https://mospravda.ru/2025/03/12/766940/
https://leo-mosk.livejournal.com/11233702.html?newpost
10.03.25 Наталья Вакурова,
Лев Московкин
Кино по выходным
Приговоренные к
жизни
Жизнь взаймы
Возвращение мимо рая
Большая грудь пропуск в рай
Женщины в жизни мужчины, после или
вместо нее
Синдром отложенной жизни и
профессиональное выгорание
Жизнь современного человека
определяется не им самим и состоит обычно из борьбы за власть над человеком
двух установок – брать от жизни все здесь и сейчас или существовать для
создания светлого будущего на личном фронте.
Каждая из установок может сыграть с
человеком злую шутку. Можно одинаково надорваться и пролететь между раем и
адом.
Установка гедонизма сардонически
описана в эссе Фитцджеральда «Отзвуки века джаза». После него, как известно,
наступила Великая депрессия. Вся страна надорвалась от счастья.
Альтернативная установка называется
«Синдром отложенной жизни». Он навязан постмодернистскими программами
подавления рождаемости и снижения генетического качества людей.
Каждая новая картина российского
кинопроизводства о простых и массовых человеческих проблемах поражает знанием
жизни, естественнонаучной компетентностью в области наук о жизни и одновременно
талантом красочно-художественного представления заурядной бытовой занудности.
Сочетание нескольких разнородных
вершин творчества в композитном произведении стало продуктом коллегиальной
работы на основе феноменальной гуманитарной технологии русского кино.
Нам двоим
бывает трудно договориться, а тут созвездие агрессивных гениальностей в
конденсированном сгущении съемочной площадки.
Сатирическое изображение фашистской зарегулированности виртуальной канцелярии кочует из фильма
в фильм. Человеческий мозг в обездвиженном теле фантазирует картинами
отраженной жизни, где просматриваются изуверские параллели твоего окружения.
Живые люди предстают в шокирующих обнаженных ролях.
Живая жизнь в офлайне
мозга преодолена на грани мученичества жизнью. Она стала привычной, и мы
воспринимали ее как форму гедонизма. Не чувствовали оков. Алармизм
про цифровой концлагерь воспринимали чем-то клиническим.
Герой фильма «Дорогая, я больше не
перезвоню» (режиссер и сценарист Александр Фомин) Даня Олейник (Никита Ефремов)
надорвался на работе и впал в кому. Эта прекрасная
жизнь замочила его на пике профессиональной активности прямо в сортире. Подруга Катя нашла замену. Мама страдает, и у нее
получилось вмешаться в его сны.
Актриса Евгения Добровольская
скончалась от рака. В фильме Фомина одна из ее последних ролей.
Драматургия
картины упрощена до уникальности – преджизнь в
профессии рекламщика, постжизнь
на скабрезном ток-шоу для публичного интервью на раскрытие личности, и между
ними истинная виртуальная жизнь в коме. Зал ожидания аэропорта перед отправкой в рай, ад или
иногда обратно, что может быть хуже выдуманного ада.
Впрочем, наша живая жизнь тоже
выдумана, иначе не порождала бы она столько фантастики.
Человек приговорен его природой к
такой жизни.
Фильм «Дорогая, я больше не
перезвоню» цепляет всех независимо от отношения к власти или вере, и он так
построен, что провоцирует разнообразно адекватные содержательные рецензии.
Например, «Загробная жизнь Никиты
Ефремова» Даулета Жанайдарова,
редактора видео и подкастов Кинопоиска.
«Смерть с ее невозможностью
вернуться в любимый город,
обнять мам и бабушек, вечным сидением на чемоданах и постоянной беготней с
документами внезапно становится очень похожа на эмиграцию и все связанные с ней
эмоции» – утверждает автор рецензии.
«Кажется странным посвящать фильм
бабушкам и при этом отказываться признать тот очевидный факт, что жизнь женщины
не кончается в 22.
Да и в целом уважение к женщинам в «Дорогая я больше не перезвоню» заканчивается на уровне
деклараций. Да, мама – святое, но почти все женщины вокруг главного героя
представляют собой те или иные мизогинные стереотипы.
