https://leo-mosk.livejournal.com/10822306.html?newpost

https://mospravda.ru/2024/04/24/727332/

21.04.24 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным

Погремушка двойного назначения

Мысль креативная, летучая – улетучая

Представьте для примера сюжет. Фабула взята из жизни. Возможно, на основе личной трагедии сценариста или режиссера. Сыночек богатого премьер-министра, сколотившего состояние на обмане и воровстве, женит любимого сыночка на молоденькой и глупенькой дочери президента. А тому деваться некуда, бюджет дефицитный, госдолг зашкаливает, и вся ФСО на прикорме премьера. Вместо охраны первого лица может и арестовать, если очередной указ второму лицу окажется поперек его государственных планов.

И вот обещанный зятек вперед денег возвращается после десятка лет учебы из своего Оксфорда или Гарварда и привозит невесте в подарок плененного монстра, которого он победил.

Монстр в железной клетке оказывается молодой красивой женщиной. Она способна превращаться в огнедышащую птицу, но во всем повинуется своему пленителю.

В общем, нормальная хорошая женщина с одним недостатком – у нее большая родня, завязанная в теневой экономике, неподотчетной ни президенту, ни премьеру.

Между тем ветреная дочка забросала резиденцию президента собственными какашками и от скуки влюбилась в обрусевшего голландца. Тот вывел активы от банкротства и изображает из себя шального матроса.

Монстр жениха оказывается его настоящей женой. Дальше начинается катавасия, где человеческие страсти намного выше государственных интересов.

Что такое креативные технологии, мы много раз писали, а сейчас не грех и повторить.

Понятно, наши люди вносят творческий элемент в любое действие. Это от скуки и совершенно несанкционированно, как дырка в фабрично-заводском заборе, где ковали что-то железное. Например, космический корабль.

Современный летучий корабль вертикального старта по Королеву не может двигаться от ветра и быть похож на средневековую каравеллу.

Чтобы создать нечто действующее согласно государственной важности ТЗ, надо выполнить НИОКР. В полном цикле, включая преодоление «долины смерти». На пути к внедрению требуется особого рода биотехнология, где все технологическое без изысков максимально отнесено не обслуживающий персонал. А основное решение зависит от людей особого диагноза с пониженной адаптивностью к любым условиям человеческой среды, и при этом в таком критическом состоянии души, когда поиск решения связывается в их бедной головушке со спасением собственного тела от костров инквизиции.

Не будем напоминать о советских шарашках после ГУЛАГа, это и так очевидный фактор креативных технологий. Сейчас для лесоповала нужна всего лишь техника и солярка, а тогда наличие логического мышления на высоком эвристическом уровне.

Творческая практика показывает: креативные решения на основе латерального мышления, то есть пронзающие барьеры вдоль лабиринтов развития мысли, порождаются из ошибок трансляции или транскрипции, то есть перевода и переписывания. Это не случайные мутации бессмысленного свойства, поскольку они предопределены форматом самоорганизации, порождающей коды, генетические и эпигенетические, нейрогуморальные и лингвистические.

Запрограммировать или даже просто предвидеть такие ошибки невозможно. Они относятся к классу уникальных событий с расхождением частоты и вероятности. Но можно создать ситуацию типа закат Солнца вручную, чтобы их спровоцировать.

Достигнутые решения своей кажущейся простотой вызывают жгучую ревность, поэтому исполнителя надо изолировать на время эвристического поиска. Потом пусть его скушают, и можно не платить за работу, ценность которой оценке не поддается.

Когда нет угрозы жизни и есть много денег, можно обойтись малой кровью без лишних рисков, заимствовать и перенести на другую сферу ранее отработанные решения. Это нормально, в долине смерти будет веселее.

Системные латеральные решения называются холистическими, частные – редукционистскими. Например, подавление инфляции ключевой ставкой без учета побочных системных эффектов, это как полеты по небу на деревянном корабле с парусами или превращение миловидной графини в козлоподобное существо с множеством рогов. Как будто редукционистское сложение числа рогов способно создать эффект системного ужаса.

Специфично для России в реализации креативных технологий и весьма полезно обладание национальным тезаурусом.

Совсем простой способ состоит в использовании так называемого искусственного интеллекта. Программа отработает недоступный одному человеку в ограниченное время объем памяти публичного информационного поля и создаст эффект чего-то принципиального нового.

Окончательный выбор будет все равно за человеком.

Желательно избегать, например, в произведении жанра хоррор называть паука насекомым, морского ежа моллюском или аксолотля рептилией. Комический эффект должен быть управляемый, иначе он контаминирует жанровую чистоту в системе.

