктов г. Южно-Сахалинска, Анивского, Корсаковского, Курильских и других районов.

На сегодняшний день в России проблемами водной отрасли занимаются 36 федеральных ведомств. Водное хозяйство в силу его многогранности, не умещается в круг вопросов ведения ни одного из действующих министерств. Необходимо приведение всей ныне действующей системы управления водным хозяйством в соответствие с современными экономическими условиями и развитием новых технологий.

Накануне рассмотрения в Госдуме бюджета мы видим малоутешительную картину. Объемы бюджетных ассигнований на ряд ключевых госпрограмм снижен. Так, например, по ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 – 2020 годах», финансирование планируется уменьшить на 33.031,1 млн. рублей. Помимо обеспечения водой всех секторов экономики, а также сохранения и восстановления водных объектов, программа направлена на обеспечение защищенности населения от наводнений. Учитывая прохождение экстремальных паводков в текущем году на территориях Дальневосточного, Сибирского, Приволжского федеральных округов, такое сокращение не позволит в полной мере обеспечить проведение превентивных и плановых противопаводковых мероприятий в регионах. На это мы указали в решении Комитета, поэтому есть надежда что «здравый смысл победит» и ко второму чтению бюджет станет более сбалансированным».

 

С. Киричук: Систему местного самоуправления в России необходимо модернизировать

Сегодня изменения в сфере местного самоуправления как института публичной власти не носят фундаментальный характер, что не позволяет кардинально повысить ее эффективность, заявил председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.

Законодатель отметил, что за десять лет реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в регионах и муниципалитетах возникло много вопросов и противоречий в позициях муниципального сообщества, руководителей регионов, федеральных структур, ответственных за развитие МСУ. Вместе с тем, накоплен огромный положительный опыт: появление выборности представительных органов, целевого метода бюджетирования, управления собственностью, территориального общественного самоуправления, общественных слушаний, программное планирование.

Говоря о главной проблеме местного самоуправления, Степан Киричук отметил дисбаланс между доходными источниками и расходными полномочиями. Это усугубляется негативной практикой передачи муниципалитетам полномочий, не обеспеченных финансами, причем, нередко не просчитывается даже их стоимость. Продолжает доминировать подход к МСУ не как к основанному на самоорганизации граждан ресурсу развития государства и общества, а как к нижнему уровню власти, которую необходимо встраивать в управленческую вертикаль.

Сенатор в качестве отрицательного опыта отметил также «бездумные меры по механическому укрупнению сельских поселений, попытки трансформации муниципальных районов в городские округа, сокращение штатов муниципальных администраций или численности депутатов аппарата представительных органов муниципальных образований».

По мнению главы профильного комитета, настало время, когда крайне необходимо развивать механизмы, работающие как на увеличение доходов, так и на оптимизацию расходов местных бюджетов для наиболее эффективного решения вопросов местного значения, реализации муниципальных положений. «Необходимо также выявить пробелы или противоречия в законодательстве, установить, как на работу этих механизмов влияют сами муниципалитеты, а как – государство. Революции в системе межбюджетных отношений в обозримом будущем не предвидится, поэтому надо четко понимать, что федеральные решения по увеличению доходной части местных бюджетов путем механического перераспределения уже имеющихся доходов от налогов и сборов не ведут сейчас и не приведут в будущем к существенному финансовому оздоровлению на местах».

Степан Киричук выразил уверенность в том, что повысить эффективность МСУ можно, укрепляя обратную связь. «Жители должны быть включены в систему муниципального управления. Для этого необходимо убрать все преграды перед общественными инициативами, практиковать проекты бюджетов по депутатским округам, открыть все доходы и расходы перед всеми жителями, бюджетную роспись выложить у входа в администрации и заполнять ее ежедневно. В целом, чиновникам надо понять саму природу МСУ: народ – носитель власти, в вы – служащие. Безусловно, это очень непросто. Если главам муниципальных округов, муниципальных администраций, депутатам нет причин отводить глаза от жителей – тогда можно преодолеть все проблемы».

 

C. Катанандов: Местное самоуправление создает условия для социально-экономического развития каждого муниципалитета страны

Российская модель местного самоуправления отвечает общеевропейским требованиям организации этого института власти, отметил первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов.

