https://mospravda.ru/2024/11/12/751905/

https://leo-mosk.livejournal.com/11079668.html?newpost

09.11.24 Наталья Вакурова, Лев Московкин

Кино по выходным

Если завтра в поход

Ты веришь в жизнь после любви?

Здесь смотрят кино ответственно

Экранный анамнез любви и ненависти, зависимости и неверности

Мы принципиально смотрим кино в обычном прокате по пятьсот рубликов с носу. Ветерану труда дают иногда скидку до 350. Премьеры и пресс-показы остались в прошлом, кроме тех фильмов, которые показывает только РИА «Новости» и в прокат они не идут. Но тут и нет того парадного очарования, которого мы хотим избежать, чтобы получить собственное впечатление без искажений профессиональной тусовки.

Обычно фильмы по нашему вкусу идут в прокате скудно в пустом зале и получают негативно-нервозную критику. Что, как мы думаем, подтверждает адекватность выбора.

На сеансе нового фильма «Любовь Советского Союза» (режиссеры Никита Высоцкий, Илья Лебедев; сценарий Сергей Снежкин, Владимир Валуцкий; продюсеры Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Виктория Демидова) зрителей было относительно много. Сеансов тоже много до десятка в один день в одном кинотеатре. Эту картину обильно рекламировали. Реакция зрителя не соответствует затраченным усилиям.

Кинокритика в России остается слабой и высоко зависимой от двойственной политической конъюнктуры.

Фильм начинается так, будто это следующая серия «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина. Летят самолеты в небе над Красной площадью. Печатают шаг красивые сексуально-спортивные девушки. Звучит песня Лебедева-Кумача «Ну-ка, солнце, ярче брызни, Золотыми лучами обжигай! Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай, шагай!»

«Изо рта не воняет? Допущена», – девочек отбирают для вручения цветов руководителям партии и правительства.

Фильм длинный два часа 28 минут.

Заранее было известно, что «Любовь Советского Союза» это реконструкция в зеркале сталинской эпохи любви Константина (Кирилла) Симонова и актрисы Валентины Серовой (Половиковой, на украинском Половык), уроженки Харькова.

В обычном кинопрокате все как-то честнее. Зрительница нашего возраста с типичной для интеллигенции подростковой на всю жизнь категоричностью обозначила свое мнение о фильме одним настолько широко известным в России словом, что воспроизвести его мы не решаемся. И добавила про плохую игру актеров.

Чтение отзывов показало, что женщина со свежим впечатлением прямо из кинозала накрыла своей эмоцией значительную долю оценок в обильном по числу и скудном тематически потоке отзывов.

Нам иногда кажется, что самый слабый запах Первого канала на некоторых россиян действует подобно навеянному политическими анекдотами и диссидентскими романами имиджу Иосифа Сталина.

Благодаря историку науки Сергею Багоцкому мы знаем, что Сталин был поэтом, и его стихи не остались незамеченными. Историк науки ни сталинизмом, ни патриотизмом не страдает. А документальное исследование Игоря Прокопенко «Спросите Сталина», среди прочего, содержит конфронтирующие планы по административному делению перелицованной империи в форме Советского Союза. Схема Сталина была ориентирована на будущее и несла сиюминутный риск того, что будущее может случиться по внешним хотелкам с замесом на местечковых амбициях. Что, собственно, и произошло в 1991 с последней из схем Ленина, которой спасли страну от немедленного распада.

Через ретроспективу образ Сталина вступает в новую фазу после череды трансформаций: черно-белая экзальтация при жизни, пренебрежение через полгода после смерти, оголтелое шельмование собственного прошлого со своей нелицеприятной ролью в нем под видом обещанной Западу десталинизации под предводительством Хрущева.

Хотели, как лучше избавиться от страха, а получили, как всегда, типичный для России антипатриотизм с либерализмом к военным преступникам и откровенным бандитам.