Это мы к тому, что новое русское кино устало от креативного ренессанса под прибоем волн профессиональной ревности, и твердой рукой, исполненной бюджетных деньжат, свернуло на магистральное шоссе креативного редукционизма путем наслоения излишних сущностей, до которых не доберется бритва Оккама.

Кому пришло в голову привезти бывшую жену, будь она трижды ведьмой, на новую свадьбу, да еще в железной клетке?

Разве что для назидания новой будущей жене.

Именно такая фабула вставлена в новую версию игрового фильма «Летучий корабль» с неправдоподобно пышными костюмами на массовке и изобилием спецэффектов (Режиссёр Илья Учитель, сценаристы Константин Челидзе и Юрий Энтин).

Ксения Трейстер в роли Забавы на свои 22 года не тянет, и это удачно. Будущих женщин надо воспитывать с возраста маркировки фильма шесть плюс, чтобы не получилась жена-ведьма Леди Джейн в исполнении неувядаемой Полины Гагариной.

Крайний вариант пугает. В жизни чаще встречается эгоцентричная инфантильность независимо от интеллекта и образования. Женский вариант экзистенциализма не требует доказательств.

Добавлены и относительно новые песни типа верхом на звезде, привычные для нашего кинематографа.

Все остальное тут взято из мультфильма Гарри Бардина 1979 года, включая название и песни, перепетые по-новому. Ну и плюс современный жаргон, напугавший сенатора Елену Афанасьеву.

С какого лешего вздорная принцесса вдруг полюбила матроса-маляра и чем ей не понравился заграничный образованец, фильм практически не раскрывает. Он буквально шит белыми нитками, лишь бы бабки освоить. Особенно успешна в данном плане пышность костюмов, интерьеры дворца и экстерьеры летучего корабля.

После «Онегина» уже не кажется диссонансом облик претендентов на благосклонность царевны (Александр Метёлкин в роли матроса Ивана и Андрей Бурковский в роли Поля, Полкана Полканыча).

Оба имеют облик секонд хэнд и для романтики немного излишне упитаны.

От звезд слепнут глаза – Леонид Ярмольник в роли царя, Фёдор Добронравов Полкан, Сергей Гармаш водяной, Анна Уколова соловей-разбойник, Ксения Раппопорт эпизодная гадалка-оракул, Данила Козловский клонированная Баба-Яга.

Новый «Летучий корабль», вытягивает классика русского кино: монтаж, операторская работа и креативные реплики. Он соответствует отечественному тезаурусу в его сказочном сегменте и вполне адекватно отражает современное бытовое общение в юмористическом ключе экрана.

Особенно актуальна тема бесконечного ремонта для списания незаработанных активов и создания зависимости статусной власти от олигархата.

Фильм абсолютно беспроигрышный на фоне продукции Голливуда в прокате. После кассетного залпа анонсов больше полутора часов отдыхаешь от наваждения грубости с пафосом галактической истины.

Однако факт остается фактом. Получилась дорогостоящая погремушка со сверкающими стразами. Лучшие отечественные фильмы на злобу дня и с креативом на экран широкого проката попадать перестали. Опять все тот же центрифугальный отбор.

Можно представить, сенатору Елене Афанасьевой могла не понравиться сцена с намеком на запрещенную пропаганду нетрадиционных отношений двух отцов-одиночек.

Сцены с Забавой пришлось переснимать. Еще двух актеров убрали из титров. Цензура действует редукционистски избирательно. Важное для кинотусовки, политического руководства и самого зрителя в случае фильма «Летучий корабль» расходится особенно разительно.

Можно крутить в прокате фильмы врага и входить в его несчастное положение.

Неадекватной интерпретацией фильма «Падение империи» создали рекламу нативной версии «Civil war». Первой гражданской войной в США руководил казак, янки воевать не умеют и боятся. Двоечники по урокам истории пугают второй гражданской войной с призраком Москвы за кулисой. Здесь в Москве мы не видели, кто в это может поверить.

Здесь не увидели ассоциаций. Сдача республиканцев демократам подобна уступке Зюганова в пользу Ельцина, чей портрет похож на актера в роли президента упавшей империи. У них там все начиная с глубинного государства обслуживают интересы частного ВПК. Рука Москвы в поставках титана и алюминия. От русского урана отказываются сами, научившись его обогащать.

