https://mospravda.ru/2024/12/11/756261/
https://leo-mosk.livejournal.com/11144615.html?newpos
07.12.24 Лев Московкин
Книга как иллюзия
Солярная теория мифа
Книжная выставка интеллектуальной
литературы non/fictio№26 прошла в московском Гостином
дворе на Ильинке с 5 по 8 декабря.
Выставка принесла две кучи новостей
– плохую и хорошую. Вопреки обыкновению начну с хорошей.
Программа выставки прямо-таки
демонстративно началась с бывшего изгоя.
Любимый и знаменитый с советского
времени писатель
Юрий Поляков провел встречу с
читателями. Ну и чтобы не забывали, кто почем, прочел лекцию «Возможен ли
искусственный талант?»
Юрий Поляков – писатель, поэт,
публицист, драматург и общественный деятель, один из самых ярких авторов
современной литературной прозы, отметил совсем недавно свой семидесятилетний
юбилей. Заявленная тема «Возможно ли заменить автора искусственным интеллектом,
и возможен ли вообще «искусственный талант?» представляется выбором весьма
странным. Все равно что спрашивать у раввина «Слушай,
а почему ты не девочка?»
Еще совсем
кажется недавно в ответ на резонный вопрос «А где Поляков?» организаторы давали
совершенно понятный ответ «Государственники нам не нужны».
Когда и чьим чутьем в крупнейшем
писателе современности опознали государственника, для меня загадка.
Еще больше загадка экономика
издательского дела. Основной объем представляемой на книжных выставках
макулатуры выглядит продукцией искусственного интеллекта.
Я так и не понял, что такое
искусственный интеллект, но ответ на поставленный Полякову вопрос очевиден.
Это не талант точно. Найти хиреющую
книгу здесь настоящее искусство. А в книжном магазине или тем более в
библиотеке практически безнадежно. Библиотечные работников честно признаются,
что они любят хоррор. На книжных выставках такое
веяние времени вроде бы ушло, когда представители издательств активно тратили
свои литературоведческие таланты на пропаганду чего-то депрессивного.
Я имею в виду новинки, а не
классику, которой в России очень много. А вот после
нее как будто русскую культуру действительно отменили. Но это не так.
По крайней мере
две хорошие книги на выставке я нашел.
Исследование Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки,
арт-объекты» посвящено теневой стороне феномена
книги.
В содержательной и завлекающей
аннотации написано следующее: «Вы видите книги на столе рядом с чашкой кофе, на
полке в компании других томов, на витрине книжного магазина, в руках попутчика
в автобусе… Но вот вы приглядываетесь – и вдруг
обнаруживаете, что это обман зрения, или искусная имитация, или ловкая
маскировка. О чем вы подумаете? Какие ощущения испытаете? Захотите всмотреться
еще внимательнее?
Английский термин нечтение (nonreading) охватывает
множество ситуаций, в которых предметная ценность книги превосходит ее
текстовую значимость. Немецкое понятие не-библиотека
(Nichtbibliothek) описывает массу артефактов и
явлений, связанных с имитацией книги, эксплуатацией ее материальных качеств.
Описать и систематизировать такие практики – значит предъявить феномен Книги во
всем его неиссякаемом и чарующем разнообразии.
Вот уже пятьсот лет люди увлекаются изготовлением
книжных муляжей и созданием самых разных вещей в форме книг, а в последнее
время еще и превращением самих книг в иные предметы. Все эти практики и техники
открывают «теневую сторону» книжной культуры и конструируют альтернативную
историю Книги, наглядно показывая, как менялись вкусы и взгляды, нравы и
обычаи, эстетические предпочтения и этические установки.
Оппозиция книга-вещь и книга-текст
обозначается еще четче с распространением технологий печати. Возникает
негласное, но всеми так или иначе осознаваемое противопоставление томов,
предназначенных для чтения и для коллекционирования.
Альтернативная история Книги – это
ее внечитательская биография. Это протянутая через
столетия незримая, но прочная нить, на которую нанизаны яркие бусины визуальных
обманок и смысловых фокусов. Культура подмены, в которой обман дороже правды,
иллюзия убедительнее реальности, а копия ценнее оригинала.
Отношение человека к книге во все
времена было противоречивым и неоднозначным, напоминающим противоборство
легендарных персонажей Роберта Стивенсона – доктора Джекила
и его двойника мистера Хайда, который «писал его
собственной рукой различные кощунства в чтимых им книгах». В европейской
культуре книга исстари наделялась самыми разными свойствами, вплоть до
противоположных и взаимоисключающих: величие и ничтожество, благочестие и
греховность, правдивость и лживость, спасительность и смертоносность… В архетипической фигуре
Женщины-с-книгой, воплощенной во множестве произведений изобразительного
искусства, угадываются одновременно искусительный
образ Евы и лик Богоматери со Священным Писанием».
И еще одна книга совершенно иного
толка.
