09.12.18 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Суккуб и новая теория Золотого миллиарда – эклектика жизни: Aurum potabile и Helix pomatia https://leo-mosk.livejournal.com/5716862.html

Участник NonFiction20 Екатерина Рощина пишет рассказы для «Вечерней Москвы» и работает в издательстве Роман-газеты шеф-редактором «Детской Роман-газеты». В номере взрослой Роман-газеты №19 от 2018 года под общим названием «Платон боится сквозняков» объединены щемящие душу ласковые рассказы и повесть Екатерины.

На обложке – Винсент Ван Гог «Вороны над пшеничным полем».

Екатерина щедро подарила мне сборник. Подарок оказался буквально золотым, Aurum potabile, что продлевает жизнь человека (стр. 40).

Начинается с предваряющей притчи о кошке Буське, пытающейся уместиться в коробочке из-под детского лото. Видимо, не может забыть, что уже не котенок. Полный Гегель, говорит дочка. Она философ, ей виднее. Екатерина сказала проще: «Каждый из нас – кладбище несбывшихся желаний».

По моему опыту, в личном общении авторы редко бывают приятными. Видимо, тратят без остатка свой потенциал любви к человечеству на свои произведения. Одна суперпопулярная писательница, как и я, несостоявшийся генетик, злая и ненавидит рецензента за правду. Другая еще более популярная благодаря чарующим описаниям юной любви, ненавидела собственную дочь, напивалась и материлась, пугая внучку. Третья, неизлечимо нормальная, банально раб издательства и вынуждена штамповать романы. Ощутимое веяние времени: женщины все делают упорнее мужчин и тем более лучше пишут. Поэтому с некоторыми издержками женского характера приходится считаться.

Мы увиделись с Екатериной Рощиной на журнальном этаже NonFiction20, где она представляла Роман-газету. Разговаривали от силы минуты две. Так бывает: ничего общего нет и не надо, а встреча приятна и потому врезалась в память так, что портить образ неуместными домыслами не хочется. Легкое грассирование, которого Екатерина старается избегать, маркирует общность происхождения.

Девятнадцать щемящих душу ласковых рассказов нанизаны на общую сквозную линию: «Закат солнца в Римини, на родине Феллини», «Бессмертная роза», «Галечка», «Комбуча – бабушкин гриб», «Хмели-сунели», «Хайку для зеленой гусеницы», «Журавлик в небе», «Чертова кукла», «Щенки золотистого цвета», «Сад в стиле прованс», «Седой паромщик», «Пять лепестков», «Лебедь №8», «Лялин переулок», «Планета Стрекоза», «Осень», «Пальтишечка», «Платон боится сквозняков», «Ом, жемчужина в цветке лотоса».

Рассказ «Платон боится сквозняков» имеет автобиографические нотки и потому его название перекочевало на обложку сборника. Платон – денежное дерево или Crassula, суккулент из семейства толстянковых. Смысл рассказа универсальный: получая имя, обретаешь душу. Девочки устроились по жизни лучше, стабильнее. Состоялись в материнстве. А большинство еще и в профессии. А вот мальчишки... (стр. 14) Если у тебя в детстве не было велосипеда, а потом ты вырос и тебя «Мерседес», то в детстве все равно у тебя не было велосипеда (стр. 25). Ушла любовь, завяли помидоры (стр. 26). Трехцветные кошки приносят счастье (стр. 27).

Героиня последнего из рассказов имеет редкую специальность – преподает историю религий. Любящий муж университетов не кончал, выписал и посадил на пруду для любимой жены китайский лотос. До расцвета не дожил и она его не увидела. Расцвела память об их любви.

После этого читать что-то еще не хочется. Кажется, автор уже все сказал. Однако повесть «Улитка Фудзи» перечеркивает все прошлое. Вообще все.

Повесть исполнена глубоких личных переживаний. Действительность дополняют сны, возвращающие и дополняющие прошлое. Двое рыжеволосых мальчиков, совсем как их несостоявшаяся мама, удят рыбу подобно аналогичному папе.

В повествование вплетена атрибутика позднесоветской действительности, застрявшей в истории после ее политического убийства. Цепь личных событий в жизни героев синхронизирована с реперными точками текущей истории страны. Достаточно точно на примере личной судьбы персонажей отражен внутренний удар после #крымнаш. Получился «намкрыш».

По нынешним меркам, главного героя, мальчика из Торжка Севки по прозвищу Клык, ставшего столичным ортодонтом, замучило счастье между двумя неповторимыми женщинами, яркой Элькой и красавицей Марусей. Дантист от радости готов забыть о гадости ротов (стр. 41).

Элька не признавала постоянных семейных связей. Маруся очень хотела замуж и на то причина была. Вмешалось провидение в форме презрительного Чарлика. Недвусмысленное внешнее вмешательство во внутренние дела нашего героя.

