https://mospravda.ru/2024/10/15/748287/
https://leo-mosk.livejournal.com/11033582.html?newpost
12.10.24 Наталья Вакурова, Лев
Московкин
Кино по выходным
Режиссер ничто, актер все – он тут
живет
Настоящее свадебное противостояние
Реинкарнация Тарапуньки и Штепселя в
роли честных жуликов
Фильм «Битва пап» (Режиссер Иван
Архипов, сценарист Юлия Лемарк) построен на сюжете случайного переплетения
нескольких судеб с целью отражения вызывающей проблемы современного экранного
шоу.
Для отечественного кинопроизводства
это, безусловно, попытка возврата к его истокам с ответом на вопрос – а что
вообще нужнее зрителю?
Собратья авторов фильма по киноцеху
будут тщательно изображать глубокое непонимание, соревнуясь в унижении готового
экранного продукта, актеров, режиссера.
До кого дотянется язык без костей,
тот получит свою дозу профессионального презрения.
Любая профессиональная тусовка, будь
то новейшие квадроберы или старейшие литераторы, стремится к самоизоляции,
транслируя свою внутреннюю позицию в режиме полупроводника без возможности
короткого замыкания, в котором она сгорит от стыда.
Это совсем не «Битва пап», но
приближение к решительной схватке цивилизаций за идентификацию ценностей в
вечной потасовке раскрашенной лжи и голой правды.
Англосаксонский стержень любого
искусства, науки или госуправления исходит из облигатного скандала, истерики,
нарушения моральных принципов с целью эпатажа.
Варвары с чем пришли в мир, другого
не знают. Двух тысячелетий оказалось мало даже для первого класса церковно-приходской
школы.
Зрителю прививают такую форму
воздействия, когда на его сознание надо постоянно обрушивать все более громкий
звук, неестественные сочетания тел и событий. Возможностей для эпатажа остается
все меньше. Уже нормальную рекламку сканстралить не из чего, все сопли и вопли
уже были.
В конце фильма задача формулируется
открытым текстом без лукавой двусмыслицы: пичкаете зрителя баландой из
ненависти, интриг, зависти. А чтобы сделать передачу душевную, теплую талант
нужен. Когда же это делать, если не в Год семьи?
Истина звучит устами персонажа из
гроба в замке, охраняемого привидениями, по имени Кузьмич (Роман Мадянов).
Столичная штучка, изгнанная на
кубанское телевидение телеведущая закрытого ток-шоу «Пусть молчат» Аглая
Рождественская (Анна Уколова) ведет реалити-шоу о настоящем свадебном
противостоянии со скандалом, драками и упреками.
Кому сейчас нужна традиционная
свадьба? Это же прошлый век. Нужна импровизация, цифровизация, компиляция.
Что?
Аглая обещает роскошную свадьбу. Это
будет пушка, бомба: «Я обещаю». Бедный жених и богатая невеста. По концепции
они друг друга замучат. Золотой унитаз или туалет на улице.
Для завязки невесте показывают аванс
– подвеска с камнем, который приносит удачу.
Стоп, снято!
Наш спонсор бриллиантовая компания
предоставила диадему стоимостью десять млн рублей.
Свадьбу оплатит продюсерская
компания.
Под напором обстоятельств она
вынуждена унять свой продюсерский зуд. Получается, в общем, неплохо, если
иронично-критичный Кузьмич пошел из парной бани чинить пробки в одной фетровой
крышке, да так и заторчал на стремянке в неглиже до окончания шоу.
Можно себе представить зрелище.
«Когда строку диктует чувство, Оно
на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба.»
Не стреляйте в режиссера, берегите
патроны. Отскакивает взад, и на нем шрамов не остается, подобно андроиду «Опричник-112»
в фильме «Ботан и супербаба». Когда сплетаются таланты сценариста, режиссера и
продюсера, а для русского кино такая организованная эвристика группового
формата давно стала рутинной, лучше с сюжетом не спорить. Все равно что плевать
в собственную Планиду, когда по своему же выбору споткнешься на ровном месте.
Все, что явилось на суд публики
сегодня, и не случайно, и готовилось давно. Кинопроцесс сравним со
строительством завода на новых технологиях. Его цикл создает риск генерала,
который тщательно подготовился к прошлой войне.
В случае фильма «Битва пап» битва
авторов с убегающим временем обернулась тем, что время людей сдалось чувству
момента продюсера. Но ведь признаки перемен тоже упали не вчера накануне
проката. Уже лет десяток как журналисты и педагоги принялись выдавать думы
потаенные про никому не понятные тектонические сдвиги в человеческом мире.