В семьях наших родителей, очень разных, естественно, были репрессированные. Тогда аресты были таким же привычным атрибутом жизни, как сейчас мошенничество или угрозы с территории Украины. Но страха не было, и вообще тематика сталинизма была параллельной. Наши мамы пели советские песни и смотрели советское кино, получая стимул к жизни и хотя бы как-то радуя наших отцов. Побывать хотя бы раз в жизни на каком-то из элитарных советских курортов удалось многим. Жили бедно, но театр и черная икра в разумных дозах были таким же доступным атрибутом жизни, как заводная Любовь Орлова на экране.

В постсоветское время накопились новые события и новая информация о старых событиях. Подспудно созревало недоумение: а чем, собственно, наше прошлое со Сталиным в нем хуже?

Константин Эрнст гениальный продюсер с острым чувством времени. Его экранная продукция с опережением отвечает на общественный запрос, который само общество еще даже не успело ощутить. Единственное, что ему должно вменить в вину: колебался вместе с линией партии. Что в переводе с языка политических анекдотов означает следование вызовам времени.

Константин Эрнст достиг такого положения, где никому ничем не обязан, кроме страны. Родственные связи глаза не мозолят – дочки-внучки, племянницы и любовницы. Жена есть, роман с ней похож на историю любви наших героев. В фильме «Любовь Советского Союза» тридцатишестилетние не играют восемнадцатилетних. Актеры соответствуют возрасту персонажей или моложе. Актеры в основном молодые. Играют столь истово, будто от этого зависит их будущая жизнь в профессии. Мы такое видели на выпускных спектаклях Института современного искусства.

Интересно, чем ответит на очевидный успех фильма «Любовь Советского Союза» ВГТРК? России идет на пользу их творческое соревнование за наши души.

Успех и вправду очевиден по всем составляющим кинопроизводства. Новый Фильм «Любовь Советского Союза» еще более зрелищный по сравнению с «Вызовом». Работа оператора и монтажера высокопрофессиональная. Костюмы и антураж воссозданы контрастно без ошибок в соответствии с творческим замыслом, компьютерная графика невероятная.

Слава русским программистам! Не все уехали в Силиконовую долину, лучшие остались.

Особо следует отметить выверенное сочетание смены планов, хронометража кадров, динамики и пауз.

Динамические сцены воссоздают человеческие чувства героев. Паузы интригуют, придавая всему блюду остроту ожиданий, что случится в следующий момент.

С помощью пауз авторы фильма на полную катушку использовали элемент восточной хитрости в составе образа Сталина и заставили трепетать души зрителя.

Фильм «Любовь Советского Союза» охватывает короткий промежуток времени, когда дзига по-украински или юла истории закрутилась с бешеной скоростью подобно настроениям актрисы, центрального персонажа экранного повествования. Вокруг нее и ее взрывных эмоций из крайности в крайность крутится все – разные мужья, политическая комсомольская жизнь на фоне интриг и сплетен театральной жизни. События в театре и на съемочной площадке в эвакуации в Ташкенте. В ее орбиту входят враги народа, маршалы, герои Советского Союза, известные всей стране поэты и сам Сталин.

Он все про нее знает.

Понять можно по-разному. Фильм под названием «Любовь Советского Союза» мог быть сделан на основе судьбы Любови Орловой. Такая аллюзия появилась в зрительских отзывах. Но сегодня актуален не просто патриотизм и отражение дружбы народов в текущей геополитической обстановке, но тема защиты Родины.

Согласно искусствоведческим изысканиям знатока Московского метро Марии Вальдес-Одриосолы, оформление подземных дворцов для народа отражает, как по велению Сталина именно на время войны образ Родины с размеров родной деревни распространили на всю страну для замены им представления об Отечестве, Отчизне.

Сегодня тема сталинского понимания Родины в изменчивом и враждебном мире снова актуальна и релевантна одновременно. Совпадение редко бывает, и в таком случае возникшие общественные угрозы неизменно решаются. Пусть мир ждет исхода опасной неопределенности, чтобы присоединиться к победителю, а мы уже знаем, что надо делать..

Вот в этом Эрнст реально похож на Сталина.