Но при этом к своим слегка оступившимся в сторону врага гражданам отношение безжалостное. И совсем ни к чему думать, какой ущерб национальному тезаурусу наносят оба момента. В одном из отзывов так прямо и написано – одни либералы отменяют других либералов.

«Борьба нанайских мальчиков.)) Вчера на тусовках в дёсны целовались, а сегодня – всё, я тебя знать не знаю! Одни либералы «отменяют» других.))», – написал блогер Darkshines, будучи сам с постмодернистским налетом.

Русские в современной России стали вроде евреев девяностых: чем больше их уехало, тем больше осталось. Нет проблем для культурного ренессанса и возрождения страны не только в культуре.

Театральные вузы выпускают огромное количество великолепных молодых актеров. Им раз в жизни выпадает сыграть роли тех, кого они никогда не заменят на большой сцене и экране. Не меньше заняты в драмкружках вроде Бабы-Яги Инны Чуриковой из фильма «Начало».

Одних сжигает жажда сцены, других душит жаба ревности. А третьи не знают, за что хвататься, чтобы соединить нервную от своей кадровой политики страну.

Самопальные критики в отзывах пишут о «культуре отмены».

Товарищ Сталин точно знал, какое кино нужно народу, не давал преимуществ одной стороне и, мягко говоря, неприязненно относился к тому меньшинству, которое его окружало. Кадровые вопросы решал лично в интересах большинства. С народом тогда было сложнее. Все было как-то на пределе опасно, и это стимулировало креатив управления, в том числе и кинопроизводством.

После мрачного сталинизма прошло несколько скачков качества населения и кино, чтоб оно соответствовало запросам большинства.

Магистральной линией внутренней политики советской эпохи независимо от фамилии первого лица был курс на выявление талантов. Мы об этом подробно писали. Антинациональная ориентация русской интеллигенции – вечная тема, век назад проблема была больше. А сейчас усугубившаяся отсутствием внятной кадровой политики.

Мультфильм «Летучий корабль» Гарри Бардина 1979 года слишком креативен и необыкновенно хорош в исполнении для ремейка. Он прочно вошел в национальный тезаурус, его песни и образы хорошо знакомы. Можно было представить, сравнение будет неизбежным, как и его результат не в пользу новой работы.

Второй момент связан с тем, что маленькие дети не смотрят такое кино без родителей, а для них напоминание о «бывших» может оказаться слишком свежо во взаимной памяти.

Есть такие способы компенсации креативного дефицита: пышность, привычные звездные актеры и перелицованный сюжет. Также дефицит нарратива, чтобы читатель или зритель о чем-то сам догадался и стал немножко соавтором.

«Летучий корабль» получился погремушкой двойного назначения и даже тройного и больше. Фильм обостряет то, что уже есть в душе, и удовольствие приносит сардоническое. Если задумано так, то результат гениальный. Понятно всем, и детям и взрослым и снова детям.

 

Актеры и роли

Александр Метёлкин Иван

Ксения Трейстер Забава

Андрей Бурковский – Поль, Полкан Полканыч

Полина Гагарина Леди Джейн

Фёдор Добронравов Полкан

Леонид Ярмольник – царь

Сергей Гармаш водяной

Анна Уколова Соловей-разбойник

Екатерина Агеева Марфушка

Ксения Раппопорт Цыганка

Антон Бирюков Офицер

Виталий Лаптев рыбак

Татьяна Выдрина

Вадим Салахов юноша

Анастасия Саклакова придворная дама

Олег Дернов придворный Поля

Наташа Васильева горничная

Марго Мезина придворная

Людмила Ячменева фрейлина Забавы

Анна Базаева

Жанна Базаева

Денис Матвейчук гвардеец

Артем Жуков лакей

 

Рецензия

 

https://www.kommersant.ru/doc/6580605?ysclid=lvadm6ohij239690185

Новинки кино

21.03.2024

Буйство сказок

Фильм Ильи Учителя «Летучий корабль»

До проката после нескольких переносов добрался фильм-сказка Ильи Учителя «Летучий корабль», поставленный по мотивам мультфильма Гарри Бардина 1979 года. Автор оригинальной ленты встретил новую версию совсем не благосклонно, но это не единственная сложность, с которой столкнулись ее создатели. О тернистом пути картины на экраны рассказывает Юлия Шагельман.

