03.06.22 Лев МОСКОВКИН

Евгений Евтушенко о мире, войне и любви

https://mospravda.ru/2022/06/06/531074/

https://leo-mosk.livejournal.com/9733154.html

3 июня в рамках международного книжного фестиваля «Красная площадь» прошел концерт «Евгений Евтушенко о мире, войне и любви», организованный АНО ВО «Институт современного искусства» в рамках реализации грантов Президентского фонда культурных инициатив.

Провел концерт актёр, телеведущий, кинопродюсер; народный артист России Дмитрий Харатьян. Постановщик мероприятия режиссер Сергей Винников.

На праздновании 90-летия со дня рождения поэта присутствовала вдова Мария Владимировна Евтушенко (Новикова).

Во время концерта прозвучало в стихотворном и песенном вариантах множество известных произведений поэта, в том числе «Большая Россия», «Итальянские слёзы», «СССР-ФРГ» «Сережка ольховая», «Со мною вот что происходит...».

Специально к юбилею поэта некоторые стихи были положены на музыку композитором Лорой Квинт, заслуженным деятелем искусства РФ, и она собственноручно аккомпанировала исполнению.

В концерте приняли участие преподаватели Института современного искусства, актеры театра, кино, эстрады, разделяющие ценности Евгения Евтушенко и продолжающие транслировать их сегодня: народные артисты России Дмитрий Певцов, Валерий Шейман и Наталья Баннова; заслуженные артисты России Сергей Маховиков, Ольга Кормухина, Нина Шацкая, Леонид Серебрянников и Алексей Веселкин; лауреаты Международных конкурсов Ксения Дежнева и вокальный коллектив «Классика жанра», Сергей Волчков, Евгений Кунгуров; актеры московских театров Дарья Белоусова, Евгений Павлов, Елена Соколова, Елизавета Тернявская, Евгений Валц и Православный хор инженерных войск ВС РФ «За веру и отечество». Режиссером мероприятия выступил продюсер Сергей Винников, профессор Института современного искусства.

Исполнители буквально вживались в образы Евтушенко, Вознесенского и Магомаева. Удивительно похожий на Вознесенского Евгений Павлов, копируя его голос, исполнил стихотворение Евтушенко на смерть поэта.

Благодаря мастерству исполнителей перед зрителями предстала реконструкция эпохи великих шестидесятников.

К празднованию юбилея великого поэта, который сумел показать важное место русской литературы в истории своей страны, присоединились сотни неравнодушных людей.

«Уже за фразу «Поэт в России больше, чем поэт» мы должны низко поклониться Евгению Александровичу», – отметил во время беседы с журналистами депутат Государственной Думы, педагог театрального факультета ИСИ Дмитрий Певцов.

Фраза «Поэт в Росси больше, чем поэт» в реальности заключает в себе один из самым спорных моментов в исторической роли поэта. С одной стороны, Евтушенко принадлежал к знаменитой четверке, завладевшей сознанием советских шестидесятников, наряду с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и Беллой Ахмадулиной. В свое время эти люди выступили с миссией консолидации массового сознания огромной страны и обеспечили бесшовную, как теперь говорят, трансформацию эпохи людей-винтиков в сообщество личностей. Их миссию, как известно, по эстафете продолжил Владимир Высоцкий.

С другой стороны, Евтушенко наряду с теми же Рождественским, Вознесенским и поэтом Андреем Дементьевым, выполнял две важнейшие миссии: выявления талантов на просторах страны для их вовлечения в проект «Юность», а также проводника русской и советской культуры за рубежом.

В связи с данным фактом Евтушенко подвергался нападкам за сотрудничество с КГБ. Было бы глупо отрицать, что КГБ контролировал деятельность всех названных фигур. Однако, как строилось управление советской культурой и ее развитием, мы до сих пор в полной мере не знаем. В любом случае очевидно, что это была развитая система с участием аналитических центров, мониторинга и перевода, также Пятого управления Филиппа Бобкова по работе с диссидентами.

Англосаксонские советологи сводят роль теневого советского управления интеллигенцией к репрессиям. Соответственно в антироссийских интересах была выстроена фальшивая периодизация советской эпохи. Извне проводилась лини на поддержку депрессивного антиискусства, выдавая его за свободу творчества.