Евгений Бачурин, Живопись, графика,
поэзия. – Москва, Издательский дом «Арт. Собрание»,. 2024. – 224 е.: ил
Это книга о многогранном творчестве
московского художника Евгения Владимировича Бачурина (1934-2015). В книге
впервые приводятся факты биографии художника, собраны многие отклики на его
творчество, рецензии, Представлен список выставок, а также воспроизводятся
графические и живописные работы, хранящиеся в семье, музеях страны и зарубежья.
Издание книги подготовила вдова Бачурина и она же забрала 160 экземпляров для раздачи
друзьям. В продажу поступило только сорок.
Я такого барда не знал и легко нашел
в Яндексе следующее.
Евгений Владимирович Бачурин (1934 –
2015) – советский и российский поэт, бард, художник. Заслуженный деятель
искусств Российской Федерации (2005).
В большинстве его картин запечатлены
образы далёкого детства, в котором соединены ощущение счастья и тревоги. Работы
художника пронизаны иронией и ностальгической печалью о прошлом, о мимолётности
земного бытия.
В графике Бачурин работал как
художник-иллюстратор в периодической печати и книжных издательствах, а также
как график-станковист в технике литографии. Здесь он открыл новое направление,
разрабатывая тему «старой фотографии», когда графический рисунок как бы
копирует фотоизображение, заимствуя у него эффекты достоверности отображаемого
и одновременно добавляя элементы декора и гротеска.
Стихи, песни, короткие рассказы Бачурин
пишет с 1967 года. Стихи публиковались в периодической печати
– журналах «Юность», «Знамя», «Сельская молодёжь»; в советских и зарубежных
сборниках авторских песен; в «Литературной газете», в газетах «Русская мысль»
(Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк), в журнале «Континент» (Париж).
Таким образом, Евгений Бачурин –
весомый элемент русской советской культуры с элементами нонконформизма,
диссидентства и андеграунда. Ну и естественно его вывел на поле мировой
культуры журнал «Юность».
В любом случае выход в свет такой
книги большая удача и для издателей и для читателей.
Наиболее заметны на выставке
странности, это уже какая-то назойливая норма.
Вот например перевод с американского
английского книги профессорши из Огайо Сары Айлс Джонстон. Она представлена как «Боги и смертные:
современное прочтение мифов Древней Греции».
В анонсе издательства написано:
«Захватывающие истории, полные фантастических персонажей и самых неожиданных
поворотов, демонстрируют, каков удел смертного в мире, где правят могущественные,
неподвластные человеку силы. Стоит ли удивляться, что эти предания не первую
тысячу лет владеют умами? «Боги и смертные» – новое, современное изложение
древнегреческих мифов от одного из ведущих специалистов в этой области. Сара Айлс Джонстон пересказывает как
самые известные сюжеты, так и довольно редкие, приглашая нас пройти вместе с
ней невероятный путь от сотворения мира до новой жизни после Троянской войны.
При этом она дает нам возможность взглянуть на некоторые события глазами
женских персонажей (о чувствах которых так часто забывают в традиционном
изложении сюжетов), не искажая при этом ни сами предания, ни привычную для
древних картину мира. Так возникает новый – занимательный и познавательный –
подход к древнегреческим мифам».
Представил книгу ее научный редактор
Святослав Смирнов. Вопросов к нему было много. В России после легендарного
Николая Куна его тема «Легенды и мифы Древней Греции» одна из самых любимых.
Историк конкретных ответов не давал
и в этом он больше похож на политика чем ученого. Некоторые любопытные моменты
он обозначил, не раскрывая. Например, «Солярная теория мифа». У него получилось
так, что у древних греков миф и реальность были тождественны.
Сдается мне, что приведённое
утверждение не совсем верно. Есть такая версия, мифологизированные политеизм
греков чем-то сродни русскому язычеству, где у каждой кочерги или кустика был
свой божок. Это не западные эльфы с гномами п совершенно четко трудоустроенные заведующие избой,
баней в огороде, лесом, речкой.
А в целом получилось некое учение об
устройстве общества с задачами типа Дарвинизма для британцев. Учение предлагает
простым смертным закон и по нему они должны действовать. В случае Дарвинизма
это искусственный проект естественного отбора и все должны ему следовать. Иными
словами закон рынка. А для себя любимых никакого закона не нужно. Только бремя
белого человека в пробковом шлеме. Преимущество абсолютно не заработанное.
В Древней Греции были уловки для
обхода законов. Например, можно было поменять день недели по еврейскому анекдоту:
везде суббота, а у меня среда. Включить бормотание дельфийского отпрукала и расшифровать так, чтоб конкретный соискатель
правды о будущем заплатил побольше.
Исследовательница греческой
мифологии из Огайо сделала еще проще, придав особый акцент домашнему насилию.
Никакого другого «нового прочтения» у нее нет.
Известные всему миру древнегреческие
богини если были кем-то притесняемы, то скорее друг другом в борьбе за красоту
и могущество над мужчинами. Приспособить историю для распространения идей СБН
непросто. Ну и пусть тогда этот перевод раздают даром в общественных женских
туалетах, коль ее издание на русском как-то навязали стране.
Россия является прямой наследницей
античности. В том числе и потому, что переводы литературных памятников в России
это новое произведение как правило сильнее оригинала.
Вот и Кун идеализировал греческий ареопаг.