Фильм получился чрезвычайно шумным и пестрым

Фильм получился чрезвычайно шумным и пестрым

Как многие масштабные отечественные фильмы, выходящие сейчас в прокат, «Летучий корабль» получился долгостроем. Впервые о планах снять вольный ремейк всенародно любимого мультика один из его продюсеров Алексей Учитель рассказал еще в 2019 году. Режиссером тогда предполагалась Оксана Карас, а музыкальным продюсером – Константин Меладзе. Тогда же проект прошел защиту в Фонде кино и получил от него финансовую поддержку. Позже режиссерское кресло занял Илья Учитель, не только сын продюсера, но и начинающий кинематографист: «Летучий корабль» – его третья полнометражная работа, а самой известной из предыдущих была спортивная драма «Стрельцов» (2020) о советском футболисте сложной судьбы. Судьба сказки тоже оказалась не очень простой: она должна была выйти в прокат еще 1 января этого года, затем была перенесена на 7 марта, а потом на 21-е.

В феврале, когда стало известно о втором переносе, продюсеры фильма сочли необходимым направить в ТАСС официальное письмо, в котором подчеркнули, в частности, что «съемки картины были закончены до начала специальной военной операции на Украине» и это «потом повлияло на работу – полностью пересняли несколько сцен, поскольку заменили одну из актрис, которая уехала в Киев». Очевидно, речь идет об Анастасии Мытражик, игравшей роль царевны Забавы, которую в финальном варианте фильма исполняет Ксения Трейстер (в письме это описано словами «у нас произошло определенное импортозамещение»).

Кроме того, продюсеры указали, что «в двух эпизодических ролях» у них были заняты «артисты, которые высказались негативно о начале специальной военной операции», но их позиция не должна повлиять на то, «чтобы зрители по всей стране смогли насладиться картиной». Для того же, чтобы не мешать зрителям наслаждаться, или по другим причинам, комментировать которые пресс-служба фильма отказалась, из его титров пропали имена Ксении Раппопорт, выступившей в эпизодической роли цыганки-гадалки, и Данилы Козловского, чья партия гораздо объемнее: он сыграл целых пять сестричек бабок-ёжек, на которых держится большинство комических сцен.

Но не будем больше отвлекаться на эти совсем не сказочные детали и погрузимся по совету создателей в волшебный мир «Летучего корабля», до того истерически яркий, что при просмотре хочется надеть темные очки. Во дворце, напоминающем горячечный сон продавца керамической плитки, живет Царь (Леонид Ярмольник) со своенравной дочкой Забавой. У них, однако, тоже не все гладко: царская казна пуста (куда делись деньги, не поясняется), поэтому государь полностью зависит от богача Полкана (Федор Добронравов), финансирующего бесконечный ремонт дворца, а также, как выяснится позже, перекупившего всю царскую охрану.

В ответ на это толстосум ждет, что Забава выйдет замуж за его сына, десять лет проучившегося за границей и потому сменившего имя Полкан Полканыч на иноземное Поль (Андрей Бурковский). Но царевна, проявляя похвальный патриотизм, влюбляется в простого матроса Ваню (Александр Метелкин), а тот, чтобы стать ей достойным женихом, отправляется в волшебный лес, чтобы найти золото. Создание летучего корабля при этом вовсе не является его целью, а оказывается случайным побочным эффектом этих поисков.

И это не единственное изменение знакомого с детства сюжета. Чтобы превратить 18,5 минуты мультика в полнометражный фильм, авторы придумали, например, не только Поля, но и ведьму по имени леди Джейн (Полина Гагарина), которую тот держит в клетке, подчинив себе ее магические силы. А зааранжированные до неузнаваемости песни Максима Дунаевского на стихи Юрия Энтина разбавили современными музыкальными номерами, если, конечно, композиции «Хоп хэй лала лэй» и «На заре» можно считать современными. Первую из них исполняет также отсутствовавший в оригинале Соловей-разбойник (Анна Уколова), вторую – сам Ваня, которого тот вызвал на музыкальную дуэль. Спасибо, хоть Водяному (Сергей Гармаш) оставили его собственную песенку, хотя она и приобрела отчетливо шансонное звучание.

В целом же фильм получился громким, разнузданно цветастым и поразительно ненатуральным. Эффекту «зловещей долины» тут способствует не только изобилие компьютерной графики, без которой, кажется, не обходится ни одна сцена, но и чужие голоса, поющие за главных героев (их песни озвучили Анна Пересильд и рэпер Feduk), и игра всего актерского состава, будто отбывающего тяжкую повинность (за исключением, по иронии, вычеркнутого из титров Козловского, наоборот, переигрывающего за пятерых). Однако за сборы продюсерам, пожалуй, беспокоиться не стоит. Как говорит Водяной, описывая орудия для постройки летучего корабля: «Инструмент отечественный, нюансы сгладит».