В 2024 году продюсирование людских и
нелюдских процессов разрешилось полной победой душераздирающего скандала. Что прежде
было рекламой и затем стало управлением массовым сознанием, достигло
исторической вершины под мемическим маркером «взлом человека».
Мы даже не успели вменяемо описать
сокрушительную новацию, как буквально в последние дни свалилось то, что в языке
воришки секретов Эдварда Сноудена называется «отдача при выстреле»
Реклама стреляет без предупреждения
– главная заповедь рекламщика.
Пока западный глобальный продюсер
задавался с грустью в адрес России философским вопросом Абдуллы «Гюльчатай,
почему ты не умерла?», в России далеко не все заметили, что ее душили.
Понять происходящую в мире цепь
событий стало совсем трудно. Мы оставим сей хлеб тем, кто, может быть, понимает
не больше нас, но получает за это деньги.
А мы лучше отправимся в кино на «Битву
пап» – фильм-аллегорию, иносказательно отражающий турбулентный наворот в виде
битвы личных амбиций с потенциями.
Традиция для русского кино не новая,
достаточно вспомнить картины «Интервенция», «Каин Восемнадцатый», «Фуэте», «В
огне брода нет», «Начало», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Господин
оформитель», «Безымянная звезда», «Обыкновенное чудо» «Кин-дза-дза», «Звезда и
смерть Хоакина Мурьеты» и особенно «Айболит-66», в котором есть вообще все про
современный мир.
«Нехорошо обманывать ребенка», – «Я
же не могу ждать, пока она вырастет!»
Мозаичная фабула «Битвы пап» проста
до гениальности и в то же время многолика. Каждый может выбрать в этом
винегрете ягодки по вкусу. И каждый найдет кусочек себя и своей судьбы в
юмористическом свете сатирического светового прибора.
С одной стороны, в основе сюжета
вечно непримиримый спор двух бывших друзей по армейской службе, – солдафона на
пенсии, отца троих детей сержанта Георгия Майорова (Максим Лагашкин) и
процветающего изнеженного столичного бизнесмена по продаже осветительных
приборов, «короля света», как он сам себя называет, Андрея (Юрия?) Златовласова
(Александр Златопольский). Бизнесмен успешен невыплатой зарплаты сотрудникам и
считает это неважным. Он хочет забыть армейскую жизнь как страшный сон.
Солдафон буквально наслаждается тем, что забыть не дает: «Все сказал, Златовласка?..
Я твое мнение по поводу любых праздников видал в телевизоре. Понял? Если
Майоров решил, что ты с нами, солью в первый попавшийся унитаз, если ты в
фонтан не хочешь. Веришь? Я хочу тебя спросить, какого черта ты мешаешь свадьбе
наших детей? – Я? – Не я же»
Шоу ведет Юрия Ивлева, автор метода
ликвидации правды, мастер в области психологии.
Майоров расслышал про легализацию
правды. Зрителей Златовласова в его магазинах ожидает скидка по промокодам.
Майоров угрожает правдой по промокодам.
Майоров сына упустил в скрипачи,
воспитывает защитников Отечества из дочек. Но и тут облом на желании заниматься
бальными танцами.
У обоих экзотически разные жены Катя
(Ирина Пегова) и Наташа (Наталья Рудова).
Златовласов с Наташей в разводе, но
она в конце фильма оказывается беременной.
У Майорова еще теща есть, Марья
Сергевна (Людмила Артемьева). Жена Катя демпфирует мамин напор, морально
поддерживая напускную решимость Майорова: «Ты воспитываешь сына, двух дочерей,
меня и одну тещу. Ты крутой. – Ты правда так думаешь?»
Страсти вскипели, когда их дети
после годичных сомнений решили пожениться – Маша (Алиса Лозовская) и Костя
(Константин Раскатов).
Отставник Майоров договорился об
организации свадьбы в генеральской столовой Дома офицеров. Это было трудно.
Страдающий синдромом богатства с избытком удовлетворенных желаний Златовласов
не может себе позволить выдать дочь замуж в какой-то столовой. Его планы
непреодолимо простираются за рубежи необъятной Родины куда-нибудь в Дубаи.
В результате «Битвы пап» получается
ни два, ни полтора, кто в лес, кто по дрова. Вся компания с чадами и
домочадцами на большом автобусе едет в Сочи, потому что так решил Костя.
Разворачивается хронотоп дороги с множеством нечаянных встреч.
