https://leo-mosk.livejournal.com/10824620.html?newpost
27.04.24 Лев МОСКОВКИН, Наталья
ВАКУРОВА
Кино по выходным
Сто лет во времени среди злодеев и
искушений
Удивительное время, в которое мы
живем. Но еще удивительнее страна. То, что в прошлом нам казалось естественной
рутиной, стало шедевром. А сейчас вроде бы природная турбулентность с
сопутствующим накалом страстей намного выше, а нового креатива
не видно. Все в основном перелицованные шинели прошлого и прочих сказок с
полетами во сне и наяву.
Фильм «Сто лет тому вперед»
(Режиссер Александр Андрющенко) посвящен человеку, который верил в будущее.
Это Кир Булычев,
автор одноименной повести и сценария детского сериала «Гостья из будущего».
Новый фильм является микстом из некоторых
произведений Булычева, сериала и ожиданий современных
подростков, как их представляют создатели фильма – выдающиеся и признанные
продюсеры современности. Иногда кажется, что события
на экране намеренно путают жизнь с компьютерной игрой, спасая млечный путь и
еще тринадцать галактик.
Получилось философично, научно,
динамично и затянуто. Все-таки почти два с половиной часа (142 минуты)
удерживать интерес зрителя в рамках одной темы проблематично.
Не слишком удачен выбор актеров на
роли родителей Алисы (Константин Хабенский и Виктория
Исакова). У них, мягко выражаясь, несколько иной бэкграунд.
Дарья Верещагина в роли Алисы это
совершенно другой образ, но тоже близкий зрителю.
Привет Алиса, ты стала взрослой.
Праздник наступил, и тебе уже семнадцать лет.
Другие герои Кира Булычева тоже изменились – Александр Петров совсем не похож
на образ Весельчака У. А вот Юра Борисов чем-то напоминает Глота. В летающем кибер-колобке (робот
Вертер) трудно опознать Федора Бондарчука, от него остался только голос. Среди
героев фильма не хватает одного из знаковых персонажей Вселенной Кира Булычева – Зеленого в образе советской интеллигенции с
унылым вопросом: «Что у нас плохого?»
Доминирующим смыслом фильма
подспудно вылезла на авансцену чума 21 века – способность космических
злоумышленников натравливать землян друг на друга. Разворачивается настоящая
война за управление сознанием, и это уже не компьютерные
сказки-пугалки, а самая настоящая реальность наших
дней. Однако простой российский одиннадцатиклассник с
эталонной внешностью Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн)
спокойно и без пафосного голливудского геройства переигрывает космическое зло
силой креативного разума. Надо только мобилизовать
свой разум под воздействием допинга в виде самозабвенного поцелуя Алисы.
Идеи Кира Булычева
получили естественное логическое завершение. Главный космический пират охотится
за космионом, чтобы управлять будущим из прошлого.
Используя алчность владычества Глота над временем, Коля сталкивает его разные
версии из петли гистерезиса. Происходит аннигиляция зла разного рода в одном
обличье. Заодно исправляется ошибка прошлого, земляне из Альянса космических
пиратов попадают в Космическую федерацию.
Конец грустный своей известностью.
Алиса возвращается в свое время, Коля в свое. Его греет мысль, что если тебя не
будет в будущем, там будут те, кого ты любишь.
А нам бы самое время с помощью космиона кое-что поправить в настоящем из прошлого.
Сегодня нам в России ничего не стоит
исправить прошлое. Всего лишь собрать мощную команду продюсеров и режиссеров,
отсыпать им бюджетных денег и поставить ведущие СМИ перед фактом, что и как
надо освещать. Блогеры будут сбиты
с толку и отреагировать не успеют.
На Олимпиаду-80 творческих сил было
брошено на порядки больше, но и изобразительно-выразительных технологий было с
гулькин хвост, исчезающий в информационном пространстве подобно коту
Шредингера. То ли он есть, то ли нет, слишком много специалистов жанра «Да кто
же его знает».
Свою надежную роль сыграл фактор
обладания и управления национальным тезаурусом.
В советское время писатели Кир Булычев, братья Стругацкие, Станислав Лем
считались невинным баловством для подростков и интеллигентов с отложенной
пубертацией. Примерно то же, что теперь киберспорт.
Нынешним авторам есть из чего
выбирать. Креативных попыток будущего в эпоху Кира Булычева состоялось не просто много, они были максимально
широко диверсифицированы.
Приведем близкий нам пример
малоизвестной и очень талантливой писательницы Лилианы
Розановой, выпускницы Биофака МГУ. Ее фантастический рассказ «Две истории из
жизни изобретателя Евгения Баранцева» буквально
вживую списаны с читательских ожиданий того времени.
«А дни стояли яркие, прозрачные,
неторопливые такие. Листья кленов и лип были в известке. И казалось, вот-вот
начнется что-то самое главное в жизни, стоит только дожить до завтра или до
послезавтра, или дойти, например, до рыжей рощицы возле автобусной остановки.