Для выбора темы оптимально подходит реконструкция народного образа актрисы Валентины Серовой, созданного стихотворением Константина Симонова «Жди меня».

Оно звучит от имени автора в фильме «Любовь Советского Союза» голосом актера в роли Кирилла Туманова (Роман Васильев) из репродуктора. Его жена, актриса Галина Васильевна Коврова (Ангелина Стречина), в девичестве Локтионова, слушает на заснеженном перроне.

Она была женой Героя Советского Союза, летчика-испытателя Анатолия Коврова (Кирилл Кузнецов).

Он разбился.

Со вторым мужем Валентины Серовой Анатолием Серовым так и было, он разбился вместе с Полиной Осипенко во время учебно-тренировочного полета. Героя Советского Союза обвинили преступной небрежности и похоронили в Кремлевской стене. Урну с прахом нес сам Сталин. Не один, конечно, а в составе всей команды с праздничного Мавзолея.

Гибель активного участника испанской войны представляется естественной. Самолет признали полностью исправным. Советская авиация должна быть безукоризненной, и любые рассуждения о ее недостатках в преддверии войны, мягко говоря, не приветствовались. В то же время существовали апокрифические заключения о конструктивных недостатках похуже современного Боинга учебного варианта боевого истребителя, на котором выполняли учебно-тренировочный полет Серов на месте пилота и Осипенко инструктора. Предположительно пилот задрал нос машины, и самолет сорвался в штопор. Обвинение комиссии не вязалось с его опытом. В дальнейшем Сталин лично следил за конструкцией самолетов, и страна уже во время войны получила превосходство в воздухе. Серов при жизни успел показать, какого мастерства может достигнуть советская авиация.

И прототип, и персонаж демонстрирует высший пилотаж через любовь к жене.

Они познакомились на вечеринке у друга, тоже известного пилота и Героя Советского Союза. Галину сюда привела подруга по сцене Таисия Аграновская (Ангелина Поплавская).

Ковров мастерски исполняет на гитаре страстную испанскую песню. Брак наступил скоротечно и продлился ровно год. В тот день, когда он разбился, было намечено отпраздновать годовщину свадьбы.

Галина получила известие о смерти мужа во время спектакля и впала в беспамятство, упала в обморок и сорвала спектакль.

С Серовой такого не было.

Товарищ Сталин (Александр Устюгов) лично принимает участие в судьбе летчика Анатолия Коврова, актрисы Галины Ковровой-Локтионовой и ее следующего мужа, военкора Кирилла Туманова.

В жизни Симонова и Серовой отец народов до такой степени не вмешивался и их отношения оценивал скорее с ироничным осуждением.

Иосиф Сталин тоже изображен стереотипировано.

По фильму и Галина Локтионова, и ее мать Клавдия Локтионова (Алена Бабенко) были актрисами. Их прототипы тоже. В детстве девочке Гале выпало вручить букет цветов товарищу Сталину на трибуне Мавзолея. Устроил для ребенка элемент советской сказки любовник матери Антон Григорьевич Евграфов. Позже он был разоблачен во главе правотроцкистского заговора. Галину должны были исключить из комсомола и уволить из театра. Но появление на комсомольском собрании двух Героев Советского Союза Анатолия Коврова и него друга сорвало план. Ограничились «поставить на вид».

Они вообще-то пришли на спектакль «Бедность не порок» и едва его не сорвали. Зрители смотрели только на летчиков вместо сцены.

Галине пришлось бежать по лестницам в ложу, чтобы спасать спектакль: «Немедленно уходите!»

Позже, когда Коврова уже не было в живых, за спектакль по пьесе Туманова «Если завтра в поход» с Галиной Ковровой в главной роли сам Сталин присудил Сталинскую премию второй степени.

Сначала Сталин был недоволен. Решение о выдвижении на премию принял один человек, который видел спектакль, – начальник Главного управления театров товарищ Кононыхин (Роман Мадянов).