Надоевшая герлфренд; отвязная
байкерша, сразу ведущая в постель; актриса в рекламе,
которую Даня призывает быть «сексапильнее». Есть отдельный гэг
про то, что девушку с пухлыми губами и большой грудью отправляют в рай, и герой
возмущается: да как так-то? Главным признаком духовного роста рекламщика Дани в такой конструкции становится невероятно
зрелое решение бросить свою девушку, которую он не любит», – Даулет Жанайдаров в своей
великолепно информативной рецензии отразил то сокровенное, на что мы не
решились.
Он же с грустью заметил: «Черная
рамка вокруг имени Евгении Добровольской сама по себе выглядит немым укором
зрителям, которые давно не звонили родителям».
Рецензия Жанайдарова
представляет собой логически непротиворечивое обобщение. Оно естественным
образом порождает феномен поризма (логическую
индукцию, аналог преадаптации в Макроэволюции). Фильм
«Дорогая, я больше не перезвоню!» выписывает на экране печальный опыт мучений
полноценных мужчин-москвичей наиболее трудоспособного возраста до кризиса
середины жизни и в итоге отражает доминирующую сегодня глобальную проблему
современного человека.
Согласно классической установке,
рецензия должна по уровню написания не уступать рецензируемому произведению.
Но, как правило, они как продажные маркетантки за
обозом. Аналогично формулировка закона должна быть сильнее искусства. В
ангажированном мире почти нереально, разве только в России.
Как ни уникально, а не пропустишь.
Хорошо упакованная истина независимо от научно-художественной упаковки действует
подобно ослепительно гармоничной женщине на разнообразных людей в широком
спектре от либидо до мизогинии или прямой агрессии.
Слово мизогиния
означает агрессивное отвращение к женщинам, причем по отношению к новому фильму
это не врожденная генетическая девиация половой сферы, что тоже бывает в основе
охоты на ведьм. В нынешней эпохе мизогиния
развивается как благоприобретенный признак с возрастом мужчины вследствие
инверсии половых ролей.
Начальник аэропорта, анимальная блогерша, намерена
тормознуть главный персонаж в состоянии ожидания и совокупиться с ним.
Некоторые люди самый сильный оргазм переживают во сне, даже если по жизни так и
не поняли, что это такое с ними.
По версии авторов фильма, в
состоянии комы мозг Дани активно работает. Строится оценка его жизни, и он сам
должен направить запрос, куда он хочет – в рай или обратно в мир живых.
Генеральная задача не пролететь в ад, куда его направляют по умолчанию, и он
тщетно допытывается о причине такой оценки его жизни. Он же никого не убивал.
Фабула несет аллюзию к спектаклю «Шут
Балакирев».
Построение коматозного сна по
формату напоминает гротескные студийные сказки «Каин XVIII» с Гариным и
«Интервенция» с Высоцким, похожие на мультипликацию с живыми людьми в роли
кукол.
Яркие цвета сочной гаммы, декорированные
интерьеры, философские диалоги и глубокомысленные реплики, игрушечная стрельба
с последствиями, сказочная роль настоящей подруги жизни (Мила Ершова) и с ней
самовольный полет в рай.
Небольшое умственное усилие
позволяет игрушечный самолет с клоунами сравнить с дыркой в заборе
документальной трагедии «Пианист» Романа Поланского.
Не надо чваниться
насчет еврейского Холокоста. Его придумали сразу после войны в виде выплат
жертвам фашизма на Западе для надежного ослабления побежденной Красной Армией
Германии.
Разделение войны с Холокостом
потеряло смысл. Это не война, а геноцид, победить который в отличие от
традиционной войны невозможно из-за поражения национальной власти
зомби-паразитизмом.
Фильм «Дорогая, я больше не перезвоню»
показывает всю потустороннюю изнанку игры, раскрашенной ядовитыми цветами.
Торговля с сотрудниками отборочной
канцелярии как бы продолжает сериал «Министерство всего хорошего». Формат
другой, похож на обращение в МФЦ с талончиком очереди из автомата. Ты сам
должен выбрать на экране свою судьбу, что вовсе не означает ее бюрократического
одобрения.