Парламентарий пояснил, что с 1993 года велась активная работа по сближению российского законодательства с международным.

«Чтобы новый закон был современным и соответствовал мировоззрению, которое с нашей точки зрения представлялось перспективным для нашей страны, было необходимо ориентироваться на европейское законодательство. Поэтому Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был написан после присоединения России к кругу государств, ратифицировавших Европейскую Хартию местного самоуправления».

«За десятилетие со дня реализации закона в него было внесено более пятисот поправок, изменений, дополнений. Внесены изменения и в Бюджетный, Трудовой кодексы, появился закон о муниципальной службе, изменилось избирательное законодательство. Эта большая работа в Совете Федерации, Администрации Президента, Правительстве РФ осуществлялась при участии Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Союза городов России», – подчеркнул Сергей Катанандов.

Говоря об основных направлениях совершенствования деятельности органов местного самоуправления, законодатель, в частности, отметил работу по улучшению качества власти, разделению полномочий и поэтапному наполнению их финансами. «Важно развивать собственную инициативу, желание руководителей муниципальных органов искать дополнительные источники дохода. Для роста доходов в ряде регионов муниципалитеты привлекают население к софинансированию проектов по решению вопросов местного значения, развивают межмуниципальное сотрудничество и муниципально-частное партнерство».

«Сегодня совершенно очевидно, что местное самоуправление как институт публичной власти развивается и создает условия для социально-экономического развития каждого муниципалитета страны»,- заключил Сергей Катанандов.

 

А. Чернецкий: Россия выстроила конструктивные и доброжелательные отношения с КМРВСЕ

Россия выстроила конструктивные и доброжелательные отношения с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), которые можно считать образцом взаимодействия РФ с международными организациями.

Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий в преддверии расширенного заседания Совета по местному самоуправлению, посвященного 15-летию ратификации Россией Европейской хартии местного самоуправления. Мероприятие, в котором примет участие председатель КМРВСЕ Хервиг ван Стаа, проведет 17 октября спикер СФ Валентина Матвиенко.

«С Конгрессом у России сложились действительно хорошие отношения. Сотрудничество очень конструктивное, в КМРСВЕ внимательно относятся к инициативам нашей делегации. Если нам и указывали на какие-то недоработки, то это было всегда доброжелательно, с единственной целью – решить имеющиеся проблемы. Крайне уважительно к российской делегации относится председатель Конгресса Хервиг ванн Стаа», – сказал сенатор.

По его словам, активность делегации РФ в Конгрессе и авторитет России в растет с каждым годом. «Много наших представителей работает в руководящих органах КМРВСЕ, активны представители российских муниципальных властей. Дважды на Конгрессе выступала Валентина Матвиенко: один раз, будучи Губернатором Санкт-Петербурга, второй – в качестве Председателя Совета Федерации. Стоит отметить также большую работу, проведенную главой нашей делегации – Светланой Орловой».

Конгресс местных и региональных властей является форумом для проведения встреч и дискуссий представителей избираемых органов местной и региональной властей. Конгресс был учрежден в 1994 году и на данный момент является неотъемлемой частью Совета Европы, организации, насчитывающей в настоящее время 47 государств-членов. КМРВСЕ состоит из двух палат: Палаты местных властей Конгресса и Палаты регионов. Функционирование Конгресса обеспечивается Секретариатом, возглавляемым Генеральным секретарем, избираемым Конгрессом на срок 5 лет с возможностью переизбрания. Местом работы Секретариата является Дворец Европы в Страсбурге (Франция).

 

Ф. Мухаметшин: Государством создан механизм, позволяющий муниципальным образованиям обеспечивать права и свободы граждан

Важнейшим достижением последних лет стала реализация конституционных гарантий граждан РФ по организации местного самоуправления, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий и не входит в систему органов государственной власти. На федеральном и региональном уровнях сформирована адекватная законодательная база, созданы необходимые условия для активного развития экономики и социальной сферы территорий, заявил Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин.