Внутренний контроль исключал депрессивные технологии в культуре, чего нам сейчас остро не хватает. Данный факт на поверхности явления культуры. Есть еще неочевидный момент.

Можно представить, например, чтобы балерина похвалила другую балерину? Или художник, увидев гениальную работу собрата по цеху, прослесился и снял свою картину с выставки? Или чтопризнанный поэт продвигает стихти неизвестного публике поэта? Обычно их присваивают, публикуя под своим именем.

Без контроля и управления получается «Тетральный роман» доктора Булгакова.

Так вод загадка контроля и организации советской культупы в том, что признанные и при жихни поэты, писатели и художники занимались поиском и продвижением телантов начиная с возраста школьной парты. Они обогатили национальную и мировую культуру новыми именами. Появились Дина Рубина, Надя Рушева, Леонид Губанов и многие другие.

Мне повезло, я видел Вознесенского и Рождественского в обычной обстановке, вполне нормальные для творческой среды люди и сами могли бы стать типичными персонажами «Театрального романа». Однако им была придана миссия-предназначение и они ее выполнили достойно.

Текущее время отмечено всплеском таланта, в том числе и поэзии. В прошлом на той же Красной площади выступали молодые поэты, читая свои стихи с телефона перед детским жюри. Это был прорыв, который кончился ничем, как и поэтические конкурсы в «Библио-глобусе». Потому что сейчас в моде миссия-поручение и она придается поэтам вроде Льва Рубинштейна или Владимира Герцика, кто в ущерб собственному таланту участвуют в зачисткой поляны. И с этими персонажами меня судтьба свела. Видимо для понимания на контрастах.

Согласно заключению крупнейшего писателя современности Юрия Полякова, в публикациях предпочтение отдается оппозиционным авторам, а они не всегда талантливы. Поляков сам попал под ограничения, получив ярлык «государственника».

В таком случае четверка великих шестидесятников должна считаться супер-государственниками. Только это неправда, потому что они были и остаются классическими диссидентами в нативном смысле данного понятия.

В России действует традиция поддержки уникальных личностей. Отношения царя и поэта были еще хуже. Взамиопронеимания власти и таланта при жизни не было. Однако умер поэт от пули иностранца, оставшись в наиоенальной памяти создателем нового русского языка и носителем суверенной миссии-предназначения.

Классификация с диагностическими признаками миссии-предназначения и миссии-поручения принадлежит заведующей кафедрой массовой коммуникации ИСИ Наталье Вакуровой. За двумя антагонистическими миссиями одинаково стоит государство, только это государства разные с взаимоотношениями круче, чем у аномальных поэтов без государственного контроля.

На самом деле то же Пятое управление обеспечило интерес широкой читательской публики к огромному массиву литературы, которая не могла быть издана в СССР легально. В итоге вся огромная страна читала одно и тоже из двух источников – в журнале из киоска и перепечатанное на папипроснеой бумаге. Скорость длроставки ибыла одинаковой благодаря неусыпной работе с диссидентам. Идеологический дуализм обеспаечимвал консолидацию соообщества личностей надежнее, чем тотальный страх в общстве людей виньиков.

Отсюда понятно, что Евтушенко и Вознесенский, кроме своей поэтической мисси в России, работали в качестве агентов культуры и послов мира в самом логове врага. Они были одновременно и героями и трикстерами, собственной тенью, проникающей сквозь непреодолимые преграды подобно нейтрино.

И далеко не только они, таких интегрирующих фигур у России много.

Институт современного искусства сделал большое хорошее дело, поддерживав общественныое вн6имание к одной из ключевых финур нашей новейшей истории . Концерт на Красной площади был качественно поставлен и красочно исполнен, в записи осталась профессиональная съемка https://youtu.be/fxDIqgJom2E

Однако тема Евтушенко далеко не исчерпана, и фраза «Поэт в России больше, чем поэт» сохраняет загадку, которая ждет расшифровки силами специалистов. Однако наперед можно сказать, что Россия обладает уникальной культурой благодаря непрямому и виртуозному управлению сознанием такой нестабильной и агрессивной страты, как творческая интеллигенция.

Фото http://isi-vuz.ru/album/23622