В торговлю по распечатанным грехам
вмешивается бабушка Дани (Валентина Ляпина),
застрявшая в постжизни в молодом возрасте. Она
активно жертвует своими призрачными возможностями ради внука. Сакральная жертва
приносит эффект не более демонстрации родственных намерений в виде
самоубийства, как часто бывает.
Постмодернистский фашизм
неестественно ярко раскрашен.
В дикой природе предупреждающую
яркую окраску заработали хищники для демонстрации неуязвимости.
Грезы скорее лучезарны, чем
трагичны. Разборки заканчиваются в студии на ток-шоу Малахова. Человек,
напоминающий депутата Милонова (Андрей Козлов), с
укоризною вещает, что пиар на святом это нехорошо.
«В этом и заключается проблема
нашего времени: дешевый кайф на святые темы. А тема
смерти не тема для самопиара», – произносит имитатор
депутата на реконструкции ток-шоу.
«Мое дело об этом рассказать. Только
потом, когда вы там окажетесь, вы не говорите, что вы не знали, хорошо», –
парирует Даня.
Странная логика оказывается
убедительной. Самый говорливый депутат «там» уже ничего не скажет. А фильм это
не там, а здесь, в генерации виртуальной реальности коры головного мозга.
«Даниил, по вашей реакции я
убеждена, что вы искренне верите в то, что вы говорите. – Да. – Но проблема не
в этом. Дело в том, что во время комы человеческий мозг продолжает работать. Он
видит что-то наподобие сна. – Я не мог отличить сон от...
– Я понимаю, но очень часто бывает, что эти сны более реальные. И часто
воспринимаются как откровение. – Я там видел то, что мой мозг не мог видеть. –
Но вот вы говорили, что вы долгое время проводили в съемке в аэропорту. Вы
бывали в банке, вы бывали в похожем зале. Вы их и видели. А там встречали людей,
которых встречали в жизни. Это не всегда близкие люди. Наш мозг так устроен, он
кого-то выхватил из толпы и запомнил. – Слушайте»...
Анонсированная Малаховым версия Кати
о жизни после смерти, которую ей поведалоиинопланетяне,
в версию фильма не вошла.
После смерти ложной жизни на должности
креативного директора рекламного агентства Катя Дане
уже не катит.
Не пытайтесь повторять экранные
трюки, это может быть смертельно не понарошку.
Мы, кажется, объяснили, почему
человеческие программы Малахова, которые нам тоже не нравятся, на самом деле
иногда раскрывают потустороннюю природу человека, и особенно женщины.
Фильм-сказка тоже действует неоднозначно.
Свое ток-шоу в нем Малахов
анонсирует в соответствии с жанром: «Даниил Олейник, молодой креативный директор рекламного агентства, утверждает, что
побывал на том свете. Там он пил, танцевал, провел самолет и даже занимался
сексом. Узнаем все подробности прямо сейчас. Встречайте: Даниил с девушкой
Екатериной».
Автора диалогов и реплик стоило бы
указывать в описании фильма наряду с режиссером, сценаристом, художником и
автором трюков. В русском языке реплика имеет эффект трюка, и диалог становится
действием.
Бросать тень на конкретного депутата
было бы неправильно. Доминанта палаты определяет управляемость законодательным
процессом вследствие дремучей некомпетентности в сфере наук о человеке.
Лучше бы кино смотрели, чем
непроходимые законы принимать. Они усугубляют тревожный предмет фильма
«Дорогая, я больше не перезвоню!»
«Ни черта вы не смотрите», – говорил
Станислав Говорухин несобственному комитету по культуре незадолго до смерти и остался не понят.
Фильм мог бы заставить переосмыслить
жизненные установки, но изменить их человек не в силах. Власть над людьми
оказалась в руках людей, для которых работники по найму дрова, расходный
материал. Чем больше человеку платят, тем меньше его ценят. А он мучительно
соображает, чем может быть плох или неправ, и от этого нещадно перерабатывает в
надежде на исправление подобно ослу в «Скотском хуторе» Оруэлла.
Москвичи в большинстве
перерабатывают, проигрывая гонку за будущее.
О такой особенности москвичей сказал
в Думе депутат КПРФ Николай Осадчий.