Он отметил, что ратификация РФ Европейской Хартии местного самоуправления ознаменовала начало нового этапа формирования активной гражданской позиции россиян на низовом уровне властных отношений. «Нелегкий путь реформ, на который встало СНГ и, прежде всего, наша страна – был насыщен неоднозначными событиями в области государственного строительства, федеративных отношений, в целом – пассионарности населения».

По словам Фарида Мухаметшина, особенностью становления системы муниципалитетов в Татарстане явилась опора на поселенческую модель местного самоуправления. Ее главным достоинством стало максимальное приближение публичной власти к населению. Причем, за основу было взято исторически сложившееся территориальное деление сельских, поселковых и городских образований. «Многолетние традиции подсказывали нам нецелесообразность перекраивания карты республики, нарушения устоявшихся связей и отношений между людьми. На сегодняшний день в основном решены вопросы законодательного обеспечения передачи муниципалитетам отдельных государственных полномочий в области образования, здравоохранения, социального обслуживания, ЗАГСа, молодежной политики, в сфере земельных и имущественных отношений».

Фарид Мухаметшин констатировал, что «в целом, все 914 муниципальных образований в Татарстане проводят активную и самостоятельную инновационную экономическую политику на своей территории. Акценты делаются на развитии транспортной, коммунальной, логистической инфраструктуры и подготовке кадров, расширении их налогооблагаемой базы. Большой пласт работы связан с реализацией земельного законодательства. Важно то, что сегодня установлены взаимосвязанные и взаимодействующие между собой правовые институты, предоставляющие возможности структурам муниципальных образований в должной мере обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Абстрактное демократическое право на свободу реализуется здесь в конкретном праве на осуществление местного самоуправления».

 

В. Панкращенко: Диалог в рамках КМРВСЕ помог при подготовке и проведении муниципальной реформы в России

Постоянный диалог в рамках Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) существенно помог РФ при подготовке и проведении муниципальной реформы, начавшейся в начале 2000-х годов, заявил исполнительный директор Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО) Виктор Панкращенко.

Виктор Панкращенко констатировал, что «ратификация Российской Федерацией Европейской Хартии местного самоуправления позволила нашей стране стать полноправным членом Совета Европы, участвовать в работе Парламентской Ассамблеи СЕ (ПАСЕ) и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Стало возможным проведение внешнего мониторинга идущих в государстве процессов, касающихся сферы региональной и местной демократии, регулярный обмен опытом функционирования МСУ в различных странах – членах СЕ, воздействие на процессы развития местной и региональной демократии в этих странах».

«Признавая Хартию, мы подтверждаем объективный факт нахождения нашей страны на стадии постиндустриального развития, для которого процессы децентрализации и развития структур гражданского общества являются органичными», – подчеркнул исполнительный директор ОКМО.

Говоря об актуальных проблемах местного самоуправления, Виктор Панкращенко отметил, что «они являются продолжением системных особенностей российской экономики – ее раздаточно-ресурсного характера». Это, по его словам, неизбежно приводит к абсолютизации роли центральных структур, построению вертикальных схем сбора ресурсов (в виде налогов) и их последующей «раздачи» (в виде трансфертов, субсидий, дотаций). «В этой связи, местное самоуправление всегда будет вторично по отношению к федеральному и региональному уровням бюджетно-финансовой системы. Именно поэтому перспективы развития МСУ могут быть связаны либо с «перетягиванием» на себя ресурсов в диалоге, в первую очередь, с региональными властями, либо с поиском внутренних ресурсов развития территорий, а именно – созданием максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса».

 

Анонс

 

17 октября 2013 г. (четверг) в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» выступит Владимир Георгиевич Сурдин – кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ МГУ), лауреат премии «Просветитель» 2012 года.

Тема лекции: «Спутники Земли: от искусственного до естественного»

Миллиарды лет Земля имела один спутник, естественный, который был недосягаем и загадочен. Полстолетия назад наши отцы и деды научились создавать искусственные спутники Земли и следующей их целью стали полеты к естественному – Луне. От искусственных спутников Земли большая польза, а от Луны – никакой. Почему же именно она стала желанной целью космонавтики. Как люди покорили Луну, и стала ли она от этого менее загадочной и более полезной – обсудим это вместе