Ничего не объясняя, куда и зачем их везут, сотрудники НКВД срочно собирают актеров на спектакль в Кремле для одного зрителя со свитой .

Чувства актеров понятны.

Без интриги, естественно, не обошлось. Экранный образ Сталина смотрится ненатурально и в то же время в роли великолепного актера.

Молодой драматург Кирилл Туманов написал пьесу о любви специально для Галины Ковровой. Ее героиня ищет мужа в Испании.

Константин Симонов написал пьесу «Парень из нашего города», где главный герой побывал и на Халкин-голе, как он сам, и затем в Испании подобно предыдущему мужу актрисы Серову.

Галина на экране не воспринимает любовь драматурга Туманова всерьез и не хочет играть в его пьесе.

Чтобы завоевать ее, он готов писать для нее стихи, пьесы, сценарии фильмов.

Доброхоты предупреждают: ей нужен принц, Герой Советского Союза. А вы не принц.

«Спирт будешь? – Давай. – Ты ее стихами не возьмешь. Не та женщина. – Она та женщина. Я не тот поэт. – Не соглашусь с тобой. Галина женщина-спичка. Горит ярко, быстро. Обжечь может. А согреть? – Согреть не может. Мне нужна женщина керогаз?»

Пьяненькая актриса жеманно предлагает драматургу написать пьесу для нее и чтоб в конце она погибала. «Обязательно погибнете», – обещает Туманов.

Постоянно ломающаяся натура актрисы заставляет заняться его воспитанием. Выбирает ему костюм дарит ему трубку: «Алексей Толстой курит трубку. Бернард Шоу курит трубку. Если хотите стать знаменитым писателем, курите трубку. И хорошо одевайтесь».

Константин Симонов курил трубку.

Он написал стихотворное обращение к Серовой «Я, верно, был упрямей всех» с честным признанием полного понимания ее жизненного образа. Затем было знаменитое стихотворение «Жди меня». Солдаты шли в бой с переписанным от руки текстом. Его роль в духовном подъеме на защиту Родины сравнима с песней на слова Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой

Далее был фильм «Жди меня» по сценарию Симонова и опять же с Серовой в главной роли. Там она поет песню на слова Симонова «Ты, крылатая песня, cлетай С ветром буйным в родные края, Ждет ли парня, как прежде, узнай, Дорогая подруга моя».

После этого фильма летчики портрет Серовой размещали на приборной панели. Ее образ придавал решимости в воздушных боях.

Слоган филам обозначен вопросом: «Ты веришь в жизнь после любви?»

Последнее обращение Симонова к Серовой написано в виде стихотворения «Открытое письмо» с презрением к вдове убитого командира, которая не захотела ждать. Серова жила в отсутствие мужа с Рокоссовским. Родственники отчаянно опровергали этот роман, и он считается недоказанным.

В фильме сюжет измены обозначен, но не реализован.

Не считается доказанным армянское происхождение Симонова. Тогда бы он был Симоньянц. В фильме армянское происхождение Туманова обозначено фамилией Туманян.

Историю любви и ненависти Симонова и Серовой, их происхождения и ролей в жизни рассказала в своем проекте «Литература и история» Маргарита Симоньян исчерпывавшее, эмоционально, интересно и в общем точно:

https://amakh.livejournal.com/1648922.html

Красивая удивительная армянка постоянно маячит в телевизоре и сети, телезвездой себя не считает, знает Россию лучше русских и без тени зависти говорит о пронзающей красоте украинок.

Красота детей есть следствие любви, мы точно знаем.

Симоньян ужасается тому, что люди моложе нее и даже кандидаты наук не знают о существовании стихотворения «Жди меня».

При этом главный редактор ведущего информационного агентства не знает о выдающихся отечественных ученых и не развивает в своей структуре научно-популярную журналистику, только какие-то суррогаты по западным подсказкам.

Так что все познается в сравнении.

Серова начала спиваться после смерти мужа-летчика. В последние годы вела асоциальный образ жизни. Ее нашли мертвой в разграбленной квартире.

Она прожила всего 56 лет.