Такое было настроение», – лучше Розановой не скажешь о
том времени. Времени строителей, созидателей, мечтателей и естествоиспытателей,
ее времени.
Жаль, что не сработала идея
чудесного фильма «31 июня». Развитие событий в мире закрыло такую возможность.
Изучая эволюцию в дикой природе, еще
можно сомневаться, а эволюция общества не оставляет сомнений – работают законы
природы, созданные в России. Мы об этом писали столько, что повторяться было бы
неприлично про номогенез Берга или «будущее сегодня» Курдюмова.
Но ведь только так можно понять
великий жизнеутверждающий смысл нового подросткового ремейка «Сто лет тому
вперед». Такие фильмы не измеряются количеством просмотров и сборов.
Сомнительные показатели с сексуальным оттенком похожи на индекс Хирша для науки.
Речь идет о попытке трансформации
нашего общества. Ведь у нас опять наступило время выбора. Есть два варианта
оценки состояния человечества, основанного на метафоре жизненного цикла
человека.
Пубертация и климакс, иногда можно
выбирать. Так бывает.
Фильм «Сто лет тому вперед»
предназначен на роль триггера.
Он построен с большим запасом креативных моментов.
Понятие «чеховское ружье» отражает
закон эволюции в виде рекомендации для ее режиссера, по-нынешнему –
генетического или социального инженера. В нативном
варианте он гласит: «Если в первом акте вы повесили пистолет на стену, то в
следующем из него надо выстрелить. Иначе не кладите его туда».
Так вот, в фильме «Сто лет тому
вперед» на стенках повествования развешен такой арсенал, что сосчитать трудно.
Получается многозначный гипертекст, работающий именно в национальном тезаурусе.
Кто-то из зрителей обязательно заметит каждый элемент, и далеко не все
поделятся своими впечатлениями. Но в целом все заложенное авторами обязательно
сработает.
Киноиндустрия, подобно атомной
энергетике, в России стала типичным в своей яркости креативным
творчеством коллективного формата, где в технологии двойного назначения делает
однозначный бесповоротный выбор.
От ФИО министра культуры или
руководителя страны выбор не зависит. Им остается только подчиниться
предпочтениям россиян.
Возможно, отмеченная нами новация в киноиндустрии
существовала ранее и наверняка уже кем-то из маститых
описана. В принципе, очень многое в современном искусстве восходит к прорывному
в плане креатива гипертексту восемнадцатого века
«Рукопись, найденная в Сарагосе». Это франкоязычный роман польского аристократа
Яна Потоцкого, явного предшественника Станислава Лема. Можно найти корни в средневековой социальной сети на
стенах новгородских храмов или в повествовательном стиле древнерусской
иконописи.
Богатейшее культурное наследие может
служить как чистым источником, так и топким болотом, в зависимости от принятых
стандартов использования его содержимого. Человек постоянно и кардинально
меняется. Перевод на современный язык по творческим условиям равнозначен
созданию нового.
Повесть «Сто лет тому вперед» Кира Булычева из цикла об Алисе Селезневой опубликована в 1978
году. Пятисерийный сериал «Гостья из будущего» – 1984
год. С тех пор аудитория изменилась едва ли меньше, чем после «Рукописи,
найденной в Сарагосе». Роман Потоцкого был популярен
до состояния безумия в то же время и ранее.
Нам трудно судить о достоинствах или
недостатках фильма «Сто лет тому вперед». Возможно, в силу возраста и
информационной пресыщенности смотреть его было не так уж легко, чтобы
относиться к кино по-детски на уровне «хочу – не хочу».
Парочка в полупустом зале неподалеку
от нас постоянно хихикала невпопад событиям на экране, отвлекая от аналогичного
поведения Весельчака У.
Обычно события в кинотеатре стохастически гармонизуются с экранным текстом, а тут
нарастала эклектичность, и без того избыточная.
Для нас выход в
прокат такого фильма сравним по значимости с очередным приступом в дискуссии по демографической политике. Или,
например, с изобретением за океаном технологии «Культуры отмены», если не
обращать внимания на модальность события, учитывая только степень значимости.
Но ведь это все тоже развешено по
фильму «Сто лет тому вперед» среди прочих пистолетов.
Аналогичный по степени
предназначенности заряд имели фильмы «Союз спасения», «Вторжение», «Вратарь
Галактики». Эти произведения каждое по-своему были более цельными с намеренно
редуцированным набором чеховского арсенала. Заметного эффекта от них не было,
но это вовсе не значит, что его не было вообще.
А в случае фильма «Вызов» негативная
волна была инсценирована с упреждением возможной зрительской консолидации.
Сегодня мало кто из публичных фигур осмелится его похвалить прилюдно.
