«ПОЛИНА» ЛЕОНИДА ГУБАНОВА: ПОЭМА, ПРОРОЧЕСТВО, МАНИФЕСТ

«ПОЛИНА» ЛЕОНИДА ГУБАНОВА: ПОЭМА, ПРОРОЧЕСТВО, МАНИФЕСТ

https://leo-mosk.livejournal.com/9191655.html

В «Пушкинском Доме» вышла новая книга Губанова. Это отдельное издание его «Полины» с комментариями филолога, литературоведа – губановеда Андрея Журбина. Также переводами, иллюстрациями (цветными и черно-белыми), прижизненной критикой, библиографией.

Дожил-таки Губанов до академических изданий!

Возможно, будет ли презентация в Москве: из-за ситуации с короновирусом пока не понятно.

Книгу можно заказать на сайте издательства: https://pushkindom.ru/product/polina-leonida-gubanova-poema-prorochestvo-manifest

В Москве книга будет продаваться в магазине «Фаланстер», но там будет цена выше, процентов на сорок дороже.

 

Л.М.Леонид Губанов поэто и художник-самоучка – один из наиболее ярких представителей московской кухни, неуправляемой диссидентствующшей среды. Учился в 144 школе на Песчаной и ШРМ 101 на Соколе, ни одну школу не закончил. Стал известен благодаря публикации Евгения Евтушенко в журнале «Юность». Был агрессивно активен в плане различных андерграундных проектов. Имел свою аудиторию и многократно выступал перед ними на полуформальных мероприятиях. Попытки вовлечь Губанова в организованную группу «несистемной оппозиции» провалились.

После завершения советской эпохи начались процессы «ампутации памяти» у бывших советских людей. Фактически это были упорные похороны Homo soveticus – феномена, неотъемлемым атрибутом которого была московская кухня со всеми ее обитателями. Она была показана многократно в разных вариантах, в основном диссидентском. Исключение составлял эпиход фильма Марлена Хуциева «Июльский дождь». Поэты и спорщики переместились под крышу от памятника Маяковскому.

Именно тогда была заложена конфронтация двух направлений неформальной поэзии – в составе «несистемной оппозиции» под внешней политической крышей и независимой, недоступной любой политической организации. В настоящее время активно развиваются оба, но первое утрачивает популярность из-за возрождения Homo soveticus. Более мощное второе поддерживается слабо и практически ни один проект не доводится до завершения, в том числе Книжного фестиваля на Красной площади идли магазина Библио-Глобус.

Типичными представителями двух направлений в поэзии стали дв бывших друга из поэтического клуба «Кленовый лист» Физфака МГУ Владимир Герцик и Борис Шапиро.

За исключением Дины Рубинной, все остальные участники проекта «Юность» подверглись ампутации памяти. Астраханский литературовед и филолог Андрей Журбин много лет проводит системные исследования творчества Леонида Губанова, буквально по крупицам собрал его биографию и издал несколько книг.

В итоге оба, и автопр и его исследователь, вошли в общий объем национального достояния России.

 

«ПОЛИНА» ЛЕОНИДА ГУБАНОВА: ПОЭМА, ПРОРОЧЕСТВО, МАНИФЕСТ

сост., подгот. текста, ст. и коммент. А. А. Журбина; науч. ред. А. А. Россомахин.

СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2021. – 224 c.: ил. + 4 c. цв. вкл.

ISBN 978-5-91476-121-6

Леонид Губанов (1946–1983) – легенда отечественного андеграунда, основатель неформального творческого объединения СМОГ (Самого Молодого Общества Гениев). При жизни практически не публиковался. В семнадцать лет Губанов написал поэму «Полина» – на три её строфы, тогда же опубликованные журналом «Юность», с критикой обрушились центральные издания советской империи. Губанов стал одной из ключевых фигур нонконформистской литературы, получил аттестацию «русский Рембо». Далее – преследование КГБ, принудительные госпитализации в психиатрические клиники и смерть в 37 лет. Поэма «Полина» широко ходила в самиздате и даже в авторском исполнении в «магнитофониздате», но в официальной прессе была напечатана только в 1989 г. Неоавангардные интенции Губанова и его главное произведение впервые со всей полнотой рассмотрены в книге. Издание сопровождено статьей и комментарием А. А. Журбина, а также редкими визуальными материалами и переводами поэмы на иностранные языки.