Облик, лицо и телосложение, цвет волос и прическа, манера одеваться Валентины Серовой-Половык идеально соответствовали представлениям о женской красоте своей эпохи. При этом в ее характере присутствовали черты женщин эпохи нового века. Она курила и пила, водила машину, стеснялась своей большой груди и не носила декольте. Приписала себе возраст, чтобы приняли в театральное училище. На момент начала фильма ей было 19, в конце 25. Веком ранее люди взрослели быстрее.

Актриса главной роли Ангелина Стречина выше Серовой, худенькая, длинноногая и темноволоса. Ей 28 лет. Соответствует современной эпохе. Возможно, таков элемент реконструкции прошлого для современного зрителя.

Нам показалось, жена Эрнста Софья все же больше похожа на Серову, но она еще выше и вдвое старше. Получилось бы как в последнем «Евгении Онегине».

Симонов влюбился в Серову по фильму «Девушка с характером», который принес ей известность. Решительная сотрудница зверосовхоза смело критикует директора товарища Мешкова за белолапость на фоне милых ручных черно-бурых лисичек.

Клеточное звероводство России уничтожили в девяностых и никакой белолапости нет..

У Серовой родилось двое детей – Анатолий Серов и Мария Симонова.

Сказать, что Константин Симонов много сделал для страны и Победы, не сказать ничего. В качестве военкора побывал на всех фронтах. Писал репортажи для «Красной Звезды», где работали также Илья Эренбург и Давид Ортенберг. Писал уникальные стихи мощного звучания, сценарии для фильмов и спектаклей. Был крупным общественном деятелем. Вокруг Симова всегда было очень много людей. Он был удивительно работоспособен. Им был написан вышедший в свет в 1959 году роман «Живые и мертвые», по аналогии с эпопеей Льва Толстого «Война и мир» раскрывший на примере Великой Отечественной войны силу духа русского народа.

На посту главного редактора «Нового мира» добился возвращения в свет романов Ильфа и Петрова, публикации «Мастера и Маргариты» Булгакова и «По ком звонит колокол» Хемингуэя, защитил память Лили Брик в биографии Маяковского.

Серова была третьей женой Симонова. Родила ему дочь Марию Симонову.

Родных детей у него было трое.

Вторая жена писателя, филолог и литературный редактор Евгения Самойловна Ласкина опубликовала роман «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва». Родила сына Алексея Кирилловича Симонова, известного в качестве президента НПО «Фонд защиты гласности».

Четвертая жена, искусствовед Лариса Алексеевна Жадова. Родила дочь Александру Кирилловну Симонову.

Кирилл Михайлович Симонов родился в 1915 году в Петрограде в семье генерал-майора Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.

Отца Симонов не видел. Его следы окончательно теряются в 1922 году в Польше среди множества военнопленных царской и в основном Красной Армии числом до 170 тыс.

Симонов взял псевдоним Константин, потому что из-за дефекта дикции не выговаривал свое настоящее имя.

Сцена со стихотворением в исполнении автора в фильме «Любовь Советского Союза» в исполнении настоящего автора была бы невозможно. Маргарита Симоньян воспроизвела, что могло получиться с помощью программы искусственного интеллекта.

Мать-княжна до конца жизни называла сына Кирюшей. Она обиделась на него за стихотворение «Жди меня», где какая-то пигалица представлена лучше матери. И предсказала будущее его брака с Серовой.

События, насыщенные страстями и талантами в одной только теме любви Константина Симонова и Валентины Серовой заставляют сомневаться в стереотипах относительно Сталина и России в целом. Советская власть умела работать с кадрами.

У советской власти было несколько философских пароходов, но и ненависти к ней внутри страны осталось еще больше. Творческая среда доставляла руководству страны отдельную проблему. Достаточно сравнить образы Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Михаила Булгакова с тем, какими они были на самом деле. Это стало известно благодаря специальному исследовательскому проекту РИА «Новости».