Серпантин на родной земле и близость
смерти добавит нам рейтинга.
Костя оказывается с характером в
папу Майорова. Играть на скрипке «Яблочко» отказывается, он на такое не
подписывался. Он семь лет в музыкальной школе учился – Вивальди, Паганини. «Яблочко»
потому что народное им морское?
«Вы не готовы все!» – кричит Костя в
исступлении от диктата на превращенной в съемочную площадку собственной
свадьбе.
Аглая, как впервые в жизни,
сталкивается с тем, что ее никто не слушается и каждый про свое, вообще не
слушает никого.
На съемочной площадке режиссер
ничто, актер все. Он не актер и не играет, он тут живет. Начало положила
неукротимая Фаина Раневская. Это уже не «Репетиция оркестра» Феллини, а наша
жизнь в формате свадьбы, нелепая и беспощадная по канонам национального жанра.
«Все хорошо. Мы растем. Рекламную
интеграцию поднимаем. Но... – Что «но»? – Зрительские запросы меняются,
понимаешь? Надо личный контент. Надо доработать. Надо узнаваемость. У тебя в
компании какой-то музыкант есть, да? Ролики с музыкальными паузами сейчас в
тренде».
Финал происходит в Парк-отеле
Сириуса.
Хронотопы гостиной в русском кино
делать умеют, целое поле построили декораций на все случаи жизни и ее
зазеркалья.
В багажнике автобуса вместе с вещами
едут два честных жулика Тарапунька (Михаил Тарабукин) и Штепсель (Сергей
Штепс), их миссия-поручение состоит в краже дорогих подарков непосредственно на
бракосочетании, и не просто так, а назло бывшему. Честные жулики больше не
позволят ими манипулировать.
Кстати, о подарках. Авторы фильма
честно не скрывают, что он, как и свадьба в нем, сделаны на спонсорские деньги.
Тут роль Аглаи оказывается самой важной. Все обоюдно счастливы.
Наше отношение к рекламе прочно
установилось на уровне ненависти выше некоторых рецензий по поводу «Битвы пап».
Но иногда случаются такие моменты, что приходится признать: минус на минус
иногда дает плюс.
Культурное и экономическое развитие
России блокируется несуразным требованием рентабельности каждого, даже
промежуточного, продукта. Для импорта в странах происхождения продукта требование
не действует – автомобилей, блокбастеров, литературы-макулатуры и продуктов
питания, особенно рыбы. Дело не в том, что пипл все схавает, россияне уже не
хотят. Но хотя бы повышаются издержки дистрибуции и растут в России свалки. Так
вот реклама способна прогрызть брешь в стройной логистике глобального мира.
Особенность России – гигантский неудовлетворенный интерес к собственной стране,
ее кино или науке.
Даже диктатор Сталин не спорил с
народом, но боялся его. Нынешний диктатор это нечто из кондово пропагандистского
фильма «Тайна двух океанов». А мы-то думали, советская власть головы дурит.
Оказалось, битва двух глобальных пап.
В фантазиях людей такой нелепости не
бывает, как сама человеческая жизнь. Фильм «Битва пап» об этом.
По сценарию «Битвы пап» у честных
жуликов ничего не получится из-за козней шустрой девочки Сони, «маленькая
заноза в заднице» (София Златопольская), подменившей чемоданчик.
Аллегория в том, что постоянно
присутствует со своей командой в командной роли продюсер Аглая Рождественская
(Анна Уколова). Она абсолютно точно знает, что нужно зрителю и готова всех
участников использовать в роли подопытных кроликов на съемочной площадке
реалити-шоу. И пусть молчат о своих желаниях, у них есть только обязанности
жениться и ссориться.
До смены пола палку не перегнули, а
про предшествующую программу увеличения губ, скул, ягодиц и грудей без нас
скажут профессиональные критики.
По ходу пьесы постоянно истерит, что
попадает на бабки. А если с ними что-то случится, ей будет реалити-шоу «Небо в
клеточку».
Маша с Костей постоянно ссорятся
насчет смысла их жизни и попадают в разные нелепости, потому что девушка ищет
приключений на свою фату, а парень бережет скрипку всей свой жизни.
Инверсия половых ролей нынче в моде.
На бракосочетании Костя зачитывает
текст о том, что когда он познакомился с папой Маши, порадовался, что она
похожа на маму. Решил, что ее надо спасать. В двух семействах начинаются
разборки внутренних и международных дел, кто ему это написал.