Однако самой яркой на мой взгляд оказывается бабушка Маруси, «наш человек» Раиса Андреевна. (стр. 74-75) Цитировать не рискую, это надо читать в контексте.

Если читатель заметил, два-три года назад ушла долгоиграющая мода на уничижение мужского начала, казавшаяся вечной. Вряд ли естественный советский призыв беречь мужчин наконец сработал. Человек меняется и если люди так думают, то только потому, что они так думают. И тут оказалось, уже как полвека Джон Стейнбек выпустил в свободный полет к читателю ужасающий образ женщины, которая жить не может без каждодневных побед над мужчинами – роман «К востоку от Эдема». Персонаж-оборотень стал сквозным для мировой художественной литературы из древнего стереотипа, но именно у Стейнбека описан по-человечески без оккультных прибамбасов с генетической этиологией. То есть как врожденная болезнь. Только вот болеют ею мужчины. Человек ничего не понимает, ищет причину в себе и пытается приспособиться к чему-то ускользающему от адаптаций и пронзающему любой иммунитет.

Ортодонт Севка ведет себя вполне типично. Наверно, причина все-таки в мужчине, если восприятие столь разных женщин оказывается схожим.

Что за неосознанный страх?

- Как распознать темную сущность? Что ей вообще надо? – Выпить твою энергию. Выбить из сна или наоборот заблокировать в нем навсегда. Как тебе такая перспектива – зависнуть между двумя мирами? Такие сущности бывают очень сильны. А как выглядят... Да каждого преследует свой кошмар. Кого-то орки и гоблины Мордора, кого-то толстяк Канасибари, злобный анимашка, кого-то обычный домовой... А самое страшное – суккуб. Сатана, принявшая женский облик. Демоница, ищущая любовников-жертв. Она не только выпивает твою энергию – ты сам отдаешься ей с наслаждением, с каждым разом ищешь встреч и ничего для тебя уже неважно. – А можно ее убить, Суккубу эту? – Лучше просто не попадайся ей в лапы. Силы слишком неравны. (стр. 53-54)

Суккуб, кажется, не Элька и не Маруся, а некое обобщение всепобеждающей женской сущности, второй из ее двух сторон. Коллекционировать члены, уничтожать мужское начало и жалеть раздавленную улитку, которая не доползла до Фудзи? Непостижимое сочетание. Есть в этом нечто от древнего культа, описанного в романе Ларисы Склярук «Испытание веры».

Мужикам остается Эффект Даннинга-Крюгера, когда люди с низким уровнем квалификации и образования неспособны критично относиться к своим решениям. (стр. 48) Но это точно не про героя повести с его мучительной рефлексией.

Кончается повесть странно, но в общем ожидаемо, никаких Суккубов. Слишком много жизни в этих осознанных снах.

Как сказала мастер академического жанра рецензии Наталья Вакурова: «Времена Виктора Гюго прошли. Я не люблю, когда автор заставляет меня жалеть своих героев». Они такие хорошие, несчастные. Богатые люди сажают их в тюрьму. Но они добродетельны и читают сказки детям. Нравится жесткое отношение автора к персонажам.

Отношение Екатерины Рощиной к своим литературным детям на страницах ее произведений ласковое и беспощадное одновременно. Она их раздевает до костей и отсекает туманный жир хорошего тона, пока не вычленит радикал общности обитателей столичной Москвы и провинциального Торжка. Для кого-то и Торжок столица, а для кого-то столица России перевалочный пункт, подкидная доска на старте настоящей жизни по чисто русскому принципу «Там хорошо, где нас нет».

Однако у нас есть своя уникальная теория золотого миллиарда. (стр. 72) Она всплывает по ходу пьесы из пьяных философствований персонажа, от которого трудно ожидать чего-то подобного.

Потому что она основана не на материальном. А на том, что душой, возвышенной и чуткой, наделены не все. В основном человечество – это быдло, которых интересует только жвачка, бабло, шмотки. Материальный аспект. И вот они-то как раз и есть те восемь миллиардов. И только один – золотой – миллиард – представляет человеческую ценность. Они талантливы, благородны, умны. По сути, размножаться надо только им. Но именно они – не хотят.

Хотят тусить и отдавать золото своей души всяким Helix pomatia. Неприятный гермафродит и хромосом и видно.

Не хочется дописывать цитату до финала, она чрезмерно грустна. В моей жизни парламентского корреспондента нет информационной депривации. И тем не менее повесть о дурацкой улитке на склоне какой-то Фудзи, где я никогда не был и не буду, перекрыла все прочее, даже конгресс политологов в Финуниверситете, где Петр Толстой умыл профессиональных болтунов непреложной истиной о собственном пути России.

Именно сегодня, когда я пишу эту рецензию, прошло сообщение ВГТРК: открылось скоростное сообщение поездов «Ласточка» между Тверью и Торжком. Так что Севка-ортодонт может не переживать насчет захудалости Торжка. Я там давно был, чудесный русский город со своим уникальным производством.