Постсоветская власть в отношении интеллигенции пошла в поводу у Запада, кроме, может быть, кинопроизводства по заветам Ильича. В остальном классовая борьба и никаких премий, преференций для талантов, которых буквально море без половой распущенности с суицидами. Разогнали больше, чем на философских пароходах.

Большой удачей для нынешней российской власти является сохранение феномена Пахмутовой и Добронравова, появления нового специалиста по литературе и истории в лице известной до чрезвычайности Маргариты Симоньян и создание очередного уникального фильма под управлением Константина Эрнста.

«Любовь Советского Союза» фильм, профессионально удачный во всем, начиная с названия и завершая острым запросом массового сознания на такое, именно такое представление образа любви в реконструкции с минимально возможной ретушью.

Мы смотрим кино ответственно, потому что это кино про нас.

 

Приложения

 

Константин Симонов о Валентине Серовой

Я, верно, был упрямей всех.

Не слушал клеветы

И не считал по пальцам тех;

Кто звал тебя на «ты».

Я, верно, был честней других;

Моложе, может быть;

Я не хотел грехов твоих

Прощать или судить.

Я девочкой тебя не звал;

Не рвал с тобой цветы;

В твоих глазах я не искал

Девичьей чистоты.

Я не жалел, что ты во сне

Годами не ждала;

Что ты не девочкой ко мне;

А женщиной пришла.

Я знал, честней бесстыдных снов;

Лукавых слов честней

Нас приютивший на ночь кров;

Прямой язык страстей.

И если будет суждено

Тебя мне удержать;

Не потому, что не дано

Тебе других узнать.

Не потому, что я – пока;

А лучше – не нашлось;

Не потому, что ты робка;

И так уж повелось...

Нет, если будет суждено

Тебя мне удержать;

Тебя не буду все равно

Я девочкою звать.

И встречусь я в твоих глазах

Не с голубой, пустой;

А с женской, в горе и страстях

Рожденной чистотой.

Не с чистотой закрытых глаз;

Неведеньем детей;

А с чистотою женских ласк;

Бессонницей ночей...

Будь хоть бедой в моей судьбе;

Но кто б нас ни судил;

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил.

1941

 

Песня Лизы из кинофильма «Жди меня» (сценарист Константин Симонов; режиссеры Борис Иванов и Александр Столпер)

Слова Константина Симонова, исполняет Валентина Серова

Сколько б ни было в жизни разлук;

В этот дом я привык приходить.

Я теперь слишком старый твой друг;

Чтоб привычке своей изменить.

Если я из далеких краев

Слишком долго известий не шлю;

Все равно, значит, жив и здоров;

Просто писем писать не люблю.

Ты, крылатая песня, cлетай

С ветром буйным в родные края;

Ждет ли парня, как прежде, узнай;

Дорогая подруга моя.

Коль ей грустно, ты сразу поймешь -

Приласкай, за меня обними;

Понапрасну ее не тревожь;

Только в сердце мельком загляни.

Я и сам бы с тобою слетал;

Да с рассветом мне в бой уходить.

Я и сам бы любимой сказал;

Что в разлуке невесело жить.

И поведать о том не боюсь;

Что для нас небольшая беда.

Я ведь скоро с победой вернусь -

Не на час, а навек, навсегда!

1943

 

Открытое письмо

Женщине из г. Вичуга

Я вас обязан известить;

Что не дошло до адресата

Письмо, что в ящик опустить

Не постыдились вы когда-то.

Ваш муж не получил письма;

Он не был ранен словом пошлым;

Не вздрогнул, не сошел с ума;

Не проклял все, что было в прошлом.

Когда он поднимал бойцов

В атаку у руин вокзала;

Тупая грубость ваших слов

Его, по счастью, не терзала.

Когда шагал он тяжело;

Стянув кровавой тряпкой рану;

Письмо от вас еще все шло;

Еще, по счастью, было рано.

Когда на камни он упал

И смерть оборвала дыханье;

Он все еще не получал;

По счастью, вашего посланья.

Могу вам сообщить о том;

Что, завернувши в плащ-палатки;

Мы ночью в сквере городском

Его зарыли после схватки.