Фильм с того и начинается, Даня
просит начальника не работать до 24 часов в сутки. Тот отвечает, что чем больше
мы сэкономим на аренде, тем больше возьмем себе.
Мы все к сожалению.
жертвы политики либерал-глобализма
– насаждения потребительства, атомизации,
постиндустриализма и стремления сформировать новый
класс прекариат без семьи, места жительства и
постоянной занятости. Глобальная акция инфодемии
должна была остановить производство. Теперь запускают «Созидательное
разрушение» (Creative destruction).
Фильм очень вовремя заставляет
задуматься, как человеку существовать в таком мире и не сойти с ума.
Фильм совершенно правильно подает
проблему как личную задачу, хотя она создана искусственно и ненормально для
бывшего советского человека в отсутствии государственного патернализма.
Все-таки мы жили в условиях какого-то неполноценного, но все
же коммунизма, лишенные многих заморочек свободного
мира.
Остается вопрос, могут ли люди
изменить формат мира? Наверно, стоило бы подумать о своих правах на земле здесь
и сейчас, но это опять будет отложенная жизнь.
Филь «Дорогая, я больше не перезвоню!»
длительностью час сорок очень емкий. Отметить все его значимые моменты
невозможно. Творческому человеку проще сценарий написать, чем проанализировать
результат. Порождаются непредсказуемые смыслы. Картина накрывает безразмерную
долю всего национального тезауруса. Множественные аллюзии провоцирует каждая
деталь, начиная с названия. Сочные краски потусторонних игрушечных персонажей и
интерьеров напоминают сказки о войне культур англосаксонской с русской миров Яви,
Прави и Нави Евгения ЧеширКо.
Параллели персонажей сна и яви, конечно же, Мориса Метерлинка «Синяя птица».
Эта пьеса – одно из наиболее ярких воспоминаний детства, как читанные мамой
сказки Бажова и упоительное ощущение полета во сне или ласковое участие мамы в
твоих воспоминаниях.
Это помнят все, особенно сироты при живых
родмтелях.
Не повторяйте экранные трюки, они
могут быть смертельны для жизни, а она все равно богаче.
В конце фильма звучит песня
музыка Алексей Рыбников
стихи Рабиндpанат Тагоp
Ветеp ли стаpое имя pазвеял.
Hет мне доpоги
в мой бpошенный кpай.
Если увидеть пытаешься издали.
Hе pазглядишь
меня
Не pазглядишь меня
Дpуг мой, пpощай...
Я уплываю, и вpемя
Несет меня с кpая на кpай.
С беpега к беpегу
С отмели к отмели
Дpуг мой, пpощай.
Знаю, когда-нибудь
С дальнего беpега
Давнего пpошлого
Ветеp весенний ночной
Пpинесет тебе вздох от меня.
Ты погляди, ты погляди.
Ты погляди не осталось ли
Что – нибудь, после меня.
В полночь забвенья
На поздней окpаине
жизни своей.
Ты погляди без отчаянья
Ты погляди без отчаянья.
Вспыхнет ли, пpимет
ли облик
Безвестного обpаза
Будто случайного.
Пpимет ли облик безвестного обpаза
Будто случайного.
Это не сон. Это не сон.
Это вся пpавда моя,
это истина.
Смеpть побеждающий вечный закон -
Это любовь моя. Это любовь моя.
Актеры и роли
Никита Ефремов Даня Олейник
Мила Ершова виртуальная подруга
Дмитрий Чеботарев
Агата Муцениеце
Ангелина Пахомова
Валентина Ляпина
юная бабушка
Евгения Добровольская мама
Роберт Юсупов
Ян Цапник
Анна Балабанова – стюардесса
Дмитрий Красюк
– Большой Лебовский
Акулина Морозова – модель на фотосессии
Юрий Музыченко
Татьяна Монахова
– Татьяна, медсестра
Арсен Гюльбалаев
– инспектор ГИБДД
Юлия Юркевич – девушка
Екатерина Соколова-Жубер
– эпизод
Андрей Козлов депутат
Андрей Малахов в роли себя
Режиссер и автор сценария –
Александр Фомин