На Журфаке
этим занималась Елизавета Кучборская. Кто у нее
учился, не забудет.
Феномен идеала с античности стал
имманентной частью всего феномена человека. Путь к идеалу проложен через
катарсис древнегреческой трагедии. Варвары пришли в мир разрушить античную
систему красоты. Не получилось и они спустя два
тысячелетия предпринимают еще одну попытку. А мы уши развесили.
На одной из дискуссий возник вечный вопрос,
может ли унитаз или допустим писсуар быть представлен
как произведение искусства? В развитие темы я предложил высокомудрой
неувядаемо счастливой докладчице устроить перформанс,
чтобы дева с телом богини в него пописала. Вот это будет настоящее искусство.
Богини они такие всемогущие.
Из всех доступных моему пониманию
мероприятий выставки я выбрал презентацию книги «Сто лет недосказанности:
Квантовая механика для всех в 25 эссе»
Автор Алексей Семихатов, доктор
физико-математических наук, заведующий лабораторией Теории фундаментальных
взаимодействий Физического института им. П. Н. Лебедева РАН. Победитель
Национальной премии «Книга года – 2023».
Анонс издательства состоял из
вопросов, на которые было обещано ответить: «Какие существуют мифы о квантах? Что
случилось с кошкой Шрёдингера на самом деле? Как понять суперпозицию, даже если
прогуливал школьные уроки физики? Новинка Алексея Семихатова – простой и
интересный гид по квантовой механике. В рамках презентации автор расскажет о
процессе работы над книгой, приоткроет завесу тайны над миром квантов и ответит
на вопросы читателей».
Семихатов сначала бодался с кликером, чтобы переключать слайды, на которых ничего не
понятно. Потом принялся бегать у экрана, весьма захватывающе пересказывая идеи,
известные из лекций Ричарда Фейнмана.
Смысл чрезвычайно простой.
Представить микромир на основе того, что мы можем видеть своими глазами, так не
получится.
Мне понравилась метафора о том, что
микрочастицы ведут себя как дети, у них какой-то свой мир. Когда в комнату входит
человек, дети замирают и он видит какую-то одну
картинку из множества. В физике это называется коллапс.
Иными словами, Микромир критически
зависит от наблюдателя. Например, электрон может проникнуть через две дырки и
показать за ними картинку интерференции. Если на него смотреть, то будет скорее
частица, чем волн.
Явления дифракции и интерференции
легко наблюдать на поверхности воды, бросая в нее камешки.
Квантово-волновой дуализм заметен
для электрона, потому что у него обе составляющие выражены. Если представить
частицей нашу Землю, обнаружить у нее волновой хвостик не получится, слишком
мал.
В общем, первые минут двадцать я
наслаждался, предвкушая ответы на поставленные вопросы и готовя свои. Потом
стало ясно, что идут бесконечные повторы одного и того же. Лектор просто
заполнял время, чтобы избежать диалога с читателями и при этом по какой-то
своей причине сильно нервничал.
Никаких обещанных вопросов ни
ответов не было. Зачем-то организаторы от издательства написали одно, а сделали
по просьбе автора другое. Мало того, когда Семихатов увидел у меня в руках
диктофон, буквально озверел.
До этого я его видел только по
телевизору и мне его лекции очень нравились.
Общую картину окончательно испортили
две самоуверенные девицы от издательства, путались под ногами и вполне
профессионально оттесняли мня от перегретого
физического тела.
Вообще-то такое повеление подпадает
под статью 144 УК.
Что касается самого физика, пусть он
свой диагноз найдет себе сам. Я сталкивался с подобной
реакцией, потому что во вне всегда подозревали журналиста и до того, как я им
стал. Обычно мне как-то удавалось успокоить человека. А тут мне просто
не дали рта раскрыть.
Психические особенности ученых
описал генетик Центра психического здоровья Иван Юров.
Как правило
психические особенности провоцирует давление на науки о жизни. Ну вот видимо и до физии добрались.
Такая у нас теперь новая солярная
теория мифа имени товарища Бруно.
Посетителей на выставке было так
много, что не все смогли воспользоваться гардеробом, бросая
одежду как попало. На гардеробщиках сэкономили. Толпа еле двигалась по
узким проходам. Книгами интересовались мало. Некоторые пришли просто
поговорить. Продавцы скачали со своими книгами.
Интересных мероприятий немного. Люди
зачастую берутся за темы, для которых у них не хватает образования. Высоко образованные, настоящие ученые попали под растущее психотическое давление и теряют человеческий облик. Многие
выпали из науки и эфира.
Издателей все это мало волнует. Судя
по вопросам зала, читатели приходят на научную лекцию и попадают на шаманские
танцы с политическими бубнами. Организаторы не вдаются в суть того, что
организуют, поэтому искренне воспринимают среднестатистического читателя как
малолетнего несмышленыша, которого надо развлекать. По
счастью не все такие, но практически все очень точно знают, как надо.
Книжная выставка показала, что если
голову вытащить, хвост увязнет. Напомню, в завершающемся 2024 году произведен
взлом человека. Так это было названо и даже немного описано, чтоб побольше напугать.