Стоит звезда из жести там

И рядом тополь – для приметы...

А впрочем, я забыл, что вам;

Наверно, безразлично это.

Письмо нам утром принесли...

Его, за смертью адресата;

Между собой мы вслух прочли -

Уж вы простите нам, солдатам.

Быть может, память коротка

У вас. По общему желанью;

От имени всего полка

Я вам напомню содержанье.

Вы написали, что уж год;

Как вы знакомы с новым мужем.

А старый, если и придет;

Вам будет все равно ненужен.

Что вы не знаете беды;

Живете хорошо. И кстати;

Теперь вам никакой нужды

Нет в лейтенантском аттестате.

Чтоб писем он от вас не ждал

И вас не утруждал бы снова...

Вот именно: «не утруждал»...

Вы побольней искали слова.

И все. И больше ничего.

Мы перечли их терпеливо;

Все те слова, что для него

В разлуки час в душе нашли вы.

«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»...

Да где ж вы душу потеряли?

Ведь он же был солдат, солдат!

Ведь мы за вас с ним умирали.

Я не хочу судьею быть;

Не все разлуку побеждают;

Не все способны век любить,-

К несчастью, в жизни все бывает.

Ну хорошо, пусть не любим;

Пускай он больше вам ненужен;

Пусть жить вы будете с другим;

Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.

Но ведь солдат не виноват

В том, что он отпуска не знает;

Что третий год себя подряд;

Вас защищая, утруждает.

Что ж, написать вы не смогли

Пусть горьких слов, но благородных.

В своей душе их не нашли -

Так заняли бы где угодно.

В отчизне нашей, к счастью, есть

Немало женских душ высоких;

Они б вам оказали честь -

Вам написали б эти строки;

Они б за вас слова нашли;

Чтоб облегчить тоску чужую.

От нас поклон им до земли;

Поклон за душу их большую.

Не вам, а женщинам другим;

От нас отторженным войною;

О вас мы написать хотим;

Пусть знают – вы тому виною;

Что их мужья на фронте, тут;

Подчас в душе борясь с собою;

С невольною тревогой ждут

Из дома писем перед боем.

Мы ваше не к добру прочли;

Теперь нас втайне горечь мучит:

А вдруг не вы одна смогли;

Вдруг кто-нибудь еще получит?

На суд далеких жен своих

Мы вас пошлем. Вы клеветали

На них. Вы усомниться в них

Нам на минуту повод дали.

Пускай поставят вам в вину;

Что душу птичью вы скрывали;

Что вы за женщину, жену;

Себя так долго выдавали.

А бывший муж ваш – он убит.

Все хорошо. Живите с новым.

Уж мертвый вас не оскорбит

В письме давно ненужным словом.

Живите, не боясь вины;

Он не напишет, не ответит

И, в город возвратись с войны;

С другим вас под руку не встретит.

Лишь за одно еще простить

Придется вам его – за то, что;

Наверно, с месяц приносить

Еще вам будет письма почта.

Уж ничего не сделать тут -

Письмо медлительнее пули.

К вам письма в сентябре придут;

А он убит еще в июле.

О вас там каждая строка;

Вам это, верно, неприятно -

Так я от имени полка

Беру его слова обратно.

Примите же в конце от нас

Презренье наше на прощанье.

Не уважающие вас

Покойного однополчане.

По поручению офицеров полка

К. Симонов

 

Личное обращение Симонова к Серовой

Я не могу писать тебе стихов

Ни той, что ты была, ни той, что стала.

И, очевидно, этих горьких слов

Обоим нам давно уж не хватало.

За все добро – спасибо! Не считал

По мелочам, покуда были вместе;

Ни сколько взял его, ни сколько дал;

Хоть вряд ли задолжал тебе по чести.

А все то зло, что на меня, как груз;

Навалено твоей рукою было, Оно мое!

Я сам с ним разберусь;

Мне жизнь недаром шкуру им дубила.