Продюсерский зуд глобального
управления постоянно понуждает делать людей нечто эдакое, что им фиолетово. Но
надо напомнить об их человеческом несовершенстве, чтоб не зазнавались и уважали
мамочку.
Мир был театром, и люди в нем
актеры. Стал больницей, и люди в нем пациенты. Превратиться в публичный дом с
девочками, готовыми исполнить любые прихоти клиента, не успел, и, возможно уже
не суждено.
Гюльчатай, почему ты не умерла?
Фильм «Битва пап» сделан в
оригинальном авторском жанре композиции из всевозможных достижений рекламы с
целью заякоривания зрительского внимания. Используются аллюзии и реминисценции
для оперирования блоками национальной памяти. У авторов тут талант недюжинный.
Границы нового произведения раздвигаются виртуально больше его физического
времени.
В фильме нет как таковой этапной
драматургии, но ведь она стала и до того редким зверем из классики Красной
книги искусства.
Тут перманентная драматургия
рекламного реалити-шоу, доведенная до профессионального перфекционизма. Искать
в нем смысл бесполезно, он просто на поверхности плавает и не тонет. Потому что
присутствует повсеместно в именах, репликах, диалогах, танце и песне.
«Я вообще-то скромная. Белая фата.
Но от поцелуя кругом голова. Каблучки по полу. Танцы босиком. Заливайся, мы
споем Свадьба, свадьба, свадьба. Будем веселиться и кутить»
В фильме «Битва пап» нет актеров
первого или второго плана. Все экспромты запрограммированы и с тщательным
блеском сыграны. Оператор и монтажер не навязываются подобно Аглае в самые
главные, просто создают из навороченного винегрета единый гармоничный сюжет.
Это не фестивальное кино. Коллег в
жюри сожрет завистливая ревность. Профессиональная тусовка с негодованием
отвергнет. Журналюги напишут с прицелом на одобрение тех и других ради фуршетов
на просмотрах и грамот за достойное освещение.
Короче, это кино для нас, зрителей.
Есть в русской кинематографии
шедевры, примиряющие с действительностью и одевающие ее банальную рутину в
краски.
Это ведь как посмотреть на одно и то
же, голодным на сказку или с похмелья от хоррора.
Не вся реклама одинаково полезна, но
она все равно не только стреляет без предупреждения, но и на покой не
отпускает.
Нелишне напомнить, что в России с
2021 года в третье воскресенье октября отмечается День отца.
Зрительские запросы в мире
действительно меняются. Люди отказываются терпеть хамство и грубость. Не хотят
быть объектами программирования и пытаются стать субъектами утраченного
диалога, сами спродюсировать собственную судьбу. Началось с бунта. Британию
обвинили в работорговле. Новый премьер Японии впервые в послевоенной истории
страны обвинил США в атомных бомбардировках. Страны мира повалили от ЕС с НАТО
в сторону БРИКС. Подвергнутая отмене русская культура ненавязчиво без
политической поддержки в отличие от мягкой силы захватывает умы человечества.
События последних дней неожиданно
пошли так, будто их направляет режиссер фильма «Битва пап» в сговоре со
сценаристом. Этого не может быть, но так есть.
Отсюда злобные отзывы без
аргументов. Глобальная Аглая тщится стянуть одеяло обратно на обнажившийся зад
вместо головы.
Битва пап
2024
Актеры и роли
Анна Уколова Аглая Рождественская,
продюсер и телеведущая столичного шоу «Пусть молчат», изгнанная в кубанское
телевидение
Алиса Лозовская Маша невеста
Константин Раскатов Костя жених,
скрипач
Максим Лагашкин Георгий Майоров,
отставной военный, отец Кости
Александр Златопольский Златовласов,
владелец столичной фирмы по торговле осветительными приборами, отец Маши
Ирина Пегова Катя, жена Майорова
Людмила Артемьева тёща Майорова
Наталья Рудова Наташа, жена
Златовласова
Роман Мадянов Кузьмич, обитатель
гроба
Михаил Тарабукин Тарапунька
Сергей Штепс Штепсель
София Златопольская девочка Соня,
подменившая чемоданчик
Тимофей Иванов фотограф
Даяна Гудз Кристина
Ксения Бодрягина поэтесса
Екатерина Суворова звукорежиссер
Андрей Пантелеев оператор
Надежда Шанина подруга
Динара Саляхова подруга
Юлия Ивлиева Юлия Ивлиева
Рашида Губаева режиссёр
Иван Архипов продюсер
Максим Кузенков Лёша