Фильм «Сто лет тому вперед»
представляет собой еще и вариант работы над ошибками в повторении пройденного. В любом случае последней попыткой на пути к
будущему он не останется. Потому что мы живем в России и другой такой страны не
знаем, где так вольно может дышать творческий человек. Достаточно использовать
возможность и не тратить талант на поиск оправданий.
Сами так делаем и другим советуем.
Как сказала зампред правительства
Татьяна Голикова, «Ждем хороших фильмов». Наш вопрос состоял в том, может ли
кино повлиять на демографию. Может, но на тех, кто способен думать. Любопытно
то, что, описывая фильм «Сто лет тому вперед», мы уже в собственном отложенном
восприятии пересмотрели его заново и увидели ускользнувшее от нас в зале.
Характерно то, что вся предыстория обильно и в общем
исчерпывающе описана в Рунете, прежде всего в русской Википедии.
Расхождений мы не нашли, позиция авторов статей и наше собственное восприятие
оказались удивительно консолидированными.
Песня «Прекрасное
далеко» Композитора Крылатова на стихи Энтина в исполнении Татьяны Дасковской
из фильма «Гостья из будущего» стала самостоятельным элементом русской
цивилизации.
Успех песни определяет ее смысл. Он
глубже и в то же время проще известных интерпретаций, потому что связан с
имманентным свойством русской души со стремлением к недостижимому идеалу как
нескончаемому пути самосовершенствования. Грубая поговорка «хорошо, где нас нет»
может быть интерпретирована иначе, но смысл именно такой.
В оригинальном тексте звучит строка
«Он зовет меня не в райские края». В более поздней версии строка изменилась на «Он зовет меня в чудесные края».
Звучит песня и в фильме «Сто лет
тому вперед».
Текст песни
Слышу голос из прекрасного
далека
Голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос из прекрасного
далека
Кружит голову как в детстве
карусель.
Припев:
Прекрасное далеко
Не будь ко мне жестоко
Не будь ко мне жестоко
Жестоко не будь.
От чистого истока
В прекрасное далеко
В прекрасное далеко
Я начинаю путь.
Слышу голос из прекрасного
далека
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает
строго:
А сегодня что для завтра сделал я?
Припев ...
Я клянусь, что стану чище и добрее
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа
Припев ...
Согласно Википедии,
Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко
1934-2003), по основной специальности востоковед, является одним из самых
популярных советских фантастов. Его самое известное произведение – цикл детских
книг о девочке из будущего Алисе Селезневой, оказавший большое влияние на
советскую культуру. Написал множество фантастических произведений для взрослых,
научных трудов и стихов. Произведения Булычева были
экранизированы более двадцати раз – больше, чем у любого другого советского
фантаста. Псевдоним составлен из имени жены Кира Алексеевна Сошинская
и фамилии матери Мария Михайловна Булычева. Любимый
персонаж назван по имени дочери Алиса Игоревна Лютомская
(Можейко), архитектор, предприниматель, президент ООО
Архитектурно-проектное бюро «Элис».
Серия книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват.
Девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных
найденышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе
начальником этой организации, комиссаром Милодаром.
По словам самого писателя, Кора Орват – это своего
рода повзрослевший вариант Алисы Селезневой.
Прототипом Алисы Селезневой из
мультфильма «Тайна третьей планеты» стала дочка художницы Натальи Орловой Катя
(актриса Екатерина Семенова). При создании капитана Зеленого Орлова
использовала образ своего мужа, кинорежиссера Тенгиза Семенова, и частично
самого Кира Булычева.
Актеры и роли
Даша Верещагина Алиса Селезнева
Марк Эйдельштейн Коля Герасимов
Константин Хабенский профессор Селезнев
Виктория Исакова Кира Селезнева
Федор Бондарчук робот Вертер, озвучка
Александр Петров Весельчак У космический пират
Юра Борисов Глот космический пират
Софа Цибирева Алтухина
Матвей Астраханцев Витька
Кирилл Митрофанов Фима
Валентин Моисеев папа Коли
Мария Майкова-Слидовкер мама Коли
Режиссер Александр Андрющенко
Продюсеры Михаил Врубель
Александр Андрющенко
Федор Бондарчук
Денис Баглай
Вадим Верещагин
Антон Златопольский
Вячеслав Муругов
Юлиана Слащева
Антонина Ли
Павел Горин
Елена Быстрова исполнительный продюсер
Дарья Чигиринова линейный продюсер
Сценаристы Андрей Золотарев
Александр Андрющенко
Ксения Мирошник
Кир Булычев повесть
Оператор Михаил Милашин
Композитор Игорь Вдовин
Художник постановщик Владислав Огай
Художник по костюмам Татьяна Долматовская
Художник по костюмам Александра Аронова
Художник по гриму Мария Тутукина
Алексей Старченко
Александр Пузырев