Упреки поздно на ветер бросать;

Не бойся разговоров до рассвета.

Я просто разлюбил тебя. И это

Мне не дает стихов тебе писать.

 

Актеры и роли

Ангелина Стречина Галина Коврова

Роман Васильев Кирилл Туманов

Кирилл Кузнецов Анатолий Ковров

Роман Мадянов Кононыхин

Александр Устюгов Иосиф Виссарионович Сталин

Игорь Петренко Константин Георгиевич

Алена Бабенко Клавдия

Владимир Виноградов Арсеньев

Максим Керин Миша Могилевский

Софья Эрнст Любовь Соколова

Антон Момот Валерий Костецкий

Ангелина Поплавская Таисия Аграновская

Илья Шакунов Берг

Екатерина Стеблина Зинка Сазонтьева

Алексей Варущенко Алексей Корзун

Сергей Жарков Грачев

Олег Абалян Лаврентий Берия

Светлана Смирнова-Кацагаджиева Тетка Надя

Елена Муравьева Тетя Наташа

Федор Федотов Пашка Шпигель

Максим Блинов Капитан Мурзин

Александр Безруков Геннадий Андреевич

Артем Ешкин Тимошкин

Елена Морозова Самарра

Дмитрий Гирев Полковник Барзин

Максим Литовченко Капитан Шарафутдинов

Даниил Кокин Косоротов

Олег Тополянский Григорий Седельников

Давид Сократян Данияр

Денис Синявский Панков

Василий Щипицын Семенюк

Галина Бокашевская Татьяна Тимофеевна

Артем Губин Сергей

Константин Милованов Демьяныч

Роман Агеев Полковник Заварзин

Наталья Унгард Делопроизводитель ЗАГСа

Сергей Новосад Сержант

Александр Кудренко Александр Михеев

Святослав Насташевский Николай Погодин

Валентина Ведерникова Софья Потоцкая

Игорь Опарин Капитан КПП на Белорусском. фронте

Александр Взметнев Андрей Панкратов

Янина Соколовская Марина Симонова

Анастасия Богатырева Любовь Андреева

Антон Семкин Военный на параде...

Владимир Маслаков Кинорежиссер

Юрий Цокуров Сергей Конев

Агриппина Стеклова Елена Никандровна

Михаил Горевой Герард Коновалов

Денис Нурулин Саша Русаков

Евгений Баранов Фельдшер

Татьяна Рыбинець Костюмерша

Василий Неверов Козик

Никита Григорьев Никита

Иван Стебунов Лев Мехлис

Денис Кутузов Александр Поскребышев

Павел Исайкин Климент Ворошилов

Сергей Тишин Вячеслав Молотов

Самвел Джалалян Анастас Микоян

Дмитрий Язов Михаил Калинин

Антон Афанасьев Старший наряда НКВД

Евгений Терентьев

Виталий Любский Дирижер военного оркестра

Данила Краснов

Илья Михайлов солдат-новобранец

Дмитрий Воздвиженский

Николай Орловский Аккордеонист

Арсений Тополага Алеша

Евгений Филатов Проводник

Олег Галахов

Директор съемочной группы в Ташкегте

Валентин Самохин Ассистент режиссера

Сергей Уманов Иван Алексеевич

Татьяна Городецкая Капельдинер

Михаил Руденко Начальник расстрельной команды

Андрей Аверков Командир подводной лодки

Виктор Конухин Боец с котелками

Александр Синюков Майор Пережигин

Михаил Данилю Курьер-мотоциклист

Павел Шевандо Женечка

Георгий Маришин Начальник политотдела

Роман Лелюх Бухарин

Александр Тарасов комсомолец

Ярослав Головнев Ипат

Анна Киселева Мороженщица

Дмитрий Румянцев конвоир

Елена Лычагина жена генерала

Валерия Селиванова Света

Даниил Калинкин

Анна Крамер помощница командирши

Ирина Бякова Секретарша Кононыхина

Анна Арефьева Танька-телеграфистка

Андрей Шимко Оператор-постановщик